Праведный иоанн кронштадтский. Иоанн Кронштадтский с супругой

Семья святого

После академии у Иоанна было два пути: либо монашество, либо служба в храме. Но, по условиям жизни священника, ему нужно вступить в брак. И это один из важнейших моментов в жизни Иоанна. Это выбор, который должен определить все. В автобиографии он очень сухо, коротко, буквально одним предложением рассказывает об этом важном моменте своей жизни: «Окончив курс кандидатов богословия в 1855 г. (ему было 26 лет. – Ред.), я поехал священником в Кронштадт, женившись на дочери протоиерея К.Н. Несвитского, Елизавете… детей у меня нет и не было».

На самом деле его семейная жизнь была связана и с мистикой, и с трагедией.

…Иоанн видит сон, в котором он служит в Андреевском соборе в Кронштадте. Он понимает: это знак. Через несколько дней он получил предложение взять в дочь протоиерея, этого собора Константина Несвицкого Елизавету. И без раздумий принимает предложение о браке. Женится на ней и переезжает в Кронштадт. Здесь он проживет до самой смерти. И здесь с ним начнут происходить необъяснимые и загадочные вещи.

– Брак этот оказался из ряда вон выходящим, – рассказывает ведущий Иван Охлобыстин – Молодой супруг предложил своей возлюбленной остаться девственниками. Он сказал ей: «Счастливых семей, Лиза, и без нас довольно. А мы с тобой посвятим себя служению Богу». Таинство Венчания для Елизаветы неожиданно стало своего рода постригом в особый сан духовной сестры отца Иоанна.

Молодая женщина не была готова к такому разрешению дел и даже обратилась с жалобой к санкт-петербургскому митрополиту Исидору.

Митрополит встал на сторону Елизаветы. Он требовал у отца Иоанна вступить в интимные отношения со своей супругой и даже угрожал ему. Однако после резкого разговора с отцом Иоанном митрополит Исидор вдруг почувствовал себя плохо: голова кружилась, резь в глазах была невыносимой. Он понял, что ослеп.

– Кто-нибудь, призовите отца Иоанна, – попросил митрополит Исидор.

Митрополит вспомнил слова Иоанна перед уходом: «В этом есть воля. Божия, и вы ее узнаете».

Иоанн Кронштадтский молился, вместе с митрополитом об исцелении. Молитва помогла: зрение вернулось. Для митрополита Исидора это стало настоящим чудом. Иоанн же ушел с разрешением навсегда оставаться девственником.

– Он служил литургию каждый день в течение более 50-ти лет, и накануне литургии плотской связи быть не может, – объясняет журналист, писатель Павел Басинский.

Иоанн остается аскетом. И, похоже, это не приносит ему никакого беспокойства. Но каково его жене? На мечте о детях и большой семье ставился крест.

– Жить с праведником – это практически невозможно, – считает священник, кандидат исторических наук о. Филипп (Ильяшенко). – Это просто невыносимо. Иногда они лишены пищи, потому что он все деньги отдал и есть им нечего. Иногда лишены самого необходимого, потому что он ничего не оставил. Он принадлежит другим.

– Для меня это, пожалуй, один из самых удивительных поступков в житии святого, – признается ведущий Иван Охлобыстин,потому что для обычных людей семья – источник силы, это надежда, это возможность обрести счастье. Он лишил собственную супругу личного счастья, а себя возможности иметь семью и детей. Он заплатил очень дорогую цену за то, что его молитвы могли отвращать от пороков.

ИЗ ДНЕВНИКОВ ОТЦА ИОАННА

«Благодарю всесвятую, всеблагую и премудрую матерь мою – Церковь Божию, спасительно руководствующую меня в сем временном житии и воспитывающую меня для гражданства небесного; благодарю ее за все чины молитв, Богослужения, таинств и обрядов; благодарю ее за посты, столь для меня благодетельные в духовном и телесном отношении (ибо чрез них я здрав духом и телом, покоен, бодр, легок. Без поста мне было бы крайне тяжело, как это испытано не во время поста); благодарю непорочную матерь мою, Церковь Божию, восхищающую меня небесным служением своим, восторгающую горе, к небеси дух мой, просвещающую ум мой небесною истиною, указующую мне пути живота вечного, избавляющую от насилия и бесчестия страстей, делающую жизнь мою блаженною».

Когда смотришь на образ, на жизненный путь Елизаветы Константиновны Сергиевой, убеждаешься, что она Самим Промыслом Божиим была предназначена быть матушкой Великого Батюшки, уверяешься и в том, что никто другой, никакая иная женщина не могла бы понести этого непростого, но великого и спасительного креста,восхищается протоиерей, директор Мемориальной Квартиры святого Иоанна Геннадий Беловолов.Господь послал Батюшке Иоанну удивительную матушку, образ которой еще предстоит открыть, и верим, раскрытый во всей полноте своего подвига, он если и не станет рядом с отцом Иоанном как равновеликий, тем не менее поразит своей духовной красотой, глубиной своего смирения и тихой и терпеливой жертвенностью.

В чем же состоит подвиг Матушки Елизаветы?

Митрополит Вениамин так вспоминал о своей встрече с Матушкой Елизаветой: «Я лично видел ее еще в доме при жизни отца Иоанна. При одном посещении Батюшки на звонок мой вышла встретить нас глубокая седая старушка, вся в старческих морщинах. Я увидел ее впервые. «Батюшка дома?» – спросил я ее. «Да, брат Иоанна дома», – кротко ответила она и тихо пошла доложить ему. Тут я понял, что это и есть славная «жена»-матушка знаменитого на весь свет «отца» Иоанна Кронштадтского. Какая она была простая и тихая. И всегда она была в тени при такой славе «мужа»!

В этом кротком и тихом обращении «брат Иоанн» – вся тайна ее подвига, все сознание своего служения Всероссийскому Пастырю. Может не сразу, но со временем матушка Елизавета сознала и кротко приняла на себя подвиг духовной сестры отца Иоанна, его келейницы и земного Ангела-хранителя.

Матушка Елизавета, по сути, исполнила обеты монашества. Она не имела собственности (дом, в котором жил отец Иоанн, принадлежал причту Андреевского собора). Она сохранила обет целомудрия, жила в полном послушании у своего Батюшки. Ее племянница Руфина Шемякина вспоминала, что Елизавета Константиновна ничего не делала без благословения батюшки. «Иван Ильич, благослови меня, помолись за меня», – говорила матушка несколько раз на дню как при жизни батюшки, так и после его кончины». Поэтому именование Елизаветы Константиновны «матушкой» имеет и тот оттенок смысла, который вкладывают, обращаясь к монахиням в постриге. Она почти нигде не появлялась на людях, почти никуда не ездила, не занималась церковно-общественной деятельностью, немногие знали ее в лицо. Сохранилось всего лишь несколько снимков, запечатлевших матушку и Батюшку вместе. Она осталась в тени славы Батюшки Иоанна, всецело посвятив себя служению ему. И в этой незаметности, сокрытости, а точнее сказать, сокровенности, и состоит главный подвиг матушки, который можно назвать подвигом смирения.

Когда отец Иоанн предпринимал свои частые, почти ежедневные, поездки в Санкт-Петербург и возвращался подчас глубокой ночью, – в доме на углу Посадской и Андреевской продолжал гореть свет. Когда уже весь город спал, Елизавета Константиновна ждала своего Батюшку, «никогда не ложилась спать, не дождавшись его, хотя бы это было около часу ночи, несмотря на то, что здоровье ее вообще было не из крепких». Об этом служении земного ангела-хранителя отца Иоанна замечательно рассказывает в своих воспоминаниях племянница Матушки Руфина Григорьевна Шемякина. «К своему великому супругу-молитвеннику тетя, как только я себя помню, всегда относилась с благоговейной любовью и почтительностью… Когда он, усталый, приезжал домой с треб или из храма Божия, она торопилась снять с него сапоги, помочь раздеться и заботливо укрывала его, укладывая отдохнуть в постель. Тогда мертвая тишина водворялась в квартире: так ревниво оберегала тетя кратковременный отдых труженика-пастыря.

ИЗ ДНЕВНИКОВ ОТЦА ИОАННА

О высоком звании священника

«Священник Ангел, не человек… Господи Иисусе! Священницы Твои да облекутся в Правду, да помнят они всегда о высоте своего звания и да не запутываются они в сетях мира и дьявола, да отбежит от сердец их печаль века сего, лесть богатства и прочих похотей, входящих в их сердце… Кто этот Ангел, предстоящий престолу Господню? Ибо Ангелам свойственно служить непрестанно Господу и предстоять престолу Его. Это ходатай о людях, носящий образ Ходатая, Богочеловека Иисуса Христа, это – один из человеков, поставленный на службу Богу, как говорит Апостол Павел; но его служение ангельское. Он посредник между Богом и людьми, близкий друг Его, по слову Господа: вы друзи есте, аще творите елика Аз заповедаю вам: это как бы Бог для людей с властью вязать и решить грехи человеков, священнодействовать для них животворящие и страшные тайны, обожаться ими и других обожать через них; это второй новозаветный Моисей, руководствующий сонм Божий по пустыни мира сего в землю обетованную; это Илия новозаветный, низводящий с неба невещественный огонь Духа Святаго на предлежащие Дары; это Иосиф новозаветный, питающий братию свою хлебом небесным во время духовного глада греховного. Высоко звание священника!»

Перед сном Батюшка обязательно заходил к матушке благословить ее на сон грядущий: «Доброй ночки желаю тебе. Спи спокойно. Господь с тобой. Да хранит тебя Бог».

Читать еще:  Близнец как покорить. Как манипулировать мужчиной: наиболее эффективные психологические методы

Кто ухаживал за Батюшкой во время его болезней, когда он, исцеляя сотни и тысячи людей, сам страдал подчас тяжкими болезнями за свою паству? Кто просиживал ночи у постели страждущего отца Иоанна? Кто заменял ему и родимую матушку?

Все это было крестным и благодатным послушанием матушки Елизаветы. Будучи вообще слабого здоровья, дядя часто хворал, и тогда тетя превращалась в неутомимую сиделку: проводила все ночи напролет у постели больного, а днем сама приготовляла для него кушанье.

Матушка по-матерински тревожилась, чтобы Батюшка не простыл, следила за тем, чтобы Батюшка в холодный день не вышел на улицу в легкой одежде. Отец Иоанн ценил эту теплую заботу супруги и говорил ей: «Спасибо тебе, родная, за заботы твои обо мне…»

С течением времени Матушка по слабости принуждена была отказаться от некоторых забот о Батюшке, и какое это было для нее, бедной, тяжелое лишние!

Батюшка весьма ценил посланную ему матушку, отдавал отчет в том нелегком кресте, который она несет рядом с ним. В немногих известных письмах своей матушке отец Иоанн именует ее особыми словами: «дорогое подружие», «боголюбезная», «богоданная супруга Елизавета». На своем портрете, подаренном матушке Елизавете к 50-летию их венчания, отец Иоанн написал знаменательные слова: «Дорогой возлюбленной супруге Елизавете Константиновне Сергиевой в знак глубокой благодарности за мирное сожитие в продолжение 50 лет. Протоиерей Иоанн Сергиев (Сергиев – его фамилия по отцу. – Ред.)».

В последние годы жизни матушка Елизавета еще более вошла в меру благодати своего Батюшки и достигла такого уровня духовной жизни, что, следуя заветам и наставлениям своего супруга-молитвенника, приобщалась очень часто или в соборе, или на дому, а последний год – ежедневно.

Господь сподобил Батюшку и Матушку вместе испить чашу старческих немощей и болезней и почти одновременно вкусить смерть. Батюшка предсказал время кончины своей супруги. За несколько времени до кончины Батюшки захворала Матушка инфлюэнцией. Нельзя было без слез умиления видеть, как дорогой страдалец, еле ходивший, несколько раз днем и каждый вечер перед сном благословлял ее, гладил по голове и приговаривал: «Бедная, бедная, вместе мы с тобой страдаем, вместе мы с тобой мучаемся, оба мы с тобой страдальцы».

В последние месяцы жизни отец Иоанн говорил: «Оба мы собираемся умирать, оба мы готовимся к смерти». В ноябре 1908 года отец Иоанн более определенно предсказал время кончины Матушки. Беседуя с гостями, он стал говорить о своем тяжелом недуге, и Матушка, желая ободрить его, сказала: «Весной тебе бывает всегда лучше; придет весна – поправишься». На это Батюшка возразил: «Весной, ты говоришь? Ты-то до весны доживешь, а я нет». Пророческие слова незабвенного пастыря сбылись.

Последние дни перед своей кончиной Батюшка не имел уже сил служить в храме, он причащал себя каждое утро дома. После этого он приходил в комнату матушки и приобщал ее сам – со словами: «Господь мой и Бог мой! Со страхом Божиим и верою приступим. Прими Тело и Кровь Христовы. Мир тебе, старица, поздравляю тебя». Последний раз Батюшка приобщил Матушку 17 декабря 1908 года. В этот день по немощи Батюшка и Матушка не смогли выйти друг к другу. Утешая Матушку, Батюшка попросил передать ей свои слова: «Скажи жене, что она всегда со мной, и я всегда с нею». Это были последние слова, сказанные отцом Иоанном своей благоверной Матушке, которые она потом часто вспоминала и утешалась ими, ободряясь в своих страданиях. Они вселяли надежду, что Батюшка не оставит ее, возьмет ее скоро к себе и встретит ее в обители небесной и своим молитвенным предстательством доведет до Престола Всевышнего.

После кончины своего драгоценного Батюшки Матушка будто осиротела и сильно тосковала по незабвенном почившем супруге. «Мне все кажется, будто Иван Ильич не умер, а куда-то уехал, как бывало, в Москву, и опять приедет». Без слез она не могла слышать его имени. Чувствуя и зная, что душа ее супруга-молитвенника водворилась во благих у Бога, она только вздыхала: «Ему-то хорошо, а мне так тяжело без него, ведь 53 года все были вместе».

В последние полгода жизни Матушка Елизавета, подобно блаженной Ксении, имела обыкновение облачаться в подрясник своего великого Батюшки, видимо, чувствуя в нем облегчение своих страданий и скорби. В нем она часто ложилась спать или же укрывалась им как чудодейственною милостию. Во время болезни рук или ног Матушка тут же помазывала их маслицем из лампады над гробницей Батюшки, которое у нее всегда было, твердо веруя в его благодатную силу. Когда кто-нибудь ехал в Иоанновский монастырь, Матушка просила передать свой поклон покоившемуся там отцу Иоанну: «Поклонитесь от меня». Последний раз она причастилась за день до своей кончины.

Блаженная кончина супруги Великого Праведника Елизаветы Константиновны последовала утром 22-го мая 1909 года в 9 час. 30 мин. во время чтения Канона на исход души. Оплакиваемая тысячами слез, она мирно и безмятежно кончила земную жизнь и переселилась в мир иной.

Погребена Елизавета Константиновна была в ограде Андреевского собора, но в советское время надгробие ее могилы было уничтожено.

ИЗ ДНЕВНИКОВ ОТЦА ИОАННА

«…С первых же дней своего высокого служения церкви я поставил себе за правило: сколь возможно искреннее относиться к своему делу, пастырству и священнослужению, строго следить за своей внутренней жизнью. С этой целью прежде всего принялся я за чтение Священного Писания Ветхого и Нового Завета, извлекая из него все назидательное для себя, как для человека вообще и священника в особенности. Потом я стал вести дневник, в котором записывал свою борьбу с помыслами и страстями, свои покаянные чувства, свои тайные молитвы к Богу и свои благодарные чувства за избавление от искушений, скорбей и напастей. В каждый воскресный и в праздничный день я произносил в церкви слова и беседы, или собственного сочинения, или проповеди митр. Григория. Некоторые из моих бесед изданы и весьма много осталось в рукописи. Изданы беседы “О Пресвятой Троице”, “О сотворении мира” и “О блаженствах Евангельских”. Кроме проповедничества я возымел попечение о бедных, как и я, сам бывший бедняком, – и лет около двадцати назад в 1874 г. провел мысль об устройстве в Кронштадте “Дома Трудолюбия для бедных”, который и помог Господь устроить…»

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Иоанн Кронштадтский: святой или лжепророк? Храм и молитва отцу Иоанну

Иоанн Кронштадтский (наст. имя Иоанн Ильич Сергиев) – святой Русской православной церкви, который многими считается одиозной фигурой русского консерватизма, монархизма и антисемитизма.

Из Архангельска в Кронштадт

Иоанн Сергиев родился в селе Сура Архангельской губернии в 1829 году. Все его предки по мужской линии были священниками как минимум 350 лет. Иоанн продолжил семейное дело, поступив сначала в Архангельское приходское училище, а затем – в Архангельскую духовную семинарию. За успехи в учебе его вскоре перевели в Санкт-Петербургскую духовную академию.

Иоанн Кронштадтский. Фото: Wikimedia

По словам самого Иоанна, однажды он увидел себя во сне в одеждах священника, служащим в Андреевском соборе Кронштадта. Через несколько дней он взял в жены дочь настоятеля кронштадтского собора. У супругов не было детей, речь шла лишь о платонических духовных отношениях.

Читать еще:  Приснился дом во сне. К чему снится деревня

В 26 лет Иоанн стал священником Андреевского собора в Кронштадте. Там он прослужил 53 года до самой смерти. Тогда Кронштадт был не только морской базой, но и местом ссылки из столицы асоциальных элементов и нищих. Именно их перевоспитанием занялся Иоанн. Он организовал школу для бедных, женскую богадельню, детский приют, занимался благотворительностью.

Иоанн Кронштадтский. Фото: Wikimedia Проповеди священника отличались эмоциональностью, не свойственной православию. Иоанн на амвоне бил себя в грудь и обливался слезами. Он практиковал публичную исповедь, когда прихожане рассказывали о своих грехах не конфиденциально священнику, а всем присутствующим. Эта форма пастырского служения вызывала недовольство официальных церковных властей, которые считали Иоанна выскочкой.

Культ личности и секта

Уже в 1860-е стали появляться первые слухи о чудесах Иоанна, который своей молитвой якобы лечил больных. Говорили, что пьяницы после взгляда отца Иоанна переставали пить. Официальная церковь осуждала культ личности Иоанна и считала его последователей сектантами.

Иоанн Кронштадтский в окружении последователей-сектантов. Фото: Wikimedia

Вокруг священника быстро появился круг преданных сторонников, которые разносили в народе молву о его святости. К 1880-м годам Иоанн стал известен на всю Россию. Он много ездил по стране, постоянно собирая вокруг себя тысячи верующих.

В 1894 году Иоанна вызвали в Крым к умирающему императору Александру III. Именно он проводил монарха в последний путь. В 1896 году священник присутствовал на коронации Николая II в Кремле.

Политические взгляды и спор с Толстым

Для отца Иоанна абсолютным религиозно-политическим идеалом было самодержавие. Он выступал резко против революции 1905-1907 гг., считая, что в ней “виноваты евреи”. Священник оправдывал еврейские погромы на юге России как “защиту русских ценностей”.

Карикатура на отца Иоанна, покидающего Кронштадт во время восстания матросов в 1905 году. Фото: Wikimedia

В разгар первой русской революции он стал вдохновителем и одним из учредителей Союза русского народа – крайне правой реакционной организации русских националистов. Она участвовала в еврейских погромах и покушениях на либеральных политиков.

Заявление Иоанна Кронштадтского на вступление в Союз русского народа. Фото: Wikimedia

Кроме того, отец Иоанн прославился спором с Львом Толстым. Священник обвинял писателя в ереси и атеизме и открыто молил Бога о смерти графа. Впрочем, Господь решил по другому: Иоанн умер в 1909 году на год раньше автора “Войны и мира”.

Память об Иоанне Кронштадтском

Сегодня отец Иоанн – особо чтимый святой Русской православной церкви. Он был канонизирован в 1990 году. День памяти святого Иоанна Кронштадтского – 2 января

Иоанн Кронштадтский – почетный член Общества трезвости. Фото: Wikimedia

Ему посвящены храмы в Санкт-Петербурге, Москве, Архангельске, Костроме, Владивостоке, Волгограде, Киеве, Нижнем Новгороде и других городах. В Кронштадте и Иркутске святому установлен памятник. В честь него назван остров на Ладожском озере.

Православные даже сформулировали специальную молитву отцу Иоанну. Она начинается словами: “О великий чудотворче и предивный угодниче Божий, богоносне отче Иоанне! Призри на нас и внемли благосердно молению нашему, яко великих дарований сподоби тя Господь, да ходатаем и присным молитвенником за нас будеши”.

Матушка святого

«Любовь – великая сила: она и немощного делает сильным, и малого – великим, и незначительного – достопочтенным, и прежде незнакомого […]

«Любовь – великая сила: она и немощного делает сильным, и малого – великим, и незначительного – достопочтенным, и прежде незнакомого и чужого делает скоро близким и знаемым и любезным. Таково свойство любви чистой, евангельской. Да даст и мне любвеобильный ко всем Господь искру этой любви, да воспламенит ее во мне Духом Своим Святым!» – с такими словами обратился к народу отец Иоанн на первом своем священнослужении.

Иоанн Кронштадский с супругой

Любовь в жизни святого Иоанна Кронштадтского – это прежде всего подражание Любви Христовой. Вся жизнь святого была настолько необычна, незаурядна, что не все сразу увидели в нем истинного подражателя Христа.

Целомудренный пастырь взял на себя трудный подвиг сохранить девство в браке. Женой его стала Елизавета Константиновна Несвицкая (Сергиева), отец которой, протоиерей Константин Петрович Несвицкий, служил в Кронштадте ключарем Андреевского собора. Он был слаб здоровьем, и по давним обычаям, приход передавался тому, кто мог позаботиться о престарелом священнике и о его семье. На попечении отца Иоанна оказались молодая невеста, ее овдовевший престарелый отец, трое взрослых братьев и две сестры.

«Счастливых семей, Лиза, и без нас довольно, – сказал отец Иоанн своей супруге. – А мы с тобой посвятим себя на служение Богу».

Молодой супруге, мечтавшей о счастье материнства, трудно было лишиться этой надежды. Она смирилась, облачившись в целомудрие по выбору супруга.

«Сохраняя строгое целомудрие душевное и телесное, чувствуешь в себе мир и полноту жизни духовной и телесной, легкость, жизнерадостность, простоту; а нарушив целомудрие хотя бы одним помыслом и плотским незаконным блудным вожделением, тотчас ощущаешь смятение, тесноту, тяжесть, срамоту и малодушие, уныние; покаявшись от всего сердца, опять чувствуешь мир и дерзновение перед Богом и людьми. Таков нравственный порядок у Бога. Столько поощрений для добродетели и столько наказаний, вразумлений для зла и лукавства, чтобы уклоняться от него», – писал святой Иоанн Кронштадский.

«Представьте, что ваш муж, после того как вы купили ему дорогую обувь, выходит из дома в ней, а приходит босым»

Быть матушкой священника – большой труд, быть супругой святого – подвиг, а быть славной женой – девственницей – высокий пример служения Богу и ближнему! Подвиг Любви! Жизнь матушки проходит под покровом смирения.

Поведение и образ жизни отца Иоанна можно изобразить примерно так. Представьте, что ваш муж, после того как вы купили ему дорогую обувь, выходит из дома в ней, а приходит босым. Из вашей квартиры выносится посуда, «для тех, кому она нужнее». А что касается жалования вашего мужа, то он непременно в тот же день раздаст его бедным и обездоленным, не донеся до дома. Признайтесь, что бы вы чувствовали? Епархиальное начальство распорядилось выдавать жалование отца Иоанна его жене.

Портрет его жены, матушки Елизаветы, можно составить из воспоминаний родной племянницы Елизаветы Константиновны, которую благочестивая чета взяла на воспитание в двухлетнем возрасте.

«Очень подвижная, с добрым, благообразным лицом, вечная хлопотунья, она любила всех обласкать, пригреть и накормить; как сейчас смотрю на нее, подвязанную белым передником, в кухне, делающую сладкий пирог; любила она сама постряпать, сама купить провизию, сама за всем присмотреть, чтобы все было чисто и вкусно. Сколько раз, помню, дядя, отведывая любимый яблочный пирог, приговаривал: “Мастерица ты у меня стряпать пироги”. Приветливая, всегда ровная, ласковая, Елизавета Константиновна любила, когда кто из знакомых навещал ее; тогда она прямо закармливала гостя или гостью, а дядя, видя ее гостеприимство и искренность, не один раз говорил, указывая на хлопотливую хозяйку: “Настоящая она матушка”», – пишет Р.Г. Шемякина.

«Детей у нас нет, возьмем и воспитаем, как дочь», – сказал отец Иоанн своей супруге.

Матушка Елизавета с заботливостью матери воспитывала племянницу, готовила завтраки, учила французскому языку, провожала и встречала из гимназии, оберегала ее сон. Сам отец Иоанн Кронштадтский водил ее на вступительный экзамен, ежедневно следил за успехами, просматривая и подписывая тетрадь с отметками. Благодаря заботам благочестивых супругов, Руфина Григорьевна Шемякина получила хорошее образование, знала несколько иностранных языков, окончила гимназию с золотой медалью.

Воспитываясь в доме святого, она училась не только земным наукам, но и впитывала благодатное влияние ее приемных родителей. Благодаря ее воспоминаниям, мы можем узнать о трогательной заботе супругов друг о друге. О том, как усталый отец Иоанн приезжал домой, и матушка торопилась снять с него сапоги, помогала раздеться, заботливо укрывала его, уложив в постель. О том, как проводила ночи без сна у постели отца Иоанна, который часто болел, имея слабое здоровье.

В один из таких дней она сидела у кровати и плакала. «Открыв глаза, батюшка посмотрел на нее и сказал: “Не плачь, Лиза. Бог даст, поправлюсь, а если нет, Бог и добрые люди не оставят тебя; я никого не оставлял, и тебя не оставят”» (Из воспоминаний Р. Шемякиной).

Читать еще:  К чему сняться кролики. К чему снятся кролики

Как бы поздно ни пришел супруг, матушка никогда не ложилась спать, не дождавшись его.

Отец Иоанн высоко ценил заботы своей матушки и отвечал ей взаимной заботливостью и вниманием. «Не было вечера, когда бы дядя не зашел к тете проститься и благословить ее перед сном: “Доброй ночки желаю тебе”, “Спи спокойно”, “Господь с тобой”, “Да хранит тебя Бог”, – вот те приветствия, которые он говорил ей перед уходом в кабинет на покой».

Однажды «дядя, приняв ванну, зимой вышел в сени в туфлях; тетя страшно растревожилась и, не имея уже возможности по болезни ног сама быстро двигаться, послала сказать батюшке, что он рискует простудиться, выходя на воздух легко одетым после ванны. Возвращаясь из сеней, дядя прошел в гостиную, где сидела тетя, и сказал ей, ласково хлопая по плечу: “Спасибо тебе, родная, за заботы твои обо мне; только не беспокойся – ноги у меня тепло одеты””.

Когда заболела матушка инфлюэнцией, то батюшка, сам еле ходивший, благословлял ее, гладил по голове, приговаривая “Бедная, бедная”, “Вместе мы с тобой страдаем”, “Вместе мы с тобой мучаемся”, “Оба мы страдальцы”. И долго, бывало, стоит около ее кресла, покачивая головой и с жалостью смотря на больную, а иногда с ее лица переведет скорбящий взор на образ и долго, долго, безмолвно молится за нее».

«Ты-то до весны доживешь, а я – нет»

В последние годы Иоанн Кронштадтский, по словам племянницы, всем кто спрашивал о его здоровье, отвечал: “Оба мы плохи”, “Оба мы собираемся умирать”, “Оба мы готовимся к смерти”.

«В ноябре, обедая вместе с тетей и двумя приезжими, дядя стал говорить им, что здоровье его совсем плохо. Тетя, желая ободрить его, сказала: “Весной тебе бывает всегда лучше; придет весна – поправишься”. На это дядя возразил: “Весной, ты говоришь? Ты-то до весны доживешь, а я – нет”. Иоанн Кронштадтский умер 20 декабря 1908 года (2 января 1909) в 7 часов 40 минут утра на 80-м году жизни.

Последние годы жизни матушки по воспоминаниям Р.Г Шемякиной

После смерти своего супруга здоровье матушки Елизаветы сильно ухудшилось. Она тосковала, не могла без слез говорить и слышать о нем и никак не могла привыкнуть к тому, что его больше нет на земле. «Мне все кажется, будто Иван Ильич не умер, а куда-то уехал, как уезжал, бывало, в Москву, и опять приедет». Спать она ложилась, накрываясь его подрясником. Часто жаловалась: «Мне так тяжело без него». Утешалась она только словами, сказанными им еще при жизни, когда ему передали, что матушка очень сильно переживает, что не может по болезни ухаживать за ним: «Скажи жене, что она всегда со мной, и я всегда с нею».

«Каждый раз, когда я ехала в Иоанновский монастырь, – пишет в своих воспоминания Руфина Григорьевна, – она всегда говорила мне: “Поклонись от меня дяде”, – и горько, неутешно плакала. Начинала ли у нее болеть сильно рука или нога, она сейчас же просила помазать больное место маслицем с гробницы незабвенного батюшки».

«Сама она несколько раз в день, устремляя взор свой на портрет святого супруга молилась: “Иван Ильич, благослови меня, помолись за меня”».

Необходимо сказать о ее отличительных добродетелях: смирении и кротости.

«Ни на кого тетя не сердилась, ни на кого не имела злобы. Если кто и огорчал ее, делал ей неприятное, она безропотно сносила и от души прощала всем. На вопрос, обращенный к ней: “Имеете ли против кого вражду?”, – матушка неизменно отвечала всегда одно и то же: “Нет, ни на кого”. Прощая сама обиды, она и других учила поступать так. Бывало, скажет: “Не сердитесь, Бог Сам укажет, кто прав, кто виноват, а вы простите”».

По своему смирению, она думала, что ее молитвы не скоро будут услышаны Господом, и просила других молиться о себе.

«Когда я на ночь ежедневно уходила домой, то она, после вечерних пожеланий, постоянно говорила мне: “Помолись за меня”. Шла ли я ко всенощной или к обедне, я всегда слышала из уст ее ту же просьбу, идущую из глубины сердца».

«Прожив пятьдесят три года вместе с великим супругом, она никогда не позволяла себе вмешиваться в его дела, никогда не старалась выдвинуться и стать наряду с ним; оставаясь постоянно в тени, она сияла отблеском его славы, она светилась отражением высоких христианских его добродетелей. Как нежная сестра и любящая мать, она неустанно берегла общее сокровище и, больная, слабая, почти без ног, всех предупреждала, всех умоляла: “Не шумите, батюшка отдыхает”, “Не принимайте пока никого, батюшка нездоров”. Батюшка сам знал ее душу, высоко ценил в ней чистоту, кротость и смирение и так отзывался о ней: “Жена у меня – ангел”».

В последние годы, предчувствуя близкую кончину, Елизавета Константиновна приобщалась Святых Таин очень часто, а в последний год – ежедневно. Часто, сидя в кресле, она говорила, глядя на образ: «Надо мне приготовиться, надо просить у Бога простить все мои грехи».

На Фоминой неделе она соборовалась и говорила: «Как я рада, что соборовалась и приготовилась». В последний раз причастилась она 21 мая и на следующий день мирно скончалась.

Елизавета Константиновна Сергиева родилась 4 мая 1821 года в городе Гдове, в семье потомственных священников (дед и отец ее были священниками). Мать Анна Петровна дала ей блестящее воспитание, Елизавета знала несколько иностранных языков, прекрасно пела, вышивала, ее изделия употреблялись для церковного обихода, и, безусловно, владела мастерством хорошей хозяйки. Именно из своей семьи она вынесла пример служения и жертвенной любви, унаследовав от матери дар послушания воле Божией, сохранив до конца своих дней верность и преданность Богу и супругу.

Почила она 22 мая 1909 года, в девять часов тридцать минут утра.

Погребение тела Елизаветы Константиновны состоялось в воскресенье, 24 мая, в городе Кронштадте, в левой стороне соборного садика.

Упокой, Господи, кроткую, чистую рабу Божию Елизавету!

Славная жена

В заключение хочется привести воспоминание митрополита Вениамина Федченкова. Вот как писал он о своем первом знакомстве с матушкой.

«Я лично видел ее еще в доме при жизни отца Иоанна. При одном посещении батюшки на звонок мой вышла встретить нас глубокая седая старушка, вся в старческих морщинах. Я увидел ее впервые.

– Батюшка дома? – спросил я ее.

– Да, брат Иоанн дома, – кротко ответила она и тихо пошла доложить ему. Тут я понял, что это и есть славная “жена” – матушка знаменитого на весь свет “отца Кронштадтского”. Какая она была простая и тихая! И всегда была в тени, при такой славе “мужа”!»

Примеры высоких отношений великих супругов столь совершенны, что подражать им кажется трудным и невозможным, но, глядя на их святое, непорочное житие, можно сказать, что в этих людях отражается свет будущей жизни, к которой рано или поздно будем призваны и мы.

О подражании святым

Такие целомудренные браки редки в наше время, но они есть. Вот несколько нам известных примеров:

Святая княгиня Елизавета Федоровна и князь Сергей Константинович проводили целомудренный брак по взаимному обету.

Архимандрит Сергий (в миру Митрофан Васильевич Серебрянский), духовник княгини Елизаветы Федоровны, и его жена Ольга Владимировна (Исполатовская) по обоюдному согласию решили хранить целомудрие в браке, подражая св. Иоанну Кронштадтскому.

И хочется надеяться, что как пламя передается от свечи к свече, так будет распространяться от одного человека к другому свет и любовь. И в наших детях будут заложены нами примеры целомудренных отношений, примеры взаимного доверия и любви. По словам преподобного Иустина (Поповича) Челийского, «житие святых – единственная православная педагогика». Поэтому если у наших детей будут святые примеры, то и дети наши смогут стать святыми.

«Люби без размышления: любовь проста. Любовь никогда не ошибается. Так же без размышления веруй и уповай: ибо вера и упование так же просты; или лучше: Бог, в Коего веруем и на Коего уповаем, есть простое Существо, так же как Он есть и простая любовь» (Св. Иоанн Кронштадтский).

Источники:

http://religion.wikireading.ru/92919
http://www.anews.com/p/121698041-ioann-kronshtadtskij-svyatoj-ili-lzheprorok-hram-i-molitva-otcu-ioannu/
http://pravoslavie.fm/articles/matushka-svyatogo/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: