Покров Пресвятой Богородицы. Смысл, история и традиции

Покров Пресвятой Богородицы: история и смысл праздника

ФОТО : Икона «Покров Пресвятой Богородицы» (Новгород, 1401—1425 годы.

14 октября все православные верующие отмечают праздник Покров. Несмотря на то, что этот праздник даже не является двунадесятым, он, тем не менее, очень значимый и любимый в народе. Как и многие другие праздники, посвященные Царице Небесной. Ведь именно с ней русский народ с древних времен связывал надежды на спасение в таких критических ситуациях, когда казалось, что надеяться уже не на что. Как к последней надежде к ней обращались с молитвой о помощи, когда земля русская нуждалась в защите от врагов. И о поддержке в тяжелых жизненных ситуациях, когда не хватает сил для борьбы с невзгодами. Именно о такой безнадежной, казалось бы, ситуации повествует та история, которой посвящен праздник Покров.

Почему праздник так называется

Полное название праздника – Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. События, которым он посвящен, произошли в Константинополе в 866 году. По преданию, в те времена к городу подступили войска варваров, пришедшие по морю на кораблях. Набеги врагов, будь то сарацины или иные племена, чаще всего заканчивались кровавой резней. Поэтому жители византийской столицы приготовились к смерти. В отчаянии они собрались в стенах храмов, взывая в молитвах о помощи и заступничестве.

И вот в четвертом часу ночи в битком набитом молящимися людьми Влахернском храме произошло чудо. Бывшему там юродивому, который впоследствии остался в истории как преподобный Андрей Константинопольский, явилась идущая, словно по воздуху, Богородица, озаренная небесным светом. Она сошла с небес в храм и некоторое время молилась вместе со всеми людьми, а потом сняла с головы омофор – свой головной покров – и как бы распространила его над всем стоящим народом. Царицу Небесную видел не только юродивый, но и священники, служившие в храме. Но ни один из них не решился сказать о том вслух. Каждый думал, что это ему привиделось.

Фото: Шамуков Руслан/ТАСС

На море в эту ночь начался шторм, и корабли варваров были разметаны далеко по морю, а горожане спасены от неминуемой гибели. Покров Пресвятой Богородицы с тех пор стал символом чудесного избавления от врагов.

Главные уроки Покрова

Как отметить Покров Пресвятой Богородицы и в какие главные уроки он несет современным людям, рассказал в интервью «МИР 24» священник Георгий Кочетков.

– Отец Георгий, почему именно в русской церкви это особо почитаемый праздник?

Священник Георгий Кочетков: Действительно, этот праздник больше знают как русскую традицию, правда, очень древнюю, начатую со времен великого князя Андрея Боголюбского, с середины XII века. Впрочем, что греха таить, с тем и установленную, чтобы возвеличить русскую землю и противопоставить ее другим, что вряд ли было угодно Богу.

Интересно, что в сердце народа смысл этого праздника все-таки был истолкован по-христиански. Он говорит нам о том, что Церковь гасит вражду и несет народам примирение.

«Хвалящийся хвались Господом», – учит нас слово Божье, – а не своими историческими, культурными, национальными или художественными достижениями.

– Почему в народе этот праздник связан с традицией дружеского застолья, уютными вечерами в кругу друзей?

Г. К.: В народной среде Покров Божьей Матери связывали и с окончанием летней страды, свадьбами, первым снегом, и, конечно, с общением, началом вечерних зимних посиделок и беседок по домам, приемом гостей, угощением.

В христианской традиции сам образ Богородицы – это прежде всего образ Церкви, и как прибежища, и как дома земного и небесного, где человек Богу родной, а не чужой, а значит и люди не чужие друг другу. Если ты с Богом живешь, то над тобой есть покров Божий, но ты и сам уже можешь как бы распространить этот покров на других людей, защитить их, позаботиться о них.

– Какие самые важные смыслы несет нам этот праздник?

Г. К.: Можно вспомнить о том, какой драгоценной, лучезарной Жемчужницей оказалась сама Божья Матерь для Христа. Так же и мы оказываемся под непосредственным покровом Божьей Матери тогда, когда ищем силы, которые избавили бы нас от одиночества, от душевного и духовного холода или от старости, когда мы ищем любви. Любви, которая всегда нисходит на нас свыше, и любви, которая является нашим ответом на этот Божий дар.

Покров Божьей Матери и есть символ нашей ответной любви к Богу. Мы не всегда достойно отвечаем на дар Божьей любви к нам. Нашу любовь можно разрушить и отменить, если мы не воинствуем против зла, против греха, если мы не воинствуем за Христа так, как должен воинствовать христианин все той же силой любви. Может быть, из-за исконного двоеверия на нашей земле, из-за того, что языческие и нехристианские влияния слишком часто оказывались очень сильны во всем народе, из стремления преодолеть эту раздвоенность наша земля и наша церковь так усердно и возвеличивают Божью Матерь и праздник Покрова.

Сейчас, особенно после векового разорения церкви и разрушения веры в народе, «покров» над собой люди скорее видят в экономической стабильности, достижениях современной науки, военной мощи государства, благополучной семье – в том, что для человека на самом деле периферийно и менее определяет и его жизнь, и жизнь народа, чем способность к вере, надежде и любви.

И праздник Покрова Пресвятой Богородицы в самой своей глубине дает нам еще одну возможность открыть свое сердце для этих святых качеств.

О празднике Покрова Пресвятой Богородицы

иерей Александр Пикалёв

Отец Александр, расскажите о празднике Покрова Пресвятой Богородицы.

Праздник Покрова Богородицы обязан своим появлениям чудесному событию, которое произошло в 910 году в Константинополе, во время царствования императора Льва Vl Философа, который получил свое прозвание за любовь к книжной мудрости.

Читать еще:  К чему снится, что соседи затопили. К чему снится затопление квартиры водой сверху

Столицу осаждали полчища врагов, в любой момент способных ворваться в город, разрушить, сжечь его. Единственным прибежищем жителей осажденного города стал храм, где люди в молитве просили у Бога спасения от варваров. В то время в храме был и святой юродивый Андрей со своим учеником Епифанием. И вот святой Андрей видит, как Сама Божья Матерь коленопреклоненно молится перед Господом о спасении народа. После чего подходит к Престолу и еще раз помолившись, снимает со Своей головы покрывало и простирает его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Покров в руках Пречистой Матери, окруженной ангелами и сонмом святых, сиял “паче лучей солнечных”, а рядом стояли святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов. Тогда святой Андрей спрашивает у своего ученика Епифания: “Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?”. “Вижу, святой отче, и ужасаюся”, – отвечал ему Епифаний. Так Богородица спасла Константинополь от разорения и гибели людей.

В чем особенность этого праздника в православной традиции?

Особенность, я бы даже сказал, парадоксальность праздника в его «непатриотичности». Сам факт существования этого праздника в русском православном календаре разрушает ложный стереотип о том, что православие это некая национальная вера, национальная традиция… дело в том, что праздник этот неверно связывается с нападением сарацинов на Константинополь. Но Византийские летописи того времени не содержат никакого упоминания о нападении сарацин. Летописи детально раскрывают жизнь Влахернского дворца , отношения императора и патриарха, придворные интриги, предательство некоторых царедворцев, перешедших на сторону арабов (одним из них был тот самый патриций Самон, что мучил св. Василия Нового), благочестие монахов. Нет только нападения врагов на Константинополь. Из крупных военных операций этих лет можно отметить только неудачную попытку византийской армии выбить арабов с Крита и из Сирии.

Но какое событие могло так сильно напугать жителей Константинополя? Ответ может быть следующим: около этого времени в Константинополь прибыло посольство из Киева от правителя Олега («Вещего»), незадолго перед тем совершившего дерзкий грабительский набег на Империю. Свирепые викинги Олега и ведомые ими славяне, опустошительные нашествия которых крепко отметились в памяти греков, были не менее страшны, чем арабы.

В 911 году мирный договор между Русью и Византией был подписан. Мы не знаем, какие события сопровождали переговоры и подписание, но не исключено, что именно общая тревога греков и послужила причиной явления Божией Матери, из которого следовало, что Она предстательствует перед Господом за греческое православное царство.

Несмотря на то, что событие это произошло на Византийской земле, в греческий календарь этот праздник не вошел, но зато был принят и утвержден на Руси, благодаря святому князю Андрею Боголюбскому, сыну Юрия Долгорукого.

Таким образом получается, что в праздник Покрова Русская Православная Церковь празднует среди прочего и поражение славянского (языческого) оружия, оружия наших предков силою Божьей и предстательством Пресвятой Богородицы. Поэтому этот праздник имеет такое большое миссионерское значение. Он говорит о том, что единство в вере стоит выше любых человеческих конфликтов, любых национальных стереотипов и антипатий. Именно понимание этой истины позволило русскому народу в последствии воспринять этот праздник и сделать его частью своей православной традиции.

Почему Православная Церковь так почитает Богородицу?

Потому что все основания для этого почитания изложены в Священном Писании:

«И сказала Мария: «…величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;» (Евангелие от Луки 1 гл.).

Из этого мы видим, что еще до рождения Спасителя было предопределено величие Девы Марии и Ее почитание (ублажение) всеми народами. В 11 главе от Луки мы читаем слова некоей женщины из народа, которая, слыша Божественную мудрость Христа, восклицает: «…блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!»

Кроме того, евангелист Иоанн Богослов свидетельствует о том, что первое Свое чудо, в результате которого ученики уверовали в Спасителя, Христос сотворил именно по просьбе, ходатайству Своей Матери. Поэтому почитание Богородицы как заступницы, ходатаицы за людей укоренено в самой глубине христианской традиции и опыта. Именно чудесам Божией Матери мы обязаны такому количеству Ее чудотворных икон, которые во все времена пользовались почитанием православных христиан, и не только православных. Мы знаем, как чтят католики Казанскую Икону Богородицы, мы знаем о том, что даже мусульмане принимали участие в крестных ходах с Моздокской иконой.

Почему же Богородица в Писании упоминается так редко? Как совместить церковное почитание Божией Матери и скупость евангельского повествования о Ней?

Спор о почитании Богородицы очень давний, и противники Ее почитания в первую очередь ссылаются именно на Евангелие, вернее, на то, что там крайне мало информации о Деве Марии. Но к Евангелию (как и к Церкви) неприменим статистический анализ. Смотреть нужно не на количество строк, а на то, что в них сказано. Безусловно, Священное Писание обладает огромным авторитетом, но ведь оно само порождено Церковью. А Церковь своей двухтысячелетней историей ответила на вопрос, почему христиане почитают Божию Матерь.

Но вернемся к самому евангельскому тексту. Там есть пророчества о почитании Богородицы. Это слова Архангела Гавриила, который приносит Деве Марии весть о том, что Она будет матерью Спасителя. Короткая фраза “Благословенна Ты между женами” (Лк.1:28). Благословенна – означает прославлена. И Архангел произносит это не от себя, он всего лишь посланник Божий. И Богородица, встречаясь со Своей родственницей Елисаветой, прямо говорит, что Бог сделал Ее великой и люди прославят Ее (Лк.1:48-49). Поэтому Церковь всегда отвечала тем, кто, ссылаясь на Евангелие, отказывался почитать Богородицу: тем самым вы отказываетесь исполнять то, к чему призывает христиан Евангелие: почитать Божию Матерь.

Одна из древнейших молитв к Пресвятой Богородице (на церковнославянском):

«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; Благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

Как видим текст древнейшей молитвы по смыслу полностью тождественен тексту Евангелия.

Евангелие прямо говорит о том, что Господь был в повиновении у Иосифа и Марии (Лк.2:51) и даже спорил с религиозными учителями, пытавшимися обойти Божию заповедь: “Почитай отца твоего и мать”. А в самый страшный момент Своего земного служения Спаситель, уже страдая на Кресте, позаботился о том, чтобы Его Мать не оказалась одинокой, поручив заботу о Ней апостолу Иоанну Богослову.

Читать еще:  Все персонажи хвоста феи манга. Персонажи "Фейри Тейл"

А самое главное заключается вот в чем. Человечество ждало Спасителя множество веков. В Ветхом Завете Бог через пророков говорил, что Он войдет в мир через женщину, родившись без участия мужского семени. Но от женщины, которая должна была стать земной Матерью воплотившегося Бога, требовался величайший подвиг. И Дева Мария добровольно и свободно пошла на это. Богородице хватило веры, чтобы не усомниться в Своем предназначении, у Нее было достаточно духовных сил, чтобы не возгордиться, и достаточно смирения, чтобы нести Свой крест. Ведь она с самого начала знала, что земное служение Ее Сына окончится трагически. И как верующий человек, и как Мать Она перенесла немыслимые страдания. А пошла Она на это, потому что хотела спасения всем нам, всему человеческому роду. Как же Церкви не почитать Ту, без подвига Которой стало бы невозможным Боговоплощение – а значит, и наше спасение?

Но ведь не все христиане почитают Богородицу…

Вы, конечно, говорите о протестантах и множестве отколовшихся от них псевдохристианских сект. Причины того резко негативного отношения к двухтысячелетней христианской традиции у сектантов имеют целый ряд причин: от примитивного нигилизма по отношению ко всему церковному, когда уже слова «храм», «церковь», «священник» становятся ругательными, как это бытует у «Свидетелей Иеговы» до неспособности понять, что именно Церковь видит в самом Христе, как она Его воспринимает.
Если мы начнем перечислять православные праздники: Рождество, Пасху, Вознесение, Преображение и т.п., мы заметим одну очень важную особенность: праздники эти посвящены не просто Христу, не просто событиям Его земной жизни, а человеческой плоти Христа. Благовещение – во чреве Богородицы созиждестя человеческое Тело Христа. Кто рождается в Вифлеемском хлеву? ВОПЛОТИВШИЙСЯ Бог!, Что преображается на Фаворе? Человеческое Тело Христа! Что воскресает в третий день в гробнице Иосифа Аримафейского? Человеческая плоть Бога! Что возносится через сорок дней на небо одесную Отца? Новое человеческое естество! По сути, мы празднуем то, что с пришествием Христа в мир нет больше непреодолимой границы между Богом и человеком в силу того, что человеческая природа во всей ее полноте воспринята, усвоена, исцелена и преображена Христом. Бог воплотился, чтобы человек обОжился. В этих словах вся внутренняя сущность христианства.

А воплотился Христос от Девы Марии, воплотился по собственному слову для того, чтобы исполнить закон.

А что гласит закон? «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». (Исх.20:12) Сам Христос чтил Свою Матерь, потому что так велел Божий закон. По Ее ходатайству творил чудеса, благодаря Ее заступлению спас православный Константинополь от варваров. Что в свете этого я могу сказать тем так называемым христианам, которые не чтят Богородицу? Только то, что они игнорируют Священное Писание, историю Церкви и, в конце концов, здравый смысл. А идя еще дальше, когда порочат Божью Матерь, называя ее самой обычной женщиной или утверждая что Христос не единственный Ее Сын, совершают нравственное преступление предусмотренное законом Ветхого Завета: «Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти» (Лев.20:9).

И тем не менее всегда находились люди, воспринимавшие почитание Богородицы как идолопоклонство и при этом называвшие себя христианами. Они, к сожалению, не понимали внутренней сущности Церкви. Православная Церковь – это живые люди, ее можно сравнить с большой семьей. Глава семьи – Христос, а все члены семьи, где бы они ни находились, в каком бы веке они ни жили, через Христа духовно связаны и друг с другом.

В Церкви есть святые. Это люди, которые так сильно стремились к Богу при жизни, что после смерти оказались в особой близости к Нему. И если в обычной семье старшие дети помогают младшим, могут попросить отца за них, то почему это не может происходить в семье церковной? Почему те, кто уже достиг святости, не могут просить Бога за тех, кто находится еще в пути?! Если человек приходит в храм и пишет записку о здравии или упокоении, тем самым прося священника помолиться за него, так почему тот же человек не может обратиться к людям, которые уже находятся рядом с Богом? И чем ближе эти люди к Богу, тем больше надежд мы возлагаем на их заступничество, на их любовь к нам. А ближе всех к Богу – Его Мать. Ее подвиг отличается от подвига святых качественным образом. Любой христианский подвиг связан с самопожертвованием, но в то же время “нет человека, который не согрешил бы”. Поэтому даже величайшие святые не были до конца свободны от человеческой “самости”. Церковь знает только одного человека, который был свободен от себялюбия совершенно, который от начала до конца своей жизни всегда отдавал всего себя Богу, ничего не ожидая взамен. Это – Матерь Божия. Самый совершенный дар Божий человеку – быть матерью, утешенной удивительной связью со своим ребенком, для Богородицы был с самого начала подвигом, от которого, как Она знала, Ей не должно было достаться никакого обычного материнского утешения.

Церковь не обожествляет Богородицу. Она – человек. Но при том Христос назвал Ее матерью, а Она Его – Сыном. Что может быть ближе этого? И, будучи в Таинстве Крещения связанными со Христом, христиане тем самым теснейшим образом духовно связаны с Его Матерью. Это знает любой человек, искренне когда-либо Ей молившийся.

Именно поэтому за помощью к Богородице обращаются намного чаще, чем к другим святым, поэтому Ей посвящено так много храмов, поэтому написано столько Ее икон. Каждая икона – это случай реальной помощи, которую получили люди, обращаясь с молитвой к Божьей Матери. Каждый воздвигнутый в Ее честь храм – это свидетельство того, что люди всегда чувствуют силу Ее любви, которой с избытком хватает для каждого человека.

Какое значение для христиан имеет праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Что такое Покров Пресвятой Богородицы

Слово «покров» относится к мужскому роду и представляет собой верхний, покрывающий что-либо слой. Однако в контексте религиозного торжества «покров» имеет немного другое значение.

Читать еще:  Характеристика 25 лунных суток. Напитки для усиления интуиции

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы припадает на 14 октября

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – ведь именно так правильно называется православный праздник – является символом веры и защиты каждого просящего. Считается, что Дева Мария помогает избавиться страждущим от бед и разочарований, обрести веру в себя и Всевышнего. Покров, который Пресвятая Богородица сняла со Своей головы и расстелила над просящими помощи, несет в себе силу и защиту от всех невзгод.

История празднования

Ежегодно 14 октября православные христиане отмечают Покрова Пресвятой Богородицы. Несмотря на тот факт, что этот праздник не входит в список двунадесятых торжеств церковного календаря, многие верующие и священнослужители считают его наиболее значимым и важным в осенний период.

Возникновение праздника приходится на 910 год. В тот период величественный и могучий Константинополь был захвачен сарацинами. Набеги варваров всегда сопровождались кровавой резней и жестокими истязаниями. Многие жители ждали утро, чтобы проститься со своей бренной жизнью и отправиться в мир иной. Никто не надеялся на чудесное спасение.

Покров несет в себе силу и защиту от всех невзгод

Однажды ночью церковнослужители молились во Влахернском храме города Константинополя. И юродивому Андрею Константинопольскому явилось видение: озаренная небесным светом и окруженная ангелами Дева Мария склонила в молитве колени. Затем Она встала, сняла с головы покрывало и накрыла им молящихся. После этого видения варвары покинули город – Константинополь и его жители были спасены.

Видео «История праздника Покрова Пресвятой Богородицы»

В этом видеосюжете рассказывается об истории появления церковного торжества и отчете его празднования.

Правила богослужения

Церковные песнопения этого праздника наполнены чувством радости и благодарности. В православных храмах читают акафисты и молитвы в честь Пресвятой Богородицы. Обращаться к Деве Марии принято с такими словами:

Особенности празднования

Покрова Пресвятой Богородицы – добрый и веселый православный праздник, который сопровождается многочисленными традициями и обрядами.

Народные обычаи

На Руси придерживались мнения, что в этот день происходит встреча осени и зимы. Поэтому до Покрова нужно было завершить все работы в доме и во дворе. Весь имеющийся скот загоняли в хлев. Важно было предоставить животным столько корма, чтобы они не смогли его съесть за один день. В противном случае год мог выдаться голодным и холодным.

Хозяйки пекли блины и покровский каравай. Прежде чем сесть за стол, нужно было обойти с караваем дом и прочитать молитву к Пресвятой Богоматери. Оставшиеся от сладкого хлеба кусочки и крошки сушили и берегли до Великого поста.

Приметы и сны

Покрова – день, когда просят защиты от несчастья, горя и беды. Молящиеся вопрошают Деву Марию о покровительстве для себя и детей своих.

На Руси смотрели на погоду: если выпало много снега, – значит, будет большое количество свадеб. Снег олицетворял невинность невесты, ее фату или свадебное покрывало. Незамужние девушки спешили в церковь, чтобы поставить свечу и помолиться Пресвятой Деве о даровании счастливой супружеской жизни.

Детей посыпали через сито. Именно таким образом их старались оградить от недугов и злых людей. Считалось, что если сжечь в этот день сухие ветви яблонь, то в доме будет тепло и уютно.

По погоде определяли близость зимы. Если на ветках был иней – осень еще задержится. Ветер с юга знаменовал теплую осень, с востока – холодную. Ветер с запада говорил о скором снеге. Увидеть в небе улетающих журавлей – к морозам.

Особое значение в этот день имели сны. Если незамужняя девушка увидела во сне мужчину, можно ждать скорой встречи с суженным. Поэтому многие барышни, оправляясь спать, просили Господа Бога и Пречистую Деву показать им во сне будущего супруга.

Покров Богородицы – фреска Ферапонтова монастыря

Что нельзя делать

Православный праздник Покрова не имеет каких-то строгих ограничений. Как и во время празднования других важных церковных дат, в этот день не рекомендуется выполнять «грязную» хозяйственную работу: стирать, убирать в доме, подметать пол и выносить мусор. Церковь строго запрещает ругаться и выяснять отношения в этот день. Также нельзя распивать спиртные напитки и есть тяжелую пищу. Если Покрова припадает на среду или пятницу, можно употреблять в пищу блюда из рыбы.

В праздник лучше отказаться от шитья, вышивки, вязания и других видов рукоделия. Однако именно после Покрова девушки в старину устраивали вечерние посиделки с вязанием и вышивкой.

Почему в этот день нельзя одалживать деньги или отказывать сватам? Считается, что, одолжив кому-то деньги на Покрову, потом несколько лет будешь испытывать финансовые трудности. А девушка, которая отказала сватам, еще три года будет ходить в невестах.

Храмы и иконы Покрова Пресвятой Богородицы на Руси

О значимости и важности праздника Пресвятой Богородицы говорит огромное множество возведенных храмов и написанных образов. Так, первые храмы в честь Покрова Богоматери появились на Руси в XII веке. К примеру, в 1165 году Андреем Боголюбским была возведена церковь в честь торжества Пресвятой Девы. Местом для расположения святого храма был выбран живописный холм среди заливного луга возле рек Клязьма и Нерли.

К другим не менее известным храмам Покрова Пресвятой Богородицы можно отнести:

  • деревянный Покровский собор на Рву (нынче Собор Василия Блаженного);
  • храм на территории Покровского монастыря в Суздале;
  • расположенный в Великом Новгороде Зверин монастырь;
  • построенную в 1590-х годах на территории Краснохолмского монастыря церковь Никольского Антониева (Тверская область, поселок Слобода);
  • одноименный храм в деревне Болотово Псковской области;
  • возведенную на Покровской горе в Брянске церковь Пресвятой Богородицы;
  • церковь в честь Богоматери в Рубцове (г. Москва);
  • храм во имя Богородицы в городе Миасс Челябинской области;
  • Покровский собор близ станции метро Павелецкая (г. Москва);
  • ставропигиальный женский монастырь в Москве.

Известны два основных иконографических образа Покрова – это Суздальская и Новгородская Богородицы. На святых ликах Пречистую Деву изображают на фоне Божьего храма или внутри него. Она простирает покрывало над склонившими головы молящимися. Особой силой наделены образы, которые находятся в Ферапонтовом монастыре, в суздальской Зачатьевской церкви, Новгородском храме, Горицком Воскресенском монастыре.

14 октября, в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы, принято вести душевные разговоры. Наполненное добрыми традициями и обрядами торжество вселяет в сердца верующих покой и веру во Всевышние силы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источники:

http://mir24.tv/articles/16381489/pokrov-presvyatoi-bogorodicy-v-chem-smysl-prazdnika
http://azbyka.ru/days/p-o-prazdnike-pokrova-presvjatoj-bogorodicy
http://moimolitvy.ru/info/prazdnik-pokrova-presvyatoy-bogoroditsy-2596/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: