Поместный собор Русской православной церкви (2009). Взаимоотношения с инославными
Соборы Русской Церкви
Название
Год
Город
Правитель
Причины
Постановления
Падение нравственности среди мирян, необходимость формирования дисциплины среди клириков
Признана в качестве собрания правил новая Кормчая книга; определения против симонии, пьянства, некоторых народных обычаев, нарушения в чине проскомидии; указания по совершению крещения, определения о Кресте и святой воде
Собор «о вдовых попах»
Иван III Васильевич
Формирование дисциплины среди клириков и необходимость решения вопросов о монастырском землевладении
Определения против симонии, определены возрастные рамки для священнослужителей; запрет служения вдовым свяшенникам, лишение сана за повторный брак и т.д.; постановление о расселении монастырей, в которых совместно жили монашествующие обоих полов; определение о служении в женских монастырях белого духовенства; запрет служения Литургии пьяным и с похмелья; вопрос о церковном землевладении (спор между прпп. Нилом и Иосифом)
Иван IV Васильевич Грозный
Окончательное формирование порядка канонизации святых, а также церковное прославление общерусских святынь
Соборный указ о канонизации общецерковных и местночтимых святых, в числе которых: Иона Московский, Пафнутий Боровский, Михаил Клопский, Александр Свирский и др.
Макарьевский собор (церковный и земский собор)
Иван IV Васильевич Грозный
Соборный указ о канонизации святых, в числе которых: Евфимий Новгородский, Иаков Ростовский, Стефан Пермский и др.
Иван IV Васильевич Грозный
Формирование дисциплины среди клириков, споры о церковном землевладении
Решения собора были выражены в 100 главах (Стоглав). Царём предложены для решения около 70 вопросов: уставности и чинности церковных служб исправности богослужебных книг, правилах иконописи, вопросы нравственности духовенства и мирян, церковных обрядах (двоеперстное сложение при совершении крестного знамения, сугубая Аллилуи, колокольный звон, антиминс и др.), вопросы брака и венчания, вопрос Церковного суда (светским судам запретил судить духовных лиц и др.), вопрос церковного землевладения (запрет архиепископам, епископам и монастырям покупать у кого-либо вотчины без разрешения царя и т.д.)
Михаил I Федорович Романов
Принятие в Православие инославных
Собор постановил принимать латинян и униатов в Православную Церковь через крещение (это решение было заменено чиноприемом через миропомазание решением Большого Московского собора 1666-1667).
Алексей I Михайлович Тишайший
Продолжение реформы патриарха Никона, стремление унифицировать обряды и чины согласно практике Церквей греческой традиции, сложившейся к XVII веку
На соборе был принят новый перевод Символа веры. Затем было решено исправлять книги по греческим образцам, а славянские книги с чинами и обрядами, которые не соответствовали греческим, считать ошибочными.
Алексей I Михайлович Тишайший
Продолжение реформы патриарха Никона и анафематствование её противников
Собор осудил двоеперстие и наложил «клятвы» на всех крестящихся двоеперстно («Клятвы» были упразднены решением Собора 1971)
Большой московский собор
Алексей I Михайлович Тишайший
Окончательное утверждение церковной реформы и анафематствование её противников
Собор осудил патриарха Никона, противников церковной реформы, подтвердил Православие греческих патриархов, правильность используемых греками богослужебных книг, законность Собора 1654. Был избран Патриархом архимандрит Троицко-Сергиевского монастыря Иоасаф. Были решены вопросы богослужений, дисциплины, церковного права и церковного управления в Русской Церкви
Федор III Алексеевич
Продолжение церковной реформы и осуждение её противников
Соборные решения об учреждении новых епархий, о предании раскольников гражданскому суду, о церковном и монастырском благочинии, об исправлении Чиновной книги, о хранении Ризы Господней и святых мощей, о призрении нищих и о воспрещении строить новые пустыни, о запрещении продавать различные выписки из книг Божественного Писания и прочее
Иван V Алексеевич
Распространение хлебопоклонной ереси
Утверждено православное учение о времени преложения Святых Даров, которое исповедовали братья Лихуды, и была осуждено католическое учение — «хлебопоклонная ересь», которое исповедовал ученик Симеона Полоцкого Сильвестр Медведев
Поместный собор Православной Российской Церкви
Временное правительство России; Совет народных комиссаров РСФСР.
Избрание нового предстоятеля, завершение синодального периода, положение Церкви в новых условиях
Восстановление Патриаршества в Российской Церкви, положившее конец синодальному периоду – Патриархом был избран митрополит Московский Тихон (Беллавин). Рассмотрены вопросы, относящиеся к епархиальному управлению, приходской жизни и устройству единоверческих приходов. «Воззвание» Патриарха Тихона, анафематствовавшее врагов Церкви
Поместный собор Русской Православной Церкви
Избрание нового предстоятеля
Собор принял название «Русская Православная Церковь», принял «Положение об управлении», которое упорядочивало церковноприходскую жизнь. Открытым голосованием был избран Патриарх – Алексий I (Симанский)
Поместный собор Русской Православной Церкви
Избрание нового предстоятеля
Избран 14-м Патриархом Московским и всея Руси митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков). Другое важнейшее решение собора — отмена «клятв» на старые обряды Большого Московского Собора 1667 года
Поместный собор Русской Православной Церкви
1000-летие Крещения Руси
Итогами собора стали принятие нового Устава, а также канонизация девяти подвижников Православия (в т.ч. Ксении Петербургской, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника)
Поместный собор Русской Православной Церкви
Избрание нового предстоятеля
Избран 15-м Патриархом Московским и всея Руси митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер), канонизированы исповедники, мученики и праведники, в том числе Иоанн Кронштадтский. Обсуждались проблемы взаимоотношений с РПЦЗ, борьбы с активизацией УАПЦ на Западной Украине, взаимоотношений с государством
Поместный собор Русской Православной Церкви
Избрание нового предстоятеля
Избран 16-м Патриархом Московским и всея Руси митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев)
Определение Поместного Собора Русской Православной Церкви (27-28 января 2009 года) «О жизни и трудах Русской Православной Церкви»
1. Поместный Собор, вознося благодарение Богу, свидетельствует о продолжающемся возрождении Русской Православной Церкви, которое совершается трудами Преосвященных архипастырей, клира, монашествующих и мирян. После многих десятилетий гонений и притеснений, которые наша Церковь претерпела в ХХ веке, молитвами святых новомучеников и исповедников и всех святых, в земле нашей просиявших, Православная Церковь Святой Руси действенно служит Богу и людям, принося Господу обильные плоды.
2. От имени всей Полноты церковной Поместный Собор воздает должное трудам приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, по благословению и под руководством которого совершалось церковное возрождение в течение более чем восемнадцати лет. Собор призывает всех пастырей и чад церковных неленостно молиться о упокоении души почившего Первосвятителя и хранить о нем благодарную память.
3. Главным попечением Святейшего Патриарха Алексия была забота о единстве Церкви. В период его Патриаршества было восстановлено единство Русской Зарубежной Церкви с Церковью в Отечестве; предотвращены многие расколы и разделения. Ныне Церковь наша объединяет в себе миллионы православных христиан – граждан разных стран, сынов и дочерей многих народов, людей многообразных политических взглядов и различного социального положения. Хранить «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3), противостоя любым попыткам внести в церковную среду дух вражды и разделения – вот духовное завещание Святейшего Патриарха Алексия, которое полностью поддержано нашим Собором.
4. Участники Собора одобряют деяния Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, состоявшихся в период между Поместными Соборами, а также выражают удовлетворение трудами, понесенными в это время церковной Полнотой. За прошедшие восемнадцать с лишним лет восстановлены и построены многие храмы и монастыри, возрождена монашеская жизнь в сотнях обителей, получило новое развитие духовное образование, возобновлено миссионерство, многократно расширена издательская и информационная деятельность, оживлены церковная благотворительность и социальное служение, воссозданы и развиты традиции пастырской работы с молодежью, военнослужащими, сотрудниками правоохранительных учреждений.
5. Собор счел важным умножение усилий в области миссионерства и всенародного православного просвещения. Миссия, равно как и духовное, нравственное воспитание личности должны сейчас встать в центр нашей деятельности. В обществе, где многие называют себя православными, но не живут церковной жизнью, пастыри и чада церковные призваны приложить все силы для того, чтобы люди знали основы веры православной, участвовали в Таинствах и богослужении, руководствовались в личной и общественной жизни нравственными нормами Евангелия Христова. На просветительское служение, особенно среди детей и молодежи, сегодня нужно особо направить общецерковные усилия.
6. Священному Синоду надлежит озаботиться созданием должного механизма общецерковного обсуждения вопросов, поставленных на заседаниях Поместного Собора.
7. Поместный Собор свидетельствует о становлении конструктивных отношений Церкви с органами власти различных государств. Собор заявляет о готовности церковной Полноты к развитию этих отношений на началах широкого партнерства. При этом следует уважать принцип невмешательства церковных и государственных учреждений в дела друг друга. Проблемы, возникающие в отношениях Церкви и государства, Собор призывает разрешать путем ответственного и доброжелательного диалога, направленного на достижение блага для Церкви и общества.
8. Московский Патриархат сохраняет неизменную приверженность делу утверждения общеправославного единства в исповедании спасительной веры, в общении Таинств и молитвы, в совместном с Православными Церквами-Сестрами свидетельстве о вечных ценностях нашей общей духовной традиции. Развивая в духе любви и мира взаимоотношения с Православными Поместными Церквами, наша Церковь будет и далее стремиться к разрешению возникающих иногда разногласий посредством братолюбивого диалога при неуклонном соблюдении священных канонов.
9. Собор призывает пастырей и мирян развивать диалог с окружающим обществом, включая гражданские объединения, мир науки и культуры. Православные христиане, которые так поступают, лучше знают реальную жизнь, нужды, чаяния и вопрошания людей, живущих рядом с нами и испытывающих духовную жажду. Вот почему нам нужно идти навстречу этим людям и вступать с ними в общение, являя им христианский образ жизни и говоря о наших ценностях, ведь «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10, 17).
10. Участники Собора памятуют апостольский завет: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12, 14). В этом духе наша Церковь строит свои взаимоотношения с людьми других конфессий и религий, а также нерелигиозных убеждений. Сознавая свою принадлежность к Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, храня твердую верность единственно спасительной Истине Святого Православия, православные христиане должны свидетельствовать о своей вере и словом, и добрыми делами, в том числе усилиями, направленными на достижение мира между людьми, «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2, 2).
Поместный Собор РПЦ прошел в духе единомыслия – делегат
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
МОСКВА, 28 янв – РИА Новости, Ольга Липич. Поместный Собор РПЦ прошел в атмосфере единодушия, о чем молилась церковь в его преддверии, без скандалов и разделений, сообщил в интервью РИА Новости в среду участник Собора, глава Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиерей Димитрий Смирнов.
Единомыслие
“Насколько это возможно для 702 человек – участников собора, было удивительно единомыслие. Я не услышал никаких скандальных моментов, все было в высшей степени спокойно”, – сказал Смирнов.
По его словам, высказывались разные мнения по многим вопросам, но дискуссия шла “очень уважительно и деликатно”.
В пример он привел вопрос о процедуре избрания патриарха. Четырнадцать человек предлагали варианты, альтернативные выбору из трех кандидатов, предложенных Архиерейским Собором.
“Но как-то не очень согласно предлагали другие варианты – из 702 человек только 14. Поэтому, конечно, это потрясающее единомыслие”, – повторил собеседник агентства.
Более того, по его наблюдениям, некоторые в течение Собора свое мнение меняли, в чем он видит “явно присутствие благодати Божией”, умудрявшей “определенным образом людей”.
“Сначала делегаты Собора проголосовали за сокращение процедуры (избрания патриарха), потом некоторые сказали, что это не совсем правильно – и Собор уступил, готов был пойти навстречу. Но у них не было кворума, чтобы продолжить разговор”, – отметил Смирнов.
По его словам, кворум был бы, если бы набралось 25 человек.
Он пояснил также, что Поместный Собор имел право выдвинуть еще одного своего кандидата в патриархи, помимо трех, предложенных Собором архиереев, но “этого никто не захотел сделать”. “В этом сокращение: Поместный Собор имел право, но этим правом не воспользовался”, – добавил отец Димитрий.
“Ничего конкретного, никакого конкретного кандидата не предлагали – предлагали просто обсудить этот вопрос. Видимо, их (предлагавших) ожидание было, что в обязательном порядке будет четвертый кандидат. А Собор не захотел. – Собор удовлетворился этими тремя”, – сообщил участник.
По его словам, даже если бы говоривших о четвертом кандидате набралось 25 человек (кворум), они должны были бы объединиться в своих предпочтениях и выдвинуть одного архиерея.
“Но набралось только 14 человек. Кроме того, они друг друга и не знают, чтобы предложить одного кандидата”, – сказал Смирнов.
Права священников и мирян
Собеседник агентства сообщил, что обсуждалась и возможность отмены права простого священства и мирян выдвигать своих кандидатов на патриарший престол. Однако никаких поправок в устав по этому поводу принято не было.
“Есть идея создать комиссии, которые будут заниматься этим вопросом”, – сказал Смирнов по завершении Собора.
В настоящее время, пояснил он, священники и миряне, если их наберется не менее 25 человек, имеют право объединиться и выдвинуть своего кандидата, даже если ни один архиерей их выбор не поддерживает.
“Понятно, что на этих выборах, судя по тому, какое количество – 71% – проголосовали за митрополита Кирилла, никакой бы кандидат не прошел, нереально”, – отметил делегат.
“Но нам процедурно, конечно, в дальнейшем надо такую возможность ликвидировать – не давать возможность священникам и мирянам выдвигать своих кандидатов. Это неправильно”, – убежден Смирнов.
Нужна ли церкви демократия
По его словам, “здесь (в праве священников и мирян выбирать своих кандидатов) кроется для церковных выборов некоторая демократическая угроза”.
Отвечая на вопрос о том, можно ли считать “демократическими” состоявшиеся выборы патриарха и сам Поместный Собор, глава Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами отметил, что для него “демократия насыщена неприятными обертонами”.
“Поэтому если бы была полная демократичность, то процедура носила бы отрицательный характер, это могло бы помешать. Потому что мирян и священников на Соборе больше, чем епископов, в три раза”, – сказал Смирнов.
“Я не сторонник демократии в том ее виде, в котором она присутствует в наших странах. В этом смысле наши церковные выборы гораздо лучше – выбирают действительно не самого богатого или главу какого-то клана, а выбирают лучшего из лучших”, – уверен делегат Поместного Собора.
По его словам, если бы Собор “захотел демократичности в чистом виде, то можно было бы вообще зарубить весь процесс”.
“Но все-таки люди были церковные, поэтому этого не случилось. Но теоретически такая возможность есть. Не дай Бог, чтоб это было, поэтому в дальнейшем надо такую возможность (выдвигать кандидатов в патриархи от священников и мирян) ликвидировать”, – добавил собеседник агентства.
История и традиция
По его словам, если Собор примет такое решение, это не только не будет противоречить древней церковной традиции, но наоборот – будет соответствовать ей, поскольку исторически верховная власть в церкви принадлежала Собору епископов.
“И сейчас принадлежит. Если это будет не так – это будет уже не церковь. Поэтому мы это отстаиваем”, – сказал Смирнов.
“Если ты хочешь иметь власть в церкви – нет проблем: отрекайся от имущества, от брака – и в полное послушание. Если ты будешь достоин и образован, тебя выберут, будешь епископ, будешь иметь власть”, – заверил собеседник агентства.
“А то получается, что человек никакого подвига не совершил, а хочет в церкви власть иметь. Ты засвидетельствуй, что действительно хочешь всю жизнь отдать церкви, что тебе не надо ни денег, ни имущества – все ж это наследует церковь, у тебя ни детей нет, ни наследников”, – добавил священнослужитель.
По его словам, миряне и простое священство никогда реально не участвовали в выборах патриарха, за исключением Собора 1917 года.
“Но тот Собор проходил уже под знаменем нового времени, когда все захотели демократии – и получили ее: пришли к власти левые демократы, которые все “за народ” – Ленин, Сталин, Троцкий – и они державу уполовинили сразу”, – сказал протоиерей.
Он убежден, что выбор Собора 1917 года (на патриарший престол был избран митрополит Тихон (Белавин), сыгравший выдающуюся роль в сохранении церкви в годы лихолетия и впоследствии прославленный в лике святых новомучеников) оказался исторически верным потому, что был совершен по жребию.
“А если бы его довели до конца демократическим путем, то был бы он неверным”, – заявил собеседник агентства.
“Наибольшее число голосов тогда завоевал митрополит Антоний (Храповицкий), который сам впоследствии сказал: если бы я стал патриархом, я бы погубил все дело. Это его собственные слова”, – пояснил Смирнов.
“Какому-то умному человеку, – добавил он, – пришло в голову прекратить демократический процесс, кинуть жребий – и все согласились”.
“Демократический процесс как самый разрушительный, который только существует, был прекращен – и церковь получила милость Божию”, – сказал глава Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами.
Что скажут в свете
На вопрос, не боится ли он, что вслед за упомянутыми поправками в церковный устав, ограничивающими полномочия священников и мирян, в адрес церкви зазвучат громкие обвинения со стороны различных светских институтов и СМИ, Смирнов ответил отрицательно.
“Какая нам разница – мы им все равно не угодим. Я могу дать список газет, которые в любом случае будут писать отрицательные статьи. Это “Московский Комсомолец”, “Комсомольская Правда”, “Коммерсант”, “Радио Свобода”, “Эхо Москвы”. Это заточенные определенным образом, ангажированные люди, которые не хотят никакой сути. Так, развешивают свои ярлыки, марочки – маркируют”, – сказал представитель РПЦ.
“Допустим, выберем мы в патриархи подсобную рабочую с мыльного завода – они скажут: плохо. Выберем лучшего из архиереев – плохо, выберем священника – плохо. Им все плохо, что от нас исходит, любое наше деяние – плохо”, – констатировал отец Димитрий.
Он убежден, что не стоит кому-то угождать и чего-то бояться. “Они же не угрожают. Слава Богу, у нас свобода слова – пиши, Емеля, и все”, – сказал Смирнов.
Жребий
Возможность выбора патриарха жребием на Поместном Соборе затрагивалась, сообщил собеседник агентства.
“Но сейчас нет никакой нужды, потому что жребий – он только в отчаянной ситуации, ускоряет процесс. А здесь у нас есть время”, – сказал отец Димитрий.
По его словам, в 1917 году кидали жребий, потому что тогда “уже стреляли по Кремлю из орудий, просто была пальба, нужно было срочно”. “А при том раскладе кандидатов, который был в 17-м году, процедура затянулась бы не на одну неделю”, – пояснил священнослужитель.
На нынешнем же Соборе у делегатов уже были определенные ожидания, они понимали, что есть человек, лидирующий в общем мнении.
“Слово “жребий” звучало одни раз – один из архиереев говорил об этом просто как о возможности, но не настаивал. Никаких конкретных предложений не было, никто жеребьевку не предлагал”, – заверил Смирнов.
Поэтому на голосование этот вопрос не ставили и бурных дискуссий по поводу жребия не было, отметил он.
Источники:
http://azbyka.ru/shemy/sobory-russkoj-tserkvi.shtml
http://mospat.ru/archive/2009/01/44028/
http://ria.ru/20090128/160362592.html