Прочтение «Троицы» Андрея Рублева. Три лика Господа: толкование образов Святой Троицы

Чаша искупления

12 библейских символов, зашифрованных в “Троице” Андрея Рублева

Импровизация — дело рискованное: могут и в ереси обвинить. Однако «Троица» — яркий пример нарушения церковных канонов. Вместо традиционной многофигурной сцены трапезы в доме Авраама Андрей Рублев изобразил беседу трех ангелов о том, как спасти мир. Теперь икона считается шедевром, а ее автор причислен к лику святых

1 ЧАША . Это центр композиции — символ страданий Христа, на которые он пойдет ради искупления грехов человечества (в чашу будет собрана кровь распятого на кресте Иисуса). Контуры фигур боковых ангелов также образуют очертания чаши.
2 ГОЛОВА ТЕЛЬЦА . Символ жертвенности Бога Сына.
3 БОГ ОТЕЦ . По словам немецкого искусствоведа Людольфа Мюллера, «Отец как «начало и причина всего», как первый среди равных носит на себе знаки власти: помимо центрального положения, это пурпурный цвет одежд и золотая полоса через правое плечо». Наклонив голову в сторону левого ангела, Святого Духа, Бог Отец как бы задает вопрос, который слышал в своем откровении пророк Исайя: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас [на искупительную жертву]?» Одновременно он подносит к чаше два перста, сложенных в знаке благословения.
4 ЛАЗУРНЫЕ ОДЕЖДЫ . Символ неземной сущности Бога Отца (как и остальных лиц Троицы).
5 СКИПЕТР . Символ власти (он есть у всех сидящих за столом).
6 ДЕРЕВО . В традиционной иконографии это был Мамврийский дуб, под которым отдыхал Авраам. У Рублева дуб превращается в древо жизни, которое Бог посадил в Эдеме.
7 БОГ ДУХ СВЯТОЙ . В ответ на вопрос Бога Отца Святой Дух устремляет взгляд и поднимает правую руку в сторону ангела, сидящего напротив, то есть в сторону Бога Сына. Это одновременно и жест благословения, и жест повеления. Как писал митрополит Иларион в «Исповедании веры» (XI век), Святой Дух хочет, чтобы Сын шел путем страданий , и одновременно благословляет этот путь.
8 АЛЫЕ ОДЕЖДЫ . Это аллюзия на библейский сюжет, когда Святой Дух в виде языков пламени снизошел на апостолов.
9 ЗДАНИЕ символизирует христианскую церковь, именуемую домом Святого Духа.
10 БОГ СЫН . Его смиренно опущенная голова и взор, направленный на жертвенную чашу, свидетельствуют о готовности исполнить порученную миссию. Правая рука Христа уже приподнята для того, чтобы взять чашу страданий. «В положении его ног, — говорит культуролог Вадим Ланкин, — можно заметить намек на динамику вставания: плащ собранно запахнут, а нижний край его чуть приподнимается, подбирается, обнаруживая готовности встать и пойти в мир».
11 ЗЕЛЕНЫЙ ГИМАТИЙ (накидка поверх хитона) — символ земного мира, куда сойдет Христос. Сочетание лазурного и зеленого в одеждах Бога Сына символизирует его двойственную природу: божественную и человеческую.
12 ГОРА . Это символ искупления падшего мира, прообраз Голгофы, на которую суждено взойти Иисусу.

Круговая композиция

В Ветхом Завете есть рассказ о том, как праотец Авраам принимал у себя Господа. В полуденный зной девяностодевятилетний Авраам сидел возле своего шатра под зеленью Мамврийской дубравы. Вдруг он увидел трех путников, в которых быстро узнал Всевышнего и двух ангелов. Хозяин пригласил странников отдохнуть и подкрепиться. Слуги омыли гостям ноги, а жена Авраама Сарра напекла хлеба. Сам же хозяин дома выбрал лучшего теленка и велел заколоть его. За трапезой Господь предсказал Аврааму, что через год у того родится сын, от которого пойдет народ иудейский — «великий и сильный».
В христианстве этот сюжет, получивший название «Гостеприимство Авраама», был трактован несколько иначе: к Аврааму явился не единый Господь Яхве (иудаизм не знает троичного божества) в сопровождении двух спутников, а вся Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, — и не в образе странников, а в образе ангелов. Поэтому трапезу в доме Авраама христиане называют также «Ветхозаветной Троицей».

Читать еще:  Что означает видеть сне маленькую девочку. К чему снятся маленькие девочки

Этот сюжет был весьма популярен у средневековых иконописцев: три ангела, фигуры Авраама и Сарры, накрытый стол, слуга, режущий теленка, — в общем, иллюстрация к библейскому тексту. В начале XV века к теме обратился и Андрей Рублев: его попросили написать образ для Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря (в настоящий момент икона хранится в Третьяковской галерее). Однако из-под кисти вышло нечто совершенно особенное.
Рублев отказался от изображения бытовых деталей и сосредоточился на фигурах ангелов, олицетворяющих три божественных лика. Художник изобразил их беседующими: мир погряз во зле, кого мы пошлем на страдания, чтобы искупить грехи человеческие? Этот вопрос центральный ангел (Бог Отец) задает левому ангелу (Святому Духу). «Я пойду», — отвечает правый ангел, Христос. Так на наших глазах разворачивается сцена благословения на искупительную жертву ради людей. Петербургский историк искусства Владимир Фролов уверен, что так Рублев хотел раскрыть вечный закон мироздания — жертвенность божественной любви. «Отсутствие дополнительных деталей, — говорит ученый, — обнажило замысел и не дает отвлечься на сюжет библейского события».

ХУДОЖНИК
Андрей Рублев

«Троица» Андрея Рублёва: канонам вопреки

Одна из известнейших русских икон была написана в период с 1425 по 1427 (есть и другие версии датировки).

Работа впервые упомянута в постановлении Стоглавого собора 1551 года, там, наряду с работами греческих мастеров, она рекомендуется иконописцам Московии как образец написания «Троицы».

В 1575 получила драгоценный оклад Ивана IV, в 1600 заново украшена при Борисе Годунове:

Оклад изобилует элементами, отсутствующими на самом изображении. Прежде всего, яствами заменена чаша с головой тельца. Сама икона практически не видна.

Для консервации иконы покрываются олифой, которая со временем темнеет, тогда происходит поновление — поверх наносится полностью новое изображение. С 1600-го года «Троица» поновлялась 5 раз. В 1904 была впервые очищена:

В 1918-1919 отреставрирована и приведена к современному состоянию.

Предшествующие иконы «Троицы», как византийские, так и русские, отображали ветхозаветный сюжет пришествия трёх мужей к Аврааму и Сарре и их трапезу. При этом, история представлялась через призму Нового завета: нисходили не три мужа, а Бог в образе Христа в сопровождении двух ангелов. Христос всегда был в центре и выделялся особым нимбом, крыльями, одеянием и другими деталями.

Одна из канонических версий с Христом, трапезой, Саррой и Авраамом.

Версия Феофана Грека или его учеников, элементы канона также присутствуют: Христос имеет центральное положение, больший размер крыльев.

В «Троице» Рублёва явно виден отход от канонической трактовки ветхозаветного сюжета: трапеза не изображена, равные меж собой ангелы взаимодействуют взглядами и жестами:

Большинство исследователей полагает, что изменения явствуют о том, что это, скорее, не ветхозаветный рассказ, происходивший в конкретных времени и месте, а выражение триединой природы Бога, чьи ипостаси Сын, Отец и Святой Дух равны. Если перейти от плоскостного к пространственному восприятию изображения, то ангелы будут сидеть вокруг стола, а пейзажные элементы образуют внешний круг, таким образом, центром космоса будет неделимое тройственное вечное начало – христианский Бог.

Почему Рублёв предпочёл отойти от канона именно таким образом? Возможно, из-за распространения антитринитарных ересей в Московии, против которых церковь предпринимала меры в виде основания множества монастырей (Сергием и учениками), посвященных Троице. То есть обществу было необходимо разъяснение тринитарного догмата и мастер попытался сделать так, чтобы он был понятен интуитивно при взгляде на икону.

Читать еще:  Как приготовить хлеб на закваске: правильный и полный рецепт.

Голова тельца в чаше на столе, скорее всего, является символом жертвы (в Евангелии от Иоанна Христос символически именуется Агнцем Божьим) — на этом строится гипотеза о том, что на иконе изображён момент, предшествующий нисхождению Бога Сына на землю, дабы принять искупительное страдание ради людей.

Если согласиться с версией о изображении Бога в тройственном единстве, возникает вопрос: где какая ипостась? Приведу лишь две трактовки, показавшиеся мне наиболее убедительными:

1. Слева – сын, в центре – отец, справа – Святой Дух.

Центральное положение вероятно для Бога Отца, жестом он указывает на чашу, как бы говоря о надобности жертвы. Левый ангел жестом соглашается с ним, его наиболее прямая поза может выражать готовность встать.

В пользу этой версии можно трактовать и одеяния ангелов. Одежда второго и третьего симметрична: гимантий через левое плечо, гимантий через правое. Цвет же ассиметричен: синий гимантий – синий хитон. У первого ангела гимантий и хитон расположены одинаково относительно остальных, в этом смысле он выделен. Возможно, подчёркивается общность второго и третьего. В православной доктрине к символу веры не добавлялся Филиокве (Filioque), т.е. Святой дух исходит только от Отца, но не от Сына и этим может объясняться особость одежд левой ипостаси (Филиокве был в католическом символе веры до 1439).

2. Слева Отец, в центре – Сын.

Поворот Сына к Отцу, можно интерпретировать как внимание к благославляющему на нисхождение. При этом колено центральной ипостаси приподнято, плечи симметричны, но левое уходит вглубь изображения, что можно принять за момент, перед началом движения.

Что касается третьего ангела, большинство версий сходится на том, что это ипостась Духа из-за наибольшего покоя фигуры относительно других, даже жезл находится на плече.

Существенные изменения в написании Троицы можно увязать с историческими событиями. Имеется в виду мировоззренческий сдвиг 1380-го после победы в Куликовской битве. Общество осознало вред распрей и важность объединения против внешнего врага (что прослеживается в летописях) и иконописец в противоположность мирским усобицам князей явил мир горний с вечным согласием. Таким образом, «Троица», опираясь на христианскую традицию, устремляется в будущее народа с нарративом единства и преобладания высших ценностей.

Вышеперечисленные трактовки произведения являются лишь гипотезами, но они столь убедительны из-за своеобразности Рублёвского воплощения «Троицы». В отличие от икон, отображающих устоявшиеся сюжеты, здесь есть пространство для универсально-исторических и нравственно-психологических интерпретаций. И это относится не только к Рублёву и не только к иконописи — Д.С. Лихачёв и многие исследователи вслед за ним, особо выделяют период второй половины XIV-XV вв. как русское предвозрождение (его чертами являются психологизм, открытие личности в искусстве, формирование особых черт национальной культуры).

Что можно сказать с уверенностью, иконописец в работе руководствовался не канонами, а собственным пониманием.

В фильме Тарковского личностное начало, присутствующее в творениях Рублёва, было экстраполировано на жизнь мастера в целом. Это объясняет придание ему, нехарактерной для средневековья, антроподицеи (писал о ней в посте про Феофана Грека). В целом, кинематографический образ Андрея напоминает о сюжетах, где современный человек, потерпев крушение, застревает во враждебном первобытном мире — настолько разнятся жестокое окружение и благие устремления героя, вкупе с глобальными размышлениями («бабы на Руси унижены и несчастны до крайности», «тёмен (народ), да только кто виноват в этом», «людям просто напоминать надо почаще, что люди они, что русские: одна кровь, одна земля а на мужика всё новые беды сыпятся, то татары по три раза за осень, то голод, то мор»). Характерно, что в киноленте осознать проблемы всего общества больше никто не пытается (кроме пессимистичного Феофана).

Читать еще:  Телец что ожидает завтра. Телец – Свинья

Конечно, в фильме можно найти параллели с положением творческой личности (и конкретно Тарковского) в СССР.

«Троица» Рублёва — пример того, как произведение и сам образ творца, подвергшись художественной и научной обработкам в последующие эпохи, дали жизнь новым смыслам.

При написании использовал статьи из базы данных РИНЦ: Дёминой Н.А., М.В. Алпатова, Вздорнова Г.И., Салтыкова А.А., Э.К. Гусевой, а также монографию С.А. Головина «Старинная русская икона XIV-XVIII столетий: историко-источниковедческий аспект».

Знаменитая «Троица» Андрея Рублева: история иконы

Среди православных распространено мнение, что рукой иконописца движет Создатель. Мы расскажем о нескольких наиболее ценных для истории и культуры России иконах. Почти все они входят в сокровищницу мировой культуры и с этой точки зрения — бесценны. Вряд ли они когда-либо попадут на знаменитые аукционы, но эти образа знакомы не только людям, исповедующим православие, но и всем, кто интересуется искусством и историей России.

«Троица» Андрея Рублева

История «Святой Троицы», авторство которой приписывается знаменитому иконописцу Андрею Рублеву, запутана. Достоверных фактов об этом главном произведении православного искусства, сохранилось мало. Не удалось восстановить, в каком именно году был написан Рублевым этот шедевр, кто сделал заказ на написании образа.

Невозможно поверить, но пять столетий икона провисела на одной из стен Троицкого собора в знаменитой Троице-Сергиевой лавре. Ничем особым не привлекала внимания прихожан и монахов: не чудотворила и не мироточила.

Отношение к иконе стремительно поменялось в начале ХХ века, когда древнерусскую иконопись стали рассматривать как искусство.

На написание Рублева вдохновила притча «Гостеприимство Авраама» из Ветхого Завета. Праотец Авраам встречается с тремя таинственными незнакомцами, позже выяснится, что это были не обычные путники, а ангелы. Они предсказали, что миссия Авраама — воспитание сына, которому предстоит встать во главе иудейского народа. После завершения беседы ангелы принимают решение разделиться: один остается с Авраамом, а двое других отправляются расправляться с грешниками Содома.

Этот сюжет истолковывали по-разному. Одна из самых распространённых версий, что таким образом Создатель донес до христиан сущность трех божественных ипостасей Святой Троицы

Нарушение канона

До Рублева иконописцы, работавшие с этим сюжетом, изображали всех героев притчи, включая Авраама и его жену Сару. Художник решился на новый вариант: перед нашим взором предстает только Троица. Рублев на иконе расположил ангелов таким образом, чтобы силуэты фигур образовали круг. Ангелы одеты в небесно-лазурные одежды (в иконописи это символизирует неземную сущность), в руках они держат скипетры (обозначают высшую власть).

На знаменитой рублевской иконе Троица изображена сидящей за столом. На нем видим чашу с головой тельца, которая символизирует страдания Иисуса. Эта чаша — смысловой центр изображения.

На заднем плане видим изображение дома, в котором жил Авраам с семьей, дерево (ассоциируется с древом жизни, посаженным в Эдеме), гору (прообраз Голгофы, куда предстоит подняться Сыну Божьему).

Возвращение «Троицы»

Кто и когда внес коррективы в икону, мы уже вряд ли узнаем достоверно. В начале ХХ века икона попала на реставрацию, ее «открыли», расчистили от нанесенных слоев олифы, стерли нанесенное на изначальный слой изображение. Реставраторов ожидало настоящее чудо, все буквально замерли перед открывшейся красотой авторского рисунка. Под не яркими красно-коричневыми красками оказались спрятаны изображения, написанные в солнечных оттенках. Такая манера письма была свойственна итальянским иконописцам. Искусствоведы уверены в том, что Рублев никогда не был в Италии, а значит не мог позаимствовать их манеру написания божественных ликов.

Сразу после того, как с иконы был снят корректирующий слой, она начала стремительно разрушаться. Несколько раз отправлялась на реставрацию. Сейчас увидеть икону Андрея Рублева можно в Третьяковской галерее.

Источники:

http://www.vokrugsveta.ru/article/193318/
http://pikabu.ru/story/troitsa_andreya_rublyova_kanonam_vopreki_5953958
http://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/znamenitaya-troica-andreya-rubleva-istoriya-ikony

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: