Прибавление ума икона божией. Образ «Прибавление ума»: что нужно знать о самой «интеллектуальной» иконе

Прибавление ума икона божией. Образ «Прибавление ума»: что нужно знать о самой «интеллектуальной» иконе

Этот образ с уникальной историей, загадочной иконографией пользуется в народе пламенной любовью. Главные особенностей иконы «Прибавление ума».

Апостол Лука

Происхождение образа Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» напоминает детективный сюжет в лучших его традициях. Предание переплетается с историей – икона, почитаемая с XVI века на Руси, имела свой древний прообраз. Евангелист, врач, один из семидесяти учеников Христа, помощник апостола Павла (наверное, вы слышали «Гимн любви» апостола Павла), евангелист Лука был и иконописцем. Авторству апостола Луки принадлежит несколько икон Божией Матери, например, Владимирская (в Третьяковке). Он же, по преданию, создал статую Лоретской иконы Божией Матери. Того самого прообраза иконы «Прибавления ума». Позже было установлено – статуя вылеплена в XIII–XIV веках и не апостолом Лукой, тем не менее, для православной аудитории факт создания образа иконописцем, евангелистом Лукой неоспорим: «Благослови евангельских тайн благовестника апостола Луку написати пречистого лика Твоего изображение».

Лорето

Лоретская статуя Божией Матери – статуя с внушительной историей, вобравшей в себя тысячелетия. По преданию, Образ Пресвятой Богородицы приплыл в Италию из Назарета в результате Крестовых войн XIII века. Находилась статуя в Святом доме – в нем, как доказали исследователи, Богоматерь провела свои детство и юность. Покидая завоеванный мусульманами Иерусалим, в 1297 году, крестоносцы перевезли Святой дом в Долмацию, а оттуда, в 1294 году, Святой дом вместе с образом Пресвятой Богородицы пропутешествовал в маленький портовый город Анкопу, а затем уже в Лорето. С этих пор Лорето стал центром паломничеств – в 1844 русский паломник, архимандрит Порфирий, записал в дневник свои впечатления о посещении Лоретской базилики: ««На самом месте дивного события построена великолепная церковь. Лишь только войдешь в нее, прямо взору представится та священная пещера, в которой Архангел благовестил Смиренной о воплощении в Ней Сына Божия. Эта пещера была внутри дома и, вероятно, составляла нижний этаж оного, где Богоматерь занималась рукоделием и богомыслием. Замечательно, что и ныне назаретянки работают в нижних частях дома, а в верхней комнате только покоятся ночью. Замечательно также, что и ныне в некоторых домах есть пещеры или, лучше, дома, пристроенные к пещерам. Я видел мимоходом один такой дом в верхней части города. Не мудрено же, что и дом Иосифа пристроен был к натуральной пещере, где была рабочая и кухня».

Появление на Руси

На Руси известия о Лоретской иконе появились благодаря взаимной заинтересованности православной и католической церквей. Русский князь Иван III, женившийся на Софии Полеолог, приобрел не только мудрую жену, но и обратил взгляд западного мира на Русское княжество. Сын своего отца, великий князь Василий III стремился на Запад, его контакты с папой наладились еще в 1503 году, уже в 1519 Василий III ломал голову, стоит ли православному народу Руси и католической пастве Льва X объединиться под эгидой Флорентийской унии. Оппоненты были, прежде всего, заинтересованы в создании общего «фонда» святынь Востока и Запада. В 1524 году по приглашению папы Климента VII, в очередной раз стремящегося распространить свое влияние на души русского княжества, в Италию отправилась русская депутация. Экскурсия к Святому дому в городе Лорето должна была склонить непреклонную православную делегацию на сторону папы. Еремей Трусов и Дмитрий Герасимов были поражены святыней из Назарета, по возвращении делегатов князь Василий услышал чудесную историю Святого дома и статуи Пресвятой Богородицы, а на Руси появились первые списки Лоретской иконы Божией Матери.

Сумасшедший иконописец

В 1547 году Москву охватили пожары, с образа Лоретской Богоматери была написана икона «на московский манер» «Прибавления ума». С фактами появления иконы «Прибавления ума» соседствует сказание. Авторство иконы приписывают неизвестному иконописцу. Сказание повествует о благочестивом человеке, вдруг заинтересовавшемся исправленными книгами патриарха Никона. Пытаясь понять, верна ли вера Никона, иконописец сошел с ума. В перерывах между припадками безумия, мужчина молил Пресвятую Богородицу о прощении и возвращении здравого ума. Пресвятая Богородица являлась иконописцу несколько раз, а он написал ее образ. Здравый рассудок к иконописцу вернулся, а икона получила название «Прибавление Ума».

Читать еще:  Лунный календарь на ноябрь года фазы. Магия чисел

Две иконы или больше

История Лоретской иконы Божией Матери положила начало созданию и почитанию ее русской интерпретации – иконы «Прибавления Ума». В Русской Православной Церкви почитаются обе иконы, поклониться иконам приходят по разным причинам. Долгое путешествие Лоретской статуи прочно вплелось в ее значение для верующих – к Пресвятой Богородице из Лорето приходят путешественники, к ее русскому списку – за умом. Образ «Прибавления ума» не единственный – с просьбой о мудрости православные обращаются также к иконе «Ключ разумения».

Загадки иконографии

Созданная в Москве икона «Прибавления ума» написана не по московским канонам. На иконе изображены Иисус Христос и Пресвятая Богородица – мотив привычный для мировой иконографии. Но перед нами не женщина с младенцем на руках – Мать и Сын изображены спеленатыми вместе богослужебным облачением. Головы Святого Семейства венчают венцы, в верхних углах мерцают лампады, под аркой портала виднеется звездное небо. Хитон – далматик, скрывающий тела Пресвятой Богородицы и младенца Христа напоминает о прообразе иконы – статуе Лоретской Богоматери. Изображенные вместе – Иисус Христос и Пресвятая Дева обращают нас к Софии – Премудрости Божией.

Почитание

Разграничивать обязанности тех или иных святых – обычай не новый. К Пантелеимону – от болезней, к Спиридону Тримифунтскому – за богатством. У иконы Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» просят о вразумлении неразумных детей, об удачных экзаменах и успокоении сумасшедших. Просят, помня об истории неразумного иконописца. Доступ к иконе ограничен – списков крайне мало. Редкая икона с особенной историей – образ Пресвятой Богородицы «Прибавления ума» находится в Ярославской области, в небольшом городке на берегу Волги – Тутаеве и совершает чудеса. Другой чудотворный образ Пресвятой Девы «Прибавление Ума» начала XVIII века находится в Московской Тихвинской церкви в Алексеевском.

Образ «Прибавление ума»: что нужно знать о самой «интеллектуальной» иконе

Этот образ с уникальной историей, загадочной иконографией пользуется в народе пламенной любовью. Главные особенностей иконы «Прибавление ума».

Апостол Лука

Происхождение образа Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» напоминает детективный сюжет в лучших его традициях. Предание переплетается с историей – икона, почитаемая с XVI века на Руси, имела свой древний прообраз. Евангелист, врач, один из семидесяти учеников Христа, помощник апостола Павла (наверное, вы слышали «Гимн любви» апостола Павла), евангелист Лука был и иконописцем. Авторству апостола Луки принадлежит несколько икон Божией Матери, например, Владимирская (в Третьяковке). Он же, по преданию, создал статую Лоретской иконы Божией Матери. Того самого прообраза иконы «Прибавления ума». Позже было установлено – статуя вылеплена в XIII–XIV веках и не апостолом Лукой, тем не менее, для православной аудитории факт создания образа иконописцем, евангелистом Лукой неоспорим: «Благослови евангельских тайн благовестника апостола Луку написати пречистого лика Твоего изображение».

Лорето

Лоретская статуя Божией Матери – статуя с внушительной историей, вобравшей в себя тысячелетия. По преданию, Образ Пресвятой Богородицы приплыл в Италию из Назарета в результате Крестовых войн XIII века. Находилась статуя в Святом доме – в нем, как доказали исследователи, Богоматерь провела свои детство и юность. Покидая завоеванный мусульманами Иерусалим, в 1297 году, крестоносцы перевезли Святой дом в Долмацию, а оттуда, в 1294 году, Святой дом вместе с образом Пресвятой Богородицы пропутешествовал в маленький портовый город Анкопу, а затем уже в Лорето. С этих пор Лорето стал центром паломничеств – в 1844 русский паломник, архимандрит Порфирий, записал в дневник свои впечатления о посещении Лоретской базилики: ««На самом месте дивного события построена великолепная церковь. Лишь только войдешь в нее, прямо взору представится та священная пещера, в которой Архангел благовестил Смиренной о воплощении в Ней Сына Божия. Эта пещера была внутри дома и, вероятно, составляла нижний этаж оного, где Богоматерь занималась рукоделием и богомыслием. Замечательно, что и ныне назаретянки работают в нижних частях дома, а в верхней комнате только покоятся ночью. Замечательно также, что и ныне в некоторых домах есть пещеры или, лучше, дома, пристроенные к пещерам. Я видел мимоходом один такой дом в верхней части города. Не мудрено же, что и дом Иосифа пристроен был к натуральной пещере, где была рабочая и кухня».

Появление на Руси

На Руси известия о Лоретской иконе появились благодаря взаимной заинтересованности православной и католической церквей. Русский князь Иван III, женившийся на Софии Полеолог, приобрел не только мудрую жену, но и обратил взгляд западного мира на Русское княжество. Сын своего отца, великий князь Василий III стремился на Запад, его контакты с папой наладились еще в 1503 году, уже в 1519 Василий III ломал голову, стоит ли православному народу Руси и католической пастве Льва X объединиться под эгидой Флорентийской унии. Оппоненты были, прежде всего, заинтересованы в создании общего «фонда» святынь Востока и Запада. В 1524 году по приглашению папы Климента VII, в очередной раз стремящегося распространить свое влияние на души русского княжества, в Италию отправилась русская депутация. Экскурсия к Святому дому в городе Лорето должна была склонить непреклонную православную делегацию на сторону папы. Еремей Трусов и Дмитрий Герасимов были поражены святыней из Назарета, по возвращении делегатов князь Василий услышал чудесную историю Святого дома и статуи Пресвятой Богородицы, а на Руси появились первые списки Лоретской иконы Божией Матери.

Читать еще:  Религии основатель религии основные идеи.  Мировые религии

Сумасшедший иконописец

В 1547 году Москву охватили пожары, с образа Лоретской Богоматери была написана икона «на московский манер» «Прибавления ума». С фактами появления иконы «Прибавления ума» соседствует сказание. Авторство иконы приписывают неизвестному иконописцу. Сказание повествует о благочестивом человеке, вдруг заинтересовавшемся исправленными книгами патриарха Никона. Пытаясь понять, верна ли вера Никона, иконописец сошел с ума. В перерывах между припадками безумия, мужчина молил Пресвятую Богородицу о прощении и возвращении здравого ума. Пресвятая Богородица являлась иконописцу несколько раз, а он написал ее образ. Здравый рассудок к иконописцу вернулся, а икона получила название «Прибавление Ума».

Две иконы или больше

История Лоретской иконы Божией Матери положила начало созданию и почитанию ее русской интерпретации – иконы «Прибавления Ума». В Русской Православной Церкви почитаются обе иконы, поклониться иконам приходят по разным причинам. Долгое путешествие Лоретской статуи прочно вплелось в ее значение для верующих – к Пресвятой Богородице из Лорето приходят путешественники, к ее русскому списку – за умом. Образ «Прибавления ума» не единственный – с просьбой о мудрости православные обращаются также к иконе «Ключ разумения».

Загадки иконографии

Созданная в Москве икона «Прибавления ума» написана не по московским канонам. На иконе изображены Иисус Христос и Пресвятая Богородица – мотив привычный для мировой иконографии. Но перед нами не женщина с младенцем на руках – Мать и Сын изображены спеленатыми вместе богослужебным облачением. Головы Святого Семейства венчают венцы, в верхних углах мерцают лампады, под аркой портала виднеется звездное небо. Хитон – далматик, скрывающий тела Пресвятой Богородицы и младенца Христа напоминает о прообразе иконы – статуе Лоретской Богоматери. Изображенные вместе – Иисус Христос и Пресвятая Дева обращают нас к Софии – Премудрости Божией.

Почитание

Разграничивать обязанности тех или иных святых – обычай не новый. К Пантелеимону – от болезней, к Спиридону Тримифунтскому – за богатством. У иконы Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» просят о вразумлении неразумных детей, об удачных экзаменах и успокоении сумасшедших. Просят, помня об истории неразумного иконописца. Доступ к иконе ограничен – списков крайне мало. Редкая икона с особенной историей – образ Пресвятой Богородицы «Прибавления ума» находится в Ярославской области, в небольшом городке на берегу Волги – Тутаеве и совершает чудеса. Другой чудотворный образ Пресвятой Девы «Прибавление Ума» начала XVIII века находится в Московской Тихвинской церкви в Алексеевском.

Прибавление ума икона божией. Образ «Прибавление ума»: что нужно знать о самой «интеллектуальной» иконе

Этот образ с уникальной историей, загадочной иконографией пользуется в народе пламенной любовью. Главные особенностей иконы «Прибавление ума».

Апостол Лука

Происхождение образа Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» напоминает детективный сюжет в лучших его традициях. Предание переплетается с историей – икона, почитаемая с XVI века на Руси, имела свой древний прообраз. Евангелист, врач, один из семидесяти учеников Христа, помощник апостола Павла (наверное, вы слышали «Гимн любви» апостола Павла), евангелист Лука был и иконописцем. Авторству апостола Луки принадлежит несколько икон Божией Матери, например, Владимирская (в Третьяковке). Он же, по преданию, создал статую Лоретской иконы Божией Матери. Того самого прообраза иконы «Прибавления ума». Позже было установлено – статуя вылеплена в XIII–XIV веках и не апостолом Лукой, тем не менее, для православной аудитории факт создания образа иконописцем, евангелистом Лукой неоспорим: «Благослови евангельских тайн благовестника апостола Луку написати пречистого лика Твоего изображение».

Лоретская статуя Божией Матери – статуя с внушительной историей, вобравшей в себя тысячелетия. По преданию, Образ Пресвятой Богородицы приплыл в Италию из Назарета в результате Крестовых войн XIII века. Находилась статуя в Святом доме – в нем, как доказали исследователи, Богоматерь провела свои детство и юность. Покидая завоеванный мусульманами Иерусалим, в 1297 году, крестоносцы перевезли Святой дом в Долмацию, а оттуда, в 1294 году, Святой дом вместе с образом Пресвятой Богородицы пропутешествовал в маленький портовый город Анкопу, а затем уже в Лорето. С этих пор Лорето стал центром паломничеств – в 1844 русский паломник, архимандрит Порфирий, записал в дневник свои впечатления о посещении Лоретской базилики: ««На самом месте дивного события построена великолепная церковь. Лишь только войдешь в нее, прямо взору представится та священная пещера, в которой Архангел благовестил Смиренной о воплощении в Ней Сына Божия. Эта пещера была внутри дома и, вероятно, составляла нижний этаж оного, где Богоматерь занималась рукоделием и богомыслием. Замечательно, что и ныне назаретянки работают в нижних частях дома, а в верхней комнате только покоятся ночью. Замечательно также, что и ныне в некоторых домах есть пещеры или, лучше, дома, пристроенные к пещерам. Я видел мимоходом один такой дом в верхней части города. Не мудрено же, что и дом Иосифа пристроен был к натуральной пещере, где была рабочая и кухня».

Читать еще:  Что ждет скорпионов в августе.

Появление на Руси

На Руси известия о Лоретской иконе появились благодаря взаимной заинтересованности православной и католической церквей. Русский князь Иван III, женившийся на Софии Полеолог, приобрел не только мудрую жену, но и обратил взгляд западного мира на Русское княжество. Сын своего отца, великий князь Василий III стремился на Запад, его контакты с папой наладились еще в 1503 году, уже в 1519 Василий III ломал голову, стоит ли православному народу Руси и католической пастве Льва X объединиться под эгидой Флорентийской унии. Оппоненты были, прежде всего, заинтересованы в создании общего «фонда» святынь Востока и Запада. В 1524 году по приглашению папы Климента VII, в очередной раз стремящегося распространить свое влияние на души русского княжества, в Италию отправилась русская депутация. Экскурсия к Святому дому в городе Лорето должна была склонить непреклонную православную делегацию на сторону папы. Еремей Трусов и Дмитрий Герасимов были поражены святыней из Назарета, по возвращении делегатов князь Василий услышал чудесную историю Святого дома и статуи Пресвятой Богородицы, а на Руси появились первые списки Лоретской иконы Божией Матери.

В 1547 году Москву охватили пожары, с образа Лоретской Богоматери была написана икона «на московский манер» «Прибавления ума». С фактами появления иконы «Прибавления ума» соседствует сказание. Авторство иконы приписывают неизвестному иконописцу. Сказание повествует о благочестивом человеке, вдруг заинтересовавшемся исправленными книгами патриарха Никона. Пытаясь понять, верна ли вера Никона, иконописец сошел с ума. В перерывах между припадками безумия, мужчина молил Пресвятую Богородицу о прощении и возвращении здравого ума. Пресвятая Богородица являлась иконописцу несколько раз, а он написал ее образ. Здравый рассудок к иконописцу вернулся, а икона получила название «Прибавление Ума».

Две иконы или больше

История Лоретской иконы Божией Матери положила начало созданию и почитанию ее русской интерпретации – иконы «Прибавления Ума». В Русской Православной Церкви почитаются обе иконы, поклониться иконам приходят по разным причинам. Долгое путешествие Лоретской статуи прочно вплелось в ее значение для верующих – к Пресвятой Богородице из Лорето приходят путешественники, к ее русскому списку – за умом. Образ «Прибавления ума» не единственный – с просьбой о мудрости православные обращаются также к иконе «Ключ разумения».

Созданная в Москве икона «Прибавления ума» написана не по московским канонам. На иконе изображены Иисус Христос и Пресвятая Богородица – мотив привычный для мировой иконографии. Но перед нами не женщина с младенцем на руках – Мать и Сын изображены спеленатыми вместе богослужебным облачением. Головы Святого Семейства венчают венцы, в верхних углах мерцают лампады, под аркой портала виднеется звездное небо. Хитон – далматик, скрывающий тела Пресвятой Богородицы и младенца Христа напоминает о прообразе иконы – статуе Лоретской Богоматери. Изображенные вместе – Иисус Христос и Пресвятая Дева обращают нас к Софии – Премудрости Божией.

Разграничивать обязанности тех или иных святых – обычай не новый. К Пантелеимону – от болезней, к Спиридону Тримифунтскому – за богатством. У иконы Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» просят о вразумлении неразумных детей, об удачных экзаменах и успокоении сумасшедших. Просят, помня об истории неразумного иконописца. Доступ к иконе ограничен – списков крайне мало. Редкая икона с особенной историей – образ Пресвятой Богородицы «Прибавления ума» находится в Ярославской области, в небольшом городке на берегу Волги – Тутаеве и совершает чудеса. Другой чудотворный образ Пресвятой Девы «Прибавление Ума» начала XVIII века находится в Московской Тихвинской церкви в Алексеевском.

Источники:

http://russian7.ru/post/pribavlenie-uma/
http://zen.yandex.ru/media/id/5a58c45d168a91fd9b027f16/5c3f150b5f42c400a9ffe8d7
http://planetatain.ru/news/obraz_pribavlenie_uma_chto_nuzhno_znat_o_samoj_intellektualnoj_ikone/2016-06-22-2456

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: