Праздник вознесения господня в. Вознесение господне

Вознесение Господне в 2020 году: история и традиции праздника

Вознесение — праздник с «плавающей» датой, которая напрямую зависит от Пасхи, выпадает на 40-й день после Светлого воскресенья и всегда приходится на четверг. В 2020 году православную Пасху отмечают 19 апреля, соответственно, Вознесение — 28 мая. Католики встретят Вознесение 21 мая.

Полное название праздника — Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Праздник в церкви

В православии Вознесение входит в число 12 Двунадесятых праздников (они посвящены главным событиям евангельской истории). Приуроченные к нему службы начинаются ещё накануне. Заканчивается пасхальный период, и в среду утром последний раз в году звучат пасхальные песнопения. А вечером служат торжественное Всенощное бдение. На следующий день во время литургии читают Евангелие от Марка, где описаны события восшествия Христа на небо.

Так как праздник приходится на четверг, поста в этот день нет — можно есть любую пищу, а также заниматься привычными делами. Однако верующие стараются посетить церковные службы и уделить время молитве.

В католичестве на Вознесение приняты несколько особых церковных обрядов, например, благословение бобов и винограда во время мессы или тушение пасхальной свечи. В некоторых храмах статую Христа в праздник поднимают до самого потолка церкви, что символизирует сам процесс Вознесения для верующих.

В народе считалось, что в этот день весна окончательно переходит в лето, становится по-настоящему жарко, отцветают сады. Учитывая, что в 2020-м праздник выпадает на 28 мая, то для этого года такая примета вполне справедлива.

Как и многие православные праздники, Вознесение вобрало в себя бытовые народные традиции и даже древние языческие обычаи. Так, на праздник водили хороводы в честь будущего хорошего урожая, в некоторых местах устраивали веселые гулянья.

В домах на Вознесение пекли пироги с начинкой из зелёного лука, а также особые хлебные кушанья — «лесенки», или «лествицы», на которых обязательно делали семь «перекладин», символизирующих ступени (по числу небес апокалипсиса). Эти лепешки освящали в церкви и с угощением отправлялись в гости к родне.

Считалось особым грехом в период с Пасхи до Вознесения в чем-то отказывать странникам, верующие старались больше помогать нуждающимся, подавать милостыню просящим.

Вознесение Господне: что дает этот праздник каждому из нас

Отмечают его на сороковой день после Пасхи, а длится он целых десять дней, поэтому я и написала «6 июня 2019 года у православных начинается праздник Вознесения». В основе праздника, как и следует из названия, лежит событие Вознесения Иисуса Христа на небо, которое произошло по мнению современных историков в середине мая 30 года I века нашей эры на горе Елеон, или Масличной горе, что к востоку от Иерусалима. Поскольку дата у праздника Пасхи, Воскресения Христова скользящая, то и празднование Вознесения Господня каждый год выпадает на разные дни, хотя это всегда четверг, ведь именно четверг шестой недели после Пасхи и будет сороковым днем. Но что нам за дело до эпизода, произошедшего почти две тысячи лет назад? Как нас это касается?

Начнем с того, что отмечается Вознесение Господне через сорок дней после Пасхи неслучайно. Как сообщает евангелист Лука, «в продолжение сорока дней» после Своего Воскресения Христос являлся Своим ученикам, беседуя с ними, укрепляя их веру в экстраординарное событие, событие, превышающее человеческий опыт, — в Свое Воскресение из мертвых, в Свою победу над смертью. Иисус готовит апостолов к грядущему служению. И на сороковой день после Пасхи Христос собирает апостолов, приводит их на Елеонскую гору и возносится на небо.

Перед самим событием Вознесения происходит важный диалог: Спаситель говорит о грядущем Царствии Божьем и о том, что через несколько дней Дух Божий сойдет на них, Его последователей, и они будут крещены Духом Святым. Но ученики Христа, все еще надеющиеся на то, что Царство Божие — это торжество некоей политической системы, спрашивают у Христа: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» И Христос сурово отвечает: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти», — и это ответ всем нам, людям, постоянно вопрошающим о временах и сроках конца света, Второго пришествия. Запомним это.

После этих знаменательных слов Спаситель обещает ученикам, что они примут силу, когда сойдет на них Дух Святой (это событие мы будем отмечать на Троицу, 16 июня 2019 года). И говорит о том, что, приняв Духа Святого, апостолы начнут свою проповедь во всей земле. «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их», — читаем у евангелиста Луки.

На иконах «Вознесение Господне», изображают, как Иисус Христос возносится на небо в круглом облаке ярко синего цвета, поддерживаемом двумя ангелами. Синий цвет в иконописи — символ бесконечного неба, иного, вечного мира. Под облаком — Богородица. Стройные очертания Её фигуры выделяются на фоне светящихся одежд стоящих за Девой Марией двух ангелов. Богородица зрительно отделена от двенадцати апостолов, и в этом большой богословский смысл: так подчеркивается особое место Богородицы в христианстве. Композиционно Божья Матерь, стоящая на земле, больше соединена с Христом, чем с толпящимися вокруг двенадцатью апостолами: так показывается, что Богородица принадлежит миру горнему, миру небесному. Рядом, но все же отдельно от Богородицы, теснятся двенадцать апостолов, их взоры устремлены ввысь. Все в иконе «Вознесение Господне» пронизано светом и радостью, и это тоже неслучайно.

Читать еще:  Самые опасные люди по гороскопу. Знаки зодиака и преступный мир

Праздник Вознесения Господня был любимейшим на Руси: звон колоколов, свобода выходного дня, когда никто не работает, ликование народа. В такой вот праздничный день в 1799 году родился еще наш гений — Александр Сергеевич Пушкин. В 1799 году, как и в 2019-м, это было 6 июня — день рождение великого поэта. Разве не чудо? Поэт, вознесший русскую словесность до высот недостижимых; гений, вся жизнь которого восхождение над своим человеческим: наследственностью, воспитанием, социальными рамками, темпераментом, характером, средой, в конце концов, судьбой появился на свет именно в праздник Вознесения. При всеобщем ликовании народа и звоне колоколов! Чудо Божье. Пушкин особо любил и выделял этот праздник, хорошо знал икону «Вознесение Господне», и даже для венчания выбрал храм Большое Вознесение у Никитских ворот в Москве.

Но Вознесение Иисуса Христа — не просто событие, имевшее место быть чуть меньше двух тысяч лет назад. Не просто исторический эпизод, вдохновляющий гениев, от Рублева с Пушкиным до классиков мировой живописи — Джотто, Тинторетто, Леонардо да Винчи, Рембрандт. Вознесение Христа касается каждого. Причем не только всех из рода человеческого, шире, Вознесение затронуло и весь тварный мир! Святому Ефрему Сирину принадлежат такие слова: «Отрезвись сколько-нибудь, человек, приди в себя и, как разумный, познай, что для тебя пришел с неба Всевышний Бог, чтобы с земли вознести тебя на небо». В чем тут дело?

Смотрите, Воскресение Богочеловека Иисуса Христа из мертвых, воскресение Христа живым, во плоти, с язвами на руках и ногах, с раной в боку — свидетельство того, что и тело человеческое призвано не к тлению, не к смерти, а к вечной, неумирающей, ликующей жизни. А вот Своим Вознесением Христос уже возносит и наше, человеческое естество на небо, ведь Спаситель вознесся в нашем, в человеческом теле. И этим вознес человеческую природу, показал, насколько возможно обожение человека. «Если мы хотим понять, сколь велик человек, не надо взирать на великих людей земли, но надо поднять взор к престолу Божьему и там узреть облеченного плотью человеческой Сына Божия во славе Отчей», — говорил святой Иоанн Златоуст.

И это еще не все. Как отмечал святитель Григорий Палама, Вознесение принадлежит всем людям поскольку все воскреснут в день Второго пришествия Христа. Дата Второго пришествия, как мы помним из начала статьи, нам неизвестна, но зато мы знаем, кто будет вознесен, «восхищен на облаках» — те, кто «распял свой грех через покаяние и жительство по Евангелию».

С тем, что дает человеческой природе Вознесение Христа разобрались, но что там со всем тварным миром — животными, птицами, гадами земными и морскими, царством растений, в конце концов?

Смотрите, как рассуждает митрополит Антоний Сурожский. Тело, в которое был воплощен Сын Божий Иисус Христос, тело, которым Он жил, которым Он ходил по земле, которым Он слышал и видел, тело, которое Он предал на истязание и смерть, — это тело состоит из всего того, из чего состоит наш видимый, тварный мир. В этом теле сосредоточено все вещество неба и земли, от самого простого до самого непостижимого, вся материя, соединившаяся с Божеством. И когда Христос возносится на небо, Он возносит не только человечество, Он возносит всю видимую тварь в глубины Божественной тайны, в недра Божественной действительности. И этот мир уже неотделим от Него.

Вслушайтесь, всмотритесь! Разве в утреннем радостном щебете птиц, в лучах солнца, в отблеске свечи у иконы, в молитве, в том добром деле, что кто-то сейчас совершает, не ощущается присутствие Божьей Любви в нашем мире? Неслучайно в церквях в день Вознесения постоянно повторяют такие слова о вездеприсутствии Господа в нашем мире: «Я с вами, и никто не одолеет вас!»

Вознесение Господне

28 мая — переходящая; 1 день предпразднства (с 27 мая) и 8 дней попразднства (по 5 июня)

Историческое содержание

Праздник Вознесения Господня празднуется на 40-й день после Пасхи.

Беседа на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа

святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского

Видите ли вы общее нам торжество, которое Господь Иисус Христос даровал верующим в Него Своим вознесением на небо? Это торжество явилось чрез печаль. Видите ли вы жизнь или, лучше, бессмертие? Оно возблистало для нас чрез смерть. Видите ли вы небесную высоту, на которую восшел Христос, и высокую славу, которою Он был прославлен? Он получил ее чрез уничижение и бесславие. И апостол сказал о Христе, что Он смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене: да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп.2:8-11). Итак, если Бог превознес Христа Своего потому, что Он смирил Себя, что Он претерпел бесславие, что Он был искушаем, что ради нас Он подъял крест, то как Он прославит нас, если мы не возлюбим смирения, если мы не будем оказывать любви к братиям, если мы не будем стяжать себе души наши терпением в искушениях, если мы не последуем за нашим Вождем, вводящим в вечную жизнь чрез тесные врата и путь? Мы к этому призваны: на сие бо, говорит верховный апостол Петр, и звани бысте: зане и Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его (1Пет.2:21).

Почему же Христос Божий прошел чрез столь великие страдания? Почему Бог ради этого превознес Его и призывает нас в союз страданий Сына Своего? Сам Бог – один и тот же, всегда и вовеки остающийся без перемены, Сам всё пременяющий на лучшее, как восхощет, Сам попускающий изменяться на худшее всему тому, что желает сего. Итак, создание видимое и невидимое, обладающее свободою, может изменяться на лучшее или худшее,– или, примыкая к воле Божественной, получает от нее потребное для того, чтобы совершать восхождение к лучшему, или, противясь Божественной воле, справедливо оставляется Богом и впадает в худшее состояние. Быв созданы Богом, две разумных природы, – природа духовных ангелов и людей, причастных плоти, – не сохранили повиновения Создателю и Господу природы, но старейший из всех духовных ангелов, первозданный первым отпал от Бога. Те из духовных ангелов, кои остались выше сего падения, суть свет и исполнены света и всегда блистают светлейшим светом, ликуют в первом свете и, как начальники света, посылают светоносную благодать тем, которые освещаются низшим светом. А непрестанно воюющий сатана, оставив повиновение Богу, ушедши от света, был осужден на вечный мрак и соделался сосудом мрака, изобретателем и служителем его, сначала для себя, потом для союзных ангелов преступления, а затем (о несчастие!) и для нас, которые, не доверяясь Богу, поверили ему (диаволу). Но все ангелы позора суть самый мрак, суть начало и полнота неверия, горький корень и источник всякого греха, служат виновниками греха для нас и потому недостойны никакого прощения. А нам подается от Бога по милосердию наказание; хотя мы осуждены на смерть, но не должны подчиняться ей (разве только после того, как не будет дано времени для покаяния). Этим мудро указывается, что наше спасение не безнадежно и что у нас нет никакой причины для отчаяния, ибо вся наша жизнь есть время покаяния, так как Бог не хощет смерти грешника. но еже обратитися. и живу быти ему (Иез.18:23). В самом деле, почему не тотчас за падением последовала смерть (человека)? Или каким образом мы, грешники, заслужили бы жизнь, если бы не было надежды на обращение (покаяние)? Напротив, сын Адама, Авель, тотчас получил свидетельство от Бога, что он явился приятным и угодным Ему (Быт.4:4); чрез непродолжительное время после падения Енох начал с верою призывать (имя) Господа (Быт.4:26), а Енох не только угодил, но даже переселен был Богом (Быт.5:24) и, таким образом, явился очевидным доказательством милосердия Божия к грешникам. Снова возрос грех, и снова произошло отпадение нашего рода от Бога: праведно мы были преданы всеобщему потопу, и снова – не один гнев, не одно осуждение без милосердия. Но, как бы второй корень нашего рода, Бог чудесно сохранил Ноя, нашедши его праведным в роде Своем, как бы отрезая его от мира, погруженного в страсти, но не уничтожая до основания род человеческий. После него стал верным и угодным в очах Божиих (получив от Него Самого свидетельство) Авраам, затем Исаак, Иаков и происшедшие от него патриархи, которым было дано обетование, что со святых небес придет Сам великий Пастырь, дабы возвратить жизнь погибшему стаду. Ныне же явился Христос, Само вечное Слово Божие, Которое создало нас, дабы обновить и восстановить пораженных. Воистинну, Он мудро и милостиво совершил наше обновление в образе человека, укрепив нас соединением с нами для обращения к Нему, открыв нам даже путь на небо чрез обращение к Нему, чрез Свое учение, данное нам. Но так как противное излечивается противным, так как мы умерли по злому намерению лукавого, то мы снова ожили по доброму намерению Благого; и так как замысливший о смерти открыл удовольствия, похоти, которыми род наш ниспровергается в бездну, то Замысливший об истинной жизни открыл нам узкий и тесный путь, ведущий к жизни.

Читать еще:  К чему снится тропинка в гору. Тропинка во сне: значение символа

Внидите узкими враты, говорит Господь, яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу. узкая врата, и тесный путь вводяй в живот (Мф.7:13, 14). В другом месте, отвращая от сего пути погибельного, Он говорит: горе вам богатым. Горе вам насыщеннии ныне. Горе егда добре рекут вам вси человецы. (Лк.6:24-26); еще: не скрывайте себе сокровищ на земли (Мф.6:19). Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими (Лк.21:34). Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищете? (Ин.5:44). Этими словами Господь отвращает от пути, который ведет к смерти; а путь жизни в ином месте Он указывает, говоря так: блажени нищии духом. блажени милостивии. блажени изгнани правды ради (Мф.5:3, 7, 10). Продаждь имение твое и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси (Мф.19:21). И всяк, иже оставит дом, или братию. или чада, или села, или что-либо другое земное, имене Моего ради и Евангелия, сторицею приимет и живот вечный наследит (Мф.19:29). Господь провозглашает даже гнев напрасный равным человекоубийству и, осуждая на то же самое наказание того, кто во гневе с жестокостию нападает на ближнего, Он сказал, что таковой достоин геенны огненной (Мф.5:22). Кротость же Господь не только назвал блаженною (Мф.5:5), но и одарил величайшими наградами. Невоздержание Он так осуждал, что одно воззрение на женщину с вожделением назвал прелюбодеянием (Мф.5:28). А называя возлюбившего чистоту (сердца) блаженным, Он прибавляет, что такой узрит Бога (Мф.5:8). Он настолько был далек от того, чтобы порицать клятвопреступление, что даже говорит: всё сверх «да, да» и «нет, нет» – от лукавого: буди же слово ваше: ей, ей:, ни, ни: лишше же сею от неприязни есть (Мф.5:37). Но для чего это удвоение? – для того, чтобы согласие того, о чем мы говорим, или «да» или «нет», утверждалось на деле, ибо в таком случае, действительно, «да» – будет «да» (утверждение утверждением) и «нет» – «нет»; иначе же «да» будет «нет» и «нет» будет «да», это очевидно, будет от лукаваго, ибо он когда говорит. ложь, то говорит свое и во истине не стоит (Ин.8:44). Так, все наши слова и действия, всю нашу жизнь Господь облек в истину, в справедливость, кротость, целомудрие. Что же по отношению к тем, которые, разгневавшись против нас, притесняют нас, или словами или делами, и нападают на нас, как в отношении к ним мы должны вести себя? Побеждай, говорит Он, благим злое (Рим.12:21); не воздавай злом за зло (1 Пет.3:9) или за бесчестие бесчестием; но любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгоняющия вы (Мф.5:44). Какая же цель этой угнетенной жизни? Яко да будете, говорит Он, сынове Отца вашего, Иже есть на небесех (Мф.5:45), – наследницы. Богу, снаследницы же Христу (Рим.8:17), живя и царствуя с Богом в вечные веки. Видите ли, какая тесная и тернистая стезя – зачем она требуется от нас?! Видите ли, к какой славе и радости, к какому приобретению она ведет тех, кои стремятся ходить по ней?! Если кто обещает тебе временную жизнь с тем, чтобы ты повиновался ему, ужели ты не окажешь повиновения (за исключением, конечно, того случая, когда он потребует чего-либо свыше сил)? Если, сверх того, он пообещает тебе уврачевание, славу, удовольствия в дополнение к временной жизни, то чего ты не снесешь за это? А если он присоединит царство и царство без войны, без обид, с жизнью продолжительною, безболезненною, то ужели ты не обратишь внимания на это и не почтешь легким то время, которое приведет тебя к этому царству, питаясь надеждой и радуясь обещанному царству, как бы настоящему (если мы думаем, что то царство – истинное)? Что же, мы желаем временной жизни, а вечную ставим ни во что? Царства (правда, великого, но) имеющего конец, славы и радости (правда, великой, однако) преходящей, богатств, соединенных с сею жизнью, мы сильно желаем и трудимся ради них, а благ, гораздо превосходнейших, нетленных, бесконечных мы не ищем и даже не употребляем малого усилия, дабы достигнуть их. Напрасно мы предполагали бы царство без войны, которое находится на земле, или жизнь без труда, которой не обрящешь нигде, кроме неба. Но если кто желает этого (царства) – пусть устремляется на небо и, будет ли легок или тернист путь, ведущий к нему, пусть пролагает по нему стезю, радуясь надеждой, перенося труд.

Читать еще:  Обронил кошелек. Потерять кошелек по соннику

Вы знаете, ради чего люди обыкновенно отдают самих себя на труды и на смерть. Не за малую ли награду воины представляют себя опасностям и даже поражению? Не для малейшего ли увеличения богатств купец пренебрегает бурями, ветрами и жестокими людьми, которые делают и море и землю опасными? Не из-за малого ли куска хлеба часто многие из сильных бывают слугами господ? Ужели же мы не будем служить человеколюбивому Богу? Ужели мы не удалимся от обилия богатств, чтобы достигнуть небесных богатств? Ужели мы не перенесем поношения и позора со стороны людей, чтобы достигнуть божественной славы, меняя смертное на бессмертное? Ужели мы не будем алкать и жаждать немного, чтобы есть хлеб жизни, сходящий с неба, и пить воды истинно живые, которые кто бы ни нашел достойным есть и пить, тот уже не будет алкать и не возжаждет во веки? Ужели мы не очистим душевные очи, воздерживаясь от всякой душевной и телесной нечистоты, чтобы узреть свет более, светлый, чем солнце, или лучше, чтобы быть чадами высшего света? Да не будет, молю вас, братие, чтобы мы предпочитали свету мрак, божественной и вечной радости – удовольствие смерти и служение геенне, богатящей любви – роскошь тления, вещество огня, которым во веки будут жегомы те, которые домогались зла, как показал нам Господь в притче о богаче и Лазаре (Лк.16:19-31). Но будем жить, как жил Он Сам, как Сам научил нас, уподобившись нам и понесши крест, – будем следовать Ему, распиная плоть со страстьми и похотьми, чтобы спрославиться с Ним и по воскресении быть взятыми к Нему, как Он ныне был взят к Отцу. Став посреди учеников Своих, Он (Спаситель) дал им заповедь о проповеди и обетования Духа, присовокупляя, что Он пребудет с ними до скончания века (Мф.28:20); сказав это и подняв руки Свои, Он благословил их и на виду их поднялся, указывая, что кто будет повиноваться Ему, тот по воскресении вознесется к Богу Отцу. Итак, Господь ушел от них, апостолов, телом, ибо по Божеству Он присущ был им, и, как сказал им, возвеличенный сел одесную Отца с нашим образом. Посему, как Он воскрес и вознесся, так и мы воскреснем все: вознесения же не все достигнем, но только те, у которых еже жити, Христос, и еже умрети (ради Него) приобретение (Флп.1:21). Те, которые прежде смерти распяли грех чрез раскаяние и Евангельское обращение, – те одни только после воскресения восхищены будут на облаках в сретение Господне на воздусе. Апостолы после того, как Господь вознесся, созерцали Его очами душевными и вместе поклонились. И мы, восходя на высшую ступень нашей души, очистим себя от порочных и земных помышлений. Ибо так мы получим и пришествие Утешителя и поклонимся в духе и истине Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитвы

Тропарь Вознесению Господню, глас 4

Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ра́дость сотвори́вый ученико́м,/ обетова́нием Свята́го Ду́ха,/ извеще́нным им бы́вшим благослове́нием,// я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.

Источники:

http://www.kp.ru/putevoditel/kalendar-prazdnikov/voznesenie-gospodne/
http://rg.ru/2019/06/05/voznesenie-gospodne-chto-daet-etot-prazdnik-kazhdomu-iz-nas.html
http://azbyka.ru/days/prazdnik-voznesenie-gospodne

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector