Православное учение о церкви. Природа человека и его призвание

Содержание

Исцеления истинные и ложные: Природа человека и его призвание

Природа человека и его призвание

Для того чтобы описать такую сложную проблему, как причины болезней, необходимо выйти за пределы ее самой. Для этого мы должны дать ясные ответы на вопросы: что есть человек и каково его предназначение в мире? Что такое добро и что такое зло? Полные и ясные ответы на эти вопросы дает православное вероучение. Православное учение о человеке не только не противоречит данным современных наук, о чем неоднократно свидетельствовали выдающиеся ученые, в том числе и неверующие, но и во многих вопросах может значительно дополнить эти науки. Например, современная наука – общая теория патологии – сравнительно недавно пришла к пониманию причин патологического (ненормального) состояния любого живого организма. Этой причиной, по ее мнению, является фрагментарность, разобщенность входящих в его состав систем. Но это понимание издавна известно христианству, усматривающему причину ненормального состояния человека в разобщенности двух сторон его жизни – души и тела (отсюда: исцеление – восстановление целостности). Это один из примеров. Самое же главное, что на часть вопросов мировоззренческого уровня, связанных с проблемой человека, современные науки дать ответа вообще не могут – не только по причине недостаточного своего развития, а потому что эти вопросы не входят в предмет ее изучения.

Все это послужило основанием, чтобы наш разговор о проблеме заболеваний, здоровья мы начали с работы, в которой попытаемся изложить основы православного учения о человеке. Профессор В. В. Зеньковский, ученик известного психолога Г. И. Челпанова, подчеркивает, что вне принимаемого верой библейского Откровения о человеке как образе и подобии Божием, мы не можем правильно понять его природу.

Что же православная вера говорит о человеке? – Человек двойственен по своему составу, и жизнь его складывается из души и тела, которые изначально находились в полной гармонии.

Тело имеет свои функции: потребность в сне, в пище, в поддержании определенного обмена веществ и т.д. Через душевную деятельность мы испытываем определенные чувства, имеем суждения, формируем поведение для удовлетворения текущих потребностей. Душевная жизнь проявляется в деятельности ума, чувств, воли и связана с нашим эмпирическим опытом, не выходит за его рамки.

Человеческая душа, будучи Божиим дыханием (Быт. 2:7), стремиться к духовному миру. Поэтому, как в 1901 писал классик психиатрии С. С. Корсаков, каждому психически здоровому человеку присуще религиозное чувство. Духовная жизнь есть не что иное, как жизнь в Духе Святом. Это – не раскрытие каких-либо “резервных” возможностей, как учат оккультисты, не раскрытие творческих потенций и не эрудиция. Религиозная потребность – это искание и неутолимая жажда общения со своим первоисточником – Богом. Нельзя религию сводить к неврозу или коллективной бессознательности – подчеркивал наш современник, психиатр, основатель “Третьей Венской психологической школы” В. Франкл. Он же утверждал, что “духовное измерение не может быть игнорируемо . именно оно делает нас людьми.”

Православная антропология свидетельствует, что именно в душе заложена основа нашей индивидуальности – самосознание. Здесь человек открывает в себе глубину неисследимую, отблеск Абсолютного, образ Божий в человеке. Осознание своего “Я” является иноприродным, оно не рождается из недр сознания, оно вневременно и внепричинно. Но именно здесь заложена возможность нравственного совершенствования, возможность преображения. Именно в самосознании заложена наша личность как тема творческого раскрытия. Образ Божий в человеке – это богоподобные свойства (свобода, ум, воля, способность к творчеству), а подобие – это возможность преображения. Поэтому цель личности, по свидетельству святых отцов, – уподобление Богу через стяжание Святого Духа – т.е. “обожение.”

В духовном ядре личности заложено стремление к обретению смысла собственной жизни; которое является первичной мотивирующей силой поведения человека. Важно не подменять высшие духовные стремления обыденными. Духовная реальность, ее природа и ценности не могут быть просто спроецированы в психологическую плоскость. Ошибка психологизма заключается в подмене этих понятий и отражает тенденцию к обесцениванию высшей правды.

Духовное проявляется в душевной жизни голосом совести. Совесть – универсальная форма нравственного сознания, это реальность, закон, с которым каждый встречается внутри себя. По свидетельству св. отцов, – это средство для безошибочного выбора добра, защита, не допускающая человека погрузиться в бездну греха..

Таким образом, получив от Создателя духовную природу, человек делается существом соединяющим весь мир, занимает царственное положение в мире. “В человеке заключается единение противоположностей между высшим и дольним, небесным и земным, разумным и неразумным, свободным и несвободным, духом и материей” (св. Григорий Нисский).

Введение в курс православной антропологии

Понятие об антропологии

Антропология (от др.-греч. ἄνθρωπος — человек; λόγος — наука) — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. [Якимов В. Антропология // Философская энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.]

Понятие о православной антропологии

Православная антропология — учение о человеке, построенное на основе Священного Писания, мистических прозрений отцов церкви и самостоятельного понимания ученых богословов.

Православная антропология — это богословская дисциплина, в рамках которой системно излагается богооткровенное учение Церкви о природе и личности человека, его предназначении и принципах существования.

Предмет, цель и источник православной антропологии

Предмет православной антропологии: бытие человека в свете Божественного Откровения.

Цель православной антропологии: собрать, системно изложить и раскрыть содержание антропологического учения Церкви; указать человеку путь спасения от того, что искажает его подлинный образ, и направить человека по пути духовного возрастания и единения во святом духе со своим Творцом, по образу Которого он создан.

Источник православной антропологии: Священное Писание и Священное Предание (святоотеческое наследие) Православной Церкви.

Разделы православной антропологии

1) Онтология. Человек первозданный (в райском состоянии его природы до грехопадения).

2) Амартология. Человек падший (состояние его природы после грехопадения вне рая).

3) Сотериология. Человек с обновляющейся по благодати природой во Христе и лоне Церкви.

4) Эсхатология. Человек в вечности (благодатию обновленный, облагодатствованный до обожения или святости).

1. Онтология. Человек первозданный

1. Человек до грехопадения — человек «в чистом виде», первозданный, соответствующий замыслу Бога.

В рамках данного раздела выясняется онтологический статус человека. Даются ответы на вопросы о происхождении, смысле существования, предназначении, естественном состоянии и совершенстве первозданного человека. Он описывается в природном и личностном аспектах бытия, излагается учение об образе и подобии Божием.

Читать еще:  Сонник игрушечная железная дорога. Сонник: к чему снится поезд

Человек — венец мироздания, конечная цель творения вселенной. Бог создал человека от избытка любви.

Человек создан иначе, чем все пр. твари, после Троического совета, по образу Божию (Быт. 1: 26) и с возможностью (и заданием) достигнуть подобия Божия.

Предназначение человека в том, чтобы жить вечно в блаженном единстве с Богом; обожиться самому и привести к обожению весь тварный мир. В силу своего предназначения человек гораздо выше и ценнее всего мира.

Дух. Душа. Тело.

Человек целостен и вместе с тем троичен: он состоит из духа, души и тела.

Тело человека – сложный, совершенный и гармоничный аппарат души для общения с внешним миром. Тело — не зло, а храм души и Духа Божия (1 Кор. 6:19). В будущем веке тело наше будет с нами, только преображенное и одухотворенное.

Душа человека – низшая духовная сущность. Душа, пребывая в теле, использует его как орудие. Душевная жизнь состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства.

Дух человекаДух – высшая часть души, заключающая в себе способность к Богообщению, Богопознанию, Богоуподоблению и Богопрославлению. Три проявления духа: совесть, жажда Бога, страх Божий. Как сила от Бога исшедшая, дух ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой.

Образ и подобие Божие в человеке

Образ Божий – это богодарованное начало, позволяющее человеку жить в единстве с Богом и наделяющее его божественными свойствами. Образ Божий неопределим в тварных категориях, поскольку ниспослан каждому человеку от неописуемого словом или мыслью Бога.

Важнейшие черты образа Божия в человеке: личность, свобода, бессмертие, творчество, владычество, ум, духовность, совесть, любовь, добродетельность, стремление к совершенству и др.

Образ Божий неуничтожим.

Образ дан, а подобие задано: человек призван к совершенству через Богоуподобление в добродетели.

Каким должен был быть человек по Замыслу Божию

Дух призван в единстве с Богом править душой и телом.

Душа, управляясь совестью, творила волю Божию с максимально возможным совершенством, получая высшее наслаждение в Боге.

Тело — послушное орудие, служило духу и душе, подчинялось им.

Человек подчинен Богу, а весь мир – человеку.

Человек сотворен бессмертным по духу и душе, а тело, всецело подчиненное им, тоже должно было проникаться бессмертием.

Таким бы человек и оставался, если бы не произошла величайшая трагедия — грехопадение человека, которое изменило первозданное («добро зело» – очень хорошее) положение вещей.

2. Амартология. Человек падший.

Человек после грехопадения (амартология) — раздел, где описывается духовная «механика» деградации человека, разрабатываются амартологические термины: «грех», «страсть», «тление», «смерть» и т. д., выстраивается их взаимосвязь, описывается их влияние на жизнь человека. Если в предшествующем разделе рассуждения по большей части имеют статичный характер, то есть представляют собой утверждения, констатирующие те или иные богооткровенные истины о человеке, то здесь даются описания динамичные, объясняющие, как и почему человек ниспадает с одной ступени на другую.

Происхождение зла и греха в мире

Бог не сотворил зла, Он сотворил все «добро зело».

Зло и грех вошли в мир благодаря злоупотреблению даром свободы. Его ввел в мир возгордившийся и вследствие этого падший ангел – сатана.

Грех в человеческом мире стал проводником зла приводящим человечество к гибели: духовной, нравственной и физической. Гордость и непослушание первых людей помрачили и извратили первозданную человеческую природу, привели тварный мир к его расстройству, болезням, скорбям, страданиям и смерти (о которой предупреждал прародителей Бог: «день, в который вкусите плод от запретного древа, смертью умрете»).

Первородный грех и его следствия

Первородный грех – грех первых людей, передающийся их потомкам, наследующим от них поврежденную грехом человеческую природу.

Грех прародителей называется первородным, потому что он был первым грехом в первом роде людей – наших прародителей Адама и Евы.

Суть первородного греха в гордостном противлении воле Божией, выраженном в непослушании.

Последствия: разрыв связи с Богом, нарушение цельности и иерархии человеческой природы, расстройство мироздания, катастрофы, болезни, страдания, смерть и адские мучения.

Повреждение человеческой природы после грехопадения. Нарушение цельности и иерархии.

Тело стало господствовать над душой и оказалось подвержено болезням и смерти.

Способности души извратились. Ум отделился от сердца и стал бессердечным, а сердце неразумным.

Человек утратил ведение Бога и духовного мира. У большинства людей и по сей день духовная жизнь подменена душевной.

Греховные страсти

Первородный грех повредил человеческую природу и породил греховные страсти. Греховная страсть – это влечение души в область греха помимо воли человеческой; это болезнь души, через постоянное повторение сделавшаяся как бы ее природным свойством (второй натурой), так что душа произвольно стремится ко греху.

Корень всех страстей, их общее содержание — самолюбие. Три проявления самолюбия: сластолюбие, сребролюбие и славолюбие.

8 главных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

После грехопадения человек попал в бедственное положение: ему предстояло прожить в трудах и скорби всю жизнь, затем умереть и попасть в ад, где вечно пребывать в мучении из-за отделения от Бога. Из этого положения сам человек выйти не мог.

Но Бог — благ, милосерден и человеколюбив. Он совершил наше спасение через искупительную смерть на Кресте («…СВЕРШИЛОСЬ!»), открыл нам путь ко спасению, в надежде, что мы пойдем этим путем за Ним (уподобляясь Ему в добродетели).

3. Сотериология. Человек во Христе.

Человек во Христе (сотериология) — раздел, где дается описание процесса возрождения человека через восстановление единства с Богом. Здесь изложение также ведется в динамичных категориях: становление, развитие, преображение (в историческом плане после Воскресения Иисуса Христа второе и третье состояние в жизни человечества представлены одновременно).

Иисус Христос – Новый Адам.
Христос-Богочеловек. Христос-Спаситель

Жертва, способная искупить человечество, должна была быть: во–первых, смертью человека, во–вторых, — вышечеловеческой.

Иисус Христос стал совершенным человеком – новым Адамом, во всем подобным людям, кроме греха, в то же время являясь Богом. Добровольная смерть Богочеловека на Кресте искупила и оправдала всякого человека.

Результат Боговоплощения

Спасение не является отменой следствий грехопадения. Мы продолжаем быть подверженными нападкам греха и страстей, болеем и умираем.

Для того, чтобы обрести спасение, человек должен сам потрудиться «в поте лица своего». Здесь проявляется великая «педагогическая» справедливость Божия и уважение к свободе: не хочешь — не спасайся.

По согласному мнению Св. Отцов, результат Боговоплощения — несравненно выше просто возвращения в состояние Адама до грехопадения. Человек получает не просто прощение, избавление от смерти, мир с Богом и исцеление, но и гораздо более, — обожение.

Дело спасение – двуединый богочеловеческий процесс и не может быть осуществимо без участия самого человека. Для спасения со стороны человека необходимы две вещи:
1) правая вера
2) благочестивая, богоугодная жизнь.

Хранительницей православной веры является Церковь, которая преемственно передает ее человечеству. Благочестивой жизни мы научаемся через Евангельский образ Христа, Матери Божией и житийные примеры святых.

Спасение невозможно без Церкви

В лице Иисуса Христа спасено всё человечество. Но для того, чтобы спасся каждый конкретный человек, ему необходимо общение Святого Духа.

Читать еще:  В какие годы жил николай угодник. История жизни николая чудотворца или николая угодника

Церковь есть «вместилище», «жилище» Духа Святого. Дух Святой в Церкви проявляет себя: в Таинствах, в Слове Божием, в догматическом и нравственном учении.

Этапы духовного роста человека

1. Обращение ко Христу: принятие веры, изменение жизни (покаяние), принятие Крещения – просвещение.

2. Следование за Христом: очищение, преображение, обожение.

Страсти и добродетели

4. Эсхатология. Человек в вечности.

Эсхатология — раздел, в котором раскрываются конечные цели и смыслы бытия человека как бессмертного существа. Описывается его будущая жизнь в вечности в той мере, в какой это было открыто людям в Божественном Откровении.

Второе пришествие. Страшный суд.

Частный суд – это суд человека после его телесной смерти. Страдание и блаженство после частного суда, носит предварительный характер.

Второе пришествие – это возвращение Иисуса Христа на землю, когда мир в его нынешнем состоянии прекратит свое существование. По втором пришествии Христовом произойдет всеобщее и одновременное Воскресение мертвых.

Результатом Страшного суда будет вечное мздовоздаяние — блаженство праведных и мучения осужденных злых. После Страшного суда наступит новая эра тварного мира – бесконечное Царство Христа, или Царство Божие.

Церковь: Православное учение о Церкви

Церковь: Православное учение о Церкви

Церковь это общество святых, истинных христиан, ныне живущих и в вере скончавшихся; Тело Христово и Христова Невеста, которая очищена водою крещения, омыта честною Кровью Искупителя, брачно одеяна и запечатлена Духом Святым. Ее прообразовали патриархи, провозвестили пророки, основали Апостолы, украсили иерархи и прославили мученики. Глава Церкви Христос, и потому она управляется одним евангельским Законом и стремится к единой цели – Царству Небесному.

Церковь – это новая жизнь со Христом и во Христе, движимая Духом Святым. Сын Божий, пришедший на землю и вочеловечившийся, соединил Свою Божественную жизнь с человеческой жизнью. Бог сделался Человеком, и эту Свою богочеловеческую жизнь Он дал и братьям Своим, верующим во Имя Его. Иисус Христос жил среди людей и умер Крестною смертью, но воскрес и вознесся на небо. И, вознесшись на небо, Он не отлучился от Своего человечества, но пребывает с ним всегда, ныне и присно и во веки веков. Свет Воскресения Христова осиявает Церковь, и радость Воскресения, победы над смертью ее исполняет. Господь Воскресший живет с нами, и наша жизнь в Церкви есть сокровенная жизнь во Христе.

Христиане потому и носят это имя, что они суть Христовы, они во Христе, и Христос в них. Боговоплощение не только идея или учение, но прежде всего событие, совершившееся однажды во времени, но имеющее всю силу вечности, и это пребывающее Боговоплощение как совершенное соединение, нераздельное и неслиянное, обоих естеств, Божеского и человеческого, и есть Церковь Она – человечество Христово, Христос – в человечестве Своем.

Так как Господь не просто приблизился к человеку, но и отождествился с ним, Сам став Человеком, то Церковь есть Тело Христово как единство жизни с Ним, Ему послушной и Ему подвластной. Тело принадлежит Ему, жизнь тела не принадлежит телу, но животворящему его Духу; вместе с тем оно от него отличается: согласно с ним и самобытно в одно и то же время, и здесь не единство безразличия, но двуединство. Эта же мысль выражается и тогда, когда Церковь именуется Невестой Христовой, или Женой Христа: отношение между женихом и невестой, мужем и женой, взятое в их предельной полноте, есть совершенное единство жизни при сохранении всей реальности их различия: двуединство, не расторгаемое двойством и не поглощаемое единством.

Церковь как Тело Христово не есть Христос, Богочеловек, ибо она – человечество Его, но она есть жизнь во Христе и со Христом, жизнь Христа в нас (Гал. 2:20). Но Христос – не просто Божественное Лицо как таковое, ибо Его собственная жизнь неотделима от жизни Святой Троицы, Он есть «Един от Святой Троицы». Его жизнь едина и единосущна с Отцом и Духом Святым. Поэтому Церковь как жизнь во Христе – это и жизнь во Святой Троице.

Тело Христово, живя жизнью во Христе, живет тем самым и жизнью Святой Троицы, на себе имеет печать Ее (почему и рождение в Церковь Крещение «во имя Христово», совершается «во имя Отца и Сына и Святого Духа»). Христос – Сын, открывающий Отца и творящий волю Его. В Нем мы познаем не только Его, но и Отца, и в Нем мы становимся, вместе с Ним, сынами Отца, приемлем богосыновство, усыновляемся Отцу, к Которому и взываем: «Отче наш«.

Будучи Телом Христовым, мы принимаем на себя отсвет Отеческой личности, вместе и одновременно с Сыновней. Но и не только это, а и силу Их взаимного отношения, Их двуединство: «да будут все едины как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» (Ин. 17:21), это двуединство есть сила Любви, связующей Святую Троицу: Бог есть Любовь. Церковь, Тело Христово, становится причастно этой троичной Божественной Любви: «и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23).

Этому существу дела соответствует и историческое его раскрытие. Церковь являет дело Боговоплощения Христова, она есть само это Боговоплощение, как усвоение Богом человеческого естества и усвоение Божественной жизни этим естеством, его обожение как следствие соединения обоих естеств во Христе. Но в то же время дело воцерковления человечества в Тело Христово еще не совершилось силою одного Боговоплощения и даже Воскресения: «лучше для вас, чтобы Я пошел (к Отцу); ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам» (Ин. 16:7). Это дело потребовало ниспослания Святого Духа, Пятидесятницы, которая и явилась свершением Церкви. Дух Святой в огненных языках сошел в мир и почил на Апостолах, возглавляемых Богоматерью и представляющих в своей двенадцатерице целокупность человеческого рода. Эти языки остались в мире и пребывают, составляя сокровищницу Даров Духа Святого, пребывающего в Церкви. Дар Духа Святого подавался в первенствующей Церкви апостолами с полной явностью для всех после Крещения, и этому ныне соответствует «печать дара Духа Святаго«, подаваемая в Таинстве Миропомазания.

Ранее всякого исторического раскрытия и определения Церкви должна быть понята как некая Божественная данность, в себе пребывающая и себе самотождественная, как факт Божественного изволения, совершающегося в мире. Церковь есть или дана в известном смысле и независимо от своего исторического возникновения – она возникает, потому что есть, – в плане Божественном, надчеловеческом. И она существует в нас не как установление или общество, прежде всего как некая духовная самоочевидность или данность, как особый опыт, как жизнь. И проповедь первохристианства есть радостное, торжествующее возвещение об этой новой жизни. Не может быть исчерпывающего и удовлетворительного определения Церкви, как невозможно дать определения самой жизни.

«Прииди и виждь»: только опытно, благодатно познается Церковь через причастность ее жизни. Поэтому, ранее всяких внешних определений Церкви должна быть опознана в мистическом своем существе, которое лежит в основании всех церковных самоопределений, но в них не вмещается. Церковь в существе своем, как богочеловеческое единство, принадлежит к божественному миру, она есть в Боге, а потому существует и в мире, в человеческой истории. В последней она раскрывается во временном бытии: поэтому она, в известном смысле, возникает, развивается и имеет свою историю, свое начало. Однако если видеть ее только в историческом становлении и на основании его лишь составлять себе представление о Церкви как одном из земных обществ, тогда мы проходим мимо ее своеобразия, ее природы, в которой во временном раскрывается вечное, в тварном нетварное.

Читать еще:  Филарет (Дроздов), митрополит. Пушкин и Филарет

Существо Церкви – Божественная жизнь, открывающаяся в тварной; совершающееся обожение твари силою Боговоплощения и Пятидесятницы. Эта жизнь, хотя она и составляет величайшую реальность и имеет самоочевидную достоверность для причастных к ней, есть духовная жизнь, сокрытая в «сокровенном человеке», в «клети» сердца его, есть в этом смысле тайна и таинство. Она сверхприродна или премирна, хотя и совмещается с жизнью в этом мире, и для нее одинаково характерна и эта премирность и это совмещение.

В первом смысле Церковь «невидима», в отличие от всего, что «видимо» в мире, что доступно чувственному восприятию среди вещей этого мира. Однако невидимое в Церкви не есть неведомое, ибо человек кроме телесных чувств имеет еще око духовное, которым он видит, постигает, ведает. Этот орган – вера, которая по апостолу есть «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Она на крыльях своих возносит нас в мир духовный, делает гражданами Града Небесного.

Жизнь Церкви – это жизнь веры, через которую становятся прозрачны вещи этого мира. И, конечно, этому духовному оку видима невидимая Церковь не может существовать сама в себе, вне людей. Она не вмещается в человеческий опыт всецело, ибо жизнь Церкви Божественна и неисчерпаема, однако особое качество этой жизни, особый опыт церковности подается всякому к ней приступающему.

По учению отцов Церкви вечная жизнь, которую дает нам Христос и которая в том состоит: «да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3), начинается уже здесь, в этой временной жизни, и эта вечность во времени и есть касание Божественной жизни в Церкви. В этом смысле Церковь в самом существовании своем есть предмет веры и познается верою «во едину, святую соборную и апостольскую Церковь».

Она осознается количествено как некое живое многоединство единой цельной жизни многих, соборности по образу Божественного триединства. К раздробленному человечеству, в котором каждый индивид ведет свою обособленную, себялюбивую жизнь, обращается Церковь ежедневно на Литургии перед совершением таинства Евхаристии: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа» Очам любви открывается это церковное единство, не как внешнее соединение или собрание, какое мы имеем во всяком мирском обществе, но как таинственная первооснова жизни человека.

Человечество едино во Христе, все люди суть ветви единой виноградной лозы, члены одного тела. Жизнь каждого человека беспредельно расширяется в жизнь других, и каждый человек в Церкви живет жизнью всего оцерковленного человечества, являя собою все человечество. И не только человечество в лице живущих, но в Боге и в Церкви где нет различия между живыми и умершими, ибо в Боге все живы, ибо Он «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32). (И неродившиеся, но имеющие родиться, уже живы в вечности Божией.)

Но даже человеческим родом не ограничивается церковная соборность, ибо в Церковь входит не только человеческий род, но и ангельский собоб. Самое бытие ангельского мира недоступно телесному видению, оно может удостоверяться лишь духовным опытом, быть видимо очами веры, и тем более наше единение в Церкви через Сына Божиего, воссоединившего земное и Небесное и устранившего преграду миров ангельского и человеческого. Но с ангельским собором и человеческим родом связано все творение, природа мира. Она вверена попечению Ангелов и отдана владычеству человека, судьбы которого тварь разделяет: «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне: и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:22,23).

Таким образом, человек в Церкви становится вселенским существом, жизнь которого в Боге соединяет его с жизнью всего творения узами космической любви (Исаак Сирин). Таковы пределы Церкви, жизнь которой восходит за пределы сотворения мира и человека и продолжается в вечности.

Можно сказать, что Церковь есть предвечная цель и основание творения, ради Церкви Бог создал мир, и в этом смысле «она сотворена прежде всего и для нее сотворен мир» («Пастырь» Ерма, вид. 2, 4, 1).

Господь сотворил человека по образу Своему, но этот образ, то есть живое Богоподобие человека, уже содержит в себе и задание и возможность воцерковления человека, как и Боговоплощения, ибо Бог мог принять естество лишь такого существа, которое сообразно Ему, в себе содержит Его образ. И в живом многоединстве человеческого рода уже заложено церковное многоединство по образу Святой Троицы.

Поэтому относительно существования Церкви в человечестве трудно сказать, когда ее не было, по крайней мере в предначинании: по учению отцов, уже в раю, до грехопадения, когда Господь приходил беседовать с человеком и находился с ним в общении, мы имеем уже первозданную Церковь. После грехопадения (Быт. 3:15), Господь обетованием Своим полагает начало так называемой Ветхозаветной Церкви, которая была школой и вертоградом Богообщения. И даже во тьме язычества в его естественном богоискании существует, по выражению церковного песнопения, «языческая неплодящая Церковь.».

Разумеется, полноты своего бытия Церковь достигает лишь с Боговоплощением, и в этом смысле Церковь основана Господом Иисусом Христом и осуществлена в Пятидесятницу. Но этим событием хотя и положено основание, но не совершено еще исполнение Церкви. Ей предстоит еще из Церкви воинствующей сделаться Церковью торжествующей, в которой «Бог будет все во всем».

Противопоставление «невидимой Церкви» и видимого человеческого общества, которое хотя и возникает по поводу и ради Церкви, но чуждо Церковь, разрушает этот символ, а вместе и упраздняет самую Церковь, как единство тварной и божественной жизни. Но, если Церковь как жизнь содержится в земной Церкви ,то тем самым дано, что эта земная Церковь, как все земное, имеет свои грани в пространстве и времени. Не будучи только обществом, в него не вмещаясь и им не исчерпываясь, она существует тем не менее именно как церковное общество, имеющее свои признаки, свои законы и грани. Она для нас и в нас, в нашем земном и временном бытии, имеет и свою историю, поскольку все существующее в мире пребывает в истории. Таким образом, вечное, неподвижно-божественное бытие Церкви в жизни этого века предстает как историческое раскрытие и свершение, а следовательно, имеет и свое историческое начало.

Церковь основана Господом Иисусом Христом, Который камнем для созидания Церкви Своей определил исповедание веры Апостола Петра, высказанное им от лица всех апостолов. Они были посланы Им по Воскресении на проповедь Церкви, которая получила новозаветное бытие в сошествии Святого Духа на Апостолов, после которого раздался первый апостольский призыв в Церкви устами Апостола Петра: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38)… «и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:41), чем и было положено основание Церкви новозаветной.

Настольная книга священнослужителя (скачать)

Источники:

http://pravoslavie.by/page_book/priroda-cheloveka-i-ego-prizvanie
http://happy-school.ru/publ/voskresnaja_shkola/antropologija/vvedenie_v_kurs_pravoslavnoj_antropologii/261-1-0-26335
http://dishupravoslaviem.ru/cerkov-pravoslavnoe-uchenie-o-cerkvi/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: