Православные термины. Словарь церковных и православных терминов

Краткий словарь православных терминов

АГНЕЦ (слав. ягненок) – литургический хлеб, употребляемый в православной церкви для совершения таинства евхаристии. Согласно учению церкви, литургические хлеб и вино преосуществляются в тело и кровь Христа. Преосуществленными хлебом и вином причащаются духовенство и верующие. Агнец приготовляется священником (или архиереем) во время проскомидии. С произнесением особых молитв священник вырезает копием часть просфоры в форме куба. Оставшиеся части просфоры называются антидором. Такой способ приготовления литургического хлеба возник, по-видимому, в IX-Х вв.: с этого времени он начинает упоминаться в богослужебной литературе. Агнцем символически называют Иисуса Христа: подобно ветхозаветным агнцам, принесенным в жертву ради избавления еврейского народа из египетского плена, Он отдал себя в жертву ради избавления человеческого рода от власти греха.

АКАФИСТ (греч. неседальное [пение]) – форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам. Акафист посвящен прославлению Богородицы, Иисуса Христа, какого-либо праздника или святого. Состоит из двадцати пяти строф, каждые две из которых, кроме последней, образуют смысловое звено. Первая строфа звена, называемая кондаком и более краткая, служит вступлением (кроме начального кондака акафиста остальные завершаются возгласом «Аллилуйя»). Вторая строфа звена, называемая икосом и более пространная, содержит двенадцать приветствий, начинающихся со слова «радуйся». Последняя, двадцать пятая строфа акафиста является молитвенным обращением к прославляемому. Первый акафист, называемый Великим акафистом, посвященный Богородице («Взбранной Воеводе. «), был составлен в нач. VII в. в память избавления Константинополя от нашествия персов. В VII-IХ вв. акафист как жанр вытесняется каноном. Множество акафистов было составлено в XVIII-XIX в.в. в России, однако по большей части они являются слабым подражанием Великому акафисту. По уставу в богослужение входит только Великий акафист, который читается на утрене в субботу пятой недели великого поста. Акафисты могут читаться также в составе молебна и некоторых других богослужений.

АКСИОС (греч. достойный) – возглас, произносимый архиереем, совершающим рукоположение новопоставленного дьякона, священника или епископа. Произносится при облачении поставляемого в каждую новую богослужебную одежду и затем троекратно повторяется хором. В древности пением «аксиос» народ выражал согласие с достоинством рукоположенного.

АЛЛИЛУЙЯ (греч. – от евр. «хвалите Бога») – словосочетание, часто встречающееся в еврейских богослужебных текстах (напр., в псалмах). Вошло в христианское богослужение без перевода.

АЛЛИЛУАРИЙ – краткое изменяемое молитвословие из трех стихов. Первый стих – троекратное «аллилуйя»; второй и третий – стихи псалмов. Аллилуарий произносится после чтения Апостола и предваряет чтение Евангелия. Стихи возглашаются чтецом, после каждого стиха хор поет троекратное «аллилуйя». Аллилуарий был введен в пасхальное богослужение Римской церкви в IV в. папою Дамасом; впоследствии распространился на богослужение других дней и вошел в богослужебную практику Востока.

АЛТАРЬ (лат. высокий жертвенник) – восточная, главная часть храма, в которой находится престол. Изначально алтарем назывался собственно престол, впоследствии. когда восточная часть храма стала обособляться и отделяться иконостасом, название алтарь распространилось на всю отделенную иконостасом часть храма. В алтаре находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра. Пространство за престолом называется горним местом. В алтаре обычно находится ризница. По древней традиции в алтаре разрешается присутствовать только мужчинам.

АМВОН (греч. восходить) – часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма напротив царских врат. Служит для произнесения проповедей, ектений, чтения Евангелия и т.п. Архиерейским амвоном называется четырехугольное возвышение в центре храма, на которое во время богослужения ставится архиерейская кафедра.

АМИНЬ (греч. от евр. истина) слово, в еврейском языке означающее подтверждение и согласие. Вошло в христианское богослужение без перевода.

АНАЛАВ (греч. – воспринимать) – принадлежность облачения монаха великой схимы (см. схимонах) – то же, что параман монаха малой схимы.

АНАЛОЙ – высокая подставка с покатым верхом, на которую кладутся богослужебные книги или иконы.

АНТИДОР (греч. вместо дара) – части просфоры, оставшиеся после вырезания агнца. Раздаются после литургии непричащавшимся мирянам, чтобы не оставить их без евхаристического участия в литургии.

АНТИМИНС (греч. – вместо и лат. престол) – плат с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия. Антиминс освящается архиереем по особому чину. Обычно антиминс четырехугольный, из шелковой или льняной материи. На современных антиминсах изображаются положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста и четыре евангелиста. АНТИМИНС находится на престоле: когда не совершается литургия, заворачивается в илитон. Антиминс берет начало от возникшего в раннехристианские времена обычая совершать литургию на гробницах мучеников. Впоследствии, при увеличении количества храмов в престолы стали вкладывать только частицы мощей. На рубеже VIII-IХ вв. частицы мощей стали вшивать в материю и полагать поверх престола.

АНТИПАСХА (греч. напротив Пасхи) – первое воскресение после Пасхи. Иначе называется «Фомина неделя», т.к. в этот день вспоминается явление воскресшего Иисуса Христа апостолам и уверение Фомы (см. Ин. 20; 2429).

АНТИФОН (греч. звучащий в ответ) – песнопение, которое попеременно постишно поется двумя хорами. Антифонное пение, по-видимому, стало употребляться в церкви с II в. Антифоны в настоящее время поются на праздничной вечерне, праздничной или воскресной утрене, на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (а также на изобразительных). На вечерне антифоном служат стихи из 1, 2 и 3 псалмов. На утрене поются так называемые степенные антифоны, темой которым послужили степенные псалмы 119-133. Степенные антифоны были написаны в IX в. в Студийском монастыре в Константинополе. На литургии антифонами являются: в будние дни – стихи 9, 92, 94 псалмов, в воскресные и праздничные дни так называемые изобразительные антифоны 102, 145 псалмы и блаженны, а в праздничные дни, посвященные Иисусу Христу – особые, праздничные антифоны. В настоящее время антифонное пение обычно не соблюдается.

АПОСТОЛ (греч. посланник) – 1. Ученик Иисуса Христа, избранный и посланный Им на проповедь. Иисус Христос дважды избирал апостолов. Первый раз двенадцать: Симона Петра, Андрея, Иоанна и Иакова Зеведеевых, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Симона Кананита-Зилота, Иуду Иаковлева (или Фаддея) и Иуду Искариота (см. Мк. 3; 1319; Лк. 6; 1216). После предательства и гибели Иуды Искариота, по вознесении Иисуса Христа апостолы избрали Матфея, чтобы восполнить свое число до двенадцати (см. Деян. 2; 1526). Второй раз Иисус Христос избрал семьдесят апостолов, в Новом Завете по имени не названных (см. Лк. 10; 116). Список семидесяти апостолов, приводимый в православном месяцеслове, был составлен в V – VI вв. и малодостоверен. К семидесяти апостолам предание относит евангелистов Марка и Луку. Апостолом также называют Павла, который во времена земной жизни Иисуса Христа не принадлежал к числу Его учеников. Так церковь признает исключительные заслуги апостола Павла в распространении христианства в Римской империи. Название апостола иногда применятся и в отношении других святых, распространявших христианство среди язычников, напр.: св. Григорий Просветитель, апостол Армении, св. Стефан, апостол Перми и др. В богослужебной литературе такие святые называются равноапостольными. 2. Богослужебная книга. содержащая часть Нового Завета Деяния и Послания св. апостолов. В книге также приведено годовое богослужебное расписание новозаветных чтений с указанием прокимнов и аллилуориев. Текст Деяний и Посланий св. апостолов разделен на зачала.

Читать еще:  Лев по православному календарю. Именины Льва — даты именин, карьера, характер и судьба

АРТОС (греч, хлеб) – квасной (дрожжевой) хлеб, освящаемый в день Пасхи. Артос раздается мирянам в субботу пасхальной недели. Символически изображает ягненка, который закалывался иудеями в пасхальную ночь.

АРХИДЬЯКОН – старший дьякон в монашествующем духовенстве. Звание архидьякона дается в качестве награждения.

АРХИЕПИСКОП (греч. старший среди епископов) – первоначально архиерей, глава крупной церковной области, объединяющей несколько епархий. ЕПИСКОПЫ, Управляющие епархиями, были подчинены архиепископу. Впоследствии архиепископами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской православной церкви титул «архиепископ» является почетным, предшествует титулу «митрополит».

АРХИЕРЕЙ (греч. старший священник, начальник священников) – священнослужитель, относящийся к третьей, высшей степени священства. Имеет благодать совершать все таинства (в т.ч. рукоположение) и руководить церковной жизнью. Каждый архиерей (кроме викариев) управляет епархией. В древности архиереи делились по объему административной власти на епископов, архиепископов и митрополитов, в настоящее время эти звания сохраняются как почетные титулы. Из числа архиереев поместный собор избирает патриарха (пожизненно), который осуществляет руководство церковной жизнью поместной церкви (некоторые поместные церкви возглавляются митрополитами или архиепископами). Согласно учению церкви, апостольская благодать, принятая от Иисуса Христа, передается через рукоположение архиереям от самых апостольских времен и т.о. в церкви осуществляется благодатная преемственность. Рукоположение в архиереи совершается собором архиереев (должно быть по крайней мере два рукополагающих архиерея – 1 правило св. Апостолов; согласно 60 правилу Карфагенского поместного собора 318 г. – не менее трех). Согласно 12 правилу Шестого Вселенского собора (680-681 гг. Константинополь) архиерей должен быть безбрачен, в настоящей церковной практике принято поставлять в архиереи из монашествующего духовенства. К архиерею принято обращаться: к епископу «Ваше Преосвященство», к архиепископу или митрополиту – «Ваше Высокопреосвященство»; к патриарху «Ваше Святейшество» (к некоторым восточным патриархам – «Ваше Блаженство»). Неофициальное обращение к архиерею – «владыко».

АРХИМАНДРИТ – монашеский чин. В настоящее время дается как высшая награда монашествующему духовенству; соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве. Чин архимандрита появился в Восточной Церкви в V в. – так именовались избранные архиереем из игуменов лица для надзора над монастырями епархии. Впоследствии наименование «архимандрит» перешло к начальникам важнейших монастырей и затем к монашествующим лицам, занимающим церковно-административные должности.

Православные термины. Словарь церковных и православных терминов

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 587 619
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 544 930

Словарь церковных терминов

АГНЕЦ (слав. ягненок) – литургический хлеб, употребляемый в православной церкви для совершения таинства евхаристии. Согласно учению церкви, литургические хлеб и вино преосуществляются в тело и кровь Христа. Преосуществленными хлебом и вином причащаются духовенство и верующие. Агнец приготовляется священником (или архиереем) во время проскомидии. С произнесением особых молитв священник вырезает копием часть просфоры в форме куба. Оставшиеся части просфоры называются антидором. Такой способ приготовления литургического хлеба возник, по-видимому, в IX – Х вв.: с этого времени он начинает упоминаться в богослужебной литературе. Агнцем символически называют Иисуса Христа: подобно ветхозаветным агнцам, принесенным в жертву ради избавления еврейского народа из египетского плена, Он отдал себя в жертву ради избавления человеческого рода от власти греха.

АКАФИСТ (греч. неседальное [пение]) – форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам. Акафист посвящен прославлению Богородицы, Иисуса Христа, какого-либо праздника или святого. Состоит из двадцати пяти строф, каждые две из которых, кроме последней, образуют смысловое звено. Первая строфа звена, называемая кондаком и более краткая, служит вступлением (кроме начального кондака акафиста остальные завершаются возгласом «Аллилуйя»). Вторая строфа звена, называемая икосом и более пространная, содержит двенадцать приветствий, начинающихся со слова «радуйся». Последняя, двадцать пятая строфа акафиста является молитвенным обращением к прославляемому. Первый акафист, называемый Великим акафистом. посвященный Богородице («Взбранной Воеводе…»), был составлен в нач. VII в. в память избавления Константинополя от нашествия персов. В VII – IХ вв. акафист как жанр вытесняется каноном. Множество акафистов было составлено в XVIII – XIX в. в России, однако по большей части они являются слабым подражанием Великому акафисту. По уставу в богослужение входит только Великий акафист, который читается на утрене в субботу пятой недели великого поста. Акафисты могут читаться также в составе молебна и некоторых других богослужений.

АКСИОС (греч. достойный) – возглас, произносимый архиереем, совершающим рукоположение новопоставленного дьякона, священника или епископа. Произносится при облачении поставляемого в каждую новую богослужебную одежду и затем троекратно повторяется хором. В древности пением «аксиос» народ выражал согласие с достоинством рукоположенного.

АЛЛИЛУЙЯ (греч. – от евр. «хвалите Бога») – словосочетание, часто встречающееся в еврейских богослужебных текстах (напр., в псалмах). Вошло в христианское богослужение без перевода.

АЛЛИЛУАРИЙ – краткое изменяемое молитвословие из трех стихов. Первый стих – троекратное «аллилуйя»; второй и третий – стихи псалмов. Аллилуарий произносится после чтения Апостола и предваряет чтение Евангелия. Стихи возглашаются чтецом, после каждого стиха хор поет троекратное «аллилуйя». Аллилуарий был введен в пасхальное богослужение Римской церкви в IV в. папою Дамасом; впоследствии распространился на богослужение других дней и вошел в богослужебную практику Востока.

АЛТАРЬ (лат. высокий жертвенник) – восточная, главная часть храма, в которой находится престол. Изначально алтарем назывался собственно престол, впоследствии. когда восточная часть храма стала обособляться и отделяться иконостасом, название алтарь распространилось на всю отделенную иконостасом часть храма. В алтаре находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра. Пространство за престолом называется горним местом. В алтаре обычно находится ризница. По древней традиции в алтаре’ разрешается присутствовать только мужчинам.

Читать еще:  Рыбу жарят покойные сонник. К чему снится жарить рыбу

АМВОН (греч. восходить) – часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма напротив царских врат. Служит для произнесения проповедей, ектений, чтения Евангелия и т.п. Архиерейским амвоном называется четырехугольное возвышение в центре храма, на которое во время богослужения ставится архиерейская кафедра.

АМИНЬ (греч. от евр. истина) слово, в еврейском языке означающее подтверждение и согласие. Вошло в христианское богослужение без перевода.

АНАЛАВ (греч. – воспринимать) – принадлежность облачения монаха великой схимы (см. схимонах) – то же, что параман монаха малой схимы.

АНАЛОЙ – высокая подставка с покатым верхом, на которую кладутся богослужебные книги или иконы.

АНТИДОР (греч. вместо дара) – части просфоры, оставшиеся после вырезания агнца. Раздаются после литургии непричащавшимся мирянам, чтобы не оставить их без евхаристического участия в литургии.

АНТИМИНС (греч. – вместо и лат. престол) – плат с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия. Антиминс освящается архиереем по особому чину. Обычно антиминс четырехугольный, из шелковой или льняной материи. На современных антиминсах изображаются положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста и четыре евангелиста. АНТИМИНС находится на престоле: когда не совершается литургия, заворачивается в илитон. Антиминс берет начало от возникшего в раннехристианские времена обычая совершать литургию на гробницах мучеников. Впоследствии, при увеличении количества храмов в престолы стали вкладывать только частицы мощей. На рубеже VIII – IХ вв. частицы мощей стали вшивать в материю и полагать поверх престола.

АНТИПАСХА (греч. напротив Пасхи) – первое воскресение после Пасхи. Иначе называется «Фомина неделя», т.к. в этот день вспоминается явление воскресшего Иисуса Христа апостолам и уверение Фомы (см. Ин. 20; 2429).

АНТИФОН (греч. звучащий в ответ) – песнопение, которое попеременно постишно поется двумя хорами. Антифонное пение, по-видимому, стало употребляться в церкви с II в. Антифоны в настоящее время поются на праздничной вечерне, праздничной или воскресной утрене, на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (а также на изобразительных). На вечерне антифоном служат стихи из 1, 2 и 3 псалмов. На утрене поются так называемые степенные антифоны, темой которым послужили степенные псалмы 119 – 133. Степенные антифоны были написаны в IX в. в Студийском монастыре в Константинополе. На литургии антифонами являются: в будние дни – стихи 9, 92, 94 псалмов, в воскресные и праздничные дни так называемые изобразительные антифоны 102, 145 псалмы и блаженны, а в праздничные дни, посвященные Иисусу Христу – особые, праздничные антифоны. В настоящее время антифонное пение обычно не соблюдается.

АПОСТОЛ (греч. посланник) – 1. Ученик Иисуса Христа, избранный и посланный Им на проповедь. Иисус Христос дважды избирал апостолов. Первый раз двенадцать: Симона Петра, Андрея, Иоанна и Иакова Зеведеевых, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Симона Кананита-Зилота, Иуду Иаковлева (или Фаддея) и Иуду Искариота (см. Мк. 3; 1319; Лк. 6; 1216). После предательства и гибели Иуды Искариота, по вознесении Иисуса Христа апостолы избрали Матфея, чтобы восполнить свое число до двенадцати (см. Деян. 2; 1526). Второй раз Иисус Христос избрал семьдесят апостолов, в Новом Завете по имени не названных (см. Лк. 10; 116). Список семидесяти апостолов, приводимый в православном месяцеслове, был составлен в V – VI вв. и малодостоверен. К семидесяти апостолам предание относит евангелистов Марка и Луку. Апостолом также называют Павла, который во времена земной жизни Иисуса Христа не принадлежал к числу Его учеников. Так церковь признает исключительные заслуги апостола Павла в распространении христианства в Римской империи. Название апостола иногда применятся и в отношении других святых, распространявших христианство среди язычников, напр.: св. Григорий Просветитель, апостол Армении, св. Стефан, апостол Перми и др. В богослужебной литературе такие святые называются равноапостольными. 2. Богослужебная книга. содержащая часть Нового Завета Деяния и Послания св. апостолов. В книге также приведено годовое богослужебное расписание новозаветных чтений с указанием прокимнов и аллилуориев. Текст Деяний и Посланий св. апостолов разделен на зачала.

Малый словарь актуальных терминов

Данный малый словарь не претендует на полноту информации. Его цель — доступно объяснить некоторые встречающиеся на сайте термины, которые могут быть непонятны стороннему человеку, в данной тематике разбирающемуся слабо или поверхностно.

(от греч. autos — сам, kephale — голова; самоуправление) Первые автокефальные Церкви возникли в процессе обособления патриархий и митрополий провинций Византии (Александрии, Антиохии, Палестины), вызванного стремлением стать независимыми от императорской и церковной власти, сосредоточенной в руках Константинопольского Патриарха. После обособления ряда православных Церквей за Константинопольским Патриархатом осталось согласно традиции лишь «первое место по чести» в ряду других Православных Церквей.

По мере распространения православия, образования в XIX-XX вв. самостоятельных государств, появились новые автокефальные Церкви. В настоящее время существует 15 канонических автокефалий, и множество автокефалий не признаваемых каноническим православием
Автокефальность, в отличае от автономности, означает не просто независимость Церкви в вопросах управления, но особую, духовную самостоятельность.

В православии — Поместные Церкви, имеющие независимость в вопросах внутреннего управления, предоставляемую той или иной автокефальной Церковью, в состав которой данная Церковь входила ранее на правах экзархата или епархии. Как правило, глава автономной Церкви избирается на Поместном или Архиереском Соборе с последующим утверждением патриархом автокефальной Церкви.

Апостольская преемственность обычно понимается как непрерывная цепочка рукоположений, связывающая всех священнослужителей некоторой Церкви с одним из апостолов, в ходе которых по этой цепочке передается Божественная благодать. Необходима для того, чтобы совершаемые священнослужителями таинства были действительными.

Собрание всех правящих архиереев поместной церкви для решения каких-либо церковных вопросов.

Вселенские соборы — собрания представителей всех поместных церквей на которых обсуждаются вопросы и выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного характера. Вселенские соборы считаются верховным авторитетом по вопросам вероучения и церковного устройства. Православная церковь признает семь первых Вселенских соборов, проводившихся до разделения церквей. Также только первые семь соборов признают Старокатолические, Англиканские и Лютеранские церкви. Не-халкидонские православные конфессии признают первые 3 Вселенских собора, плюс 2-ой Эфесский собор, не признаваемый католиками и православными. Католики продолжают считать послераскольные свои соборы Вселенскими, последним из которых был 2-ой Ватиканский (21-ый ВС). Полный список — на www.cultinfo.ru

Читать еще:  Описание людей рожденных в год крысы. Крыса, Мышь

Низшая степень священства, «помощник священника». Диаконы не имеют права самостоятельно совершать Таинства Церкви.

Священнослужитель третьей, высшей степени священства, иначе архиерей. Первоначально слово «епископ» обозначало архиерейство как таковое, вне зависимости от церковно-административного положения (в таком смысле оно употребляется в посланиях апостола Павла), впоследствии, когда архиереи стали различаться на епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов, слово «епископ» стало как бы означать первую категорию из вышеперечисленных и в первоначальном смысле было заменено словом «архиерей». Только епископ может совершать рукоположения диаконов, священников и новых епископов, поэтому для церквей, признающих апостольское преемство наличие епископов в иерархии крайне важно.

— (от лат. in — в и трон), торжественное возведение на престол вновь избранного архиерея, после которого он начинает фактическое управление вверенной ему церковной областью.

Общее название большей части православных автокефальных Церквей, взаимно признающих друг в друге части единой Вселенской Православной Церкви. «Канонические» значит соответствующие православным канонам (законам), т.е. действительные. Безусловно, все церкви считают себя настоящими, действительными, соответствующими канонам церквями. Обычно этим термином обозначается группа крупнейших и государственных православных церквей.

см. Персональная прелатура

Так называется вещество, употребляемое христианской церковью в таинстве миропомазания. С V в. освящение миро совершается в Восточной Церкви в великий четверг, причем миро может освящать только епископ.

— признают в Иисусе Христе одну Божественную природу, а не две — божественную и человеческую. Монофиситы были осуждены на Халкидонском Вселенском соборе. Традиционно в литературе до недавнего времени так называли Древние Восточные Церкви, хотя последние и отрицают свою принадлежность к монофизитству.

Восточные Церкви, не признающие 4-ый (Халкидонский) Вселенский Собор (на котором были осуждены монофиситы). До недавнего времени все подобные церкви (Армянская, Коптская, Сирийская, Эфиопская) назывались монофизитскими, хотя по их собственному утверждению они таковыми не являются. Основатель монофизитства Евтихий предан ими анафеме.

Один из вариантов приема верующих, переходящих из других конфессий: (информация, в основном для православных Церквей)
1-ый чин — полное повторение крещения, миропомазания и произнесение формулы отречения от ересей
2-ый чин — только через миропомазание и отречение от ересей
3-ий чин — только произнесением формулы отречения от ересей
Чин обращения зависит от степени «удаленности» церкви обращаемого. Интересная особенность 2-ого и 3-его чина обращения состоит в том, что они, в ряде случаев, позволяют обычному священнику обратить «в сущем сане» архиерея «близкой» церкви (однако, для 2-ым чином, требуется миро, которое уже должно быть освящено архиереем).

— (греческое omophorion, буквально — носимое на плечах) часть облачения православного архиерея представляющая собой широкую полосу материи, украшенную крестами и возлагаемую на плечи поверх всех других священнических одежд. В Западной церкви омофору соответствует паллиум, который там составляет принадлежность не каждого епископа.
В переносном смысле, «быть под омофором» означает «находится в юриздикции».

В Западных церквях название таинстварукоположения

Особое «подразделение» Католической Церкви, во многом напоминающее религиозный орден, но с большим упором на внутриобщественную, мирскую деятельность. Членами персональной прелатуры могут быть как клирики, так и миряне, причем последние — не только через посвящение, но и посредством заключения договора (что является одним из отличий персональной прелатуры от религиозного ордена). Слово «персональная» означает, что юрисдикция прелатуры не привязана к конкретной территории, но распространяется на всех своих членов, вне зависимости от места их проживания.

Первой и единственной, на данный момент (2006 г.), персональной прелатурой, является движение Опус Деи (возникшее в 1928 г. и получившее этот статус в 1982).

Собрание всех правящих архиереев Поместной Церкви, представителей духовенства, монашества и мирян для решения важнейших церковных вопросов избрания главы, канонизации новых святых и др. В отличае от Вселенских соборов, решения Поместного собора безусловно авторитетны только для данной Поместной Церкви

Буквально — просто Церковь некоторой местности, територии. Причем, на практике под «местностью» обычно понимается государство. Поместная церковь не обязательно является автокефальной и даже автономной, но некотороый уровень самостоятельности и структурной целостности все-таки подразумевается.
Католики чаще пользуются более формальным термином «партикулярная церковь»

В Католической Церкви, прелат — священнослужитель высшего ранга (например — епископ, аббат). Это либо иерарх, управляющий собственной прелатурой, либо клирик, равный ему по статусу.

Церковная территориальная или нетерриториальная административная единица (юрисдикция) — округ, диоцез, орден, персональная прелатура, поместная церковь и т.п., — управляемая прелатом.

Таинство рукоположения, посвящения — в дьяконы, священники или епископы. Осуществлять хиротонию (хиротонисать) могут только архиереи (епископы), причем рукополагать священников и дьяконов может один архиерей, в то время, как рукоположение в епископы, как правило, должны совершать по крайней мере 2-а архиерея.

Вторая ступень церковной иерархии. Священник после рукоположения может самостоятельно совершать церковные Таинства, однако не может рукополагать других людей.

Таинствами Церкви называются некоторые особенно значимые обряды, сообщающие верующим Божественную благодать. Разные христианские деноминации признают разное количество таинств. Для православия и католичества Таинствами считаются следующие 7 обрядов: крещение, миропомазание (или конфирмация — у католиков), елееосвящение (или соборование), покаяние (исповедь), причащение (евхаристия), брак и священство (хиротония, рукоположение или ординация). Протестантские церкви (н-р англиканские, лютеранские), как правило, признают только 2 из этих семи Таинств (почти всегда — крещение, и обычно — причащение).

— церковная иерархия состоящая из 3 основных степеней священнослужителей: архиереи (епископы), пресвитеры (священники), диаконы. Как правило, трехчинная иерархия воспринимается как неотъемлемая часть Апостольской преемственности и т.о., оказывается необходимой для каноничного устройства (а иногда и для существования) церкви. Особую важность трехчинной иерархии придает то, что только архиереи имеют право рукополагать (хиротонисать) новых священнослужителей.

— традиционное православное название рукоположения (пришедшее из греческого языка). Осуществлять хиротонию — хиротонисать.

Распространившееся с конца 20-го века название Не-халкидонских православных церквей (альтернативное название — Древние Восточные), т.к. последний признаваемый ими Вселенский Собор — Эфесский, а также собственный 4-ый вселенский собор — 2-ой Эфесский (август 449).

Спасибо Алексею Cмолянинoву за значительный вклад в составление словаря

Малый словарь церковных терминов. Цель словоря — доступно объяснить некоторые встречающиеся на сайте термины, которые могут быть непонятны стороннему человеку, в данной тематике разбирающемуся слабо или поверхностно. Что такое Архиерейский Собор, Священник или Таинства Церкви.

Источники:

http://www.deiverbo.com/slovar-pravoslaviya/kratkij-slovar-pravoslavnyh-terminov
http://www.litmir.me/br/?b=22116&p=1
http://www.norge.ru/norway_church_book/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector