Проблема отчуждения человека в философии. Проблема отчуждения личности в современном обществе

Личность и общество. Проблема отчуждения

В философской антропологии наряду с понятием «человек» широко используются понятия «индивид», «личность», «индивидуальность».

Человек – высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Как Homo sapiens человек не может быть понят лишь как природное существо, его сознание, язык, речь формируются только в обществе.

Как родовое существо человек конкретизируется в реальных индивидах. Индивид – это отдельный представитель биологического вида Homo sapiens, единичный представитель социума. Понятие индивида описывает человека в его отдельности, обособленности, с точки зрения целостности его морфологической и психофизиологической организации, устойчивости во взаимодействии со средой, активности.

Личность – это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретной деятельности и системе общественных отношений. Процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему быть полноправным членом общества, личностью, носит название социализации.

В настоящее время существует две основных концепции личности: 1) личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и 2) личность как его сущностная характеристика.

Первая (ролевая) концепция опирается на понятие социальной функции (социальной роли) человека и фиксирует преимущественно внешнее его поведение, которое не обязательно выражает действительную сущность человека. Этот аспект понимания личности играет большую роль в современной прикладной социологии, но при всей своей значимости имеет ограничение: не позволяет раскрыть внутренний духовный мир человека.

Вторая концепция раскрывает понятие личности как сущностную характеристику человека, связанную с его социальными качествами. Личность – это субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и иных норм. Личностью человек не рождается, а становится. Личностные качества человека производны от его образа жизни, от социального окружения, а также, что очень важно подчеркнуть, и от его собственной внутренней активности, направленной на осознание себя, своего внутреннего мира.

Ядром личности, ее стержнем, регулятивным и духовно-смысловым центром является самосознание – выделение и оценка себя как мыслящего, чувствующего существа. Самосознание тесно связано с рефлексией, которая погружает личность в глубины ее внутреннего мира, позволяет критически оценивать негативные стороны своей жизни, дурные поступки, привычки. Посредством самосознания осуществляется процесс соотнесения личных интересов с общественными, определяется уровень личностных притязаний. Самосознание является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного достоинства, долга, ответственности, совести. Самосознание представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть, каким мог бы быть, если бы хотел. Личность с развитым самосознанием способна к самоконтролю и самооценке. Процесс соотнесения своего Я с реальными жизненными обстоятельствами служит базой для самовоспитания, для постоянного процесса совершенствования, развития собственной личности. Человек как личность не есть некая законченная данность. Он – процесс, требующий неустанной душевной работы.

Главным свойством личности выступает ее мировоззрение. Оно являет собой привилегию человека, поднявшегося до высот духовной жизни. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я явился в этот мир? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззрение, личность получает возможность осознанно, целенаправленно действовать, реализуя свое предназначение в мире.

В структуре духовного мира личности особое место принадлежит нравственности. Нравственность возвышает человека. Ориентированный в своем поведении на высшие нравственные ценности, человек утверждает себя как свободная, творческая личность. Важнейшее средство формирования личности – осуществление выбора между добром и злом. Личность есть там, где есть напряженная духовная жизнь, взвешивание «за» и «против» при выборе линии поведения, свершении того или иного поступка. Нравственное поведение предполагает готовность личности отстаивать нравственные принципы, брать на себя ответственность. Нравственным нужно быть потому, что только на этом пути человек может жить подлинной жизнью, реализовать свою сущность. Осознанное и свободное следование нравственным нормам, фундаментальным нравственным требованиям – признак духовно зрелой личности.

Еще одним качеством личности является ее характер, сила воли. Люди с сильной волей обладают и сильным характером. Таких людей воспринимают как лидеров. Без воли и характера невозможно общественное самоутверждение человека как личности. Личность проявляет себя в поступках, она – «субъект поступания» (М.М.Бахтин). Быть личностью трудно, и это относится не только к выдающимся личностям, но и ко всякой личности. Совершать поступки и брать на себя ответственность – это прерогатива личности.

Индивидуальность – понятие, которое характеризует самобытность личности, ее уникальность. Понятие индивидуальности акцентирует внимание на том специфическом, своеобразном, что отличает данного конкретного человека от других людей. При этом имеется в виду, прежде всего, комплекс его социально значимых качеств, т.е. личностная индивидуальность. Хотя индивидуальность личности нельзя отрывать от ее наследственных особенностей, реализуется она все же через многообразие социальных качеств, сообщающих человеку подлинную неповторимость.

Уже на биологическом уровне проявляется уникальность человека, связанная с его генофондом, делающим индивида биологически неповторимым. Уникальность людей поразительна даже в своем внешнем проявлении. Однако подлинный смысл индивидуальности связан не столько с внешним обликом человека, сколько с его внутренним духовным миром, с душой. Душа выражает собой уникальные особенности данной личности. Разнообразие индивидуальностей – существенное условие успешного развития общества.

Личность, коллектив, общество.Проблему личности нельзя решить без философской постановки вопроса о взаимосвязи личности и общества.

Связь личности и общества опосредована прежде всего первичным коллективом: семейным, учебным, трудовым. Только через коллектив каждый его член входит в общество. Через первичный коллектив идет отдача личного обществу и достижений общества – личности. В здоровом коллективе личность не растворяется, а выявляется и самоутверждается. Различают коллективы формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Последние – это, как правило, объединения по интересам (клубы, секции и т.д.), в них больше возможностей для проявления творчества, индивидуальных способностей.

Поскольку каждый член коллектива – личность, индивидуальность со своим пониманием, опытом, складом ума и характером, постольку даже в дружном коллективе возможны разногласия и противоречия. В этих условиях на прочность проверяется и коллектив, и личность – от них зависит, дойдет ли противоречие до антагонизма или оно будет разрешено всеобщими усилиями ко всеобщему благу.

Взаимоотношения человека и общества существенным образом изменялись в ходе истории. Изменялось вместе с этим и конкретное наполнение, конкретное содержание и собственно личности.

При родовом строе индивид не являлся личностью в собственном смысле этого слова, он был включен в жесткую систему общественных связей (род, племя), выполнял предписанную традицией роль. И реально, и в своем сознании индивид не выделялся из коллектива и осознавал себя принадлежащим роду.

На основе усложнения трудовой деятельности, разделения труда, появления частной собственности происходит обособление человека, формируется частный интерес. Возникновение классового общества, государства способствует тому, что индивиды стали выступать субъектами прав и обязанностей. В этих условиях шел процесс становления личности. Однако в античном обществе человек еще осознавал себя как орудие космического миропорядка. И это воплощалось в идее судьбы, которую он не мог изменить по своему произволу.

В период Средневековья в христианской религии человек осознает себя как личность. Этому способствовал процесс духовного общения человека с персонифицированным Богом. Усложнялся внутренний мир человека, его деятельность была направлена на совершенствование духа, души. В жизни средневековой личности большое место занимают собственно нравственные ценности, а не ценности материально-утилитарные. Духовность человека состоит в его совести, со-вести с Богом, реализуется в высоких чувствах Веры, Надежды и Любви. Для личности эпохи раннего христианства характерен сугубо личностный героизм – подвижничество.

Читать еще:  Разноцветные тюльпаны с клубнями сон. К чему снятся тюльпаны

В эпоху Возрождения очень остро была осознана свобода человека, его автономность. Отныне человек – распорядитель собственной судьбы, наделенный свободой выбора. Свобода означает для него космическую незакрепленность, самостоятельность творческого самоопределения. Человек вкусил упоение от беспредельных возможностей своих сущностных сил и ощутил себя господином мира.

В эпоху Просвещения разум занял господствующее положение в культуре. Рационализации оказались подвергнуты все стороны общественной жизни, в том числе и внутренний мир человека. Это вело к сужению эмоционально-душевной сферы личности. Достоинства личности измерялись силой его разума, способностью подвергать сомнению и критике существующую действительность.

Новое время отмечено бурным развитием науки и техники, что усиливало позиции человеческого разума. Изменились ценностные ориентации личности, ее мировоззрение. На первый план выдвигались такие качества личности, как сила воли, инициативность, деловитость, имевшие, однако, и обратную сторону – эгоизм, индивидуализм, беспощадность и т.д. Сложилась личность индивидуалистического типа («атомарная личность») с вещной, рационалистически-прагматической ориентацией. Духовные ценности вытеснялись ценностями материальными, в человеческие отношения проник принцип утилитаризма (пользы). Собственное благополучное существование новоевропейский человек предпочитает всему другому, себя рассматривает как цель, а все другие для него суть средство. Психология индивидуализма неизбежно приводит к острому чувству одиночества и взаимному отчуждению людей. Феномен отчуждения, ярко заявивший о себе в Новое время, в современном мире не исчез, он приобрел новые формы.

Отчуждение.В социальной философии отчуждение рассматривается в связи с проблемой личности, раскрытием сущностных сил человека, с проблемой взаимоотношений человека и общества.

Отчуждение – это превращение результатов человеческой деятельности, а также человеческих свойств и способностей в нечто чуждое ему и господствующее над ним. Феномен отчуждения сопровождал всю человеческую историю, разные его формы анализировались Т.Гоббсом, Ж.-Ж.Руссо, представителями немецкой классической философии. Л.Фейербах, например, считал, что в представлениях о Боге человек воплотил свою сущность; она оказалась отчужденной и ему противостоящей. Религиозное отчуждение, считал он, должно быть ликвидировано на основе любви человека к человеку, принятии «религии любви». Но в наиболее резкой форме отчуждение проявилось в социально-экономической сфере в условиях капиталистического производства и было проанализировано К.Марксом.

У Маркса проблема отчуждения была связана с анализом частной собственности и товарного производства. В процессе труда, где человек должен был бы раскрывать свои сущностные силы, удовлетворять свою потребность в творчестве, наемный рабочий не чувствует себя человеком, а выступает как подневольное животное, как живая машина. Сам процесс труда и результаты его оказываются отчужденными от работника (находятся в распоряжении владельца средств производства) и противопоставленными ему в качестве капитала. Капитализм подавляет способности человека, калечит его духовную сущность. Преодолеть это отчуждение, по Марксу, можно только на путях упразднения частной собственности, замены ее общественной собственностью на средства производства, и через утверждение принципов социальной справедливости.

В XX столетии появилось ряд новых факторов, вызвавших новые формы отчуждения. Научно-техническая революция принесла не только материальные блага, но и негативные последствия, которые могут выйти из-под контроля человека: угрозу атомной войны, экологический кризис, стрессы. Компьютеры втягивают человека в мир, чуждый образцам высокой культуры. Средства массовой информации навязывают человеку ложные потребности, стандартизируют мышление, обезличивают индивидов. Человек утрачивает навыки общения с другими людьми. Абсолютная праздность и развлечение становятся для него главной потребностью. Духовное начало в человеке умирает. Такой антигуманный характер существования ведет к деградации человека, отчуждению его от собственной сущности.

Отчуждение в современном обществе порождается и экономическими причинами. Низкий уровень жизни ограничивает доступ людей к образованию, приобщение к культуре, лишает человека возможности путешествовать, а, значит, отчуждает человека от полноты человеческих проявлений жизни, делает его, по выражению Г.Маркузе, «одномерным человеком».

Субъективно отчуждение проявляется в чувствах страха, одиночества, апатии, равнодушия, бессилия, утраты смысла жизни, а также связанных с ними наркомании, алкоголизме, самоубийствах.

Многие современные авторы преодоление отчуждения и одномерности человека видят на пути всестороннего развития его способностей. Это возможно за счет создания таких реальных условий, при которых каждый человек мог бы в процессе своего образования выходить на передний край человеческой культуры и свободно выбирать поле своей деятельности. Общество должно поднимать, а не подавлять людей, всесторонне и особенно в нравственно-духовном отношении развивать человека. В преодолении факторов отчуждения большую роль играет и сам человек, его воля, стремление к творчеству. И деятельность общества, и деятельность человека должны быть устремлены на созидание человечности.

Проблема отчуждения личности в истории философии

Дата публикации: 05.12.2017 2017-12-05

Статья просмотрена: 2457 раз

Библиографическое описание:

Кенжаева Д. Р. Проблема отчуждения личности в истории философии // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 333-336. — URL https://moluch.ru/archive/182/46826/ (дата обращения: 16.01.2020).

В истории философии проблема отчуждения относится к числу тех научных проблем, которые постоянно сопровождают человечество. Более того, данная проблема особенно актуальна в наше время, когда в обществе происходят коренные социокультурные трансформации и жизнь множества людей стремительно меняется и разводит их по разным полюсам социального бытия. Необходимо отметить, что сегодня философская категория — отчуждение, широко используется и в других научных сферах, таких, как социология, психология, криминология, право. Проблема отчуждения человека освещена была многими философами различных стран и эпох.

Обращаясь к самому понятию и истории происхождения термина «отчуждение», нужно отметить, что оно выражает такую объективацию качеств, результатов деятельности и отношений человека, которая противостоит ему как превосходящая сила и превращает его из субъекта в объект ее воздействия. Тема отчуждения впервые появляется в эпоху барокко и рассматривается сторонниками теории «общественного договора» Ж. Ж. Руссо, Дж.Локком, Т.Гоббсом, К. А. Гельвецием. Они характеризовали современное им общество как общество отчуждения — делегирования полномочий. Социальные институты в таком обществе являются посредниками между людьми и в силу того, что они есть воплощение воли частных лиц, становятся чуждыми человеку, заставляя его подчиняться частным интересам и развивать свою личность в рамках установленных законов. Эта сила, ставшая над человеком, забирает у него «подлинность», ничего не дав взамен, и он превращается в частичного человека.

Немецкий философ Фихте первым употребил термин «отчуждение» в философском смысле, подразумевая при этом два значения — полагание объекта (мира, вещей в себе) есть не что иное, как становление субъекта внешним, а также то, что объект следует понимать как ставший внешним разум.

В культуре Франции, щедрой на философов-моралистов, также обсуждались загадки человеческой природы. К примеру, философ-экзистенциалист Альбер Камю утверждал, что понять жизнь — значит различать за ее изменчивыми малодостоверными обликами лик самой судьбы и истолковать в свете последней очевидности нашего земного удела. Труды Камю претендуют на то, чтобы быть трагедиями метафизического прозрения, рассматривается житейско-исторический пласт, бытийная правда существования личности на земле. И проблема отчуждения человека от самого себя и от общества является одной из центральных проблем. Так, к примеру один из героев его произведения «Посторонний» Мерсо выбирает отрешенность, отделяется от общества, становится «чужаком». Его рассудок, кажется, поддернут легким туманом, и уже при чтении начальных глав романа создается впечатление, что герой пребывает в состоянии полусна.

Немецкий философ К.Маркс выделял четыре вида отчуждения — отчуждение от процесса труда, продукта труда, других людей и человеческого в себе.

Видный представитель гуманистического психоанализа Эрих Фромм считал отчуждение главным фактором современного ему капиталистического общества.

Отчуждение, каким мы видим его в современном нашем обществе, носит почти всеобщий характер, пронизывает отношение человека к своей работе, к потребляемым им вещам, к государству, к природе, к своим ближним и к самому себе. Человек создал мир рукотворных вещей, какого никогда не существовало прежде. Он разработал сложное общественное устройство, чтобы управлять созданным им техническим механизмом. Однако все созданное им возвышается и главенствует над ним. Он чувствует себя не творцом и высшей руководящей инстанцией, а слугой. Чем могущественнее и грандиознее высвобождаемые им силы, тем более бессильным он чувствует себя как человеческое существо. Он противостоит себе и своим собственным силам, воплощенным в созданных им вещах и отчужденным от него. Он больше не принадлежит себе, а находится во власти собственного творения.

Читать еще:  Видеть во сне пресвятую богородицу. К чему снится богородица живая

Отчуждение захватывает и межличностные связи, это отчуждение от общества. Степень остроты отчуждения как общественного отношения зависит не только от определяющих его объективных причин, но и от того социокультурного и психологического фона, на котором оно реализуется. Отчужденность проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, чувство бессмысленности происходящего, разъединенность, охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей. Это состояние сопровождается апатией и аполитичностью, отказом от дружеского и товарищеского общения, недоверием к искренности и бескорыстности людей, дефицитом теплого сердечного общения. Даже если широкие дружеские связи еще сохраняются, человек нередко тяготится ими и постепенно сокращает контакты. Отчужденность как переживаемое чувство и состояние превращается в отчуждение от реальных людей, их забот и жизни. Более того, как утверждал Ж. П. Сартр, невозможно подлинное сближение между людьми, ибо «другой» стремится превратить человека лишь в средство удовлетворения своих желаний. Именно отсюда и вытекает, что все межличностные отношения — это конфликт и как результат — одиночество. Человек одинок, по мнению Сартра, и нет мира, который был бы общим для всех людей. Есть только человек, замкнутый в своем собственном внутреннем мире и постоянно испытывающий, переживающий страх, тревогу, заботу, одиночество, скуку. Хотелось бы отметить, что отношение отчужденного человека к миру характеризуется такими чертами, как восприятие мира как застывшего и схематичного, низким уровнем об особенностях социально-политической системы, отсутствием интереса к культуре и интеллектуальным видам деятельности, абсолютной верой в сверхъестественные силы, астрологию, судьбу, менее логичным мышлением и познавательной замкнутостью, высоким уровнем страхов, поверхностным отношениям между людьми.

Отчуждение от самого себя ведет к неадекватности и презрению, экстремизму, ослаблению чувства ответственности, зависти, неудовлетворенности жизнью, пессимизму, чувству одиночества, восприятию других людей как угрозы, презрению к себе. «Протест против обесценивания человеческой жизни, «отчуждения» личности и тенденции к превращению ее в «одномерного человека» выразился у этой части молодежи в тотальном отрицании всех институтов, норм и ценностей современного общества» [1]. В экзистенциальной философии отмечается, что человек находится в пограничном состоянии, балансируя на границе между жизнью и смертью.

Также необходимо отметить, что внедрение техники привело к отчуждению человека от труда и как следствие от общения тоже.

Еще один из важных аспектов проблемы отчуждения- это проблема отчуждения личности от природы. Экзистенциалистами процесс отчуждения человека от природы рассматривается в нескольких аспектах. Констатируется, например, факт того, что техника превратилась в самостоятельную, существующую по собственным законам силу. Такие мыслители, как М.Хайдеггер и К.Ясперс, считают, что так называемое техногенное отчуждение стало главенствующим именно в XX веке, различные технические новшества все больше господствуют над человеком, заполняя предметное бытие личности.

Проблема отчуждения от природы рассмотрена в экзистенциальном труде «Тошнота» французского философа Ж. П. Сартра. В частности, в произведении главный герой прикасается к камню на пляже, это вызывает у него «сладостное омерзение», при виде коры дерева, которое он рассматривает, его охватывает чувство омерзения. Природа, по мнению Ж. П. Сартра, чужда и враждебна человеку, вброшенному в нее случайно. Взаимоотношения природы и человека лишены гармонии. Человек Ж. П. Сартра не находит в природе ничего, чтобы представляло какую-то ценность для его существования. Главный герой романа «Тошнота» не видит смысла в восхищении природой. «Все это изобилие, — говорит Рокантен, — не оставляло впечатление щедрости, даже наоборот. Только глупцы могут рассказывать сказочки о силе и красоте жизни, восхищаться дыханием весны или пением птичек» [2].

Будучи частью природы, но отделившись от нее, более того, войдя в эпоху технологий и став их частью, человек начал отчуждаться от природы, начал разрушать ее. Природа оказалась растерзанной. Человек, почувствовав себя господином природы, вдруг обнаружил в себе поразительный синдром разрушительности. Осознавая, что натура — его единственный очаг, он в то же время начал жечь, испепелять, расщеплять, взрывать ее. В нем пробудились инстинкты погромности, вакханальные страсти. Человек тянется к искусственным структурам, потому что верит, что пересотворенный им мир, окажется более комфортабельным, управляемым. Торжествуя над природой, он должен осознать, что в случае исчезновения или фундаментального изменения природы он может исчезнуть как биологический вид, вполне возможной кажется гибель человечества от глобальной экологической катастрофы.

Необходимо отметить, что сами отчужденные результаты деятельности людей становятся самостоятельным фактором, выходят из-под контроля и превращаются в силу, господствующую над обществом. Нередко это господство приводит к разрушительным последствиям в обществе: терроризм, наркомания, алкоголизм, отсутствие идеологического иммунитета и появление идеологического вакуума и другие. Таким образом, проблема отчуждения ведет к утрате всеобщих и социальных уз, влияет на поведение человека, его помыслы, мнения и установки. Все это оказывает огромное воздействие на личность человека, не всегда влияя на него положительным образом.

  1. Витюк В. В. Под чужими знаменами. Лицемерие и самообман «левого» терроризма. М.: Мысль, 1985.
  2. Сартр Ж. П. Тошнота. М.: Издательство АСТ, 2003.
  3. Хрестоматия по истории философии от Шопенгауэра до Дерриды. –М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС. -1997.
  4. Ясперс К., Бодрийяр Ж. Призрак толпы — М.: Алгоритм, 2008.

Й вопрос. Проблема отчуждения и свободы человека

Проблема отчуждения является одной из важнейших проблем в современной философской мысли.

В философии марксизма и «философии жизни», в экзистенциализме и неофрейдизме, в религиозной философии и философской антропологии и.др. рассматривается современное состояние человека и общества как не соответствующее сущности (природе) человека.

Все указанные направления признают, что человек в современном мире еще не стал творцом своей жизни, личностью и субъектом истории, а выступает по прежнему функцией государства, сложившейся идеологии, технической и информационной цивилизации ит.п. Все они пытаются осмыслить причины отчуждения и пытаются найти пути выхода из него. И концепция Ф. Ницше «Сверхчеловека», и фрейдовская теория сублимации, и концепция Э. Фромма о противоположности обладания и бытия, и противопоставления не подлинного и подлинного бытия в философии экзистенциализма, учение о богочеловеке и богочеловечестве в русской религиозной философии — все это различные варианты ответа на проблему отчуждения.

Представители всех современных философских направлений подвергли резкой критике гегелевское понимание отчуждения как опредмечивание мышлением в самом себе и превращение в форму своего инобытия природа, вещественности, а так же снятие отчуждения как возвращение духа из форм инобытия в мышлении т.е. у Гегеля преодоление отчуждения сводится к мыслимому преодолению.

Другими словами, современная философия считает, что сущность человека нельзя сводить к мышлению и абсолютизировать его.

а) Марксистская теория отчуждения и свободы человека. Эта проблема была поставлена К. Марксом в «Экономическо – философских рукописях 1844г». Он считал, что дело не в том, что человек опредмечивает свою сущность, а в том, что он ее опредмечивает бесчеловечным образом. К. Маркс определил отчуждение как превращенную форму существования человеческой, творчески – предметно – практической сущности, при которой сама система общественных отношений, производственной деятельности человека превращается из формы его развития в неподконтрольную ему, господствующую над ним и угнетающую его силу. Обстоятельный анализ этой проблемы привел его к выделению ряда основных форм отчуждения:

1) отчуждение процесса труда означает, что труд не принадлежит работнику производства, но господствует над ним как внешняя принуждающая его сила (поэтому в процессе труда человек чувствует себя животной силой, т.е. через реализацию своих животных функций;

Читать еще:  Приснилось что за меня заплатили другие. Сонник: к чему снятся деньги

2) отчуждение предметов, средств и продуктов труда, при котором предметы и средства труда, не принадлежат рабочему (работнику производства), но даются ему извне, не принадлежа, но господствуют над ним как враждебная сила, Получается, что чем больше работник производит, тем меньше он потребляет. Производство богатства на одном полюсе оказывается производством нищеты на другом.

3. Отчуждение человека от человека, или отчуждение от человека его родовой сущности, при котором труд и его продукты принадлежат не работнику, а другому человеку, от которого он зависит, которым он принуждается и угнетается. В этом случае отношения людей друг к другу превращаются в отношения вещей, а человек превращается как бы в средство для вещных отношений и рассматривает другого человека либо как вещную силу, либо как соперника и конкурента в вещном обладании.

Получается, что родовая сущность человека превращается лишь в средство для поддержания индивидуальной жизни (сохранения его физического существования).

4. Отчуждение природы от человека.

В человеческом труде как целесообразной деятельности вся природа превращается в неорганическое тело человека, без которого он не может жить, и посредством которого он может производить универсально, т.е. по меркам любой природной силы.

Отчужденный труд превращает универсальную природную жизнедеятельность лишь в средство для поддержания телесного существования отдельного индивида. Наиболее ярко это пожертвование природой ради получения прибыли проявляется и отражается в политической проблематике.

Причины отчуждения марксизм связывает с господством частной собственности, которая превращает человека в существо не творящее, а зарабатывающее. Развитие общественного разделения труда приводит к поляризации отношений частной собственности на собственность и отсутствие собственности, на капитал и труд как взаимополагающие и взаимоисключающие противоположности.

Ликвидацию отчуждения марксизм видел в коммунистическом преобразовании общественного производства, согласно которому само развитие внутреннего противоречия труда и капитала указывает пути и способы его разрешения, с одной стороны, путем все большего превращения капитала в общественный капитал, а труда в общественную мощь совокупного производства, с другой – путем политического противостояния буржуа и пролетариата, которое приводит к положительному упразднению и ликвидации отчуждения, а значит – возвращения человеку его общественной родовой сущности.

Коммунистическое преобразование общества – формирование такого способа производства, в котором производство вещей замещается производством человеческих творческих способностей, образованием, воспитанием и формированием человека в свободной жизнедеятельности, для которой вещная сторона становится не целью, а лишь средством.

Свобода рассматривается в марксизме как процесс положительного упразднения частной собственности и возвращения каждому человеку отчужденных от него средств производства и способностей. Понимаемая свобода как осознанная необходимость начинается лишь там, где прекращается деятельность (труд), диктуемый внешней необходимостью (нуждой), и где развитие человека (творчество) становится целью существования общественного производства. Абсолютной свободы не может быть в любом обществе.

б) Проблема отчуждения и свободы в философии жизни, неофрейдизме и экзистенциализме.

В «философии жизни» термин «отчуждение» не используется. Однако положение современного человека характеризуется как зависимость от социальных институтов (культуры, цивилизации). Общество фактически подавляет творческую природу человека («волю к власти» у Ницше, «творческий порыв» у Бергсона). Поэтому современный человек рассматривается Ницше как переходный тип от животного состояния к собственно человеческому («сверхчеловек»). Сверхчеловек – это человек, творящий самодеятельно условия своего бытия (в том числе и мораль)

Преодоление «отчуждения» и свобода трактуется в философии жизни как «волевой акт», переход к деятельности по меркам собственной природы, фактически как своеволие и бунт.

Человеко – Бог Ницше действует только в соответствии с собственным законом – волей, которая и есть закон.

Следствия, вытекающие из ницшеанского понимания свободы как своеволия, проанализированы и переосмыслены в философии экзистенциализма Н.А. Бердяева.

Н.Бердяев создает концепцию свободы на основе критического осмысления творчества Достоевского, Ницше, К. Маркса.

В чем суть его положений?

1) Свобода – сущность человека, ибо человек сотворен свободным, наделенным свободой воли.

2) История для Бердяева есть драма человеческой свободы, в которой человек сознательно переходит от свободы как своеволия к свободе как к выбору Добра, Истины, Красоты, от «свободы» к « свободе для…»

Свобода как своеволие есть необходимый этап самоопределения человека в мире.

Только будучи свободным (в смысле своеволия) человек может выбирать сознательно Бога как высшую добродетель.

4. Не человекобог, а богочеловек является сущностью и смыслом истории. Богочеловек – это человек, творящий мир по законам Истины, Добра и Красоты.

Следует сказать, что в философии европейского экзистенциализма проблема отчуждения и свободы человека акцентируется как проблема неподлинного и подлинного бытия (существования) – Хайдеггер, Сартр, Камю.

Неподлинное бытие (по Хайдеггеру) – Das Man – есть результат самоотчуждения – свободного выбора человеком существования по принципу («как все»). Это бытие означает неведение человека под действием внешних сил, бегства от свободы, и тем самым, отказ от ответственности. Возможность самоотчуждения заложено в человеке, независимо от конкретно – исторических форм его существования.

Подлинное же бытие – это свобода от иллюзий (Бог, различные идеалы, философские учения, это иллюзорный «смысл» человеческого бытия. На самом деле, бытие – это «ничто», «бытие – к – смерти», абсурд, т.е. бессмысленность и мужество признания «заброшенности» человека, свободный выбор себя в поступках, ответственность за эти поступки.

Достижение подлинного существования возможно, если осознать себя перед лицом ничто (смерти) и таким образом избрать свободу и ответственность.

Проблема отчуждения и его преодоление осмысливается в неофрейдизме, в частности, в философии Э. Фромма, который продолжил концепцию противопоставления бытия и обладания.

Обладание – это идентификация человека с собственностью (всецело), превращение человеческого ума, чувств, других способностей в господствующие над ним «вещи»

Существование по принципу обладания означает превращения мира, людей и самого себя в собственность.

Существование же по принципу бытия означает развитие своих способностей в деятельности. По сути главным капиталом человека становится его способности, а не вещи.

Э.Фромм считает ориентации на обладание и бытие противоположными, но одинаково употребленными в человеческой натуре. Общество, по его мнению, создает условия для развития этих способностей. Так, капитализм доводит отчуждение человеческих способностей до крайней степени (даже знание, любовь и другие чувства сводятся к обладанию, потреблению). Преодоление отчуждения Э. Фромм связывает со сменой ценностных установок общества на бытие. Такую переориентацию необходимо внедрить прежде все в систему производства, считает Э. Фромм.

Какие можно сделать выводы из предложенных сентенций представителями современной философской мысли?

1. Главной проблемой в процессе гуманизации человеческих отношений является проблема изменения самого человека, его сознания и в целом всей психики.

2. Человек только тогда станет по своей сути творцом и свободно определять свою собственную жизнь, «когда овладеет своей собственной природой», превратит отчужденные от него общественные силы (знания, капитал, культуру) в собственные наличные формы.

Только преодоление отчуждения, превращающего человека в средство для производства в государстве, истории есть необходимое условие возникновения человеческой личности, самого субъекта истории.

Личность не есть некий пассивный слепок с общества, а есть человек, деятельно осваивающий всю систему культуры, трансцендентно «выходящий» за ее пределы, т.е. творящий, социально – значимый, преобразующий бытие, способствуя тем самым прогрессу общества и своему собственному. По сути дела – творчество и являет собой основание свободы, фундаментом которой является ответственность человека.

109.201.148.198 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:

http://studopedia.org/2-13066.html
http://moluch.ru/archive/182/46826/
http://studopedia.ru/2_117881_y-vopros-problema-otchuzhdeniya-i-svobodi-cheloveka.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×