Посмертное почитание святителя гурия казанского.

Посмертное почитание святителя гурия казанского.

2753

Ежегодно 17 октября Русская Православная Церковь отмечает Собор святителей Казанских Гурия, Германа и Варсонофия, положивших начало устроению епархии в Казанской земле и просвещению края.

Святые мощи святителя Гурия

Главной святыней Благовещенского собора Казанского Кремля до революции были мощи святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского. Первый архипастырь и просветитель Казанского края окончил свой земной путь 5 декабря 1563 года, за три дня до этого приняв постриг в великую схиму от архимандрита Варсонофия. Погребли его в кремле, за алтарем монастырского Спасо-Преображенского собора. Там же спустя двенадцать лет, в 1576 году, упокоился и святитель Варсонофий.

В 1595 году в Спасо-Преображенском монастыре приступили к строительству каменного соборного храма — взамен деревянного. В ходе строительных работ были обретены мощи обоих святителей. Присутствовавший при этом митрополит Казанский Гермоген (в будущем Патриарх-мученик), составивший первые жития просветителей Казани, так описывал это событие: «Видехом диво, его же не надеяхомся. Рака бо святаго бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира, яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, прочие же его уды целы быша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его и бяху крепки зело. »

Мощи обоих святителей по окончании строительства монастырского собора были положены в нем, а в 1630 году мощи святителя Гурия перенесли в Благовещенский собор, поместив в устроенную дворянином С. Т. Аристовым серебряную раку — у северной стены. Над ракой водрузили резной балдахин, выполненный на средства Т. Шаланина. Рака была покрыта шитым золотом и серебром покровом с изображением святителя в рост — этот покров пожертвовал князь Б. И. Черкасский. В 1702 году раку с мощами передвинули в центральную часть собора, а в середине XIX столетия заменили новой — на ее создание купец П. Свешников выделил пять тысяч рублей. Рядом с ракой хра-нилась фелонь из камки, в которой святитель лежал в гробу, и его жезл, специально приспособленный для того, чтобы на него можно было опираться во время богослужений. Мера вынужденная — напомним, что в юности святой (тогда еще Григорий), служивший у князя Василия Пенкова, по навету — недоброжелатели обвинили его в прелюбодейной связи с княгиней — провел два года в княжеской темнице, где, видимо, застудил ноги; в старости он без опоры не мог стоять.

После закрытия Благовещенского собора рака с мощами святителя Гурия была перенесена в храм Николы Тульского Богородицкого монастыря — того самого, что устроили на месте обретения Казанской иконы Божией Матери. В 1931 году православную общину, действовавшую на территории обители, перевели в Петропавловский собор, где с тех пор почивали мощи святителя Гурия. Наконец, в 1934 году рака с мощами оказалась в церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, бывшей до революции приписной к Благовещенскому собору; с 1938 по 1946 год этот храм оставался единственным действующим в Казани и имел статус кафедрального. Здесь мощи святителя пребывают до сих пор.

Часть мощей в 2005 году помещена в раку с резной сенью, воссозданную в Благовещенском соборе по окончании его реставрации.

Келья святителя Гурия

В 1841 году, в ходе генеральной реконструкции соборного храма, была обнаружена еще одна святыня — крохотная келья святителя Гурия (ширина 2,89 м, длина 2,18 м, высота 1,78 м) с каменными стенами, сложенными из того же камня и в той же «кладочной» манере, что и основной четверик собора. Последнее доказывает, что келью эту архипастырь устроил тогда, когда храм строился. Находилась она под первоначальным Борисоглебским приделом (новый придел при этом возводили заново, включив старый в основной объем здания), в южной части церкви. Сюда архипастырь спускался для уединенной молитвы, цитируем его Житие: «Обнощное стояние присно в молитвах выну принося к Богу, во келии близ. Бориса и Глеба». И в другом варианте: «Жил преподобный богоугодно: нищих кормил, во всем помогал неимущим, заступался за бедных, вдовиц и сирот, избавлял их от бед, прилагал труды к трудам и все ночи возносил Богу молитвы. »

На восточной стене кельи — фреска XVI века: образ Спаса Нерукотворного. Предполагается, что автором фрески был сам святитель Гурий.

Не удивительно, что в открытую келью святого сразу же потянулся народ, воспринявший ее как настоящую святыню. Помещение благоустроили — оштукатурили стены, для иконы сделали киот и пробили дверь с запада.

Читать еще:  К чему снятся срезанные цветы. К чему снится цветок? Искусственные цветы во сне

В 1906 году, когда в соборе велись очередные ремонтные работы, над кельей возвели часовню, сохранившуюся до нашего времени. В советские годы эту часовню превратили подсобку для дворника, а дверь в келью святителя Гурия заложили кирпичом, что спасло фреску Спаса Нерукотворного: она осталась неповрежденной. В новейшее время дверь восстановили, освободив тем самым святыню «из-под спуда».

«Бе стязаяся с неверными. »

Ближайшим помощником святителя Гурия в обустройстве Казанской епархии был архимандрит Варсонофий. «Святый Гурий, — отмечается в житии свт. Гурия, — имяше к нему любовь велию духовную. » Не случайно широкое распространение получили парные иконы с изображениями обоих святителей, в профиль, лицами друг к другу, как бы ведущих беседу.

Варсонофий приехал в Казань в уже немолодом возрасте, 60-ти лет от роду. Уроженец Коломны, будущий святитель в юном возрасте попал в плен к крым-ским татарам. За время своего рабства он в совершенстве изучил татарский язык и грамоту, равно как и татарские обычаи. Будучи выкуплен отцом из плена, молодой человек постригся в монахи в московском Андрониковом монастыре. В 1544 году его возвели в сан игумена и поставили управлять Николо-Пешношской обителью. В1553 году царь Иоанн IV, отправившийся после избавления от тяжелой болезни на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь, заехал в Пешношу. Умеющего говорить по-татарски игумена Варсонофия он хорошо запомнил и два года спустя приказал назначить в помощники архиепископу Казанскому Гурию. В Казани возведенный в сан архимандрита Варсонофий основал Спасо-Преображенский монастырь в кремле, ставший крупнейшим духовно-просветительским центром Казанской земли. Именно архимандрит Варсонофий, знавший местный язык, был тогда главным миссионером: «Бе стязаяся с неверными и укоряя их, и препирая, и ко крещению приводя, уча и наказуя веровати во Святую Троицу, Отца и Сына и Св. Духа».

Около четырех лет, с 1567 года, епископ Варсонофий возглавлял Тверскую епархию, но, выйдя по немощи на покой, вернулся в Казань, в устроенную им обитель, где и встретил кончину в 1576 году. Погребли его рядом со святителем Гурием за алтарем соборного монастырского храма. При перестройке собора в 1595 году были обретены мощи обоих святителей. Тогда же Русская Церковь их канонизировала.

«Человек простый, истинный…»

Из современников лучшие слова о святителе Германе сказал, пожалуй, «невозвращенец» Андрей Курбский: «И бе он яко тела великаго муж, так и разума многаго, и муж чистаго и воистину святаго жительства, и Священных Писаний последователь и ревнитель по Бозе, и в трудах духовных мног. Человек простый, истинный и непоколебим в разуме, и великий помощник был в напастях и бедах объятым, також и к убогим милостив зело».

Святитель принадлежал к древнему боярскому роду Садыревых-Полевых, произошедшему от смоленской ветви Рюриковичей. Родился он около 1505 года в Старице, в крещении получив имя Григорий. На двадцать шестом году жизни Григорий постригся в монахи в Иосифо-Волоколамском монастыре, где бояре По- левы имели родовую усыпальницу. В обители молодой монах занимался переписыванием книг — под руководством игумена Гурия (Руготина), впоследствии первого архиепископа Казанского и Свияжского. Уже в это время двух будущих святителей связала дружба. В 1551 году отец Герман был поставлен игуменом Успенского монастыря в Старице, однако вскоре, в 1553 году, передав свою должность священноиноку Иову, с 1589 года первому Патриарху Московскому и всея Руси, возвратился в Иосифо-Волоцкий монастырь к любимой им простой монашеской жизни. В том же году святой принял участие в Соборе по делу еретика Матвея Башкина, отрицавшего веру в Святую Троицу и церковные таинства. Осужденного Башкина отправили для вразумления в Иосифо-Волоцкий монастырь, где под влиянием отца Германа он раскаялся в своих заблуждениях.

3 февраля 1555 года в Москве архимандриту Герману положили быть настоятелем нового Успенского монастыря в Свияжске (неподалеку от Казани), учреждаемого с целью распространения христианства в Казанском крае. Свияжская обитель скоро превратилась в один из самых значительных и влиятельных русских монастырей.

В 1563 году святитель Гурий скончался, и 12 марта 1564 года в Москве состоялась архиерейская хиротония нового казанского владыки, а именно Германа. Возглавив епархию, он продолжил труды предшественника по распространению христианства. Архиерей заботился о благополучии паствы, строил храмы, заводил школы. Но святительское его служение в Казанском крае продлилось недолго. В 1566 году царь Иоанн Грозный вызвал святого в Москву, чтобы поставить главой Русской Церкви — митрополитом Московским и всея Руси.

Князь Андрей Курбский рассказывает, что святитель Герман долго отказывался принять сан митрополита, но царь с Собором «принудили» его. Это было страшное время самого начала опричнины — видя творящиеся жестокости, святитель призвал царя к покаянию и обращению к праведной жизни. Царские приближенные тут же оклеветали Германа: «Герман, — говорил один из них, — желает быть вторым Сильвестром: ужасает твое воображение и лицемерит, в на-дежде овладеть тобою. » Судьба святителя была решена: Грозный повелел изгнать его с митрополичьего двора и держать в Москве под надзором. Святой прожил еще полтора года. 6 ноября 1567 года опала его разрешилась — смертью, как то часто бывало при Грозном царе. Официальная версия гласила, что сгубило архиерея «моровое поветрие». Но сразу после этой странной и скорой кончины несостоявшегося митрополита появились слухи, что он был убит опричниками. Курбский прямо писал: «Овии глаголют удушеннаго тайно за повелением его (Ивана Грозного. — Прим. ред.), овии же ядом смертоносным уморенна». Скорее всего, однако, святителя убили мечом или топором. В 1888 году, когда мощи его переоблачали, а на главу возлагали новую митру, выяснилось, что она (голова) отделена от тела — причем странным способом, как будто один удар нанесли по шее спереди, а другой — сзади.

Читать еще:  Крыса священное животное в индии. Храм крыс в Индии: интересные факты, описание, фото

Похоронили святителя Германа в Москве в церкви Николы Мокрого в Зарядье (храм снесли в 1960-е годы при строительстве гостиницы «Россия», в свою очередь тоже снесенной в новейшее время). В 1591 году были обретены его мощи; год спустя их перенесли в Свияжск. По окончании русской Смуты в Успенский монастырь хлынули потоки паломников, началось общероссийское почитание святого, были составлены его Житие и служба. В келье праведника сохранялись его икона Божией Матери, печка и слюдяной фонарь, а в Успенском соборе — иглы, нитки, наперсток и богослужебные принадлежности, которыми пользовался великий подвижник.

Свияжскую обитель в 1919 году закрыли и разорили. В 1922 году были вскрыты мощи святителя, но вывезти их кощунники не смогли — помешал внезапно налетевший смерч. В 1925 году мощи таинственным образом исчезли и были обретены лишь в 2000 году — в казанском храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Часть их летом 2000 года вернулась в Свияжский Успенский монастырь.

Святитель Гурий Казанский: 15 значимых фактов

3 июля – день перенесения мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского (1630). Предлагаем вам познакомиться с пятнадцатью фактами из жизни первого Казанского архипастыря – святителя Гурия.

Рака с мощами святителя Гурия Казанского в храме Ярославских чудотворцев, г. Казань

1 – Святитель Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин) родился в городке Радонеже, то есть был земляком преподобного Сергия.

2 – Во время прохождения службы у князя Ивана Пенькова в должности управляющего имением был оклеветан в преступной связи с его женой. За это Григорий был заключен в подземелье, где подорвал свое здоровье, но укрепил и углубил свое религиозное чувство.

Дети у раки мощей святителя Гурия Казанского

3 – Находясь в темнице, будущий Казанский первосвятитель писал небольшие книжки для обучения детей грамоте, деньги за вырученные азбуки он раздавал нищим.

4 – По освобождении из темницы принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре, где позже был избран игуменом и управлял братией в течение девяти лет, а затем оставил игуменство и жил два года простым монахом.

Свято-Троицкий монастырь в Селижаровом посаде (г. Тверь)

5 – Перед епископством святой Гурий один год управлял Троицким Селижаровым монастырем в Тверской епархии.

5 – По жребию Гурий избран первым архиепископом учрежденной в 1555 году Казанской епархии.

6 – В Казань вместе со святителем Гурием отправился его ученик и будущий преемник по Казанской кафедре Герман.

7 – На Казанской земле святитель Гурий проводил активную миссионерскую работу. За восемь лет его управления Казанской епархией было основано четыре монастыря, построен Благовещенский кафедральный собор и более десяти городских церквей.

Ермоген, патриарх Московский и всея Руси

Патриарх Московский и всея Руси Ермоген

8 – Святитель Гурий Казанский рукоположил во священники будущего Патриарха Московского и всея Руси Ермогена.

9 – Ближайшими помощниками святителя Гурия Казанского были архимандрит Герман, настоятель Свияжского Успенского монастыря, и архимандрит Варсонофий, настоятель Спасо-Преображенского монастыря, ранее бывший в плену в Крыму и знавший татарский язык и обычаи.

Икона святителя Гурия Казанского

10 – В 1561 году святитель тяжело заболел, его по большим праздникам приносили в собор на литургию, которую он слушал сидя или лёжа. За три дня до блаженной кончины святитель Гурий принял великию схиму от рук своего друга и соратника святителя Варсонофия, будущего епископа Тверского.

Спасо-Преображенский монастырь г. Казань

Спасо-Преображенский монастырь г. Казань

12 – 5 декабря 1563 года святитель Гурий скончался и был погребён в Спасо-Преображенском монастыре Казанского кремля.

13 – 4 октября 1595 года митрополит Казанский Ермоген (будущий Патриарх Московский и всея Руси) возглавил обретение нетленных мощей святителей Гурия и Варсонофия.

У раки со святыми мощами святителя Гурия (храм Ярославских чудотворцев, г. Казань)

14 – Мощи святителя Гурия 20 июня 1630 года были перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в Благовещенский кафедральный собор. Ныне они покоятся в кладбищенском храме во имя святых благоверных князей Феодора и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, в городе Казани.

Православная гимназия имени святителя Гурия Казанского

Казанская православная гимназия имени святителя Гурия Казанского

15 – Имя первосвятителя Гурия носит первая в Республике Татарстан православная гимназия.

Читать еще:  Имя стелла или стэлла. Значение женского имени стелла

+Святителю отче наш Гурие, моли Бога о нас+

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Посмертное почитание святителя Гурия Казанского

Архиепископ Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин; родился ок. 1500 , Радонеж — умер 5 декабря 1563 , Казань) — епископ Русской Церкви, первый архиепископ Казанский и Свияжский .

Почитается в лике святителя. Память совершается (по юлианскому календарю): 5 декабря (в день кончины), 4 октября (обретение мощей в 1595 году), 20 июня (перенесение в 1630 году мощей в кафедральный собор Казани).

Последние 3 года жизни Гурий тяжело болел, на большие праздники его приносили для молитвы в храм. Незадолго до кончины (2 декабря) Гурий принял постриг в великую схиму от настоятеля Спасо-Преображенского монастыря св. Варсонофия. Архимандрит Варсонофий совершил чин отпевания скончавшегося святителя. Гурий был похоронен у алтаря монастырского Преображенского собора. Вскоре над его могилой усердием служившего ему боярина И. Застолбского была поставлена гробница и каменная часовня.

17 октября 1595 г. при перестройке и расширении собора могилы Гурия. и похороненного рядом святителя Варсонофия были вскрыты, обретены нетленные останки святых. Гроб Гурия был наполнен благоухающим миром. Вскоре по решению патриарха св . Иова Гурий был канонизирован. 20 июня 1630 г. по инициативе Казанского митрополита Матфея мощи Гурия и Варсонофия были перенесены в казанский Благовещенский собор.

В 1633 г. князь Б. И. Черкасский дал вкладом в собор шитый покров на раку святителя. В 1647 г. в московском Казанском соборе был освящен придел во имя Гурия Казанского и свтятителя Варсонофия Тверского.

Рака с мощами Гурия пострадала во время пожара, опустошившего Казань в 1815 г., после чего была устроена новая, серебряная гробница.

В Благовещенском соборе при раке хранились фелонь, в которой был похоронен святитель, посох, по преданию ему принадлежавший, часть гроба Гурия , крест с частицами св. мощей, кусочки ваты, которой Казанский митрополит Ермоген обкладывал мироточащую главу чудотворца. Ковчежцы со св. мощами Гурия и другие святыни выносились в собор для поклонения в Великую пятницу.

В сентября1918 г., после закрытия собора, мощи Гурия переместили в собор казанского в честь Казанской иконы Божией Матери женского монастыря , а после его закрытия в 1929 г.- в церковь во имя блгв. князей Феодора Ярославского и чад его Давида и Константина на Арском кладбище Казани, где они в настоящее время почивают в раке.

В 2005 г. часть мощей перенесена в отреставрированный Благовещенский собор, частица мощей передана Иосифову волоколамскому монастырю .

До 1918 г. в казанском Благовещенском соборе хранились принадлежавшие Гурию икона «Святцы» строгановского письма и седло для чина шествия на осляти во время праздника Входа Господня в Иерусалим, а также угловая часть гроба Гурия. Перед ракой находились облачение святителя, его посох (в настоящее время посох пребывает в кладбищенском храме во имя Ярославских чудотворцев) и 3 иконы (икона Вседержителя, Смоленская икона Божией Матери и образ свт. Николая), принесенные Гурием из Москвы в Казань.

В Благовещенском соборе до 1918 г. также сохранялся оригинал Жития, написанного священномученником Ермогеном. В Национальном музее Республики Татарстан хранится Ефремово Евангелие, переписанное в 1478 г. по заказу Тверского еп. Вассиана (Стригина-Оболенского) . Возможно, Гурий сам привез рукопись из Селижаровского монастыря и пожертвовал Благовещенскому собору.

В 1841 г., при работах по расширению Благовещенского собора, под правым, Борисоглебским приделом была обнаружена упоминаемая в Житии маленькая келья, в которой Гурий уединенно молился («обнощное стояние присно в молитвах выну принося к Богу, во келии близ… Бориса и Глеба»). На каменной стене находился выполненный, вероятно, самим Гурием минеральными красками образ Спасителя. Над кельей в 40-х гг. XIX в. была выстроена часовня. В советское время келья была превращена в склад. В 1998 г., при реконструкции собора, ее очистили, выяснилось, что образ Спасителя сохранился, но сильно выцвел и был едва заметен. Однако с каждым годом краски на рисунке проявляются все ярче.

Почитание Гурия было широко распространено в Казанской губернии, в начале XX века здесь действовало около 20 посвященных Гурию храмов (не считая храмов во имя Казанских святителей), например крестовая церковь и церковь при татарско-кряшенской школе в Казанском архиерейском доме. В 1908 г. в казанском Благовещенском соборе был освящен придел во имя Гурия.

В настоящее время особо почитают Гурия в Поволжье православные татары (кряшены), удмурты, марийцы . Храмы во имя Гурия действуют в татарско-кряшенском селе Ташкирмень Лаишевского района и удмуртском селе Ципья Балтасинского района Татарстана.

Три святителя Казанских :
Гурий, Герман и Варсонофий

17 октября Церковь прославляет святителей города Казани Гурия и Варсонофия. Если мощи Святителя Гурия находятся в церкви, то мощи Св.Варсонофия потеряны в годы Советской власти и так до сих пор не обнаружены.

Величаем вас, святителие велиции Гурие и Варсонофие, и чтим святую память вашу вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

Источники:

http://www.tatarstan-mitropolia.ru/all_publications/publication/?id=62207
http://duhovhram-kzn.ru/biblioteka/73-stati-i-intervyu/1082-svyatitel-gurij-kazanskij-15-znachimykh-faktov
http://filaretuos.livejournal.com/222719.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: