Покровский собор до и после. Храм Василия Блаженного – история и загадки

Загадки Храма Василия Блаженного: 10 фактов об одном из главных символов столицы

12 июля 1561 года (по старому стилю – 29 июня) на Красной площади был освящен Покровский собор, впоследствии ставший известным как Храм Василия Блаженного. В честь годовщины редакция портала Москва 24 решила рассказать о самых интересных фактах из истории храма, являющегося одним из главных символов столицы.

Фото: портал мэра и правительства Москвы

Полное название храма – Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Состоит из десяти церквей с возвышающейся в центре церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Святыня была построена по указу Ивана Грозного в честь победы над Казанским ханством и присоединения его к Московскому государству.

У Покровского собора были предшественники – отдельные деревянные церкви, которые возводили на Красной площади в ознаменование побед, одержанных во время Казанских походов Грозного. Вскоре они сменились деревянным храмом с семью приделами, а в 1555 году началось возведение каменного собора, которое было завершено в 1561-м.

Четыре из десяти церквей собора (церкви Александра Свирского, Григория Армянского, Киприана и Иустины, Трех Патриархов Константинопольских) посвящены святым, дни поминовения которых совпадали с днями самых важных боев за Казань.

Относительно имен и национальностей архитекторов , работавших над строительством собора, не существует единого мнения. По самой распространенной теории, его возведением руководили русские мастера Барма и Постник, некоторые же считают, что это был итальянский архитектор, он же привнес и ренессансные мотивы в архитектуру собора.

Фото: портал Москва 24/Юлия Иванко

“Народное” название собора – Храм Василия Блаженного – происходит от придела, названного в честь московского святого, умершего незадолго до начала строительства и канонизированного в 1588 году. Мощи блаженного, изначально захороненные у Покровского собора, считались чудотворными. Одновременно с канонизацией святого в 1588 году по указу Федора Ивановича над его гробницей был построен храм, ставший десятым приделом Покровского собора и получивший его имя. В то время церковь была единственной отапливаемой и работала для прихожан круглый год, что лишь способствовало росту народной любви к церкви Василия Блаженного.

Концепция многопридельного собора была признана утверждать государственные притязания Московского государства на статус “Третьего Рима” и воплощать образ святого “града обетованного”. Символическое же значение раскраски куполов до сих пор вызывает споры: по одной из версий, яркие цвета также отсылают к образу Небесного Иерусалима.

Согласно одной из московских городских легенд , Наполеон планировал взорвать храм. То ли потому, что он ему очень понравился, а возможности перевезти его во Францию не было, то ли, напротив, потому, что вид собора казался французу варварским. Но храму повезло: дождь, обрушившийся на столицу, помешал осуществлению этого замысла.

Еще одна история , связанная уже с советской эпохой, также повествует о возможном уничтожении храма. Говорят, в 1930-е годы Лазарь Каганович предложил Сталину модель реконструкции Красной площади, которая освобождала место для масштабных парадов и движения автомобилей. Для наглядности Каганович убрал с макета площади фигурку собора, но в ответ получил категорическое: “Лазарь, поставь на место!”

В настоящее время Покровский собор одновременно находится в распоряжении Русской православной церкви и Государственного исторического музея, являясь его филиалом. Кроме того, храм входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Построенный из кирпича, Покровский собор отличается от большинства православных храмов отсутствием главного фасада ,таким образом, ни одна из сторон храма не является “второстепенной”.

История создания собора Василия Блаженного: загадки храма на Красной площади

Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и считается одним из 7 чудес России. Он был построен по приказу царя Ивана Грозного. Началось возведение храма в 1555 году, а закончилось в 1561 г.

Московский храм Василия Блаженного, наравне с Кремлём, ассоциируется с одним из главных символов столицы. Многовековая история его создания и существования насыщена массой ярких и одновременно таинственных событий и фактов, подробности которых неизвестны и сегодня.

Настоящее название собора

Собор Василия Блаженного в Москве — это всего лишь разговорное название православного храма на Красной площади. Официально этот старинный памятник русской архитектуры называется Собор Покрова Пресвятой Богородицы.

Начало строительства

Возведение храма Василия Блаженного началось в 1555 г. и было приурочено к победе русского войска над татарским ханом, символизируя величие русской архитектурной мысли. Инициатором начала строительства стал царь всея Руси Иоанн IV Грозный. Первый камень храма был заложен в один из крупных православных праздников — Покров Пресвятой Богородицы, потому сегодня его часто называют Храм Покрова Божьей Матери.

Точная дата окончания строительства стала известна после того, как во время реставрации 1957-1961 гг. был найден текст храмозданной летописи, содержащий следующие слова: «Божием благоволением и пресвятыя Богородицы милостию и всех святых молитвами повелением благочестивого царя великого князя Ивана Васильевича всея Руси самодержца и при его благородных чадех при царевице Иване и при царевиче Феодоре по благословению Макария митрополита всея Руси совершена бысть святая сия церковь Покров Пресвятыя Богородицы в лета 7069 месяца июня 29 на память святых и всехвальных верховных апостолов Петра и Павла в честь славу Святыя Троицы».

Читать еще:  Известные российские философы 21 века список. Философия XXI века

Из этой даты историки восстановили дату в нашем исчислении — 29 июня 1561 г.

Версии об архитекторах

Полная история создания собора Василия Блаженного неизвестна. Исторические хроники, сохранившиеся сегодня, не позволяют воссоздать полную картину. Это касается ситуации с архитекторами, так как сегодня известны 3 версии:

  • Имя Постник Яковлев к зодчему прикрепилось из-за того, что тот долго и тщательно постился. Это был один из лучших архитекторов Пскова, работавший перед этим над строительством каменного казанского города.
  • Двое зодчих: Постник и Барма, работавшие объединившись. Согласно старинной легенде, не подтверждённой документально, после того, как царь увидел красоту строения, приказал выколоть создателям глаза. По его мнению, это позволило избежать появления ещё большей архитектурной красоты. Второй вариант, судьбой зодчих стало заключение под стражу. Цель этих действий была идентичной — не допустить создания аналогов.
  • Последний вариант рассматривается как более реалистичный, но не имеет никаких документальных подтверждений. Согласно ему, строительством руководил архитектор, приглашённый для работы над постройкой из Европы. Это может объяснить оригинальный стиль собора, включающий в себя русское и западноевропейское зодчество. Увидеть это можно невооружённым глазом, сравнив на фото архитектуру того века.

Храм в период революции и ВОВ

После Октябрьской Революции 17-го года храм попал под охрану государства, но до 1923 г. пустовал. Когда капитально-восстановительные работы были завершены, строение стало использоваться в качестве филиала Государственного исторического музея. Впоследствии закрывался он только в период ВОВ. В 1929 г. был произведён демонтаж колоколов и запрещено проведение богослужений.

Всё это время судьба существования храма находилась на волоске. В Кремле неоднократно высказывались предположения о том, что его нужно снести:

  • Л. Каганович предоставил Сталину макет Красной площади, в котором собор можно было удалить и увидеть увеличившуюся территорию. В ответ на это предложение Иосиф Виссарионович приказал ему: «Лазарь поставь на место!»
  • Позже, в 1936 г., решение взорвать собор и увеличить ширину дорог в центре разрастающегося города. В этот раз на защиту встал архитектор Барановский, выслав в Кремль телеграмму: «Если решите взрывать храм, взрывайте вместе со мной!»

Возрождение собора Василия Блаженного

Указ Президента РСФСР от 18.11.1991 г. принёс верующим радостную весть. Русская Православная Церковь получила разрешение на осуществление регулярных богослужений. При этом первая служба была проведена ещё до этого, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14.10.1991 г.

Через 10 лет начались крупномасштабные восстановительные работы, продолжавшиеся на протяжении 10 лет. Завершились они лишь к 450-летнему юбилею. Сколько для этого было потрачено денег, точно неизвестно, но высказываются предположения, что сумма находится в районе 390 000 000 руб. За это время был восстановлен не только внешний облик храма, но и экстерьер и интерьер соседних церквей, расположенных по всей ширине Красной Площади.

Сегодня внутри проводятся регулярные службы. В 2008 г. храм попал в семёрку «Чудес света» Российской Федерации. С 2017 г. числится в списках Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ставьте лайки, если статья вам понравилась, подписывайтесь на канал, у нас еще много удивительных фактов. Задавайте вопросы в комментариях и делитесь статьей в соц. сетях.

История Покровского собора (Храма Василия Блаженного). Справка

Сегодня 12 июля Покровский собор, более известный как храм Василия Блаженного, отмечает свое 450-летие. Эта дата не случайна: 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года была освящена центральная Покровская церковь собора.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как храм Василия Блаженного, расположен в южной части Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке. Он построен в середине XVI века по распоряжению царя Ивана IV Грозного в ознаменование покорения Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды – в знак благодарения за одержанную победу.

Что стояло раньше на месте Покровского собора точно не известно. Русские летописи содержат отрывочные и противоречивые сообщения о деревянных и каменных церквях. Это порождало немало догадок, версий и легенд.

По одной из версий, вскоре после возвращения Ивана IV Грозного из Казанского похода 1552 г. на месте будущего храма Покрова на Рву на бровке Москвы-реки, на возвышенности была заложена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с семью приделами.

Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал Ивану Грозному создать здесь каменную церковь. Митрополиту Макарию принадлежала и основная композиционная идея будущего храма.

Первое же достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор. Он простоял немногим более полугода и был разобран перед началом строительства каменного собора весной 1555 г.

Читать еще:  Как православные священники выбирают себе жен. Священник, который не умеет каяться, ничему не научит на исповеди людей

Покровский собор возводили русские зодчие Барма и Постник (есть версия о том, что Постник и Барма – имена одного человека). По легенде, чтобы зодчие не смогли создать нового лучшего творения, царь Иван IV по завершении строительства выдающегося шедевра архитектуры велел их ослепить. Впоследствии была доказана несостоятельность этого вымысла.

Строительство храма велось всего 6 лет и только в теплое время года. В летописи содержится описание “чудесного” обретения мастерами девятого, южного престола, после того, как все сооружение было практически завершено. Однако четкая симметрия, присущая собору, убеждает в том, что у зодчих изначально было представление о композиционном строении будущего храма: предполагалось поставить восемь приделов вокруг центральной девятой церкви. Храм строили из кирпича, а фундамент, цоколь и некоторые элементы декора были выполнены из белого камня.

Уже к осени 1559 г. собор был в основном завершен. В праздник Покрова Богоматери освятили все церкви, за исключением центральной, так как “болшая церковь средняя Покров того году не совершена”.

Освящение Покровской церкви и, соответственно, всего собора произошло 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года. Освящал храм митрополит Макарий.

Каждая церковь собора получила свое посвящение. Восточная церковь была освящена во имя Святой Живоначальной Троицы. Исследователи до сих пор ищут ответ, почему эта церковь получила свое название. Существует несколько гипотез. Известно, что в честь “Святой Живоначальной Троицы” в 1553 г. был основан монастырь в покоренной Казани. Предполагают также, что на месте Покровского собора первоначально стояла деревянная Троицкая церковь, давшая наименование одному из приделов будущего храма.

Четыре боковых придела освящены в честь святых, в дни памяти которых совершались важнейшие события Казанского похода: Киприана и Иустины (2 (15) октября – в этот день завершился штурм Казани), Григория, просветителя Великой Армении (в день его памяти 30 сентября (13 октября) произошел взрыв Арской башни г. Казани), Александра Свирского (в день его памяти 30 августа (12 сентября) была одержана победа над войском царевича Епанчи, спешившего из Крыма на помощь татарам), Трех Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового (поминаемых также 30 августа).

Еще три придела посвящены Николаю Великорецкому, Варлааму Хутынскому и празднику Входа Господня в Иерусалим. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, так как 1(14) октября в день этого праздника, символизировавшего заступничество Матери Божией за христианский род, начался главный штурм Казани. По наименованию центральной церкви и был назван весь собор.

Приставка “на Рву”, встречающаяся в летописных свидетельствах о соборе, связано с тем, что через всю площадь, названную впоследствии Красной, вдоль кремлевской стены c XIV века шел глубокий и широкий оборонительный ров, который был засыпан в 1813 г.

Собор имел необычную архитектурную композицию – 9 самостоятельных храмов были построены на едином основании – подклете – и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, окружающими центральный храм. Снаружи все церкви были окружены первоначально открытой галереей-гульбищем. Центральная церковь завершалась высоким шатром, приделы были перекрыты сводами и увенчаны куполами.

Ансамбль собора дополняла трехшатровая открытая звонница, в арочных пролетах которой висели массивные колокола.

Первоначально Покровский собор венчали 8 больших куполов и маленькая главка над центральным храмом. Чтобы подчеркнуть значимость строительного материала, а также уберечь собор от атмосферных воздействий, все его стены снаружи были расписаны в красно-белых тонах. Роспись имитировала кирпичную кладку. Материал первоначального покрытия куполов остается неизвестен, так как они были утрачены во время опустошительного пожара 1595 г.

В первозданном виде собор просуществовал до 1588 г. Тогда с северо-восточной стороны к нему была пристроена десятая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного, который проводил много времени у строящегося собора и завещал похоронить себя рядом с ним. Известный московский чудотворец умер в 1557 г., а после его канонизации сын царя Ивана IV Грозного, Федор Иоаннович повелел соорудить церковь. В архитектурном отношении она представляла собой самостоятельный бесстолпный храм с отдельным входом.

Место обретения мощей Василия Блаженного обозначили серебряной ракой, которая впоследствии была утеряна во времена Смуты, в начале XVII в. Богослужения в церкви святого вскоре стали ежедневными, а начиная с XVII столетия, имя придела переносится постепенно и на весь собор, становясь его “народным” наименованием: Храм Василия Блаженного.

В конце XVI века появились фигурные главы собора – взамен первоначального сгоревшего покрытия.

В 1672 г. с юго-восточной стороны к собору пристроили одиннадцатую церковь: небольшой храм над могилой Иоанна Блаженного – чтимого московского юродивого, похороненного у собора в 1589 г.

Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения. Деревянные навесы над гульбищем, то и дело сгоравшие при пожарах, заменили кровлей на арочных кирпичных столбах. Над папертью церкви Святого Василия Блаженного пристроили церковь святой Феодосии Девы. Над открытыми ранее белокаменными лестницами, ведущими на верхний ярус собора, появились сводчатые шатровые крыльца, устроенные на так называемых “ползучих” арках.

В этот же период появляется полихромная орнаментальная роспись. Она покрывает вновь выстроенные крыльца, опорные столбы, наружные стены галерей и парапеты гульбищ. Фасады церквей сохраняют в это время роспись, имитирующую кирпичную кладку.

Читать еще:  Огненные кролики прогноз. Кролик — Лев

В 1683 г. весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью. Большие желтые буквы на темно-голубом фоне поливы изразцов сообщали об истории создания храма и его поновлении во второй половине XVII в. Надпись была уничтожена спустя столетие во время очередного ремонта.

В 1680-е гг. перестроили звонницу. На месте открытого сооружения возвели двухъярусную колокольню с открытой верхней площадкой для звона.

В 1737 г. во время грандиозного пожара храм Василия Блаженного сильно пострадал, особенно его южная церковь.

Кардинальные изменения в его программе росписей произошли при ремонте в 1770-1780-е гг. На территорию собора и под его своды перенесли престолы деревянных церквей, снесенных для предотвращения пожаров с Красной площади. Тогда же престол Трех патриархов Константинопольских был переименован во имя Иоанна Милостивого, а церковь Киприана и Иустины стал носить имя святых Адриана и Наталии (первоначальные посвящения церквям были возвращены в 1920-е гг.).

Внутри церкви расписали масляным “сюжетным” письмом с изображением святых и сцен житийного содержания. Масляная роспись поновлялась в 1845-1848 гг. и в конце XIX века. Снаружи стены покрыли росписью, которая имитировала кладку из крупных валунов – “дикий камень”. Были заложены арки подклета (нижний нежилой ярус), в западной части которого разместили жилье для причта (служителей храма). Колокольню объединили пристройкой со зданием собора. Верхнюю часть придела Василия Блаженного (церковь Феодосии Девы) перестроили в ризницу – хранилище церковных ценностей и святынь.

В 1812 г. был отдан приказ французским артиллеристам взорвать собор. Однако он был лишь разграблен войсками Наполеона, но сразу же после войны отремонтирован и освящен. Территория вокруг собора была благоустроена и обнесена ажурной чугунной решеткой, выполненной по проекту известного архитектора О. Бове.

В конце XIX века впервые встала задача возвращения собору первоначального облика. В специально созданную Комиссию по реставрации памятника вошли известные архитекторы, ученые и живописцы, которые определили основные направления исследования и восстановления Покровского собора. Однако отсутствие средств, Октябрьская революция и последующий за ней период разрухи в истории России не позволили осуществить задуманную программу.

В 1918 г. Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 21 мая 1923 года он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 года в церкви Св. Василия Блаженного проводились богослужения.

В 1928 г. Покровский собор стал филиалом Государственного исторического музея и является им и поныне.

В 1920-е гг. на памятнике развернулись широкие научно-реставрационные работы, благодаря которым стало возможным восстановление первоначального облика собора и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI – XVII веков.

С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы. Была восстановлена первоначальная роспись “под кирпич” XVI века снаружи, в церкви Покрова Богоматери и в церкви Александра Свирского.

В 1950-1960-е гг. проводились уникальные реставрационные работы: в интерьере центральной церкви открыли “храмозданную летопись”, в которой древние зодчие указали точную дату завершения строительства собора – 12 июля 1561 года (день равноапостольных Петра и Павла); впервые железные покрытия куполов заменили на медные. Удачный выбор материала способствовал тому, что до сих пор покрытия куполов остаются невредимыми.

В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы, практически полностью состоящие из икон XVI – XVII веков, среди которых есть подлинные шедевры древнерусской школы иконописи (“Троица” XVI в.). Гордостью собрания являются иконы XVI- XVII вв. “Видение пономаря Тарасия”, “Никола Великорецкий в житии”, “Александр Невский в житии”, а также иконы из первоначального иконостаса церкви Покрова Пресвятой Богородицы “Василий Великий” и “Иоанн Златоуст”. В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII – XIX веков. Среди них два иконостаса были перенесены в 1770-е гг. из соборов Московского Кремля (алтарные преграды в церкви Входа Господня в Иерусалим и в центральной церкви).

В 1970-е гг. на внешней обходной галерее под поздними записями была обнаружена фреска XVII века. Найденная живопись послужила основой для воссоздания первоначальной орнаментальной росписи на фасадах собора.

1990-й год стал важной вехой в истории музея: Покровский собор был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. После длительного перерыва в церкви Покрова Пресвятой Богородицы возобновили богослужения. В следующем году собор был утвержден в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской православной церкви.

В 1997 г. в церкви Василия Блаженного, закрытой с конца 1920-х гг., завершилась реставрация интерьера, монументальной и станковой живописи. Церковь введена в экспозицию Покровского собора, и в ней возобновлены богослужения.

В Покровском соборе Русской православной церковью проводятся богослужения: в дни главных престолов (Покрова и святого Василия Блаженного) проходят патриаршие или владычные службы. У раки Святого Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.

В 2001-2011 гг. полностью отреставрированы семь церквей собора, поновлены фасадные росписи, и частично темперная живопись внутренней галереи. В 2007 г. Покровский собор стал номинантом конкурса “Семь чудес России”.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источники:

http://www.m24.ru/articles/kultura/12072018/153277
http://zen.yandex.ru/media/id/5ca6ead92b3ad600b22b8086/5ce54a99d36b3800b425b379
http://ria.ru/20110712/392044436.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: