Понятие и типы исторического сознания. Что такое историческое сознание? Историческое познание и историческое сознание

Историческое знание и историческое познание

Каждый народ и всякое общество обладают определенным кругом исторических представлений о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории, деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других народов и всего человеческого общества. Такие представления получают свое выражение в исторических преданиях, сказаниях, легендах, сказках, составляющих неотъемлемую часть духовной

жизни каждого народа как один из способов его самовыражения и самоутверждения. Благодаря этому данная общность людей осознает себя как народ на основе знаний своего прошлого, на основе знаний своего места в мировом историческом процессе. Тем самым история органически вплетается в общественное сознание. Все его элементы, составляющие в совокупности сознание общества (взгляды, идеи, политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, наука), имеют свою историю. Они могут быть поняты и познаны только на основе исторического подхода, рассматривающего каждое явление с точки зрения конкретных условий и обстоятельств его возникновения, условий развития.

Именно поэтому обращение к прошлому постоянно содержится в дискуссиях по кардинальным проблемам современности, на основе оценок прошлого разрабатываются современные социальные теории и идеологические системы.

Значение формирования исторического сознания, сохранения исторической памяти в современных условиях очень велико. Прежде всего, оно обеспечивает осознание определенной общностью людей того факта, что они составляют единый народ, объединяемый общностью исторической судьбы, традиций, культуры, языка, общностью психологических черт. На самых различных ступенях своего развития племена, народы, нации стремились сохранить память о своем прошлом в самых различных формах: от устных преданий и героического эпоса, когда еще не было письменности, до всякого рода письменных повествований, художественных произведений, научных трудов, памятников изобразительного искусства. Это способствовало самоутверждению данной общности людей как народа.

Применяя термин «знания о прошлом», историк имеет в виду «объекты прошлого». Познавательные усилия историка направлены, в принципе, на реконструкцию «отсутствующих объектов». Историки утверждают, что они в состоянии познать «отсутствующие объекты». Но знания историков об объектах прошлого нельзя отождествлять с самими объектами прошлого. События прошлого невозможно повторить. А вот их интерпретацию можно не только повторять, но и бесконечно варьировать и комбинировать.

Одна и та же эпоха может объясняться, интерпретироваться историками с экономической, политической или культурной точек зрения. Но ни одна историческая интерпретация не в силах, даже в рамках одного события или процесса, предусмотреть абсолютно всё, случившееся в прошлом. Любая историческая интерпретация является моделью, искусственной конструкцией, текстом, построенным на базе определенных логических правил.

На основе образов прошлого, исторических событий постепенно происходят отбор и формирование общественно значимых норм, морально-нравственных ценностей, складываются традиции и обычаи, образ мышления и поведения, присущий данному народу. Без таких интегрирующих качеств народ превращается в «население». Приходя из прошлого, охраняясь в исторической памяти народа, эти морально-нравственные установки имеют свое значение для настоящего и будущего.

Таким образом, настоящее тесно переплетается с будущим. Поэтому с историей надо обращаться бережно и осторожно.

Достаточно дискредитировать прошлое, чтобы поставить под сомнение настоящее: так ли жили и живем? То ли делали и делаем? Постепенно начинает рушиться привычный уклад жизни, внося смуту и беспокойство в сознание и души людей, лишая их веры и надежды, опустошая духовно.

Объективность исторического познания обеспечивается научными принципами. Принцип — это основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении явлений и событий в истории. Принцип историзма в наибольшей степени отражает особенности исторического познания и требует изучения всякого явления истории в его генезисе и развитии, конкретно-исторической обусловленности. Принцип объективности требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности — опора на факты в их истинном содержании, а не искаженные или подогнанные под схему.

Принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип (его еще называют принципом классово-

го, партийного подхода) обязывает соотносить интересы классовые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.

История выполняет несколько функций

Первая — познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективном отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

Вторая функция — практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего — корни интереса людей к своей истории.

Третья функция — мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием.

Мировоззрение — взгляд на мир, общество, законы его развития — может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность — это исторические факты. История является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе.

Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.

Четвертая функция истории — воспитательная. Ведь история обладает немалым воспитательным воздействием. Знание национальной и всемирной истории формирует гражданские качества — патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. Какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт, теорию изучения (методологическую

Читать еще:  Видеть во сне гирлянды. Сонник гирлянда, к чему снится гирлянда во сне видеть

интерпретацию). Историческое движение включает взаимосвязанные научные категории — историческое время и историческое пространство. Историческое время движется только вперед. Каждый отрезок движения в историческом времени «соткан» из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени история не существует. Понятие исторического времени неоднократно менялось. Это нашло отражение в периодизациях исторического процесса.

Под историческим пространством понимают совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории. Под воздействием природно-географических факторов формируются быт народов, занятия, психология; складываются особенности социально-политической и культурной жизни. С глубокой древности возникло деление народов на западные и восточные. При этом имеется в виду не принадлежность к Западу (Европа) или Востоку (Азия) в географическом смысле, а общность исторической судьбы, общественной жизни этих народов. Понятие историческое пространство может употребляться и вне связи с конкретной территорией. Например, христианский мир был синонимом Запада, а мусульманский — синонимом Востока.

Исторический факт — это реальное событие прошлого. Все прошлое человечества соткано из исторических фактов, их множество. Факт — войны Александра Македонского, факт — единичное событие из частной жизни одного человека. Конкретно-исторические факты мы получаем из исторических источников. Все прошлое человечества состоит из фактов, но для получения исторической картины требуется факты выстроить в логическую цепочку и объяснить их.

Типы (этапы развития) исторического сознания

Первые попытки человека заглянуть в свое прошлое связаны с формированием у него исторического сознания.

Историческое сознание— это фундаментальная мировоззренческая характеристика культуры любой эпохи. Оно появляется тогда, когда человек начинает осознавать себя как существо общественное, связанное со своими предками, современниками и потомками. Можно определить историческое сознание как способность посмотреть со стороны на себя, свое место в обществе и место общества в окружающем мире.

В соответствии с эволюцией человека и общества историческое сознание прошло несколько этапов развития.

1. Начальный этап исторического сознания —мифологическое сознание, оно характерно для первобытного общества.

Мифотворчество было первой попыткой человека объяснить связь «Мир — Я», здесь переплетались опыт и воображение. Например, первобытные люди были уверены, что у каждого рода есть свой предок-покровитель (тотем), но это не человек, а животное: змея, рыба, птица и т. д. Мифологическое сознание не знакомо с такими понятиями, как время и пространство; мифологическое время одномоментно, ни с чем не связано ни в прошлом, ни в будущем. На основе мифа впоследствии возникает эпос — история народов, где боги вмешиваются в судьбу людей, но уже не являются главными действующими лицами. Примерами эпических произведений могут служить древнегреческие «Илиада» и «Одиссея», древнегерманские «Беовульф» и «Песнь о Нибелунгах», древнефинская «Калевала».

2. Второй этап в развитии исторического сознания европейских народов связан с эпохой античности, т. е. со средиземноморской цивилизацией. Она охватывает период с VIII в. до н. э. по V в. н. э. Этот тип сознания характеризуют как космологический. При этом нужно заметить, что элементы мифологического сознания сохранялись в эпоху античности.

Основой для формирования космологического сознания стало дальнейшее осмысление человеком природы и своей связи с ней. Общество стало пониматься как часть Вселенной, космоса. У древних греков появилось понятие Ойкумена — населенная человеком часть Вселенной. Главная характеристика космоса — неизменность — была перенесена и на представления о человеческой истории.

Древние греки и римляне воспринимали историю человечества как круговорот, бесконечную смену циклов, в каждом из которых все начинается сначала, и нет ничего принципиально нового. Исторические события представлялись случайными, хаотичными, лишенными какой бы то ни было закономерности. Воплощением этой случайности были древнегреческие богини судьбы Мойры (их аналогами в древнеримской мифологии стали Парки): одна из них — Клото — прядет жизненные нити, Лахесис определяет участь каждого человека, Атропос перерезает жизненные нити. Естественно, человек не может ни предугадать свою судьбу, ни повлиять на нее.

В будущее человечества древние греки и римляне смотрели с большим пессимизмом: они считали, что далеко в прошлом остался «золотой век» — время, когда все люди были равны. Потом появилась собственность и навсегда сделала людей врагами: чем дальше, тем больше будет конфликтов и вражды. Однако сомнения в существовании «золотого века» тоже были: Тит Лукреций Кар в философской поэме «О природе вещей» высказывает мысли об эволюции общества, в основе которой лежит человеческий разум, а первобытных людей сравнивает с животными.

Именно в эпоху античности начинается поиск идеального общественного устройства, потому что для того времени история — это история политическая. Чаще всего история человечества разделялась на три этапа:

1) естественное (природное, дообщественное) состояние;

2) общественное состояние, не отвечающее природе человека;

3) разумное, идеальное общество будущего.

Древнегреческий философ Платон разработал теорию идеального государства, которое должно базироваться на строгом разделении социальных функций: правители-мудрецы, воины и работники. Первые две категории не имеют собственности, чтобы ничто не мешало им исполнять возложенные на них обязанности. Предусматривалось общественное воспитание детей.

Ученик Платона Аристотель классифицировал общественное устройство на демократию, аристократию и монархию. Но идеальным ни один из этих вариантов быть не может: всегда есть опасность вырождения демократии в охлократию (власть толпы), аристократии — в олигархию, монархии — в тиранию. В качестве условно-образцового государственного устройства Аристотель выдвигает так называемую «политию» — смешение олигархии и демократии, при которой в обществе будут преобладать зажиточные средние слои.

Античная цивилизация дала очень мощную историографию: от летописей и анналов — к широким историческим обзорам (Геродот, Фукидид, Плутарх, Тит Ливий, Тацит, Светоний и другие).

3. Новый тип исторического сознания формируется в эпоху средневековья (V — XV вв. в Западной Европе, IX — XVII вв. в России). Это сознание теологическое (религиозное).

Читать еще:  К чему снится галька берега реки. К чему снятся камни

«Вера выше знания» — таков был главный принцип, провозглашаемый христианской церковью. История человечества представлялась в виде прямой линии, началом которой было сотворение Богом человека, а концом станет второе пришествие Иисуса Христа и Страшный суд. Таким образом, у истории есть цель, и Бог ведет людей к раскаянию, исправлению, продлевая время до второго пришествия. Поэтому на смену прежним представлениям о хаотичности исторических событий приходит провиденциализм — уверенность, что все в истории направляется божественной волей, а случайности исключены.

Христианская церковь учила, что род человеческий изначально един, так как все люди произошли от Адама и Евы. Но после грехопадения прародителей это единство распалось, возникли рознь, войны, рабство… Поэтому главное дело жизни человека — искупить и свои собственные грехи, и первородный грех. «Все человеческое существование заключено в трех словах: жить, умереть и быть судимым. Мы рождаемся для того, чтобы умереть, и умираем для того, чтобы быть судимыми», — учил средневековый проповедник.

Однако сомнения в истинности подобных представлений о человеческой истории все-таки возникали. В Германии, Франции, Англии священникам нередко приходилось доказывать прихожанам, что стремление к знаниям вопреки вере губительно для души. Знания многообразны и переходящи, размышления только запутывают, а человек, гоняющийся за знаниями, «уподобляется тому мужику, который, уронив топор в воду, остановился на мосту, поджидая, когда в реке стечет вся вода», — рассуждал французский проповедник Жак де Витри.

В среде самого духовенства тоже рождались сомнения: действительно ли все в жизни человека предопределено Богом? Ведь если признать абсолютное предопределение — значит, нельзя наказывать человека даже за преступления, ибо он совершал их не по своей воле. А если считать, что человек ответствен за свои действия, это будет умалять роль творца, свидетельствовать о том, что он не вездесущ. Эта дилемма так и не была разрешена.

Общественный статус человека в средние века определялся его происхождением. Средневековое общество было корпоративным, иерархическим, получила распространение теория трех сословий: молящиеся (духовенство), воюющие (рыцарство), работающие (крестьянство).

4. В эпоху Нового времени на смену теологическому историческому сознанию приходит рационалистическое. В Западной Европе Новое время начинается в XVI в., в России — в XVIII в., верхняя граница этого периода — начало XX в.

В Новое время люди за объяснением происходящего в истории все реже обращались к божественному промыслу, искали более очевидные причины в самом ходе истории. «Верю, потому что знаю» — это девиз Нового времени. Впервые была осознана глубина исторического времени: вместо абстрактного понятия времени появляются представления о конкретном текущем моменте. Время — это серия не связанных друг с другом моментов, и для человека открывается возможность либо использовать это время, либо его упустить.

В изучении истории мыслители Нового времени стремились найти практические цели. Вместо христианской догмы о близком конце света выдвигается идея «нового века», т. е. открытости земной истории в будущее; человек имеет деятельную волю, таким образом, все в его власти.

В Новое время появилось множество различных социально-исторических и политических теорий. При всем их многообразии можно выделить некоторые общие принципы:

а) Антропоцентризм. В центре истории находится не Бог, а человек. При этом нужно заметить, что в творении мира и человека Богу не отказывали вплоть до XVIII века. Однако христианский провиденциализм уходит в прошлое, свою жизнь человек строит сам.

б) Гуманизм. Человек воспринимается как гармоничное единство духовного и телесного начал, как высшее творение Бога, чья жизнь ценна сама по себе. Поощряется честолюбие, стремление к достатку, бережливость, меценатство, соблюдение чувства меры.

в) Демократизм. Общественный статус человека определяется не его происхождением, а деловыми, интеллектуальными и духовными качествами.

Важной особенностью исторического сознания Нового времени стало появление идеи исторического прогресса. Однако разные мыслители определяли различные критерии этого прогресса. Так, для Георга Гегеля критерием служила степень свободы человека в обществе, и в истории человечества он выделял 3 эпохи:

1) восточную, где все — рабы,

2) античную, когда свободны немногие,

3) германскую (христианскую), где все осознали свою свободу.

Таким образом, история, по Гегелю, — это «прогресс мирового духа в осознании свободы», который развертывается через дух отдельных народов, сменяющих друг друга по мере выполнения своей миссии.

Иммануил Кант разработал этическую концепцию исторического прогресса. Он считал, что человечество неуклонно движется к идеальному состоянию, когда вся общественная жизнь будет регулироваться не столько законами, сколько нормами морали. Источник прогресса, по мнению Канта, находится в сфере нравственности, в следовании принципу «поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».

А с точки зрения Карла Маркса, в основе исторического прогресса лежат прежде всего экономические факторы — развитие способа производства. Он доказывал, что исторический прогресс необратим, что движение вперед является результатом столкновения противоборствующих интересов. Кроме того, по мнению Маркса, наблюдается ускорение «ритма истории».

Таким образом, в эпоху Нового времени не было какой-то универсальной доктрины, которая составляла бы стержень исторического сознания. Однако все возникавшие концепции исторического развития были подчинены принципам рационального познания.

5. Историческое сознание в эпоху новейшего времени (XX — начало XXI вв.) чрезвычайно плюралистично. В этом прослеживается его прямая преемственность по отношению к предыдущему периоду. 20-й век представил великое разнообразие исторических концепций, сложились определенные исторические школы.

В тоталитарных государствах, в том числе и в СССР, были предприняты попытки навязать обществу не только официальную идеологию, но и официальную концепцию исторического развития. В советской науке и системе образования культивировался лишь один — марксистско-ленинский подход к изучению истории. Его еще называли историческим материализмом, он предполагал, что история человечества — это последовательная смена общественно-экономических формаций. Однако время показало, что сознание современного человека нельзя бесконечно долго удерживать в строго очерченных кем-то пределах. Крах тоталитарных режимов стал одновременно и крахом тоталитарного типа исторического сознания.

Читать еще:  Понятие дао означает в философии. Что такое Дао? Значение и толкование слова dao, определение термина

Одной из заметных тенденций в развитии исторического сознания новейшего времени стало новая волна интереса к религиозному взгляду на сущность, цели и смысл истории. Однако в целом исторический рационализм сохраняет свои позиции.

История России 1 курс / Историческое сознание, его сущность, формы и функции

Историческое сознание, его сущность, формы и функции.

В ходе изучения истории формируется историческое сознание. Историческое сознание — это одна из важных сторон общественного сознания. Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества.

Каждая национальная и социальная общность обладает определенным кругом исторических представлений о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории, деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других народов и всего человеческого общества. Такие представления получают выражение прежде всего во всякого рода исторических преданиях, сказаниях, легендах, сказках, составляющих неотъемлемую часть духовной жизни каждого народа как один из способов его самовыражения и самоутверждения. Благодаря этому данная общность людей осознает себя как народ на основе знаний своего прошлого, на основе знаний своего места в мировом историческом процессе. Тем самым история органически вплетается в общественное сознание. Все его элементы, составляющие в совокупности сознание общества (взгляды, идеи, политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, наука), имеют свою историю. Они могут быть поняты и познаны только на основе исторического подхода, рассматривающего каждое явление с точки зрения конкретных условий и обстоятельств его возникновения, условий развития. Таким образом, получается неразрывная связь и преемственность прошлого и настоящего.

Усваивая опыт своих предков в области трудовой деятельности, политических, социальных отношений, последующие поколения учатся анализировать прошлое и оценивать современность, принимать решения для самореализации. Через осмысление исторического опыта обретается понимание настоящего.

Как и всякие другие формы общественного сознания, историческое сознание имеет сложную структуру. Можно выделить четыре уровня.

Первый (низший) уровень исторического сознания формируется такими же способами, как и обыденное, на основе накопления непосредственного жизненного опыта, когда человек на протяжении своей жизни наблюдает какие-то события, или даже является их участником. Широкие массы населения как носители обыденного сознания на низшей ступени исторического сознания не способны привести его в систему, оценить с точки зрения всего хода исторического процесса. Чаще всего оно выступает в расплывчатых, эмоционально окрашенных воспоминаниях, зачастую неполных, неточных, субъективных. Так, участвовавший в Великой Отечественной войне рядовой солдат не мог представить себе всей масштабности этого события и дать ему оценку. Это могут сделать только историки на основе обобщения всей совокупности фактов и событий. Однако в сознании рядовых солдат, всей массы простых людей складывался основной вывод: «мы победили».

Следующая ступень исторического сознания может формироваться под влиянием художественной литературы, кино, радио, телевидения, театра, живописи, под влиянием знакомства с историческими памятниками. На этом уровне историческое сознание также еще не превращается в систематическое знание. Образующие его представления еще отрывочны, хаотичны, не упорядочены в хронологическом отношении. Они, как правило, отличаются яркостью, большой эмоциональностью, впечатления от увиденного или услышанного сохраняются порой на всю жизнь. Например, впечатление на человека об Иване Грозном производит картина И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». И хотя многие сущностные моменты исторического процесса остаются, так сказать, за кадром, читатель (зритель) судит об эпохе именно по данному художественному произведению.

Третья ступень исторического сознания формируется на основе собственно исторических знаний, приобретаемых на уроках истории в школе, где учащиеся впервые получают представления о прошлом в систематизированном виде. К сожалению, к концу обучения в школе учащиеся плохо помнят,с чего они начинали.

Возможно пополнение знаний по истории на любительском уровне, однако такого рода личный интерес проявляется не так часто, да и подходящих популярных книг по отечественной истории немного. Глубокое изучение отечественной истории способствует воспитанию юношества в духе гражданственности и патриотизма.

На четвертой (высшей) ступени формирование исторического сознания происходит на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого, на уровне выявления тенденций исторического развития. На основе накопленных историей знаний о прошлом, обобщенного исторического опыта формируется научное мировоззрение, предпринимаются попытки получить более-менее четкое представление о природе и движущих силах развития человеческого общества, его периодизации, смысле истории, типологии, моделях общественного развития. На этом уровне исторического сознания предпринимаются попытки объяснить человеческое прошлое во всей его противоречивости и сложности как на конкретно-историческом, так и на теоретическом уровнях.

Таким образом, историческое знание как элемент общественного сознания, составляющего духовную сторону исторического процесса, нужно воспринимать системно, во всех его ступенях и уровнях, так как без системного подхода представление об историческом сознании будет неполным.

Значение формирования исторического сознания, сохранения исторической памяти в современных условиях очень велико. Прежде всего, оно обеспечивает осознание определенной общностью людей того факта, что они составляют единый народ, объединяемый общностью исторической судьбы, традиций, культуры, языка, общностью психологических черт. На самых различных ступенях своего развития племена, народы, нации стремились сохранить память о своем прошлом в самых различных формах: от устных преданий и героического эпоса, когда еще не было письменности, до всякого рода письменных повествований, художественных произведений, научных трудов, памятников изобразительного искусства. Это способствовало самоутверждению данной общности людей как народа.

Многовековая история человечества и история XX века, в том числе, свидетельствуют, что национально-историческое сознание — фактор оборонный, обеспечивающий самосохранение народа. Если его разрушить, то данный народ останется не только без прошлого, без своих исторических корней, но и без будущего.

Источники:

http://infopedia.su/11x4bcf.html
http://megaobuchalka.ru/9/42356.html
http://studfile.net/preview/6053110/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: