Православие и фольклор. Доклад “православие и фольклор”

Православие и фольклор. Доклад “православие и фольклор”

«Православие и фольклор»

4 октября 2005 года на филологическом факультете МПГУ состоялось первое в этом учебном году заседание историко-филологического семинара по вопросам православной культуры. В этот раз участники семинара коснулись проблемы: «Православие и фольклор». Среди собравшихся были студенты филологического факультета МПГУ, аспиранты кафедр русского языка, общего языкознания, русской литературы, русской литературы ХХ в., культурологии и философии, студенты и аспиранты Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, учителя московских школ, преподаватели МПГУ. На семинаре также присутствовали Ученый секретарь Ученого Совета МПГУ Галина Ивановна Никитина, почетный профессор МПГУ благочинный Михайловского церковного округа г. Москвы протоиерей Георгий Студенов, декан филологического факультета МПГУ Алевтина Дмитриевна Дейкина, заместители декана филфака МПГУ Сергей Александрович Леонов и Андрей Александрович Коновалов.

В приветственном слове к участникам семинара председатель МАМИФ Иван Сергеевич Леонов отметил, что данное мероприятие является знаковым, т.к. оно открывает очередную научную сессию мероприятий в рамках МАМИФ. И.С. Леонов подчеркнул, что «изучение славянской культуры – это сложный многоуровневый процесс. И очень отрадно, что инициатива в изучении православной культуры принадлежит молодежи. Это, – по словам председателя МАМИФ, – должно быть негласным упреком тем, кто считает, что разговору о Православии не место в вузовской аудитории, потому, что православная культура – это не только предмет духовного осмысления, но и научного изучения, и в этой связи требуется совместный подход историков, филологов, культурологов». Особую благодарность И.С. Леонов выразил декану филологического факультета МПГУ проф. А.Д. Дейкиной и протоиерею о. Георгию Студенову. «Благодаря А.Д. Дейкиной у МАМИФ есть возможность проведения своих секционный мероприятий на базе филологического факультета МПГУ… Постоянным нашим докладчиком и почетным председателем семинара является о. Георгий», – сказал И.С. Леонов.

С первым докладом выступил протоиерей Георгий Студенов на тему: «Отношение Православной Церкви к фольклорному наследию». В своем выступлении о. Георгий очень точно провел разграничение между Православием и фольклором, как между православной культурой и русской культурой. По мнению о. Георгия, «христианство – религия радости, религия любви, которая не должна обременяться чрезмерными обычаями и сказочными баснями».

К вопросу о соотношении Православия и язычества о. Георгий привел пример празднования Нового года, разобрав смысл этого празднования с богословской точки зрения. «Новый год – это не только смещение нового и старого стилей, но и смещение ценностей: христианских на светские, а если еще точнее – на языческие… В тоже время, в современных условиях иногда через фольклорные представления и традиции люди открывают для себя забытый культурный мир, сформированный на православной основе».

Доклад о. Георгия был интересен еще и тем, что в нем удалось представить множество фактов из народного фольклора, которые вошли в церковные обычаи и традиции. В своем выступлении протоиерей Георгий коснулся многих народных праздников и церковных обычаев. Особую дискуссию в аудитории вызвало предположение о. Георгия о том, что понятие «медовый месяц» взято из русских брачных обычаев, когда жених угощал свою невесту медом, желая ей, таким образом, счастливую, т.е. «сладкую», «медовую» жизнь. Поэтому, спорным остается вопрос, что словосочетание «медовый месяц» привнесено в русскую культуру из англоязычного мира, где этому понятию соответствует английское « honeymoon » и «to spend a honeymoon» – проводить медовый месяц.

Естественно, что такой насыщенный фактическим материалом и интересный по содержанию доклад о. Георгия вызвал бурную дискуссию среди слушателей. Профессор С.А. Леонов подчеркнул, что многие русские поговорки, основанные на фольклоре, вошли также и в русскую литературу. Примером этого, по мнению профессора С.А. Леонова служит знаменитая фонвизинская поговорка: «Кто меня обидит – того Бог ненавидит». По мнению заместителя председателя семинара, аспиранта кафедры культорологии МПГУ Вадима Венедиктова, «образованным людям, работающим с аудиторией необходимо использовать знания о фольклоре в смысле передачи информации о Православии».

Второй доклад озвучила Надежда Валентиновна Политковская – научный сотрудник музея «Коломенское»: «О специфике экскурсионного рассказа о русских народных праздниках». Как справедливо отметила Н.В. Политковская: «Легенда более древняя перерастает в другую (иного культурного уровня) легенду. Во многом русские праздники, основанные на былинах и легендах, были нужны для поддержки миропорядка в стране и в обществе». Н.В. Политковская рассказала участникам семинара интересную легенду о святом Георгии и змие, связанную с «Коломенским».

После выступления Н.В. Политковской состоялся форум по обсуждаемым вопросам. Председатель семинара Андрей Сергеевич Мельков попросил научного сотрудника музея «Коломенское» подробнее рассказать о предстоящих планах работы музея. Член Центрального Совета МАМИФ, аспирант кафедры русского языка Александр Грищенко выступил с комментарием к докладу о. Георгия, подчеркнув, что в настоящее время «неоязычество, заполонившее Россию, никем не изучается. Язычество – стихийная смесь городской и сельской культуры». А. Грищенко выразил обеспокоенность в связи с активным внедрением в сознание россиян восточных культов. В связи с этим, по мнению А. Грищенко возникает вопрос, насколько современная секулярная цивилизация связана с традиционными народными обычаями, которые были присущи нашим предкам.

Подводили итог семинара профессор С.А. Леонов, А.С. Мельков и Вадим Венедиктов. По верному замечанию В. Венедиктова, «отрадным является то обстоятельство, что первый семинар получился таким живым, веселым и обсуждаемым». Профессор, доктор педагогических наук Сергей Александрович Леонов в заключительном слове произнес: «Чувствую себя наполненным мудростью Божественной, приобщенным к глубине Православного наследия… Мы сегодня вышли с вами за рамки истории и философии – предавшись размышлениям о менталитете русского человека и его культуры… Очень хотелось бы, что бы обмен мнений продолжался и на последующих семинарах по вопросам православной культуры».

Читать еще:  К чему снится ехать в лифте наверх. К чему снится лифт - значение и толкование сновидения

В заключительном слове руководитель семинара А.С. Мельков выразил глубокие чувства благодарности заместителю декана филфака МПГУ проф. С.А. Леонову за его чуткую заботу и мудрые советы молодежи в реализации ее творческих замыслов. А.С. Мельков также особо поблагодарил протоиерея Георгия Студенова за его интересный и во многом поучительный доклад, вызвавший такую бурную и оживленную дискуссию.

После завершения работы семинара участников ожидал фуршет, на котором в праздничной и непринужденной атмосфере члены Межвузовской ассоциации молодых исследователей-филологов вместе с участниками семинара отметили начало очередного учебного года.

Доклад “Православие и фольклор”

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Православное мировоззрение и фольклор

Правосла́вие .(Слайд 2 -Православие) ( калька с греч. ὀρθοδοξία — буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление» [1] ) — направление в христианстве , оформившееся на востоке Римской империи в течение I тысячелетия от Рождества Христова

Христианство на сегодняшний день – одна из самых распространенных мировых религий, к христианским странам можно отнести большую часть Европы, Россию, Новый Свет. История большинства европейских стран неразрывно связана с христианством, так как само образование этих государств во многом являлось следствием христианизации.

Христианские представления за последние два тысячелетия стали культурной основой развития многих стран, так, например, культуру России невозможно представить без христианства. Идеи христианства проникли в литературу, театр, архитектуру и живопись, скульптуру и народное творчество.

Исторически сложилось так, что христианство стало не коренной религией большинства народов, где-то оно вытеснило прежние религиозные представления, где-то ужилось с ними. Нередки сегодня наложения христианских идей на языческие обрядовые традиции.

Именно язычество в большинстве случаев предшествовало христианству, где в форме сложно организованного пантеона богов, как в античном мире, где в виде обрядового поклонения многочисленным духам и полубогам. Христианство постепенно стало главенствующей религией, но народ сохранил в памяти свои прежние страхи, своих прежних кумиров и богов. Где они сегодня? Как они проявились в культуре? Находят ли лазейки в народное сознание? Об этом пойдет речь в данной работе.

ФОЛЬКЛОР (англ. folklore- народная мудрость)( Слайд3-Фольклор) – это обозначение художественной деятельности народных масс, или устного народного творчества , возникшего еще в дописьменный период. Этот термин впервые был введен в научный обиход английским археологом У. Дж. Томсом в 1846 г. и понимался широко, как совокупность духовной и материальной культуры народа, его обычаев , верований, обрядов, различных форм искусств. С течением времени содержание термина суживалось. Существует несколько точек зрения, трактующих фольклор как народную художественную культуру , как устное поэтическое творчество и как совокупность словесных, музыкальных, игровых видов народного творчества. При всем многообразии региональных и локальных форм фольклору присущи общие черты, такие, как анонимность, коллективность творчества, традиционность, тесная связь с трудовой деятельностью, бытом, передача произведений из поколения в поколение в устной традиции.

С появлением письменности многие виды фольклора развивались параллельно с художественной литературой, взаимодействуя с ней, оказывая на нее и на другие формы художественного творчества влияние и испытывая обратное воздействие.

Народное музыкальное искусство зародилось задолго до возникновения профессиональной музыки православного храма. В общественной жизни древней Руси фольклор играл гораздо большую роль, нежели в последующие времена. В отличие от средневековой Европы, Древняя Русь не имела светского профессионального искусства. В ее музыкальной культуре развивались только две основные сферы – храмовое пение и народное творчество устной традиции, включающее различные, в том числе и «полупрофессиональные» жанры (искусство сказителей, скоморохов и др.)( Слайд4 –скоморохи).

Читать еще:  К чему снится батюшка в рясе женщине. К чему снится священник по соннику

Ко времени русской православной гимнографии фольклор имел многовековую историю, сложившуюся систему жанров и средств музыкальной выразительности. Народная музыка прочно вошла в быт людей, отражая самые разнообразные грани социальной, семейной, личной жизни. Исследователи полагают, что догосударственный период (то есть до того как сложилась Киевская Русь) восточные славяне имели достаточно развитый календарный и семейно-бытовой обрядовый фольклор, героический эпос и инструментальную музыку.

С принятием христианства языческие верования постепенно теряют свое значение. Смысл магических действ, породивших тот или иной вид народной музыки, постепенно забывался. Однако чисто внешние формы древних праздников оказались необычайно устойчивы, и обрядовый фольклор продолжал жить как бы вне связи с породившим его язычеством.

Христианская церковь (не только на Руси, но и в Европе) весьма негативно относилась к традиционным народным песням и пляскам, считая их проявлением греховности, дьявольского прельщения.

Негативную реакцию православной церкви вызывала совершенно определенная область фольклора, рожденная в недрах так называемой «смеховой», или «карнавальной» культуры Древней Руси. ( слайд5-скоморохи с медведем ). Шумные народные гульбища с элементами театрального действа и с непременным участием музыки, истоки которых следует искать в древних языческих обрядах, принципиально отличались от храмовых праздников. «Смеховая» культура всегда была «кривым зеркалом» действительности, абсурдной «дурацкой» жизнью, где все было наоборот, все менялось местами – добро и зло, низ и верх, реальность и фантазия.

Самую обширную область народного музыкального творчества Древней Руси составляют обрядовый фольклор, свидетельствующий о высокой художественной одаренности русского народа. Обряд был нормативным, строго регламентированным религиозным действом, подчинялся сложившемуся в течение столетий канону. Он родился в недрах языческой картины мира, обожествления природных стихий. Наиболее древние считаются календарно-обрядовые песни. Их содержание связано с представлениями о круговороте природы, с земледельческим календарем. Эти песни отражают различные этапы жизни крестьян-земледельцев. Они входили в зимние, весенние, летние обряды, которые соответствуют поворотным моментам в смене времен года. Совершая обряд, люди верили, что их заклинания услышат могучие боги, силы Солнца, Воды, Матери-Земли и пошлют хороший урожай, приплод скота, безбедную жизнь.

Один из самых древних жанров – хороводные песни.( Слайд 6 –хоровод ). Водили хороводы на протяжении почти всего года – на Святки, на Масленицу, после пасхи. Распространенными были хороводы-игры и хороводы-шествия.

Итак, язычество под напором христианства сдает свои позиции.

С приходом христианства все языческие обряды стали преследоваться как греховные. Однако вытравить вековые обычаи, вошедшие в плоть и кровь, оказалось невозможно. И тогда церковь как бы ”окрестила” языческий обряд, включив его в пасхальный цикл. .(Слайд 7,8,9,10 –Пасха, гулянье). Так, до сих пор сохранился обычай предков приносить на могилу предков дары: крашенные яйца, куличи и т.д.; сама пасха как праздник пришла к нам из языческих времен

Языческие образы христианского мира.

Кроме огромного количества языческих праздников, которые христианство приняло и канонизировало, в народе, в среде, которой чужды официальные каноны, осталось много очевидных черт языческого прошлого.

Образ Матери-Земли .( Слайд 11,12-Мать-Земля)

Русская культура пронизана своего рода поэтическим отношением к земле, природе. Образ матери сырой земли в разных формах отражался в русской культуре. 9-10 мая отмечается День Земли- святодень, когда пробудившаяся после зимнего сна Мать Сыра Земля отдыхает, поэтому её нельзя пахать, копать, боронить, в неё нельзя втыкать колья и метать ножи. Образу Матери Сырой Земле на смену пришел христианский образ Девы Марии .( Слайд 13 -Икона Покрова Пресвятой Богородицы)

Образы ”нечистой силы” .

Современные исследователи обрядности и культуры русского народа однозначно отмечают, что вся нечистая сила есть старые языческие боги или полубоги, не выветрившиеся из сознания народа. Христианский Бог ревнив и не терпит конкурентов; конкуренты свергнуты и им одна дорога – стать слугами главного противника Бога – сатаны.

Теперь можно привести несколько примеров нечистой силы

Домовой.( Слайд 14,15 Домовой ) О происхождении домовых рассказывают следующую легенду. Когда Господь при сотворении мира сбросил на землю всю непокорную и злую небесную силу, которая возгордилась и подняла мятеж против своего Создателя, на людское жилье попадали нечистые духи. При этом неизвестно, отобрались ли сюда те, которые были подобрее прочих, или уж так случилось, что, приселившись поближе к людям, они обжились и пообмякли, но только эти духи не сделались злыми врагами, а оказались с привычками людей веселого и шутливого нрава.

Читать еще:  Преосвященный савва епископ валуйский и алексеевский.

Леший.( Слайд 16- Леший ) отличается от прочих духов особыми свойствами, что присущи ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями, выходя для прогулок и забав на лесные опушки, он ходит там малой былинкой, ниже травы, свободно укрываясь там под любым ягодным листочком.

Языческие образы зачастую встречаются в фольклорном народном творчестве – в сказках, преданиях, пословицах, поговорках.

Чрезвычайно сильна связь в народном творчестве языческих образов со смертью. Поход героя к нечистым силам всегда представляет как поход в царство мертвых, откуда ворота нет. В том и геройство, что вышел с того света – образ уже христианский, с верой победил оковы смерти – образ чисто библейский.

Можно вспомнить тому такие примеры:

Баба Яга ( Слайд 17 -Баба Яга ) – костяная нога говорит: ”Чую, чую дух русский! (читаем: дух живой).

Попасть к Яге обычно можно, когда дорожку укажет водяной, леший, иная нечисть – прямая дорожка к смерти.

Что же с язычеством? Оно и сегодня присутствует в тех же формах – праздниках, устном народном творчестве, обрядах. На фоне возрождения христианской церкви столь же стремительно возрождается языческая обрядовость – шаманизм, знахарство и так далее.

Язычество невозможно вытравить из народного сознания до конца ни церковью, ни идеологией. В какой то мере язычество – часть самобытной культуры, от нее неотделимо и не может умереть или исчезнуть. Поэтому, когда мы произносим «православие», понимаем, что в этом слове живет часть души народной, исконной, первозданной, неистребимо-вечной.

1.«Христианство и Русь», Москва,1988г.
2. Гордиенко Н.С. «Крещение Руси», Ленинград,1984г.
3. Луцкевич В. Опасное сближение государства и церкви //“Известия” №76, 1995г.
4. Н.М.Карамзин. История государства Российского. 1994.
5. Н.М.Никольский. История русской церкви. 1983.
6. Основы религиоведения /Под ред. И.Н. Яблокова – М.: Высш. шк., 1994.- 368с.
7. Полосин В. Население России и вера в иное //“НГ- Религии” №2, февраль 1998г.
8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций – М.: Центр, 1997.- 160с.
9. Русская Православная Церковь 988-1988. Издание Московской Патриархии. 1988.
10. Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 672с.
11. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века, Москва, 1997 г.
12. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 1994.- 688с.
13. Социология: Учеб. пособие /Под ред. А.Н. Елсукова – Минск: ТетраСистемс, 1998.- 560с.
14. Струве Н.А. Православие и культура – М.: Христианское изд-во, 1992.- 337с.
15. Филист Г.М. «Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия», Минск, «Беларусь», 1988г.
16. Философия: Курс лекций /Науч. руковод. авт. колл. докт. филос. наук В.Л. Калашников – М.: ВЛАДОС, 1997.- 384с.
17. Человек и общество, словарь-справочник, Ростов -на –Дону, 1996 г.

UA-plus

Показувати елементи керування програвачем

  • Опубліковано 17 лют 2017
  • Круглый стол на тему “Православие и традиционная культура: пути взаимодействия”.
  • Фільми й анімація

КОМЕНТАРІ • 7

Вообщем сказано нормально, но есть косяки. Рыбаков раз, пыжиков два, Светлана Жарникова, светлана бакрова, Светлана бурлак, и много других источников.

2:55
“. что ты услышал от меня, то – твоё, а что не услышал, то – не твоё
. “
– насколько душевно доверительным было семейное воспитание.
Что-то важное, в наше время, пропускают сказать родители в самом начале жизни своего чада, что те, готовы слушать кого угодно, но не доброе слово сваво родителя.
Может необходимо сдобрить слово (сакральной) музыкой.

Главный тезис,главный аргумент Добровольской здесь,21:09 :первая фольклорная запись сделана в 17 веке. Мол , какоое может быть язычество в 17- м веке? И всё, мол,вы на лопатках,гнусные язычники. А ведь язычество было.Тётенька кривит душой. И это можно увидеть в каких угодно исторических источниках. Это ссылка на фото из краеведческого музея города Шуя Ивановской области, сделанное мною лично,огромный стенд”Шуя в истории государства Российского” ,vk.com/albums37406538?z=photo37406538_456239232%2Fwall37406538_6299 и vk.com/albums37406538?z=photo37406538_456239229%2Fphotos37406538, висящий между первым и вторым этажом,прочитайте запись о 1649 годе об указе царя Алексея Михайловича воеводе Федору Змееву “об искоренении умножавшихся в народе языческих обрядов.” Это просто навскидку. Так что оно было , есть и будет.vk.com/albums37406538?z=photo37406538_456239229%2Fphotos37406538

Почему эта странная тётя постоянно влезает и перебивает Сергея Николаевича?

Ну да, это одна из основных причин: безумие тёть при попустительстве дядь.

Георгий Толокольников понятно тогда, почему всё загибается, особенно фольклорное движение.

Источники:

http://www.mamif.org/otch5.htm
http://infourok.ru/doklad-pravoslavie-i-folklor-934431.html
http://ua-plus.com/georgij-tolokol-nikov/3uOnnP3B7NA

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: