Познание виды познания кратко. Сущность познания как вида деятельности человека

ЕГЭ. Познание

Тема 1. Познание и его формы

Человеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.

Результатом познания является знание.

Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.

Объект познания — это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.

это наука, изучающая особенности процесса познания.

Познание имеет две формы (или уровня).

Познание, его уровни и ступени

Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

Ступени чувственного познания

  • Ощущение —познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
  • Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
  • Представление создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.

Роль чувственного познания

  • При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
  • Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
  • Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
  • При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.

Рациональное познание – (от лат. ratio — разум) это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.

Ступени рационального познания

  • Понятие– это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
  • Суждение это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.
Читать еще:  Именины у бориса по церковному. Именины бориса и глеба

Пример.

Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.

Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.

Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:

Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.

Для рационального познания свойственно абстрактное мышление, то есть теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов.

Вербальный язык — это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.

Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.

Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.

Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По их теории, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).

Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)

Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.

Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Сущность познания как вида деятельности человека. Субъект и объект познания.

Итак, сознание без знания –пусто и бессодержательно, а знание приобретается в процессе познания.

Познание – это активная деятельность человека, направленная на приобретение знания. А знание – это идеальные образы (представления, понятия, теории) закреплённые в знаках естественных и искусственных языков.

Существуют различные уровни познания – обыденное, теоретическое, художественное – как чувственно-образное отражение действительности. Они имеют свои особенности, но и то общее, что их объединяет – отношения знаний и реальности.

Раздел философии, где исследуется познание, называется гносеологией.

В научной философии познание рассматривается как процесс взаимодействия объекта и субъекта в материально – чувственной деятельности человека. Субъект – носитель материального целенаправленного действия, которое связывает его с объектом.

Читать еще:  Творческие работы по теме семья малая церковь. Семья — малая Церковь

Объект – предмет, на который направлено действие.

Человек может быть объектом и субъектом. Человек становится субъектом, когда включён в социальную деятельность. Субъект – это человек в обществе и общество в человеке. Он берётся одновременно как субъект познания и как субъект практического действия.

Объект – часть объективной реальности, которая включена в практическое преобразование субъектом и в этом смысле без субъекта, нет объекта.

Общество выступает субъектом познания через способы познавательной деятельности и систему накопленного знания.

Индивид становится субъектом познания, когда может овладеть миром культуры и превратить достижения человечества в свои силы и способности (язык, логические категории знаний).

Таким образом, процесс познания есть единство объекта и субъекта. Результат – знание.

Познание как единство чувственного и рационального.

В структуру познавательной деятельности включаются такие её уровни как чувственное и рациональное.

Чувственное познание: ощущение – субъективный образ предмета, первичная информация о мире, восприятие – целостный чувственный образ предметов, данных посредством наблюдения, в нём отражаются различные свойства вещи как одно целое, представление – это опосредованный целостный образ, сохраняемый и воспроизводимый с помощью памяти.

Рациональное познание – это, прежде всего мышление, которое опирается на чувственное познание и даёт обобщённое знание. Оно осуществляется в 3 формах: понятия, суждения, умозаключения.

Для всех трёх форм логического мышления характерна связь с языком.

Методы и формы научного познания.

Методы познавательной научной деятельности: эмпирический – наблюдение, сравнение, эксперимент, здесь выясняются научные факты, эмпирические законы.

Теоретическийидеализация – (мысленная реконструкция эмпирического объекта), логическая модель, формализация, восхождение от абстрактного к конкретному, исторические и логические методы исследования.

Содержание теоретического уровня – научные понятия, категории, законы науки, научные теории.

Формы научного познания

Проблема (преграда, задача). Это вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес.

Гипотеза (основа, предположение). Это обоснованное предположение с целью выяснения закономерностей и причин исследуемого объекта. Особенности: обоснованность, принципиальная проверяемость, простота (объяснить все факты из одного допущения). Она проходит три этапа: а) построение; б) проверка; в) доказательство.

Теория (рассмотрение, исследование). Это форма организованности достоверного знания, предметной области, объясняющая, предсказывающая функционирование и развитие объектов данной области

Функции теории: организация знания, объяснение и предсказание.

Система: 1) эмпирическая база;

2) теоретическая основа (категории, законы, аксиомы);

3) логические средства.

4) основное содержание теории.

Требования к научной теории:

1) адекватность своему объекту;

2) максимальная полнота описания данной предложенной области;

внутренняя непротиворечивость – согласованность с фактами.

Субъект и объект познания. Познание как деятельность.

Познание – это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. Субъект и объект познания являются сторонами познавательной деятельности. Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта (в терминологии И. Канта – «вещь в себе»). Объект познания является предельно общим понятием, включающим в себя явления природы, других людей с их сознанием, собственное тело человека вплоть до продуктов его духовной жизнедеятельности.

Читать еще:  Женские имена по православному календарю по месяцам. Как выбрать имя ребенку по церковному календарю

Цель и результат познания – знания. Знания – это осмысленная информация.

Успешность познания во многом зависит от средств познания. Средства познания – это познавательные способности, данные человеку от природы (интеллект, талант, интуиция, воображение и т.п.), а также технические средства, созданные человеком (приборы, инструменты и т.п.).

Процесс познания зависит от социокультурных факторов, то есть общество и эпоха влияют на выбор объектов и методов познания. Например, достаточное количество рабов делало ненужным в эпоху античности научное развитие техники, кроме военной. В средневековье на познание решающим образом влияла религия, препятствуя развитию науки и техники. Буржуазное общество, напротив, дало мощный стимул их развитию.

Существуют различные виды познания:

Обыденное (изучает только явления, не проникает в суть; использует язык обыденной речи; не использует специальных методов и приборов; не выходит за рамки обыденного опыта; соответствует здравому смыслу; субъект – все люди; передается устно; не систематизировано и не специализировано)

Художественное(осуществляется в форме художественных образов; в центре человек, его духовный мир; воздействие художественных образов на эмоции и чувства человека; важно авторство)

Научное(Рационализированное, логически непротиворечивое, выраженное в общих понятиях; аргументированное; применяются методы и приборы; проникает в сущность объекта, открывает законы; язык научного познания не совпадает с языком обыденной речи; результаты могут противоречить здравому смыслу; стремится к объективности)

Концептуальное (мифологическое, религиозное, философское)

Уровни познания:

Формы познания:

Формы чувственного познания :

Ощущение – отражение в мозгу человека отдельных свойств предметов при помощи органов чувств при непосредственном контакте с объектом (обоняние, зрение, вкус, звук и т.д.)

Восприятие – совокупность свойств при непосредственном контакте с предметом..

Представление – целостный образ вне контакта с объектом.

Формы рационального познания:

Понятие – форма мысли, в которой отражаются общие существенные свойства, относящиеся к определенному классу предметов (выражается в слове).

Суждение – форма мысли, в которой отражается связь с понятиями и выражается в предложении.

Умозаключение – форма мысли, в которой идея выводится на основе предыдущих идей.

109.201.143.233 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:

http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/
http://infopedia.su/13x959a.html
http://studopedia.ru/14_68981_sub-ekt-i-ob-ekt-poznaniya-poznanie-kak-deyatelnost.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: