Православный праздник 4 ноября. Преподобный Феодор и Павел

4 ноября 2020 года Церковный праздник Православный

Сегодня православные, церковные праздники, святые угодники божии: Празднование Казанской иконе Божией Матери. Святой равноапостольный Аверкий. Семь Ефесских отроков. Мученик Александр. Преподобный Феодор и Павел.

Сегодня 4 ноября (22 октября по старому стилю) праздники православные, церковные, праздник святых угодников божиих:

* Равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского (ок. 167). * Семи отроков Ефеских: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина (Ексакустодиана) и Иоанна (ок. 250). *** Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков, 1612).
Мучеников Александра епископа, Ираклия воина, Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии (II-III); Захарии; Анфусы и родителей ее. Преподобных Лота Египетского (V); Руфа; Феодора (1409) и Павла (после 1409) Ростовских. Священномучеников Серафима (Самойловича), архиепископа Угличского, и с ним Германа (Полянского) архимандрита, Владимира (Соболева), Александра (Лебедева), Василия (Богоявленского) и Александра пресвитеров и преподобномученика Мины (Шелаева) архимандрита, Московских (1937). Священномучеников Николая, Николая (Ушакова) пресвитеров и преподобномученика Григория (Воробьева) иеромонаха, Ярославских (1937). Иконы Божией Матери Андроникской (1281-1332).

Праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы

Православными христианами отмечается “Празднование Казанской иконе Божией Матери”. Праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября (22 октября) установлен в благодарность за избавление Москвы и всей России от поляков в 1612 г.

Согласно церковному календарю, празднование в честь Казанской иконы совершается также 21 июля – в память чудесного обретения иконы в Казани в 1579 году.

В 1579 году большая часть Казани, незадолго до того взятой войсками Ивана Грозного, была уничтожена пожаром. Среди погорельцев был стрелец Даниил Онучин. Его дочери было во сне явление Богородицы, которая повелела девочке достать на пепелище икону Божией Матери, зарытую при мусульманском господстве тайными приверженцами православия.

Икону действительно нашли, причем, по церковным летописям, явление ее сопровождалось “многими чудотворениями” (явление иконы Русская Православная Церковь празднует 21 июля). Спасенная икона, считается, наделена особой силой. Например, одна из ее копий XIX века, которая находится сейчас в приходе «Всех скорбящих радость», исцеляет от глазных болезней.

Именно Казанская икона всегда помогала русским в борьбе с иноземными захватчиками. Чудотворный образ той иконы находился в ополчении Минина и Пожарского в ходе освобождения Москвы от поляков. Кутузов молился Казанской иконе перед Бородинским сражением. С молебна именно перед этой иконой началась Сталинградская битва.

Свидетелем обретения образа и совершавшихся от него чудес был казанский священник, будущий Патриарх Московский и всея Руси священномученик Ермоген. В 1612 году, когда польские интервенты обманным путем овладели Москвой, Патриарх Ермоген активно призывал народ встать на защиту родины. Тогда в ополчение, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский, из Казани прислали чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Ополченцы наложили на себя трехдневный пост и обратились к Господу и Богородице с молитвой о помощи. Молитва была услышана – 4 ноября 1612 года русские войска освободили Москву от польских интервентов. Эта победа положила конец периоду Смутного времени в истории Российского государства – интервенциям, духовно-нравственному кризису, череде национальных предательств и гражданских конфликтов. В память об окончании Смутного времени на Красной площади в 1612 году был основан Казанский собор.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение столетий до 1917 года.

В 30-е годы XX века он был разрушен, а ныне восстановлен. Почти 300 лет до революции этот праздник отмечался на Руси как общенародный.

Праздник православных Святых угодников божих

Святой равноапостольный Аверкий

Святой равноапостольный Аверкий жил во II в. и был третьим епископом Иераполя Фригийского. Город Иераполь был наполнен язычниками, и св. Аверкий обратил всех их ко Христу. После языческого праздника святитель, помолившись Богу, отправился в храм Аполлона и сокрушил находившихся здесь идолов. Это привело иерапольцев в страшную ярость, и они послали взять Аверкия на суд. Но он сам явился к народу и, став на возвышенном месте, начал проповедовать о едином истинном Боге. Толпа готова была броситься на Аверкия, но вдруг из среды ее подняли страшный крик трое бесноватых юношей. «Аверкий, – кричали они, — заклинаем тебя единым истинным Богом, Которого ты проповедуешь, не мучь нас!» Толпа притихла, а св. Аверкий начал молиться и, помолившись, сказал: «Во имя Иисуса Христа, повелеваю бесам выйти из юношей». Бесы со страшным криком вышли, и юноши выздоровели. Тогда многие из иерапольцев просили Аверкия чудесах св. Аверкия разнесся и по окрестным странам; много больных приходило к нему, а он, исцеляя больных, проповедовал веру во Христа и крестил уверовавших. Из Иераполя св. Аверкий отправился с проповедью в другие страны, был в Риме. Здесь он исцелил больную дочь императора Марка Аврелия и крестил многих. Остаток дней своих провел он в Иераполе, предрек свою смерть и скончался в 72 года. В XV в. мощи его видели в Константинополе.

Читать еще:  Совместимость быка с быком по гороскопу. Восточный гороскоп: мужчины родившиеся в год Быка

Семь отроков Ефесских: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин), Антонин.

Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили III веке. Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей — сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства и все состояли на военной службе.

Когда император Декий (249-251) прибыл в Ефес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смертная казнь. По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь ефесских отроков.

Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки воинского отличия — военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе. Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них — святой Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся, и их ищут, чтобы представить на суд. Святой Максимилиан воодушевил друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд.

Узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями, чтобы отроки умерли в ней от голода и жажды. Двое из сановников, присутствовавших при замуровании входа в пещеру, были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они вложили среди камней запечатанный ковчежец, в котором находились две оловянные дощечки. На них были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.

Но Господь навел на отроков чудесный сон, продолжавшийся почти два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Одни из них говорили: “Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?” Другие утверждали: “Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха”. Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.

Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти 200 лет. Тела их и одежды были совершенно нетленны. Готовясь принять мучения, отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест.

Услышав свободно произносимое имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришел в свои город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился Eфecский епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере. У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена святых отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия.

Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. Тогда святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле. В XII веке русский паломник игумен Даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков. Страдающие бессонницей обращаются ко святым семи отрокам с молитвой о ниспослании крепкого здорового сна.

Мученик Александр

Мученик Александр епископ пострадал в III в. во время гонения от Декия. Видя, что многие принимают христианскую веру, Декий задумал истребить всех христиан, чтобы сохранить древнюю языческую веру. Между тем епископ Александр в это время небоязненно продолжал крестить многих из язычников. Начальник области, где жил Александр, приказал схватить его, требовал отречения от Христа и за сопротивление велел мучить. Святитель с удивительным терпением переносил ужасные мучения. Тогда один из воинов, Ираклий, видя терпение святого, открыто заявил, что и он уверовал во Христа, за Которого страдает святитель и Который дает ему силу переносить такие страшные мучения. За Ираклием объявили себя христианками четыре женщины: Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия. Всех их обезглавили. После же них был обезглавлен и епископ Александр.

Читать еще:  Значение имени кондрат для мальчика. Что означает имя кондрат - значение имени, толкование, происхождение, совместимость, характеристика, перевод

Преподобный Феодор и Павел

Преподобный Феодор и Павел подвизались в Ростове в конце XTV – начале XV вв. Они основали ростовский Борисо-Глебский монастырь, на реке Устье. Сначала здесь поселился только Феодор. Через три года пришел к нему для подвигов и Павел. В 1363 г., когда св. Сергий Радонежский прибыл в Ростов для примирения князей, пустынники Феодор и Павел испросили у него благословение на основание обители на месте своих подвигов. Св. Сергий сам отправился туда, благословил строить храм в честь святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба и предсказал помощь от сих святых князей и известность обители. Предсказание св. Сергия сбылось. Святые князья явились Феодору и Павлу во сне, когда они отдыхали от трудов при построении, и обещали всегдашнюю свою помощь обители. Обитель приобрела известность: в праздник святых князей собирались в нее богомольцы; приезжали купцы для торговли и делали жертвы в обитель. Св. Феодор скончался в 1409 г. После него оставался настоятелем св. Павел, но вскоре скончался и он.

Преподобный Павел Ростовский , Борисоглебский, игумен

Дни памяти

5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых

19 июля – Собор Радонежских святых

Житие

Жития преподобных Феодора и Павла Ростовских

Пре­по­доб­ные Фе­о­дор и Па­вел Ро­стов­ские ос­но­ва­ли в ХIV ве­ке на ре­ке Устье, неда­ле­ко от Ро­сто­ва, оби­тель во имя свя­тых му­че­ни­ков Бо­ри­са и Гле­ба († 1015; об­щая па­мять 2 мая). Пер­вым на ме­сто бу­ду­ще­го мо­на­сты­ря при­шел из Нов­го­род­ской об­ла­сти инок Фе­о­дор. Через три го­да в его пу­стынь при­шел для по­дви­гов инок Па­вел. В 1363 го­ду на свою ро­ди­ну, в Ро­стов, при­шел пре­по­доб­ный Сер­гий Ра­до­неж­ский (па­мять 25 сен­тяб­ря и 5 июля). Узнав об этом, Фе­о­дор и Па­вел от­пра­ви­лись ту­да и об­ра­ти­лись за ду­хов­ны­ми со­ве­та­ми к ве­ли­ко­му по­движ­ни­ку. Пре­по­доб­ный Сер­гий по­се­тил их пу­стынь и, ука­зав ме­сто, бла­го­сло­вил воз­двиг­нуть на нем храм во имя стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба. Уже во вре­мя стро­и­тель­ства пер­во­го хра­ма к по­движ­ни­кам на­ча­ли со­би­рать­ся ино­ки. Пре­по­доб­ный игу­мен Фе­о­дор с ра­до­стью при­ни­мал всех при­хо­дя­щих. Ско­ро был по­стро­ен вто­рой храм, в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Устро­ив Бо­ри­со­глеб­скую оби­тель, пре­по­доб­ный Фе­о­дор по­ру­чил управ­ле­ние ею пре­по­доб­но­му Пав­лу, а сам уда­лил­ся с несколь­ки­ми уче­ни­ка­ми в Во­ло­год­ские ле­са, где ос­но­вал на Бе­лом озе­ре, при впа­де­нии в него ре­ки Ко­в­жи, оби­тель и под­ви­зал­ся в ней несколь­ко лет. По­стро­ив храм во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая и устро­ив мо­на­стырь, пре­по­доб­ный Фе­о­дор по­ста­вил в нем игу­ме­на, а сам, по­лу­чив от­кро­ве­ние о ско­рой кон­чине, воз­вра­тил­ся в Бо­ри­со­глеб­скую оби­тель, где пре­ста­вил­ся 22 ок­тяб­ря 1409 го­да. Пре­по­доб­ный Па­вел неко­то­рое вре­мя управ­лял дву­мя мо­на­сты­ря­ми и скон­чал­ся в той же оби­те­ли.

Молитвы

Тропарь преподобным Феодору и Павлу Ростовским, глас 8

Звезда́м заря́ послуша́ния жизнь лу́чших показа́,/ я́ко два свети́ла сия́юще нам,/ Фео́дор и Па́вел Богому́дрии, Росто́вская похвало́,// житие́м чи́стым Бо́гу присвои́шася.

Молитва преподобным Феодору и Павлу Ростовским

О, преподо́бнии отцы́, па́стырие и учи́телие на́ши, блаже́ннии а́вво Фео́доре и а́вво Па́вле! В ле́та дре́вняя путе́м за́поведей Госпо́дних ше́ствовати изво́ливше, притекли́ есте́ в ме́сто пусты́нное, иде́же благослове́нием и моли́твами началовождя́ своего́, преподо́бнаго и Богоно́снаго Се́ргия, чудотво́рца Ра́донежскаго, пресла́вную оби́тель святы́х страстоте́рпцев Бори́са и Гле́ба возгради́ли есте́, во устрое́ние благоче́стия и́ноческаго жи́тельства, и проти́ву неви́димых враго́в спасе́ния на́шего та́мо подвиза́стеся, и та́ко уго́дницы бы́сте Бо́гови, ве́рою, наде́ждою и любо́вью благоле́пно украша́ющеся, посто́м же и бде́нием и моли́твами Бо́гу благоугожда́юще, и во вся́ком благоче́стии ко вре́менному житию́ и ве́чному спасе́нию о́брази нам я́вльшеся. И ны́не у́бо, преподо́бнии отцы́ на́ши, не забу́дите посеща́ти ча́да своя́, во е́же отрази́ти от нас наве́ты вра́жия: наста́вите же и утверди́те нас в по́двизех до́брых, к жи́зни ве́чней ду́ши на́ша руково́дствующе. Моли́теся ми́лости Пода́телю и Го́споду вся́ческих, да спасе́т нас, и́миже весть судьба́ми, и насле́дники сотвори́т с ва́ми ве́чнаго наслажде́ния, да непреста́нно сла́вим Всесвято́е и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха в безконе́чные ве́ки веко́в. Ами́нь.

Преподобный Феодор Студит. Православный календарь на 24 ноября

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

24 ноября (11 ноября по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Неделя 23-я по Пятидесятнице (двадцать третий воскресный день после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 9 известных нам поимённо святых. Далее коротко расскажем о них.

Преподобный Феодор Студит. В центре Москвы, у Никитских ворот, близ знаменитого храма «Большое Вознесение», где в 1831 году венчались Александр Сергеевич и Наталья Николаевна Пушкины, есть небольшая церковь, погружающая нас в эпоху Московской Руси. Храм преподобного Феодора Студита, некогда бывший собором Феодоровского монастыря, закрытого в годы западнических реформ Петра I. Одна из немногих русских церквей, посвящённая этому великому святому времён борьбы с ересью иконоборчества.

Читать еще:  Святая равноапостольная нина в чем помогает. Память святой равноапостольной нины, просветительницы грузии

Преподобный Феодор родился в 758 году от Рождества Христова в Константинополе и получил широкое и разностороннее образование. Глубоко изучив Священное Писание, он успешно противостоял еретикам-иконоборцам в диспутах о православной вере. Приняв иночество, подвизался в обители Сакудион (близ горы Олимп), в которой позже стал настоятелем. В 796 году за ревность о хранении церковных правил и обличение беззакония императора-еретика Константина VI после жестоких мучений был сослан в заточение в город Солунь.

Святому Феодору и его ученикам и в ссылке удавалось убеждать еретиков в правоте отцов VII Вселенского собора, в 787 году утвердивших догмат об иконопочитании одной из основ Православия. В царствование императрицы Ирины преподобный был возвращён из ссылки и получил в управление пребывавший в запустении константинопольский Студийский монастырь. И уже вскоре в обители собралось до одной тысячи иноков.

Для управления монастырем преподобный Феодор составил общежительный устав монашеской жизни, получивший название Студийского. В XI веке именно этот устав был принят преподобным Феодосием в Киево-Печерском монастыре и отсюда распространился по всем русским обителям.

Скончался преподобный в 826 году в очередной ссылке, куда был направлен по навету еретиков. Однако уже два года спустя Феодора Студита прославили в лике святых, а в 845-м его честные мощи торжественно перенесли в Студийский монастырь, где от них сразу начали совершаться многочисленные чудеса и исцеления.

Блаженный Максим, Христа ради юродивый, Московский чудотворец. Русский святой первой половины XV века, прославившийся подвигом мнимого безумия, юродства Христа ради. Блаженный Максим жил в тяжёлые для русского народа времена: татарские набеги, засухи, эпидемии. «Не плачь битый, плачь небитый; оттерпимся, и мы люди будем. за терпение даст Бог спасение», — утешал обездоленных святой.

Но не только слова утешения говорил блаженный Максим, его гневных обличений страшились сильные мира сего. В любое время года блаженный Максим ходил практически нагой. С молитвой перенося и зной, и холод, говоря: «Хоть люта зима, но сладок рай». Личным примером подтверждая слова Христа: «Царство Небесное нудится», то есть добывается трудом, потом, а порой и кровью.

Скончался блаженный Максим в 1434 году от Рождества Христова. У могилы этого угодника Божия сразу стали происходить чудесные исцеления. Столетием позднее, в 1547 году, в окружной грамоте митрополита Московского Макария было принято решение о его прославлении как святого и предписано: «Пети и праздновати на Москве новому чудотворцу Максиму, Христа ради юродивому». Именно тогда и произошло обретение честных мощей этого святого.

Великомученик Мина Котуанский (Фригийский). Этот святой страдалец начала IV столетия был родом из египтян, поступивших на римскую воинскую службу в Малую Азию. Когда соправители-императоры Диоклитиан (Диоклетиан) и Максимиан, царствовавшие в Римской империи в 284–305 годах, начали жесточайшее в истории антихристианское гонение, святой Мина отказался служить гонителям, оставил службу и удалился в горы, где начал совершать духовные подвиги в посте и непрестанных молитвах. Однажды во время языческого праздника святой Мина пришёл в Котуан, где раньше проходил воинское служение и смело обличил идолопоклонников, исповедав веру во Христа. За это страдалец принял жесточайшие пытки, но отказался предать христианскую веру, после чего был обезглавлен. Это произошло в 304 году от Рождества Христова.

Великомученик Мина Котуанский. Фото: www.pravoslavie.ru

Мученики Виктор и Стефанида Дамасские. Сирийские святые страдальцы II столетия, принявшие мученические венцы за верность Христу и Его Церкви в годы антихристианских гонений императора-язычника Марка Аврелия Философа, царствовавшего в Римской империи в 161–180 годах от Рождества Христова. Святой Виктор был римским воином, отказавшимся принести жертву идолам и преданным за это жесточайшим мучениям. В ходе пыток страдалец совершил несколько чудес, в том числе исцелил внезапно ослепших воинов. Видевшая эти чудеса супруга одного из мучителей Стефанида также исповедала веру во Христа и была казнена вместе с мучеником Виктором.

Мученик Викентий Августопольский (Сарагосский), Валенсийский, диакон. Святой страдалец начала IV века, ученик блаженного Валерия, епископа города Августополя (ныне Сарагоса, Испания). Святитель благословил молодого диакона Викентия, прославившегося своим ораторским мастерством, на проповедь Слова Божия. Императору-язычнику Диоклитиану (Диоклетиану) донесли на мудрого святителя и его ученика, после чего и старца, и его ученика схватили, подвергли пыткам, после чего диакона Викентия предали сожжению. Это произошло в 304 году от Рождества Христова.

Мученик Викентий Августопольский. Фото: www.pravoslavie.ru

Священномученик Евгений (Васильев), пресвитер. Священнослужитель Русской Церкви, пострадавший за верность Христу в период советских богоборческих гонений во время так называемого «Большого террора» в кровавом 1937 году. Прославлен в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам-Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Источники:

http://calendareveryday.ru/index.php?id=pravoslavn/11/4
http://azbyka.ru/days/sv-pavel-rostovskij
http://tsargrad.tv/articles/prepodobnyj-feodor-studit-pravoslavnyj-kalendar-na-24-nojabrja_170564

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: