Православный канал аскетика для мирян сергей масленников. И поэтому Христос молился с креста: «Отче, отпусти им

Содержание

Православная аскетика, изложенная для мирян. О борьбе со страстями

Любовь к словопрениям, спорам может также стать источником гнева, привести к конфликтам, ссорам.

Опасность велика, потому что спор – это чаще всего не выяснение истины, а некая словесная дуэль, поединок, который происходит из желания потешить самолюбие, самоутвердиться. В споре почти всегда присутствует обида проигравшего. В пылу спора очень легко перейти грань и впасть в раздражение и гнев. Когда кончаются аргументы, часто в ход идёт крик и даже взаимные оскорбления. Поэтому споров нужно всячески избегать.

О раздражительности, вспыльчивости поговорим немного позже, а сейчас я хотел бы немного остановиться на злопамятстве, обидчивости. Вообще говоря, злопомнение (так называется этот грех по-славянски) ужасное чувство. Оно как кислота разъедает душу обидчивого и разрушает её изнутри. Гнев, обидчивость – оружие обоюдоострое и направлено оно, в первую очередь, не на наших обидчиков, а на нас же самих. Обидеться – глагол с возвратной частицей. «СЯ» – по-славянски себя, то есть мы обижаем не кого-то, а самих себя. Ненавидящие и обидящие знать не знают, может быть, что мы на них гневаемся, не подозревают, как мы страдаем и переживаем. Они спят себе спокойно, и не о чём не думают, а обиженные вынашивают планы мести, не спят ночей, впадают в уныние, тоску, теряют аппетит и покой, думая только о своей обиде. Человек обидчивый ужасно наказывает сам себя, доводит до полного изнеможения. Состояние гнева – это очень тяжёлый стресс. Поэтому умение прощать врагов и обидчиков приносит огромную пользу не только духовному, но и психическому и физическому здоровью.

Как научиться прощать? Первое: понять, что нужно это, в первую очередь, нам же самим. Мы сами очень выиграем, если научимся не обижаться на людей. Второе: нужно понять, что человек, который нас обидел, не ведал, что творил. Ведь даже самый закоренелый злодей имеет свою оправдательную версию. Когда распинали Господа нашего Иисуса Христа, иудеи действительно думали, что делают богоугодное дело, они не увидели в Нём Сына Божия, другое дело, что душа их и разум были ослеплены грехом и страстью гнева и зависти, но они не понимали, что совершают. И поэтому Христос молился с креста: «Отче, отпусти им: не ведают бо, что творят» (Лк. 24, 34). И этого также «не ведают» все преступники и обидчики. Ибо, если бы они знали, что совершают грех, преступление, за который они обязательно ответят перед Богом, они не стали бы этого делать. Они либо вообще не понимают, что такое грех, либо не осознают всей меры ответственности за него. Поэтому это люди, достойные жалости, люди несчастные, заблудшие и духовно больные, а на больных обижаться нельзя.

Православная аскетика, изложенная для мирян

Книга отца Павла Гумерова призвана помочь православному христианину в его борьбе со страстями и греховными привычками. Опираясь на Священное Писание, труды святых отцов и свой собственный священнический опыт, автор раскрывает психологические особенности поведения и мышления человека, которому Бог судил жить и спасаться в XXI веке.

Приводим отрывок из книги.

НУЖНА ЛИ СОВРЕМЕННОМУ МИРЯНИНУ АСКЕТИКА?

В старину на Руси любимым чтением всегда были «Добротолюбие», «Лествица» св. Иоанна Лествичника и другие душеполезные творения. Современные православные христиане, к сожалению, редко берут в руки эти великие книги. А жаль! Ведь в них содержатся ответы на вопросы, которые очень часто задают на исповеди: «Батюшка, как не раздражаться?»; «Как бороться с унынием и леностью?»; «Как жить в мире с близкими?»; «Почему мы постоянно возвращаемся к одним и тем же грехам?». На эти вопросы отвечает наука, которая в богословии называется аскетика. Говорит она о том, что такое страсти и грехи, как с ними бороться; как обрести мир душевный; как стяжать любовь к Богу и ближним.

Слово «аскетика» сразу вызывает ассоциации с древними подвижниками, египетскими пустынниками, монастырями. Аскетические опыты, борьбу со страстями многие считают делом сугубо монашеским.

Читать еще:  Чтобы мужчина был щедр на дары. Как научить мужчину быть щедрым? Как сделать так, чтобы он с удовольствием тратил на вас? Заговоры и привороты с травами и предметами

«Ну, а мы люди немощные, в миру живём, мы уж так как-нибудь». Это, конечно, глубокое заблуждение. К ежедневной борьбе, войне со страстями и греховными привычками призван каждый православный христианин без исключения. Об этом говорит нам апостол Павел: Те, которые Христовы, (т. е. все христиане. — Свящ. П.) распяли плоть со страстями и похотями (Гал 5, 24).

Как солдаты принимают присягу и дают клятву защищать Отечество и сокрушать его врагов, так и христианин, как воин Христов в Таинстве крещения присягает на верность Христу и «отрекается от дьявола и всех дел его», то есть от греха. А значит, предстоит бой с лютыми врагами нашего спасения: падшими ангелами, страстями и грехами. Бой не на жизнь, а на смерть, бой трудный и ежедневный, если не ежечасный — «покой нам только снится». И поэтому изложение православной аскетики более всего уместно на основании учения о восьми человеческих страстях и противоборстве с ними [1] .

Слова аскетика, аскетизм произошли от греческого глагола аскео, что в переводе означает: искусно и старательно перерабатывать, обрабатывать грубые материалы и в этом упражняться. В древней языческой Греции аскетами называли атлетов, так как они проводили время в постоянных тренировках и упражнениях и при этом вели строгий, воздержанный образ жизни.

Позже именование аскет закрепилось за людьми, подвизающимися в воздержании и стяжании добродетелей. Таким образом, труд христианина по спасению своей души можно сравнить с работой спортсмена, укрепляющего свое тело и волю в постоянных занятиях, или воина, упражняющегося в боевом искусстве, чтобы быть всегда готовым к военным действиям.

Свой скромный труд я составил на основании Священного Писания, святоотеческой аскетической письменности и собственного небольшого священнического опыта. Учение Церкви о страстях и борьбе с ними переложено в книге на современную почву, для православных христиан, которым Бог судил жить и спасаться в веке ХХI. Также я взял на себя смелость использовать некоторые знания из багажа практической, прикладной психологии, переосмыслив их согласно с учением святых отцов о борьбе со страстями, ибо и святитель Феофан Затворник приводил в своих сочинениях психологические аналогии и даже призывал составить учебник, в котором можно было совместить христианство и психологию. Психология изучает механизмы человеческого поведения и мышления.

Практическая психология помогает человеку справиться со своими дурными наклонностями, победить депрессию, на учиться ладить с самим собой и людьми, и психологические знания могут быть весьма полезными в духовном делании.

Беда в том, что психология не является единой научной дисциплиной, такой как физика, математика, химия или биология. Существует множество школ, направлений, которые называют себя психологией.

К психологии относятся и психоанализ Фрейда и Юнга и новомодные течения типа нейролингвистического программирования (НЛП). Некоторые направления в психологии совершенно неприемлемы для православных христиан. Поэтому приходится собирать какие-то знания по крупицам, отделяя зёрна от плевел.

Перед тем как начать изучение основных страстей и методов борьбы с ними, давайте зададим себе вопрос: для чего мы боремся с нашими грехами и страстями? Недавно услышал, как один известный православный богослов, профессор Московской духовной академии (не буду называть его имени, так как очень уважаю его, он был моим преподавателем, но тут я в корне не согласен с ним) сказал: «Богослужение, молитва, пост — всё это, так сказать, строительные леса, подпорки для возведения здания спасения, но не цель спасения, не смысл христианской жизни. А цель — избавление от страстей».

Не могу с этим согласиться, так как избавление от страстей тоже не самоцель, а о настоящей цели говорит преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен — и вокруг тебя спасутся тысячи». Цель жизни христианина — стяжание любви к Богу и ближним. Сам Господь говорит только о двух заповедях, на которых зиждется весь Закон и пророки. Это возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф 22, 37–39). И далее: на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22, 40). Это самые главные заповеди, исполнение которых — смысл и цель христианской жизни. А избавление от страстей лишь средство, как молитва, богослужение и пост. Если бы это было целью, то недалеко ушли бы мы от буддистов, которые тоже ищут бесстрастия, нирваны.

Читать еще:  К чему снится густое молоко. К чему снится молоко — толкование сна по сонникам

Но человеку невозможно исполнить две главные христианские заповеди, пока над ним господствуют страсти. Подверженный страстям, грехам, он любит себя и свою страсть. Разве может тщеславный, гордый любить Бога и ближних? А находящийся в унынии, гневе, служащий сребролюбию? Вопрос риторический.

Служение страстям и греху не позволяет христианину исполнить ключевую заповедь Нового Завета — заповедь о любви.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Нужна ли современному мирянину аскетика?
  • Глава I. СТРАСТИ И СТРАДАНИЯ
  • Глава II. ПОКАЯНИЕ — ОСНОВА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
  • Глава III. БОРЬБА С ПОМЫСЛАМИ
    • Щит веры
  • Глава IV. О ВРЕДЕ НЕКОТОРЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
  • Глава V. ЧРЕВООБЪЯДЕНИЕ. «ИХ БОГ — ЧРЕВО»
    • «Молитвой и постом»
    • Духовно-телесная зависимость
    • Нет греха в куренье табака?
  • Глава VI. ЛЮБОДЕЯНИЕ. «ДЕМОН НЕЧИСТОТЫ»
    • Храни сердце твое
    • Горе миру от соблазнов
    • Бог в помощь!
  • Глава VII. СРЕБРОЛЮБИЕ. «КУЛЬТ ЗОЛОТОГО ТЕЛЬЦА»
    • Почему тяжело спастись богатому?
    • Не очерстветь сердцем
    • Сребролюбие и другие грехи
    • Виды сребролюбия
    • Противоборство с любостяжанием
  • Глава VIII. ГНЕВ. «УБИЙЦА ЛЮБВИ»
    • Причины гнева
    • Виды гнева
    • Гнев и молитва — вещи несовместимые
  • Глава IX. ПЕЧАЛЬ. «ЧЕРВЬ В СЕРДЦЕ»
    • Виды печали
    • Возложи надежду на Бога
    • Вкус жизни
    • Смысл страданий
    • Трудотерапия
    • Грехи умножают печаль
  • Глава X. УНЫНИЕ. «БЕС ПОЛУДЕННЫЙ»
    • Охлаждение
  • Глава XI. ТЩЕСЛАВИЕ. «ДОМАШНИЙ ВОР»
    • Тщеславие прикровенное и явное
    • Борьба со страстью
  • Глава XII. ГОРДОСТЬ. «ГРЕХ ЛЮЦЕФЕРА»
    • Суд и осуждение
    • Гордость и раскол
    • Прельщение
    • Брань с гордостью
  • «Царство Небесное силою берется». Вместо заключения
  • ПРИМЕЧАНИЯ

Книгу можно приобрести:

· в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15
тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40)

· в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17,
тел.: +7 (495) 150-19-09)

· в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.

Аскетика для мирян

Рекомендуемая очередность просмотра

Аскетика — путь ко спасению

Некоторые из нас могут спросить: а нужна ли современным христианам, особенно мирянам, аскетика? На этот вопрос автор приводит множество доказательств, что аскетика не только нужна, но она является деятельным выражением покаяния. Покаяние, как изменение жизни, должно реализоваться в аскетике.

Время убеждать, чтобы пришли…

По слову преподобного Симеона Нового Богослова Господь не будет на Суде Своём искать в нас добрых дел, на которые все мы в последнее время нацелены. Но Господь Иисус Христос будет искать в нас подобия Себе, потому что: кому человек подобен при жизни, с тем окажется и в вечности.

Страх Божий как начало духовный перемен

«Чувство священного страха, чувство глубочайшего благоговения к Богу указывается нам, с одной стороны, необъятным величием Существа Божия, с другой — нашею крайнею ограниченностью, нашею немощью, нашим состоянием греховности, падения»

Аскетика — основа жизни христианина

«Нет аскетизма монашеского или мирского, аскетизм один. Но есть разные его формы и степени: одни у монаха-отшельника, другие у инока, живущего в монастыре, третьи у мирянина. Что соединяет эти формы? Единая цель, то есть стремление к спасению»

О страстях чревоугодия и блуда и борьбе с ними

Две первые в списке всех страстей — это чревоугодие и блуд. Поскольку обе они непосредственно связаны с нашим телом, то борьба с ними, с одной стороны, является более понятной и простой (для трудолюбивых и думающих о вечности), а с другой стороны, более затяжной и мучительной (для ленивых и самолюбивых).

О страсти уныния

Скажем несколько слов о страсти уныние. Очень многие люди не понимают что же это за страсть, путают её с тем понятием об унынии, которое есть у людей неверующих. Приуныл – нужно себя чем-нибудь развлечь и всё будет в порядке. А если говорить об унынии, как о болезни души, то это беспечность и бездействие в деле спасения, то есть ничегонеделание для спасения.

О страсти гордости и прелести

Бог есть совершенное добро и нет в Нём никакого зла. Тогда откуда же взялась в мире гордость? Кто породил её? Как гордостью были заражены первые люди и как последствия первородного греха передаются абсолютно всем?

Читать еще:  Сон с субботы на воскресенье что означает? К чему с субботы на воскресенье снится парень: толкования сонников.

О действии страстей в пост

Некоторые внимательные христиане говорят, что после окончания поста страсти вдруг снова усиливаются – и не только чревоугодие, с которым более всего сражались в постные дни. Почему же так?

Важно ли знать о страстях?

Важно ли современному христианину знать о страстях? В чём польза от этого знания? Каково его значение? Интерес к теме сразу появится, если принять, что страсти — это смертельные болезни души. Как смертельная болезнь в теле умертвит тело, если её не лечить, так и страсть, оставленная без борьбы, утянет душу в ад.

Возьми крест свой

Чем для нас являются все скорбные жизненные обстоятельства, будь то общественные, производственные, семейные или частные? Все они являются крестом нашим. Крест бывает невыносим и мучителен только тогда, когда мы не осознаём его как средство спасения, назначенное Богом.

Как научиться терпению?

«Главная причина всякого смущения, если мы тщательно исследуем, есть то, что мы не укоряем себя. Отсюда проистекает всякое расстройство; по этой причине мы никогда не находим спокойствия. Итак, не удивительно, что слышим от всех святых: нет иного пути, кроме этого.

Примирение со Христом

Иногда встречается такое: человек прилагает усилия, пытается исполнять христианские дела, думает, что уже продвигается, а в действительности – с места еще не трогался. Как понять это явление? В чем причина?

Генеральная Исповедь

В нынешние непростое время понятие «Генеральная Исповедь» стало крайне актуальным, особенно в части правильной подготовки к ней. Поскольку огромное число людей были крещены без должного Оглашения, они почти ничего не знают о Вере.

«Лествица в Небо». О Евангельских блаженствах

Редко кто из современных христиан устремляет взгляд в Небо. Более беспокоят дела и проблемы земные, потому и хочется, чтобы Бог помогал нам в наших нуждах нынешних, временных, а заботу о своей будущей вечной участи отлагаем на потом. Но ведь нам сказано: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6, 33).

Ответы на вопросы

«Крупицами, — по слову святителя Игнатия, — названо (…) духовное жительство, предоставленное Промыслом Божиим нашему времени. Оно основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями святых отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братии»

Работники 11-го часа

Не нас ли изводит Спаситель из греховного плена и неверия подобно четверодневному и уже смердящему Лазарю; не для того ли попускает Он различные бедствия, скорби и болезни в этой жизни, чтобы не лишились мы вечной блаженной участи? Мы добровольно входим в этот гроб вечной смерти, но выйти сами уже не можем, и требуется глас Господень: «Лазарь, выйди вон!»

Явиться пред судилище Христово…

Апостол Павел предупреждает нас: «… всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, — доброе или худое. Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей…» (2 Кор. 5: 10-11).

Возьмите врата, князи, ваша

«Возьмите врата, князи, ваша» (Пс. 23:7). Под князем святитель Игнатий понимает ум человека, который подобно земному князю, должен управлять всей жизнью человека — таково его предназначение. Но каково состояние нашего ума после долгих лет жизни вне Веры?

О хранении Догматического и Нравственного Предания Церкви

Произвольное понимание Догматов недопустимо, потому что догматические заблуждения при намеренном искажении догматов относятся к ересям, а ереси — это смертный грех, это хула на Духа Святого. Еретик — уже не православный и спасение для такого невозможно.

О причине отступления человеков от Бога

Так называется статья свт. Игнатия (Брянчанинова), в которой святой пророчествует о трагических событиях в России в начале ХХ-го века. Причина массового отпадения христиан от Веры – в отпадении не внешнем, но в отпадении внутреннем, заключавшемся в нарушении заповедей Христовых, в уклонении от покаяния…

Тесные врата или тупик?

Ответ на критику

Современному человеку, прилепленному к земле, свойственна духовная слепота ума. Как, имеющий повреждённое зрение, не может различать предметов, так и слепому духовно невозможно увидеть тесных врат, ведущих в жизнь вечную, о которых говорит Спаситель: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лк. 13:24). Итак, не сумев войти тесными вратами, остаётся для самоуспокоения признать их тупиком и входить широкими на пространный путь. Но куда он ведёт?

Источники:

http://www.lib100.com/christianity/orthodox_asceticism/html/?page=38
http://pravoslavie.ru/32898.html
http://www.xn--80aeopmfjx.xn--80aswg/%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE/%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%8F%D0%BD/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: