Праздничная проповедь в день Рождества Пресвятой Богородицы (2016 г.). Проповедь в день празднования рождества пресвятой богородицы

О. Владимир Головин. Проповеди

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. С праздником! Сегодня мы с вами переживаем Рождество Пресвятой Богородицы. Скажем языком обычным, человечьим: «День рождения Божией Матери». У нас, у православных, есть праздники наиболее известные и наиболее почитаемые. Не все с ходу могут даже назвать число этого праздника. Из тех, кто православные, увы, далеко не все в этот день в церкви. И это объяснимо: есть более значимые праздники такие, как Пасха, Рождество, Крещение. Но ещё раз скажем: «Сегодня день рождения Божией Матери».

В семье православных народов есть народ, про который, мы все знаем, что он близок нам. Это единоверная Грузия (грузины). Мне рассказывали о традиции, которая есть у этого народа. В день Рождества Пресвятой Богородицы они идут в церковь несколько по-особому. Мы знаем церковное Предание, что, по жребию, удел апостольства Богоматери – Иверия (Грузия). Но, промыслом Божьим, от Её лица там совершил служение другой человек – равноапостольная Нина. Но, грузины очень дорожат тем, что Грузия – это удел Богоматери! В этот день многие православные грузины идут в храмы и несут с собой цветы. И говорят, что эти цветы – для Мамы! Это очень сильно. Мне кажется, это очень сильно – «цветы для Мамы»!

Настоящий сын, настоящая дочь не могут не переживать день рождения своей матери по-другому, как только праздник. Поэтому и мы с вами скажем, что у нас сегодня праздник – праздник Той, Которой мы усыновлены у креста нашего Спасителя. Значит, это и наш праздник! И если в правоверной Грузии знают из церковного Предания, знают из опыта духовной жизни, насколько близка, сильна, любвеобильна молитва Богоматери об Иверском земном уделе, то ведь и наш народ знает, насколько близка Божия Матерь нашему народу, с какой любовью Она благословляет нашу Русь. Поэтому мы сегодня не можем стать дальше наших братьев из Грузии. И мы говорим: «Сегодня день рождения нашей Матери!». И это не просто слова, не просто чьи-то личные переживания. Тому есть свидетельства.

Мы, православные, знаем, что слово «случайность» в том смысле, как мы его понимаем, не имеет права на существование, потому что для нас оно абсолютно ничего не выражает. Тот, который сказал в Евангелии, что и волос с головы нашей не падает, если нет на то воли Небесного Отца (Лк.21:18), говорит нам тем самым, что случайного не бывает. Всё имеет причину, смысл и цель. Случайностей нет в жизни отдельного человека. Тем более, в жизни целого народа!

Вот мы сегодня календарём церковным, изначальным, юлианским знаем, какое сегодня число – 8 сентября. Но, к сожалению, католический календарь, после Указа Ленина, стал государственным для россиян, и этот день соответствует 21 сентября. Но истинным календарём сегодня – 8 сентября. Чем известно это число для России? Мы знаем, в этот день, этим числом на Куликовом поле, почти 7 веков тому назад, за молитвы Богоматери, наши предки не просто одержали победу военную, историческую, политическую… Перелом многого произошёл в истории нашей Родины! Но для нас с вами сегодня не это важно, хотя всё это правда. А то важно, что, когда наши предки в этот день оказались на поле битвы, поле подвига, поле смерти, они, будучи православными, понимали, что это за день! Понимали, Кто с ними! Нам, православным, не трудно представить, с какой надеждой на Божию Матерь именно в этот день, с какой молитвой, обращённой к Ней, шли они на ратный подвиг. И за это их упование на Неё, именно за это Господь даровал им победу. Благодаря вере своей, они смогли одержать победу. А то, что это чудо было от Богоматери, видно и в предыдущей истории, и в последующей.

Нам же, стоящим здесь, на берегах средней Волги, на месте, где Богоматерь понудила Андрея Боголюбского глубоко пережить явление Покрова Своего, с которогоначалось почитание Божией Матери на Руси, это особо близко и дорого. Поэтому, в день сегодняшний, взирая на прошлое не только личное, но и всего нашего народа, мы с вами можем сказать: нам понятна радость православной Грузии в сегодняшний день. Понятна потому, что это и наша радость. Она близка и нам. Мы тоже сегодня торжествуем День рождения нашей Небесной Матери, под молитвами Которой, повторюсь, не только жизнь каждого из нас совершается, а ведома историческая жизнь целых народов, уповающих на Неё. Что добавить к этому? Разве только одно: «Есть на этой земле счастливые люди! Это мы! Православные! Наследники Святой Руси, усыновленные Матерью Бога». С праздником всех!

Читать еще:  Значение имени динара и ее судьба. Что значит имя Динара? Влияние имени на профессиональную деятельность

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Святейший Патриарх Кирилл посетил Рождественскую елку в Храме Христа Спасителя в Москве

Святейший Патриарх Кирилл: Участие в Литургии изменяет человеческую душу

Архив

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Рождества Пресвятой Богородицы во Владивостоке

21 сентября 2012 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии на Центральной площади г. Владивостока.

После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словами проповеди.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня великий двунадесятый праздник, один из 12-ти самых значительных праздников, отмечаемых в Православной Церкви, — Рождество Пресвятой Богородицы. Мы вспоминаем событие более чем 2000-летней давности, когда в семье благочестивых родителей Иоакима и Анны, живших в Иудее, родился младенец, получивший имя Мария. И мы знаем, что именно этому младенцу суждено было стать посредницей между Богом и людьми в осуществлении тайны воплощения Сына Божиего — рождения Господа нашего Иисуса Христа. Именно от Девы Марии Господь получил человеческую природу, человеческий разум, человеческую волю, человеческие чувства и был подобен нам во всем, кроме греха.

Мы вспоминаем Пречистую Деву именно потому, что Она более всех, как никто другой, как ни один святой, как ни один ангел или архангел, послужила нашему спасению. Знаем, что и ныне Царица Небесная пребывает в Божием Царствии вместе с Сыном Своим и Господом нашим. К Ней мы возносим свои молитвы, и Она, послужив спасению всего человеческого рода, особым образом воспринимает нашу молитву и, предстоя Сыну Своему и Богу нашему, просит за нас. Именно поэтому мы именуем Ее Матерью Церкви, Матерью всех верующих. Мать слышит просьбы своих детей как ни одно другое существо в мире; так и Царица Небесная слышит наши молитвы.

Всякий раз, когда мы совершаем память Пресвятой Богородицы, за Божественной литургией читается Евангелие от Луки, где повествуется о том, как Господь посетил дом Марфы и Марии (Лк. 10:38-42). Верующие люди знают почти наизусть этот отрывок, потому что его очень часто читают в Церкви. Там рассказывается о том, как Господь, придя в дом Марфы и Марии, двух сестер, начал говорить, и говорил Он, конечно, то, что было крайне необходимо для жизни людей, ведь каждое Его слово несло в себе огромную преображающую человека духовную силу. Мария, младшая сестра, села у Его ног и внимала слову Спасителя, а Марфа, которая готовила обед и суетилась по хозяйству, вознегодовала на нее и сказала Господу: «Скажи ей, чтобы она мне помогла». На это Господь ответил словами, которые имеют огромное значение для понимания того, что есть главная ценность в человеческой жизни. Он сказал: «Марфа, Марфа, ты суетишься и печешься о многом, но только одно необходимо. Мария же благую часть избрала, и это не отнимется от нее».

Была ли плохой Марфа? Нет, она была очень хорошей. Она была замечательной хозяйкой, любвеобильной, гостеприимной женщиной, и свою любовь к Спасителю выражала так, как мы часто выражаем любовь, чувство дружбы или уважение к другим людям: мы приготовляем праздничную трапезу, мы убираем свое жилище, мы суетимся и печемся о многом. И потому Господь не осудил Марфу. Он не сказал: «Почему ты не сидишь рядом с Марией и не слушаешь Меня? Не нужно Мне никакого обеда, не нужно Мне никакого гостеприимства». Не сказал так Господь. Но Он сказал, что есть единое на потребу человека — то, что превышает любую другую потребность. Это то, что Он говорил Марии, и потому в сравнении с Марфой Мария избрала благую часть. Она отдала себя полностью, все свое внимание и силы, слушанию того, что говорил ей Господь Иисус Христос.

Читать еще:  Как вымаливать нерожденных детей. Сила и текст молитвы об убиенных в утробе матери младенцах

Господь не противопоставил Марию Марфе и — еще раз нужно сказать — не осудил Марфу. Но Он сказал о том, что является самым главным для людей. То же самое можно отнести ко всей нашей жизни, ко всему роду человеческому. Мы, конечно, суетимся, мы печемся о многом — практически вся наша жизнь занята этой суетой и этой заботой о хлебе насущном, об устройстве материальной жизни. Мы стремимся сделать как можно больше, чтобы жизнь стала лучше; мы строим дороги, мосты, ремонтируем здания. Мы что, плохо поступаем? Нет, мы не поступаем плохо — мы поступаем правильно, так же, как правильно поступала Марфа, которая готовила обед и оказывала гостеприимство Спасителю. В каком же смысле вся наша работа, вся наша жизнь обращается не к тем целям, которые Бог нам определил? Это происходит тогда, когда мы заботимся только о внешнем устроении жизни. Когда мы делаем только то, что делала Марфа, и не делаем того, что делала Мария, когда мы не только половину или четверть, но и сотую часть своего времени не посвящаем Богу, проникновению в Его мысли, в Его слова, выстраиванию своей внутренней духовной жизни в соответствии с Божественными приоритетами, — вот тогда мы делаем страшную, непоправимую ошибку, и вся наша внешняя работа по устройству жизни становится просто суетой, потому что нет устремленности к вечным, неизменным и самым великим ценностям, без которых человеческая жизнь не состоится.

Старшее и среднее поколение, да и некоторые молодые люди, хотя, может быть, плохо, помнят время, когда в стране нашей запрещалось молиться, запрещалось читать или слушать слово Божие. Тогда мало кто думал о том, что есть единое на потребу, тогда все было обращено на устроение внешних условий жизни. Мы хотели построить мощное государство и справедливое общество. На это были брошены все силы людей; тысячи и тысячи погибли, осуществляя эту мечту. Однако в полной мере эту мечту мы так и не осуществили, мы не достигли тех целей, которые ставили, и многие поколения, отдав все свои силы, не увидели даже незначительной доли того, что они хотели бы увидеть.

Вот этот опыт построения богатого и справедливого общества при забвении единого на потребу учит нас, современных людей, тому, как мы должны жить и работать. Мы действительно должны хорошо трудиться, чтобы жить лучше; мы должны быть более дисциплинированными, более целеустремленными, более трудолюбивыми. Мы должны избавляться от наших пороков, которые мешают нам работать так, как работают некоторые из наших соседей, — это особенно чувствуется здесь, на востоке России. Нам предстоит многое сделать, в том числе по обустройству Приморского края. Но если, созидая внешнее благополучие, мы забудем о самом главном — забудем о вере, о Боге, забудем о великих нравственных ценностях, которые поддерживают человека и определяют его человеческую сущность, — тогда мы не достигнем поставленных целей. Даже создав благополучные внешние условия, мы не будем иметь полноты жизни, потому что полнота жизни — в Боге.

«Мария благую часть избрала, и это не отнимется от нее». Эти слова должны глубоко войти в наше сознание, и если мы будем сочетать духовное и материальное, веру и труд, мы действительно станем великим народом, сильным государством, справедливым обществом. Об этом мы молимся, об этом мы думаем, к этому устремляемся. И я радуюсь тому, что сегодня на этой площади во Владивостоке вы собрались в таком множестве, и мы все вместе возносим молитву Господу. Давайте помолимся об Отечестве нашем, о том, чтобы благополучной была наша жизнь, чтобы в мире протекало наше бытие. Помолимся также и о том, чтобы вера православная, которая всегда была стержнем народной жизни, не была омрачена никакими ложными идеалами, никакими идолами, которые нередко создает безбожное сознание. И если будем иметь в сердце крепкую веру, если будем выстраивать свою жизнь в соответствии с Божиим законом, то наш труд по внешнему обустройству жизни будет благословлен Богом, и мы достигнем целей, которые мы перед собой ставим. И да поможет нам всем Господь идти именно таким путем, и тогда имя Божие будет прославляться в наших словах, мыслях, делах, но, самое главное, — в преображенных душах наших, обретших силу от соприкосновения с Божественной мудростью и Божественной благодатью. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Читать еще:  Чему снится вода во. Сонник: к чему снится вода

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ.
Неделя 30 по Пятидестнице, по Рождестве Христовом

Крестильный малый храм

Великое освящение храма

  1. Главная
  2. Проповеди священников Сергия Ганьковского и Глеба Козлова
  3. Праздничные проповеди
  4. РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
  5. Проповедь “РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ “

Проповедь “РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ “

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Филиппийцам, гл. 2, ст. 5-11

От Луки, гл. 10, ст. 38-42, гл. 11, ст. 27-28

Проповеди священника Сергия Ганьковского

РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня – праздник Рождества Божией Матери, день, когда Церковь с тихой радостью празднует рождение Той, Которую мы называем удивительными, трогательными именами. Вы только послушайте: “Всех скорбящих Радосте”, “Взыскание погибших”, “Неувядаемый Цвет”, “Живоносный Источник”, “Нечаянная радость”, “Умягчение злых сердец”! Сколько доброты, сколько тепла, сколько нежности в каждом из этих имён! Названия икон Богородицы словно ласковые, тайные слова, которые влюблённые говорят только друг другу, которые никто посторонний слышать не должен, до того они сокровенны, до того интимны.

Маленький сын говорит своей матери: “мамуленька”, “мамочка”, “маменька”, и никогда не скажет: “мать”, потому что его отношения с мамой – это отношения глубочайшего доверия и любви.

Так и названия чудотворных икон Богородицы являют наше к Ней отношение. Кто бы мы ни были, мы, если мы христиане, думаем о Божией Матери с чувством доброты и надежды. Нам естественно произнести слова: “страх Божий”. Неважно, что одни понимают их как угрозу, а другие – как священный трепет искренне любящего перед предметом своей любви. “Страх Божий” – это понятно, это приемлемо, это, наконец, благочестиво. Но вот попробуйте сказать: “Страх Богородицын”. И сразу чувствуется – нет, неправда, быть не может! Любовь Божией Матери, заступничество Богородицы, защита и милосердие Пресвятой Девы Марии не могут внушать никакого страха. Страх и Мать – две вещи несовместные!

Вот каково милосердие Божие к нам грешным! Бог, жалея и любя падшего человека, Бог, по слову Пророка, не желающий смерти грешника, дал нам в утешение и защиту Свою Пречистую Матерь, чтобы никто и никогда, какие бы страшные грехи не одолевали нас, не мог подумать, что ему, окаянному, прощения и помощи нет и ждать неоткуда. В любой скорби, в любом обстоянии христианин припадает к Ней, “теплой заступнице мира холодного”.

Тяжко и горько бывает нести скорби и болезни ближних своих, тяжко и горько терпеть обиды от того, кого любишь, кто тебе близок, но почему-то именно на самых близких, на самых родных людей обрушивается самый яростный наш гнев, самая едкая и злая раздражительность.

Матерь Божия всем нам, христианам, мать и защитница. Тяжко Ей, бедной, терпеть наши грехи, тяжко и больно Ей видеть, как вновь и вновь нашими преступлениями и страстями влечётся на Крест изъязвленное тело Её возлюбленного Сына. По-человечески рассуждая, мы и права-то не имеем просить Её о защите и помощи. Это наш человеческий род убил Её Сына, это мы, предатели, каждый день отрекаемся от Него и предаём Его ради минутных удовольствий. И это у нас, убийц собственных детей, поворачивается язык просить Её: “Помоги!”

И Она – помогает. И в этом наша великая радость и великая наша надежда. Никогда бы неблагодарный род человеческий не произнёс бы такие дивные, такие нежные, такие ласковые слова о Пресвятой Деве Богородице, если бы воистину ни совершались ежедневно и ежечасно над нами Её милости, Её благодеяния. Если бы больные не исцелялись, если бы плачущие не утешались, если бы одинокие и брошенные не обретали покой, разве вырывались бы из сотен сердец слова благодарности и умиления, разве сложились бы они в дивные стихи акафистов и канонов, разве звучали бы небесные мелодии Богородичных гимнов?

Прощение – вещь удивительная. В прощении праведник не нуждается. За что его прощать? Он и так праведник. В прощении нуждается грешник, преступник. И заступление, и защита необходимы слабому, не способному своими силами устоять в борьбе. Веруем, Пресвятая Дево, и исповедуем, что мы слабы и немощны и “не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице! Ты нам помози!”

Матерь Божия всё нам простила, Матерь Божия для каждого из нас нашла утешительное молитвенное слово, Матерь Божия каждого из нас пожалела. Давайте теперь мы пожалеем Её и сегодня, в день преславного Рождества Богородицы, воздержимся от столь свойственной нам злобы, уклонимся от присущего нам осуждения, забудем о терзающих нас обидах. И так же как Она простила нам, простим сегодня всем врагам нашим. Аминь.

Источники:

http://vladimir-golovin-propovedi.ru/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D1%8B_2016
http://www.patriarchia.ru/db/text/2483299.html
http://www.hram.info/propovedi/prazdnichnye_propovedi/rozhdestvo_presvyatoy_bogoroditsy/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: