Происхождение слова анафема. Что такое анафема? Смотреть что такое “Предать анафеме” в других словарях

Анафема – это. Значение слова, определение

Человечество на протяжении веков задается поиском цели бытия и смысла жизни, ищет ответы на вопрос о происхождении всего живого. Определенное мировоззрение, желающее познать высший разум, и есть религия. В мире существует множество вероисповеданий. Самые распространенные: христианство, ислам, буддизм. В каждой религии существуют правила поведения, моральные нормы, обычаи и ритуалы.

Значимым событием в первую неделю Великого Поста считается праздник Торжества православия, провозглашающий победу церкви над ересью. Во время этой службы происходит отлучение от церковного общения лиц, совершивших тяжкие прегрешения против храма, т. е. провозглашение анафемы.

Происхождение слова “анафема”

Слово “анафема” греческого происхождения, русское подобие этого термина – “проклятие”, получившее в Православной церкви вспомогательное значение – “осуждение на вечные муки”. В отличие от временного отлучения или епитимии, преданные анафеме исключаются из церковного общения и получают запрет на принятие таинств до своего полного раскаяния (в истории не известен ни один случай снятия анафемы с основателей еретического учения).

Посвященный божеству

В IV веке термин вошел в употребление в церковной практике. Значение слова “анафема” изменилось с течением времени. Изначально это было посвящение божеству, жертва по данному обету, затем – изгнание, проклятие, отстранение от церковного общения.

Слово “анафема” первоначально использовалось как название для изгнания из церкви, но превратилась в “отделенный, изгнанный, осужденный”. Слово происходит от греческого ἀνάθεμα, что означает “нечто, выделенное специально на зло”, из ἀνατίθημι – “предложение по обету дарения”, от ἀνά – “на”, и τίθημι, что значит “я положил”. Первично это “что-то вознесенное как приношение богам”; позже значение превратилось в “отделенного, изгнанного, отлученного от церкви”.

Библейское слово

“Анафема” – это значит, что человек (или вещь) проклят или обречен на проклятие или разрушение. Слово появляется в Библии шесть раз. Более современные переводы часто заменяют понятия “проклятый” или “вечно осужденный” словом “анафема”, в отличие от более старых версий. Термин “анафематствовать” также используется для описания действия: поставить проклятие на себя, чтобы оно начало работать в случае отказа выполнить обет. В своем рвении убить апостола Павла фарисеи анафематизируют самих себя, говоря: “. ни есть, ни пить, пока не убьют Павла” (Деяния 23:12).

Осужденное зло

Анафема – это (в широком смысле) что-то или кто-то, кого ненавидят или избегают. В своем другом основном трактовании – формальное отлучение. Последнее значение, его церковный смысл, основан на использовании Нового Завета. В Ветхом Завете анафема указывала либо на то (живое или неживое), что было освящено, либо на то, что было осуждено как зло, или проклято и отложено для жертвоприношения.

Анафема”(в значении “проклятие”), приписываемая папе Григорию XI, означало “подношение” или “ничего специального”, и происходит от глагола “предлагать”. В Ветхом Завете речь шла как об объектах, посвященных божественному использованию, так и о предметах, подлежащих уничтожению во имя Господа, таких как враги и их оружие во время религиозных войн. Поскольку оружие врага считалось нечистым, смыслом стало “все, что посвящено злу” или ” проклятие”. Изначально суть анафемы заключалась в отлучении от церкви нераскаявшегося еретика. К VI веку литургическое значение вновь стало означать формальное церковное проклятие, отлучение от храма и осуждение еретических доктрин.

В 1526 году слово “анафема” впервые появилось в английском языке и использовалось в значении “что-то проклятое”. Через некоторое время было принято значение “освященный предмет”, но широкого использования не получило.

Божье неудовольствие

В переводе с еврейского анафема обозначала вещь, предлагаемую Богу и запрещенную для обычного (не религиозного) использования. В ортодоксальном иудаизме значение слова изменилось на выражение Божьего недовольства всеми людьми, иудеями или язычниками, которые не соблюдают принципы теократии, поэтому должны быть изгнаны из общины. Такой подход сделал анафему инструментом синагогальной дисциплины.

Читать еще:  Божества богатства и процветания. Основные боги богатства в фен шуй

Таинства католиков

В канонах, признанных католической церковью, значение анафемы – это исключение из общества верующих из-за ереси. Термин также использовался для обозначения отстранения, совершаемого с особой торжественностью, произнесенный с церемониями, с колоколом, книгой и свечой (их хранят для самых тяжких преступлений).

Анафема – это лишение прав и благ в церковном праве.

Взгляд Православной церкви

Православная церковь различает:

  • отделение от причастия храма (отлучение от церкви);
  • епитимию (покаяние), возложенную на человека;
  • анафему.

Во время епитимии человек остается православным христианином, хотя его участие в мистической жизни церкви ограничено, но те, кто предан анафеме, считаются полностью отлученными от церкви до тех пор, пока не покаются. Епитимия, или отлучение, ограничивается определенным периодом времени и зависит от покаяния. Однако снятие анафемы – обуславливается исключительно раскаянием осужденного. Две причины, по которым человек может быть предан анафеме – ересь (отклонение от официально принятого религиозного учения, иная трактовка доктрины) и раскол (отделение от юрисдикции Церкви и образование отдельного самостоятельного сообщества без изменения догматики).

Предать анафеме – совершить крайнюю меру, которой всегда должна предшествовать пастырская попытка урезонить нарушителя и привести его к покаянию.

Для православных анафема не является окончательным проклятием. Только Бог является судьей живых и мертвых, и до момента смерти всегда возможно раскаяние. В средневековой Западной Европе провозглашение еретиком влекло за собой смертную казнь, и до начала XIX века это применялось к протестантам Испании.

Публичное проклятие преследует двоякую цель: предупредить оступившегося, привести его к покаянию, а также предостеречь других от заблуждений с целью спасения души.

Публичное проклятие

“Предать анафеме” – что это значит? Оказаться вне тела Церкви. При анафематствовании предводителей еретиков их называли поименно, а тех, кто общается с основателями ереси и следует их учению, – “иже с ними”.

В России кроме инакомыслящих предавали анафеме и политических преступников, совершивших тяжкие преступления (убийство, насилие, грабежи). Самые известные личности – это Гришка Отрепьев, Ивашка Мазепа, Емелька Пугачев и Стенька Разин. Так к ним обращались при анафематствовании.

В советские времена Разина и Пугачева ставили в один ряд с революционерами и окружали ореолом романтики. Но на самом деле они были осуждены не только светской властью, но и церковной. Отмены анафемы они не получили, так как были казнены, хотя для Мазепы повешение было символичным.

Новое учение

Инакомыслящие были во все времена. Некоторые публично заявляли о том, что они атеисты (Милюков – политический деятель оппозиции), мировоззрение других ставило их вне Церкви (Писарев, Герцен, Чернышевский), но церковь их не проклинала, так как их суждения не представляли опасности и не вели за собой последователей. В отличие от Льва Николаевича Толстого. В 1880-х годах Толстой стал основателем нового учения, радикально отличавшимся от церковного – толстовства. Основные идеи:

  • всепрощение;
  • непротивление злу насилием (подразумевался отказ от военной службы и уничтожение оружия);
  • прекращение употребления алкоголя и табака;
  • всеобщая любовь;
  • отказ от мяса (вегетарианство);
  • нравственное самосовершенствование (опрощение).

Проникнувшись его идеями, люди, искренне считавшие себя христианами, образовывали колонии в Харьковской, Симбирской и Тверской губерниях. Последователи были даже в Закавказье, Англии, Западной Европе, Южной Африке, Японии и Индии!

Формально Льва Николаевича предали анафеме, но официально его имя не было включено в список для анафематствования. Люди, далекие от церкви, воспринимали слово “анафема” резко отрицательно, поэтому отлучение Толстого выразили в более деликатных терминах: пока писатель не раскается, он пребывает вне Храма, его учения не являются церковными, т. к. Толстой пропагандирует свои собственные домыслы.

Коммуны толстовцев ликвидировали в СССР в 20-30-х годах ХХ века, а участников репрессировали. Только некоторые из них сохранились до начала Великой Отечественной войны.

Официально зарегистрированная организация новотолстовцев в России насчитывает всего 500 человек, правда, их учение сильно отличается от толстовства.

“Проклятые” люди

В мировой истории существуют еще несколько случаев анафематствования.

В 1054 году произошел Великий Раскол в истории христианства, приведший к разделению на Римско-католическую и Православную Церкви. Легат папы Льва IX кардинал Гумберт и Константинопольский Патриарх Михаил Кируларий “отлучили друг друга от Храма”. Преодолению раскола не помогло и снятие взаимных “проклятий” спустя тысячелетие в 1964 году.

В 1521 году предали “анафеме” Мартина Лютера Кинга за его критику развращенности римско-католического папства, сомнения в его непогрешимости и роли церкви в продаже индульгенций.

В 1667 году РПЦ анафематствовали всех староверов, т. е. тех, кто придерживался старинных церковных обрядов. Уникальным случаем в истории православия являлось признание неправоты в этом вопросе господствующей церкви и снятие запретов без покаяния самих староверов в 1971!

Читать еще:  К чему снится колесо обозрения падает. Колесо обозрения

За жестокость, кровавые расправы, издевательства над невиновными, попрание прав и законности Патриарх Тихон в 1918 году предал анафеме большевиков и их лидеров. Посмертное отлучение и провозглашение персонального проклятия Владимиру Ленину совершил Архиерийский Собор РПЦ в 1970 году.

Есть еще пара значений термина:

  1. “Анафема” – это название британской рок-группы;
  2. Анафема – не очень популярное имя для девочки (чего только родители не придумают, чтобы быть оригинальными!).

Что такое анафема и чем она опасна?

В христианском мире анафема считается одним из самых страшных наказаний для человека.

Хотя на самом деле этот церковный акт несет в себе врачующую и воспитательную функцию, любой верующий в глубине души опасается быть подвергнутым анафеме, чтобы не лишиться всяких надежд на Спасение. Что же такое анафема? Чем она опасна и за что предают этой каре?

Термин «анафема» происходит от греческого слова ἀνατίθημι, что означает «накладывать, возлагать». Первоначально он использовался в качестве определения приношения в храм или подношения богам, однако при переводе Евангелия на греческий язык термин употребили для передачи древнееврейского выражения herem, означающего нечто проклятое, обреченное на уничтожение.

С тех времен анафему стали воспринимать в отрицательном смысле и трактовать как понятие «отверженного людьми».

Согласно православным канонам, анафема подразумевает под собой отлучение от церкви за какие-либо грехи и проступки. Считается, что негативные действия и мысли несут угрозу единству церкви и нарушают чистоту учений о вере, поэтому люди, особенно тяжело провинившиеся перед Богом, лишаются возможности касаться святых Таинств и общаться с другими верующими.

Анафеме предают путем соборного провозглашения, однако предоставляют возможность исправиться и вернуться в храм. Если человек осознал всю серьезность и неправомерность своих действий, допускается снятие наказания через публичное покаяние перед всеми прихожанами.

В католической церкви возврата к Богу не существует. Если верующий единожды был предан анафеме, он лишается всех надежд на Спасение и не может более быть причастным к церкви.

В давние времена людей, преданных анафеме, не просто изгоняли из храмов, но иногда и казнили. К примеру, в 1453 году отлучению от церкви подвергли Жанну д’Арк, после чего сожгли на костре. Такая же участь с преданием анафеме и сожжением постигла Джордано Бруно, но уже в 1600 году.

Под словами «предать анафеме» понимают полное отчуждение человека от церкви с исключением из церковной общины, запретом причащаться вином и хлебом, а для священнослужителей – невозможностью вернуться к занимаемой церковной должности.

Верующий, подвергнутый анафеме, теряет право посещать храм, исповедоваться, молиться вместе с другими прихожанами, а после смерти не может быть отпет и похоронен на христианском кладбище.

Нужно заметить, что перед преданием анафеме грешнику дают возможность осознать свою вину и исправиться. С ним ведут беседы, стараются внушить всю степень опасности, которую несут его действия и мысли, но если и тогда человек не пришел к покаянию, то его подвергают церковной каре.

Из-за большой серьезности наказания предавать анафеме может только синод, возглавляемый патриархом, или собор архиереев, а в особенно тяжелых случаях – Вселенский собор.

Чтобы быть подвергнутым анафеме, нужно совершить очень страшное догматическое либо дисциплинарное преступление. Как правило, в прошлом наказание постигало раскольников, лжеучителей, основателей, глав ереси (ересиархов).

В нашей время анафеме может быть предан верующий человек, член церковной общины, который активно проповедует ложные взгляды, публично искажает учение Божье, стремится расколоть единую Церковь на несколько течений. Кара постигает только тех, кто сознательно совершает проступки, но не касается людей заблудших, идущих на преступление против церкви по незнанию или непониманию.

Одним из самых известных людей в России, подвергнутых анафеме, был Лев Толстой. Отлучение писателя от православной церкви состоялось по определению Святейшего Синода в 1901 году в связи с его публичными высказываниями и убеждениями, не совместимыми с церковным членством.

В своих произведениях Лев Толстой явно указывал, что не принимает некоторые догматы Церкви, отрицает учение о Святой Троице и божественность Иисуса Христа. Он считал, что церковь ставит свои интересы превыше христианских идеалов, и подвергал сомнению авторитет священнослужителей.

До самой смерти в 1910 году писатель так и не покаялся, в результате чего умер без причащения и отпущения грехов. Его супруга нашла священника, который провел церемонию погребения, но Церковь объявила этот обряд частной молитвой и не приняла в качестве отпевания.

Читать еще:  Черная свинья во сне к чему снится. К чему снится черная свинья? Приснилась свинья в загоне, дома, на улице

Что такое Анафема

Анафема (греч. anáthēma) — мера наказания, когда церковь прекращает отношения с человеком.

Другими словами, происходит отлучение человека от церкви. Он теряет привилегии и преимущественные права, перестаёт быть членом церковного общества, не может больше посещать церковь, ему отказывают в отпевании и погребении по христианским обычаям.

Устарелое значение анафемы — это проклятие. Раньше анафема также означала “негодяй” или “проклятый” и использовалось как бранное слово в разговорном языке.

Синонимы — отлучение от церкви, изгнание из церковного сообщества.

Предать анафеме

Предать анафеме (или анафемствовать) означает:

  • либо отлучить от церкви;
  • либо абсолютно отказаться от чего-либо;
  • либо высказывать негодование, неудовлетворение чем-либо/кем-либо.

Происхождение слова анафема

Слово анафема (греч. ανάθεμα) произошло от другого греческого слова — ἀνατίθημα. Оно обозначает “возложение”, “приношение”, “возношение”. В словарях присутствует перевод греческого слова ανάθεμα как “проклятый”.

В древности греки не только приносили что-то в дар божествам, но и просили богов царства мёртвых принять человека, который их обидел или оскорбил. То есть таким образом проклинали его.

Известно также о связи слова анафема с ивритским словом хéрем (hērem, חרם). Оно обозначает посвящение или уничтожение.

Словом херем обозначалось как посвящение чего-либо богу, так и уничтожение по причине отступничества от бога.

В Талмуде (сборник правил для иудеев) есть 24 правонарушения, которые могут повлечь наказание херем. Человек исключается из общины, члены общины прекращают все связи с ним, будь то деловые или личные.

Слово анафема встречается и в Библии: в Новом Завете и в Ветхом Завете в переводе, который был утверждён Священным синодом Русской православной церкви. При этом слово сближается по значению с проклятием.

Термин анафема впервые употребили в Эльвире (сейчас это испанский город Гранада) в 4 веке. Епископы, духовенство и члены Церкви собрались для того, чтобы сформулировать основные правила для верующих. Это собрание носит название Эльвирский Собор.

За что церковь предаёт анафеме?

Человек может быть отлучён от церкви:

  • за еретизм;
  • раскольничество;
  • грубые преступления против православных государственных деятелей;
  • грубые нарушения церковных правил.

Предать анафеме можно и человека, которого уже нет в живых. В этом случае церковь отказывается проводить отпевание усопшего, заупокойные службы, читать молитвы.

Еретизм

Еретизм — это учение, которое противопоставляло себя господствующей религии. Еретики не следовали установленным церковным правилам, отказывались исповедовать религию или подвергали сомнению религиозные истины.

В наши дни еретик — это человек, который непочтительно относится к религии. Таких людей ещё называют безбожниками.

Раскольничество

Раскольничество или старообрядчество — это течение, которое возникло как результат реформ патриарха Никона в 17 веке.

Раскол Русской православной церкви

Раскол церкви (также называется схизма) — ситуация, когда глава церкви проводит изменения, а часть верующих не согласна с ними и отказывается им следовать.

В России такой раскол произошёл в 1650 году, после того как царь Алексей Михайлович (1629–1676) и назначенный им патриарх Никон решили провести церковные реформы.

В частности, произошли следующие изменения:

  • теперь креститься надлежало тремя пальцами, а не двумя как раньше;
  • были отредактированы церковные книги, в том числе Священное писание;
  • крёстный ход (обряд шествования с крестом) следовало осуществлять против часовой стрелки;
  • надлежало писать “Иисус” (до раскола — Исус);
  • молящиеся должны наклоняться до пояса (раньше — до земли); и т. д.

Отдельная категория верующих (раскольники или старообрядцы) не хотели следовать новым правилам, которые установил Никон. Они пытались сохранить прежние обычаи, церемонии.

Реакцию на реформы запечатлел русский художник Василий Иванович Суриков на своей картине “Боярыня Морозова”. Боярыня Феодосия Прокофьевна Морозова отказывалась креститься тремя пальцами. Поэтому на картине она держит поднятыми вверх два пальца.

Кого предавали анафеме?

Наиболее известные случаи анафемствования:

  • Лев Николаевич Толстой (за еретические высказывания в романе “Воскресение”, 1889–1899; впрочем Толстой и сам отрёкся от церкви);
  • Степан Разин (за выступления против царя и церкви);
  • Емельян Пугачёв (за выступления против царя и церкви);
  • Григорий Отрепьев (за отступничество от веры);
  • Иван Мазепа (за государственную измену);
  • платоники (последователи идей Платона — за следования его идеям, которые в то время считались неверными и еретическими);
  • старообрядцы, которые не поддерживали реформы патриарха Никона;
  • Мартин Лютер (за критику в адрес церкви);
  • Жанна д’Арк (за еретизм);
  • Джордано Бруно (за еретизм); и другие.

Узнайте также, что такое религия и смертные грехи.

Источники:

http://www.syl.ru/article/392503/anafema—eto-znachenie-slova-opredelenie
http://www.mnogo-otvetov.ru/faith/chto-takoe-anafema-i-chem-ona-opasna/
http://www.uznaychtotakoe.ru/anafema/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: