Послушник в монастыре работа. Уйти в монастырь: истории женщин, которые так поступили

Послушник в монастыре работа. Уйти в монастырь: истории женщин, которые так поступили

Истории женщин, которые ушли в монастырь: “Когда выезжаешь отсюда в город, все кажется каким-то пустым и безжизненным”

“Все! Надоело! Ухожу в монастырь!” – многие из нас позволяют себе подобные шутки. Но есть люди, которые однажды сказали это себе всерьез и совершили задуманное, навсегда распрощавшись с мирской жизнью.

В предыдущем материале мы подробно описали, из чего складываются монастырские будни. Рассказали о ранних подъемах и многочасовых богослужениях, скромных трапезах и бесконечных “послушаниях”. Такая жизнь не каждому по плечу: не зря на более чем двухмиллионный Минск приходится всего около сотни сестер. Говорят, что в монастырь уходят от тяжелых проблем и неудач. Монахини Свято-Елисаветинской обители с этим категорически не согласны.



Они не повышают голос и ни на что не обижаются. С удовольствием отвечают на любые вопросы и стараются ничего не скрывать. Общение с сестрами складывается очень легко и непринужденно, но понять их крайне тяжело. Когда речь заходит о Боге, возникает ощущение, что эти люди говорят на совершенно другом языке. К чему такие крайности? Зачем лишать себя всех радостей жизни, вместо того чтобы просто соблюдать заповеди, исправно ходить в церковь по воскресеньям и перед сном читать “Отче наш”? У каждой монахини на это свои аргументы.

В одном сестры единодушны: в монастырь, по их мнению, не уходят, а приходят. Приходят к Богу, а не убегают от жизненных проблем. Сестры не согласны со стереотипом, что здесь они оказываются не от хорошей жизни. Скорее, серьезные испытания заставляют обратиться к вере. А что будет дальше, зависит от человека.

Монахиня Иулиания, 55 лет. “Бог управляет всем: твоими мыслями и твоими поступками”

Так, например, случилось с сестрой Иулианией, которая долгое время была совершенно далека от религии. В миру женщину знали как хорошего музыканта. Социальный статус, материальное благополучие, муж и трое прекрасных детей – у нее было все, о чем можно только мечтать. Но однажды случилась трагедия: тяжело заболел ребенок (последняя стадия онкологии). Врачи практически не давали шансов на выздоровление. Разочаровавшись в возможностях медицины, женщина решила “вымолить ребенка”. Совсем неожиданно для себя она поверила в Бога. А потом с ее семьей начали происходить невероятные вещи: сын выздоровел, несмотря на мрачные прогнозы врачей. Для женщины все было очевидным: “ребенка исцелил сам Господь”. С тех пор с каждым годом вера в ней лишь крепла.

– Я поняла, что именно этого мне долгое время не хватало. Всю жизнь я чувствовала, что моя душа томится. А на самом деле, душа искала Бога…

Женщина продолжила душевные поиски и в конце концов нашла себя в монастыре. Дети выросли и выбрали свой путь, а монахиня Иулиания – свой.

– Я понимала, что так больше не могу – жить в том качестве, в котором жила до этого. Нужно было что-то менять. Бог управляет всем: твоими мыслями и твоими поступками.

Монахиня Иулиания уверяет, что дети отнеслись к ее решению относительно спокойно. Они регулярно “приходят в гости”, а дочь даже поет в монастырском воскресном хоре.

– Когда ты чувствуешь, что “готов”, не замечаешь того, что другие назвали бы “терпеть”. Если ты пришел в монастырь, значит, у тебя есть для этого серьезная решимость.

Монахиня Марфа, 40 лет. “Раньше я завидовала верующим, потому что у них есть вечность…”

Монахиня Марфа открыла двери обители в период сильного душевного подъема. Как она сама говорит, в какой-то момент ее “словно коснулся Господь”. До этого она была студенткой Академии искусств, в церковь не ходила и ничем подобным не интересовалась. Однажды на каникулах девушка поехала в гости к бабушке, которая живет в Израиле. Цели поездки был самыми что ни на есть светскими: сделать интересные этюды, отдохнуть, загореть и осмотреть достопримечательности. Путешествие по святым местам запомнилось особенно сильно: все, что рассказывал экскурсовод, показалось юной художнице крайне интересным.

– Я подумала: если Христос на самом деле говорил такое, то он точно Бог. У меня быстро все встало на свои места. Из Израиля я вернулась очень воодушевленной. Постепенно перестала понимать, как можно НЕ верить. Кстати, раньше я иногда завидовала верующим, потому что у них есть вечность…

После возвращения домой девушка продолжила интересоваться религией: читала специальную литературу и даже пробовала писать иконы. Узнав об Иисусовой молитве, студентка стала читать ее во время занятий, и тогда даже обычные учебные рисунки, по ее мнению, выходили красивыми, как никогда. Один из преподавателей даже сказал, что работы “светятся”. Вместе с сестрами милосердия она начала ходить в детский интернат. Тот период своей жизни монахиня Марфа вспоминает как особенно счастливый. Неудивительно, что по окончании Академии искусств она оказалась в монастырской иконописной мастерской.

Читать еще:  6 мая день святого георгия победоносца поздравления. Поздравления с днем георгия победоносца

– Мне так понравилось там: сестрички читают молитвы, все такие вдохновленные. Это казалось совершенным “космосом”, меня не покидало ощущение полета. Сомнений не было никаких, я была уверена, что на своем месте.

Всего три года разделили жизнь нашей героини на “до” и “после”. В 1998 она начала ходить в храм, а в 2001-м она уже была в монастыре.

– Если говорить о моем решении, то, собственно, я его не принимала, а просто искала Божьей воли…

Монахиня Надежда, 25 лет. “В монастыре я почувствовала облако благодати”

Судьбу монахини Надежды также решил случай (или сам Господь, как здесь часто говорят). Девушка приехала в Минск поступать в институт, а в итоге поступила… в монастырь. Во время экзаменов она снимала комнату с одной из сестер милосердия. Та привезла ее в монастырь – посмотреть, оглядеться.

– Я почувствовала другую атмосферу, “облако благодати”, если можно так выразиться. Было ощущение, что ты окунулся в другой мир – в мир любви и понимания.

Поступить в институт у девушки не получилось, пришлось перенести планы на следующий год. А скоротать время она решила опять же в монастыре: потрудиться и, так сказать, набраться “монастырского духа”. Две недели, по словам сестры Надежды, прошли незаметно. Но по возвращении домой она не почувствовала облегчения. В душе была сильная пустота.

– Меня очень тянуло обратно… Видимо, Господь меня вел к Себе. Я вернулась, еще раз увидела отношение сестер друг другу, отношение батюшки, эти лица, искренность в глазах… Мне захотелось стать частичкой этого организма. И когда батюшка благословил меня на жизнь в монастыре, я почувствовала очень сильную радость.

Зато родители юной девушки были в шоке. Их можно понять: сестра Надежда стала монахиней, по сути, сразу после школы! Не познав и не почувствовав вкуса жизни.

– Так происходит опять же из-за стереотипов, якобы в монастыре чуть ли не “заживо хоронят”. Но проходит время, и родные принимают наши решения, начинают сами причащаться, исповедоваться. Не зря говорят, что когда кто-то уходит в монастырь, у его семьи появляется ангел-хранитель, он заботится о родных, оберегает их.

Испытательный срок: из трудниц в монахини

Сестру Надежду постригли в монахини почти сразу после того, как она пришла в монастырь. Но это, скорее, исключение, чем правило. Обычно перед тем как надеть облачение, женщины проходят длинный путь. Почти как “испытательный срок” на работе. Выделяют несколько этапов духовного роста.

Трудницы” приходят в монастырь, чтобы поработать, присмотреться и понять, правильный ли они сделали выбор. Они участвуют в богослужениях, послушаниях, но в любой момент могут уйти. Следующий этап – это послушничество, что означает готовность сестры “отречься от своих желаний”. Принимая постриг в инокини, женщины обещают навсегда посвятить себя Богу. Их можно сравнить с невестами: уже помолвлены, но еще не стали женами. Монашеский постриг – это наивысшая ступенька. Его принимают далеко не все сестры. Из 100 насельниц Свято-Елисаветинской обители только половина – монахини. На них ложится огромная ответственность: чего стоят только монашеские обеты! “Нестяжание” (запрет иметь личные деньги), “целомудрие” и “послушание” (в данном случае имеется в виду не работа, а умение слушаться) – вот главные правила, по которым живут монахини.


– Внешне может казаться, что ты чего-то себя лишаешь, но это неправильно. Чем больше ты стараешься ради Христа, тем больше ты получаешь внутренней свободы. Здесь не нужно думать, как сделать то, а как – это… Все решают за тебя. В этом смысле так гораздо легче жить.

– В монастыре я почувствовала всю полноту жизни и гармонию. Когда выезжаешь отсюда в город, все кажется каким-то пустым и безжизненным. В монастыре – настоящая жизнь, здесь люди начинают по-настоящему раскрываться, в том числе через послушание.

Выслушав исключительно восторженные отзывы о жизни в монастыре, нам стало интересно: а бывают ли случаи, когда сестры меняют свое решение уже на последнем этапе – после пострига в монахини? Оказывается, да. Здесь говорят, что более страшного греха нельзя себе представить.

Монахиня Афанасия, благочинная монастыря:

– У нас была монахиня, которая ушла из монастыря в мир. Потом, видимо, раскаялась и снова вернулась к Богу, правда, уже в другую обитель. Спустя время она опять присоединилась к нам. Произошел какой-то внутренний процесс. И хотя это большой грех, Бог всех прощает.

Что должна сделать женщина, которая хочет уйти в монастырь

В жизни многих людей бывают периоды, когда хочется буквально сбежать от груза навалившихся проблем, от суеты, переживаний, и обрести тихое пристанище где-нибудь подальше от шумного города и офисных будней. Некоторые даже начинают в этом случае подумывать о монастыре, надеясь, что именно там они обретут долгожданную гармонию и душевный мир. Довольно часто к таким эмоциональным решениям склонны женщины, однако, подобные шаги ни в коем случае не стоит делать на основе эмоционального порыва.

Подготовка

Уход в монастырь – это шаг довольно серьёзный и любой хоть немного понимающий в монастырской жизни человек вам скажет, что мира и покоя вы там точно не обретёте – это тяжёлый труд и постоянное преодоление себя. Потому многие священники рекомендуют, прежде чем окончательно бежать от мира за монастырские стены, потратить время и поездить по разным обителям в качества трудника – добровольного работника, живущего и питающегося в монастыре, чтобы посмотреть и почувствовать монашеский быт изнутри и понять, подходит ли это вам. К слову, всякий человек, желающий стать монахом, сначала проходит путь трудника, так что, в любом случае, этот опыт будет полезен. Ну и, конечно, придётся изменить привычный ритм жизни – ведь практически вся жизнь в монастыре завязана на богослужении, которое необходимо будет посещать регулярно, и привыкнуть к довольно тяжёлой физической работе. Если после таких «проб» намерение уйти в монастырь не ушло, а лишь окрепло, необходимо посоветоваться со священником – желательно, конечно, с тем, который вас знает или мнению которого вы более всего доверяете. Вполне вероятно, что опытный пастырь не благословит вас на этот подвиг, а напротив – начнёт отговаривать, и к этому тоже надо быть готовым и прислушаться: ведь не всегда мы понимаем какие мотивы на самом деле руководят нами, а потому опытный взгляд со стороны иногда бывает полезен в таких серьёзных делах.

Читать еще:  Евангелие от матфея глава 6 читать. Евангелие от матфея

Процедура

Если решение принято и благословение духовника получено, женщина может начинать процедуру подготовки к монашеству. Прежде всего, нужно решить имущественные, юридические и семейные дела (кому передать недвижимость, документы, питомцев), уладить все вопросы с родственниками и всеми, кто зависит от вас и привязан к вам. Важно – женатых и замужних в монашество не принимают. Любой опытный и разумный священник скажет вам, что, если человек состоит в благополучных семейных отношениях и желает при этом принять монашество, вполне вероятно, он идёт по неверному пути и ему не стоит этого делать. Если же женщина одна и имеет несовершеннолетних детей, то вопрос о монашестве тоже лучше отложить на потом. Многие делают ошибку, уводя детей за собой в монастырь из благочестивых соображений, однако стоит помнить, что монашество – дело исключительно добровольное и не стоит делать ребёнка заложником своих решений. Это может принести далеко не благочестивые плоды.

После того, как благословение получено и улажены дела, следует поехать в обитель для разговора с настоятельницей. Обычные документы, которые необходимы для монастыря – паспорт, автобиография, справку о смерти мужа, если женщина вдова, прошение о принятии в обитель. Обычно, постриг разрешается тем, кто уже достиг тридцатилетнего возраста. Если женщина оставляет в миру несовершеннолетних детей (что нежелательно), нужно будет свидетельство об опеке.

Сразу по прибытии в монастырь принять постриг нельзя – как правило, положен испытательный период сроком от трёх до пяти лет. В этот период женщина проходит определённые этапы жизни в обители. Сначала она становится трудницей. На этом этапе нужно будет выполнять всякую поручаемую ей работу (стирка, уборка, сельскохозяйственные работы, готовка и другие). Плюс – посещение богослужений. Обычно этот этап длится три года и именно в это время человек решает – оставаться ли ему в монастыре или нет. Если женщина решает остаться, она становится послушницей – то есть тем, кто готовится принять постриг. Для этого пишется прошение на имя игуменьи монастыря. Послушницы носят чёрный подрясник, как символ предстоящего монашества. Помимо физического труда и молитв, послушницы ещё и морально готовятся к более серьёзному аскетическому подвигу. Длительность этого этапа определяется индивидуально и в этот период ещё можно принять решение об уходе из монастыря. Если же настоятельница и послушница понимают, что женщина готова к постригу, и желание монашества у неё укрепилось, игуменья пишет прошение на имя архиерея и женщина принимает постриг. Вместе с постригом женщина принимает новое имя и даёт несколько обетов: обет послушания (отказ от своеволия), обет безбрачия (отказ от половой жизни), обет нестяжания (отказ от собственности) . Помимо этого, монахиня обязуется принять на себя непрестанный молитвенный подвиг.

Как я попал в монастырь. Послушания.

Друзья мои, всех с прошедшими праздниками!
Долго я не мог собраться для написания новой части о жизни монастырской, проблем куча, времени нет, да и просто руки не доходят.
И сразу хотелось бы обратиться к подписчикам. Друзья, если вы на меня подписаны, это не означает что я перед вами в долгу и обязан штамповать истории как Донцова. Я пишу потому что пишу, я не просил вас подписываться на меня, решение вы приняли самостоятельно. Я не святой и меня так же веселят различные шуточки. И профиль я создавал не праведника, а совершенно обычного себя. Конечно мне очень приятно что у меня 234 подписчика, но давайте все-же будем как-то терпимее друг к другу, все живем в одно время, и каждый со своими плюсами и минусами. Надеюсь на понимание, обидеть никого не хотел.

Ну, опустим лирическое отступление и подойдем к написанию.
Помечу имена, их тут будет много. Откроем карты, таскзть)
Д – Дима
Т – Тихон
Повар С – Сергий
Помощник повара Ж – Женёк
Ещё будет друг Ваня)
Остальных помечу в рассказе.

В этой части я хочу рассказать про послушания.
За все время, прожитое в монастыре я был на нескольких послушаниях:

Читать еще:  В честь чего праздник благовещенье. Благовещение Пресвятой Богородицы

Кухня, помощник повара.
Верхний сад, разнорабочий .
Владимирский скит (разнорабочий, подготовка скита и Путинской резиденции к приезду Патриарха и Владимира Владимировича).
Мойщик баков.
Пекарня.
Трапезник (накрывал столы)
И последние два месяца провел в дровенике.

Про кухню много рассказывать не буду. Только историю о том как мы готовились к пасхе. К тому времени к нам в келью подселился ещё один пассажир, Иван. Задружились мы сразу.
Перед Пасхой на кухню надо было ставить усиление, и я попросил Сергия взять Ваню. На следующий день мы несли послушание уже в четвером, на кухне стало значительно веселее). Шутили, подкалывали друг друга, даже Женя иногда включался, но юмор его понимать было трудновато.
График работы смен поменялся. Смена Тихона готовила обеды, а на нашей смене лежала ответственность за ужины и творожные пасхи. В общем началось испытание на прочность. На изготовление одной партии у нас уходило около 5ти часов, если без форс-мажоров. Иногда задерживались до утра. Да ещё на страстной седмице всех крутит так, что не дай Бог. Нашего повара закрутило( Забухал в последние 3 дня, не выходил на послушания, а если и выходил, то толку было от него как от кастрюли с дыркой.

Мы с Ваней приняли весь удар на себя, надо было и Сергия прикрыть, чтоб с монастыря не выгнали, и Пасхи наготовить на неделю вперед. Вызов Принят. Мы с Ваней не высыпались вообще. Спать удавалось по часу-два в сутки. Нас постоянно дергали на другие послушания, так как народу не хватало а трудиться надо было.Хоть было и нельзя, но творога мы сожрали килограмм пять) сметану ложками трескали, кондитеры приносили нам неудавшиеся куличи с кремом. Сказать что мы обжирались – ничего не сказать)

Мы с Ваней разработали свой рецепт, выполнили задание. Пасхи были заготовлены. Всем понравилось) Мы были довольны, Сергий сокрушался).

Пасха в монастыре – это что-то, если у кого-нибудь появится возможность, старайтесь попасть не раздумывая!

После Кухни, по непонятным причинам, меня перевели в Верхний Сад. А на следующий день и Ваню закинули). Вот там мы занимались полной херней. Сидели с Ваньком в теплице, поливали раз в два часа рассаду пили кофе и топили печку. иногда нас запрягали заниматься совершенно абсурдными делами. В один день мы перебирали деревянные ящики, чистили лих от листвы, аккуратно складывали в большие колонны, перевязывали веревками и накрывали тентом от дождя. А на следующий день нам давали задание их сжигать. Абсурд не только в армии). В остальное время иногда строили переносные теплицы. Собирали травы , кстати мы собирали для бальзама Аптекарский сад, если увидите в магазине бутылочку, то возможно в ней те травы, которые собирал я лично).(Мне заплатили за рекламу).

В остальное время гуляли по лесу, собирали ягоды, заваривали различные компоты, отвары в баню. Иногда после послушания брали по бутылочке пивка и спускались на причал. Весна была)

Потом меня забрали на Владимирский скит. Поставили руководить волонтерами. Тыкать в них палками, плеваться и подгонять(шутка). Через две недели должен был приехать Путин, и собиралось георгафическое сообщество.
Нужно было постричь газон, подмести брущатку, навести порядок в клумбах. Работы было много.

Вечером я возвращался со скита на центральную усадьбу и выходил в смену на пекарню, хлебушек пекли)
Спать хотелось ужасно, но надо было помогать Диме на пекарне(его туда поставили).
У нас были очень интересные посиделки, за 5 дней мы с Димой приговорили 100г таблетку Пуэра, всю ночь пекли хлеб, читали Проект Россия, и играли в контру(там был вайфай и мы нашли у кого взять ноут).

Потом заболел мойщик баков, его отправили в больницу и меня поставили на его место. Мойщик баков – это ад. Можете представить, кухня готовит на 250 человек, а я мыл посуду после кухни, это как помыть посуду после нового года, только если учесть что посуда эта по размеру раз в 50 больше обычной). На это послушания не хватало ни смирения, ни терпения. Жуть.

Потом я попросился чтобы меня перевели на мойку посуды, там было гораздо легче, но само послушание – отстой, мыть посуду после 250 человек, это 250 ложеквилок, 250 тарелок, 250кружек, около 70 подносов, 70 кувшинов и ещё всяких мелочек.
Я в принципе не люблю мыть посуду, так что можете представить как я это дело терпел)

И последнее мое послушание было в дровенике. Там я провел последние свои месяцы на Валааме. Это было мое любимое послушание. Сначала меня поставили помощником к одному мужичку, он меня конечно смирял нещадно. Говорил без умолку, и, есть у меня ощущение, что у него что-то не так с головой. Но потом меня оставили там одного, мужичок уехал.
Я просыпался в 5 утра, шел на полунощницу, потом завтракал и отправлялся в дровеник, там до часу дня колол дрова, потом обедал, потом опять колол, потом ужинал, потом таскал колотые дрова в гостиницу, на 4 этаж по лестнице, дрова собирал в вязанку и за спину. За последние 2 месяца набрал 10 кило) был 75, стал 85)) Лучше любой качалки.

Это был беглый рассказ о моих послушаниях, если что-то определенное заинтересует, пишите в комменты, отвечу, расскажу подробнее.
На этом пожалуй закончу, всем спасибо за внимание.

Источники:

http://news.tut.by/society/373852.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5a58c45d168a91fd9b027f16/5d66923caad43600ad01c68a
http://pikabu.ru/story/kak_ya_popal_v_monastyir_poslushaniya_2202992

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: