Преподобный симеон. Симеон столпник, преподобный

СИМЕОН СТОЛПНИК

Родился в 356 году в Киликии от бедных родителей. Лет до 18 Симеон пас овец своих родителей, затем тайно от родителей ушёл в монастырь, у ворот которого пробыл семь дней, напрасно прося себе приюта. Допущенный наконец в этот монастырь, он провел в нем два года и перешел в другой, где иноки отличались большею строгостью жизни. Молодой монах сделал себе пояс из древесных ветвей, которые, засохнув, кололи и раздирали его тело. Настоятель снял с него этот пояс, но, боясь, чтобы пример самоистязания не нашел подражателей, удалил Симеона из монастыря.

Симеон переселился на высохшее дно глубокого озера. Когда его хотели снова взять в монастырь, он тайно ушел в окрестности Антиохии и поселился сначала в покинутой хижине при подошве горы, а потом на самом верху горы, где окружил свою келью забором. Железная цепь, одним концом прикованная к забору, другим была прикреплена к его ноге, так что он не мог выходить за свою ограду. Епископ Антиохийский Мелетий велел ему снять с себя цепь: “можно владеть собою и без оков, можно привязать себя к делу и месту одним разумом и волею своею”.

Затем Симеон делается всемирно известным не только как аскет, но и как мудрый духовный наставник. Он умел читать в умах и сердцах и исцелять недуги душевные и отчасти телесные. Его узнали на всём пространстве Римской империи, а также персы, мидяне, сарацины, эфиопы, иберийцы, скифы, не имевшие постоянных жилищ. Императоры писали ему о делах.

В 423 году он придумал тот род подвижничества, который называется столпничеством. Он поставил столб, твердо укреплённый в основании, а на вершине имевший площадку для стояния и сиденья. На некотором расстоянии столп окружала стена, за которую никто не имел права входить. С приходившими к нему Симеон говорил с верхней площадки, говорил горячо, пророчески с целою толпой, и тихо, кротко – с пришедшими в одиночку. На площадке он проводил большую часть времени, хотя на ней не было никаких приспособлений для защиты от зноя или холода, от ветра и дождя. На столпе он подвизался более 40 лет, предаваясь непрестанной молитве. Однажды, рассказывает Феодорит, некто захотел сосчитать, по скольку поклонов делает подвижник в один прием, насчитал их 1244 и, утомившись, не продолжал счёта, а Симеон продолжал класть поклоны. В праздники святой стоял на площадке столпа, молитвенно простерши руки, от заката солнца до его восхода.

Молва о преподобном Симеоне дошла до высшей церковной иерархии и императорского двора. Антиохийский патриарх Домнин посетил преподобного, совершил на столпе Божественную литургию и причастил подвижника Святых Таин. Подвизавшиеся в пустыне отцы также узнали о преподобном Симеоне, избравшем такой трудный вид подвижничества. Желая испытать нового подвижника и узнать, угодны ли Богу его непомерные подвиги, они отправили к нему своих посланцев с повелением сойти со столпа и прекратить подвиг, поскольку подобный путь спасения доселе не был известен. При этом они приказали посланцам: в случае беспрекословного послушания святого Симеона благословить его на продолжение столпничества, а в случае непослушания насильно свести со столпа. Услышав приказание отцов-подвижников, преподобный Симеон немедленно начал спускаться. Тогда, убедившись в его неподдельном смирении, посланцы пустынников остановили его и передали благословение отцов на продолжение подвижнического труда.

Вероятно, столп Симеона только вначале состоял из одного сплошного толстого древесного ствола, как он изображён на очень древнем рисунке, воспроизведённом Боттари в виде гравюры: здесь видна верхняя половина туловища подвижника, держащего один конец веревки, к другому концу которой кто-то, стоящий вне ограды столпа, привязывает пищу или что-либо другое, нужное аскету. Считается, что это – точное изображение столпа Симеона.

На нём была устроена келья в два квадратных локтя, на стенках кельи была лёгкая покрышка немного выше роста преподобного, которая со временем сгнила. В кельи была дверка; когда она открывалась, народ мог видеть преподобного. Но впоследствии келья так обветшала, что даже в её расщелины можно было свободно его видеть. Столп доходил до 40 локтей в высоту, стоял на высокой горе и был окружён двумя каменными оградами [1].

Святой Симеон жил более ста лет и скончался во время молитвы в 459 году.

Почитание

Православная Церковь в службе святому Симеону Столпнику называет его “небесным человеком, земным ангелом и светильником вселенной”. Энциклопедия Брокгауза отмечает, что его аскетические подвиги были бы совершенно невероятны, если бы о них рассказывали не такие высокообразованные лица, как непосредственно наблюдавшие его известные церковные историки: Феодорит Кирский, Федор-Чтец, Евагрий и другие.

Читать еще:  Церковь на яузе. Историческая справка - храм петра и павла

Ученик Симеона Антоний едва ли не первый составил его житие [2]; затем следует “житие”, составленное неизвестным, редактированное болландистами в Acta sanctorum (5 июня) известного издания Ассемани “Bibliotheca orientalis”; греческая его биография составлена, как и все сочинения о нём, по рассказам Феодорита, Феодора-диакона, Евагрия и др. [3].

В иконописной традиции святой изображается как старец сирийского типа, с седой короткой, кругловатой бородой; волосы на голове седые, с желтизной, курчеватые (по греч. Подлиннику – “исчерна-седоватые”). Одежда убогая – власяница, короткая мантия, на голове куколь, строит внутри своей столпной кельи [1].

Его мощи почивали в Антиохии. Десница святого ныне покоится в монастыре Преображения Господня в Верии, Греция [4].

Молитвословия

Терпе́ния сто́лп бы́л еси́,/ ревнова́вый пра́отцем, преподо́бне,/ И́ову во страсте́х, Ио́сифу во искуше́ниих,/ и безпло́тных жи́тельству, сы́й в телеси́,/ Симео́не о́тче на́ш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Вы́шних ища́й, ни́жним совокупля́яйся,/ и колесни́цу о́гненную сто́лп соде́лавый,/ те́м собесе́дник а́нгелом бы́л еси́, преподо́бне,/ с ни́ми Христу́ Бо́гу// моля́ся непреста́нно о все́х на́с.

Использованные материалы

[2] Напечатано в издании Клавдиана, “Stylitica”, т. 11.

[3] Издано в 1824 г. Мюнцером в “Miscellanea Hafniensia”.

Преподобный Симео ́ н Столпник , Антиохийский, архимандрит

День памяти

Житие

Жития преподобного Симеона Столпника и матери его Марфы Каппадокийской

Свя­той Си­ме­он ро­дил­ся в пре­де­лах Ан­тио­хии Си­рий­ской в се­ре­дине IV ве­ка от бед­ных ро­ди­те­лей. В юно­сти он пас овец сво­е­го от­ца. Од­на­жды, при­дя в храм, он услы­шал пе­ние за­по­ве­дей Бла­женств (Мф.5:3-12), и в нем за­ро­ди­лась жаж­да пра­вед­ной жиз­ни. Си­ме­он на­чал усерд­но мо­лить­ся Бо­гу и про­сить ука­зать ему, как до­стичь под­лин­ной пра­вед­но­сти. Вско­ре ему при­сни­лось, что он ко­па­ет зем­лю как бы для фун­да­мен­та под зда­ние. Го­лос ему ска­зал: «Ко­пай глуб­же». Си­ме­он стал усерд­нее ко­пать. Счи­тая вы­ры­тую яму до­ста­точ­ной глу­би­ны, он оста­но­вил­ся, но тот же го­лос по­ве­лел ему ко­пать еще глуб­же. То же по­ве­ле­ние по­вто­ри­лось несколь­ко раз. То­гда Си­ме­он стал ко­пать без­оста­но­воч­но, по­ка та­ин­ствен­ный го­лос не оста­но­вил его сло­ва­ми: «До­воль­но! А те­перь, ес­ли хо­чешь стро­ить, строй, тру­дясь при­леж­но, по­то­му что без тру­да ни в чем не до­стиг­нешь успе­ха». Ре­шив стать мо­на­хом, свя­той Си­ме­он по­ки­нул ро­ди­тель­ский дом и при­нял ино­че­ство в со­сед­ней оби­те­ли. Здесь он про­вел неко­то­рое вре­мя в мо­на­ше­ских по­дви­гах мо­лит­вы, по­ста и по­слу­ша­ния, а за­тем для еще боль­ших по­дви­гов он уеди­нил­ся в си­рий­скую пу­сты­ню. Здесь свя­той Си­ме­он по­ло­жил на­ча­ло но­во­му ви­ду по­движ­ни­че­ства: «столп­ни­че­ства». По­стро­ив столп в несколь­ко мет­ров вы­со­ты, он по­се­лил­ся на нем и этим ли­шил се­бя воз­мож­но­сти при­лечь и от­дох­нуть. Стоя днем и но­чью, как све­ча в пря­мом по­ло­же­нии, он по­чти непре­рыв­но мо­лил­ся и раз­мыш­лял о Бо­ге. Кро­ме стро­жай­ше­го воз­дер­жа­ния в пи­ще, он доб­ро­воль­но пе­ре­но­сил мно­го ли­ше­ний: дождь, зной и сту­жу. Пи­тал­ся он раз­мо­чен­ной пше­ни­цей и во­дой, ко­то­рые при­но­си­ли ему доб­рые лю­ди.

Его необы­чай­ный по­двиг стал из­ве­стен во мно­гих стра­нах, и к нему на­ча­ло сте­кать­ся мно­же­ство по­се­ти­те­лей из Ара­вии, Пер­сии, Ар­ме­нии, Гру­зии, Ита­лии, Ис­па­нии и Бри­та­нии. Ви­дя его необык­но­вен­ную си­лу ду­ха и вни­мая его вдох­но­вен­ным на­став­ле­ни­ям, мно­гие языч­ни­ки убеж­да­лись в ис­тин­но­сти хри­сти­ан­ской ве­ры и при­ни­ма­ли кре­ще­ние.

Свя­той Си­ме­он спо­до­бил­ся да­ра ис­це­лять ду­шев­ные и те­лес­ные бо­лез­ни и пред­ви­дел бу­ду­щее. Им­пе­ра­тор Фе­о­до­сий II Млад­ший (408–450 гг.) очень ува­жал пре­по­доб­но­го Си­мео­на и ча­сто сле­до­вал его со­ве­там. Ко­гда им­пе­ра­тор скон­чал­ся, его вдо­ва ца­ри­ца Ев­до­кия бы­ла со­вра­ще­на в мо­но­фи­зит­скую ересь. Мо­но­фи­зи­ты не при­зна­ва­ли во Хри­сте две при­ро­ды – Бо­же­скую и че­ло­ве­че­скую, а лишь од­ну Бо­же­скую. Пре­по­доб­ный Си­ме­он вра­зу­мил ца­ри­цу, и она опять ста­ла пра­во­слав­ной хри­сти­ан­кой. Но­вый им­пе­ра­тор Мар­ки­ан (450–457 гг.) в одеж­де про­сто­лю­ди­на тай­но по­се­щал пре­по­доб­но­го и со­ве­то­вал­ся с ним. По со­ве­ту пре­по­доб­но­го Си­мео­на Мар­ки­ан со­звал в Хал­ки­доне IV Все­лен­ский Со­бор в 451 го­ду, ко­то­рый осу­дил мо­но­фи­зит­ское лже­уче­ние.

Свя­той Си­ме­он жил бо­лее ста лет и скон­чал­ся во вре­мя мо­лит­вы в 459 го­ду. Его мо­щи по­чи­ва­ли в Ан­тио­хии. Пра­во­слав­ная Цер­ковь в бо­го­слу­же­нии, по­свя­щен­ном свя­то­му Си­мео­ну, на­зы­ва­ет его «небес­ным че­ло­ве­ком, зем­ным Ан­ге­лом и све­тиль­ни­ком все­лен­ной».

Богослужения

Молитвы

Тропарь преподобному Симеону Столпнику, глас 1

Терпе́ния столп был еси́,/ ревнова́вый пра́отцем, преподо́бне:/ И́ову во страсте́х, Ио́сифу во искуше́ниих,/ и безпло́тных жи́тельству, сый в телеси́,/ Симео́не о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Ты был столпом терпения, подражая праотцам, преподобный: Иову – в терпении страданий, Иосифу – в перенесении искушений, и (ревнуя) житию бесплотных (ангелов), пребывая во плоти, Симеон отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак преподобному Симеону Столпнику, глас 2

Вы́шних ищя́й, вы́шним * совокупля́яйся,/ и колесни́цу о́гненную столп соде́лавый:/ тем собесе́дник А́нгелом был еси́, преподо́бне,/ с ни́ми Христу́ Бо́гу// моля́ся непреста́нно о всех нас.

Читать еще:  Как себя вести когда мужчина близнец. Как вести себя с близнецом мужчиной

Перевод: Высочайшего желая и соединяясь с небесным, ты сделал столп, на котором подвизался, подобным огненной колеснице (возводящей на небо), потому и стал собеседником ангелов, преподобный, с ними Христу Богу молись непрестанно обо всех нас.

* Кондак Симеону Столпнику в уставе 1695 г., и теперешнем читается: «вышних ищай, вышним совокупляяйся». В уставе 1682 г. «нижним совокупляяйся»; в печати греч. — τὰ ἄνω ζητῶν τοῖς ϰάτω συναπτόμενος. Мысль та, что преподобный, взошедши на столп (τὰ ἄνω) не прерывал общения и с миром людским, отзываясь на его духовные нужды. В греч. кондакаре из Синод. библ. «τοῖς ἄνω»; в слав. кондакаре Типогр. библ. XI–XII в. «с вышними совокупляяйся»; в минее XV–XVI в. Синод. библ. «нижним» (сл. Арх. Амфил. Кондак. стр. 52). // См.: Проф. И.Д. Мансветов. Как у нас правились церковные книги.

Молитва преподобному Симеону Столпнику

О, святы́й и вели́кий уго́дниче Бо́жий Симео́не! По́двигом до́брым подвиза́вся на земли́, восприя́л еси́ на небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал е́сть Госпо́дь все́м лю́бящим Его́. Те́мже, взира́юще на святы́й тво́й о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства твоего́ и чти́м святу́ю па́мять твою́. Ты́ же, предстоя́ Престо́лу Бо́жию, приими́ моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́, о е́же прости́ти на́м вся́кое прегреше́ние и по́мощи на́м ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бе́д и напа́стей и вся́каго зла́, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством твои́м, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая преподобному Симеону Столпнику

О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Симео́не! Не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу: помяни́ ста́до твое́, е́же сам упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя: помина́й нас недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши, не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со А́нгельскими во́инствы, со Безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся, ве́дуще у́бо тя вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́: Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Преподобный Симеон Столпник и места связанные с ним

Симеон Столпник , это такой всемирный святой, который почитаем и Восточной и Западной Церковью.
В разных народах его называют по разному, это и Шимон Слупник , и Симеон Стилитс и Симеон Старший (так как был ещё один Симеон Столпник младший живший в 6 веке)

Симеон был сыном рыбака. Родился он в конце 4 века и известно, что несколько поколений его рода жило в городе Сис . Если мы сейчас будем искать на картах этот город, то такого города не найдём, но так назывался современный турецкий город Козан . Турецким этот город стал в 1517 году. Это древний город с историей более 5000 лет. Сис был важным центром в истории Армянской апостольской церкви, по крайней мере, до тех пор, пока первый католикос Армении, Григорий Просветитель, не перенёс кафедру в Вагаршапат (ныне Эчмиадзин). Сис была столицей армянского королевства Киликия.

Армянское население Сиса было уничтожено , а 8000 армян было изгнано из города во время геноцида армян, начавшегося в 1915 году . Католикос Саак II бежал в Сирию с частью своей паствы и какое-то время у католикоса не было постоянного пристанища.

Сегодня Козан (Сис) — маленький город с 79.000 населением, окружённый виноградниками, садами и рощами кипариса, платана, апельсина и лимонных деревьев. По состоянию на 2000 год, собор в Сисе, в котором в детстве молился Симеон Столпник и в котором к нему пришло желание уйти в монастырь, разрушен, от него остались только две стены. В городе так же множество фундаментов от христианских храмов и монастырей, потому что действительно до Османской империи , этот город был христианским центром данного региона.

Читать еще:  Есть во сне жареную рыбу девушке. Во сне кушать жареную рыбу: значение сна и полное толкование

Однако в этом городе Симеон Столпник с рождения прожил только 13 лет и ушёл от родителей в монастырь, покинув в столь юном возрасте родной город и больше в него не возвращался.

Что из себя представлял столп преподобного Симеона?

Это была такая каменная колонна высотой в 3 метра, но с годами сам Симеон её наращивал и через 40 лет подвижнеической жизни на столпе, сам столп уже достигал в высоту 18 метров. На верху столпа была площадка общей площадью 4 кв. метра и на той площадке была и маленькая крытая келья.

Симеон вначале пытался жить уединённо в горах, но к нему постоянно приходили люди и даже отговаривали от уединения. И он как-то сказал: ” Раз мне не удаётся от людей убежать горизонтально, то я убегу вертикально ” и стал себе из найденных развалин сооружать такой столп.

На этом столпе святой молился и занимался духовным созерцанием. Еду ему приносил с ближайшего села маленький мальчик, эта еда состояла из полоски хлеба и козьего сыра. Одет круглый год он был в чёрное пальто с капюшоном. В этом пальто он был и в зимние дожди и в летней 40 градусный зной. Контактов с людьми он избегал. Но людям было интересно и не привычно видеть такого строгого и святого отшельника и народу к этому столпу шло очень много из даже далёких стран таких как Аравия, Персия и шли даже из Рима. И все пришедшие Симеона просили о духовной помощи, они нуждались в духовном поучении, заступничестве или хотя бы в советах. И святой Симеон сверху стал проповедовать для таких вот паломников.

По преданию, святой говорил ко пришедшим к нему людям: ” Братья, смиряйтесь с горем и страданием, чтобы избежать вечных мучений “.

Известно, что однажды к нему приехал сам Антиохийский Патриарх, по лестницам поднялся на 18 метровый столп и там для преподобного служил литургию и причащал его. А когда Симеон заболел, то к нему пришли три епископа прося преподобного спуститься на землю, но он ответил, что вместо лекарств предпочитает остаться на столпе и предать себя в руки Бога и вскоре получил исцеления.

Умер Симеон в 459 году, в возрасте более 100 лет и о его прижизненной славе и известности говорит тот факт, что отпевал его сам Антиохийский Патриарх и шесть епископов. Вначале погребли его тело у столпа, а потом мощи были взяты из земли и частично перенесены в Константинополь.

Здесь тоже интересная история, так как две православные Церкви, Константинопольская и Антиохийская устроили спор за мощи. Константинополь как центр Восточного Христианства хотел иметь мощи такого святого у себя, а Антиохия не желала отдавать мощи, как святого жившего на их земле. В итоге мощи просто разделили, но большую часть мощей оставили в Антиохии, так как местный патриарх выдвинул весомый аргумент, что города Антиохии не защищены стенами и представляют лёгкие объекты нападений для врагов и сохранить христианство и христиан в этих городах может только святой Симеон.

В 1204 году в итальянском городе Ареццо в католическом монастыре были открыты для поклонения мощи Св.Симеона в виде его главы (черепа). Католическая Церковь ранее праздновала день памяти этого святого 5 января, но потом празднование перенесли на 27 сентября.
Православная Церковь празднует День преподобного Симеона Столпника 14 сентября.

Надо отметить, что Антиохийская Православная Церковь создала целый христианский центр поклонения святому Симеону Столпнику. Было построено на одной площади сразу 4 большие православных храма, как бы на 4 стороны света, а в середине между этими храмами стояла такая святыня, как столп святого Симеона. Всё это официально называлось “Крепостью Симеона”

Если указать координаты нахождения этого столпа, то это современная Сирия и всего в 30 км. от ныне трагически известного города Алеппо. Официально это место называется Гора Симеона , Алеппо вилайет , Сирия.

Сегодня по истечении многих веков и от храмов и от столпа остались только развалины, но основания столпа от земли можно видеть и сегодня.

Развалины этих храмов ЮНЕСКО в 2006 году взяло под свой контроль ибо как говорят учёные, это руины храмов 5 века и более древних именно византийских храмов на земле не сохранилось.

Исламисты контролировали эту территорию Сирии, когда захватили Алеппо. 28 мая 2015 года курды освободили это святое место, как сообщалось, “с малыми повреждениями”.

Однако 12 мая 2016 года коалиция бомбившая Алеппо с воздуха нанесла удар авиации и по площади прилегающей к этим древним христианским объектам, которые на сей раз очень сильно пострадали от авиа-бомб.

Источники:

http://drevo-info.ru/articles/13683.html
http://azbyka.ru/days/sv-simeon-stolpnik-antiokhijskij
http://filaretuos.livejournal.com/381784.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: