Православный календарь на 11 августа. Преподобные Косма и Константин Косинские

КОНСТАНТИН И КОСМА

(XIII в.), преподобные (пам. 29 июля, в Соборе Новгородских святых – в 3-ю Неделю по Пятидесятнице), Косинские, Старорусские, основатели Старорусского Косинского во имя свт. Николая монастыря (близ совр. г. Ст. Русса). В «Описании о российских святых» упоминается, что «преподобный Константин, строиитель монастыря, преставися в лето 6000 месяца июля в 29 день». Память святого под 29 июля и 6 нояб. (память прп. Варлаама Хутынского) была отмечена в Кайдаловских святках ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 229, 346; архиеп. Сергий датировал святцы кон. XVII в., однако, исходя из набора памятей, совр. исследователи относят их к XVIII–XIX вв.). В «Описании о российских святых» по списку Савваитова Константин указан «между святыми града Торжка» ( Голубинский. Канонизация святых. С. 360; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 311). Вероятно, новгородского святого ошибочно записали в этот раздел, возможно, речь идет о 2 разных святых. В «Перечне святых Новгорода» упоминается «преподобный Костянтин, игумен Косинского монастыря за Старою Русою» (РНБ. Мих. 2532. Л. 193 об., XVIII в.— ЭК ИРЛИ. ПД). В некоторых списках «Книги глаголемой. » эта информация приобретает более распространенный характер: «Преподобный Константин, игумен Косинского монастыря за Старою Русою, ученик преподобнаго Варлаама Хутынского» (РНБ. Собр. РАО. № 31. Л. 24–24 об., XVIII в.— ЭК ИРЛИ. ПД). Те же сведения включил в свой «Алфавит русских святых» старообрядческий мон. Иона Керженский: «. еще сего же Варлаама ученик Константин, игумен за Русою» (ЯМЗ. Инв. № 15544. Л. 124, 1807–1811). Запись о К. и К. содержат под 5 нояб. иконописный подлинник XIX в. (РНБ. Тит. № 139. Л. 41–41 об.— ЭК ИРЛИ. ПД) и под 29 июля Четьи-Минеи еп. Ермогена (Добронравина): преподобные Константин и Косьма, ученики Варлаама Хутынского, основали в половине 13 в. Косин, или Косинский, монастырь» (РНБ. Собр. СПб. ДС. № 25/7. Л. 155 об., XIX в.— ЭК ИРЛИ. ПД).

По преданию, святые основали монастырь на возвышенности, где р. Снежа, впадая в Полисть, образует полуостров в виде косы. Архиеп. Филарет предполагал, что обитель возникла ок. 1220 г. (др. датировка — сер. XIII в.— представлена в справочниках: ИРИ. Т. 4; Ратшин. Монастыри. С. 401). Самые ранние документальные источники, подтверждающие существование мон-ря, относятся к кон. XV в. В писцовой книге Шелонской пятины 1497/98 г. упомянуты принадлежавшие Косинскому мон-рю дворы, с к-рых вел. князю платился оброк (Писцовые и переписные книги Ст. Руссы. С. 13, 25). В приходной книге Новгородского архиерейского дома за 1576/77 г. сохранилось свидетельство, что в Косинской обители служил свящ. Иоанн (Там же. С. 325). «Николского Косина монастыря игумен Пимин» упоминается в Дозорной книге Ст. Руссы (Там же. С. 35). Обитель была разорена шведами в Смутное время. В составленной в 1615 г. росписи церквам и мон-рям Ст. Руссы, пострадавшим во время швед. оккупации, указаны «Косин монастырь, камен храм Никола чюдотворець, трапеза Варлам чюдотворець» (Там же. С. 328). Каменная ц. во имя свт.Николая, по результатам совр. археологических исследований, была сооружена в сер. XV в., вероятно на основе здания XIV в.; своды и глава переложены, видимо, в XVII в. В царской грамоте 1692 г., жалованной новгородскому воеводе Б. И. Прозоровскому, Косинский мон-рь (он ошибочно назван здесь Рождественским) значится приписанным к Новгородскому архиерейскому дому (АИ. Т. 5. № 214). Ни в одном документе XV–XVII вв. имена К. и К. не встречаются, мон-рь именуется исключительно Николаевским и Косинским. Во вкладной записи (май 1687) на Трефологионе из собрания РНБ обитель именуется «святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чюдотворца, и преподобнаго Варлаама, игумена Футынскаго, Новгородскаго чюдотворца, честныя их и святыя обители Косина монастыря из Старые Русы. » ( Максимова. 2003. С. 596). Согласно описи 1757 г., в мон-ре был 1 монах, к-рый в том же году выбыл, а на его место определен приходский священник. В 1764 г. монастырь был обращен в приход. В 1765 г. в результате сильного пожара сгорела деревянная церковь с трапезной и сильно пострадал Никольский храм. В 1792 г. была построена новая каменная ц. во имя прп. Варлаама Хутынского. В храме находилась икона Божией Матери «Знамение» с изображением всех Новгородских святых, написанная мастером Афанасием Алексеевым в 1716 г.

Читать еще:  К чему снятся закрытые замки. Сонник замок навесной открытый

Упоминание о нахождении в монастыре мощей прп. Константина содержит месяцеслов Новгородских святых 1816 г. (РНБ. Тихан. № 775. Л. 9 об.— 10): «Преподобный Константин игумен, ученик Варлаама Хутынского, мощи под спудом. А от Старой Руссы три поприща в Косинском монастыре, приходскою церковию. ». Прот. Г. Краснянский в Месяцеслове (1876), ссылаясь на известный ему рукописный сборник сказаний о Новгородских святых из б-ки Новгородской ДС, сообщил, что мощи прп. Космы «почивают под спудом в бывшей Косиной, или Косинской, обители под крытою папертью, соединяющею церковь св. Николая с колокольнею», а мощи прп. Константина — под алтарем Никольской ц.; в тех же святцах указана дата преставления этого святого без указания года — 29 июля. В 1873 г. были проведены реставрационные работы в Никольской ц., вместо деревянной гробницы над мощами святых поставили металлическую посеребренную раку. В 1880–1881 гг. построили более просторную ц. во имя Варлаама Хутынского, к-рую освятили 12 сент. 1882 г. Сбором средств на ремонт и реставрацию активно занимался А. А. Усинин (буд. архим. Арсений); все его печатные работы содержат призыв к жертвователям помочь в восстановлении мон-ря. В 1885 г. в обители устроили жен. богадельню с домовой ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (освящена 22 сент. 1886), а в 1896 г. был открыт жен. общежительный мон-рь (ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 3707. Л. 110). Последней настоятельницей мон-ря стала игум. Серафима (Горшкова). В 1913 г. в обители находились 9 монахинь, 19 послушниц, 30 чел. проживали по паспортам, 10 размещались в богадельне. 23 марта 1919 г. в ответ на декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» прихожане Никольской ц. постановили на собрании: «Косинские храмы, как принадлежащие нам с давних пор и нами построенные и созданные на наши средства, мы передавать никому не желаем. » (ГАНО. Ф. 735. Оп. 2. Д. 47. Л. 58–58 об.). В 1920 г. мон-рь закрыли, храмы остались в ведении местной общины. Богослужения в косинских церквах были запрещены в 1938 г., церковные здания использовались под школу и музей. Во время Великой Отечественной войны они были повреждены обстрелом. В 1946 г. жители дер. Косино Старорусского р-на Новгородской обл. просили открыть один из храмов для богослужения и возобновить жен. мон-рь, однако ходатайство было отклонено решением исполкома Новгородского обл. совета со ссылкой на то, что «помещение частично занято учительским скотом» (Там же. Ф. 4110. Оп. 2. Д. 2. Л. 14–16). В 90-х гг. XX в. отреставрирован Никольский собор. В 2006 г. обитель возобновлена как женский мон-рь, настоятельница — Надежда (Чанова).

Канонизация К. и К. подтверждена включением их имен в Собор Новгородских святых, учрежденный ок. 1831 г. (празднование Собору возобновлено в 1981).

Иконография

Уникальные изображения преподобных сохранились в правой части композиции на иконе «Собор всех святых Новгородских угодников» кон. XIX — нач. XX в. из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде и, по-видимому, на идентичной ей по рисунку хромолитографии Е. И. Фесенко в Одессе (1902). У прп. Константина русая борода средней величины, голова покрыта схимническим куколем, в правой руке свиток, левая раскрыта ладонью; на нимбе надпись: «Св. пр. Константiнъ К.». Прп. Косма представлен подобным образом, правая рука лежит на груди; надпись: «Св. пр. Косма Кос.». Преподобные (с проседью в бороде, в черных клобуках) изображены также на иконе «Собор Новгородских чудотворцев» 60-х гг. XX в. из местного ряда иконостаса нижнего придела ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде.

Очень редко образы К. и К. встречаются в составе Собора русских святых, в частности порознь — в группах подвижников XIII в. в росписи галереи русских святых (выполнена первоначально иеродиаконами Паисием и Анатолием в кон. 60-х — 70-е гг. XIX в., поновление — 70-е гг. XX в., ок. 2010), ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (в результате последнего поновления образ прп. Космы утрачен). Кроме того, оплечные изображения преподобных были включены в группу Новгородских чудотворцев на иконах письма мон. Иулиании (Соколовой) в разработанной по благословению свт. Афанасия (Сахарова) композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие» (1934, 50-е гг. XX в.— ризница ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231–239). Святые написаны вместе в последнем ряду, у обоих голова не покрыта, в волосах и небольшой бороде проседь. Образы повторяются на совр. списках и творческих вариантах этой композиции (ц. свт. Николая в Клённиках и др.).

Читать еще:  Сон покойник ожил. К чему снится оживший покойник - сонник

Имя Константин в православном календаре (Святцах)

Имя Константин переводится с латинского, как «стойкий, постоянный, спокойный».

Среди святых, нареченных этим именем – равноапостольный царь Константин Великий (3 июня по нов.ст).

Император Константин Великий, дата памяти 3 июня

Он был сыном святой равноапостольной Елены и Констанция Хлора, который управлял частью Римской империи на Западе. С юных лет Константина забрали от родителей, и он стал жить при дворе императора Диоклетиана. В 306 году правитель отказался от престола, тогда Константин возвращается в родную Галлию, где был провозглашен императором.

В 312 году он вел борьбу с кесарем Максентием. Накануне решающего сражения Константин увидел на небе крест с надписью: «Сим (этим) побеждай». Ночью императору во сне явился сам Спаситель со знамением креста. И возвестил ему о том, что именно крестным знамением будет побежден враг.

Утром император приказал всем воинам сделать изображения Святого Креста. И победа была одержана. После этого он вошел в Рим и на центральной площади приказал поставить статую с крестом в правой руке, а затем издал манифест, разрешающий людям без страха принимать христианство. Вернул он верующим и здания богослужебных собраний.

Тем временем отношения императора и его соправителя Ликиния перешли в открытую борьбу, которая должна была решить судьбу христианства. В битве при Адрианополе Константин одержал победу, а Ликиний лишился престола и жизни. После этого император Константин стал единственным правителем Римской империи, в которой восторжествовало христианство.

Всю свою жизнь император посвятил служению Богу и Церкви. Все законы, службы, общественный уклад ориентировались на основы христианства. Он прекратил языческие игры, отменил казнь через распятие, освободил духовенство от общих налогов, запретил приносить жертвы идолам, приказал строить христианские храмы.

В Риме император чувствовал большое сопротивление язычников. Он принял решение оставить город и основать на берегах Босфора новую столицу – Константинополь. Одна из великих заслуг императора – организация I Вселенского собора. Это произошло в 325 году в городе Никее.

До последних дней своей жизни святой Константин откладывал принятие Крещения. Когда же он почувствовал приближение смерти – принял с особым благоговением это Таинство. 21 мая 337 года он мирно отошел ко Господу во время молитвы.

Икона Императора Константина Великого

Преподобный Константин Косинский, дата памяти 11 августа

Еще один святой – преподобный Константин Косинский, Старорусский. Он и его сподвижник Косма были учениками преподобного Варлаама Хутынского. В 1220 году они оставили Хутынскую обитель и удалились на полуостров, который располагался рядом с городом Старая Русса, и основали там монастырь в честь святителя Николая Мирликийского. До самой смерти преподобный Константин был настоятелем обители.

После его кончины подвижничество продолжил его преемник – преподобный Косма.

Оба святых погребены под папертью Николаевской церкви.

Икона преподобного Константина Косинского

Православные святые с именем Константин

Далее мы приводим список святых, нареченных православным мужским именем Константин.

Дни памяти указаны по новому стилю, чтобы Вы могли выбрать мальчику святого покровителя по дате, ближайшей к дню рождения.

  • Константин (Аксёнов), иерей, сщмч., 04.02, 22.10
  • Константин (Бажанов), протоиерей, сщмч., 04.02, 23.12
  • Константин (Богословский), протоиерей, сщмч., 04.02, 02.10
  • Константин (Богоявленский), иерей, сщмч., 04.02, 27.07
  • Константин (Голубев), протоиерей, сщмч., 04.02, 02.10, 20.11
  • Константин (Зверев), диакон, сщмч., 04.02, 11.02
  • Константин (Колпецкий), иерей, сщмч., 04.02, 23.09
  • Константин (Лебедев), иерей, сщмч., 04.02, 22.07
  • Константин (Любомудров), иерей, сщмч., 04.02, 19.11
  • Константин (Минятов), мч., 04.02, 29.06
  • Константин (Михайловский), протоиерей, сщмч., 04.02, 02.12
  • Константин (Некрасов), иерей, сщмч., 04.02, 15.12
  • Константин (Немешаев), иерей, сщмч., 04.02, 22.11
  • Константин (Попов), иерей, сщмч., 04.02, 26.08
  • Константин (Пятикрестовский), протоиерей, сщмч., 04.02, 06.03
  • Константин (Разумов), иерей, исповедник, 04.02, 20.06, 13.08
  • Константин (Словцов), иерей, сщмч., 04.02, 02.08
  • Константин (Соколов), иерей, сщмч., 04.02, 25.03
  • Константин (Сухов), иерей, сщмч., 04.02, 22.10
  • Константин (Твердислов), иерей, сщмч., 04.02, 01.10
  • Константин (Успенский), протоиерей, сщмч., 04.02, 25.11
  • Константин (Чекалов), иерей, сщмч., 04.02, 03.11
  • Константин (Черепанов), иерей, сщмч., 04.02, 22.11
  • Константин (Широкинский), иерей, сщмч., 04.02, 04.10
  • Константин (Юрганов), иерей, сщмч., 04.02, 15.11
  • Константин cм.: Ексакустодиан,
  • Константин cм.: Кирилл Философ
  • Константин Амморейский (Фригийский), мч., 19.03
  • Константин Арагветский, князь, мч., 15.10
  • Константин Всеволодович Ярославский, князь, 05.06, 21.06, 16.07
  • Константин Грузинский, князь, мч., 23.11
  • Константин Косинский, Старорусский, прп., 11.08
  • Константин Синадский (Фригийский), прп., 08.01
  • Святитель Константин, митрополит Киевский и всея России, 18.06
  • Святой благоверный князь Константин Ярославский, 18.03, 05.06, 02.10
  • Святой блаженный князь Константин Муромский, 03.06
  • Святой равноапостольный царь Константин, 03.06

Православный календарь на 11 августа

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

Читать еще:  Короткое имя таня. Татьяна, значение имени, характер и судьба для девочек

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

11 августа (29 июля по “старому стилю” – церковному юлианскому календарю). Пятница 10-й седмицы по Пятидесятнице (десятой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). День постный. По всей строгости монашеского церковного Устава, благословляется только пища с растительным маслом. Сегодня Русской Православной Церкви совершается память 16 святых.

Мученик Каллиник Киликийский, Гангрский. Святой страдалец за Христа и Его Церковь III – IV столетий от Рождества Христова. С детства воспитанный в христианской вере, святой Калинник, несмотря на активные антицерковные гонения, решил пойти на проповедь Слова Божия среди язычников.

В Галатийском городе Анкире святой был схвачен и за отказ отречься от Христа, разъяренный правитель этого места приказал подвергнуть Каллиника жесточайшим пыткам. Мученика били воловьими жилами, железными гребнями рвали его тело, затем обули святого Каллиника в сапоги с острыми гвоздями внутри и плетьми погнали в город Гангр на сожжение.

По пути на казнь святой страдалец чудесным образом даровал своим мучителям, изнемогшим от жажды, воду. А в Гангре мученик Каллиник сам взошел на костер, отдав Богу душу. При этом его тело осталось неповрежденным.

Мученица Серафима Римская, дева. Святая, пострадавшая за Христа в Риме, в годы антихристианских гонений императора-язычника Адриана, правившего в 117-138 годах от Рождества Христова. За отказ принести жертву идолам и исповедание Истинного Бога святую деву Серафиму отдали на поругание двум молодым людям, но тут же по молитвам страдалицы случилось землетрясение, и насильники упали парализованые.

Позднее святая сжалилась над ними, и по ее молитвам молодые мужчины исцелились, а когда смогли говорить, то рассказали, что Ангел Господень заслонил от них деву Серафиму. Однако язычники не образумились и предали мученицу Серафиму страшным пыткам, после чего отсекли ей голову.

Мученица Феодотия и трое чад её. Эта святая вдова жила с тремя малолетними детьми во времена правления императора-язычника Диоклетиана (284-305 годы от Рождества Христова). Она была ревностной христианкой и пребывала в духовной дружбе со святой Анастасией Узорешительницей.

Kогда усилились антихристианские гонения, этих святых жен арестовали. Во время допроса старший сын святой Феодотии Евод смело бросил в лицо язычникам, что христиане не боятся мук, боятся же только быть оставленными Богом. На глазах у матери мальчика жестоко пытали, при этом святая Феодотия молилась об укреплении сына в святых страданиях и радовалась его мученической кончине за Христа.

Саму мученицу Феодотию отдали на поругание, но Ангел Господень остановил насилие. После этого судья-язычник приговорил святую и ее детей к сожжению на костре. Это произошло в 304 году от Рождества Христова.

Святитель Луп, епископ Труанский. Святой Западной Церкви, почитаемый и в Православии. Известный аскет и молитвенник, борец с ересью пелагиан, архипастырь города Труа (провинция Шампань). В период нашествия Аттилы, святитель Луп чудесным образом спас свой город от этого разорителя. Владыка мирно почил в 479 году от Рождества Христова.

Мученик Евстафий Мцхетский. Святой Грузинской Православной Церкви, пострадавший за Христа в 589 году от Рождества Христова. Страдалец был родом из персов-огнепоклонников, но принял христианство в землях Грузии и за это был обезглавлен персами.

Преподобномученик Михаил Эдесский. Святой страдалец за Христа и Его Церковь, обезглавленный мусульманами в IХ веке от Рождества Христова.

Преподобный Константин и сподвижник его Косма, Косинские, Старорусские. Ученики и духовные чада двух других великих русских святых XII – XIII столетий от Рождества Христова – преподобного Варлаама Хутынского и его преемника –преподобного Антония Дымского.

Оставив Хутынскую обитель, святые Константин и Косма удалились отшельниками на пустынный полуостров близ города Старая Русса, где позднее основали обитель в честь святителя Николы Чудотворца. Преподобный Константин был игуменом этого монастыря вплоть до своей кончины, произошедшей около 1240 года от Рождества Христова, а святой Косма еще на протяжении ряда лет продолжал подвиг своего наставника.

Преподобномученики Серафим (Богословский), Феогност, Анатолий (Смирнов) и Пахомий (Русин), иеромонахи, священномученик Алексий Красновский, пресвитер. Святые страдальцы, погибшие в разные годы за христианскую веру во времена советских богоборческих гонений. Все эти священнослужители прославлены в числе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем всех православных христиан с памятью этих святых! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами!

Подписывайтесь на канал
“Царьград” в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Источники:

http://www.pravenc.ru/text/2185858.html
http://www.krestilnoe.ru/imena-muzhskie/konstantin/
http://tsargrad.tv/articles/pravoslavnyj-kalendar-na-11-avgusta_79357

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: