Православные церковные праздники января. Богоявление — День трех королей

Какой церковный праздник сегодня, 17 января, отмечают православные христиане

17 января отмечается 4 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.

Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 17 января

Святки

Сплошная седмица. Период от Рождества до Крещения. Празднование имеет древнее происхождение.

Есть в христианской традиции особый праздник – отмечают его в период начиная с Рождественского Сочельника 6 января (канун Рождества Христова 7 января) до наступления дня Крещения Господня включительно 19 января.

На период Святок приходятся три праздника — Сочельник (6 января), Рождество Христово (7 января), Крещение Господне (19 января). Эти две святочные недели относят к периоду веселья и отдыха, формы которых могут быть различными. А поскольку торжества длятся более одних суток, то и употребляют слово «Святки» лишь во множественном числе.

Об истоках традиций

История праздника восходит к глубокой древности. Упоминание о Святках есть в трудах христианского богослова Ефрема Сирина, умершего в далеком 373 году, и в церковном уставе преподобного Саввы Освященного, почившего в 532 году. А в 567 году дни, следующие от Рождества Христова до торжества Богоявления, церковь официально причислила к праздничным.

Святителя Евстафия I, архиепископа Сербского

Церковь чествует архиепископа Сербского Евстафия I. Жил в XIII веке.

Святитель Евстафий, архиепископ Сербский, жил во второй половине XIII века, при короле сербском Стефане Уроше (1262-1320).

Родился в Будимильской области в благочестивой христианской семье, где и получил духовное воспитание. Отличаясь незаурядными способностями, юный Евстафий был отдан родителями на обучение «книжной премудрости». Особенно прилежно он изучал Священное Писание, совершенствуясь в благочестии и добродетели.

Закончив образование, юноша принял пострижение в монастыре Архангела Михаила в Зетской области (Черногория) и проводил суровую иноческую жизнь, так что скоро прославился как великий подвижник. Оттуда он предпринял путешествие в Иерусалим, для поклонения святому Гробу Господню. На обратном пути он посетил Святую Гору Афон и поселился там в сербском Хилендарском монастыре.

Преподобный Евстафий приобрел всеобщую известность и любовь как строгий подвижник и добрый учитель и был возведен в сан игумена монастыря.

Через несколько лет его рукоположили во епископа Зетской епархии. Тогда святитель и вернулся на родину. Богатый духовный опыт и иноческая жизнь снискали ему любовь соотечественников, и святитель Евстафий был избран на престол архиепископов сербских, преемников святого Саввы. Семь лет святитель Евстафий управлял Сербской Церковью и мирно скончался около 1285 года. Тело его было погребено в монастыре Жидоча, позднее оно было перенесено в Пеши (Печ) и положено в кафедральном соборе святых апостолов Петра и Павла.

Собор 70-ти Апостолов

Соборная память 70 апостолов – учеников Иисуса Христа.

Читать еще:  Как относится телец к львице. Совместимость тельца и льва

Собор святых семидесяти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их. Они были избраны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной.

Кроме празднования Собора святых апостолов, Церковь совершает память каждого из них в течение года: [апостола Иакова, брата Господня] (23 октября), [Марка евангелиста] (25 апреля), [Луки, евангелиста] (18 октября), [Клеопы], брата [Иосифа Обручника], [Симеона], сына его (27 апреля), [Варнавы] (11 июня), [Иосии], или Иосифа, называемого Варсавою или Иустом (30 октября), [Фаддея] (21 августа), [Анании] (1 октября), Стефана, архидиакона (27 декабря), [Филиппа] из [7 диаконов] (II октября), [Прохора] из 7 диаконов (28 июля), [Никанора] из 7 диаконов (28 июля и 28 декабря), [Тимона] из 7 диаконов (28 июля и 30 декабря), [Пармена] из 7 диаконов (28 июня), [Тимофея] (22 января), [Тита] (25 августа), [Филимона] (22 ноября и 19 февраля), [Онисима] (15 февраля), [Епафраса] и [Архиппа] (22 ноября и 19 февраля), [Силы], [Силуана], [Крискента], или Криска (30 июля), [Криспа] и [Епенета] (30 июля), [Андроника] (17 мая и 30 июля), [Стахия], [Амплия], [Урвана], [Наркисса], [Апеллия] (31 октября), [Аристовула] (31 октября и 16 марта), [Иродиона], или Родиона (8 апреля и 10 ноября). [Агава], [Руфа], [Асинкрита], [Флегонта] (8 апреля), [Ерма] (5 ноября и 31 мая), [Патрова] (5 ноября), [Ермия] (8 апреля), [Лина], [Гаия], [Филолога] (5 ноября), [Лукия] (10 сентября), [Иасона] (28 апреля), [Сосипатра] (28 апреля и 10 ноября), [Олимпа] или Олимпана (10 ноября), [Тертия] (30 октября и 10 ноября), [Ераста], [Куарта] (10 ноября), [Евода] (7 сентября), [Онисифора] (7 сентября и 8 декабря), [Климента] (25 ноября), [Сосфена] (8 декабря), [Аполлоса] (10 сентября и 8 декабря), [Тихика], [Епафродита] (8 декабря), [Карпа] (26 мая), [Кодрата] (21 сентября), [Марка], он же Иоанн, [Зины] (27 сентября), [Аристарха] (15 апреля и 27 сентября), [Пуда], [Трофима] (15 апреля). [Марка], племянника [Варнавы], [Артема] (30 октября), [Акилы] (14 июля), [Фортуната], [Ахаика] (4 января).

По сошествии Святого Духа апостолы проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали апостолам из 12-ти, как святые евангелисты Марк и Лука, сподвижник святого апостола Павла Тимофей, ученик святого евангелиста Иоанна Богослова святой Прохор и другие. Многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец мученической смерти.

К 70-ти апостолам причислены еще два — святые апостолы Кифа, которому явился Господь по Воскресении, и Симеон, по прозванию Нигер, так как они тоже прославились апостольской проповедью.

Особо Церковь почитает и восхваляет 70 апостолов за то, что они научили почитать Троицу Единосущную и Нераздельную.

В IX веке Православная Церковь приняла от Иосифа Песнописца канон на день Собора 70-ти апостолов Христовых.

Преподобного Феоктиста

Празднование памяти святого Феоктиста – игумена монастыря в городе Кукуме на острове Сицилия. Жил в VIII веке.

Пре­по­доб­ный Фео­к­тист ос­но­вал оби­тель в го­ро­де Ку­ку­ме на ост­ро­ве Си­ци­лия, где стал игу­ме­ном. В его мо­на­сты­ре жи­ли гре­че­ские мо­на­хи, бе­жав­шие от пре­сле­до­ва­ний ико­но­бор­цев. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный в 800 го­ду.

Католические торжества, праздники, памятные дни, посты:

Праздник Крещения Господня, или Богоявления, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником.

Читать еще:  Характеристика мужчин разных знаков зодиака. Лучшие и худшие мужья по знаку зодиака

Посвящен он крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан.

Согласно христианскому вероучению, именно после Крещения Иисус начал просвещать людей, озаряя их светом истины. Кроме того, в Крещении Христовом человечество приобщилось Его Божественной благодати, получив в этом таинстве очищение живой водой, приводящее в жизнь вечную. Поэтому принятие таинства Крещения является обязательным условием принадлежности верующих к Церкви.

В западной церкви праздник получил название Богоявление (греч. Эпифания, Теофания), поскольку во время Крещения Иисуса Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца.

В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине II в. и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым (Армянская Церковь и до сих пор придерживается этой традиции). В IV веке празднование Рождества было перенесено на 25 декабря, а за праздником Богоявления сохранилась прежняя дата – 6 января.

У католиков центральным содержанием праздника Богоявления является церковное сказание о поклонении младенцу Иисусу языческих королей – магов Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех королей в костелах совершаются благодарственные молебны, Христу как царю приносится в жертву золото, как богу – ладан, как человеку – мирра. Праздник Богоявления получил также название Festum magorum (Праздник волхвов), или Festum regum (Праздник царей) и связывается с поклонением младенцу Иисусу трех волхвов (трех царей) – Каспара, Мельхиора и Валтасара.

Празднование Богоявления заключается в посещении торжественной мессы в костеле и семейном ужине после полуночи у камина с “рождественским поленом”. По западной традиции в день Богоявления совершается не только освящение воды, но также ладана и мела, которым верующие пишут у входа в свои дома начальные буквы имен волхвов: “К+М+В”. Верят, что эти буквы отгоняют злые силы и злые помыслы от дома и от благополучия семьи, живущей в нем. Мел же хранится весь год, как и вода у православных. До сих пор сохраняется традиция жечь костры – “эпифанские огни”, освещающие “путь волхвов”.

Религиозные праздники 6 января

Навечерие Рождества Христова — Рождественский Сочельник

Обычай совершать Навечерие в канун праздника Рождества Христова — древний: уже в IV веке было определено, как его праздновать.

По традиции, в Сочельник принято поститься “до первой звезды” — в память о Вифлеемской звезде, возвестившей о рождении Христа. Разговляться принято сочивом или кутьей — зернами размоченной пшеницы с медом и фруктами. В основе этого обычая древняя практика, когда люди, готовившиеся к принятию крещения в Рождество, после крещения вкушали мед — символ сладости духовных даров.

Под вечер на обеденный стол под скатерть клали сено, которое лежало до “Щедрого вечера” — кануна Нового года (а сейчас — “Старого Нового года”), в память о хлеве, в котором родился Христос.

У славян Рождественским Сочельником начинаются Святки — две недели зимних праздников, продолжающихся до Крещения, которое празднуется Русской православной церковью 19 января.

Богоявление — День трех королей

Праздник Крещения Господня (Богоявления), наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. Именно после Крещения Иисус начал просвещать людей, озаряя их светом истины. Кроме того, в Крещении Христовом человечество приобщилось Его Божественной благодати, получив в этом таинстве очищение живой водой, дарующее вечную жизнь. Поэтому принятие таинства Крещения является обязательным условием принадлежности верующих к церкви.

Читать еще:  Протоиерей Михаил Шполянский — Человек Светлой седмицы. Царствие Небесное о

В церковной традиции праздник получил название Богоявления (греч. Эпифания, Теофания), потому что во время Крещения Иисуса Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца.

В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине II века и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым (Армянская церковь до сих пор придерживается этой традиции). Но в IV веке празднование Рождества было перенесено на 25 декабря, а у праздника Богоявления сохранилась прежняя дата — 6 января.

У католиков центральным содержанием праздника Богоявления является церковное сказание о поклонении младенцу Иисусу языческих королей – магов (волхвов) Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. Поэтому праздник Богоявления получил также название Festum magorum (Праздник волхвов) или Festum regum (Праздник царей). В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех королей в костелах совершаются благодарственные молебны: Христу как царю приносится в жертву золото, как Богу — ладан, как человеку — мирро.

Празднование Богоявления включает посещение торжественной мессы в костеле и семейный ужин после полуночи у камина с “рождественским поленом” (традиционным рождественским тортом, напоминающем о средневековом обычае сжигать рождественское полено, которым отмечался приход зимнего солнцестояния).

По западной традиции в день Богоявления совершается освящение не только воды, но также ладана и мела, которым верующие пишут у входа в дома начальные латинские буквы имен волхвов: “С, М, В”, указывают год и рисуют крест — это означает: “Боже, благослови этот дом”. Этот мел хранится весь год, как крещенская вода у православных. И до сих пор сохраняется традиция жечь костры — “эпифанские огни”, освещающие “путь волхвов”.

В этот день в последний раз зажигают елку, так как он завершает цикл рождественских праздников. Зато со дня Богоявления в католических странах наступает время карнавалов, длящееся до Великого поста. Церковь долгое время вела с ними борьбу и пыталась вводить запреты на буйный характер карнавала, но ей пришлось смирится с его существованием, ограничения коснулись лишь временных рамок.

Крещенским вечером мальчики, одетые в белые балахоны с коронами на голове и длинным шестом, увенчанным звездой, ходят с песнями от дома к дому и благословляют их хозяев. Это называется “процессией трех королей”. Лицо одного из них может быть вымазано сажей — он изображает волхва Балтазара, по преданию, бывшего мавром.

По преданию, мощи волхвов были найдены императрицей Еленой и положены были сначала в Константинополе, в IV веке перенесены оттуда святым Евсторгием в Медиолан, а в 1164 году, по желанию Фридриха Барбароссы, в Кельн, где для их размещения была сооружена рака, а для раки — Кельнский собор, самый крупный в Западной Европе.

Источники:

http://pronedra.ru/kakoj-cerkovnyj-prazdnik-segodnya-17-yanvarya-chtyat-pravoslavnye-xristiane-336729-pid-rr.html
http://www.tamby.info/calendar/6-january.htm
http://ria.ru/20180105/1508345375.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: