Польская еврейка. Как евреи поселились на землях польши

«Евреев на Мадагаскар!» Как Польша избавлялась от иудеев

Польша — только для поляков

Как известно, в 1918 году на карте Европы появилось новое возрожденное государство Польша, во главу угла в которой поставили национальные интересы коренного польского населения. При этом остальные априори оказались во второстепенном положении, что, в частности, вылилось в череду еврейских погромов, самые кровавые из которых случились в Пинске и Львове. Это были масштабные акции. В 1919 году Американский еврейский конгресс попытался на Парижской мирной конференции призвать мировое сообщество оказать влияние на руководство Польши в связи со вспышками ярого антисемитизма. Никакого эффекта это не произвело, а лишь укрепило веру поляков в мировой сионистский заговор. Справедливости ради стоит отметить, что недовольство польского населения было вызвано в том числе и чрезмерной требовательностью евреев. Они пытались получить особые права в Польше: освобождение от военной службы, уплаты налогов, создание специальных еврейских судов и школ. В итоге стихийную волну антисемитизма 1919-1920 годов польскому руководству удалось обуздать, одновременно получив отличный инструмент воздействия на создание поляков. Оказалось, что нетерпимость к евреям и национализм находят живой отклик в сердцах радикальной части населения Польши.

Евреев в Польше всегда было много. С 1921 года по 1931 год численность иудеев с 2,85 миллиона возросла до 3,31 миллиона. В среднем доля этого народа в населении страны составляла 10%, что было одним из самых больших показателей в мире. До 1930 года для польских евреев было относительно безопасно находиться в стране, несмотря на то, что представителей нации не допускали на госслужбу, а также на должности учителей и преподавателей вузов. Во всех еврейских школах, получающих государственное финансирование, преподавание велось исключительно на польском. В 20-30-х годах официальные лица Польши постепенно нагнетали общественную истерию относительно значения иудеев. Здесь важно понять одно: с этого времени польское руководство приступило к планомерному обвинению евреев практически во всех бедах страны и народа. Им вменялась коррупция, засорение польской исконной культуры и образования, а также подрывная деятельность против страны и народа, сотрудничество с неприятельскими Германией и СССР. На самые высокие температуры антисемитской истерии поляки стали выходить с 1935 года, когда страну накрыл экономический кризис. Евреев очень удобно оказалось объявить виновниками всех бед. В 1936 году премьер-министр Фелициан Славой-Складковский очень четко сформулировал цели правительства относительно еврейского населения:

Очевидно, боялся реакции Соединенных Штатов на возможные погромы.

Помимо своего антисемитизма, Фелициан вошел в историю страны как ярый поборник санитарного контроля. Отхожие места при его правлении красили в белый цвет, отчего их прозвали «славойками». Официальной правительственной линии относительно евреев придерживалась католическая церковь, а также подавляющее большинство политических объединений за исключением Польской социалистической партии. А когда к власти в Германии пришел Гитлер, масла в огонь антисемитизма подлили польские немцы, одержимые идеей реванша и мести за поражение в мировой войне.

«Черное кровавое Вербное воскресенье»

Так внешнеполитическое ведомство Национал-социалистической немецкой рабочей партии оценивало причины немецко-еврейского противостояния, случившегося в Лодзи 9 апреля 1933 года. Якобы Польско-еврейский комитет призывал:

Это был пример одного из первых и последних антифашистских выступлений еврейского населения Польши против немцев, сочувствующих Третьему рейху. 9 апреля 1933 года в Лодзи и нескольких городах Средней Польши прошли антинемецкие акции, результатом которых стало разжигание еще большей ненависти к еврейскому населению страны. Самыми важными в тот день были демонстративное надругательство над нацистскими символами прямо у здания немецкого консульства в Лодзи, штурм немецкой гимназии, издательства и нескольких редакций газет. До сих пор неизвестно о потерях с обеих сторон, но эпитет «кровавое» то Вербное воскресенье получило не случайно. Лидер лодзинской Немецкой народной партии Август Уттс обвинил в этом прежде всего главу Сионистской организации Розенблатта, хотя среди главных зачинщиков фигурировали и представители польской радикальной организации Союза обороны западных границ (Związek Obrony Kresów Zachodnich). Итог этого противостояния оказался один: немцы еще больше возненавидели евреев, живущих по соседству в Польше и в дальнейшем находили все большую поддержку в этом у радикально настроенных поляков. Так, немец из Лодзи Бернард, отчитываясь о поездке в родной город в январе 1934 г., подчеркивал:

.
Немецкое консульство в Лодзи пишет в одном из отчетов уже после «Кровавого воскресенья»:

А в ноябре 1938 года нацистский посол в Варшаве рефлексирует по поводу еврейских погромов на родине:

«Мадагаскарский план»

Первые планы по вытеснению евреев из Польши датируются 1926 годом, когда руководство страны всерьез задумалось перевезти всех неугодных на Мадагаскар. Тогда это была французская колония, и польский посол в Париже граф Хлоповский даже просил политических лидеров Франции перевезти тысячу крестьян на африканский остров. В беседе французы дали понять, что условия жизни на Мадагаскаре очень сложные и, дабы избежать геноцида евреев, полякам придется потратиться на содержание такой массы людей вдали от дома. В тот момент решение «еврейского вопроса» в Польше было отложено – французы фактически отказали своим восточноевропейским друзьям.

Второе рождение идея переселения более чем трехмиллионного еврейского населения в Африку обрела в 1937 году. Варшава тогда получила от Парижа разрешение для работы на острове специальной комиссии, целью который была подготовка территории к эмиграции. Примечательно, что евреям в Польше было уже настолько плохо и они настолько боялись набирающего силу нацизма, что в состав комиссии вошли представители сионистских организаций – юрист Леон Альтер и инженер по сельскому хозяйству Соломон Дык. От польского правительства в комиссию входил Мечислав Лепецкий, бывший адъютант Юзефа Пилсудского. Тогда в националистически настроенной стране был популярен лозунг «Евреев на Мадагаскар!» («Żydzi na Madagaskar») – поляки-антисемиты жаждали отправить как можно скорее первых 50-60 тыс. евреев на полудикий африканский остров.

Читать еще:  Человек копает землю лопатой. Что значит копать землю во сне

Естественно, по итогам экспедиции наиболее позитивно был настроен Лепецкий — он даже предложил переселить первых евреев (около 25-35 тыс.) в область Анкаизана на севере острова. Против области Анкаизана был Соломон Дык, которых предлагал переправить в центральную часть Мадагаскара всего не более 100 человек. Не понравился остров и юристу Леону Альтеру – он допускал эмиграцию на него не более 2 тыс. евреев. Однако, по большому счету, вся эта операция представляется не более чем демонстрационным фарсом, так как у польского правительства в принципе не было финансовой возможности осуществить такое массовое переселение. Может быть, один из адептов «Мадагаскарского плана», министр иностранных дел Польши Юзеф, надеялся «скинуться» всей антисемитской Европой на эмиграцию евреев?

Как бы то ни было, за этим театром с удовольствием наблюдали нацисты. Гитлер послу Юзефу Липскому говорил, что совместными усилиями они смогут переселить евреев на Мадагаскар или в еще какую-нибудь отдаленную колонию. Остаётся только уговорить Англию и Францию. Собственно, за осуществление «Мадагаскарского плана» руками нацистов Липский и обещал поставить Гитлеру при жизни памятник в Варшаве.

Сама идея о переселении еврейского населения Европы на Мадагаскар впервые пришла немцам на ум еще в конце XIX века, но осуществить ее помешали неутешительные для Германии итоги Первой мировой войны. Уже во время Второй мировой в 1940 году немцы планировали переселять по миллиону евреев на остров ежегодно. Здесь им уже помешала занятость ВМФ в противостоянии с Британией, а в 1942 году союзники заняли Мадагаскар. Многие историки, кстати, предполагают, что провал немецкого «Мадагаскарского плана» подтолкнул нацистов к Холокосту.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Польская еврейка. Как евреи поселились на землях польши

Долгое время история польского государства и евреев развивалась в едином русле, даже можно сказать неразрывно. Древнейшие легенды говорят о сосуществовании этих народностей, начиная с IX века. Согласно одной из них некий еврейский торговец медом Авраам Проховник даже сыграл определенную роль в основании королевской династии Пястов. С тех пор евреи настолько прочно обосновались в Польском королевстве, что их количество относительно коренного населения на протяжении нескольких веков было наибольшим в Европе. И только трагические события Второй мировой войны смогли изменить это соотношение. Что же привело к тому, что евреи в Польше могли столь свободно развиваться, создав самую большую в Европе диаспору?

Исторические факты точно указывают на IX столетие. Тогда на территорию Польши начали в больших количествах проникать еврейские торговцы из разных стран, и в первую очередь с немецких земель. Это неудивительно, ведь в то время через польские территории проходили важнейшие торговые пути: «пушной», ведущий на Русь и Хазарию, и «янтарный», направлявшийся к Балтийскому морю. Для нормального ведения бизнеса им требовалось иметь на польских землях возможность для проживания. Считается, что один из польских князей Лешко, впечатлившись рассказом евреев о своей истории, дал им привилегии, открывавшие широкие возможности.

Так, начиная с 905 года (момента появления привилегий), еврейские купцы могли спокойно расселяться по территории Польше, оседая в узловых пунктах стратегических торговых путей. Данную ситуацию ускорило и то, что один из последующих польских правителей, князь Мечислав I‚ в 966 году принял католичество, попутно став вассалом германского императора. С этого момента западные границы Польши стали свободно пересекать представители немецкого купечества, среди которого значительную часть составляли евреи.

Расселение иудеев по польскому государству происходило довольно активно, что подтверждает первый же документ, напрямую связанный с ними. Это купчая на участок земли, которую граф Петр Власт приобрел в деревне Малый Тынец у некоего еврея, которая датируется серединой XII века. В этот же период в Кракове представители местной еврейской диаспоры даже управляли монетным двором, подтверждением чему служит наличие монет с отчеканенными на них надписями на иврите: «Мешко-король», «Мешко-король Польский». Мало того, на части монет встречаются даже еврейские имена: «Йосеф Калиш», «Авраам Йосеф» и некоторые другие. Современные исследователи предполагают, что на них выбиты имена мастеров либо евреев, взявших монетное дело на откуп.

Серьезная еврейская община на границе XII-XIII веков существовала в городе Вроцлав. Именно оттуда в настоящее время пришли первые имена иудеев, проживавших в Польше. Это Йосеф и Хацкель, владельцы земельных наделов в деревне Сокольники, а также кантор Давид, умерший в 1203 году, чья могильная плита найдена на вроцлавском кладбище.

XIII век принес Европе множество испытаний. Начало им положило монголо-татарское нашествие. Огромная армия кочевников за несколько лет почти полностью сумела подавить сопротивление древнерусского государства и хлынула в Центральную Европу. Главный удар пришелся по Польше. Непривычные к оригинальной тактике боя татарской конницы польские рыцари терпели постоянные поражения и теряли территории. Захваченные кочевниками населенные пункты грабились и разрушались, оставшиеся в живых люди уводились в плен. После прохождения чужеземного войска оставались только руины городов и невозделанные поля.

Чтобы оживить страну, требовались люди, и польские князья стали для этой цели приглашать немцев, вместе с которыми в Польшу стало прибывать множество евреев. Из новых поселенцев в Польше стало образовываться еще одно сословие, дополнившее два прежде существовавших, состоящих из помещиков и крестьян. С их помощью экономика страны стала понемногу восстанавливаться, а города возрождаться. Видя значительную пользу от прибывающих в страну еврейских мигрантов, польские правители старались максимально облегчить их проживание в новых условиях. Так, правящий в Калише князь Болеслав Благочестивый в 1264 году принял закон, названный Калишским статутом, который гарантировал евреям широкие полномочия и поощрял их деятельность.

Читать еще:  Кто такие 50 десятники. Пятидесятники - кто они? Пятидесятники: вера

Княжеская генеральная грамота гарантировала иудеям, проживающим в его уделах, широкий ряд привилегий. Им гарантировалась полная свобода перемещений и торговли. Споры между евреями были подсудны только князю. Противоправные действия против представителей данной нации жестко наказывались, начиная от довольно внушительного штрафа и заканчивая конфискацией имущества, шедшего в княжескую казну. Любые обвинения в сторону иудеев должны были подтверждаться равным количеством поляков и евреев, что практически полностью выводило их из-под наказания. В свою очередь, при нападении преступников на еврея поляки обязаны были прийти тому на помощь, в противном случае им грозил внушительный штраф.

Разрабатывая данный статус, князь Болеслав как базу использовал перечень привилегий князя Лешко, изданных в 905 году. Чтобы его собственный закон не был отменен потомками, Болеслав Благочестивый утвердил свою грамоту с припиской «На вечные времена» и заставил подписать ее всех своих вассалов. В дальнейшем, в период правления короля Казимира Великого, положения Калишского статуса были распространены на территорию всей Польши, хотя церковь старалась всеми силами противостоять подобному движению. Но, несмотря на серьезное противодействие церкви, светское руководство государства видело перспективы от сотрудничества поляков с евреями и всячески способствовало иудейской колонизации государства. В данном случае интересы польских князей и государства практически полностью совпадали, ведь евреи напрямую подчинялись сначала им, а впоследствии королям, принося в казну солидные доходы.

Спустя 100 лет после варварского татарского нашествия на Европу обрушилась новая напасть. Март 1348 года отметился появлением «черной смерти» – эпидемией чумы. Началась она в Генуе, куда болезнь завезли моряки. Страшный недуг в считанные недели охватил большую часть Западной Европы, после чего попал в Скандинавию и на Британские острова. Во всех местах, где появлялась чумная зараза, начинали массово умирать люди, причем количество жертв в крупных центрах исчислялось десятками и сотнями тысяч.

Как ни парадоксально, но меры противодействия еврейской колонизации стран Европы со стороны католической церкви, во многом поспособствовали тому, что процент иудеев, погибших от болезни, был гораздо меньшим, чем среди европейцев. Согласно требованиям церковников евреи должны были проживать в отдельных кварталах, не посещать мероприятия, организовываемые представителями титульных наций, не принимать пищу за одним столом. Кроме того, уровень личной гигиены, сохранившийся в еврейской среде еще со времен их проживания в Израиле, был значительно выше.

Однако малограмотные европейские обыватели были далеки от понимания данного факта. Они видели другое: евреев умирает гораздо меньше, чем европейцев, поэтому здесь не обходится без злого умысла. Первые слухи о том, что в массовых смертях виноваты евреи, появились спустя 3 месяца после начала эпидемии. Это произошло в Испании, в Барселоне. Подогретая слухами толпа, ринулась в еврейские кварталы, громя дома иудеев и убивая их хозяев. Тогда погибли несколько десятков человек. После этого случая папа Климент VI вынужден был издать указ, в котором отвергалась версия причастности иудеев к массовой гибели людей. Однако на обычных людей он не оказал никакого влияния.

Вскоре в Савойе местный герцог распорядился взять под стражу группу евреев и подвергнуть их пыткам. Один из арестованных, врач Балавиньи, не выдержав истязаний, оговорил себя и нескольких своих «собратьев», сказав, что они составили заговор против европейского населения. Их группа разработала рецепт особой смеси, убивающей исключительно европейцев, а потом полученную отраву начали рассылать своим соплеменникам. Те стали разбрасывать ее по христианским колодцам, отчего люди стали массово умирать. Немедленно во все концы были разосланы гонцы с тревожной вестью, и сразу же повсюду началось истребление евреев.

Практически во всех странах Западной Европы поднялась волна антиеврейских действий. Их убивали, дома разрушали, а бизнес отбирали. Наиболее щадящими действиями были простые изгнания иудеев с мест их постоянного проживания. Среди всей этой вакханалии насилия единственным светлым пятном выглядела Польша, в которой действовал Калишский статус, поэтому погромы имели локальный характер. Выжившие среди эпидемий и погромов евреи потянулись в Польшу. В те годы страной правил Казимир Великий, относившийся к вынужденным переселенцам весьма благосклонно. Беженцы из европейских стран могли свободно расселяться по Польше, получив в ней еще на несколько столетий спокойное убежище.

У евреев даже существует поверье, что само название Польши обозначает место для получения убежища. На иврите название этой страны звучит как «Полин». В то же время, еврейское словосочетание «по лин» дословно переводится, как «здесь живи». Легенда даже гласит, что во времена переселения бегущих от погромов евреев с неба им упала записка с данной надписью, будто бы сам Всевышний указал им дорогу к спасению. Таким образом, евреи и поселились в Польше.

Долинский: Евреев на территории Польши во время Второй мировой войны уничтожили почти полностью

Отношения евреев а предвоенной Польше, Холокост, начало Второй Мировой войны — вот узел проблем, которые приобрели особенное звучание в последние дни в мировом политическом дискурсе. При этом вокруг этих событий и понятий возникло политическое противостояние. Что думает об этом один из официальных представителей еврейского народа в Украине руководитель Украинского еврейского комитета Эдуард Долинский, выясняло издание Украина.ру.

— Эдуард, на прошлой неделе в Умани, где находится могила цадика Нахмана, четверо хасидов попали в больницу после того, как их избила группа украинских граждан.

Что же по вашей информации все-таки произошло в этом городе?

— По информации американского издания «Yeshiva World News», конфликт случился на почве антисемитизма. Но Уманьский горсовет опровергает эту версию и говорит, что там не было ни этнического, ни религиозного компонента, а была драка или, как они говорят, конфликт между охранной фирмой и хасидами.

— А какие причины?

Читать еще:  Философия (200,00 руб.).

— Там не написано. Написано, что причины выясняются. Но точно известно, что в Умани был массовый конфликт, в котором приняли участие десятки людей. В сообщении горсовета написано, что тяжелых повреждений нет.

Это, видимо, означает, что у хасидов, участников конфликта, есть повреждения средней и легкой силы тяжести.

Также говорится, что состоялась встреча между представителями хасидов и СБУ с полицией. В результате решили, что охранять могилу цадика Нахмана будет не охранная фирма, а государственная служба охраны. Теперь государство будет ее охранять. Поэтому я думаю, что там конфликт был серьезным, раз туда из Киева была направлена группа, состоящая из представителей полиции и СБУ.

— А за все время существования традиции паломничества хасидов к могиле цадика Нахмана часто ли украинские националисты устраивали акции против хасидов? По-моему, в защите хасидов в Умани участвовала и израильская полиция.

— Израильская полиция участвует в защите только тогда, когда начинается массовое паломничество. Это происходит на еврейский Новый год. Тогда в Умань съезжаются около 30 тысяч хасидов и даже больше. Обычно это происходит в сентябре. Цадик Нахман завещал своим последователям приходить к нему на могилу на еврейский Новый год.

Несколько месяцев назад в Умани прошла демонстрация местных украинских националистов, которые скандировали антисемитские лозунги. Я даже выставлял видео в социальных сетях.

Пару лет назад был инцидент, когда в синагогу, которая находится на могиле Цадика, подбросили свиную голову.

— В этом месяце в Иерусалиме будут отмечать 75-ю годовщину поминовения жертв Холокоста, которая совпадает с освобождением Освенцима. Считается, что именно на территории Украины началось уничтожение евреев. До этого их просто отправляли в гетто или в концлагерь. Так ли это? Соответствует ли это действительности или нет?

— Холокост начался в нацистской Германии. Его организатором является нацистская Германия. Она и главный исполнитель.

Есть и отличия. Если, например, в Польше немцы устроили лагеря смерти, куда отправляли евреев со всей Европы, то в Украине евреев расстреливали в предварительно вырытых ямах. Вот там и были расстреляны 1,5 миллиона евреев.

— А украинская вспомогательная полиция принимала в этом участие?

— Кто в ней служил?

— Например, украинские националисты из ОУН* (Организации украинских националистов — Ред.) сначала сформировали украинскую милицию летом 1941 года. Она приняла участие также в Холокосте. В августе-сентябре была сформирована украинская вспомогательная полиция, в которую влились те же кадры, что были в той же милиции. И руководство в основном было из членов ОУН*. Причем из обеих фракций — мельниковской и бандеровской.

При наборе в украинскую вспомогательную полицию было обязательное требование, что претендент должен быть украинцем. Однако идеологических требований к нему не предъявляли.

— Как вы оцениваете уровень антисемитизма на Украине. Известно, что в 2019 году, по данным международной организации «Антидиффамационная лига», Украина заняла второе место после Польши, но перед Венгрией по уровню антисемитизма. Так ли это?

— Я доверяю этому исследованию, потому что оно проводилось серьезной авторитетной правозащитной организацией, которой уже больше 100 лет.

— Смотрите, некоторые говорят, что раз президент Украины еврей, главный олигарх еврей, когда-то премьер-министр был евреем, то на Украине нет никакого антисемитизма, да и вообще иначе Зеленский не стал бы президентом. Согласны ли вы с этой точкой зрения?

— Считаю, что эти явления не имеют никакой связи. Нет такой связи между национальностью президента и уровнем антисемитизма в стране. Эти вещи не корреспондируются.
Вон когда был Порошенко, то его все равно называли Вальцманом, евреем, хотя он никакой не Вальцман и не имеет к евреям отношения.

Такую аргументацию используют те, кто хочет понизить значимость результатов подобных исследований.

Тут вопрос в том, как государство реагирует на такой уровень антисемитизма и какие меры предпринимает.

— Насколько мероприятие в Иерусалиме, посвященное Холокосту, будет представительным и авторитетным?

— Такие мероприятия проводятся периодически, каждые 5 лет. Я, например, был в Освенциме еще с Ющенко 10 лет назад. Очень было крутое мероприятие. Очень было много президентов. И сейчас 40 глав государств съезжаются в Иерусалим. Это показывает значимость темы для всего мира и то, что она не ослабевает.

— Россия в свое время подала в ООН проект резолюции о запрете пропаганды нацизма. За него отказываются голосовать только две страны — США и Украина. Как вы это воспринимаете?

— Я отрицательно воспринимаю, хотя тут явная политика. Хотел бы, чтобы Украина также бы голосовала за такую резолюцию.

— Сейчас между Россией и Польшей идет спор по поводу того, были ли в руководстве межвоенной Польши антисемиты и сотрудничали ли ее власти с нацистской Германией. Если вы следите за этой дискуссией, то что вы о ней думаете?

— Если мы говорим о межвоенной Польше, то невозможно отрицать в ней высокий уровень антисемитизма, в том числе и среди членов правительства и на государственном уровне. В Польше были всякие позорные явления: был бойкот еврейского бизнеса, обсуждались антиеврейские законы, которые они хотели принимать, аналогично тому, как это было сделано в Германии, и так далее.

В Польше во время Холокоста погибло 3 миллиона евреев — все, которые там жили. Все абсолютно. Осталось буквально пара тысяч человек.
В живых остались и те, кто смог убежать в СССР. Их отправили на восток страны.

— А обвинения польской стороны России в том, что СССР способствовал уничтожению евреев в 1939 году?

— Я уже высказывал свое мнение. Это абсолютная глупость. Вина за это лежит только на Германии. Только победа СССР и союзников дала возможность сохранению еврейского народа на земле.

*Организация, деятельность которой запрещена на территории РФ

Источники:

http://topwar.ru/166537-evreev-na-madagaskar-kak-polsha-ot-iudeev-izbavljalas.html
http://isralove.org/load/2-1-0-2055
http://ukraina.ru/interview/20200114/1026296996.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector