Поместный собор Русской православной церкви (2009). Взаимоотношения с инославными

Соборы Русской Церкви

Название

Год

Город

Правитель

Причины

Поста­нов­ле­ния

Паде­ни­е нрав­ствен­но­сти сре­ди мирян, необ­хо­ди­мо­сть фор­ми­ро­ва­ния дис­ци­пли­ны сре­ди кли­ри­ков

Призна­на в каче­стве собра­ния пра­вил новая Кормчая кни­га; опре­де­ле­ния про­тив симо­нии, пьян­ства, неко­то­рых народ­ных обы­ча­ев, нару­ше­ния в чине про­ско­ми­дии; ука­за­ния по совер­ше­нию кре­ще­ния, опре­де­ле­ния о Кре­сте и свя­той воде

Собор «о вдо­вых попах»

Иван III Василье­вич

Фор­ми­ро­ва­ние дис­ци­пли­ны сре­ди кли­ри­ков и необ­хо­ди­мость реше­ния вопро­сов о мона­стыр­ском земле­вла­де­нии

Опреде­ле­ния про­тив симо­нии, опре­де­ле­ны воз­раст­ные рам­ки для свя­щен­но­слу­жи­те­лей; запрет слу­же­ния вдо­вым свя­шен­ни­кам, лише­ние сана за повтор­ный брак и т.д.; поста­нов­ле­ние о рас­се­ле­нии мона­сты­рей, в кото­рых сов­мест­но жили мона­ше­ству­ю­щие обо­их полов; опре­де­ле­ние о слу­же­нии в жен­ских мона­сты­рях бело­го духо­вен­ства; запрет слу­же­ния Литур­гии пья­ным и с похме­лья; вопрос о цер­ков­ном земле­вла­де­нии (спор меж­ду прпп. Нилом и Иосифом)

Иван IV Василье­вич Грозный

Окон­ча­тель­ное фор­ми­ро­ва­ние поряд­ка кано­ни­за­ции свя­тых, а так­же цер­ков­ное про­слав­ле­ние обще­рус­ских свя­тынь

Собор­ный указ о кано­ни­за­ции обще­цер­ков­ных и мест­но­чти­мых свя­тых, в чис­ле кото­рых: Иона Москов­ский, Пафну­тий Боров­ский, Михаил Клопский, Александр Свирский и др.

Макарьев­ский собор (цер­ков­ный и зем­ский собор)

Иван IV Василье­вич Грозный

Собор­ный указ о кано­ни­за­ции свя­тых, в чис­ле кото­рых: Евфимий Новго­род­ский, Иаков Ростов­ский, Стефан Пермский и др.

Иван IV Василье­вич Грозный

Фор­ми­ро­ва­ние дис­ци­пли­ны сре­ди кли­ри­ков, спо­ры о цер­ков­ном земле­вла­де­нии

Решения собо­ра были выра­же­ны в 100 гла­вах (Стоглав). Царём пред­ло­же­ны для реше­ния око­ло 70 вопро­сов: устав­но­сти и чин­но­сти цер­ков­ных служб исправ­но­сти бого­слу­жеб­ных книг, пра­ви­лах ико­но­пи­си, вопро­сы нрав­ствен­но­сти духо­вен­ства и мирян, цер­ков­ных обря­дах (двое­перст­ное сло­же­ние при совер­ше­нии крест­но­го зна­ме­ния, сугу­бая Аллилуи, коло­коль­ный звон, анти­минс и др.), вопро­сы бра­ка и вен­ча­ния, вопрос Церков­но­го суда (свет­ским судам запре­тил судить духов­ных лиц и др.), вопрос цер­ков­но­го земле­вла­де­ния (запрет архи­епи­ско­пам, епи­ско­пам и мона­сты­рям поку­пать у кого-либо вот­чи­ны без раз­ре­ше­ния царя и т.д.)

Михаил I Федоро­вич Романов

Приня­тие в Право­сла­вие ино­слав­ных

Собор поста­но­вил при­ни­мать лати­нян и уни­а­тов в Право­слав­ную Церковь через кре­ще­ние (это реше­ние было заме­не­но чино­при­е­мом через миро­по­ма­за­ние реше­ни­ем Большо­го Москов­ско­го собо­ра 1666-1667).

Алексей I Михай­ло­вич Тишай­ший

Про­дол­же­ние рефор­мы пат­ри­ар­ха Никона, стрем­ле­ни­е уни­фи­ци­ро­вать обря­ды и чины соглас­но прак­ти­ке Церквей гре­че­ской тра­ди­ции, сло­жив­шей­ся к XVII веку

На собо­ре был при­нят новый пере­вод Симво­ла веры. Затем было реше­но исправ­лять кни­ги по гре­че­ским образ­цам, а сла­вян­ские кни­ги с чина­ми и обря­да­ми, кото­рые не соот­вет­ство­ва­ли гре­че­ским, счи­тать оши­боч­ны­ми.

Алексей I Михай­ло­вич Тишай­ший

Про­дол­же­ние рефор­мы пат­ри­ар­ха Никона и ана­фе­мат­ство­ва­ние её про­тив­ни­ков

Собор осу­дил двое­пер­стие и нало­жил «клят­вы» на всех кре­стя­щих­ся двое­перст­но («Клятвы» были упразд­не­ны реше­ни­ем Собора 1971)

Большой мос­ков­ский собор

Алексей I Михай­ло­вич Тишай­ший

Окон­ча­тель­ное утвер­жде­ние цер­ков­ной рефор­мы и ана­фе­мат­ство­ва­ние её про­тив­ни­ков

Собор осу­дил пат­ри­ар­ха Никона, про­тив­ни­ков цер­ков­ной рефор­мы, под­твер­дил Право­сла­вие гре­че­ских пат­ри­ар­хов, пра­виль­ность исполь­зу­е­мых гре­ка­ми бого­слу­жеб­ных книг, закон­ность Собора 1654. Был избран Патри­ар­хом архи­манд­рит Троиц­ко-Серги­ев­ско­го мона­сты­ря Иоасаф. Были реше­ны вопро­сы бого­слу­же­ний, дис­ци­пли­ны, цер­ков­но­го пра­ва и цер­ков­но­го управ­ле­ния в Русской Церкви

Федор III Алексе­е­вич

Про­дол­же­ние цер­ков­ной рефор­мы и осуж­де­ние её про­тив­ни­ков

Собор­ные реше­ния об учре­жде­нии новых епар­хий, о пре­да­нии рас­коль­ни­ков граж­дан­ско­му суду, о цер­ков­ном и мона­стыр­ском бла­го­чи­нии, об исправ­ле­нии Чинов­ной кни­ги, о хра­не­нии Ризы Господ­ней и свя­тых мощей, о при­зре­нии нищих и о вос­пре­ще­нии стро­ить новые пусты­ни, о запре­ще­нии про­да­вать раз­лич­ные выпис­ки из книг Божествен­но­го Писания и про­чее

Иван V Алексе­е­вич

Распро­стра­не­ние хле­бо­по­клон­ной ере­си

Утвер­жде­но пра­во­слав­ное уче­ние о вре­ме­ни пре­ло­же­ния Святых Даров, кото­рое испо­ве­до­ва­ли бра­тья Лихуды, и была осуж­де­но като­ли­че­ское уче­ние — «хле­бо­по­клон­ная ересь», кото­рое испо­ве­до­вал уче­ник Симео­на Полоц­ко­го Сильвестр Медве­дев

Помест­ный собор Право­слав­ной Россий­ской Церкви

Време­нное прави­тель­ство России; Совет наро­дных коми­ссаров РСФСР.

Избра­ние ново­го пред­сто­я­те­ля, завер­ше­ни­е сино­даль­но­го пери­о­да, поло­же­ни­е Церкви в новых усло­ви­ях

Восста­нов­ле­ние Патри­ар­ше­ства в Россий­ской Церкви, поло­жив­шее конец сино­даль­но­му пери­о­ду – Патри­ар­хом был избран мит­ро­по­лит Москов­ский Тихон (Белла­вин). Рассмот­ре­ны вопро­сы, отно­ся­щи­е­ся к епар­хи­аль­но­му управ­ле­нию, при­ход­ской жиз­ни и устрой­ству еди­но­вер­че­ских при­хо­дов. «Воззва­ние» Патри­ар­ха Тихона, ана­фе­мат­ство­вав­шее вра­гов Церкви

Помест­ный собор Русской Право­слав­ной Церкви

Избра­ние ново­го пред­сто­я­те­ля

Собор при­нял назва­ние «Русская Право­слав­ная Церковь», при­нял «Положе­ние об управ­ле­нии», кото­рое упо­ря­до­чи­ва­ло цер­ков­но­при­ход­скую жизнь. Откры­тым голо­со­ва­ни­ем был избран Патри­арх – Алексий I (Симан­ский)

Помест­ный собор Русской Право­слав­ной Церкви

Избра­ние ново­го пред­сто­я­те­ля

Избран 14-м Патри­ар­хом Москов­ским и всея Руси мит­ро­по­лит Крутиц­кий и Коломен­ский Пимен (Извеков). Другое важ­ней­шее реше­ние собо­ра — отме­на «клятв» на ста­рые обря­ды Большо­го Москов­ско­го Собора 1667 года

Помест­ный собор Русской Право­слав­ной Церкви

Читать еще:  Греческий миф о сотворении мира. Мифы о сотворении мира у разных народов

1000-лети­е Кре­ще­ния Руси

Итога­ми собо­ра ста­ли при­ня­тие ново­го Устава, а так­же кано­ни­за­ция девя­ти подвиж­ни­ков Право­сла­вия (в т.ч. Ксении Петер­бург­ской, Игнатия Брянча­ни­но­ва, Феофа­на Затвор­ни­ка)

Помест­ный собор Русской Право­слав­ной Церкви

Избра­ние ново­го пред­сто­я­те­ля

Избран 15-м Патри­ар­хом Москов­ским и всея Руси мит­ро­по­лит Ленин­град­ский и Новго­род­ский Алексий (Ридигер), кано­ни­зи­ро­ва­ны испо­вед­ни­ки, муче­ни­ки и пра­вед­ни­ки, в том чис­ле Иоанн Кронштадт­ский. Обсуж­да­лись про­бле­мы вза­и­мо­от­но­ше­ний с РПЦЗ, борь­бы с акти­ви­за­ци­ей УАПЦ на Запад­ной Украине, вза­и­мо­от­но­ше­ний с госу­дар­ством

Помест­ный собор Русской Право­слав­ной Церкви

Избра­ние ново­го пред­сто­я­те­ля

Избран 16-м Патри­ар­хом Москов­ским и всея Руси мит­ро­по­лит Смолен­ский и Калинин­град­ский Кирилл (Гундяев)

Определение Поместного Собора Русской Православной Церкви (27-28 января 2009 года) «О жизни и трудах Русской Православной Церкви»

1. Поместный Собор, вознося благодарение Богу, свидетельствует о продолжающемся возрождении Русской Православной Церкви, которое совершается трудами Преосвященных архипастырей, клира, монашествующих и мирян. После многих десятилетий гонений и притеснений, которые наша Церковь претерпела в ХХ веке, молитвами святых новомучеников и исповедников и всех святых, в земле нашей просиявших, Православная Церковь Святой Руси действенно служит Богу и людям, принося Господу обильные плоды.

2. От имени всей Полноты церковной Поместный Собор воздает должное трудам приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, по благословению и под руководством которого совершалось церковное возрождение в течение более чем восемнадцати лет. Собор призывает всех пастырей и чад церковных неленостно молиться о упокоении души почившего Первосвятителя и хранить о нем благодарную память.

3. Главным попечением Святейшего Патриарха Алексия была забота о единстве Церкви. В период его Патриаршества было восстановлено единство Русской Зарубежной Церкви с Церковью в Отечестве; предотвращены многие расколы и разделения. Ныне Церковь наша объединяет в себе миллионы православных христиан – граждан разных стран, сынов и дочерей многих народов, людей многообразных политических взглядов и различного социального положения. Хранить «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3), противостоя любым попыткам внести в церковную среду дух вражды и разделения – вот духовное завещание Святейшего Патриарха Алексия, которое полностью поддержано нашим Собором.

4. Участники Собора одобряют деяния Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, состоявшихся в период между Поместными Соборами, а также выражают удовлетворение трудами, понесенными в это время церковной Полнотой. За прошедшие восемнадцать с лишним лет восстановлены и построены многие храмы и монастыри, возрождена монашеская жизнь в сотнях обителей, получило новое развитие духовное образование, возобновлено миссионерство, многократно расширена издательская и информационная деятельность, оживлены церковная благотворительность и социальное служение, воссозданы и развиты традиции пастырской работы с молодежью, военнослужащими, сотрудниками правоохранительных учреждений.

5. Собор счел важным умножение усилий в области миссионерства и всенародного православного просвещения. Миссия, равно как и духовное, нравственное воспитание личности должны сейчас встать в центр нашей деятельности. В обществе, где многие называют себя православными, но не живут церковной жизнью, пастыри и чада церковные призваны приложить все силы для того, чтобы люди знали основы веры православной, участвовали в Таинствах и богослужении, руководствовались в личной и общественной жизни нравственными нормами Евангелия Христова. На просветительское служение, особенно среди детей и молодежи, сегодня нужно особо направить общецерковные усилия.

6. Священному Синоду надлежит озаботиться созданием должного механизма общецерковного обсуждения вопросов, поставленных на заседаниях Поместного Собора.

7. Поместный Собор свидетельствует о становлении конструктивных отношений Церкви с органами власти различных государств. Собор заявляет о готовности церковной Полноты к развитию этих отношений на началах широкого партнерства. При этом следует уважать принцип невмешательства церковных и государственных учреждений в дела друг друга. Проблемы, возникающие в отношениях Церкви и государства, Собор призывает разрешать путем ответственного и доброжелательного диалога, направленного на достижение блага для Церкви и общества.

8. Московский Патриархат сохраняет неизменную приверженность делу утверждения общеправославного единства в исповедании спасительной веры, в общении Таинств и молитвы, в совместном с Православными Церквами-Сестрами свидетельстве о вечных ценностях нашей общей духовной традиции. Развивая в духе любви и мира взаимоотношения с Православными Поместными Церквами, наша Церковь будет и далее стремиться к разрешению возникающих иногда разногласий посредством братолюбивого диалога при неуклонном соблюдении священных канонов.

9. Собор призывает пастырей и мирян развивать диалог с окружающим обществом, включая гражданские объединения, мир науки и культуры. Православные христиане, которые так поступают, лучше знают реальную жизнь, нужды, чаяния и вопрошания людей, живущих рядом с нами и испытывающих духовную жажду. Вот почему нам нужно идти навстречу этим людям и вступать с ними в общение, являя им христианский образ жизни и говоря о наших ценностях, ведь «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10, 17).

10. Участники Собора памятуют апостольский завет: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12, 14). В этом духе наша Церковь строит свои взаимоотношения с людьми других конфессий и религий, а также нерелигиозных убеждений. Сознавая свою принадлежность к Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, храня твердую верность единственно спасительной Истине Святого Православия, православные христиане должны свидетельствовать о своей вере и словом, и добрыми делами, в том числе усилиями, направленными на достижение мира между людьми, «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2, 2).

Читать еще:  П а флоренский биография. Павел Флоренский: биография, деятельность и интересные факты

Поместный Собор РПЦ прошел в духе единомыслия – делегат

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

МОСКВА, 28 янв – РИА Новости, Ольга Липич. Поместный Собор РПЦ прошел в атмосфере единодушия, о чем молилась церковь в его преддверии, без скандалов и разделений, сообщил в интервью РИА Новости в среду участник Собора, глава Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиерей Димитрий Смирнов.

Единомыслие

“Насколько это возможно для 702 человек – участников собора, было удивительно единомыслие. Я не услышал никаких скандальных моментов, все было в высшей степени спокойно”, – сказал Смирнов.

По его словам, высказывались разные мнения по многим вопросам, но дискуссия шла “очень уважительно и деликатно”.

В пример он привел вопрос о процедуре избрания патриарха. Четырнадцать человек предлагали варианты, альтернативные выбору из трех кандидатов, предложенных Архиерейским Собором.

“Но как-то не очень согласно предлагали другие варианты – из 702 человек только 14. Поэтому, конечно, это потрясающее единомыслие”, – повторил собеседник агентства.

Более того, по его наблюдениям, некоторые в течение Собора свое мнение меняли, в чем он видит “явно присутствие благодати Божией”, умудрявшей “определенным образом людей”.

“Сначала делегаты Собора проголосовали за сокращение процедуры (избрания патриарха), потом некоторые сказали, что это не совсем правильно – и Собор уступил, готов был пойти навстречу. Но у них не было кворума, чтобы продолжить разговор”, – отметил Смирнов.

По его словам, кворум был бы, если бы набралось 25 человек.

Он пояснил также, что Поместный Собор имел право выдвинуть еще одного своего кандидата в патриархи, помимо трех, предложенных Собором архиереев, но “этого никто не захотел сделать”. “В этом сокращение: Поместный Собор имел право, но этим правом не воспользовался”, – добавил отец Димитрий.

“Ничего конкретного, никакого конкретного кандидата не предлагали – предлагали просто обсудить этот вопрос. Видимо, их (предлагавших) ожидание было, что в обязательном порядке будет четвертый кандидат. А Собор не захотел. – Собор удовлетворился этими тремя”, – сообщил участник.

По его словам, даже если бы говоривших о четвертом кандидате набралось 25 человек (кворум), они должны были бы объединиться в своих предпочтениях и выдвинуть одного архиерея.

“Но набралось только 14 человек. Кроме того, они друг друга и не знают, чтобы предложить одного кандидата”, – сказал Смирнов.

Права священников и мирян

Собеседник агентства сообщил, что обсуждалась и возможность отмены права простого священства и мирян выдвигать своих кандидатов на патриарший престол. Однако никаких поправок в устав по этому поводу принято не было.

“Есть идея создать комиссии, которые будут заниматься этим вопросом”, – сказал Смирнов по завершении Собора.

В настоящее время, пояснил он, священники и миряне, если их наберется не менее 25 человек, имеют право объединиться и выдвинуть своего кандидата, даже если ни один архиерей их выбор не поддерживает.

“Понятно, что на этих выборах, судя по тому, какое количество – 71% – проголосовали за митрополита Кирилла, никакой бы кандидат не прошел, нереально”, – отметил делегат.

“Но нам процедурно, конечно, в дальнейшем надо такую возможность ликвидировать – не давать возможность священникам и мирянам выдвигать своих кандидатов. Это неправильно”, – убежден Смирнов.

Нужна ли церкви демократия

По его словам, “здесь (в праве священников и мирян выбирать своих кандидатов) кроется для церковных выборов некоторая демократическая угроза”.

Отвечая на вопрос о том, можно ли считать “демократическими” состоявшиеся выборы патриарха и сам Поместный Собор, глава Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами отметил, что для него “демократия насыщена неприятными обертонами”.

“Поэтому если бы была полная демократичность, то процедура носила бы отрицательный характер, это могло бы помешать. Потому что мирян и священников на Соборе больше, чем епископов, в три раза”, – сказал Смирнов.

“Я не сторонник демократии в том ее виде, в котором она присутствует в наших странах. В этом смысле наши церковные выборы гораздо лучше – выбирают действительно не самого богатого или главу какого-то клана, а выбирают лучшего из лучших”, – уверен делегат Поместного Собора.

По его словам, если бы Собор “захотел демократичности в чистом виде, то можно было бы вообще зарубить весь процесс”.

Читать еще:  Святые оптинские старцы. Оптина Пустынь – где находится духовный центр России

“Но все-таки люди были церковные, поэтому этого не случилось. Но теоретически такая возможность есть. Не дай Бог, чтоб это было, поэтому в дальнейшем надо такую возможность (выдвигать кандидатов в патриархи от священников и мирян) ликвидировать”, – добавил собеседник агентства.

История и традиция

По его словам, если Собор примет такое решение, это не только не будет противоречить древней церковной традиции, но наоборот – будет соответствовать ей, поскольку исторически верховная власть в церкви принадлежала Собору епископов.

“И сейчас принадлежит. Если это будет не так – это будет уже не церковь. Поэтому мы это отстаиваем”, – сказал Смирнов.

“Если ты хочешь иметь власть в церкви – нет проблем: отрекайся от имущества, от брака – и в полное послушание. Если ты будешь достоин и образован, тебя выберут, будешь епископ, будешь иметь власть”, – заверил собеседник агентства.

“А то получается, что человек никакого подвига не совершил, а хочет в церкви власть иметь. Ты засвидетельствуй, что действительно хочешь всю жизнь отдать церкви, что тебе не надо ни денег, ни имущества – все ж это наследует церковь, у тебя ни детей нет, ни наследников”, – добавил священнослужитель.

По его словам, миряне и простое священство никогда реально не участвовали в выборах патриарха, за исключением Собора 1917 года.

“Но тот Собор проходил уже под знаменем нового времени, когда все захотели демократии – и получили ее: пришли к власти левые демократы, которые все “за народ” – Ленин, Сталин, Троцкий – и они державу уполовинили сразу”, – сказал протоиерей.

Он убежден, что выбор Собора 1917 года (на патриарший престол был избран митрополит Тихон (Белавин), сыгравший выдающуюся роль в сохранении церкви в годы лихолетия и впоследствии прославленный в лике святых новомучеников) оказался исторически верным потому, что был совершен по жребию.

“А если бы его довели до конца демократическим путем, то был бы он неверным”, – заявил собеседник агентства.

“Наибольшее число голосов тогда завоевал митрополит Антоний (Храповицкий), который сам впоследствии сказал: если бы я стал патриархом, я бы погубил все дело. Это его собственные слова”, – пояснил Смирнов.

“Какому-то умному человеку, – добавил он, – пришло в голову прекратить демократический процесс, кинуть жребий – и все согласились”.

“Демократический процесс как самый разрушительный, который только существует, был прекращен – и церковь получила милость Божию”, – сказал глава Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами.

Что скажут в свете

На вопрос, не боится ли он, что вслед за упомянутыми поправками в церковный устав, ограничивающими полномочия священников и мирян, в адрес церкви зазвучат громкие обвинения со стороны различных светских институтов и СМИ, Смирнов ответил отрицательно.

“Какая нам разница – мы им все равно не угодим. Я могу дать список газет, которые в любом случае будут писать отрицательные статьи. Это “Московский Комсомолец”, “Комсомольская Правда”, “Коммерсант”, “Радио Свобода”, “Эхо Москвы”. Это заточенные определенным образом, ангажированные люди, которые не хотят никакой сути. Так, развешивают свои ярлыки, марочки – маркируют”, – сказал представитель РПЦ.

“Допустим, выберем мы в патриархи подсобную рабочую с мыльного завода – они скажут: плохо. Выберем лучшего из архиереев – плохо, выберем священника – плохо. Им все плохо, что от нас исходит, любое наше деяние – плохо”, – констатировал отец Димитрий.

Он убежден, что не стоит кому-то угождать и чего-то бояться. “Они же не угрожают. Слава Богу, у нас свобода слова – пиши, Емеля, и все”, – сказал Смирнов.

Жребий

Возможность выбора патриарха жребием на Поместном Соборе затрагивалась, сообщил собеседник агентства.

“Но сейчас нет никакой нужды, потому что жребий – он только в отчаянной ситуации, ускоряет процесс. А здесь у нас есть время”, – сказал отец Димитрий.

По его словам, в 1917 году кидали жребий, потому что тогда “уже стреляли по Кремлю из орудий, просто была пальба, нужно было срочно”. “А при том раскладе кандидатов, который был в 17-м году, процедура затянулась бы не на одну неделю”, – пояснил священнослужитель.

На нынешнем же Соборе у делегатов уже были определенные ожидания, они понимали, что есть человек, лидирующий в общем мнении.

“Слово “жребий” звучало одни раз – один из архиереев говорил об этом просто как о возможности, но не настаивал. Никаких конкретных предложений не было, никто жеребьевку не предлагал”, – заверил Смирнов.

Поэтому на голосование этот вопрос не ставили и бурных дискуссий по поводу жребия не было, отметил он.

Источники:

http://azbyka.ru/shemy/sobory-russkoj-tserkvi.shtml
http://mospat.ru/archive/2009/01/44028/
http://ria.ru/20090128/160362592.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: