Проблемы психологии в творчестве декарта. Философия Р

Содержание

Проблемы психологии в творчестве Р.Декарта

Автором психофизической проблемы (т.е. проблемы соотношения психического, духовного и телесного, физического) считается Р.Декарт. Он поставил ее как проблему соотношения двух субстанций (мыслящей субстанции — души — и протяженной субстанции — тела), не имеющих между собой никаких общих свойств. Никто из предшествующих мыслителей не доходил до такого противопоставления физического и психического, и поэтому в его творчестве тут же встала проблема соотнесения между собой этих разделенных миров, которые тем не менее каким-то образом в человеке взаимодействуют1. Взаимодействие двух названных субстанций, по Р.Декарту,

1 Тем самым Р.Декарт противоречит сам себе: взаимодействовать могут лишь вещи (субстанции), имеющие хотя бы одно общее свойство. Субстанции, не имеющие никаких общих свойств, взаимодействовать не могут.

Можно наблюдать при возникновении в человеке страстей, т.е. эмоциональных явлений. С одной стороны, это страсти именно души (т.е. чувствует и страдает душа), однако, с другой — при возникновении любой из страстей как страдательных состояний души огромную роль играют сугубо телесные процессы (мельчайшие частицы крови — «животные духи»1), которые, пробегая мимо «шишковидной железы» (эпифиз), где в наибольшей степени, по мнению Р.Декарта, проявляет свое действие душа, раскачивают ее и заставляют душу чувствовать страсти. Впрочем, и сама душа заставляет двигаться эту самую железу и направляет тем самым духи «куда ей нужно». Значит, при возникновении душевных состояний, подобных страстям, душа главным образом пассивна, а их возникновение объясняется практически полностью порождающими их действиями тела; наоборот, во втором случае речь идет об активных действиях души, называемых Р.Декартом волевыми, которые практически полностью могут быть объяснены только «свободной волей», которая до такой степени свободна, что ее никогда нельзя принудить [26].

Таким образом, решая психофизическую проблему в духе психофизического взаимодействия, Р.Декарт тем самым считает психическое (к тому же отождествляемое им с сознанием) находящимся «по ту сторону» материального мира, никак с ним не связанным, разве что провоцируемым в душе «животными духами» (причем в этом последнем случае речь идет о самых примитивных психических, т. е. душевных, процессах — восприятиях и страстях). Высшие же психические процессы истоком своим имеют только саму душу и ведут себя согласно свободе воли души, т.е. непредсказуемо и необъяснимо с позиций детерминизма, который, как мы говорили, является принципом научного познания мира. Тем не менее в позиции Р.Декарта есть своя «правда»: он справедливо полагал, что высшие психические процессы не могут быть прямо выведены из физиологических (телесных) процессов или тем более сведены к ним (отождествлены с ними).

16. Психофизическая проблема в историческом контексте: основные варианты ее решения

Психофизическая проблема в широком смысле: каким образом физические явления материального мира воздействуют на психические духовные процессы и, наоборот, как психические процессы могут оказывать влияние на физические явления? В узком смысле: как связаны идеальное сознание и материальные процессы человеческого мозга?

Само наличие связи между физиологическими процессами в нервной системе и изменениями в психике человека известно с древности. Но главная трудность состоит в том, чтобы объяснить, как идеальные явления психики (образы, мысли, желания, фантазии, не обладающие ни массой, ни энергией) могут вызвать в нашем теле материальные (физические, химические, физиологические) изменения? Например, интоксикация мозга алкоголем, наркотиками вызывает изменения в сознании и наоборот, идеальный образ (любимой) может вызвать покраснение кожи, учащенное сердцебиение, расширение зрачков и т.п.

Взаимосвязь мозга и сознания давно обсуждается в философии:

1. Один из вариантов решения психофизической проблемы был предложен в ХVII в. Рене Декартом. Согласно его концепции психофизического взаимодействия сознание и тело существуют в двух различных сферах – духовной и материальной. Тело – своеобразная машина, сознание через особый участок мозга может управлять этой машиной при волевом усилии и само ощущать воздействие тела.

2. Иной вариант предложил Г.В. Лейбниц (1646-1716), сформулировавший концепцию психофизического параллелизма. Он утверждал, что в силу своего духовного и внепространственного характера психические явления не могут быть причиной физических и наоборот. Психические и физические процессы протекают параллельно, независимо друг от друга, а соответствие между ними устанавливается благодаря “предустановленной гармонии”. Некоторые современные ученые (например, канадский нейрохирург У.Пенфилд) считают, что разум развивается независимо от нейронных процессов внутри мозга. Мозг является, с их точки зрения, всего лишь сложным биокомпьютером, управляемым Разумом.

Читать еще:  О здравии на проскомидию. Отличия проскомидии от молитвы за здравие и за упокой

3. Однако в указанных концепциях не объясняется реально наблюдаемая связь между психикой и телом. Поэтому некоторые современные ученые и философы пытаются доказать материальность мысли. “Вульгарные” материалисты XIX века Бюхнер, Фохт, Молешотт считали, что мозг выделяет мысль, как печень – желчь.

Философия Р. Декарта и его психологические идеи

Материалист, рационалист, дуалист, взаимодействие, критика эмпиризма. Понятие «сознание» в психологию ввел Рене Декарт (1596—1650).

С именем Рене Декарта(1596 — 1650) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании, развиваемым в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое — духовное — бытие, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Их абсолютная разнородность — главный пункт учения Декарта. Последующие системы были направлены на эмпирическое изучение сознания как объекта исследования (в понимании Декарта) сначала в рамках философии, а с середины XIX в.— в психологии как самостоятельной науке. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественно-научному анализу поведения животных и части человеческих действий. В системе Декарта ее философские и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. «Страсти души» — последнее произведение, законченное Декартом незадолго до смерти, принято считать собственно психологическим.

Рассуждения о душе и о теле не были исходными в философии и в научных исследованиях Декарта, направ-ленных на природу. В них он стремился к построению истинной системы знания.
Проблема метода — центральная в философии Декарта. В трактате «Рассуждение о методе» (1637) Декарт замечает: лучше вообще не искать истины, чем искать ее без метода. Метод содержит правила, соблюдение которых не позволяет принимать за истину то, что ложно, и доходить до истинного познания. Декарт сформулировал четыре правила метода в науках естественных.

Правила метода:
1. Принимать за истинное только то, что для ума представляется ясно и отчѐтливо и в чѐм не возникает сомнения.
2. Разделить сложные проблемы на более простые.
3. Переходить от предметов простых к сложным (правило анализа).
4. Делать перечни столь полными и обзоры также, чтобы ничего не забыть (правило индукции).

Философия 98

. Философия нового времени 16-18 века Эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк) Рационализм (Декарт) Просвещение (Ж.Ж. Руссо, Вольтер) Гносеологическая проблематика(методы . в Древнем Риме. Именно здесь и был введен научный оборот. Сам термин «философия», что в переводе с греческого, означает . движение в пустоте. Исходя из этого, И.Ньютон ввел в физику понятие массы и сформулировал закон всемирного тяготения. .

Что касается сознания, то адекватным ему методом он считал интроспекцию, а в отношении страстей — сочетание интроспекции с естественно-научным методом. Убедившись, что в философии и в других науках нет каких-либо прочных оснований, Декарт избирает в качестве первого шага на пути к истине сомнение во всем, по поводу чего можно обнаружить малейшее подозрение в недостоверности, замечая, что его следует применять не всегда, а только «тогда, когда мы задаемся целью созерцания истины», т. е. в области научного исследования. В жизни мы часто пользуемся лишь правдоподобными — вероятными — знаниями, которых вполне достаточно для решения задач практического характера. Декарт подчеркивает новизну своего подхода: впервые систематическое сомнение используется как методический прием в целях философского и научного исследований. Согласно Декарту, началом всех начал в философии и науке является сомнение. Сомнению должно быть подвергнуто все: и естественное, и сверхъестественное, лишь одно несомненно — само суждение «я мыслю», а, следовательно, и существование мыслящего субъекта.

Отсюда знаменитое декартовское «cogilo ergo sum» — «мыслю — следовательно, существую». Под мышлением Декарт понимал все то, что совершается осознанно. В осознанности философ видел критерий отличия психических процессов от непсихических, физиологических, телесных. Вместе с тем Декарт предложил путь эмпирического изучения психических процессов: непосредственное самонаблюдение — интроспекцию. Сформулированные Декартом идеи о доступности внутреннего мира через интроспекцию, о психофизической проблеме, о рефлексе как механизме поведения, о внешней детерминации поведения на долгие годы определили ход развития философского учения о познании, а затем и становление психологии как самостоятельной науки. В качестве основы изучения сознания мыслителями XVII—XIX вв. выступал метод интроспекции, так как сущность изучаемых явлений сознания могла быть открыта исключительно через самонаблюдение.

Развитие мышления детей 4−6 лет

. образов, предвосхищающих будущие действия и их результаты. Следовательно, внешняя, материальная форма деятельности существует лишь в . описатель­ной характеристикой деятельности субъекта. Известно, что мышление определяется содержанием реальной действительности, которую оно отражает. . общий принцип, произвели обобщение. Однако не вызывает сомнения и то, что нельзя научить ребенка видеть единство .

В первую очередь, Декарт сомневается в достоверности чувственного мира, т. е. «в том, имеются ли среди тех вещей, которые подпадают под наши чувства, или которые мы когда-либо вообразили, вещи, действительно существовавшие на свете. О них мы судим по показаниям органов чувств, которые часто обманывают нас, следовательно, «неосмотрительно было бы полагаться на то, что нас обмануло хотя бы один раз». Поэтому «я допустил, что нет ни одной вещи, которая была бы такова, какой она нам представляется». Так как в сновидениях мы воображаем множество вещей, которые мы чувствуем во сне живо и ясно, но их в действительности нет; так как существуют обманчивые чувства.

• Человеку, исследующему истину, необходимо хотя бы раз в жизни усомниться во всех вещах — насколько они возможны.

• Мы должны считать всѐ сомнительное ложным (имеется в виду поиск только научной истины, а не житейская практика).

Читать еще:  Сонник золотая рыбка в воде. Золотые рыбки к чему снятся

• Мы должны сомневаться в чувственных вещах, не должны доверять органам чувств.

• Мы можем сомневаться даже в математических доказательствах.

• НО мы не можем сомневаться в том, что мыслящий субъект, в то время как он мыслит, не существует; это будет противоречием! Следовательно, «Я мыслю — следовательно, я существую» — первичное и самое достоверное положение. Т. е. мышление познается нами прежде и достовернее, чем какая-либо телесная вещь.

Мышление — всѐ, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собой. Мышление = сознание = психика.
Мыслитьзначит понимать, желать, воображать, чувствовать.
Мышление — чисто духовный абсолютно бестелесный акт, которой Декарт приписывает особой нематериальной мыслящей субстанцией. Это субстанция — дух, душа.

Душа бессмертна, неделима, непротяженна, неизмерима, независима в своем существовании, т. е. может существовать отдельно от тела (хотя в действительности она существует в связи с телом, но не с любым, а только с телом человека).

Проблема взаимодействия души и тела в философии Р. Декарта

. I. Понимание Р. Декартом души и мышления Глава II. Понятие тела и взаимосвязь с душой Заключение Список литературы Введение декарт душа мышление тело Рене Декарт французский философ и математик . как они отражают не особенности воздействующих внешних явлений, а “животные духи”, протекающие в организме); в-четвертых, рассматривались как эпифеномены (бездеятельные придатки .

Собственные проявления души — желания, воля, внутренние эмоции, направленные на нематериальные объекты.
Душа соединена со всем телом, но в большей степени ее деятельность связана с мозгом, особенно с шишковидной железой (непарный орган).

Душа может вызывать различные движения в этой железе. Соответственно, железа вызывает движение животных духов, таким образом, душа может вызывать произвольные движения тела.

Психофизическая проблема. Дуализм Декарта

Декарт, говоря о субстанциональном различии души и тела, породил психофизическую проблему (хотя проблема существовала ещѐ со времен античности, чѐткого критерия различения духовного и телесного не было).

Единственное средство познания души — внутреннее сознание, оно яснее и достовернее, чем познание тела. Сознание — то, как оно выступает в самонаблюдении.

Декарт писал, что существуют 2 независимые субстанции — душа и тело, такая философская позиция называется дуализмом. Основной атрибут души — мышление, основной атрибут тела — протяжение (размер, форма, цвет…).

Критерий — психические процессы осознаваемы, а физиологические, соматические — нет! Душа и тело соединяются в теле, причем только в теле человека. Продукт взаимодействия души и тела — страсти.

Поведение в ответ на стимулы

Декарт переформулировал психофизическую проблему (соотношение материального и идеального) в психофизиологическую (соотношение души и тела) и объяснял те изменения в физиологических процессах, подчиненных законам механики, которые происходят при порождении страстей души (см. про трубочки и духи).
Декарт решает психофизическую проблему в духе взаимодействия, он предположил, что в организме есть орган, обеспечивающий это взаимодействие — шишковидная железа (эпифиз) — посредник между телом и сознанием. Механизм: железа воспринимает движения животных духов и способна воздействовать на их чисто механическое течение, благодаря колебаниям, вызванным душой.

Р. Декарт о рефлексе. Понятие души по Декарту

. «животных духов» новое направление. 2. Понятие души по Декарту Во времена Декарта общепринятой была точка зрения, согласно которой взаимодействие души и тела носит однонаправленный характер: душа, ум . эти «духи» в мускулы. Таким путем железа приводит в движение части тела». Основные противоречия учения Декарта: с одной стороны утверждается, что душа имеет отличную .

• Критика эмпирического пути познания

Задача — построение логичной системы науки вообще. Для этого нужен несомненный базис. Метод тотального сомнения «Cogito ergo sum» (единственное несомненное — акт сомнения = акт мышления критика скептицизма!!)

Базисом всего научного знания является сознание. Предмет исследования — сознание, а не душа.

• Сознание доступно непосредственно

• Знание о сознании наиболее достоверно

• Учение о животных духах (частицы крови)

• Движение — механический акт

Первично: 2 субстанции — мыслящая и протяженная.
Причина движения — в теле — легкие и подвижные частицы крови — животные духи.
Мышление не может быть пассивным как движение. Пассивные мысли — реакция извне, активные — собственные.

В шишковидной железе наибольшая концентрация животных духов, она «отклоняется» в зависимости от животных или материальных духов.

Страсти — ответные изменения на телесные влияния. Главное их действие — побуждение души желать того, к чему эти страсти подготавливают тело (страх — бежать)

Животные духи могут влиять на действия, тогда мы действуем разумно. Тепло и движение — тело; мысли — душа.

Декарт о рефлекторной дуге

. природы в целом, Декарт – материалист. В объяснении влияния нервов на движение мускулов и работу органов чувств использует понятие о «животных духах». «Животные духи» это «тела, не . в механизме, совершенно независимом от психики, проявляется механистическая односторонность Декарта. Животные, считал Декарт, не имеют души. Вся сложность явлений, какую мы наблюдаем в поведении .

Нервы — ниточкитрубочки, идут от мозга и содержат животные духи (легкие и подвижные частицы крови, разреженные в сердце теплом, по очень узким путям поступают в мозг, а оттуда по порам в нервы и в мышцы).

Движение мышц -духи вышедшие из мозга заставляют духи в мышцах выходить из одной мышцы в другую (выхли, мышца удлинилась и ослабела, вошли — сократилась)

Память — железа отклоняется в разные стороны, пока духи не встретят следов (поры, откуда они вышли в присутствии того, о чем вспоминаем)

Воображение — движение железы, так чтобы духи открыли поры мозга, необходимые для воображения вещи

Читать еще:  Общий гороскоп водолея на год. Семья и отношения

Речь скорее связана со значениями слов, чем с движениями языка и губ.

Самое большое, что может сделать воля — не допустить следствий страстей и сдержать движения к которым она располагают.

6 первичных страстей (удивление любовь, ненависть, желание, радость, печаль)

Декарт — 2 шаг к становлению пси сознания (1 — Бэкон).

Что после — Вундт…

В это время изобретались всякие механизмы, шкатулки и т. п. похоже

Декарт, говоря о субстанциональном различии души и тела, породил психофизическую проблему.

Дуализм Декарта.

Декарт писал, что существую 2 независимые субстанции — душа и тело. Основной атрибут души — мышление, основной атрибут тела — протяжение. Критерий — психические процессы осознаваемы, а физиологические, соматические — нет! Душа и тело соединяются в теле (только в теле человека).

Продукт взаимодействия души и тела — страсти.

Декарт решает психофизическую проблему в духе взаимодействия, он предположил, что в организме есть орган, обеспечивающий это взаимодействие — шишковидная железа (эпифиз) — посредник между телом и сознанием.

Механизм: железа воспринимает движения животных духов и способна воздействовать на их чисто механическое течение, благодаря колебаниям, вызванным душой.

Учение Декарта о природе человека

. прохождении сквозь мозг, они производят множественные колебания шишковидной железы, тем самым воздействуя на другую часть человеческой природы – душу. Декарт указывает, что главное свойство тела как . именно в этой области душа оказывает воздействие на тело и тело на душу посредством своеобразных колебаний, которые воспроизводят «животные духи». Душа соединена с телом, но непосредственно её .

Шпаргалки по истории психологии – Психологические воззрения Декарта.

Шпаргалки по истории психологии – Психологические воззрения Декарта.

Психологические воззрения Р. Декарта.

Рене Декарт впервые дал критерий отличия психических процессов от “жизненных”, физиологических, которые обеспечивают организму поддержание его существования и что Аристотель называл “растительной душой”. Это философ 17 века. Знаменитая его фраза “Мыслю, следовательно, существую”.

Фактически с Декарта начинается отсчет психологии как “науки о сознании ”. Сомнение в истинности оснований наук подвинули Декарта на поиск наиболее достоверных оснований познания различных предметов и, в частности, собственной души. Декарт первым предложил использовать скептицизм в качестве инструмента исследования. Его скептицизм – не учение, а метод.

Человеку, исследующему истину, необходимо хоть один раз в жизни усомниться во всех вещах – насколько они возможны.

-Мы должны также считать все сомнительное ложным.

По Декарту, наше сомнение и мышление – самое достоверное из всех вещей на свете. Критерий достоверности: ясное и отчетливое восприятие (в других местах – осознание, сознание) того, что происходит в человеке, его непосредственное восприятие своего мышления. Мышление Декарт понимает очень широко, поэтому имеется в виду фактически любая психическая деятельность, которая осознается.

С Декарта идет величайшее заблуждение психологии. Этим заблуждением было утверждение, что иметь некий психический процесс и осознавать его можно одновременно, что нет неосознаваемых психических процессов.

Осознание собственной психической деятельности – это та первая истина, которую мы вообще имеем в познании. Декарт дал критерий отличия психических процессов от непсихических, но обеспечивающих жизнедеятельность, как бы мы сейчас сказали, физиологических процессов. Он состоим в том, что психические процессы мы осознаем, тогда как физиологические – нет. Одновременно с этим он сузил психическую реальность до сознания, не признавая наличия бессознательных психических процессов, которые, являясь не физиологическими, а психическими, тем не менее, не осознаются. Вместе с тем он открыл путь для эмпирического изучения осознаваемых психических процессов, основные приемы которого будут сформулированы в последующем развитии психологии. Этот путь был путем непосредственного самонаблюдения своих переживаний.

Душу, Декарт считал субстанциональным носителем психических процессов. Декарт ставит психофизическую проблему, т. е. проблему отношения души и тела. У Декарта это две абсолютные противоположности. У Декарта существует фактическое соединение двух субстанций в человеке. Животные лишены души вообще, ибо у них нет сознания. Он впервые объясняет физиологические процессы (питания, размножения, дыхания и т. д.) не вмешательством особых функций души, а чисто телесными (материальными) причинами. Т. о. Декарт считает тело машиной, работа которой подчиняется вполне материальным законам и не нуждается в привлечении души. Все движения мышц, как и все ощущения, зависят от нервов, представляющих собой как бы маленькие ниточки или узенькие трубочки, идущие от мозга и содержащие, подобно ему, некий воздух, или очень нежный ветер, называемый животными духами. Благодаря животным духам, осуществляются все телесные процессы в организме.

Деятельность души, по Декарту, связана с некой железой в головном мозгу. Т. о., человеческие страсти (эмоции) имеют две стороны: душевную и телесную. Победить страсти можно интеллектуально, т. е. знанием истины, осознанием последствий того бегства при появлении страшного предмета.

Т. о. Декарт говорил о том, что существует два начала: материальное – тело и духовное – душа, т. К. душа и тело влияют друг на друга. Тело – механизм, т. К. действует по принципу механизма, Декарт ввел представление о рефлекторной дуге. Душа – обладает свойством мышления. У животных есть только чувства – это механизмы. Жизнь души – это жизнь идей. Откуда берутся идеи? (один из центральных вопросов).

Существуют врожденные идеи (интуиция, что нельзя доказать), например, идея бога, идея числа, идея соотношения. Нравственные законы. Основывать наши знания следует на врожденных идеях.

Связь между душой и телом очевидна – это страсти («страсти души»).

Декарт методолог (учение о методе познания). Как правильно строить свои рассуждения? Одно из правил Декарта: в познании нужно идти от простого к сложному.

Источники:

http://megapredmet.ru/1-21809.html
http://forpsy.ru/works/uchebnoe/filosofiya-r-dekarta-i-ego-psihologicheskie-idei/
http://spargalki.ru/psyhologiya/111-istoriya-psyhologii.html?start=6

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: