Презентация к уроку по обществознанию (8 класс) на тему: мораль. Тест по духовной сфере: понятия мораль, патриотизм, гуманизм(на основе фипи)

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Сфера духовной культуры. 2.5 Мораль. Гуманизм,патриотизм, гражданственность

2.5 Мораль. Гуманизм, патриотизм, гражданственность

План.

  • Сущность понятия «мораль».
  • «Золотое правило» морали.
  • Функции морали.
  • Мораль и нравственность.
  • Содержание морали: принципы, нормы, моральный идеал, моральные ценности.
  • Основные категории морали.
  • Моральный выбор.
  • Духовность.
  • Гуманизм.
  • Патриотизм.
  • Гражданственность.

Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву) – это совокупность духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, к окружающей среде.

Моральные отношения связаны с представлением о добре и зле.

Золотое правило морали: «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе».

Функции морали.

  • Оценочная функция разделяет поступки на хорошие и плохие по шкале добро/зло.
  • Регулирующая – регулирует поведение человека, является его жизненным ориентиром.
  • Воспитательная – формирует систему моральных ценностей человека, его нравственный облик.
  • Контролирующая –следит за выполнением норм и правил.
  • Интегрирующая – обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей.

Мораль и нравственность.

Это синонимы, но есть некоторое различие в значениях слов.

Мораль – это общие принципы, законы поведения человека, выработанные человечеством в процессе его развития, его представления о добре и зле.

Нравственность – это практические принципы, по которым живёт человек, степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.

ЭТИКА – наука о морали.

СОДЕРЖАНИЕ МОРАЛИ.

Принципы морали – это те положения, на которых строится мораль:

  • гуманность – уважительное, доброжелательное отношение к людям;
  • справедливость – понятие о должном;
  • милосердие – сострадательное, доброжелательное отношение;
  • терпимость (толерантность);
  • коллективизм – умение соотносить вои интересы и потребности с общими потребностями, уважать других, строить свои отношения на основе дружелюбия и взаимопомощи.

Нормы морали – неписаные правила поведения, по которым должен жить человек: уважать старших, не лгать, не воровать, не убивать, не завидовать и др.

Читать еще:  Омар хайям в каком веке жил. Переломный момент и дальнейшее обучение Омара Хайяма

Моральный идеал – совершенство в поведении, отношении к людям, то, к чему должен стремиться каждый.

Моральные ценности – нечто важное, необходимое в жизни (смысл жизни, свобода, счастье и др.)

Основные категории морали:

Добро – всё то, что способствует улучшению жизни, нравственному совершенствованию. Высшее проявление добра – МИР и ЛЮБОВЬ.

Долг – личная нравственная задача каждого человека.

Совесть – это способность человека совершать самоконтроль за своими поступками, словами, действиями.

Честь – это осознание человеком своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.

Достоинство – самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и общественного значения.

Альтруизм – бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение потребностей других людей.

Моральный выбор – духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении каких-либо принципов, решений и действий. Духовность-обращённость человека к высшим ценностям, идеалу, стремление усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу.

Гуманизм.

Гуманизм (от лат. человечный)– мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.

Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей. В его основе лежит убеждение в безграничных возможностях человека, в его способности к самосовершенствованию, идея о праве человека на счастье.

Патриотизм.

Патриотизм (от лат. родина, отчество) – чувство любви к родине и преданности ей, готовность подчинить её интересам свои частные интересы.

Патриотизм включает в себя:

  • верность родине,
  • заботу о её интересах, исторических судьбах,
  • готовность к самопожертвованию ради родины,
  • сочувствие к страданиям народа,
  • гордость социальными и культурным достижениями страны,
  • уважение к историческому прошлому, наследование традиций,
  • отрицательное отношение к социальным порокам общества.

Гражданственность.

Гражданственность – это осознание себя гражданином страны, соответствующее этому поведение, готовность активно содействовать процветанию страны, готовность отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.

Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно.

Гражданственность включает в себя:

  • чувство собственного достоинства,
  • внутреннюю свободу, основанную на самодисциплине,
  • уважительное и доверительное отношение к другим гражданам и государственной власти,
  • способность быть субъектом права,
  • осознавать свои права и обязанности.
Читать еще:  Еврейская ао регион. Еврейская автономная область

Высшие проявления гражданственности:

  • патриотизм, преданность Отечеству,
  • ответственность за происходящее в стране перед последующими поколениями.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Презентация “Мораль, ее основные принципы” 8 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Автор: Калиниченко Светлана Вячеславовна,

Учитель истории и обществознания

МОАУ СОШ № 4 г. Орска

Определите тему урока, проанализировав высказывания

  • Нет иной_____________, кроме той, которая основана на принципах разума и вытекает из естественной склонности человека к добру. Пьер Бейль
  • ___________ – лишь гигиена ума и сердца Ромен Роллан

Тема урока: МОРАЛЬ

5. Установите соответствие:

А)логичность и доказательство выводов

Б) теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир

В) вера в сверхъестественное

Г) строгое следование ритуалам

Д) объективное отражение действительности

  • Религия
  • Наука

Мораль, искусство, образование и наука

А – материальная, Б – духовная

Музей, школа, театр, библиотека, филармония (допускаются иные ответы)

А – социальная, Б – ограниченный характер из-за проблемы ограниченности ресурсов, В – сохраняются и приумножаются

2 б. за полный ответ, 1 б. – за 2 верных элемента.

1 б. за полный ответ, 0,5 б. – за 1 верный элемент.

2 б. за полный ответ, 1 б. – за 3 верных элемента.

3 б. за полный ответ, 2 б. – за 2 верных элемента, 1 б. – 1 верный ответ

2 б. за полностью верный ответ, 1 б. – если есть 1-2 ошибки.

Мораль

  • Мораль – особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

древний мыслитель и

Однажды китайского философа спросили, существует ли такое слово, которым можно руководствоваться всю жизнь.

Сформулируйте «золотое правило морали»

Не делай другому того, чего себе не желаешь.

«Не делай людям того, что не желаешь себе»

«Не делай другим того, что сам считаешь злом»

«И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ

Заполните таблицу, опираясь на текст учебника на стр. 57

ГИА по обществознанию

Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. 1

Читать еще:  Приснилось что разбился на машине насмерть. Сонник Ванги — пора разобраться в себе

Выделяют светскую и религиозную мораль.

  • Светская мораль – отражает потребности человека и общества на основе исторического опыта многих поколений, это отражение традиций и нравов общества в целом.
  • Религиозная мораль – совокупность нравственных понятий и принципов, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Религиозная мораль утверждает, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, и тем самым провозглашается вечность и неизменность религиозных моральных установлений, их вневременной, надклассовый характер. 2
  • Оценочная функция разделяет поступки на хорошие и плохие по шкале добро/зло.
  • Регулятивная функция разрабатывает правила и нормы морали.
  • Воспитательная функция занимается формированием системы моральных ценностей.
  • Контролирующая функция следит за выполнением норм и правил.
  • Интегрирующая функция поддерживает состояние гармонии внутри самого человека при совершении тех или иных поступков. 3

Особую роль в моральной регуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Эта способность выражается в таких понятиях, как совесть, честь, чувство собственного достоинства.

Совесть – это этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю.

Честь – это этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.

Достоинство – самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и общественного значения.

Гуманизм – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм).

Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.

Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Прежде всего гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням. 4

Источники:

http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA-15/
http://uchitelya.com/obschestvoznanie/146212-prezentaciya-moral-ee-osnovnye-principy-8-klass.html
http://oege.nnewer.ru/oge/sfera_duhovnoy_kultury/25_moral_gumanizm_patriotizm_grazhdanstvennost.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: