Преподобный савватий соловецкий. Архангельская епархия

САВВАТИЙ СОЛОВЕЦКИЙ

Память 8 августа в день перенесения мощей, 27 сентября в день кончины, в Соборах Архангельских, Валаамских, Карельских, Новгородских и Соловецких святых

В 1396 году пришел в Кирилло-Белозерский монастырь и там постригся. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь снискали ему уважение не только у монахов, но и у мирян. Но он тяготился вниманием и, влекомый жаждою уединения, он удалился оттуда на Ладожское озеро, в Валаамскую обитель. Тут он провёл несколько лет, однако не обрёл желанного уединения. Наконец, преподобный узнал, что на севере есть необитаемый Соловецкий остров. Он стал просить у игумена благословения поселиться там в уединении, но игумен и братия не пожелали расставаться со святым старцем. По указанию Божию преподобный Савватий ночью оставил Валаамскую обитель и направился к берегам Белого моря. Когда он узнал от местных жителей, что остров находится в двух днях плавания, что на нем много озер и что на острове никто не живет, он еще больше возгорелся желанием там поселиться. Удивленные жители спрашивали убеленного сединами подвижника, как он будет там жить и чем питаться. “У меня такой Владыка, – отвечал преподобный, – Который и дряхлости дает силы свежей юности, и голодных питает досыта”.

Некоторое время преподобный Савватий оставался в часовне, стоявшей вблизи устья реки Выги, в местечке Сороки. Там он встретил своего последователя, инока авву преподобного Германа, спасавшегося в глуши леса. Вместе с ним продолжил Савватий свой путь к желанной цели. На утлой ладье, помолившись Богу, старцы отправились по суровому морю и через три дня достигли Соловецкого острова. В 1429 году Савватий уже водрузил здесь святой крест и поставил келию. Вскоре одно семейство рыболовов поселилось было на этом острове, но невидимая сила, как повествует предание, в виде двух светозарных юношей согнала поселенцев с острова, предназначенного для святых иноков.

Однажды спустя несколько лет, когда преподобный Герман отправился по келейным нуждам на реку Онегу, преподобный Савватий, оставшись один, почувствовал приближение кончины и обратился с молитвой к Богу, чтобы Он сподобил его причаститься Святых Таин. За два дня преподобный доплыл до материка и в десяти верстах от реки Выги встретил игумена Нафанаила, шедшего в далекое селение причащать больного крестьянина. Игумен Нафанаил обрадовался встрече с преподобным, исполнил его желание и выслушал при этом рассказ о подвигах на острове. Простившись, они условились встретиться в храме на реке Выге.

Придя в храм в Сороках, святой старец молитвенно благодарил Бога за причащение; он затворился в келлии, находившейся при храме, и стал готовиться к отшествию в вечные селения. В то время к берегу пристал новгородский купец Иоанн и, поклонившись святым иконам в храме, пришел к святому старцу. Получив благословение и наставление, он предложил преподобному часть своего богатства и был опечален, когда услышал отказ. Желая утешить купца, преподобный Савватий предложил ему остаться до утра и обещал благополучие в дальнейшем пути. Иоанн спешил отплыть, но внезапно началось землетрясение, поднялся шторм, и купец остался, а утром, войдя в келлию для благословения, увидел, что старец уже преставился. Вместе с подошедшим игуменом Нафанаилом они погребли преподобного Савватия в часовне и составили описание его жития. Это совершилось 27 сентября 1435 года [1].

Почитание

Впоследствии на месте часовни была построена церковь во имя Святой Троицы. Затем прп. Зосима возобновил запустелую обитель Савватия на Соловецком острове и в 1471 году перенес на остров мощи преподобного в храм Преображения, сооруженный на месте, где святые отшельники Савватий и Герман впервые водрузили крест.

Общецерковное прославление святого Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году. 8 августа 1566 года мощи преподобных Савватия и Зосимы были перенесены в придел, во имя их сооруженный, возле той же Преображенской церкви, где они почивали в серебряной раке вплоть до революционного лихолетья.

Молитвы

Удалився мира и водворився в пустыни, / добрым подвигом подвизался еси, злостраданием, и вниманием, и молитвами: / отонудуже и по смерти источаеши исцеления, Савватие отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас 4

От юности своея, преподобне, весь себе Господеви предложив, / и земная вся оставль, / Христовым стопам тепле последовал еси, / и безплотным сожитель явился и всем преподобным сообщник, преблаженне Савватие. / Тем, молимтися, отче, молися о нас непрестанно Христу Богу, / яко да милостив нам будет в день судный.

Житейския молвы отбег, вселился еси в морский остров, мудре, / и крест твой взем, Христу последовал еси в молитвах, и во бдениих и в пощениих, злостраданьми плоть твою изнуряя. / Тем был еси преподобных удобрение: / сего ради любовию память твою празднуем, преподобне Савватие, / моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Читать еще:  Именины 9 ноября. Узнайте о значении и характеристике имен

Ин кондак, глас 3

Яко звезда всесветлая добродетельми сияющи, / чудес лучи испущающи обоюду, / богатя приходящих души, целя и телеса, / благодать имея, Савватие. / Прославдяет бо Своя Себе Великий Дарователь.

Преподобный Савва ́ тий Соловецкий

Дни памяти

3 июня – Собор Карельских святых

28 июня (переходящая) – Собор Новгородских святых

21 августа – Второе перенесение мощей

22 августа – Собор Соловецких святых

Житие

Краткое житие преподобного Савватия Соловецкого

Пре­по­доб­ный Сав­ва­тий был ино­ком Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря. Сми­ре­ние, крот­кая лю­бовь к бра­тии и стро­гая жизнь снис­ка­ли ему ува­же­ние не толь­ко у мо­на­хов, но и у ми­рян. Тя­го­тясь та­ким вни­ма­ни­ем, пре­по­доб­ный Сав­ва­тий ушел на Ва­ла­ам, по­том, узнав о пу­стын­ных ост­ро­вах, на­хо­див­ших­ся в двух днях пла­ва­ния от бе­ре­га Бе­ло­го мо­ря, от­плыл ту­да с пре­по­доб­ным Гер­ма­ном. По­движ­ни­ки по­се­ли­лись око­ло Се­кир­ной го­ры Со­ло­вец­ко­го ост­ро­ва, где во­дру­зи­ли крест и по­ста­ви­ли ке­лью. По­движ­ни­ки про­жи­ли вме­сте шесть лет. 27 сен­тяб­ря 1435 го­да пре­по­доб­ный Сав­ва­тий ото­шел в веч­ность.

Полное житие преподобного Савватия Соловецкого

Пре­по­доб­ный Сав­ва­тий Со­ло­вец­кий при­шел в Ки­рил­ло-Бе­ло­е­зер­ский мо­на­стырь в 1396 го­ду, где при­нял ино­че­ский по­стриг. Там он под­ви­зал­ся дол­гое вре­мя, бес­пре­ко­слов­но ис­пол­няя все по­слу­ша­ния. Сми­ре­ние, крот­кая лю­бовь к бра­тии и стро­гая жизнь от­ли­ча­ли пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия сре­ди дру­гих по­движ­ни­ков. Вско­ре он стал тя­го­тить­ся вни­ма­ни­ем и ува­же­ни­ем бра­тии и при­хо­див­ших ми­рян и, узнав, что на Ла­дож­ском озе­ре есть ка­ме­ни­стый ост­ров Ва­ла­ам, ре­шил пе­ре­се­лить­ся ту­да. Тяж­ко скор­бя, про­сти­лась бра­тия Ки­рил­ло-Бе­ло­е­зер­ско­го мо­на­сты­ря со свя­тым стар­цем. На Ва­ла­а­ме мир­ская сла­ва так­же ста­ла бес­по­ко­ить сми­рен­но­го стар­ца. Меж­ду тем пре­по­доб­ный узнал, что на се­ве­ре есть необи­та­е­мый Со­ло­вец­кий ост­ров; он стал про­сить у игу­ме­на бла­го­сло­ве­ния по­се­лить­ся там в уеди­не­нии. Од­на­ко игу­мен и бра­тия не по­же­ла­ли рас­ста­вать­ся со свя­тым стар­цем. По ука­за­нию Бо­жию пре­по­доб­ный Сав­ва­тий но­чью оста­вил Ва­ла­ам­скую оби­тель и на­пра­вил­ся к бе­ре­гам Бе­ло­го мо­ря. Ко­гда он узнал от мест­ных жи­те­лей, что ост­ров на­хо­дит­ся в двух днях пла­ва­ния, что на нем мно­го озер и что на ост­ро­ве ни­кто не жи­вет, он еще боль­ше воз­го­рел­ся же­ла­ни­ем там по­се­лить­ся. Удив­лен­ные жи­те­ли спра­ши­ва­ли убе­лен­но­го се­ди­на­ми по­движ­ни­ка, как он бу­дет там жить и чем пи­тать­ся. “У ме­ня та­кой Вла­ды­ка, – от­ве­чал пре­по­доб­ный, – Ко­то­рый и дрях­ло­сти да­ет си­лы све­жей юно­сти, и го­лод­ных пи­та­ет до­сы­та”.

Неко­то­рое вре­мя пре­по­доб­ный Сав­ва­тий оста­вал­ся в ча­совне, сто­яв­шей вбли­зи устья ре­ки Вы­ги, в ме­стеч­ке Со­ро­ки. Там он встре­тил­ся с под­ви­зав­шим­ся в от­шель­ни­че­стве пре­по­доб­ным Гер­ма­ном, и они вме­сте ре­ши­ли пе­ре­се­лить­ся на ост­ров. На ут­лой ла­дье, по­мо­лив­шись Бо­гу, стар­цы от­пра­ви­лись по су­ро­во­му мо­рю и через три дня до­стиг­ли Со­ло­вец­ко­го ост­ро­ва. По­движ­ни­ки по­се­ли­лись око­ло Се­кир­ной го­ры, где во­дру­зи­ли крест и по­ста­ви­ли кел­лию. В су­ро­вых усло­ви­ях Се­ве­ра под­ви­за­лись стар­цы в те­че­ние несколь­ких лет и сво­и­ми по­дви­га­ми освя­ти­ли без­люд­ный ост­ров. И здесь по­рой враг че­ло­ве­че­ства – диа­вол ис­ку­шал свя­тых стар­цев. Некий ры­бак с же­ной, дви­жи­мый чув­ством за­ви­сти, при­был как-то на ост­ров и по­се­лил­ся непо­да­ле­ку от по­движ­ни­ков. Но Гос­подь не до­пу­стил утвер­дить­ся ми­ря­нам ря­дом со стар­ца­ми. Жене ры­ба­ка яви­лись два юно­ши со свет­лы­ми ли­ца­ми и вы­сек­ли ее пру­тья­ми. Ры­бак ис­пу­гал­ся, быст­ро со­брал ве­щи и по­спе­шил вер­нуть­ся на преж­нее ме­сто жи­тель­ства. Од­на­жды, ко­гда пре­по­доб­ный Гер­ман от­пра­вил­ся по ке­лей­ным нуж­дам на ре­ку Оне­гу, пре­по­доб­ный Сав­ва­тий, остав­шись один, по­чув­ство­вал при­бли­же­ние кон­чи­ны и об­ра­тил­ся с мо­лит­вой к Бо­гу, чтобы Он спо­до­бил его при­ча­стить­ся Свя­тых Та­ин. За два дня пре­по­доб­ный до­плыл до ма­те­ри­ка и в де­ся­ти вер­стах от ре­ки Вы­ги встре­тил игу­ме­на На­фа­наи­ла, шед­ше­го в да­ле­кое се­ле­ние при­ча­щать боль­но­го кре­стья­ни­на. Игу­мен На­фа­наил об­ра­до­вал­ся встре­че с пре­по­доб­ным, ис­пол­нил его же­ла­ние и вы­слу­шал при этом рас­сказ о по­дви­гах на ост­ро­ве. Про­стив­шись, они усло­ви­лись встре­тить­ся в хра­ме на ре­ке Вы­ге.

При­дя в храм, свя­той ста­рец мо­лит­вен­но бла­го­да­рил Бо­га за При­ча­ще­ние; он за­тво­рил­ся в кел­лии, на­хо­див­шей­ся при хра­ме, и стал го­то­вить­ся к от­ше­ствию в веч­ные се­ле­ния. В то вре­мя к бе­ре­гу при­стал нов­го­род­ский ку­пец Иоанн и, по­кло­нив­шись свя­тым ико­нам в хра­ме, при­шел к свя­то­му стар­цу. По­лу­чив бла­го­сло­ве­ние и на­став­ле­ние, он пред­ло­жил пре­по­доб­но­му часть сво­е­го бо­гат­ства и был опе­ча­лен, ко­гда услы­шал от­каз. Же­лая уте­шить куп­ца, пре­по­доб­ный Сав­ва­тий пред­ло­жил ему остать­ся до утра и обе­щал бла­го­по­лу­чие в даль­ней­шем пу­ти. Но Иоанн спе­шил от­плыть. Вне­зап­но на­ча­лось зем­ле­тря­се­ние и на мо­ре под­нял­ся шторм. Ис­пу­гав­шись, ку­пец остал­ся, а утром, вой­дя в кел­лию для бла­го­сло­ве­ния, уви­дел, что ста­рец уже пре­ста­вил­ся. Вме­сте с по­до­шед­шим игу­ме­ном На­фа­наи­лом они по­греб­ли пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия в ча­совне и со­ста­ви­ли опи­са­ние его жи­тия. Это со­вер­ши­лось 27 сен­тяб­ря 1435 го­да. Через 30 лет свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия бы­ли пе­ре­не­се­ны пре­по­доб­ным Зо­си­мой († 1478; па­мять 17 ап­ре­ля) и бра­ти­ей на Со­ло­вец­кий ост­ров и по­ло­же­ны в Пре­об­ра­жен­ском хра­ме. В 1566 го­ду мо­щи пре­по­доб­ных Сав­ва­тия и Зо­си­мы бы­ли пе­ре­не­се­ны в цер­ковь, на­зван­ную в их честь (сов­мест­ная па­мять 8 ав­гу­ста).

Читать еще:  Преподобный Савва и его святая пещера. Пещера, где молился савва сторожевский

Жизнеописание преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких

Пре­по­доб­ные Сав­ва­тий и Гер­ман от­плы­ли на необи­та­е­мые Со­ло­вец­кие ост­ро­ва в 1429 го­ду. Про­жив в уеди­не­нии шесть лет, пре­по­доб­ный Гер­ман вер­нул­ся на по­бе­ре­жье для по­пол­не­ния на­сущ­ных при­па­сов, а пре­по­доб­ный Сав­ва­тий про­дол­жил свой по­двиг в оди­но­че­стве.

Пред­ви­дя при­бли­же­ние кон­чи­ны, пре­по­доб­ный Сав­ва­тий в по­ис­ках свя­щен­ни­ка уплыл с ост­ро­ва на по­бе­ре­жье. Там, у ре­ки Выг, в мест­но­сти, на­зы­ва­е­мой Со­ро­ка, он встре­тил об­хо­див­ше­го этот край игу­ме­на На­фа­наи­ла. Ис­по­ве­дав­шись, по­лу­чив при­ча­стие Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин, пре­по­доб­ный Сав­ва­тий мир­но ото­шел ко Гос­по­ду 27 сен­тяб­ря 1435 го­да. Игу­ме­ном На­фа­наи­лом и куп­цом Иоан­ном пре­по­доб­ный Сав­ва­тий был по­гре­бен при ча­совне на ре­ке Выг.

Го­дом поз­же уро­же­нец Обо­не­жья, мо­ло­дой инок Па­ле­ост­ров­ско­го мо­на­сты­ря Зо­си­ма по­сле зна­ком­ства с ино­ком Гер­ма­ном, спут­ни­ком пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия, от­пра­вил­ся с ним для уеди­нен­но­го жи­тель­ства на Со­ло­вец­кие ост­ро­ва. По при­бы­тии, в первую же ночь, пре­по­доб­ный Зо­си­ма был удо­сто­ен про­ро­че­ско­го ви­де­ния, вдох­но­вив­ше­го двух ино­ков на ос­но­ва­ние Со­ло­вец­кой оби­те­ли.

По про­ше­ствии несколь­ких лет пре­по­доб­ный Зо­си­ма, вы­зван­ный ар­хи­епи­ско­пом в Нов­го­род, был ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ный сан и удо­сто­ен воз­ве­де­ния в сан игу­ме­на. В оби­те­ли не за­бы­ли пер­во­на­чаль­ни­ка этих мест пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия. По со­ве­ту стар­цев Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря пе­ре­не­сти мо­щи пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия (что со­от­вет­ство­ва­ло же­ла­нию бра­тии Со­ло­вец­кой оби­те­ли) пре­по­доб­ный Зо­си­ма пе­ре­вез свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го на ме­сто поcлед­них его по­дви­гов. Здесь, за ал­та­рем но­во­по­стро­ен­но­го хра­ма в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, они бы­ли по­ло­же­ны в зем­лю, где по­ко­и­лись до 1566 го­да.

Пре­по­доб­ный Зо­си­ма пре­ста­вил­ся к Бо­гу, до­стиг­нув ма­сти­той ста­ро­сти, 17 ап­ре­ля 1478 го­да. Бра­тия по­греб­ли сво­е­го игу­ме­на за ал­та­рем Пре­об­ра­жен­ско­го хра­ма.

Через несколь­ко де­ся­ти­ле­тий цер­ков­ный Со­бор при мит­ро­по­ли­те Мос­ков­ском Ма­ка­рии 26 фев­ра­ля 1547 го­да опре­де­лил со­вер­шать все­цер­ков­ную па­мять Со­ло­вец­ким пре­по­доб­ным каж­до­му в день его кон­чи­ны: Сав­ва­тию – 27 сен­тяб­ря/10 ок­тяб­ря, Зо­си­ме – 17/30 ап­ре­ля.

Из­вест­ны све­де­ния, со­глас­но ко­то­рым пер­вое об­ре­те­ние мо­щей пре­по­доб­ных от­цов бы­ло 2 сен­тяб­ря 1545 го­да. Ве­ро­ят­но, это свя­за­но с под­го­тов­кой к ка­но­ни­за­ции этих по­движ­ни­ков на Со­бо­ре 1547 го­да.

Про­слав­лен­ный игу­мен Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря свя­щен­но­му­че­ник Филипп (Ко­лы­чев; †1569), став­ший на­сто­я­те­лем в 1548 го­ду, мно­го по­тру­дил­ся во сла­ву оби­те­ли. Свя­тым игу­ме­ном Филип­пом был об­на­ру­жен чу­до­твор­ный об­раз Бо­го­ро­ди­цы Оди­гит­рии, при­не­сен­ный на ост­ров пре­по­доб­ным Сав­ва­ти­ем, а так­же его ка­мен­ный крест. Эти свя­тые ре­лик­вии бы­ли уста­нов­ле­ны у мо­щей пре­по­доб­ных: ико­на – у гроб­ни­цы свя­то­го Сав­ва­тия, а крест – в ча­совне свя­то­го Гер­ма­на. Бы­ло так­же по­пол­не­но жи­тие пре­по­доб­ных опи­са­ни­ем чу­дес, со­вер­шив­ших­ся при их гроб­ни­цах.

Тор­же­ство пе­ре­не­се­ния мо­щей пре­по­доб­ных Зо­си­мы и Сав­ва­тия, Со­ло­вец­ких чу­до­твор­цев, со­сто­я­лось на тре­тий день празд­ни­ка Пре­об­ра­же­ния, по­сле освя­ще­ния Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра 8 ав­гу­ста 1566 го­да. Под­го­тов­ле­но и вдох­нов­ле­но оно бы­ло свя­ти­те­лем Филип­пом, бу­ду­щим мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским († 1569; па­мять 9/22 ян­ва­ря, 3/16 июля и 5/18 ок­тяб­ря). Мо­щи пре­по­доб­ных Зо­си­мы и Сав­ва­тия бы­ли пе­ре­не­се­ны в при­дел Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра, устро­ен­ный в их честь.

Рус­ский на­род свя­то чтит па­мять Со­ло­вец­ких чу­до­твор­цев; они осо­бо по­чи­та­ют­ся как по­кро­ви­те­ли пче­ло­вод­ства. Во мно­гих мест­но­стях Рос­сии к дню па­мя­ти пре­по­доб­но­го Зо­си­мы «Пчель­ни­ка» (17/30 ап­ре­ля) при­уро­чи­ва­лась вы­став­ка пчел. В день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия (27 сен­тяб­ря/10 ок­тяб­ря) обыч­но за­вер­ша­ет­ся убор­ка пчел в ом­шаник на зи­мов­ку.

Преподобный савватий соловецкий. Архангельская епархия

07 Февраль 2018

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил празднование Собора святых Архангельской митрополии. Новый праздник будут отмечать 1 ноября (19 октября по старому стилю).

«Появление Собора святых, в земле Архангельской просиявших, — значительное духовное событие. Это результат более чем семилетней работы епархиальной комиссии по канонизации святых. Неслучайно празднование установлено 1 ноября — в день рождения праведного Иоанна Кронштадтского и накануне дня памяти святого отрока Артемия Веркольского — двух небесных покровителей нашего края», — сказал митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил.

По словам заместителя комиссии по канонизации наместника Антониево-Сийского монастыря игумена Варлаама (Дульского), в Собор святых Архангельской митрополии вошел 91 угодник Божий: «Это 29 святых XIV—XVIII веков и 62 новомученика XX века. К сожалению, в этот список не включён священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский, родившийся в Каргопольском уезде, а также ещё 69 подвижников благочестия, почитаемых в других епархиях, но не имеющих канонического подтверждения».

Собор святых Архангельской митрополии:

1. АГАПИТ (Таубе), инок, исп., † 1936, Ил. 5.

2. АЛЕКСАНДР Державин, иерей, исп., † 1933, Мр. 12.

3. АЛЕКСАНДР Ошевенский, игумен, при., † 1479, Aп. 20.

4. АЛЕКСАНДР Сахаров, прот., сщмч., † 1927, Ил. 25

5. АЛЕКСАНДР Уксусов, мч., † 1937, Н. 23.

6. АЛЕКСЕЙ [Николаевич] Троицкий, свящ., сщмч., †1942, Ф. 7.

7. АНДРЕЙ Гневышев, мч, † 1941, Ф. 22.

8. АННА Лыкошина, мц, † 1925, С. 28.

9. АНТОНИЙ (Быстров), архиеп. Архангельский и Холмогорский, сщмч, † 1931, Ил. 3.

Читать еще:  Акафист благовещенской божией матери по средам. Акафист благовещению пресвятой богородицы

10.АНТОНИЙ Сийский, иером, при, † 1556, Д.

11. АНТОНИНА Брянских, мц, †1937, Д. 27.

12. АПОЛЛИНАРИЯ Тупицина, мц., † 1937, С. 30.

13. АРКАДИЙ (Остальский), Бежицкий, еп., сщмч., † 1938, Д. 16.

14. АРТЕМИЙ Веркольский, отрок, прав., | 1545, Ин. 23, О кг. 20.

15. АФАНАСИЙ Наволоцкий, Шенкурский, прп., † XV-XVI, Ян. 19.

16. ВАРЛAAM Керетский, Архангельский, иером, прп., | XVI, Н. 6.

17. ВАРЛAAM Пинежский, Важский, Шенкурский, прп., † 1462, Ин. 19.

18. ВАСИЛИЙ Измайлов, прот., сщмч., † 1930, Ф. 9.

19. ВАСИЛИЙ [Яковлевич] Малахов, свящ., исп., .† 1937, Мр. 11.

20.ВАССИАН Пертоминский, Соловецкий, прп., † 1561, Ин. 5,12.

21.ВЕНИАМИН (Кононов), архим., сщмч, † 1928, Aп. 4.

22.ВИКЕНТИЙ (Никольский), инок, прмч, †1937, Н. 28

23.ВИКТОР (Островидов), еп. Глазовский, исп, | 1934, Ап. 19.

24.ВЛАДИМИР [Федорович] Введенский, иерей, сщмч, † 1931, Мр. 21.

25.ВЛАДИМИР Ушков, мч, † 1942, Мр. 8.

26. ГЕРМАН (Ряшенцев), еп. Вяземский, сщмч, † 1937, С. 2.

27. ГЕРМАН Соловецкий, прп, | 1479.

28. ГЕРМОГЕНА (Варвара Капитоновна Кадомцева), инокиня, прмц, † 1 М. 28.

29. ДАМИАН (в схиме Диодор) Юрьегорский, Каргопольский, при, † 1633.

30. ЕЛЕАЗАР (Севрюков) Анзерский; Соловецкий, прп, † 1656, Ян. 13.

31. ЕЛИСАВЕТА (Ярыгина), монахиня, прмц, † 1937, Ав. 30.

32. ЗОСИМА Соловецкий, игумен, прп, † 1478.

33. ЗОСИМА Трубачев, прот, сщмч, † 1938, Ф. 13.

34. ИГНАТИЙ (Садковский), еп. Скопинский, сщмч, † 1938, Ян. 28.

35. ИЛАРИОН (Троицкий), архиеп. Верейский, сщмч, † 1929; Д. 15.

36. ИННОКЕНТИЙ (Беда), архим, прмч, † 1928; Д. 24.

37. ИОАНН Калабухов, иерей, сщмч, † 1938, Ф. 13.

38. ИОАНН [Петрович] Коротков, мч, † 1941, С. 17.

39. ИОАНН Кронштадтский, прот, прав, † 1908, Ин. 1, Д. 20.

40. ИОАНН Летников, исп, † 1930, Ок. 12.

41. ИОАНН Павловский, иерей, сщмч, † 1937, С. 6.

42. ИОАНН Преображенский, протодиакон, сщмч, † 1938; М. 29.

43. ИОАНН Рудинский, иерей, сщмч, † 1930; Ок. 29.

44. ИОАНН Яренгский, прп, † 1544-1545, Ин. 5,12.

45. ИОВ (в схиме Иисус) Анзерский, иеросхим, прп, † 1720.

46. ИОВ Ущельский, прмч, † 1628.

47. ИОНА Пертоминский, Соловецкий, прп, † 1561, Ин. 5,12.

48. ИРИНАРХ, Соловецкий, игумен, прп, † 1628.

49. КИРИЛЛ Челмогорский, прп, † 1367, Д. 8.

50. ЛЕОНИД (Молчанов), игумен, прмч, † 1918, Ок. 31.

51. ЛЕОНИД Устьнедумский, иером, прп, † 1654.

52. ЛОНГИН Коряжемский, иером, прп, † 1540

53. ЛОНГИН Яренгский, чудотворец, прп, † 1544-1545, Ин. 5,12.

54. ЛУКА (Войно-Ясенецкий), Симферопольский, архиеп, исп, † 1961, М. 29.

55. МАКСИМ Уфимский (Попов), иером, исп, † 1934, Ин. 17.

56. МИХАИЛ Горбунов, иерей, сщмч, † 1938, Ф. 22.

57. МОИСЕЙ (Кожин), иером, сщмч, † 1931, Ав. 25.

58. НИКАНД Р Гривский, иерей, сщмч, † 1939, С. 24.

59. НИКИФОР Зайцев, мч, † 1942, М. 8.

60. НИКИФОР (Кучин), иером, прмч, † 1928, An. 4.

61. НИКОДИМ Кожеезерский, Хозьюгский, прп, † 1640, Ил. 3.

62. НИКОДИМ (Щапков), иером, прмч, † 1918, С. 17.

63. НИКОЛАЙ [Михайлович] Виноградов, иерей, исп, † 1931, Н. 4.

64. НИКОЛАЙ Восторгов, иерей, сщмч, † 1930, Ян. 19.

65. НИКОЛАЙ (Караулов), еп. Вельский, сщмч, † 1932, An. 4.

66. НИКОЛАЙ (Клементьев), архиеп. Великоустюжский, сщмч, † 1937; Д. 17.

67. НИКОЛАЙ Кулаков, иерей, сщмч, † 1938, М. 19.

68. НИКОЛАЙ Лебедев, иерей, сщмч, † 1933, Ав. 19.

69. НИКОЛАЙ Порецкий, прот, сщмч, † 1932, Ил. 14.

70. НИКОЛАЙ Постников, прот, сщмч, † 1931, Мр. 28.

71. НИКОЛАЙ Родимов, прот, сщмч, † 1937, Д. 28.

72. НИКОН (Беляев), Оптинский, иером, исп, † 1931, Ин. 25.

73. НИНА Кузнецова, мц, † 1938, М. 1.

74. ОНИСИМ (Пылаев), еп. Тульский, сщмч, † 1937, Ф. 14.

75. ПАВЕЛ (Моисеев), архимандрит, прмч, † 1918, С. 17.

76. ПАРФЕНИЙ (Брянских), еп, Ананьевский, сщмч, † 1937, Н. 9.

77. ПАХОМИЙ Кенский, прп, † ок. 1515.

78. ПЕТР (Зверев), архиеп. Воронежский, сщмч, † 1929, Ян. 25.

79. ПЕТР Черевковский, Сольвычегодский, иерей, сщмч, † XVI-XVII.

80. ПРОКОПИЙ Устьянский, Важский, прав, † XVII.

81. САВВАТИЙ Соловецкий, прп, † 1435.

82. СЕРАПИОН Кожеезерский, прп, † 1611.

83. СЕРАФИМ (Кулаков), иером, прмч, † 1918, С. 17.

84. СИМОН Сойгинский, игумен, прп, † 1562.

85. СТЕФАН, Пермский (Великопермский), еп, свт, † 1396, An. 26.

86. ТРИФОН Печенгский, Кольский, прп, † 1583

87. ФЕОДОР Недосекин, иерей, сщмч, † 1942, Aп. 17.

88. ФЕОДОР Поройков, прот, сщмч, † 1938, Д. 22.

89. ФЕОДОСИЙ (Соболев), архим, прмч, † 1918, С. 17.

90. ФЕОФАН (Графов), иерод, прмч, † 1938, Мр. 5.

91. ФИЛИПП Московский и всея Руси, митр, свт, † 1569.

Источники:

http://drevo-info.ru/articles/7365.html
http://azbyka.ru/days/saint/1364/group
http://sv-ioannkron.prihod.ru/news/guid/1190461

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: