Преподобный савватий соловецкий. Архангельская епархия
Содержание
САВВАТИЙ СОЛОВЕЦКИЙ
Память 8 августа в день перенесения мощей, 27 сентября в день кончины, в Соборах Архангельских, Валаамских, Карельских, Новгородских и Соловецких святых
В 1396 году пришел в Кирилло-Белозерский монастырь и там постригся. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь снискали ему уважение не только у монахов, но и у мирян. Но он тяготился вниманием и, влекомый жаждою уединения, он удалился оттуда на Ладожское озеро, в Валаамскую обитель. Тут он провёл несколько лет, однако не обрёл желанного уединения. Наконец, преподобный узнал, что на севере есть необитаемый Соловецкий остров. Он стал просить у игумена благословения поселиться там в уединении, но игумен и братия не пожелали расставаться со святым старцем. По указанию Божию преподобный Савватий ночью оставил Валаамскую обитель и направился к берегам Белого моря. Когда он узнал от местных жителей, что остров находится в двух днях плавания, что на нем много озер и что на острове никто не живет, он еще больше возгорелся желанием там поселиться. Удивленные жители спрашивали убеленного сединами подвижника, как он будет там жить и чем питаться. “У меня такой Владыка, – отвечал преподобный, – Который и дряхлости дает силы свежей юности, и голодных питает досыта”.
Некоторое время преподобный Савватий оставался в часовне, стоявшей вблизи устья реки Выги, в местечке Сороки. Там он встретил своего последователя, инока авву преподобного Германа, спасавшегося в глуши леса. Вместе с ним продолжил Савватий свой путь к желанной цели. На утлой ладье, помолившись Богу, старцы отправились по суровому морю и через три дня достигли Соловецкого острова. В 1429 году Савватий уже водрузил здесь святой крест и поставил келию. Вскоре одно семейство рыболовов поселилось было на этом острове, но невидимая сила, как повествует предание, в виде двух светозарных юношей согнала поселенцев с острова, предназначенного для святых иноков.
Однажды спустя несколько лет, когда преподобный Герман отправился по келейным нуждам на реку Онегу, преподобный Савватий, оставшись один, почувствовал приближение кончины и обратился с молитвой к Богу, чтобы Он сподобил его причаститься Святых Таин. За два дня преподобный доплыл до материка и в десяти верстах от реки Выги встретил игумена Нафанаила, шедшего в далекое селение причащать больного крестьянина. Игумен Нафанаил обрадовался встрече с преподобным, исполнил его желание и выслушал при этом рассказ о подвигах на острове. Простившись, они условились встретиться в храме на реке Выге.
Придя в храм в Сороках, святой старец молитвенно благодарил Бога за причащение; он затворился в келлии, находившейся при храме, и стал готовиться к отшествию в вечные селения. В то время к берегу пристал новгородский купец Иоанн и, поклонившись святым иконам в храме, пришел к святому старцу. Получив благословение и наставление, он предложил преподобному часть своего богатства и был опечален, когда услышал отказ. Желая утешить купца, преподобный Савватий предложил ему остаться до утра и обещал благополучие в дальнейшем пути. Иоанн спешил отплыть, но внезапно началось землетрясение, поднялся шторм, и купец остался, а утром, войдя в келлию для благословения, увидел, что старец уже преставился. Вместе с подошедшим игуменом Нафанаилом они погребли преподобного Савватия в часовне и составили описание его жития. Это совершилось 27 сентября 1435 года [1].
Почитание
Впоследствии на месте часовни была построена церковь во имя Святой Троицы. Затем прп. Зосима возобновил запустелую обитель Савватия на Соловецком острове и в 1471 году перенес на остров мощи преподобного в храм Преображения, сооруженный на месте, где святые отшельники Савватий и Герман впервые водрузили крест.
Общецерковное прославление святого Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году. 8 августа 1566 года мощи преподобных Савватия и Зосимы были перенесены в придел, во имя их сооруженный, возле той же Преображенской церкви, где они почивали в серебряной раке вплоть до революционного лихолетья.
Молитвы
Удалився мира и водворився в пустыни, / добрым подвигом подвизался еси, злостраданием, и вниманием, и молитвами: / отонудуже и по смерти источаеши исцеления, Савватие отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.
Ин тропарь, глас 4
От юности своея, преподобне, весь себе Господеви предложив, / и земная вся оставль, / Христовым стопам тепле последовал еси, / и безплотным сожитель явился и всем преподобным сообщник, преблаженне Савватие. / Тем, молимтися, отче, молися о нас непрестанно Христу Богу, / яко да милостив нам будет в день судный.
Житейския молвы отбег, вселился еси в морский остров, мудре, / и крест твой взем, Христу последовал еси в молитвах, и во бдениих и в пощениих, злостраданьми плоть твою изнуряя. / Тем был еси преподобных удобрение: / сего ради любовию память твою празднуем, преподобне Савватие, / моли Христа Бога непрестанно о всех нас.
Ин кондак, глас 3
Яко звезда всесветлая добродетельми сияющи, / чудес лучи испущающи обоюду, / богатя приходящих души, целя и телеса, / благодать имея, Савватие. / Прославдяет бо Своя Себе Великий Дарователь.
Преподобный Савва ́ тий Соловецкий
Дни памяти
3 июня – Собор Карельских святых
28 июня (переходящая) – Собор Новгородских святых
21 августа – Второе перенесение мощей
22 августа – Собор Соловецких святых
Житие
Краткое житие преподобного Савватия Соловецкого
Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь снискали ему уважение не только у монахов, но и у мирян. Тяготясь таким вниманием, преподобный Савватий ушел на Валаам, потом, узнав о пустынных островах, находившихся в двух днях плавания от берега Белого моря, отплыл туда с преподобным Германом. Подвижники поселились около Секирной горы Соловецкого острова, где водрузили крест и поставили келью. Подвижники прожили вместе шесть лет. 27 сентября 1435 года преподобный Савватий отошел в вечность.
Полное житие преподобного Савватия Соловецкого
Преподобный Савватий Соловецкий пришел в Кирилло-Белоезерский монастырь в 1396 году, где принял иноческий постриг. Там он подвизался долгое время, беспрекословно исполняя все послушания. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь отличали преподобного Савватия среди других подвижников. Вскоре он стал тяготиться вниманием и уважением братии и приходивших мирян и, узнав, что на Ладожском озере есть каменистый остров Валаам, решил переселиться туда. Тяжко скорбя, простилась братия Кирилло-Белоезерского монастыря со святым старцем. На Валааме мирская слава также стала беспокоить смиренного старца. Между тем преподобный узнал, что на севере есть необитаемый Соловецкий остров; он стал просить у игумена благословения поселиться там в уединении. Однако игумен и братия не пожелали расставаться со святым старцем. По указанию Божию преподобный Савватий ночью оставил Валаамскую обитель и направился к берегам Белого моря. Когда он узнал от местных жителей, что остров находится в двух днях плавания, что на нем много озер и что на острове никто не живет, он еще больше возгорелся желанием там поселиться. Удивленные жители спрашивали убеленного сединами подвижника, как он будет там жить и чем питаться. “У меня такой Владыка, – отвечал преподобный, – Который и дряхлости дает силы свежей юности, и голодных питает досыта”.
Некоторое время преподобный Савватий оставался в часовне, стоявшей вблизи устья реки Выги, в местечке Сороки. Там он встретился с подвизавшимся в отшельничестве преподобным Германом, и они вместе решили переселиться на остров. На утлой ладье, помолившись Богу, старцы отправились по суровому морю и через три дня достигли Соловецкого острова. Подвижники поселились около Секирной горы, где водрузили крест и поставили келлию. В суровых условиях Севера подвизались старцы в течение нескольких лет и своими подвигами освятили безлюдный остров. И здесь порой враг человечества – диавол искушал святых старцев. Некий рыбак с женой, движимый чувством зависти, прибыл как-то на остров и поселился неподалеку от подвижников. Но Господь не допустил утвердиться мирянам рядом со старцами. Жене рыбака явились два юноши со светлыми лицами и высекли ее прутьями. Рыбак испугался, быстро собрал вещи и поспешил вернуться на прежнее место жительства. Однажды, когда преподобный Герман отправился по келейным нуждам на реку Онегу, преподобный Савватий, оставшись один, почувствовал приближение кончины и обратился с молитвой к Богу, чтобы Он сподобил его причаститься Святых Таин. За два дня преподобный доплыл до материка и в десяти верстах от реки Выги встретил игумена Нафанаила, шедшего в далекое селение причащать больного крестьянина. Игумен Нафанаил обрадовался встрече с преподобным, исполнил его желание и выслушал при этом рассказ о подвигах на острове. Простившись, они условились встретиться в храме на реке Выге.
Придя в храм, святой старец молитвенно благодарил Бога за Причащение; он затворился в келлии, находившейся при храме, и стал готовиться к отшествию в вечные селения. В то время к берегу пристал новгородский купец Иоанн и, поклонившись святым иконам в храме, пришел к святому старцу. Получив благословение и наставление, он предложил преподобному часть своего богатства и был опечален, когда услышал отказ. Желая утешить купца, преподобный Савватий предложил ему остаться до утра и обещал благополучие в дальнейшем пути. Но Иоанн спешил отплыть. Внезапно началось землетрясение и на море поднялся шторм. Испугавшись, купец остался, а утром, войдя в келлию для благословения, увидел, что старец уже преставился. Вместе с подошедшим игуменом Нафанаилом они погребли преподобного Савватия в часовне и составили описание его жития. Это совершилось 27 сентября 1435 года. Через 30 лет святые мощи преподобного Савватия были перенесены преподобным Зосимой († 1478; память 17 апреля) и братией на Соловецкий остров и положены в Преображенском храме. В 1566 году мощи преподобных Савватия и Зосимы были перенесены в церковь, названную в их честь (совместная память 8 августа).
Жизнеописание преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких
Преподобные Савватий и Герман отплыли на необитаемые Соловецкие острова в 1429 году. Прожив в уединении шесть лет, преподобный Герман вернулся на побережье для пополнения насущных припасов, а преподобный Савватий продолжил свой подвиг в одиночестве.
Предвидя приближение кончины, преподобный Савватий в поисках священника уплыл с острова на побережье. Там, у реки Выг, в местности, называемой Сорока, он встретил обходившего этот край игумена Нафанаила. Исповедавшись, получив причастие Святых Христовых Таин, преподобный Савватий мирно отошел ко Господу 27 сентября 1435 года. Игуменом Нафанаилом и купцом Иоанном преподобный Савватий был погребен при часовне на реке Выг.
Годом позже уроженец Обонежья, молодой инок Палеостровского монастыря Зосима после знакомства с иноком Германом, спутником преподобного Савватия, отправился с ним для уединенного жительства на Соловецкие острова. По прибытии, в первую же ночь, преподобный Зосима был удостоен пророческого видения, вдохновившего двух иноков на основание Соловецкой обители.
По прошествии нескольких лет преподобный Зосима, вызванный архиепископом в Новгород, был рукоположен в священный сан и удостоен возведения в сан игумена. В обители не забыли первоначальника этих мест преподобного Савватия. По совету старцев Кирилло-Белозерского монастыря перенести мощи преподобного Савватия (что соответствовало желанию братии Соловецкой обители) преподобный Зосима перевез святые мощи преподобного на место поcледних его подвигов. Здесь, за алтарем новопостроенного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, они были положены в землю, где покоились до 1566 года.
Преподобный Зосима преставился к Богу, достигнув маститой старости, 17 апреля 1478 года. Братия погребли своего игумена за алтарем Преображенского храма.
Через несколько десятилетий церковный Собор при митрополите Московском Макарии 26 февраля 1547 года определил совершать всецерковную память Соловецким преподобным каждому в день его кончины: Савватию – 27 сентября/10 октября, Зосиме – 17/30 апреля.
Известны сведения, согласно которым первое обретение мощей преподобных отцов было 2 сентября 1545 года. Вероятно, это связано с подготовкой к канонизации этих подвижников на Соборе 1547 года.
Прославленный игумен Соловецкого монастыря священномученик Филипп (Колычев; †1569), ставший настоятелем в 1548 году, много потрудился во славу обители. Святым игуменом Филиппом был обнаружен чудотворный образ Богородицы Одигитрии, принесенный на остров преподобным Савватием, а также его каменный крест. Эти святые реликвии были установлены у мощей преподобных: икона – у гробницы святого Савватия, а крест – в часовне святого Германа. Было также пополнено житие преподобных описанием чудес, совершившихся при их гробницах.
Торжество перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, состоялось на третий день праздника Преображения, после освящения Преображенского собора 8 августа 1566 года. Подготовлено и вдохновлено оно было святителем Филиппом, будущим митрополитом Московским († 1569; память 9/22 января, 3/16 июля и 5/18 октября). Мощи преподобных Зосимы и Савватия были перенесены в придел Преображенского собора, устроенный в их честь.
Русский народ свято чтит память Соловецких чудотворцев; они особо почитаются как покровители пчеловодства. Во многих местностях России к дню памяти преподобного Зосимы «Пчельника» (17/30 апреля) приурочивалась выставка пчел. В день памяти преподобного Савватия (27 сентября/10 октября) обычно завершается уборка пчел в омшаник на зимовку.
Преподобный савватий соловецкий. Архангельская епархия
07 Февраль 2018
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил празднование Собора святых Архангельской митрополии. Новый праздник будут отмечать 1 ноября (19 октября по старому стилю).
«Появление Собора святых, в земле Архангельской просиявших, — значительное духовное событие. Это результат более чем семилетней работы епархиальной комиссии по канонизации святых. Неслучайно празднование установлено 1 ноября — в день рождения праведного Иоанна Кронштадтского и накануне дня памяти святого отрока Артемия Веркольского — двух небесных покровителей нашего края», — сказал митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил.
По словам заместителя комиссии по канонизации наместника Антониево-Сийского монастыря игумена Варлаама (Дульского), в Собор святых Архангельской митрополии вошел 91 угодник Божий: «Это 29 святых XIV—XVIII веков и 62 новомученика XX века. К сожалению, в этот список не включён священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский, родившийся в Каргопольском уезде, а также ещё 69 подвижников благочестия, почитаемых в других епархиях, но не имеющих канонического подтверждения».
Собор святых Архангельской митрополии:
1. АГАПИТ (Таубе), инок, исп., † 1936, Ил. 5.
2. АЛЕКСАНДР Державин, иерей, исп., † 1933, Мр. 12.
3. АЛЕКСАНДР Ошевенский, игумен, при., † 1479, Aп. 20.
4. АЛЕКСАНДР Сахаров, прот., сщмч., † 1927, Ил. 25
5. АЛЕКСАНДР Уксусов, мч., † 1937, Н. 23.
6. АЛЕКСЕЙ [Николаевич] Троицкий, свящ., сщмч., †1942, Ф. 7.
7. АНДРЕЙ Гневышев, мч, † 1941, Ф. 22.
8. АННА Лыкошина, мц, † 1925, С. 28.
9. АНТОНИЙ (Быстров), архиеп. Архангельский и Холмогорский, сщмч, † 1931, Ил. 3.
10.АНТОНИЙ Сийский, иером, при, † 1556, Д.
11. АНТОНИНА Брянских, мц, †1937, Д. 27.
12. АПОЛЛИНАРИЯ Тупицина, мц., † 1937, С. 30.
13. АРКАДИЙ (Остальский), Бежицкий, еп., сщмч., † 1938, Д. 16.
14. АРТЕМИЙ Веркольский, отрок, прав., | 1545, Ин. 23, О кг. 20.
15. АФАНАСИЙ Наволоцкий, Шенкурский, прп., † XV-XVI, Ян. 19.
16. ВАРЛAAM Керетский, Архангельский, иером, прп., | XVI, Н. 6.
17. ВАРЛAAM Пинежский, Важский, Шенкурский, прп., † 1462, Ин. 19.
18. ВАСИЛИЙ Измайлов, прот., сщмч., † 1930, Ф. 9.
19. ВАСИЛИЙ [Яковлевич] Малахов, свящ., исп., .† 1937, Мр. 11.
20.ВАССИАН Пертоминский, Соловецкий, прп., † 1561, Ин. 5,12.
21.ВЕНИАМИН (Кононов), архим., сщмч, † 1928, Aп. 4.
22.ВИКЕНТИЙ (Никольский), инок, прмч, †1937, Н. 28
23.ВИКТОР (Островидов), еп. Глазовский, исп, | 1934, Ап. 19.
24.ВЛАДИМИР [Федорович] Введенский, иерей, сщмч, † 1931, Мр. 21.
25.ВЛАДИМИР Ушков, мч, † 1942, Мр. 8.
26. ГЕРМАН (Ряшенцев), еп. Вяземский, сщмч, † 1937, С. 2.
27. ГЕРМАН Соловецкий, прп, | 1479.
28. ГЕРМОГЕНА (Варвара Капитоновна Кадомцева), инокиня, прмц, † 1 М. 28.
29. ДАМИАН (в схиме Диодор) Юрьегорский, Каргопольский, при, † 1633.
30. ЕЛЕАЗАР (Севрюков) Анзерский; Соловецкий, прп, † 1656, Ян. 13.
31. ЕЛИСАВЕТА (Ярыгина), монахиня, прмц, † 1937, Ав. 30.
32. ЗОСИМА Соловецкий, игумен, прп, † 1478.
33. ЗОСИМА Трубачев, прот, сщмч, † 1938, Ф. 13.
34. ИГНАТИЙ (Садковский), еп. Скопинский, сщмч, † 1938, Ян. 28.
35. ИЛАРИОН (Троицкий), архиеп. Верейский, сщмч, † 1929; Д. 15.
36. ИННОКЕНТИЙ (Беда), архим, прмч, † 1928; Д. 24.
37. ИОАНН Калабухов, иерей, сщмч, † 1938, Ф. 13.
38. ИОАНН [Петрович] Коротков, мч, † 1941, С. 17.
39. ИОАНН Кронштадтский, прот, прав, † 1908, Ин. 1, Д. 20.
40. ИОАНН Летников, исп, † 1930, Ок. 12.
41. ИОАНН Павловский, иерей, сщмч, † 1937, С. 6.
42. ИОАНН Преображенский, протодиакон, сщмч, † 1938; М. 29.
43. ИОАНН Рудинский, иерей, сщмч, † 1930; Ок. 29.
44. ИОАНН Яренгский, прп, † 1544-1545, Ин. 5,12.
45. ИОВ (в схиме Иисус) Анзерский, иеросхим, прп, † 1720.
46. ИОВ Ущельский, прмч, † 1628.
47. ИОНА Пертоминский, Соловецкий, прп, † 1561, Ин. 5,12.
48. ИРИНАРХ, Соловецкий, игумен, прп, † 1628.
49. КИРИЛЛ Челмогорский, прп, † 1367, Д. 8.
50. ЛЕОНИД (Молчанов), игумен, прмч, † 1918, Ок. 31.
51. ЛЕОНИД Устьнедумский, иером, прп, † 1654.
52. ЛОНГИН Коряжемский, иером, прп, † 1540
53. ЛОНГИН Яренгский, чудотворец, прп, † 1544-1545, Ин. 5,12.
54. ЛУКА (Войно-Ясенецкий), Симферопольский, архиеп, исп, † 1961, М. 29.
55. МАКСИМ Уфимский (Попов), иером, исп, † 1934, Ин. 17.
56. МИХАИЛ Горбунов, иерей, сщмч, † 1938, Ф. 22.
57. МОИСЕЙ (Кожин), иером, сщмч, † 1931, Ав. 25.
58. НИКАНД Р Гривский, иерей, сщмч, † 1939, С. 24.
59. НИКИФОР Зайцев, мч, † 1942, М. 8.
60. НИКИФОР (Кучин), иером, прмч, † 1928, An. 4.
61. НИКОДИМ Кожеезерский, Хозьюгский, прп, † 1640, Ил. 3.
62. НИКОДИМ (Щапков), иером, прмч, † 1918, С. 17.
63. НИКОЛАЙ [Михайлович] Виноградов, иерей, исп, † 1931, Н. 4.
64. НИКОЛАЙ Восторгов, иерей, сщмч, † 1930, Ян. 19.
65. НИКОЛАЙ (Караулов), еп. Вельский, сщмч, † 1932, An. 4.
66. НИКОЛАЙ (Клементьев), архиеп. Великоустюжский, сщмч, † 1937; Д. 17.
67. НИКОЛАЙ Кулаков, иерей, сщмч, † 1938, М. 19.
68. НИКОЛАЙ Лебедев, иерей, сщмч, † 1933, Ав. 19.
69. НИКОЛАЙ Порецкий, прот, сщмч, † 1932, Ил. 14.
70. НИКОЛАЙ Постников, прот, сщмч, † 1931, Мр. 28.
71. НИКОЛАЙ Родимов, прот, сщмч, † 1937, Д. 28.
72. НИКОН (Беляев), Оптинский, иером, исп, † 1931, Ин. 25.
73. НИНА Кузнецова, мц, † 1938, М. 1.
74. ОНИСИМ (Пылаев), еп. Тульский, сщмч, † 1937, Ф. 14.
75. ПАВЕЛ (Моисеев), архимандрит, прмч, † 1918, С. 17.
76. ПАРФЕНИЙ (Брянских), еп, Ананьевский, сщмч, † 1937, Н. 9.
77. ПАХОМИЙ Кенский, прп, † ок. 1515.
78. ПЕТР (Зверев), архиеп. Воронежский, сщмч, † 1929, Ян. 25.
79. ПЕТР Черевковский, Сольвычегодский, иерей, сщмч, † XVI-XVII.
80. ПРОКОПИЙ Устьянский, Важский, прав, † XVII.
81. САВВАТИЙ Соловецкий, прп, † 1435.
82. СЕРАПИОН Кожеезерский, прп, † 1611.
83. СЕРАФИМ (Кулаков), иером, прмч, † 1918, С. 17.
84. СИМОН Сойгинский, игумен, прп, † 1562.
85. СТЕФАН, Пермский (Великопермский), еп, свт, † 1396, An. 26.
86. ТРИФОН Печенгский, Кольский, прп, † 1583
87. ФЕОДОР Недосекин, иерей, сщмч, † 1942, Aп. 17.
88. ФЕОДОР Поройков, прот, сщмч, † 1938, Д. 22.
89. ФЕОДОСИЙ (Соболев), архим, прмч, † 1918, С. 17.
90. ФЕОФАН (Графов), иерод, прмч, † 1938, Мр. 5.
91. ФИЛИПП Московский и всея Руси, митр, свт, † 1569.
Источники:
http://drevo-info.ru/articles/7365.html
http://azbyka.ru/days/saint/1364/group
http://sv-ioannkron.prihod.ru/news/guid/1190461