Православное учение о бытии бога и о безсмертии души. Учение православной церкви о безсмертии души

Истина бессмертия души

Из книги Ивана Андреева “Православная апологетика”, изданной в серии “Духовное наследие русского зарубежья”, выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

Вера в бессмертие души обычно у всех народов тесно связывается с религией и составляет существенную часть почти всех известных в истории религий. Это указывает на то, что идея бессмертия души своими корнями уходит в религиозное сознание человека. По мнению многих глубоких мыслителей как древности, так и нового времени (Сократ, Платон, Декарт, Паскаль), идея бессмертия должна быть признана врожденной человеческому духу.

Религиозное убеждение, что союз, соединяющий Бога с человеком, не может уничтожиться после смерти человека, но есть союз вечный, принадлежит к самым твердым убеждениям религии, без которого она не имела бы жизненной силы. Вера в бессмертие такая же древняя, как сам человек и его религия.

В защиту этого верования имеются и соображения разума. Эти соображения и называются доказательствами бессмертия души и подразделяются на теологическое, философское, нравственное и историческое (из всеобщности веры в бессмертие у всех народов).

Теологическое доказательство выводится из свойств Божиих, главным образом из свойств Его Личности: благости, правосудия и всемогущества.

Философское доказательство выводится из свойств или природы самой души.

Нравственное доказательство основывается на требованиях нашего нравственного сознания.

Историческое выводится из истории человечества.

Для верующих в Бога людей самыми убедительными доказательствами бессмертия души являются доказательства теологические. Если Бог есть живая Личность, обладающая свойствами всемогущества, всеблагости и безусловной справедливости, то, создавая людей, Он не мог их создать лишенными бессмертия. Поэтому сознание верующего человека имеет непоколебимое убеждение в истине бессмертия души. Если есть Бог, то есть и бессмертие.

Философское доказательство бессмертия души дополняет теологическое и приходит на помощь верующему, когда ему начинают возражать со стороны теорий, отрицающих личного Бога (материализм, атеизм, пантеизм).

Душевные и физические явления представляют собой нечто существенно разнородное, не сводимое одно к другому. Как из душевных свойств нельзя вывести свойств физических, так и из физических свойств нельзя вывести свойств психических. Какие химические или физические, вообще материальные свойства можно найти в таких психических проявлениях, как вера, надежда, справедливость, любовь, милость и т. п.? С материалистической точки зрения совершенно невозможно объяснить психические явления. Сознание человека представляет собой целостное единство, тогда как мозг, к которому материалисты хотят свести сознание, представляет собой множественность материальных частиц. Мозг есть только инструмент, которым пользуется душа, но не есть сама душа.

И, когда уничтожается мозг и вообще человеческое тело, то нет никакого логического основания утверждать, что с ним должна уничтожиться и душа. Она может не проявляться в умершем теле и в разрушенном мозгу, но может существовать отдельно от тела и от мозга.

Из того, что тело не может жить отдельно без души, совершенно не вытекает, что душа не может жить без тела в ином мире, который не известен нам, но существования которого мы не имеем основания отрицать. Мы можем верить в существование инобытия, иного мира, духовного, или можем не верить в него (т. е. верить, что его нет).

Нашей вере ничто не может помешать.

Утверждая, что психическое отлично от физического, мы имеем на это гораздо более оснований, чем утверждая, что психическое есть физическое. И утверждая, что душа может жить без тела, мы опять-таки имеем на это больше оснований, чем предполагая разрушение души при разрушении тела.

С материалистической точки зрения, отрицающей существование души как отдельного начала (так называемой субстанции, выражаясь философским языком), невозможно объяснить факт постоянного тождества нашего самосознания. Если наши душевные явления представляют собой только соединение материальных частиц, то как можно объяснить тождество нашего самосознания во всю нашу жизнь при несомненно существующей в нашем организме смене материальных частиц? Поэтому в высшей степени невероятно, чтобы основой нашей личности была постоянно сменяющаяся в них материя.

Нравственное доказательство бессмертия души сводится к указанию на то, что человек, представляющий собой разумную нравственную личность, не может иметь временного только значения в течение жизни на земле. Цель и нравственное назначение человека состоит в том, чтобы он, как личное существо, достигал полноты личного духовного совершенства и становился в должное отношение к вечному личному Богу. Следовательно, его назначение не может оканчиваться во времени.

Отрицание Бога и бессмертия души превращает человека в высококвалифицированного скота. Вера же в Бога и в бессмертие души, которой ничто помешать не может, ставит перед человеком возможность бесконечного совершенства, до слияния с Богом.

«Будьте совершенны как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48) – вот идеал, поставленный человеку Самим Богом.

О нескончаемости бытия души человеческой, т. е. о бессмертии

Покланяютися, Боже Отче, яко дал

ми ecи душу бессмертную и святой

Определив всему временному начало, говорит св. Софроний Иерусалимский, Бог чувственным вещам назначил и конец временный, а существа разумные Он почтил достоинством бо́льшим против тех, то есть временных: они никогда не умирают и не разрушаются, подобно чувственным вещам, которые текут и проходят.

Трояких жизненных духов сотворил Бог: одного, который не покрывается плотию; другого, который покрывается плотию, но не умирает с плотию.

Дух, непокрываемый плотию, есть дух Ангельский. Дух покрываемый плотию, но с плотию неумирающий, есть дух человеческий. Дух, покрываемый плотию, и с плотию умирающий, есть дух скотов и всех неразумных животных.

Потому человек ниже Ангела и выше скота, – так что он имеет нечто общее с высшим и низшим, т. е. бессмертие духа с Ангелом, а смерть плоти со скотом до тех пор, пока и самая смертность плоти не поглотится славою воскресения.

Читать еще:  Видеть во сне сгоревший дом после пожара. К чему снится сгореть

Бессмертная душа не будет воскресать так, как тело, а только возвратится в оное (Блажен. Феодорит).

Целый мир неравноценен душе: мир преходит, а душа нетленна, и пребудет нетленною, говорит св. Иоанн Лествичник.

Мы научены – говорит св. муч. Иустин, – что обессмертиваются только одни приблизившиеся к Богу по святости и добродетели, и веруем, что жившие неправедно и не переменившиеся наказываются в вечном огне, конечно, продолжая свое и существование и сознание.

Смерть разрешения от одежды мертвых кож и касается души: ибо не как может разрушиться то, что несложно; а как это, послушай:

Из существующего ничто не разрушается само собою, иначе оно не составлялось бы и сначала; ибо что разрушается, то разрушается противным, поэтому разрушающееся таково, что оно может разрушиться. А что может разрушиться, то сложно; сложное многочастно; слагающееся из различных частей слагается; различное не то же самое: следовательно, душа, будучи простою, не состоящею из различных частей, несложною и неразрешимою, по тому самому будет нетленна и бессмертна, И еще: не душа умирает, но тело, как скоро разлучается с душой. Итак, ежели бы душа была приводима в движение телом, то следовало бы ей, по удалении сего двигателя, умереть: но если душа движет телом, то тем более она может приводить в движение себя самую; а когда она имеет силу действовать сама собою, то несомненно будет жить и по смерти тела.

Но говоря собственно о бессмертии души, нельзя с строгою необходимостью доказать бессмертие ее. Ибо Тот, Кто даровал душе несложность и простоту, может и совсем уничтожить душу, и это не будет противоречить простоте ее; равным образом, Кто сообщил ей силу самодвижности, Тот же может и остановить эту силу. Следовательно, настоящее доказательство бессмертия души надобно искать не в самой сущности ее природы, а в свойствах Премудрого и Правосудного Творца ее, давшего ей природу бессмертную. Поэтому и Отцы Церкви утверждали, что душа наша бессмертна по благодати Божией. Знай – говорит Св. Кирилл Иерусалимский, – что ты имеешь душу свободную, творение Божие прекраснейшее, сотворенное по образу Создателя, бессмертное по благодати Бога 9 .

Вопрос: Какому же Божию свойству мы обязаны сим даром – «бессмертия»?

Ответ: Божией Премудрости и Правосудию. Премудрость Божия бессмертна и создательница бессмертия. Премудрость Божия, хотя изъявити разуму человеческому свое бессмертие, аки бы так глаголет: виждь, о человек. Мене знай быти вечну и бессмертну; не точию же Мене, но и душу твою от мене созданную веждь вечну быти и бессмертну.

Не было бы в душе человеческой ни мысли о Боге, ни о самом бесстрастии и бессмертии, не были бы таковы, как теперь, и произведения ее мыслей, если бы наделившая нашу душу такими силами Премудрость Божия не даровала в удел ей (т. е. душе) жизнь в нескончаемые веки.

В то время, когда тело лежит на постели – без движения, и спит как бы смертным сном, она (т. е. душа), действуя собственною силою, бодрствует и находится совершенно в ином состоянии, нежели в каком тело; и, как бы вышедши из тела, но в самом деле пребывая в нем, воображает и созерцает то, что превыше земли; ежели душа не редко, оставляя область земного, возносится к св. Ангелам и, ободряясь чистотою своего ума, приближается к ним, то не яснейшее ли она получит познание о бессмертии тогда, когда разрешится от тела, потому то она и мыслит и рассуждает о бессмертии и вечности, что сама она бессмертна и вечно жива. Поэтому же самому душа имеет понятие о Боге, сама для себя есть путь, из себя самой, а не извне получает познание о Слове Божием.

Но правильнее понимать, что душа, по воле создавшего ее Творца, бессмертна по естеству, а не по благодати, потому что осужденные на вечное мучение грешники не имеют благодати, а между тем бессмертие не отнято от них.

Учение Православной Церкви
о бессмертии души

По учению Православной Церкви, человек “состоит из невещественной и разумной души и вещественного тела” /1, с.21/. Такое представление основано на словах Священного Писания (Быт.2:7; Иов.13:13-14; Пс.15:9-10;62:2; Матф. 10: 28; 1Кор.6:20). Тело по своей природе вещественно, материально: оно создано Творцом из “праха земного” (Быт.2:7; 3:19), т.е. из тех же веществ, что и остальной видимый мир. Душа человека относится к миру невидимому и, подобно ангелам, “духовна”: это то самое “дыхание жизни”, которое “вдунул Господь Бог в лицо человека” (Быт.2:7). В отношении понятий “душа” и “дух” в богословии существуют две точки зрения: 1) выше рассмотренная дихотомия, и 2) трихотомия, согласно которой человек есть дух, душа и тело /2, с.70-71/. Оба подхода основаны на словах Священного Писания, где слово “дух” употребляется либо как синоним “души” (Еккл.12:7; Лук.1:46- 47; Иак.2:26), либо как высшая, к Богу направленная сила “души” (1Кор.2:14-15; 3:1,3; 1Фес.5:23; Евр. 4:12)[1]. В таком понимании (а именно такое и следует из слов Библии) противоречия между дихотомией и трихотомией нет: допустимы оба рассмотрения – в зависимости от того, на чем хочет сосредоточить свое внимание автор.

Одним из центральных положений Православной Веры является догмат о бессмертии души человека. Составляя вместе с телом единое целое – человека – в его земной жизни, в момент смерти душа отделяется от тела. Последнее истлевает, распадается на атомы, которые затем входят в состав других материальных объектов. В физическом мире все время происходит круговорот материи, переход одних ее форм в другие при сохранении общего ее количества (закон сохранения материи), определенного Творцом при его создании. Отсюда следует, что индивидуальные телесные особенности человека исчезают после его физической смерти. Сохраняется ли память о них? Безусловно. И не только в мыслях и воображении людей, общавшихся с данным человеком при его жизни, но в мировом арсенале памяти Всеведущего Бога. Что же касается души человека, то, отделившись от тела, она продолжает жить, но уже в других условиях. Так что человек со времени его телесной смерти до времени Второго пришествия Христова сохраняет свою личность, подобно бесплотным духам, только в бессмертной душе. После всеобщего Воскресения и страшного Суда для праведников наступит “жизнь будущего века” – их души будут в новых нетленных телах (1Кор.15:42-44)[2]. Таким образом, из Откровения следует, что жизнь человеческой души вне тела – явление временное[3]. Другой вывод, который также следует из Св. Писания, – приоритет души над телом: телесные повреждения не влияют на личность человека, также и при смерти тела личность сохраняется, ее определяет состояние души. Оба вывода являются следствием того, что человек создан по образу и подобию Божию (Быт.1:26-27). Это значит, что те свойства, которые Бог имеет в абсолюте, в некоторой степени имеет также и человек. Эти свойства, по учению святых Отцов /4, с.267-330/, относятся не к телу, а к богоподобной душе человека: Бог есть Дух, и душа человека есть вместилище духа; Бог вечный, и душа человека бессмертна /4, с.327-328/.

Читать еще:  Понедельник страстной недели приметы и обычаи. Приметы и традиции последней недели перед пасхой

Надо сказать, что вера в бессмертие души присуща не только христианству, но вообще любой религии: все религии так или иначе представляют жизнь после смерти, причем жизнь данной, конкретной личности; именно это отличает религиозное мировоззрение от нерелигиозного[4]. Религия, по самому определению своему, есть связь (на личностном уровне) человека с Богом /5, с.16/. Эта связь нерасторжима, она продолжается и после телесной смерти человека – вот тот фундамент, на котором зиждется вера в бессмертие души /6, с.406/. Именно вера является наиболее сильным аргументом в пользу постулата о бессмертии души человека. Без этой веры земная жизнь его теряет всякий смысл /7, с.42-48/. “Для чего любить, верить, надеяться, страдать, стремиться, страшиться? Умирают люди, умирают народы, – умрет и планета наша” /7, с.43/, – так рассуждает атеист, и перед ним как логическое следствие встает альтернатива: либо покончить с этой бессмысленной жизнью (самоубийство), либо эпикурейство с его приземленной моралью. Только вера в Личного Бога и в бессмертие личности человека делают его жизнь осмысленной и полноценной: без этого любая его деятельность “под солнцем” (т.е. в этом мире) – “суета и томление духа” (Еккл. 2:11), и сам он, не обращенный к Богу, подобен животному (Еккл.3:18).

Теперь приведем так называемые “доказательства” бессмертия души. Их можно разбить на две группы: 1) слова Божественного Откровения; 2) логические аргументы. Сначала обратимся к Священному Писанию.

1) В ветхозаветные времена как иудеи, так и многие из язычников твердо верили, что душа любого человека после его телесной смерти нисходит во ад (преисподнюю, геенну). Так патриарх Иаков, оплакивая сына своего праведного Иосифа, сказал: “С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю” (Быт. 37:35). Ад был местом нахождения душ не только грешников, но и ветхозаветных святых (Быт.25:8; 35:29; 49:29). Правда, для них Бог определил особое место (состояние) – “лоно Авраама”, о чем говорит притча о богатом и Лазаре (Лук.16:22-26). И все же ад – место тяжелое для души, ибо там она лишена возможности общения с Богом (Пс.87:6, 12-13; Сир.17:24; Вар.2:17). Что говорит Ветхий Завет о бессмертии души? В книге Екклесиаст можно прочесть: “. отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его на улице плакальщицы” (Еккл.12:5-7); в другой книге упоминается о “вечном упокоении” (Сир.46:22). В скорбной молитве Товит просит Господа, чтобы Он освободил его от тяготы жизни “в обитель вечную” (Тов.3:6). Что под этим подразумевается? Вечное пребывание во аде? Нет, вечная жизнь души после телесной смерти. В Ветхом Завете много пророческих мест о Спасителе, в частности, о том, что Он Своею крестною смертью победит ад (Ос.13:14), выведет оттуда праведников (Пс.15:10, 29:4; Дан.3:88; Иона.2:7); имеются и прямые указания на воскресение мертвых для вечной жизни праведников и вечного поругания и посрамления грешников (Дан.12:2-3; 2Макк.7:9,36; Тов.13:14; Прем.5:15). Все приведенные места говорят о вере в бессмертие души человека.

В Новом Завете эта истина изложена еще яснее. “Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова”, – приводя эти слова из Ветхого Завета (Исх.3:6), Спаситель пояснил: “Бог не есть Бог мертвых, но живых” (Матф.22:32; Мар.12:27). Очень важное добавление к этим словам находим мы у евангелиста Луки: “ибо у Него все живы” (Лук.20:38), что прямо указывает на бессмертие души. Ушедшие в загробный мир сохраняются как личности, живут сознательной жизнью. Об этом говорит притча о богатом и Лазаре (Лук.16:22-31), а также обращенные к иудеям слова Христа: “Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел, и возрадовался” (Иоан.8:56). Насколько драгоценнее бессмертная душа по сравнению с тленным телом, показывают следующие слова Спасителя: “Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне” (Матф.10:28). Как же должен человек относиться к своей душе? Спаситель говорит об этом так: “любящий душу свою погубит ее[5]; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную” (Иоан.12:25). Апостолы также смотрели на земную жизнь человека как на временную, называя тело “храминой”, или “хижиной”, в которой обитает душа (2Пет.1:14; 2Кор.5:1); когда “эта хижина разрушится”, т.е. наступит телесная смерть, душа перейдет в “жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный” (2Кор.5:1). Это – аллегорическое выражение истины бессмертия души. Но как согласовать эту истину с утверждением апостола Павла, что бессмертен один только Бог (1Тим.6,16)? Святые Отцы так отвечают на этот вопрос: Бог и только Он бессмертен по естеству, а бесплотные духи и души человеческие “не имеют бессмертия сами по себе”[6], но бессмертны по благодати Божией, “ибо сие – быть бессмертными – от Бога им дано” /10, с.454/.

2) Рассмотрим теперь логические аргументы в пользу бессмертия души /6, с.404-427/.

Читать еще:  Сонник держать в объятиях. Что означают объятия по соннику

а) Прежде всего – непосредственное чувство бессмертия, присущее каждому человеку /7, с.57-59/: смерть воспринимается им как нечто ужасное, ненормальное[7]. Прекрасно понимая умом, что смерть для него неизбежна, человек испытывает страх перед нею. Даже Христос по человечеству Своему страшился смерти (Матф.26:39). Этот аргумент можно отнести к психологическому доказательству бессмертия души.

б) Теологическое доказательство. Оно выводится из свойств Божиих: “если Бог есть Живое, Личное Существо, и если Ему присущи такие свойства, в силу которых Он, как Существо всеблагое, – хочет, как Существо всемогущее, – может, как Существо безусловно правосудное, – должен даровать нам бессмертие, то этого достаточно, чтобы иметь непоколебимое убеждение в истине бессмертия души. Аргумент: “Жив Бог – жива душа моя” – для верующего сознания самый сильный аргумент /6, с.407/. Но для людей, отрицающих личного Бога (пантеизм, атеизм), – это не доказательство.

в) Философское доказательство. Оно основано на свойствах самой души. Душа есть духовная субстанция, т.е. простая реальная сущность, имеющая признаки единства и постоянства. Уже Платон в своем “Федоне” говорил, что разлагается только сложное, простое же неразрушимо. Лейбниц (17-28 в.) этот вывод прилагает к монадам: как простая сущность, монада не подлежит уничтожению естественным путем (сама собой) /6, с.408-409; 7, с.59/. Душа может господствовать над телом, может действовать вопреки инстинктам. Все это указывает на то, что душа “есть самостоятельная духовная сила, отличная от тела. и продолжающая свое существования после отделения от него” /6, с.409/.

г) Телеологическое доказательство. Земная жизнь человека как личности имеет цель, и “не в том только, чтобы выполнить назначение природы (подобно цветку). но чтобы он как личное существо достигал полноты личного духовного совершенства и стал в должное отношение к Вечному Личному Богу” /6, с.427/. Эта цель имеет смысл только в перспективе вечной жизни со Христом.

д) Нравственное доказательство. Человеку присущ нравственный закон, вложенный в его природу Самим Творцом. Этот закон, как высший двигатель и указатель праведной, богоугодной жизни, является безусловным. Даже язычники, не имевшие, в отличие от иудеев, Синайского законодательства, делают законное по природе, потому что нравственный закон от создания первых людей находится в их сердцах и охраняется совестью (Рим.2:14-15). Тем не менее, в земной жизни мы видим повсеместное нарушение этого закона: праведники страдают, зло торжествует. Отсюда следует, что для безусловного выполнения этого закона нужно принять положение о загробной жизни, о праведном воздаянии бессмертной душе /7, с.73-77/.

Таково христианское учение о бессмертии души. Его разделяют все святые Отцы и учители Церкви (литературу по этому вопросу можно найти, например, в /11, с.452/). В заключение приведем слова митрополита Московского Платона (Левшина): “Если допустить, что после смерти ни для кого не будет никакой справедливости, то погибнут все законы, разрушатся все общества, погаснет сила совести, будет презренна добродетель и подымут главу свою порок и злодейство; уничтожится святая вера, и все тайны благочестия должны будут превратиться в басню. Ешь, пей, веселись, а когда не на что, грабь, похищай, попирай совесть – после смерти ничего не будет. Итак, вы, зараженные этим смертоносным мнением люди, хотите, чтобы благочестивые государи прекратили свои святейшие подвиги; судьи не ободряли бы себя надеждой небесного воздаяния за свои труды; воины, кровью своею защищающие веру и отечество, не ожидали бы венцов неувядаемой славы. – хотите вы, чтобы весь свет обратился в некий первородный хаос. Но “знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет” (Пс.1:6)” /12, с.588/. Эти слова, произнесенные более двухсот лет тому назад, хотелось бы напомнить нашим современникам.

Литература

1) Православное исповедание веры кафолической и апостольской Церкви Восточной.// В книге: Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о Православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995.

2) Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Курс лекций. Ч.III. М. 1997.

3) Иеромонах Иларион (Алфеев). Таинство Веры. Введение в Православное догматическое богословие. Москва-Клин. 1996.

4) В. Серебреников. Христианское учение об образе Божием.// В книге: Учение Локка о прирожденных началах знания и деятельности. СПб. 1892, с.267-330.

5) И.М. Андреев. Православно-христианская апологетика. Джорданвилль. 1965.

6) Н.П. Рождественский. Курс основного богословия. Т.I. СПб. 1893.

7) Е. Тихомиров. Загробная жизнь, или последняя участь человека. Репр. изд. СПб. 1995.

8) Евфимий Зигабен. Толкование Евангелия от Иоанна // В книге: Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие. СПб. 2000.

9) Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Святое Евангелие от Иоанна с толкованием. М. 1996.

10) Св. Феофан Затворник. Толкование посланий апостола Павла. Пастырские послания. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1995.

11) Макарий, архиепископ Харьковский. Православно-догматическое богословие. Т.I. СПб. 1868.

12) Настольная книга священнослужителя. Т.7. М. 1994.

[1] Там, где слово “дух” употребляется как самостоятельное понятие, безотносительно к душе человека, то это либо Святой Дух, либо служебные духи.

[2] Злые же воскреснут для вечного осуждения (Иоан.5:29). Каковы будут их тела, Священное Писание не говорит.

[3] Сохранятся ли индивидуальные телесные особенности в новых телах? Современные богословы, большое внимание уделяющие “телесной составляющей” человека, отвечают на этот вопрос положительно, находя подтверждение своим мыслям в словах св. Григория Нисского: “В душе и после разлучения с телом остаются некоторые знаки. соединения” /3, с.70/.

[4] Реинкарнация (переход души из одного тела в другое), растворение личности в божестве (нирванна) – это представления нерелигиозные: поэтому индуизм, пантеизм, буддизм в строгом смысле нельзя считать религиями.

[5] Здесь имеется в виду неуместное угождение прихотям и страстям своей души, любовь к ней и привязанность к земной жизни большие, чем любовь к Богу /8, с.540-541; 9, с.461-462/.

[6] Это следует из того, что все мироздание и человек в том числе, тварно, оно сотворено Богом “из ничего” (2Макк.8:28), поэтому само по себе может только распасться.

[7] Платон, а затем Декарт, Локк (17 век) относили веру в бессмертие души к врожденным идеям человека.

Источники:

http://pravoslavie.ru/put/060721001520.htm
http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dusha-chelovecheskaja-polozhitelnoe-uchenie-pravoslavnoj-tserkvi-i-svjatyh-ottsov/12
http://samlib.ru/b/borisowa_n_p/undeath.shtml

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: