Покро в пресвято й богоро дицы. Покров Пресвятой Богородицы: история праздника

О празднике Покрова Пресвятой Богородицы

иерей Александр Пикалёв

Отец Александр, расскажите о празднике Покрова Пресвятой Богородицы.

Праздник Покрова Богородицы обязан своим появлениям чудесному событию, которое произошло в 910 году в Константинополе, во время царствования императора Льва Vl Философа, который получил свое прозвание за любовь к книжной мудрости.

Столицу осаждали полчища врагов, в любой момент способных ворваться в город, разрушить, сжечь его. Единственным прибежищем жителей осажденного города стал храм, где люди в молитве просили у Бога спасения от варваров. В то время в храме был и святой юродивый Андрей со своим учеником Епифанием. И вот святой Андрей видит, как Сама Божья Матерь коленопреклоненно молится перед Господом о спасении народа. После чего подходит к Престолу и еще раз помолившись, снимает со Своей головы покрывало и простирает его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Покров в руках Пречистой Матери, окруженной ангелами и сонмом святых, сиял «паче лучей солнечных», а рядом стояли святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов. Тогда святой Андрей спрашивает у своего ученика Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?». «Вижу, святой отче, и ужасаюся», – отвечал ему Епифаний. Так Богородица спасла Константинополь от разорения и гибели людей.

В чем особенность этого праздника в православной традиции?

Особенность, я бы даже сказал, парадоксальность праздника в его «непатриотичности». Сам факт существования этого праздника в русском православном календаре разрушает ложный стереотип о том, что православие это некая национальная вера, национальная традиция… дело в том, что праздник этот неверно связывается с нападением сарацинов на Константинополь. Но Византийские летописи того времени не содержат никакого упоминания о нападении сарацин. Летописи детально раскрывают жизнь Влахернского дворца , отношения императора и патриарха, придворные интриги, предательство некоторых царедворцев, перешедших на сторону арабов (одним из них был тот самый патриций Самон, что мучил св. Василия Нового), благочестие монахов. Нет только нападения врагов на Константинополь. Из крупных военных операций этих лет можно отметить только неудачную попытку византийской армии выбить арабов с Крита и из Сирии.

Но какое событие могло так сильно напугать жителей Константинополя? Ответ может быть следующим: около этого времени в Константинополь прибыло посольство из Киева от правителя Олега («Вещего»), незадолго перед тем совершившего дерзкий грабительский набег на Империю. Свирепые викинги Олега и ведомые ими славяне, опустошительные нашествия которых крепко отметились в памяти греков, были не менее страшны, чем арабы.

В 911 году мирный договор между Русью и Византией был подписан. Мы не знаем, какие события сопровождали переговоры и подписание, но не исключено, что именно общая тревога греков и послужила причиной явления Божией Матери, из которого следовало, что Она предстательствует перед Господом за греческое православное царство.

Несмотря на то, что событие это произошло на Византийской земле, в греческий календарь этот праздник не вошел, но зато был принят и утвержден на Руси, благодаря святому князю Андрею Боголюбскому, сыну Юрия Долгорукого.

Таким образом получается, что в праздник Покрова Русская Православная Церковь празднует среди прочего и поражение славянского (языческого) оружия, оружия наших предков силою Божьей и предстательством Пресвятой Богородицы. Поэтому этот праздник имеет такое большое миссионерское значение. Он говорит о том, что единство в вере стоит выше любых человеческих конфликтов, любых национальных стереотипов и антипатий. Именно понимание этой истины позволило русскому народу в последствии воспринять этот праздник и сделать его частью своей православной традиции.

Почему Православная Церковь так почитает Богородицу?

Потому что все основания для этого почитания изложены в Священном Писании:

«И сказала Мария: «…величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;» (Евангелие от Луки 1 гл.).

Из этого мы видим, что еще до рождения Спасителя было предопределено величие Девы Марии и Ее почитание (ублажение) всеми народами. В 11 главе от Луки мы читаем слова некоей женщины из народа, которая, слыша Божественную мудрость Христа, восклицает: «…блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!»

Кроме того, евангелист Иоанн Богослов свидетельствует о том, что первое Свое чудо, в результате которого ученики уверовали в Спасителя, Христос сотворил именно по просьбе, ходатайству Своей Матери. Поэтому почитание Богородицы как заступницы, ходатаицы за людей укоренено в самой глубине христианской традиции и опыта. Именно чудесам Божией Матери мы обязаны такому количеству Ее чудотворных икон, которые во все времена пользовались почитанием православных христиан, и не только православных. Мы знаем, как чтят католики Казанскую Икону Богородицы, мы знаем о том, что даже мусульмане принимали участие в крестных ходах с Моздокской иконой.

Почему же Богородица в Писании упоминается так редко? Как совместить церковное почитание Божией Матери и скупость евангельского повествования о Ней?

Спор о почитании Богородицы очень давний, и противники Ее почитания в первую очередь ссылаются именно на Евангелие, вернее, на то, что там крайне мало информации о Деве Марии. Но к Евангелию (как и к Церкви) неприменим статистический анализ. Смотреть нужно не на количество строк, а на то, что в них сказано. Безусловно, Священное Писание обладает огромным авторитетом, но ведь оно само порождено Церковью. А Церковь своей двухтысячелетней историей ответила на вопрос, почему христиане почитают Божию Матерь.

Но вернемся к самому евангельскому тексту. Там есть пророчества о почитании Богородицы. Это слова Архангела Гавриила, который приносит Деве Марии весть о том, что Она будет матерью Спасителя. Короткая фраза «Благословенна Ты между женами» (Лк.1:28). Благословенна – означает прославлена. И Архангел произносит это не от себя, он всего лишь посланник Божий. И Богородица, встречаясь со Своей родственницей Елисаветой, прямо говорит, что Бог сделал Ее великой и люди прославят Ее (Лк.1:48-49). Поэтому Церковь всегда отвечала тем, кто, ссылаясь на Евангелие, отказывался почитать Богородицу: тем самым вы отказываетесь исполнять то, к чему призывает христиан Евангелие: почитать Божию Матерь.

Одна из древнейших молитв к Пресвятой Богородице (на церковнославянском):

«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; Благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

Как видим текст древнейшей молитвы по смыслу полностью тождественен тексту Евангелия.

Евангелие прямо говорит о том, что Господь был в повиновении у Иосифа и Марии (Лк.2:51) и даже спорил с религиозными учителями, пытавшимися обойти Божию заповедь: «Почитай отца твоего и мать». А в самый страшный момент Своего земного служения Спаситель, уже страдая на Кресте, позаботился о том, чтобы Его Мать не оказалась одинокой, поручив заботу о Ней апостолу Иоанну Богослову.

Читать еще:  Святой евстафий в чем помогает. Святой евстафий плакида

А самое главное заключается вот в чем. Человечество ждало Спасителя множество веков. В Ветхом Завете Бог через пророков говорил, что Он войдет в мир через женщину, родившись без участия мужского семени. Но от женщины, которая должна была стать земной Матерью воплотившегося Бога, требовался величайший подвиг. И Дева Мария добровольно и свободно пошла на это. Богородице хватило веры, чтобы не усомниться в Своем предназначении, у Нее было достаточно духовных сил, чтобы не возгордиться, и достаточно смирения, чтобы нести Свой крест. Ведь она с самого начала знала, что земное служение Ее Сына окончится трагически. И как верующий человек, и как Мать Она перенесла немыслимые страдания. А пошла Она на это, потому что хотела спасения всем нам, всему человеческому роду. Как же Церкви не почитать Ту, без подвига Которой стало бы невозможным Боговоплощение – а значит, и наше спасение?

Но ведь не все христиане почитают Богородицу…

Вы, конечно, говорите о протестантах и множестве отколовшихся от них псевдохристианских сект. Причины того резко негативного отношения к двухтысячелетней христианской традиции у сектантов имеют целый ряд причин: от примитивного нигилизма по отношению ко всему церковному, когда уже слова «храм», «церковь», «священник» становятся ругательными, как это бытует у «Свидетелей Иеговы» до неспособности понять, что именно Церковь видит в самом Христе, как она Его воспринимает.
Если мы начнем перечислять православные праздники: Рождество, Пасху, Вознесение, Преображение и т.п., мы заметим одну очень важную особенность: праздники эти посвящены не просто Христу, не просто событиям Его земной жизни, а человеческой плоти Христа. Благовещение – во чреве Богородицы созиждестя человеческое Тело Христа. Кто рождается в Вифлеемском хлеву? ВОПЛОТИВШИЙСЯ Бог!, Что преображается на Фаворе? Человеческое Тело Христа! Что воскресает в третий день в гробнице Иосифа Аримафейского? Человеческая плоть Бога! Что возносится через сорок дней на небо одесную Отца? Новое человеческое естество! По сути, мы празднуем то, что с пришествием Христа в мир нет больше непреодолимой границы между Богом и человеком в силу того, что человеческая природа во всей ее полноте воспринята, усвоена, исцелена и преображена Христом. Бог воплотился, чтобы человек обОжился. В этих словах вся внутренняя сущность христианства.

А воплотился Христос от Девы Марии, воплотился по собственному слову для того, чтобы исполнить закон.

А что гласит закон? «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». (Исх.20:12) Сам Христос чтил Свою Матерь, потому что так велел Божий закон. По Ее ходатайству творил чудеса, благодаря Ее заступлению спас православный Константинополь от варваров. Что в свете этого я могу сказать тем так называемым христианам, которые не чтят Богородицу? Только то, что они игнорируют Священное Писание, историю Церкви и, в конце концов, здравый смысл. А идя еще дальше, когда порочат Божью Матерь, называя ее самой обычной женщиной или утверждая что Христос не единственный Ее Сын, совершают нравственное преступление предусмотренное законом Ветхого Завета: «Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти» (Лев.20:9).

И тем не менее всегда находились люди, воспринимавшие почитание Богородицы как идолопоклонство и при этом называвшие себя христианами. Они, к сожалению, не понимали внутренней сущности Церкви. Православная Церковь – это живые люди, ее можно сравнить с большой семьей. Глава семьи – Христос, а все члены семьи, где бы они ни находились, в каком бы веке они ни жили, через Христа духовно связаны и друг с другом.

В Церкви есть святые. Это люди, которые так сильно стремились к Богу при жизни, что после смерти оказались в особой близости к Нему. И если в обычной семье старшие дети помогают младшим, могут попросить отца за них, то почему это не может происходить в семье церковной? Почему те, кто уже достиг святости, не могут просить Бога за тех, кто находится еще в пути?! Если человек приходит в храм и пишет записку о здравии или упокоении, тем самым прося священника помолиться за него, так почему тот же человек не может обратиться к людям, которые уже находятся рядом с Богом? И чем ближе эти люди к Богу, тем больше надежд мы возлагаем на их заступничество, на их любовь к нам. А ближе всех к Богу – Его Мать. Ее подвиг отличается от подвига святых качественным образом. Любой христианский подвиг связан с самопожертвованием, но в то же время «нет человека, который не согрешил бы». Поэтому даже величайшие святые не были до конца свободны от человеческой «самости». Церковь знает только одного человека, который был свободен от себялюбия совершенно, который от начала до конца своей жизни всегда отдавал всего себя Богу, ничего не ожидая взамен. Это – Матерь Божия. Самый совершенный дар Божий человеку – быть матерью, утешенной удивительной связью со своим ребенком, для Богородицы был с самого начала подвигом, от которого, как Она знала, Ей не должно было достаться никакого обычного материнского утешения.

Церковь не обожествляет Богородицу. Она – человек. Но при том Христос назвал Ее матерью, а Она Его – Сыном. Что может быть ближе этого? И, будучи в Таинстве Крещения связанными со Христом, христиане тем самым теснейшим образом духовно связаны с Его Матерью. Это знает любой человек, искренне когда-либо Ей молившийся.

Именно поэтому за помощью к Богородице обращаются намного чаще, чем к другим святым, поэтому Ей посвящено так много храмов, поэтому написано столько Ее икон. Каждая икона – это случай реальной помощи, которую получили люди, обращаясь с молитвой к Божьей Матери. Каждый воздвигнутый в Ее честь храм – это свидетельство того, что люди всегда чувствуют силу Ее любви, которой с избытком хватает для каждого человека.

Поражение, ставшее праздником

Пастыри о Покрове Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы – один из самых любимых и… парадоксальных праздников для русского народа. Парадокс в том, что, по одной из версий, в этот день более 1000 лет назад именно наши предки напали на Константинополь и захватили бы его, если бы не заступничество Божией Матери. О смысле и значении этого «праздника поражения» рассуждают священники Артемий Владимиров, Димитрий Шишкин, Николай Булгаков и Валерий Духанин.

– В церковной жизни многое хоть и очевидно, но таинственно, необъяснимо вполне, поскольку неисследимы пути Господа (Рим. 11: 33). Вот и праздник Покрова Пресвятой Богородицы преимущественно стал праздником русским, хотя события, связанные с ним, и произошли в далеком X веке в благословенной Элладе. Тогда блаженный Андрей и ученик его Епифаний во Влахернском храме увидели Матерь Божию, распростершую Свой покров над молящимся народом. По некоторым свидетельствам, это событие было связано с осадой Константинополя нашими предками – славянами (тогда еще язычниками). Примечательно, что и сам блаженный Андрей был тоже родом из славян, но уже иной, «новый человек» – христианин и как бы символизировал собой скорую перемену, должную случиться с нашим народом в таинстве святого крещения.

Примечательны и другие детали. Так, Пресвятой Владычице предстояли в молитве святой Креститель Спасов Иоанн и апостол Иоанн Богослов, и мы знаем, что имя Иоанн, наверное, можно назвать самым русским из всех. Почему так сложилось? Мы не задумываемся об этом, принимаем как данность, но ведь в этом тоже есть какая-то очевидная тайна Промысла Божия.

Надо помнить, что Бог кого любит, того наказывает, как любимого сына, в которого верит и потому особенно ревностно следит за его воспитанием.

Читать еще:  Когда будет 29 лунный день. Старинный русский молитвенный обряд

Примечательно и то, что покров Свой Богородица распростерла над народом, находящимся в крайней опасности, в тревоге и скорби, и молитва этого народа, надо полагать, была исполнена особых покаянных чувств и сокрушения, была особенно горячей и искренней, как это и бывает в минуты опасности. И если мы посмотрим на историю Руси, то увидим, сколько скорбей, бед и напастей перенес наш народ за всю свою историю и даже доныне. Но здесь надо вспомнить, что Бог кого любит, того наказывает (Евр. 12: 6), как любимого сына, в которого верит и потому особенно строго и ревностно следит за его воспитанием. А Покров Божией Матери как раз и является свидетельством того, что все наши беды, пусть и случающиеся иногда от нашей строптивости и буйства, – всё же есть знак того, что Бог не оставляет нас, подвигает к покаянию, направляет на пути правды. И Матерь Божия, ходатайствующая о нас, простершая над нами Покров Своей благости, – верная благовестница того, что гнев Божий скоро готов смениться на милость в случае искреннего и действенного нашего покаяния.

Через два с половиной века после явления Божией Матери во Влахернском храме наш русский князь – Андрей Боголюбский – изумился, что такое замечательное событие никак не отражено в русской богослужебной традиции. И во многом благодаря его попечению и ходатайству праздник Покрова Пресвятой Богородицы был установлен на Руси, быстро вошел в обиход и с тех пор считается одним из самых любимых и почитаемых праздников.

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»

– Предание сообщает, что историческим основанием для осеннего русского празднества Покрова Пресвятой Богородицы стала гибель в водах Босфора славянских стругов, целая флотилия которых окружила Константинополь с враждебными намерениями. Ромеи тогда увидели во внезапно разыгравшейся буре заступление Царицы Небесной в ответ на их мольбу об избавлении от страшной напасти.

Почему же это событие, приведшее ко крещению князей-язычников, осталось в памяти только русского народа? Ведь наши пращуры потерпели тогда полное поражение!

Современному городскому человеку с трудом дается понимание спасительного смирения, которое есть не что иное, как признание своей совершенной немощи пред Богом, соединенное с мольбой о помиловании.

Воинственное славянство склонило главу перед неодолимой мощью Вселенского Православия

В этом-то и проявилось величие и благородство русского духа! Воинственное славянство склонило главу перед неодолимой мощью Вселенского Православия, познав крепкую руку Божию в постигшем русов несчастье.

Замечательно, что не только просвещенные истинной верой греки, но и наши предки, «пребывавшие во тьме и сени смертной», познали в происшедшем непосредственное заступничество Матери Божией, что является неоспоримым свидетельством их мистической интуиции и предызбранности Провидением к особой исторической миссии.

Таков был и еврейский Савл, ставший великим апостолом язычников после дарованного ему откровения свыше.

Наши читатели, конечно же, помнят, что опыт есть «сын ошибок трудных»… Пусть же будет трижды благословенна стратегическая «ошибка» древних славян, обращенная Промыслом Божиим к столь благим для нас последствиям! Плод этой «ошибки» – всерадостный осенний праздник Покрова, подтверждающий непреложную библейскую истину: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

«Покров Божией Матери – это альфа и омега нашей истории»

Священник Николай Булгаков, настоятель храма Державной иконы Божией Матери в пос. Кратово в Подмосковье:

Молодежь должна знать: никого Матерь Божия не покрывала с такой материнской заботой, как покрывала и покрывает наш народ, нашу страну.

Никому в мире Матерь Божия не оказывала столько благодеяний, никого столько раз не спасала от неминуемой гибели, ни на чьей земле не явила столько Своих чудотворных икон – иными словами, никого не покрывала с такой материнской заботой, как покрывала и покрывает наш народ, нашу страну, издревле именуемую Домом Богородицы.

С самого начала, когда наши предки убедились в том, что Матерь Божия имеет державу непобедимую, они проявили смирение, не пошли против рожна, Русь крестилась – и дальше уже многочастне и многобразне Заступница Усердная нас спасала, так что сегодня мы твердо знаем и исповедуем: если бы не Ее Покров, то нас уже давно бы просто не было. Как же нам не праздновать этот праздник как один из самых главных, самых любимых наших праздников?!

Покров Божией Матери – это альфа и омега нашей истории. Это то главное, что нужно знать нашей молодежи о своей Родине. Нам нужно знать это, чтобы правильно понимать все наши прошедшие события и чтобы понимать, на что прежде всего уповать в будущем: в чем наша главная сила, наша главная опора.

Не случайно именно на нашу землю в день Покрова Божией Матери часто выпадает первый снег – само небо говорит об особой связи этого праздника с нашей северной страной. И еще о том, что Своим Покровом Пречистая отвечает прежде всего на белоснежную чистоту наших мыслей и чувств.

Почему Матерь Божия возлюбила наш народ, нашу страну? Почему избрала ее Своим Уделом? Может, потому, что так же, как снежный покров покрывает всю землю целиком, так в России, как нигде, со свойственной нам доверчивостью и прямотой жизнь христианская понималась всегда как жизнь по правде Божией вся, целиком: и в избе, и в поле, и в школе, и в армии, и даже для заключения сделки нашим предкам достаточно было всего лишь целования креста?

Одно мы знаем точно: нам нужно с не престающим удивлением и трепетом каждый раз в этот день благодарить Царицу Небесную за все Ее милости, дарованные всем прошлым нашим поколениям, – с не меньшим трепетом ожидая от Нее того, что Она не отнимет Своего Покрова от нас и впредь.

«Праздник Покрова переживается и ощущается сердцем как отношения любящей мамы с родными детьми»

Священник Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:

Мой духовник, архимандрит Илия (Рейзмир), рассказывал случай, как окормлявшаяся у него девушка Лидия заболела раком груди. Операции не помогли, она пришла уже в полное отчаяние и, находясь в палате одна, стала молиться: «Господи, я же верующая, почему я так страдаю?» В этот момент ей явилась Сама Божия Матерь, как Ее изображают на Казанской иконе, Она сказала: «Лидия, почему ты отчаиваешься? Ты не оставлена». Хотя врачи выписали Лидию домой как безнадежную, буквально через несколько дней после исповеди, Причащения Святых Таин и соборования она совершенно исцелилась. Вот так Божия Матерь не оставляет нас, Она знает человеческое горе и всегда ходатайствует за тех, кто от сердца, искренне просит.

Ее Покров – это молитвенная забота о нас, это благодать Божия, которой Она готова защитить нас всегда.

Вообще смысл праздника Покрова нельзя объяснить рационально, рассудочно, он переживается и ощущается сердцем – вот как отношения заботливой, любящей мамы с родными детьми. Мама поднимется ночью, чтобы проверить свое дитя, и если ребенок болеет, то мама не пожалеет себя и не успокоится, пока не примет все меры, чтобы ребенок выздоровел. И вот как дети открывают маме свои детские горести, переживания и желания, так и мы можем открыть Пресвятой Деве все свои беды, и только к Ней мы можем обратиться тогда, когда обращаться больше не к кому. И Она нас покроет, Ее Покров – это молитвенная забота о нас, это благодать Божия, данная Святой Деве как самому близкому к Богу человеку, и этой благодатью Она готова защитить нас всегда.

Читать еще:  Нэцкэ в японской культуре. Значение нецке

Русь всегда чтила святых, особенно близких простому народу: Николая Угодника, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Матрону Московскую. Но ближе всех – Божия Матерь. На Руси это всегда было неформализованное, сердечное почитание, как отношение к родной маме, к которой можно обратиться в любой беде. Да и сама Россия всегда была под Покровом Божией Матери. Вот почему в каждом православном доме в России среди икон особое место уделяется образу Богоматери.

Да, есть разные предания о бывшем событии в Константинополе, когда во Влахернском храме явилась Пресвятая Дева и простерла покров над молящимися. Имеются предположения, что византийская столица была осаждена нашими предками, так что византийцы избавились от них только заступничеством Божией Матери. Но Русь в то время еще не просветилась верой Христовой, и если бы нашим предкам было попущено захватить Константинополь, город был бы разорен, а многие люди убиты. Пресвятая Дева не дозволила пролить кровь невинных людей. Язычникам не дали разорить христиан, зато впоследствии их самих привели к славе веры Христовой, наверное, тоже по молитвам Божией Матери. В Крещении мы обрели близость Деве Марии и потому воспринимаем праздник Покрова как свидетельство Ее любви к молящимся, невзирая ни на какие военно-политические обстоятельства прошлого.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Праздник Покров Пресвятой Богородицы, история, что означает

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Великое церковное празднование Покрова Пресвятой Богородицы издавна отмечается верующими людьми во всём мире. Его любят и почитают. Оно – символ веры и защиты. Ведь именно Пречистая помогает избавиться от многих бед и защищает каждого просящего.

Этот день отмечен в православном календаре 14 октября. Это своеобразная граница между осенью и зимой, поэтому он таит в себе множество традиций, обрядов и примет, которые неукоснительно выполняются и сегодня. Далее вы узнаете, что означает праздник Покров Пресвятой Богородицы, его историю, традиции и приметы.

Праздник Покров Пресвятой Богородицы, история праздника

Своими корнями история праздника уходит в далёкое прошлое. В 910 году величественный на то время Константинополь захватили сарацины. Уже никто не надеялся на чудо. Накануне 14 октября (по старому стилю 1 октября) жители города, потеряв всякую надежду на спасение, собрались в храме. Люди начали неустанно молиться – и вдруг увидели Заступницу, которая направлялась к ним в окружении ангелов.

Это было настоящим чудом! Она подошла к присутствующим, опустилась на колени и начала молиться со всеми. Потом сняла с со своей головы покров, раскинула его над людьми, защищая таким образом их от врагов. После этого вражеские силы отступили от стен города – и он был спасён.

Что такое покров Пресвятой Богородицы

В том же храме хранилась православная одежда Девы Марии:

Её и называли покровом (от слова “покрывать”). Она имела поистине волшебное действие и могла помочь любому, кто верует.

По давнему преданию покров Пресвятой Богородицы излучал свет, который был ярче самого солнца, а люди, находившиеся в храме в тот день, одновременно почувствовали благодать и покой. И именно с того дня верующие люди стали обращаться за помощью к Ней в любом несчастье, потому что верили, что так Она “закроет” их от всех бед.

Покров Пресвятой Богородицы, когда отмечают

С тех самых пор покров Царицы Небесной, её православная одежда, стали священными, а люди, запомнив этот великий день, стали отмечать его как святой праздник. На протяжении многих лет своей истории он собрал огромное количество самых разных традиций, которые близки людям разных полов, социальных статусов и профессий.

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Что за праздник Покров Пресвятой Богородицы и его традиции

В народном календаре это действо символизировало начало зимы. Часто именно в этот день уже выпадал первый снег. Существовал ряд традиций, которые выполняли все и в срок, а именно:

  • в этот же день первых холодов пекли блины, что было знаком “утепления” дома. По погоде и улетающим в тёплые края птицам предполагали, какой будет зима;
  • для сельского хозяйства этот день – начало зимнего сезона. Люди запасались кормом для скота и закрывали пасеку. Животных уже не выгоняли на пастбища и кормили последним снопом овса, который по традиции не обмолачивали и оставляли в доме после жатвы.
  • крестьяне начинали утеплять свои избы. В этот же день принято было начинать топить в доме, чтоб благодатное тепло Покрова пришло в жилища и сердца людей;
  • к этому дню завершались полевые работы, и многие мужчины уходили на заработки;
  • начинались осенние ярмарки, процветала всякая торговля.
  • к 14 октября все старались навести лад в домах и приготовить много угощений из нового урожая;
  • также люди верили, что именно в этот день можно защитить детей от всякой простуды: для этого осуществляли обряд обливания водой сквозь решето на пороге дома.

Что делать на Покров Пресвятой Богородицы

В истории народных традиций праздник всегда ассоциировался с началом свадеб. И даже первый снег, который часто выпадал в этот день, был символом белой подвенечной фаты.

Была даже такая примета: чем больше снега выпадет в этот день, тем больше свадеб будет в наступающем году. Все незамужние девушки в этот праздник шли в церковь и просили Пресвятую Богородицу дать хорошего жениха. При этом каждая старалась выглядеть красивее остальных. А само празднование нужно было провести весело и ярко, чтоб весь год был таким же насыщенным.

Сны на Покров Пресвятой Богородицы

Особое значение в этот праздник имеют сны. Они также в большинстве случаев были связаны с предстоящей свадьбой. Чтобы увидеть своего любимого хоть на мгновение, девушки ужинали, съедая только пять солёных вареников, потом сразу же засыпали, но перед этим просили суженного принести воды. Кто появлялся во сне с водой, тот и жених.

В праздничную ночь будущая невеста, ложась спать, говорила: “Покрой землю снежком, а меня – женишком”. Потом погружалась в сон, при этом ни с кем не разговаривая. Если суженый приходил во сне, значит свадьба совсем скоро, а если нет – нужно ещё подождать.

Из года в год он дарует людям надежду, защищает от напастей и бед, помогает справиться с врагами как внешними, так и внутренними. Чаще всего в своих молитвах люди обращаются именно к Пречистой, потому что её сила велика и необычайна, потому что она – тоже человек, который спускается с небес, а значит, знает все людские напасти и тяготы. Ведь не зря Её появление всегда сравнивают с настоящим чудом, а людям так свойственно верить в чудеса.

Пусть этот прекрасный осенний день станет для каждого не просто красивой сказкой, полной народных традиций и обрядов, но и внесёт в сердце долгожданное спокойствие, подарит то вечное, что нельзя отнять ни у одного человека – веру. Добро и мир несёт людям величественная Покрова, озаряя землю и спасая души.

Источники:

http://azbyka.ru/days/p-o-prazdnike-pokrova-presvjatoj-bogorodicy
http://pravoslavie.ru/74301.html
http://ikona-i-molitva.info/prazdnik-pokrov-presvyatoj-bogorodicy-istoriya-chto-oznachaet/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector