Проблема субстанции в современном материализме. Бытие и проблема субстанции в философии

Проблема субстанции в философии. Монизм, дуализм, плюрализм

СУБСТАНЦИЯ (лат. siibstantia — сущность) — материя в аспекте внут­реннего единства всех форм ее само­развития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание, и потому фундамен­тальная категория научного познания, теоретического отражения конкретного (Абстрактное и конкретное). В истории философии первоначально субстанция пони­мается как вещество, из которого состоят все вещи. В дальнейшее, в поисках основания всего сущего, субстанцию начинают рассматривать как особое обозначение Бога (схоластика), что ведет к дуа­лизму души и тела.

Последний – свое­образное выражение несовместимости теологического и научного мышления. В новое время наиболее остро про­блема субстанции была поставлена Декартом. Преодоление дуализма на путях мате­риалистической философии осуществил Спиноза, который. считая протяженность и мышление атрибутами единой телес­ной субстанцией, рассматривал ее как причину самой себя. Однако Спиноза не су­мел обосновать внутренней активно­сти, «самодеятельности» субстанции. Эта задача была решена (хотя и непоследователь­но) в нем. классической философии. Уже Кант понимает субстанцию как «то по­стоянное, лишь в отношении с кото­рым можно определить все временные явления».

Однако субстанция трактуется им субъективно, как априорная форма мышления, синтезирующего опытные данные. Гегель определяет субстанцию как це­лостность несущественных, изменяю­щихся. преходящих сторон вещей, в которых она «открывается как их аб­солютная отрицательность, т. е. как абсолютная мощь и вместе с тем как Богатство всякого содержания», «суще­ственную ступень в процессе развития идеи» (человеческого познания), «осно­ву всякого дальнейшего подлинного развития». С этим связано понимание субстанции одновременно и как субъекта, т. е. как активного самопорождающего и саморазвивающегося начала.

Вместе с тем субстанция рассматривается Гегелем идеа­листически, лишь в качестве момента развития абсолютной идеи. Марксист­ская философия критически перераба­тывает эти идеи с точки зрения материализма. субстанция понимается здесь как материя и одновременно как «субъект» всех сво­их изменений, т. е. активная причина всех собственных формообразований, а потому она не нуждается в извне привходящей деятельности особого, отличного от нее «субъекта» (Бога, ду­ха. идеи, «я», сознания, экзистенции и т. д.).

В понятии субстанции материя отра­жена не в аспекте ее противополож­ности сознанию, а со стороны внут­реннего единства всех форм ее движения, всех различий и противоположностей, включая и противоположность бытия и сознания. Анти-субстанциалистская позиция в фило­софии отстаивается неопозитивизмом, который объявляет субстанцию мнимой и потому вредной для науки категорией. Отказ от категории субстанции утрата «субстанци­альной» точки зрения ведет теорию па путь разложения, бессвязного эклектизма, формального объединения несоедини­мых взглядов и положений, представ­ляет, по выражению К. Маркса, «мо­гилу науки».

Монизм (от греч. «монос» — один) в основе всей действительности ищет и усматривает одно начало. Монизм может быть материалистическим, когда он единой основой (первопричиной) видит материю, или идеалистическим, когда такой единой основой провозглашает дух (идею, чувства). Материалистическим монизмом является философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в., Фейербаха; марксизм, позитивизм. Идеалистический монизм наиболее последовательно выражен в философии Платона, Юма, Гегеля, Владимира Соловьева, современного неотомизма, теизма.

Существует как материалистический, так и идеалистический монизм. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля. Монизм — учение о всеединстве. Наивный монизм, — пер во вещество вода (Фалес). Признание одной субстанции, например: монизм божественной субстанции (пантеизм); монизм сознания (психологизм, феноменализм); монизм материи (материализм).

Дуализм (от лат. «duo» — два) — это мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми и создает все то, что есть в действительности. В этой неразрывной двоице могут быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Дьявол; Свет и Тьма; Инь и Ян; Мужское и Женское и так далее. Дуализм присущ многим философам и философским школам. Он занимает важное место в философии Декарта, Спинозы, Кьеркегора, современных экзистенциалистов. Его можно обнаружить у Платона, Гегеля, в марксизме (Труд и Капитал) и у многих других философов.

Читать еще:  Гороскоп здоровья близнецы на сентябрь. Что ждет женщину близнеца в сентябре

Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма. Учение Декарта о двух независимых друг от друга субстанциях — протяженной и мыслящей. Декарт разделил мир на два рода субстанций —духовную и материальную. Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами — мышлением и протяженностью, прочие производны от них. Так, впечатление, воображение, желание — модусы мышления, а фигура, положение — модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте.

Плюрализм (от лат. «pluralis» — множественный, много) — признает существование в мире много взаимодействующих факторов и начал. Само слово «плюрализм» применяется для описания разных областей духовной жизни. Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже — противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и тому подобное.

Точка зрения плюрализма лежала в основе методологии Г. Лейбница. Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время — как порядок сменяющихся друг друга явлений или состояний.

Проблема материи и субстанции в философии

Проблема бытия как поиска оснований единства мира включает вопросы обоснования соотношения единого и многого, происхождения бесконечного многообразия пред-
метного мира из единого основания. Теоретические поиски их решения привели к формированию понятия субстанции – выражения важнейшего аспекта бытия.

Субстанция (от лат.лежащее в основе)– философская категория, выражающая внутреннее единство различных конкретных вещей и явлений, через которые она существует. Субстанция обозначает то, что существует самостоятельно, само по себе; нечто устойчивое и постоянное, в отличие от изменчивого и преходящего; неделимое; единое; что само себя определяет и способно к саморазвитию и самоорганизации; постигаемое разумом, в отличие от многообразия чувственно воспринимаемого.

В истории философии прослеживаются несколько основных подходов к трактовке понятия субстанции. Большинство философских учений объясняют единство мира из одной единственной субстанции и называются монистическими. Субстанция здесь понимается как абсолютно самостоятельная, которая для своего существования не нуждается ни в чем другом, ибо есть причина самой себя. Все существующее рассматривается как состояние, явление или атрибут этой единой субстанции. Следует различать материалистический монизм (материя как субстанциональное начало) и идеалистический монизм (субстанциональное начало – сознание, мысль, дух).

Монизму противостоит дуализм, согласно которому в основе мира лежат два исходных начала – материальное и духовное (например, учение Р. Декарта), а также плюрализм – признание множества первоначал бытия. Представители этого подхода признают относительный характер самостоятельности субстанциональных начал мира, который определяется местом, занимаемым субстанцией в иерархии бытия. Абсолютной самостоятельностью обладает лишь высшая субстанция (Бог).

Фундаментальной для философского и научного познания мира является категория «материя» (от лат. материал, вещество). Истолкование материи как субстанции позволяет объяснить единство мира через его многообразие, не прибегая к помощи таких потусторонних внешних сил, как Бог, Мировая Душа, Абсолютный Дух и т.д. Эволюция взглядов на материю нашла отражение в существовании основных исторических форм материализма, в этапах становления новоевропейского естествознания.

Понятие «материя» возникает и развивается в античной философии. Здесь формируется как материалистическое понимание материи как сущности природы (древнегреческие натурфилософы, атомисты, стоики), так и идеалистическая трактовка материи как пассивного, низшего, изменчивого, множественного начала (Платон, Аристотель, неоплатоники). Оппозиция материи духу (сознанию, разуму, форме, идеи и т.д.) составила идеологическое значение понятия материи и основу противостояния материализма и идеализма.

Читать еще:  Вытащить червя из тела во сне. К чему снится черви в теле

В рамках материалистической традиции длительное время материя сводилась к одному из вещественных субстратов (огонь, вода, атомы и т.д.), существующих наряду с предметами, или включала природно-божественное содержание в различных формах пантеизма (Дж. Бруно, Спиноза). Представители классического материализма Нового времени (Д.Дидро, П. Гольбах, Д. Толанд, Л. Фейербах и др.), исходя из принципа «из ничего не возникает ничего», трактуют материю как единственную реальность, вечность существования, субстанцию, обладающую способностью к самодвижению и саморазвитию, а пространство и время полагают ее атрибутами.

Наибольший вклад в развитие учения о материи в ХIХ–ХХ вв. внес диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.), разрабатывающий представление о субстанциональности материи как бесконечно развивающемся многообразии единого материального мира. В диалектическом материализме понятие материи выступает как предельно широкое, его нельзя определить через какое-то другое родовое понятие. Его можно зафиксировать только через противопоставление иному предельно общему понятию, обозначающему нематериальное, идеальное, – сознание, мышление, дух. Диалектический материализм объявляет идеальные явления вторичными по происхождению и выводит их из материи.

Классическое диалектико-материалистическое определение «материи»было дано В.И. Лениным. По его мнению, материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Смысл данного определения состоит в том, что материя как таковая не есть нечто чувственно воспринимаемое, это предельная абстракция, с помощью которой мы объединяем качественно различные вещи сообразно их общему свойству – быть объективной реальностью, т.е. существовать вне и независимо от сознания отдельного человека и человечества. Принцип материального единства мира означает не эмпирическое, чисто внешнее сходство предметов и явлений, конкретных признаков и закономерностей, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений действительности. Материалистический монизм утверждает единство мира через его материальность. При этом материальное единство мира понимается как диалектическое, противоречивое единство многообразия: как наличие в объективной реальности качественно различных вещей и процессов и как иерархические отношения между различными по степени сложности и организованности системами, выражающиеся во включении менее сложных систем в более сложные и вместе с тем несводимости законов их существования.

Диалектико-материалистическое определение материи признает принципиальную познаваемость материального мира. История познания и практики подтверждает неисчерпаемость материи, т.е. ее бесконечное качественное и количественное многообразие, которое упорядочено и структурировано на уровнях неживой и живой природы. Таким образом, философский материализм и наука имеют одинаковые позиции в понимании бытия, которое отождествляется с существованием чувственных вещей, одновременно являющихся основой и доказательством собственной стабильности и постоянной воспроизводимости.

Диалектико-материалистическая трактовка материи как чувственно-воспринимаемой объективной реальности далеко не охватывает многообразие форм ее существования, именно поэтому оно не может считаться истиной в последней инстанции и неизбежно должно уточняться и корректироваться, исходя из новейших данных современной науки в области изучения структуры и свойств материальных объектов.

В фундаменте современных научных представлений о материи лежит идея ее сложной системной организации, представленной уровнями неживой и живой природы.

В структуру материи на уровне неживой природы входят: элементарные частицы (участвуют в четырех типах взаимодействия – сильном, слабом, электромагнитном и гравитационном); физический вакуум (особое состояние материи, где происходят сложные процессы возникновения и исчезновения элементарных частиц); атомы; звезды (продукт взаимодействия элементарных частиц, ядер атомов, ионов); молекулы; макротела (жидкие, твердые, газообразные); планеты (тела со сложной внутренней структурой, имеющие ядро, литосферу, иногда атмосферу и гидросферу); планетные системы; галактики (совокупность звезд, планетных систем, межзвездной пыли и газа); системы галактик; Метагалактика (система взаимодействующих скоплений галактик). Согласно современным научным теориям Метагалактика возникла примерно 20 млрд. лет назад в результате Большого Взрыва – процессов перестройки физического вакуума с его фазовыми переходами от одного состояния к другому, которые сопровождались выделением огромных энергий. Тем самым, наша Вселенная представляет собой результат развития качественных преобразований одного состояния материи в другое.

Читать еще:  К чему потерять пуговицу в четверг. Оторвалась пуговица: народная примета

В структуру материи на уровне живой природы включают: системы доклеточного уровня – нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки; клетки как особый уровень организации (одноклеточные организмы); многоклеточные организмы (растения и животные); популяции (сообщества одного вида, воспроизводящие себя в потомстве); биоценозы (продукт взаимодействия популяций между собой и окружающей средой); биосферу (глобальная система жизни, результат взаимодействия биоценозов). В рамках биосферы возникает особый тип материальной системы – человеческое сообщество, имеющее свои подструктуры (семья, классы, нации и др.).

Субстанция, проблема субстанции

Термин «субстанция» в переводе с латинского означает «подлежащее», лежащее в основе, сущность.

Подумайте, почему идея о наличии в бытии сущего какого-то активного начала, субстанции становится главной идеей онтологии? И второе задание: как вы думаете, не является ли главная идея онтологии заблуждением? Может быть в самом бытии и нет чего-либо, соответствующего смыслообразу субстанции-сущности?

Этот вопрос занимал философов всех времен, еще милетцы искали архэ, субстанцию, начало всех вещей в мире. Неважно, что ответы и выводы мыслителей древности по этому вопросу были наивными, такими, какие позволяли делать первые шаги научного мышления человечества. Важно другое, а конкретно то, что такие попытки поиски субстанции дают начало новому типу мышления, свободного от мифологии, на основе которого рождаются и формируются философия и наука.

Проблема субстанции одна из основных проблем философии, которая имеет два аспекта: первый — по отношению к бесконечному миру, второй — по отношению к конечным вещам.

Коротко о каждом.

Проблема субстанции всего мира подразумевает решение вопроса о его сотворении. Как вы знаете, здесь существует две точки зрения: религиозная и нерелигиозная. Религия исходит из догмы о сотворении мира сверхъестественным творцом — Богом. Библия рассказывает, как Бог из ничего создал мир за шесть дней. Религиозные точки зрения опираются не на знание, а на веру.

Нерелигиозной точки зрения, мир никем не создан, он вечен, был всегда, есть и будет вечно. Он постоянно меняется и обновляется.

Возникает вопрос, существует ли в мире что-нибудь неизменное в процессе такого непрерывного изменения и обновления? На этот вопрос тоже существует два ответа: позитивистский и метафизический. Позитивисты, опираясь на науку, считают, что проблема субстанции ненаучная проблема, она лишена сути и содержания, по характеру она является метафизической, научно подтвердить субстанцию невозможно, поэтому, утверждают позитивисты, не следует эту проблему исследовать вовсе. Нужно ограничиваться теми знаниями, которые нам дает опыт. А опыт показывает, что вечного, неизменного в мире нет ничего.

Метафизика признает существование субстанции, хотя среди метафизиков существуют разные мнения по поводу количества этих субстанций.

Направление, которое признает существование одной субстанции (либо материальной, либо идеальной) называется «монизм» (милетцы, Спиноза).

Признание двух равноправных начал (субстанций), идеального и материального одновременно — называется «дуализм» (Декарт).

А множество начал признает «плюрализм» (Эмпедокл, Анаксагор).

Теперь о втором аспекте проблемы субстанции. О проблеме субстанции индивидуального предмета.

Индивидуальный предмет существует во времени, он имеет начало и конец. В промежутке этого времени, т. е. начала и конца (это есть время существования данного предмета), предмет остается самим собой, но при этом претерпевает вечное изменение, обновление. Как это понимать?

Обратимся к примеру: растение, оно растет, развивается, через определенное время оно погибает. Но все это время оно остается растением. Второй пример, ребенок рождается, малыш растет, становится подростком, взрослеет, стареет и умирает. За все это время он меняется и физически и духовно, но всегда остается человеком.

Это говорит о том, что есть нечто такое, которое не меняется в вечном изменении. Философы этот феномен, это «нечто» называют сущностью. Вещь, предмет как явление — меняется, но его сущность остается неизменной, и она является основой, субстанцией предмета.

Источники:

http://studopedia.ru/9_64768_problema-substantsii-v-filosofii-monizm-dualizm-plyuralizm.html
http://studopedia.ru/17_95657_problema-materii-i-substantsii-v-filosofii.html
http://studme.org/201991/filosofiya/substantsiya_problema_substantsii

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: