Православный храм.

Содержание

Храм и его устройство

Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.

Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.

Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом. Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя, слева — Богородицы. Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Полный иконостас имеет пять рядов. Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. В четвертом ряду — иконы святых пророков, в пятом — святых праотцев, то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.

Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.

Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.

Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.

Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.

Внутри престола находятся мощи святых, ибо в древности, в первые века, христиане совершали Евхаристию на гробницах святых мучеников [2] . На престоле находится антиминс — шелковый плат, на котором изображено положение Спасителя во гроб. Антиминс в переводе с греческого языка означает вместопрестолье, так как в нем также имеется частичка святых мощей и на нем совершают Евхаристию. На антиминсе в некоторых исключительных случаях (например, в военном походе) можно совершать Таинство причащения, когда нет престола. На престоле стоит дарохранительница, обычно сделанная в виде храма. В ней находятся запасные Святые Дары для причащения больных на дому и в больнице. Также на престоле — дароносица, в ней священники носят Святые Дары, когда идут причащать болящих. На престоле располагается Евангелие (его читают за богослужением) и крест. Сразу за престолом стоит семисвечник — большой подсвечник с семью лампадами. Семисвечник был еще в ветхозаветном храме.

За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.

Читать еще:  Предельный храм великомученика димитрия солунского. Храм дмитрия солунского на благуше - островок истинной веры

В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.

В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.

Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.

Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.

7 августа 2017 г.

[1] Несколько практических рекомендаций: устройство храма — его части, предметы, иконостас — лучше всего изучать с детьми наглядно. Почти все церковные школы находятся при храмах, поэтому никто не мешает во время, свободное от службы, благословившись у настоятеля, провести экскурсию по храму и обозреть его от притвора со свечным ящиком до иконостаса. Если воскресная школа или гимназия расположены не очень близко к храму, не беда: детям всегда интереснее прогуляться, чем сидеть за партой. Очень неплохо договориться с алтарником и показать детям священнические облачения и объяснить, как они называются. Можно попросить осмотреть помещение для крещения и крестильную купель. О святых и о церковных праздниках лучше всего беседовать тоже в храме, показывая детям соответствующие иконы. Родители, чьи чада не посещают церковную школу, могут привести их в храм после службы и тихонечко рассказать о нем, об иконах. Чтобы избежать недоразумений, лучше перед этим испросить разрешения у священнослужителей или дежурных по храму.

[2] О христианских мучениках см. на с. 350–359. (2 ф., с. 15-20)

Храм во имя Святой Живоначальной Троицы, г. Озёры

Альманах “Дорога к храму”

Смотреть (нажать на изображение)

Вышла в свет книга “Храмы над Окой”

История Никольского храма села Комарёво

История Никольского храма села Комарёво

Фильм о воскресной школе Троицкого храма

Сергиевский храм села Горы

Успенский храм села Белые Колодези

Военно-патриотическая игра «Тропа разведчика»

Фильм «Летопись Троицкого храма»

Фильм о Вознесенском храме

фильм о Покровском храме (Сосновка)

Смотреть (нажать на изображение)

Сенницы — жемчужина Озерского района

Смотреть (нажать на изображение)

Официальный сайт

Икона дня

Православный календарь

Мобильное приложение «Православная библиотека для всех»

Московские епархиальные ведомости

Православный храм и его устройство

Храм («церковь») есть особый дом, посвященный Богу — «Дом Божий», в котором совершаются богослужения. В храме пребывает особенная благодать, или милость Божия, которая подается нам через совершающих богослужение — священнослужителей (епископов и священников).

При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо). Внутри храм разделяется на три части: 1) притвор, 2) собственно храм, или средняя часть храма, где стоят молящиеся, 3) алтарь, где совершаются священнослужителями богослужения и находится самое главное место во всем храме — святой престол, на котором совершается таинство Святого Причащения.

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат; средние врата называются царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит во Святых Дарах (во Святом Причащении). Потому через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей.

Совершающееся по особому чину (порядку) в храме, во главе со священнослужителем, чтение и пение молитв называется богослужением.

Самое важное богослужение – литургия, или обедня (она совершается до полудня). Во время нее воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство Причащения, которое установил Сам Христос на Тайной Вечери.

Таинство Причащения состоит в том, что в нем благодатью Божией хлеб и вино освящаются — делаются истинным Телом и истинною Кровью Христовой, оставаясь по виду хлебом и вином, и мы под этим видом хлеба и вина принимаем истинное Тело и истинную Кровь Спасителя, чтобы войти в Царство Небесное и иметь вечную жизнь.

Так как храм есть великое святое место, где с особенной милостью, невидимо, присутствует Сам Бог, то поэтому мы должны входить в храм с молитвою, и держать себя в храме тихо и благоговейно. Во время богослужения нельзя разговаривать, а тем боле смеяться. Нельзя поворачиваться спиною к алтарю. Каждый должен стоять на своем месте и не переходить с одного места на другое. Только в случае нездоровья разрешается сесть и отдохнуть. Не следует уходить из храма до окончания богослужения.

Читать еще:  Приснился сон шприцы с набранным лекарством. Шприц с иглой по соннику

Из каких частей состоит храм

Как ветхозаветный храм (вначале — скиния) разделялся на три части: святое святых, святилище и двор, так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор.

Как святое святых тогда означало, так и теперь алтарь означает — Царство Небесное.

В Ветхом Завете во святое святых никто не мог входить. Только первосвященник мог входить, один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот почему, когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.

Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. Во святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе, для исправления.

Православные храмы строятся алтарем на восток — в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа: «Солнце правды», «с высоты Востока», (т. е. «Восток свыше»); «Восток имя Ему».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т. д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами.

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большею частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноевого ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол же заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы — три Лица Св. Троицы; пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к Богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о Богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость, по поводу торжественного праздника и т. п., называется «трезвон«. Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон«. Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

Алтарь и богослужебные принадлежности

Самая главная часть храма есть алтарь. В алтаре совершается священнослужителями Богослужение и находится самое святое место во всем храме — святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно Богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит возвышенный жертвенник.

Читать еще:  Любовный гороскоп на февраль овен женщина. Любовный гороскоп: мужчины и женщины

Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящейся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижнею — белою, из полотна, и верхнею, — из более дорогой материи, большею частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо, присутствует Сам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле находится: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.

Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат (платок), с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитою на другой его стороне частицею мощей какого-либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественной Литургии (Слово «антиминс» греческое, значит «вместопрестолие»).

Как устроен православный храм

Каждый, наверное, хоть раз в своей жизни бывал в православном храме. Православные храмы отличаются друг от друга размерами, архитектурой , материалами постройки, но при этом все они одинаково устроены внутри.

Устройство православного храма

Каждая часть православного храма имеет два назначения: практическое и символическое.

Вход в храм

Первое, с чем мы сталкиваемся – это вход в храм. Как правило, каждый храм имеет три входа, такое устройство сохранилось с прошлых времен, когда входы разделяли на мужские и женские.

Крыльцо храма называют паперть, над дверями всегда висит икона, которая изображает святого или значимое событие, которому посвящена постройка самого храма.

Внутреннее устройство

Внутри православный храм делится на три части – притвор, средняя часть (основное помещение храма) и алтарь. Алтарь всегда обращен на восточную часть, а притвор – на западную.

Назначение притвора в старые времена – это помещение для некрещеных, пришедших на службу. Именно поэтому, в притворе стояла купель для крещения. То есть притвор как бы символизирует преддверие, через которое попадают в храм.

В былые времена помещение храма делилось на три части низкими деревянными решетками, которые отделяли пришедших мужчин и женщин. Считалось, что мужчины и женщины не могут молиться вместе. В наши дни помещение храма не разделено, а главное место в нем отведено иконостасу.

Иконостас

Иконостас – это стена, которая отделяет основное помещение храма от алтаря. Иконостас имеет три двери, две из которых небольшие и одна, центральная, главная, называемая царскими вратами. Считается, что Царь (т.е. Бог) незримо входит в центральную дверь во время службы. Поэтому обычно царские врата закрыты, и проходить через них могут только священнослужители.

Солея, клиросы и амвон

Перед иконостасом располагается солея – часть храма, приподнятая на одну ступень. Солея предназначена для того, чтобы пришедшие верующие могли лучше видеть богослужение. В центре солеи находится амвон, выступающая часть, с которой священник обращается с проповедью, а дьякон читает евангелие.

На солее справа и слева располагаются клиросы, отгороженные места, предназначенные для хора.

Освещение в храме

Кроме того, на солее же можно увидеть различные светильники – подсвечники, паникадила, подвешенные к потолку. Перед иконами вешают маленькие масляные светильники – лампады. Малейшее движение воздуха и пламя свечей в светильниках начинает играть на блестящих деталях иконостаса, что создает необычайную волшебную атмосферу в храме.

Назначение свечей, которые ставятся перед иконами святых – это выражение пламенной любви к Богу и тому святому, к которому верующий обращается с просьбой.

Еще один светильник использует при богослужении священник. Этот светильник, который носят в руках, называется дикирием, он состоит из двух перекрещенных свечей. Если службу проводит патриарх или архиерей, в этом случае используется трикирий, который имеет три свечи.

Кадило и каждение

Каждение – одна из главных составляющих богослужения. Суть каждения в окуривании храма и верующих ароматическими веществами. Окуривание производится кадилом – небольшим сосудов, имеющим щели для воздуха. В кадило кладут тлеющие угольки и ладан – благовонную смолу. Облака фимиама, поднимающегося вверх при каждении, символизируют святой дух.

Алтарь

Алтарь – это главнейшая часть православного храма, входить в которую могут только священнослужители. Важная часть алтаря – это стол, покрытый антиминсом. Антиминс – это платок из шелка с вышитым изображением положения Иисуса Христа в гроб.

На антиминсе, освященным патриархом, записывают дату освящения храма. Только после получения антиминса в храме могут совершаться богослужения. Антиминс накрыт одеждами — тонкой, которая называется срачицей, и верхней — индитией — напоминающей парчовую скатерть, спускающуюся до самого пола.

На престоле располагается крест, евангелие в богатом переплете и дарохранительница – специальный сосуд для хранения освященной просфоры.

Слева от престола устанавливается еще один стол, который называется жертвенником. На нем хранятся священные сосуды – потир и дискос и совершается приготовление святых даров для богослужения.

Источники:

http://pravoslavie.ru/104947.html
http://troizksob.prihod.ru/media/biblioteka/nachinayushhemu-xristianinu/pravoslavnyj-xram-i-ego-ustrojstvo/
http://zen.yandex.ru/media/id/59e5ede9799d9d70f76bec1f/5a7409644826778cf90943fa

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: