Портрет жан жака руссо. Руссо Жан-Жак – биография

Жан-Жак Руссо

Биография

Жан-Жак Руссо родился в Женеве 28 июня 1712 года. Этот французский философ, писатель эпохи Просвещения известен педагогическими трудами, теориями. Руссо называют основоположником романтизма в философской науке. Некоторые исследователи считают, что Жан-Жак Руссо в некоторой степени спровоцировал Великую французскую революцию.

Детство и юность

Детство франко-швейцарца Жан-Жака Руссо нельзя назвать беззаботным. Мать, Сюзанна Бернар, скончалась при родах, оставив сына на попечении отца Исаака Руссо, который трудился часовщиком и подрабатывал учителем танцев. Смерть супруги мужчина переносил тяжело, но постарался направить любовь на воспитание Жан-Жака. Это стало значимым вкладом в развитие младшего Руссо.

Портрет Жана-Жака Руссо

Ребенок с младых лет изучал труды Плутарха, зачитывался «Астреей» с отцом. Жан-Жак представлял себя на месте античного героя Сцеволы и специально обжег руку. Вскоре старшему Руссо пришлось покинуть Женеву из-за вооруженного нападения, но мальчик остался в родном доме с дядей. Родитель и не подозревал, что сын станет значимым философом для этой эпохи.

Позже родственники отдали Жан-Жака в протестантский пансион Ламберсье. Через год Руссо для обучения передали нотариусу, позже перевели к граверу. Несмотря на серьезную загруженность, молодой человек находил время на чтение. Образование научило Жан-Жака лгать, притворяться и красть.

В 16 лет Руссо сбегает из Женевы и попадает в монастырь, расположенный в Турине. Почти четыре месяца провел здесь будущий философ, после чего поступил на службу к аристократам. Жан-Жак трудился лакеем. Сын графа помогал парню постигать азы итальянского языка. Но навыки письма Руссо получил у «мамаши» – госпожи де Варан.

Жан-Жак Руссо в некоторых произведениях, собственноручно написанных, представляет интересные факты своей биографии. Благодаря этому узнаем, что юноша трудился секретарем и домашним наставником, прежде чем пришел к философии и литературе.

Философия и литература

Жан-Жак Руссо – это, прежде всего, философ. Книги «Общественный договор», «Новая Элоиза» и «Эмиль» до сих пор изучают представители науки. В произведениях автор пытался объяснить, почему в обществе существует социальное неравенство. Руссо первым попробовал определить, имел ли место быть договорной способ создания государственности.

Философ Жан-Жак Руссо

Жан-Жак считал закон выражением общей воли. Он должен был защитить представителей общества от правительства, которое не способно не преступать закон. Имущественное равенство возможно, но только в случае высказывания общей воли. Руссо предложил людям самостоятельно принимать закон, тем самым контролируя поведение властей. Благодаря Жан-Жаку Руссо создали референдум, сократили сроки депутатских полномочий, ввели народную законодательную инициативу, обязательный мандат.

«Новая Элоиза» – знаковая работа Руссо. В романе четко прослеживаются нотки «Клариссы Гарло», созданной Ричардсоном. Эту книгу Жан-Жак считал лучшим произведением, написанным в эпистолярном жанре. «Новая Элоиза» представляет 163 письма. Этот труд привел в восторг французское общество, так как в те годы подобный способ написания романов слыл популярным.

Выступление Жана-Жака Руссо

«Новая Элоиза» рассказывает историю о трагедии в судьбе главной героини. На нее оказывает давление целомудрие, мешая девушке насладиться любовью и подчиниться влекущему соблазну. Книга завоевала любовь людей и сделала Руссо отцом романтизма в философии. Но литературная жизнь писателя началась несколько раньше. Еще в середине XVIII столетия Руссо состоял на службе посольства в Венеции. Вскоре мужчина находит призвание в творчестве.

В Париже произошло знакомство, которое сыграло значимую роль в судьбе философа. Жан-Жак встретился с Полем Гольбахом, Дени Дидро, Этьенном де Кондильяком, Жаном д’Аламбером и Гриммом. Ранние трагедии и комедии не стали популярными, но в 1749 году, находясь в заключении, он прочитал в газете о конкурсе. Тема оказалась близка Руссо:

«Способствовало ли развитие наук и искусств порче нравов, или же оно содействовало улучшению их?».

Это вдохновило автора. Популярность среди граждан Жан-Жак заработал после постановки оперы «Деревенский колдун». Это событие случилось в 1753 году. Душевность и натуральность мелодии свидетельствовали о деревенских нравах. Даже Людовик XV напевал арию Колетты из произведения.

Жан-Жак Руссо

Но «Деревенский колдун» и «Рассуждения» добавили в жизнь Руссо проблем. Гримм и Гольбах восприняли творчество Жан-Жака негативно. Вольтер встал на сторону просветителей. Главной проблемой, по мнению философов, стал плебейский демократизм, присутствующих в работе Руссо.

Историки с упоением изучали автобиографическое творение Жан-Жака под названием «Исповедь». Правдивость и искренность присутствуют в каждой строчке произведения. Руссо показал читателям сильные и слабые стороны, обнажил душу. Цитаты из книги до сих пор используют для создания биографии философа и писателя, оценки творчества и характера Жан-Жака Руссо.

Педагогика

В сфере интересов просветителя Жан-Жака Руссо находился природный человек, на которого не влияют общественные условия. Философ считал, что на развитие ребенка влияет воспитание. Эту идею Руссо использовал при разработке педагогической концепции. Основные педагогические идеи Жан-Жак представил в произведении «Эмиль, или О воспитании». Этот трактат, по признанию автора, -лучший и важный. Через художественные образы Руссо попытался донести мысли относительно педагогики.

Образовательно-воспитательная система не устраивала философа. Идеям Жан-Жака противоречил тот факт, что в основе этих традиций находится церковность, а не демократия, широко распространяемая в те годы на территории Европы. Руссо настаивал на необходимости развития природных талантов у ребенка. Естественное развитие индивида – главная задача образования.

По мнению Жан-Жака, взгляды на воспитание детей должны коренным образом измениться. Это связано с тем, что человек с момента рождения и до смерти постоянно открывает новые качества в себе и окружающем мире. Исходя из этого, нужно строить воспитательные программы. Добрый христианин и добропорядочный человек – это не то, что нужно человеку. Руссо искренне верил, что существуют угнетенные и угнетатели, а не отечество или граждане.

Книга Жана-Жака Руссо

Педагогические идеи Жан-Жака Руссо заключались в советах родителям о необходимости развивать в маленьком человеке стремление к труду, уважение к себе, чувство свободы и независимости. Ни в коем случае нельзя потакать или уступать требованиям, даже капризам малышей. В то же время нужно отказаться от подчинения ребенка. Но больше всего переживал философ за перекладывание ответственности за воспитание на подростка.

Немаловажную роль в воспитании человека играет труд, который привьет дитю чувство долга и ответственности за собственные поступки. Естественно, что это в дальнейшем поможет малышу зарабатывать на пропитание. Под трудовым образованием Руссо подразумевал умственное, нравственное и физическое совершенствование человека. Развитие потребностей и интересов ребенка должно быть первостепенным для родителей.

Мыслитель Жан-Жак Руссо

По мнению Жан-Жака Руссо, на каждом этапе взросления необходимо взращивать в чаде что-то определенное. До двух лет – физическое развитие. От 2 до 12 – чувственное, от 12 до 15 – умственное, от 15 до 18 лет – нравственное. Перед отцом и матерью стоит главная задача – быть терпеливыми и настойчивыми, но ни в коем случае нельзя «ломать» ребенка, прививая ему ложные ценности современного общества. Физические упражнения и закаливания разовьют в малыше стойкость, выдержку и укрепят здоровье.

В период взросления подростку для познания мира нужно учиться использовать органы чувств, а не книги. Литература хороша, но она вкладывает в неокрепшие умы чье-то видение мира.

Таким образом, чадо не разовьет собственный рассудок, а станет воспринимать слова других на веру. Основные идеи умственного воспитания заключались в общении: родители и воспитатели создают атмосферу, когда ребенку хочется задавать вопросы и получать ответы. Важными для развития предметами Руссо считал географию, биологию, химию и физику.

Взросление в 15 лет – это постоянные эмоции, вспышки чувств, которые накрывают подростков с головой. Важно в этот период не переусердствовать с нравоучениями, а постараться привить ребенку нравственные ценности. Общество достаточно аморально, поэтому перекладывать эту обязанность на посторонних людей не нужно. На этом этапе важно развитие доброты чувств, суждений и воли. Проще сделать это будет вдалеке от больших городов с их соблазнами.

Читать еще:  Бизнес гороскоп на сентябрь близнецы.

Книга Жана-Жака Руссо

Как только юноше или девушке исполнится 20 лет, необходимо переходить к знакомству с общественными обязанностями. Интересно, что этот этап представительницам женского пола разрешалось пропустить. Гражданские обязанности – исключительно мужское проявление. В работах Жан-Жака Руссо прослеживается идеал личности, который противоречил обществу XVIII века.

Труды Руссо совершили переворот в педагогическом мире, но власти посчитали это опасным, угрожающим устоям общественного мировоззрения. Трактат «Эмиль, или О воспитании» сожгли, а в отношении Жан-Жака выпустили указ об аресте. Но Руссо успел скрыться в Швейцарии. Мысли философа, несмотря на неприемлемость французским правительством, оказали влияние на педагогику того времени.

Личная жизнь

Из-за отсутствия денег жениться на знатной даме у Жан-Жака не было возможности, поэтому в жены философ выбрал Терезу Левассер. Женщина трудилась служанкой в гостинице, расположенной на территории Парижа. Умом и сообразительностью Тереза не отличалась. Девушка происходила из крестьянского рода. Образование не получила – не определяла, который час. В обществе Левассер представала вульгарной.

Жан-Жак Руссо и Тереза Левассер

Тем не менее, в браке Руссо прожил до конца дней. Через 20 лет супружеской жизни вместе с Терезой мужчина отправился в церковь, где их обвенчали. У супругов родилось пятеро детей, но малышей сразу отдали в воспитательный дом. Жан-Жак объяснял этот поступок отсутствием денежных средств. Да и к тому же, по мнению философа, дети мешали заниматься Руссо тем, что он любил.

Смерть

Смерть настигла Жан-Жака Руссо 2 июля 1778 года, в загородной резиденции Шато д’Эрменонвиль. Сюда в 1777 году привёз философа друг, который заметил ухудшение в состоянии здоровья Руссо. Для развлечения гостя товарищ организовал концерт на острове, расположенном в парке. Жан-Жак, влюбившись в это место, попросил устроить могилу для него здесь.

Друг решил выполнить последнюю просьбу Руссо. Официальным местом захоронения общественного деятеля считается остров Ив. Сотни поклонников ежегодно посещали парк ради знакомства с мучеником, которого так ярко описал Шиллер в стихотворениях. В годы Великой французской революции останки Жан-Жака Руссо перенесли в Пантеон. Но через 20 лет произошло скверное событие – два преступника украли ночью прах философа и выбросили в яму, наполненную известью.

Жан-Жак Руссо

Фото Все

Видео Все

Жан-Жак Руссо. Жизнь и философские взгляды

Жан-Жак Руссо — биография

Жан-Жак Руссо – французский писатель и философ эпохи Просвещения, известный своими философскими и педагогическими трудами. Настоящая известность пришла к нему после постановки оперы «Деревенский колдун».

Детские и юношеские годы

Жан-Жак Руссо родился 28 июня 1712 года в Женеве. Детские годы его не были лёгкими. Его мать, Сюзанна Бернар, умерла во время родов, оставив сына на попечительстве отца Исаака Руссо, работавшего часовщиком и подрабатывавшего преподавателем танцев. Смерть своей жены Исаак переживал очень тяжело, но, тем не менее, старался всю свою любовь направить на воспитание единственного сына.

С самого раннего возраста мальчик изучал труды Плутарха и вместе с отцом зачитывался «Астреей». Жан-Жак представлял себя в роли героя Античности, Сцеволы, и даже целенаправленно обжёг себе руку.

Вскоре Исааку Руссо пришлось уехать из Женевы в связи с вооружённым нападением, а Жан-Жак остался в родном доме вместе с дядей. В тот момент Исаак даже не мог подумать о том, что его сын в будущем станет значимым для этой эпохи философом.

Через некоторое время родственники отправили Жан-Жака в протестантский пансион Ламберсье. Ещё спустя год его для обучения передали нотариусу, а потом и вовсе перевели к граверу. Несмотря на такую занятость, юноша находил время на чтение книг. Образование научило его красть, лгать и притворяться.

В возрасте 16 лет парень сбежал из Женевы и попадал в монастырь, который находился в Турине. На протяжении почти 4-ёх месяцев Жан-Жак провёл в этом монастыре, а затем поступил на службу к аристократам, став лакеем. Графский сын помогал Руссо постигать начала итальянского языка, а навыки письменности юноша получил у госпожи де Варан.

Литература и философия

Жан-Жак Руссо – в первую очередь, философ. Такие его книги, как «Новая Элоиза», «Общественный договор» и «Эмиль» и по сей день тщательно изучаются представителями науки. В своих работах Руссо старался объяснить причину существования в обществе социального неравенства. Кроме того, Руссо первым попытался понять, имел ли место быть договорной метод создания государственности.

По мнению Жан-Жака, закон является высказыванием общей воли и должен защищать общественных представителей от правительства, неспособного не переступать законы. Имущественное равенство имеет место быть, но лишь при выражении общей воли. Руссо предложил народу самому принимать закон, осуществляя тем самым контроль над поведением властей. Именно благодаря Руссо был создан референдум, были сокращены сроки полномочий депутатов, введён обязательный мандат и народная законодательная инициатива.

На портрете Жан-Жак Руссо

«Новая Элоиза» является знаковой работой в биографии Руссо. В этом романе отчётливо прослеживаются нотки романа Ричардсона «Кларисса Гарлоу». Эту книгу Жан-Жак считал своим самым лучшим произведением, которое было написано в эпистолярном стиле.

«Новая Элоиза» состоит из 163 писем. Этот роман привёл в огромный восторг французское общество, поскольку в те годы подобный метод написания романов был очень популярным. Роман повествует о трагической истории, произошедшей в главной героини. На девушку оказывает влияние целомудрие, мешая ей наслаждаться любовью и подчиниться соблазну.

Ранние комедии и трагедии, написанные Руссо, не стали популярными среди народа. Настоящая же известность пришла к нему после постановки в 1753 году оперы «Деревенский колдун». Даже Людовик XV пел про себя арию Колетты из этого произведения.

Однако не все с восторгом восприняли его произведения. Например, Гримм, Вольтер и Гольбах отнеслись к творчеству Жан-Жака достаточно негативно. По мнению философов, основной проблемой стал плебейский демократизм, который присутствовал в работах Руссо.

Историки с восхищением изучали автобиографию Жан-Жака Руссо «Исповедь», в каждой строчке которого чувствовалась искренность и правдивость. В этой работе философ показал читателям свои самые слабые и сильные, полностью раскрыв душу. А цитаты из книги и по сей день используют для написания биографии философа, оценки его творчества и характера.

Педагогика

Жан-Жак Руссо был приверженцем того мнения, что на развитие ребёнка оказывает влияние воспитание. Эту идею он применил при создании своей педагогической концепции.

«Эмиль, или о воспитании» Жан-Жака Руссо

Свои главные педагогические мысли Жан-Жак отразил в произведении «Эмиль, или о воспитании». Эта работа, по мнению самого автора, является лучшей и важной. В ней через художественные образы Руссо постарался донести до читателей мысли по поводу педагогики.

Руссо был недоволен действующей в стране образовательно-воспитательной системе. Его педагогическим идеям противоречило то, что в основе этих традиций лежит церковность, а не демократия, которая в те годы была широко распространена в Европе. Сам Руссо отстаивал мнение о том, что у ребёнка необходимо развивать природные таланты. Отсюда, главную задачу образования он видел в естественном развитии индивида.

По мнению Руссо, взгляды на воспитание детей должны были измениться кардинально. И это, прежде всего, связано с тем, что человек с первых дней жизни и до самой смерти всё время открывает в себе и в окружающем его мире новые качества. И именно исходя из этого положения необходимо строить программы воспитания.

Педагогические идеи Жан-Жака Руссо состояли из советов родителям о необходимости развивать в своём ребёнке стремление и любовь к труду, уважение к себе, чувство независимости и свободы. Нужно перестать потакать и уступать капризам детей, а также отказаться от подчинения ребёнка. Больше же всего философ переживал за возложение ответственности за воспитание на подростка.

Читать еще:  Церковь построенная за средства ванги. Церковь не признает вангу

Не менее важную роль в воспитании детей, по мнению Руссо, играет труд, который привьёт ребёнку чувство долга и ответственности за свои поступки и в будущем поможет ему зарабатывать деньги на жизнь. Под трудовым образованием Руссо имел в виду нравственное, умственное и физическое развитие человека.

Жан-Жак Руссо считал, что на каждом этапе взросления нужно обязательно развивать в ребёнке что-то конкретное: до двух лет – это физическое развитие, от 2-ух до 12-ти – чувственное, от 12-ти до 15-ти лет – умственное и от 15-ти до 18-ти – развитие нравственное. Перед родителями стоит основная задача, заключающаяся в том, чтобы оставаться сдержанными и настойчивыми, но категорически неьзя «ломать» ребёнка и прививать в нём ложные ценности, присутствующие в современном обществе.

Жан-Жак Руссо

Физическое развитие, включающее в себя выполнение различных физических упражнений, а также закаливание, сформирует у ребёнка выдержку, стойкость и в целом улучшит здоровье.

Во время взросления подростку для полного познания мира необходимо учиться применять свои органы чувств, а не литература. Да, книги определённо хороши, однако именно в этот период она может привнести в ещё неокрепшее сознание ребёнка видение мира других людей. В результате ребёнок не сможет развить собственного рассудка и начнёт считать слова других истинно верными. Именно поэтому очень важно чувственное развитие.

Ключевые идеи умственного воспитания состоят в общении: родители совместно с воспитателями создают такую атмосферу, в которой ребёнок захочет задавать вопросы и получать на них ответы. Важными предметами для умственного развития Руссо считал химию, биологию, географию и физику.

Взросление в возрасте 15-ти лет подразумевает собой вспышки чувств и постоянные эмоции, накрывающие подростков с головой. В этот период особенно важно не перестараться с поучениями и постараться привить ребёнку моральные ценности. На этом этапе очень важно развить у подростка чувство доброты, суждений и воли. И легче всего это сделать вдали от крупных городов с их соблазнами.

Жан-Жак Руссо

Как только девушке или юноше исполнится 20 лет, необходимо перейти к ознакомлению с обязанностями по отношению к обществу. К слову, данный этап женщинам можно было пропустить. Гражданские обязанности являются исключительно мужским делом.

Работы Жан-Жака Руссо совершили настоящий переворот в педагогике, однако власти нашли в этом что-то опасное, подозрительное и угрожающее устоявшему в обществе мировоззрению. Труд Руссо «Эмиль, или о воспитании» сожгли, а в отношении самого философа издали указ об аресте. Сам Руссо сумел скрыться в Швейцарии.

Несмотря на неприемлемость идей Руссо французским правительством, они оказали большое влияние на педагогику тех времён.

Личная жизнь

Из-за отсутствия денежных средств Жан-Жак не смогу жениться на знатной женщине, поэтому в жёны он себе выбрал Терезу Левассер, которая работала служанкой в гостинице, находившейся в Париже. Какой-то особой сообразительностью и умом девушка не обладала, так как не получила образование. К слову, она даже не могла определять, который сейчас час. Тереза происходила из крестьянской семьи, а в обществе представала достаточно вульгарной. Но несмотря ни на что, в браке Жан-Жак Руссо прожил до самой своей смерти.

Жан-Жак Руссо и Тереза Левассер

Спустя 20 лет брака супруги обвенчались. В браке у них родилось пять детей, однако всех малышей тут же отдавали в воспитательный дом. Такой поступок Жан-Жак объяснял тем, что у них не было денег на их содержание. Да и к тому же, по мнению философа, дети только препятствовали ему заниматься делом, которое он любил.

Смерть

Жан-Жак Руссо скончался 2 июля 1778 года в загородной резиденции Шато д’Эрменонвиль, куда в 1977 году его привёз друг, который заметил ухудшение в его здоровье. Для развлечения Руссо товарищ организовывал для него концерты на острове, находящемся в парке. Жан-Жак так полюбил это место, что попросил, чтобы его похоронили именно здесь.

Памятник Жан-Жаку Руссо

Друг, в свою очередь, исполнил последнюю просьбу философа. Официальным местом захоронения Жан-Жака Руссо считается остров Ив, на который каждый год съезжаются сотни поклонников философа.

Во время Великой французской революции останки Жан-Жака Руссо перевезли в Пантеон. Однако по прошествии 20-ти лет произошло ужасное событие: два преступника ночью выкрали останки философа и сбросили их в яму, которая была наполнена известью.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Биография Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо – французский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения; также музыковед, композитор и ботаник; виднейший представитель сентиментализма – родился 28 июня 1712 года в Женеве.

Мать, Сюзанна Бернар, внучка женевского пастора, умерла при родах. Отец — Исаак Руссо (1672-1747), часовщик и учитель танцев, остро переживал потерю жены. Жан-Жак был любимым ребёнком в семье, уже с семи лет зачитывался вместе с отцом до утренней зари «Астреей» и жизнеописаниями Плутарха.

Из-за вооружённого нападения на согражданина его отец Исаак был вынужден бежать в соседний кантон и там вступил во второй брак. Жан-Жак, оставленный в Женеве под опекой дяди по линии матери, 1723-1724 годы провел в протестантском пансионе Ламберсье, потом был отдан в учение к нотариусу, а в 1725 — к гравёру. В это время он много читал, даже во время работы, за что подвергался суровому обращению. В 16 лет, 14 марта 1728, он решился покинуть город.

За воротами Женевы начиналась католическая Савойя — священник соседней деревни предложил ему принять католицизм и дал ему письмо в Веве, к госпоже Франсуазе Луизе де Варан. Это была молодая женщина из богатой семьи кантона Во, расстроившая своё состояние промышленными предприятиями, бросившая мужа и переселившаяся в Савойю. За принятие католицизма она получала пособие от короля. Госпожа де Варан направила Руссо в Турин в монастырь, где обучали прозелитов. По истечении четырёх месяцев обращение совершилось и Руссо выпустили на улицу.

Руссо поступил лакеем в аристократический дом, где к нему отнеслись с участием: сын графа, аббат, стал учить его итальянскому языку и читал с ним Вергилия. Встретившись с проходимцем из Женевы, Руссо вместе с ним ушёл из Турина, не поблагодарив своего благодетеля.

Он снова появился в Аннеси у госпожи де Варан, оставившей его у себя и сделавшейся его «мамашей». Она научила его правильно писать, говорить языком образованных людей и, насколько он к этому был восприимчив, держаться по-светски. Заботясь о его будущем, она поместила Руссо в семинарию, а потом отдала в учение к органисту, которого он скоро бросил и вернулся в Аннеси, откуда госпожа де Варан уехала, между тем, в Париж.

Более двух лет Руссо скитался по Швейцарии, претерпевая всякую нужду. Однажды был даже в Париже, который ему не понравился. Весной 1732 Руссо стал снова гостем госпожи де Варан; его место было занято молодым швейцарцем Ане, что не помешало Руссо оставаться членом дружеского трио. По смерти Ане он оставался вдвоём с госпожой де Варан до 1737, когда она отправила его лечиться в Монпелье. По возвращении он нашёл свою благодетельницу близ города Шамбери, где она взяла в аренду ферму в местечке «Les Charmettes»; её новым «фактотумом» был молодой швейцарец Винцинрид. Руссо называл его братом и снова приютился у «мамаши».

Счастье Руссо уже не было так безмятежно: он тосковал, уединялся, и в нём стали проявляться первые признаки мизантропии. Он искал утешение в природе: вставал с зарёй, работал в саду, собирал плоды, ходил за голубями и пчёлами. Так прошло два года: Руссо оказался в новом трио лишним и должен был позаботиться о заработке. Он поступил в 1740 домашним наставником в семью Мабли (брата писателя), жившую в Лионе. Но он был весьма мало пригоден для этой роли; он не умел вести себя ни с учениками. В итоге, Руссо пришлось уйти.

Читать еще:  Лучшая совместимость для рыб. Совместимость мужчины рыбы и женщины рыбы

После неудачной попытки вернуться в Шарметты Руссо отправился в Париж, чтобы представить академии изобретённую им систему обозначать ноты цифрами; она не была принята, несмотря на «Рассуждение о современной музыке», написанное Руссо в её защиту.

Руссо получает место домашнего секретаря у графа Монтегю, французского посланника в Венеции. Посланник смотрел на него как на слугу, Руссо же воображал себя дипломатом и стал важничать. Впоследствии писал, что спас в это время Неаполитанское королевство. Однако, посланник выгнал его из дома, не уплатив жалованья. Руссо вернулся в Париж и подал жалобу на Монтегю, увенчавшуюся успехом.

Ему удалось поставить написанную им оперу «Les Muses Galantes» в домашнем театре, но она не попала на королевскую сцену.

Не имея средств к существованию, Руссо вступил в связь со служанкой парижской гостиницы, в которой жил, Терезой Левассёр, молодой крестьянкой, некрасивой, неграмотной, ограниченной. Он признавался, что никогда не питал к ней ни малейшей любви, но обвенчался с ней спустя двадцать лет.

Вместе с ней он должен был держать у себя её родителей и их родню. У него было 5 детей, которые все были отданы в воспитательный дом. Руссо оправдывался тем, что не имел средств их вскормить, что они не давали бы ему спокойно заниматься и что он предпочитает сделать из них крестьян, чем искателей приключений, каким был он сам.

Получив место секретаря у откупщика Франкёля и его тёщи, Руссо стал домашним человеком в кружке, к которому принадлежали известная мадам д’Эпине, её друг Гримм и Дидро. Руссо часто гостил у них, ставил комедии, очаровывал их своими наивными, хотя и разукрашенными фантазией рассказами из своей жизни. Летом 1749 Руссо шёл навестить Дидро, заключённого в Венсенском замке. По дороге, раскрыв газету, прочёл объявление от дижонской академии о премии на тему «Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов». Мысль, осенившая Руссо, заключает в себе всю суть его мировоззрения: «просвещение вредно и сама культура — ложь и преступление».

Ответ Руссо был удостоен премии; всё просвещённое и утончённое общество рукоплескало своему обличителю. Для него наступило десятилетие самой плодотворной деятельности и непрерывного торжества. Два года спустя его оперетта «Деревенский колдун» была поставлена на придворной сцене. Людовик XV напевал его арии; его хотели представить королю, но Руссо уклонился от чести, которая могла создать ему обеспеченное положение.

Он сам поверил в свой парадокс или, во всяком случае, увлёкся им и занял соответствующую позу. Он объявил, что хочет жить сообразно со своим принципом, отказался от выгодного места у Франкёля и стал переписчиком нот, чтобы жить трудом своих рук.

Дижонская академия объявила конкурс на тему «О происхождении неравенства между людьми и о том, согласно ли оно с естественным законом». В 1755 появилось в печати ответное «Рассуждение» Руссо, посвящённое женевской республике.

Г-жа д’Эпине, идя навстречу вкусам Руссо, построила для него в саду своего загородного имения близ Сен-Дени дачу. Весной 1756 Руссо переехал в свой «Эрмитаж»: соловьи распевали под его окнами, лес стал его «рабочим кабинетом», в то же время давая ему возможность целые дни блуждать в одиноком раздумье.

Скоро последовал полный разрыв с «философами» и с кружком «Энциклопедии». О разрыве с Дидро Руссо известил публику, заявив в предисловии к «Письму о театральных зрелищах» (1758), что он более знать не хочет своего Аристарха (Дидро).

Оставив «Эрмитаж», он нашёл новый приют у герцога Люксембургского, владельца замка Монморанси, предоставившего ему павильон в своём парке. Здесь Руссо провёл 4 года и написал «Новую Элоизу» и «Эмиля», читая их своим любезным хозяевам, которых он в то же время оскорблял подозрениями, что они не искренно к нему расположены, и заявлениями, что он ненавидит их титул и высокое общественное положение.

В 1761 появилась в печати «Новая Элоиза», весной следующего года — «Эмиль», а несколько недель спустя — «Общественный договор» («Contrat social»). Во время печатания «Эмиля» Руссо был в большом страхе: он имел сильных покровителей, но подозревал, что книгопродавец продаст рукопись иезуитам и что его враги исказят её текст. «Эмиль», однако, вышел в свет; гроза разразилась несколько позже.

Парижский парламент, готовясь произнести приговор над иезуитами, счёл нужным осудить и философов, и приговорил «Эмиля», за религиозное вольнодумство и неприличия, к сожжению рукой палача, а автора его — к заключению. Руссо пришлось покинуть Париж.

Руссо нашёл убежище в княжестве Невшательском, принадлежавшем прусскому королю, и поселился в местечке Мотье. Он нашёл здесь новых друзей, блуждал по горам, болтал с сельчанами, пел романсы деревенским девушкам. Три с небольшим года прожил он так; затем настали для него новые бедствия и скитания.

К злоключениям Руссо присоединилась ссора с Вольтером и с правительственной партией в Женеве. Антагонизм между ними проявился в 1755, когда Вольтер, по случаю страшного лиссабонского землетрясения, отрёкся от оптимизма, а Руссо вступился за Провидение. Пресыщенный славой и живя в роскоши, Вольтер, по словам Руссо, видит на земле только горе; он же, безвестный и бедный, находит, что всё хорошо.

Полемика между ними особенно разгорелась, когда Руссо был запрещён въезд в Женеву, что он приписывал влиянию Вольтера. Наконец, Вольтер издал анонимный памфлет, обвиняя Руссо в намерении ниспровергнуть женевскую конституцию и христианство.

Руссо бежал на островок на Бильском озере; бернское правительство приказало ему оттуда выехать. Тогда он принял приглашение Юма и поехал к нему в Англию. Делать наблюдения и чему-нибудь научиться Руссо не был в состоянии; единственный интерес представляли для него английские мхи и папоротники.

Его нервная система была сильно потрясена, и на этом фоне его недоверчивость, щепетильное самолюбие, мнительность и пугливое воображение разрослись до пределов мании.

Руссо отказался от пенсии, которую ему выхлопотал Юм у английского правительства. Для него наступило новое четырёхлетнее скитание, отмеченное только выходками психически больного человека. Руссо ещё с год пробыл в Англии, но его Тереза, не имея возможности с кем-либо говорить, скучала и раздражала Руссо, который вообразил, что англичане хотят насильно удержать его в своей стране.

Руссо уехал в Париж, где, несмотря на тяготевший над ним приговор, его никто не трогал. Прожил около года в замке принца Конти и в разных местностях южной Франции. Отовсюду он бежал, терзаемый своим больным воображением: в замке Три, например, он вообразил, что прислуга заподозрила в нём отравителя одного из умерших слуг герцога и потребовал вскрытия покойника.

С 1770 он поселился в Париже, и для него наступила более мирная жизнь; но душевного покоя он всё-таки не знал, подозревая заговоры против него или против его сочинений. Главой заговора он считал герцога де Шуазеля, который приказал завоевать Корсику будто бы для того, чтобы Руссо не стал законодателем этого острова.

В Париже он окончил свою «Исповедь» (Confessions). Встревоженный вышедшим в 1765 памфлетом («Le sentiment des citoyens»), безжалостно раскрывавшим его прошлое, Руссо пожелал оправдаться путём искреннего, всенародного покаяния и тяжёлого унижения самолюбия (l’esprit d’escalier). Но себялюбие взяло верх: исповедь превратилась в страстную самозащиту.

Роман представляет две разнородные части: первая — поэтическая идиллия, излияния поэта, влюблённого в природу, идеализация его любви к г-же де Варан; вторая часть проникнута злобой и подозрительностью, не пощадившей лучших и искреннейших друзей Руссо.

В масонских архивах Великого Востока Франции Руссо, также как и Граф Сен-Жермен, числится в списках членов масонской ложи «Общественного Согласия Святого Иоанна Экосского» с 18 августа 1775 и до своей кончины.

Жан-Жак Руссо умер 2 июля 1778 года в Эрменонвиле, близ Парижа.

Ключевые слова: Жан-Жак Руссо,Jean-Jacques Rousseau,сентиментализм,эпоха Просвещения,биография Жан-Жака Руссо,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,французская литература 18 в,жизнь и творчество Жан-Жака Руссо

Источники:

http://24smi.org/celebrity/4991-zhan-zhak-russo.html
http://biographe.ru/uchenie/zhan-zhak-russo/
http://md-eksperiment.org/post/20181010-biografiya-zhan-zhaka-russo

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: