Преподобный Симеон Столпник (459 г.). Преподобный симеон столпник дивногорец

Преподобный Симеон Столпник Дивногорец

Память преподобного Симеона Столпника совершается 6 июня по новому стилю. Для того, чтобы отличать этого подвижника от другого великого христианского святого Симеона, являющегося основоположником подвига столпничества, его называют также Дивногорцем или младшим Столпником.

Жизнеописание Симеона Столпника (Дивногорца)
Среди тех подвигов, которые брали на себя христианские подвижники ради любви к Богу, столпничество является наиболее поразительным выражением аскезы. Столпниками называются угодники Божии, проводившие все время в молитве, причем для этого святые избирали какую-либо гору или башню («столп»), на котором стояли, подвергаясь жаре и стуже и лишая себя возможности передвижения. Неизвестно, когда появилась подобная аскетическая практика, однако первые упоминания о таких подвижниках встречаются уже в IV веке, о чем свидетельствовал преподобный Ефрем Сирин. Однако родоначальником такого подвига считается преподобный Симеон Столпник, сирийский святой, который 37 лет совершал свое служение на столпе, предаваясь посту и молитве. Это аскетическое делание продолжили такие святые как преподобный Алипий Столпник, Лазарь Галисийский и другие. Подвиг столпничества также совершали некоторые святые Русской Православной Церкви, в числе которых были Кирилл Туровский и Серафим Саровский, совершавший тысячу ночей молитвословия на камне.
Преподобный Симеон Дивногорец является святым VI века, жившим в Антиохии Сирийской. Мы очень мало знаем о жизни этого угодника Божия, однако в житийной литературе рассказывается о том, что уже с самого рождения он был избран для особого служения и отмечен благодатью. Мать Симеона, святая Марфа, с юных лет стремилась к монашеской жизни, но родители настояли на ее замужестве. Впрочем, ее муж Иоанн оказался благочестивым христианином, и семейная жизнь Марфы была счастливой, лишь одно огорчало супругов: долгое время у них не было детей. Поэтому благочестивая женщина усиленно молилась святому Иоанну Крестителю, святому покровителю своего мужа, с просьбой даровать ребенка, пообещав посвятить его на служение Господу. Горячая молитва Марфы была услышана, и вскоре она удостоилась явления Иоанна Предтечи, предсказавшего ей рождение сына, который угодит Богу своими великими подвигами.
Спустя некоторое время у Марфы родился сын, и супруги назвали его Симеоном. По-видимому, его крестили в честь Симеона Столпника, который также происходил из Антиохии и являлся одним из самых почитаемых и прославленных святых того времени.
Житие говорит, что юному Симеону неоднократно являлся Господь, и небесная радость, испытанная им, с первых лет жизни показала ему на суетность этого мира и заронила в сердце такую любовь к Богу, которую позже он смог выразить в своем подвиге. По-видимому, мальчик рано остался сиротой, и в отроческом возрасте отправился в пустыню, где был принят игуменом одного уединенного монастыря, и провел там некоторое время. После принятия им монашеского пострига он по благословению своего духовного наставника начинает совершать подвиг столпничества. Он проводил по многу часов в молитве, чтении и изучении Священного Писания, а также духовной литературы. Слава о великом угоднике Божии привлекала в обитель многих паломников, которые желали услышать его слово и наставление.
Позже Симеон получил от Бога повеление оставить монастырь и переселиться на гору неподалеку от Антиохии, называемую Дивной, благодаря чему позже получил имя Дивногорца. Там он продолжил свою аскетическую жизнь, удостоившись дара прозорливости. Скончался преподобный в глубоком возрасте, проведя в подвиге столпничества 68 лет.

Читать еще:  Пантера во сне для женщины. К чему снится пантера по соннику

Тропарь, глас 1:
Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, богоносе, отче наш Симеоне,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак, глас 2:
Вышняя желая, дольная отложив,/ и, яко небо, столп соделавый,/ тем облистал еси чудес зарею, преподобне,/ и Христу, всех Богу,// молишися непрестанно о всех нас.

Величание:
Ублажаем тя, / преподобне отче Симеоне, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче Ангелов.

Молитва:
Преподобне отче Симеоне! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

СИМЕОН ДИВНОГОРЕЦ

Родился в 521 году в Антиохии Сирийской от благочестивых родителей Иоанна и святой Марфы. Она с юных лет предназначала себя к безбрачной жизни и стремилась к иночеству, но родители настаивали на вступлении в брак с юношей Иоанном. После усердной молитвы в церкви во имя святого Иоанна Предтечи преподобной в видении было указано подчиниться воле родителей и вступить в брак. В супружеской жизни святая Марфа стремилась во всём угождать Богу и своему мужу. Часто она молилась о даровании ей ребёнка и обещала отдать его на служение Господу. В своем явлении святой Иоанн Предтеча открыл благочестивой Марфе, что у неё родится сын, который будет служить Богу. Родившийся вскоре младенец был назван Симеоном и крещён в возрасте двух лет.

Когда Симеону шёл шестой год, в городе Антиохии произошло землетрясение, во время которого погиб его отец. Симеон во время землетрясения был в церкви. Выйдя из неё, заблудился и семь дней провёл у приютившей его благочестивой женщины. Вновь явившийся блаженной Марфе Иоанн Предтеча указал, где находится потерявшийся мальчик. Мать святого, найдя своего ребёнка, поселилась после землетрясения в предместье Антиохии. Уже в детстве святому Симеону несколько раз являлся Господь Иисус Христос, предсказывая ему будущие подвиги и награду за них.

Читать еще:  Когда (во сколько) купаются на крещение? Как окунуться в прорубь на Крещение: правила, советы. Купание в проруби на Крещение

Шести лет Симеон ушел в пустыню, где некоторое время находился в совершенном одиночестве. В это время его охранял и питал светоносный Ангел и, наконец, привёл в уединенный монастырь, игумен которого авва Иоанн, подвизавшийся на столпе, с любовью принял отрока.

На 11-м году жизни отрок решил подвизаться на более высоком столпе, к вершине которого вели 40 ступеней. К месту подвигов преподобного пришли епископы Антиохийский и Селевкийский, которые рукоположили святого подвижника в сан диакона, а потом разрешили ему взойти на новый столп, на котором тот подвизался в течение восьми лет.

Преподобный Симеон пламенно молился о ниспослании ему Святого Духа, и святая молитва подвижника была услышана. Дух Святой сошёл на него в виде горящей свечи, исполнив подвижника Божественной Премудрости. Наряду с устными наставлениями, святой Симеон посылал письменные поучения о покаянии, иночестве, о воплощении Христа и о будущем Суде.

После смерти старца святой Симеон так устроил свою жизнь: с восхода солнца до 9 часа пополудни он молился, потом до захода солнца читал книги и переписывал Священное Писание, после чего опять вставал на молитву и молился всю ночь. Когда начинался новый день, он, немного отдохнув, с восходом солнца начинал обычное молитвенное правило.

В 560 году был рукоположен во пресвитера епископом Селевкийским Дионисием.

Преподобный Симеон был предуведомлен от Господа о своей скорой кончине. Он призвал братию монастыря, преподал им в прощальной беседе благословение.

Скончался мирно 24 мая 592 года. При его кончине присутствовал византийский историк Евагрий Схоластик, который и передал эту печальную весть Антиохийскому патриарху Григорию I [1].

Как при жизни, так и после кончины преподобный совершал чудеса, исцеляя слепых, хромых и прокажённых, многих спасал от зверей, изгонял бесов и воскрешал мёртвых.

Молитвословия

Кондак, глас 2 (Подобен: Вышних ища:)

Вы́шняя жела́я, до́льная отложи́в,/ и, я́ко не́бо, сто́лп соде́лавый,/ те́м облиста́л еси́ чуде́с заре́ю, препод’обне,// и Христу́, все́х Бо́гу, мо́лишися непреста́нно о все́х на́с.

Симеон Столпник. Ему молятся об обращении к вере неверующих близких

Пожалуй, мало сегодня найдется людей, которые хоть раз не вздохнули о сложностях церковной жизни: «Ничего нельзя. Одни запреты, посты-то длинные, правила несовременные, в храме ничего не понятно, в юбке ходить неудобно, в воскресенье с утра вместо того, чтобы отдохнуть – в храм идти». Так было, наверное, во все времена.

Но как «не стоит село без праведника», так и держится вся наша жизнь людьми, для которых вера и любовь к Богу были настоящим горением и смыслом жизни. Для которых те несложные правила церковной жизни были слишком малы: «Сказано: раздай все и иди за Мной. И Алеша (Алеша Карамазов. – прим. ред.) подумал: не могу я вместо всего отдать пять копеек, а вместо «иди за Мной» ходить лишь к обедне».

Так произошло и в жизни одного пастуха, ставшего впоследствии одним из величайших святых православной церкви. Сегодня, 14 сентября, в день нового по церковному календарю года, празднуется память преподобного Симеона Столпника. Имя Столпник он получил за свое необычный подвиг.

Симеон с детства пас овец и жил самой обычной жизнью в христианской семье. Однажды он пришел в церковь и услышал, как священник читал заповеди блаженств, данные Христом во время Нагорной проповеди.

Читать еще:  Архиепископ максимилиан будет короновать антихриста. Двадцать лет на вологодской кафедре

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут;
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят

Мальчик выходит из церкви, и понимает, что эти заповеди нужно исполнить до конца. Не заходя домой, Симеон направился в ближайший монастырь и после слезных просьб был через неделю принят в число братии. Когда ему исполнилось 18 лет, он принял иноческий постриг. С того времени он непрестанно молился и соблюдал строгое воздержание в мыслях, чувствах, поступках.

Игумен монастыря встревожился, видя столь ревностное горение молодого монаха и он предложил преподобному либо умерить свои аскетические подвиги, либо покинуть монастырь. Тогда преподобный Симеон удалился из обители и поселился на дне высохшего колодца, где мог беспрепятственно исполнять свои суровые обеты.

Через некоторое время игумену в сонном видении явились Ангелы, которые повелели ему вернуть Симеона в монастырь. Однако преподобный недолго пробыл в обители. Вскоре он удалился в каменную пещеру, и прожил там три года, все более совершенствуясь в иноческих подвигах. Так, один великий пост он провел совсем без пищи и питья. Эти подвиги покажутся кому-то бессмысленными, кому-то нереальными. Он молился стоя по двадцать дней подряд. Но у каждого из этих подвигов был смысл, который состоял не только в том, чтобы очиститься от грехов самому и приблизиться к Богу. Чем больший подвиг брал на себя преподобный, тем больше он очищал свое сердце, тем сильнее была его молитва за мир.

Целые толпы народа стали стекаться к месту его трудов, желая получить исцеление от недугов и услышать слово христианского назидания. Избегая мирской славы и стремясь вновь обрести утраченное уединение, преподобный избрал еще не известный в то время вид подвижничества. Палит южное солнце, а столп становится все выше. Преподобный ищет уединения, ведь люди находят его везде. Он построил столп высотой в 4 метра и поселился на нем в маленькой келье, предавшись усиленной молитве и посту.

Подвизавшиеся в пустыне отцы также узнали о преподобном Симеоне, избравшем такой трудный вид подвижничества. Они стали опасаться, не совершает ли преподобный эти подвиги из гордости, угодны ли Богу его непомерные подвиги. Они отправили к нему своих посланцев, которые должны были от лица отцов приказать преподобному Симеону сойти со столпа. В случае неповиновения они должны были насильно стащить его на землю, а если бы он проявил покорность, им поручено было от имени отцов благословить его на продолжение подвига. Преподобный проявил полное послушание и сразу сошел со столпа.

Преподобный постепенно увеличивал высоту столпа, на котором стоял.

По современным представлениям, от такой жизни святой должен был сгореть за несколько лет, но он провел в усиленных иноческих подвигах 80 лет, из которых 47 он простоял на столпе. Многие язычники приняли Крещение, потрясенные нравственной стойкостью и телесной крепостью, которые Господь даровал Своему подвижнику.

Он умер склоненным на молитве, переходя к Тому, к Кому стремился всю жизни – ко Христу Спасителю. Его похоронили недалеко от столпа. Антоний устроил на месте его подвигов монастырь, на котором почило особое благословение преподобного Симеона.

Преподобному Симеону Столпнику молятся об обращении к вере неверующих близких .

Также сегодня празднуется Церковное Новолетие. Известно что на Руси до Петра Великого Новый год отмечали осенью, 1 сентября ( 14 по новому стилю). В 1699 году был издан указ о перенесении Новолетия на 1 января. Церковь сохранила традицию отмечать Новолетие 1 (14) сентября.

Источники:

http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/648-prepodobnyj-simeon-stolpnik-divnogorets
http://drevo-info.ru/articles/18063.html
http://ria.ru/20060914/53865670.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: