Православные братства. Могилевское и Брестское братства

Православные братства. Могилевское и Брестское братства

Сайт изготовлен по благословению Настоятеля Свято-Никольской братской церкви г.Бреста Протоиерея Петра Романовича

Православное молодежное Общество в честь святителя Николая, при Свято-Николаевском Братском храме г. Бреста.

История существования белоруской Православной традиции насчитывает не одно тысячелетие. Немаловажную роль в развитии и укреплении православия на территории нашей республики играли и играют различные Православные организации и братства. Одним из крупнейших братств, существовавших на территории современной Беларуси, было «Брестское Православное братство в честь Святителя Николая», основанное в 1592г. при Соборной Николаевской церкви в г. Бресте.

Понимая и осознавая большой вклад Православных братств и объединений в историю церкви и государства, 11 ноября 2006г., по благословению Епископа Брестского и Кобринского Иоанна при Свято-Николаевском Братском храме г. Бреста было открыто «Православное молодежное Общество в честь святителя Николая». Возглавляет Общество Романович Павел Петрович, окончивший Минскую Духовную Семинарию и Академию (ныне председатель Православного молодежного общества в честь Святителя Николая). Членами Общества являются студенты вузов, учащиеся школ и других учебных заведений.

С самого первого дня основания нашей молодежной Православной организации у нас начали проводиться лекции и беседы по Священному писанию Ветхого и Нового Завета, Катехизису, основам Православной Литургики, а также беседы на актуальные проблемы церкви и государства, и, непосредственно, Православной жизни молодежи. Занятия проходят два раза в неделю: в воскресенье и среду.

Продолжая традиции и, учитывая опыт, ранее существовавших братств и организаций, мы, в своей деятельности, поставили перед собой следующие цели: во-первых, объединить молодежь во Христе и Церкви. Последней, но не менее важной целью, мы ставим перед собой привлечение молодежи к мессионерско-просветительской деятельности, направленной на распространение Православной веры в обществе.

В этом направлении нами уже был установлен контакт с некоторыми государственными социальными организациями, такими как:

Помощь Брестскому обществу инвалидов по зрению, по доставке книг и кассет на дом.

Также, мы имеем тесный контакт с Православными молодежными организациями храмов г. Бреста: со Свято-Воскресенским молодежным обществом, Свято-Семеновсим соборным братством и др. За недолгую историю существования нашего молодежного общества, нами было проведено большое количество совместных мероприятий и поездок.

Исходя из своих целей, мы поставили следующие задачи для дальнейшего их выполнения:

1. Издательство и распространение Православного молодежного листка, работа над которым ведется при помощи студентов, педагогического и технического вузов различных специальностей, входящих в нашу православную молодежную организацию.

2. Установление и поддержание контактов с белорусскими и зарубежными Православными братствами и общинами. В этом направлении нами была организована поездка в Минск, на слёт белорусской православной молодежи. Она осуществлялась по благословлению Митрополита Филарета и, непосредственно при участии, Епископа Гродненского Артемия. Несомненно, хочется отметить, что общение с другими православными организациями имеет для нас огромную ценность и их опыт лишь укрепляет нас в мысли о правильности выбора своего пути.

3. Проведение совместного душеполезного отдыха: с организацией и проведением праздничных молодежных вечеров, походов на природу, спортивных мероприятий и просмотров видеофильмов духовного и светского содержания, совместных празднований именин и организацией паломнических поездок по Святым местам.

4. Проведение творческих вечеров, театральных постановок и утренников.

В своей общественной деятельности важным аспектом мы видим – подержание порядка и благоустройстве в храме и его территории. Некоторые наши братчики, по благословению правящего архиерея, по возможности несут послушание у подсвечников, поют в хоре и на клиросе, занимаются облагораживанием территории.

Наши встречи проходят:

Каждую среду в 19:15

Каждое воскресенье в 18:20

Парни, девушки! Рады будем видеть Вас среди нас!

БРЕСТСКАЯ ЕПАРХИЯ

  • Епархиальное управление: Белоруссия, 224000, г. Брест, ул. Советских пограничников, 35
  • Тел.: +375 (162) 20-13-59
  • Официальный сайт: http://ekklisia.by/
  • Каноническая территория: Березовский, Брестский, Дрогичинский, Жабинковский, Каменецкий, Кобринский, Малоритский, Пружанский районы Брестской области
  • Кафедральные соборы: Симеоновский в г. Бресте, Александро-Невский в г. Кобрине
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Брестщина до учреждения местной кафедры

Появление первых православных каменных храмов на Брестской земле — Петровского в Берестье (ныне Брест) и Благовещенского в Каменце — связано с деятельностью Владимиро-Волынского князя Владимира Васильковича в XIII веке. По-видимому, не позднее середны XIII века Брестщина входила во Владимиро-Волынскую епархию, епископы которой в XV — начале XVII века именовались «Владимирскими и Берестейскими». В XVI веке Брест являлся центром одной из протопопий епархии с центром в Никольском соборе. В конце того века в Бресте последовали соборы подготовившие оформление т.н. Брестской унии в 1596 году. После заключения унии подавляющее большинство бывших православных приходов и монастырей Брестщины изначально подчинились униатской Киевской митрополии, но с 1630-х годов усилилось сопротивление унии и многие отпавшие стали возвращаться в Православие. Очагами борьбы за правую веру были Брестские братства Николаевское и Рождество-Богородицкое, стойким защитником Православия был преподобномученик Афанасий (Филиппович). Немногочисленные существовавшие на Брестской земле православные приходы окормлялись в разное время епископами Луцкой, Могилёвской, Минской епархий.

Возвращение униатов и появление епархии

Тем временем, в 1765 году в составе Владимирской униатской епархии было учреждено Брестское викариатство, в 1798 году преобразованное в самостоятельную епархию, которая в 1808 году частично, а в 1828 году целиком вошла в состав Литовской униатской епархии. Одним из результатов воссоединения униатов с Православием на Полоцком Соборе в 1839 году стало образование на белорусско-литовских землях новых православных епархий. Одной из таких стала воссоединенная 6 марта 1839 года Брестская епархия. Первоначально ее кафедра располагалась в Гродно, позднее — в Бресте-Литовске (ныне Брест). 22 января 1840 года Брестская кафедра делается викариатством Виленской епархии [1]. Брестские викарии назначались до 1900 года, когда из Литовской епархии была выделена самостоятельная Гродненская, в земли которой вошел и Брест.

Бури XX века

В межвоенные приод Брестщина являлась частью Польша и входила в Пинскую епархию Польской Православной Церкви. После присоединения Западной Белоруссии к СССР указом патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия в марте 1941 года было создано Брестское викариатство Гродненской епархии.

С началом Великой Отечественной войны Брестщина (за исключением северных районов) была присоединена немецкими оккупационными властями к рейхскомиссариату «Украина». Соответственно, в этот период Брестщина разделила церковную участь этой земли — верующие разделились между канонической автономной Украинской Православной Церковью и раскольниками-автокефалистами.

После освобождения Белоруссии от немецких войск в 1944 году была учреждена самостоятельная Брестская епархия. В 1948 году Брестская епархия была упразднена и вошла в Гродненскую, а в 1952 году — в Минскую епархию.

Возрождение в новейшее время

Епархия была возрождена 31 января 1990 года как самостоятельная, будучи выделена из состава Пинской в пределах западной части Брестской области. Возрождение церковной жизни в епархии началось с восстановления и строительства храмов: в 1990-2001 годах было воздвигнуто 28 храмов, в 2002 году открылась третья монашеская обитель. Ряд вновь созданных православных братств и сестричеств стали мощными каналами благотворительной, миссионерской и духовно-просветительской работы.

Исторические названия

  • Брестская (6 марта 1839 — 1900, 1941 — 1944)
  • Брестская и Кобринская (1944 — 1948)
  • ? Брестская и Полесская (1943 — 1945)
  • ? Брестская и Пинская (1945)
  • Брестская и Кобринская (с 31 января 1990)

Статистика

  • нач. 1990[2] — 79 приходов.
  • 1 января 1995 — 142 прихода, 118 священников, 8 диаконов; 7 воскресных школ, 1 церковная библиотека [3].
  • кон. 2001[4] — 169 приходов (21 городской, 148 сельских), 160 действующих храмов, 16 часовен; 183 священнослужителя (173 священника, 10 диаконов); 2 монастыря; 35 воскресных школ (учащихся: 2086 детей, 975 взрослых); 24 церковные библиотеки.
  • 1 января 2003[5] — 163 прихода (143 храма), 3 монастыря, 162 священника и 14 диаконов.
  • ок. 2004 — 167 приходов; 181 священнослужитель (165 священников, 16 диаконов); 62 воскресных школы [6].
  • март 2012 — 194 прихода, 205 храмов (включая строящиеся), 204 священнослужителя (190 священников; 14 диаконов), 4 монастыря [7]

Архипастыри

  • Антоний (Зубко) (25 марта 1839 — 28 января 1840)
  • Михаил (Голубович) (28 января 1840 — 1 марта 1848)
  • Игнатий (Железовский) (20 мая 1848 — 27 июня 1870)
  • Евгений (Шерешилов) (9 августа 1870 — 10 февраля 1875)
  • Владимир (Никольский) (16 марта 1875 — 16 мая 1877)
  • Ианнуарий (Попов-Вознесенский) (5 июня 1877 — 17 февраля 1879)
  • Донат (Бабинский-Соколов) (27 мая 1879 — 14 мая 1881)
  • Авраамий (Летницкий) (27 июня 1881 — 9 марта 1885)
  • Анастасий (Опоцкий) (15 мая 1885 — 17 ноября 1891) [8]
  • Иосиф (Соколов) (15 декабря 1891 — 24 мая 1897)
  • Иоаким (Левицкий) (24 мая 1897 — 13 января 1900) [9]
  • Константин (Хомич) (19 февраля 1990 — 19 сентября 2000)
    • Филарет (Вахромеев) (19 сентября 2000 — 4 февраля 2001) в/у, митр. Минский
  • Софроний (Ющук) (4 февраля 2001 — 7 октября 2002)
  • Иоанн (Хома) (с 7 октября 2002)

География благочиний

  • Брестское городское:
    • г. Брест, д. Каменица-Жировецкая, д. Косичи, д. Черни, д. Щебрин
  • Березовское ( http://berezahram.by/ ):
    • г. Берёза, г. Белоозерск, д. Бронная Гора, д. Здитово, д. Малеч, д. Междулесье, д. Матвеевичи, д. Первомайск, д. Ревятичи, д. Селец, д. Сигневичи, д. Соколово, д. Спорово, д. Старые Пески, д. Стригинь, д. Черняково
  • Брестское районное ( http://voskresenskiy.by/basics_of_orthodoxy/ ):
    • г. Брест [10], д. Большие Мотыкалы, д. Большие Радваничи, д. Вельямовичи, д. Вистычи, г.п. Домачево, д. Дубок, д. Збироги, д. Клейники, д. Козловичи, д. Малые Зводы, д. Малые Щитники, д. Медно, п. Муховец, д. Остромечево, д. Покры, д. Приборово, д. Прилуки, д. Страдечи, д. Сычи, д. Теребунь, д. Томашовка, д. Чернавчицы, д. Черск
  • Дрогичинское ( http://drogblag.by/ ):
    • г. Дрогичин, г.п. Антополь, д. Бездеж, д. Брашевичи, д. Вавуличи, д. Воловель, д. Головчицы, д. Детковичи, д. Завершье, д. Закозель, д. Зёлово, д. Именин, д. Липники, д. Лосинцы, д. Ляховичи, д. Новая Попина, д. Осовцы, д. Перковичи, д. Радостово, д. Сварынь, д. Субботы, д. Толково, д. Хомск
  • Жабинковское ( http://pokrov-church.by/zhabinskoe-blagochinie ):
    • г. Жабинка, с. Бульково, с. Огородники, с. Озяты, д. Хмелево, Чижевщина
  • Каменецкое ( http://каменецкое-благочиние.бел/ ):
    • г. Каменец, п. Беловежский, д. Борщево, д. Верховичи, д. Видомля, д. Войская, д. Волчин, г. Высокое, д. Городище, д. Дмитровичи, д. Индычи, д. Каменюки, д. Николаево, д. Новоселки, д. Огородники, д. Омеленец, д. Паниквы, д. Пашуки, д. Радость, д. Речица, д. Рожковка, д. Рясно, д. Ставы, д. Суходол, д. Токари, д. Тростяница, д. Чемери, д. Шишово
  • Кобринское:
    • г. Кобрин, д. Бельск, д. Береза, д. Болота, д. Бородичи, д. Буховичи, д. Верхолесье, д. Глинянки, г.п. Городец, д. Дивин, д. Ерёмичи, д. Запруды, д. Камень, д. Киселевцы, д. Козище, д. Корчицы, д. Леликово, д. Лука, д. Новоселки, д. Октябрь, п. Ореховский, д. Оса, д. Пески-2, д. Повить, д. Стригово, д. Тевли, д. Хабовичи, д. Хидры, д. Черевачицы
  • Малоритское ( http://malorita.net — Малоритский р-н):
    • г. Малорита, д. Бродятин, д. Великорита, д. Гвозница, д. Доропеевичи, д. Замшаны, д. Збураж, аг. Луково, д. Ляховцы, д. Мокраны, д. Олтуш, д. Орехово, д. Пожежин, д. Радеж, д. Хотислав, д. Черняны
  • Пружанское ( http://hrams.by/ ):
    • г. Пружаны, д. Близная, д. Вежное, д. Ворониловичи, д. Городечно, д. Засимовичи, д. Зельзин, д. Клепачи, д. Криница, д. Лысково, д. Мокрое, д. Мурава, д. Новые Засимовичи, д. Оранчицы, д. Поддубно, д. Ровбицк, д. Рудники, г. п. Ружаны, д. Смоляница, д. Сухополь, д. Хорева, г. п. Шерешёво, д. Щерчево, д. Ялово

Монастыри

Учебные заведения

Епархиальные отделы

  • миссионерский
  • по окормлению исправительных учреждений
  • по духовному окормлению и сотрудничеству с государственными военизированными формированиями
  • паломнический
  • служения людям, входящим в группу социального риска
  • по религиозному образованию и катехизации

Средства массовой информации

Церковно-общественные организации

  • братство «Подвижник» во имя преподобномученика Афанасия Брестского, Брест
  • братство «София,» Брестский Кресто-Воздвиженский приход
  • сестричество во имя преподобномученика Афанасия Брестского, Брест
  • сестричество милосердия во имя мученицы Татианы, г. Кобрин
  • сестричество милосердия во имя святителя Николая, Брест
  • сестричество во имя святой равноапостольной Марии Магдалины, г. Березов
  • сестричество «Вера, Надежда, Любовь»
  • сестричество в честь Покрова Божией Матери, Жабинка

Документы, литература

  • Архив канцелярии Белорусского Экзархата [Отчеты Брестской епархии за 1990-2001 гг.].
  • «Назначения на архиерейские кафедры,» ЖМП, 1944, № 9, 7.
  • «Определения Архиерейского Собора РПЦ 30-31 янв. 1990 г.,» Вестн. Белорус. Экзархата, 1990, № 1, 8.
  • «В Синоде Белорусской Православной Церкви,» Вестн. Белорус. Экзархата, № 3, 8.
  • «Из истории Православия на Белой Руси», Веснiк Беларускага экзархата, Минск, 1995, № 2 (14), 131-144.
  • «З гiсторыi Брэсцкай епархii,» Беларускi Праваслаўны каляндар на 2000 г., Минск, 1999, 115-118.

Православные братства. Могилевское и Брестское братства

Западная Русь

Разделы сайта

Православные братства в Беларуси

Пятая часть четвертой главы (Брестская церковная уния: прошлое и настоящее) книги Л.Е.Криштаповича «Беларусь как русская святыня».
В борьбе против католическо-иезуитской политики в отношении белорусского и украинского народов главную роль сыграли православные братства. Братства, представлявшие собой национально-религиозные союзы православного населения на территории Беларуси и Украины, были тем бастионом русской народности, который отразил атаки иезуитов. Эти национально-религиозные союзы городского и сельского населения (мещан и крестьян) явились тем центром, к которому стягивалось православное население, в том числе и православная шляхта в борьбе за свою веру и свободу.

Правда, первоначально функция представителей и покровителей русского народа и русской церкви принадлежала русскому высшему сословию в лице князей и крупных православных землевладельцев. «Эти покровители православной церкви в западной России получили особое название, назывались патронами»[1]. Патроны обладали рядом существенных прав. «Они обладали правом обеспечивать русскую церковь и православные монастыри материальными средствами (jus donandi); избирать настоятелей, священников (jus praesentandi) и охранять от беспорядков, обид и притеснений (jus patronandi)»[2]. Например, в жалованной грамоте польского короля Сигизмунда I от 12 марта 1510 года вдове умершего польского короля Александра Елене Иоанновне, дочери московского государя Ивана III, на право «поданья» (jus patronatus) Виленского монастыря, говорится: «. Дали в ее милости поданье, до ее милости живота. Мает ее милость обирати архимандрыта к тому монастыру и подавати тому, кому будет воля ее милости; а нам ся в то, а ни митрополиту не вступати: бо есмо ее милости тот манастыр в ее поданье дали, до ее милости живота. »[3].

Главное место среди патронов принадлежало виднейшему русскому князю Константину Константиновичу Острожскому. Польский король Стефан Баторий признал за князем Острожским право на высший и самый обширный патронат в Западнорусской церкви и назвал его верховным хранителем и защитником ее. Как отмечает М.Коялович, такой титул князя К.К.Острожского не был одним почетом.

Когда иезуиты появились в Беларуси, они обратили внимание именно на православных патронов с целью обращения их в католическую веру. Это было делать нетрудно, поскольку к концу XVI века русские князья и магнаты практически ополячились и потеряли всякую связь со своим русским народом. Единицы, как, например, князь К.К.Острожский, оставшихся преданными вере своих предков, уже сходили с исторической сцены. В результате право патроната превратилось в свою противоположность. Стоило только патрону поменять свою веру, как он из защитника православия превращался в гонителя. Таким образом, русская народность подверглась двойному удару. С одной стороны, против русской веры изощренно работали иноземцы-иезуиты, а с другой – ополячившиеся и окатоличившиеся русские князья. Наступила самая тяжелая пора в жизни нашего народа. Необходимо было из собственно народных недр найти силы, которые бы встали на защиту национального развития «тутейшего» русского народа (белорусов и украинцев). Такой силой и оказались православные братства.

Наиболее крупными из братств, оказавших решающее влияние на весь ход национально-освободительного движения белорусов и украинцев, были Львовское и Виленское. Во время посещения Львова в 1586 году Антиохийский патриарх Иоаким учредил Львовское братство с правом наблюдать за высшей православной иерархией и даже подвергать ее суду на церковных соборах. Львовское братство вело большую просветительскую деятельность среди православных. Оно основывало школы, где дети учились славянскому и греческому языкам, обзаводилось типографиями, издавало книги, обличало злоупотребления и недостойное поведение высшей церковной иерархии. При конфликте между львовским епископом Гедеоном Балабаном и братством сам Константинопольский патриарх Иеремия стал на сторону братства и грозил Львовскому епископу низложением.

В 1589 году православную церковь в Речи Посполитой посетил Константинопольский патриарх Иеремия. По требованию православных мирян он низложил Киевского митрополита Онисифора за его нежелание защищать права народа русского и на его место поставил минского архимандрита Михаила Рогозу. Кроме того, Константинопольский патриарх утвердил права Львовского братства, сделал его ставропигиальным, т.е. полностью независимым от епископа и митрополита. В это же время Патриарх Иеремия санкционировал основание Виленского братства в Троицкой церкви. Была утверждена программа Виленского братства, в которой предусматривалась учеба детей языкам – русскому, греческому, латинскому и польскому, а также печатание книг как церковных, так и школьных на греческом, славянском, русском и польском языках.

В 1592 году было учреждено Брестское братство. В жалованной грамоте польского короля Сигизмунда III 11 октября 1592 года брестским православным жителям говорится, что «на чоломбитье мещан места нашего Берестейского, людей народу Русского закону Греческого, з ласки нашое господарское позволяет им церковное братство учинить, а для науки детей хрестьянского позволяем мети школу Греческого, Латинского, Польского и Русского языка»[4]. В этом же году была выдана жалованная грамота на основание Минского братства со школой на греческом и русском языках.

Православные братства объединили вокруг себя весь русский народ, за исключением незначительной группы русского высшего сословия и высшей православной иерархии – митрополита и епископов. Деятельность братств отражалась на всех институциях русской цивилизации, начиная от церковной организации и кончая гражданскими сообществами. Православные братства как выразители русских начал жизни выступили против засилья иноземщины в Беларуси, в частности, против магдебургского, или немецкого права. Известно, что феномен Магдебургского права «национально-сознательная» интеллигенция выставила в качестве европейской сущности Великого княжества Литовского. В этом смысле миф о демократическом характере магдебургского права на территории Беларуси ничем не отличается от точно такого же мифа, который создан «белорусизаторами» вокруг церковной унии.

Что касается введения магдебургского права в Великом княжестве Литовском, то большой ошибкой было бы рассматривать в радужных красках появление этого института, абстрагируясь от конкретно-исторических обстоятельств. Магдебургское право имеет определенное историческое значение в Германии. И все. За пределами собственно Западной Европы магдебургское право теряет свою прогрессивную окраску. Немецкое право, искусственно пересаженное на почву русской цивилизации, не выходило за пределы упорядочения фискальной политики великого литовского князя. «Города, получившие немецкое право, освобождались от натуральных повинностей, взамен чего платили в казну денежные подати с разных торгов и промыслов, что на практике обыкновенно сводило на нет дарованное право»[5].

Кроме того, внедрение немецкого права в Великом княжестве Литовском вело к ущемлению национальной самобытности коренных народов, к вытеснению русского права и русской культуры чужеземными правовыми и культурными нормами, что не могло не вызывать протеста со стороны русского народа. Обратимся к источникам. 22 февраля 1507 года волковысским мещанам была выдана жалованная подтвердительная грамота на магдебургское право, где прямо указывается, что «право Немецкое Майтборское держать, отдаляючи вси иные права, Польские и Литовские и Русские, вси обычаи иные, которые же бы были на переказ праву тому Немецкому Майтборскому»[6]. А что были обязаны исполнять мещане? «А пашню нашу (великокняжескую. – Л.К.) толокою два дни мають орати и два дни жати. И теж для тых платов и подачек, што есмо им отпустили, мають нам в каждый год давати по тридцати золотых. Мають они тыи платы збирати на одно место и в одну скринку класти, и с того серебщизну и ордынщину мають давати. А мещанам Волковыйским велел его милость на службу свою, на войну ходити, водле уставы, как из иных мест»[7]. Аналогична жалованная грамота жителям Новогрудка Литовского на магдебургское право 26 июля 1511 года: «Место нашо Новгородок с Права Литовского и Руского у право Немецкое, которое зовется Майтборское, переменяем на вечные часы, устовляем. Мают мещане нынешние и по них будучыи в каждый год давати нам до скарбу нашого по пятидесяти золотых угорских. А серебщизну нашу великую и малую, и теж ордынщину, коли положим по всим городом и местом и волостем нашим у отчизне нашой великом князьстве Литовском, мають нам мещане Новгородские без кождое вымовы давати, по давному. »[8].

Учреждение православных братств объективно подрывало влияние немецкого права, всех чужеземных институтов на территории Беларуси. Это понимало польско-литовское правительство и сознательно ограничивало юрисдикцию братств. В жалованной грамоте могилевским мещанам Православной веры 21 марта 1597 года об учреждении при Спасском монастыре церковного братства имеется примечательное пояснение. «Мають мещане наши Могилевские того братства уживати на вси потомные часы, згожаючися во всем подлуг веры закону Руского, будучи в речах духовных под послушенством владыки теперешнего Полоцкого и напотом будучих, а в справах светских под владзою вряду местского права Майдеборского мешкаючи и трываючи»[9]. Здесь можно видеть, как господствующий класс Речи Посполитой стремится поставить деятельность Могилевского братства в зависимость как от полоцкого униата-архиепископа, так и от польских урядников, прикрывающих вмешательство в русскую жизнь могилевчан ссылкой на «дарованное» немецкое право.

Историческая заслуга православных братств состоит в том, что они в труднейших условиях сумели убедить русское общество в необходимости возложения задачи защиты русской цивилизации от посягательств иезуитов и правительства Речи Посполитой на плечи самого русского народа (белорусов и украинцев). По глубокому замечанию М.Кояловича, «история западной России получает с тех пор по преимуществу народное направление»[10]. Православные братства, будучи знаменем трудового люда Беларуси и Украины, «составляли исключение не только в западнорусской церкви, но и во всем мире христианском»[11]. Эта исключительная роль православных братств в истории Беларуси дает право говорить о своеобразном православном социализме, выступившем против средневекового католицизма, который являлся главным орудием духовного, национального и социального угнетения белорусского народа.

Осмысливая философско-историческое развитие Беларуси, выдающийся белорусский историк М. Коялович высказал изумительную мысль, которая и сегодня звучит как никогда актуально. «Западнорусская история, – говорил наш великий соотечественник в 1864 году, – есть история социализма, ищущего восстановления древних, родных порядков жизни, т.е. тоже русских и православных»[12]. Думается, что гениальное положение основоположника белорусской исторической школы полезно было бы заучить нынешним недалеким «западникам», толкающим Беларусь в Западную цивилизацию.

[1] Коялович М. Чтения по истории Западной России. -СПб., 1884. – С. 200.

[2] Коялович М. Литовская церковная уния. – СПб., 1859. – Т. 1. – С. 43.

[3] Акты Западной России. – СПб., 1848. – Т. 2. – С. 71.

[4] Акты Южной и Западной России. -СПб., 1863. – Т. 1. – С. 244.

[5] Пичета В. История Литовского государства до Люблинской унии. – Вильно,1921. – С. 48.

[6] Акты Западной России. -СПб., 1848. – Т. 2. – С. 10.

[7] Акты Западной России. -СПб., 1848. – Т. 2. – С. 11.

[8] Там же. – С. 90 – 91.

[9] Акты Западной России. -СПб., 1851. – Т. 4. – С. 172.

Источники:

http://stnikolas.hram.by/sait/rus/html/iieiaaaeiia_adaonoai.html
http://drevo-info.ru/articles/10244.html
http://zapadrus.su/bibli/geobib/2011-02-14-11-39-35/280-2011-03-01-11-38-26.html

Читать еще:  Таро на будущую работу. Расклад Таро «Работа и финансы
Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector