Покайтесь ибо приблизилось. ” Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ” Начало Великого поста

Поучение на слова Христа Спасителя «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Евангелие от Матфея, гл. 4, ст. 17)

Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17). Грехи удаляют человека от Бога, Источника жизни, и ввергают в смерть. Чтобы приблизиться к Богу, нужно искреннее покаяние. Бог Сам ищет удалившегося человека. Сам оставляет небо и приходит на землю, делается человеком, вступает в ближайшее общение с ним, беседует, освящает воды Своим Крещением, дарует баню пакибытия [Таинство Крещения], установив тайную вечерю — Причащение Тела и Крови, низводит благодать Духа Святого на верующих, дарует покаяние, разрешение [отпущение] грехов, освящение, обновление, утверждение, сыноположение и обóжение. Чего еще Он не дал? Все, все с избытком дал. Как пользуются люди средствами спасения? Попирают их, как свиньи бисер (см. Мф. 7, 6). Но строго взыщется с неверующих, неблагодарных, гордых и злонравных.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Покайтесь и веруйте в Евангелие! Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мк. 1,15; Мф. 4, 17). Таковы были первые слова проповеди Богочеловека. Эти же слова доселе произносит Он нам при посредстве Евангелия.

Когда грех наиболее усилился в мире, ниcшел всесильный Врач в мир. Он ниcшел в страну изгнания, в страну томлений и страданий наших, предшествующих вечному мучению в аде, благовествует избавление, отраду, исцеление всем человекам, без всякого изъятия. Покайтесь!

Сила покаяния основана на силе Божией: Врач всемогущ, и врачевство, подаваемое Им, всемогуще.

Тогда, во время проповеди Своей на земле, Господь призывал к исцелению всех болезнующих грехом, не признал никакого греха неисцелимым. И теперь Он продолжает призывать всех, обещает и дарует прощение всякого греха, исцеление всякого греховного недуга.

О, странники земные! О, вы все, стремящиеся или влекущиеся по широкому пути при неумолкающем шуме земных попечений, развлечений и увеселений, по цветам, перемешанным с колючим тернием, спешащие по этому пути к концу, всем известному и всеми забываемому — к мрачному гробу, к еще более мрачной и страшной вечности, остановитесь!

Отряхните обаяние мира, постоянно содержащее вас в плену! Прислушайтесь к тому, что возвещает вам Спаситель, обратите должное внимание на слова Его! Покайтесь и веруйте в Евангелие, — говорит Он вам, — покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мк. 1, 15; Мф. 4, 17).

Крайне нужно вам, земные странники, обратить полное внимание на это существенно полезное, спасительное увещание: иначе вы достигните гроба, достигнете порога и врат вечности, не стяжав никакого правильного понятия ни о вечности, ни об обязанностях вступающего в нее, приготовив себе в ней одни справедливые казни за ваши грехи. Тягчайший из грехов — невнимание к словам Спасителя, пренебрежение Спасителем. Покайтесь!

Покайтесь! Что значит покаяться? Значит сознаться, раскаяться в грехах своих, оставить грехи свои, — отвечал некоторый великий святой отец на такой вопрос, — и уже более не возвращаться к ним [Пимен Великий. Патерик скитский]. Таким образом многие грешники претворились в святых, многие беззаконники в праведников.

Покайтесь! Отвергните от себя не только явные грехи — убийство, грабительство, блуд, клевету, ложь, — но и пагубные развлечения, и наслаждения плотские, и мечтания преступные, и помышления беззаконные — все, все, воспрещаемое Евангелием. Прежнюю и греховную жизнь омойте слезами искреннего раскаяния.

Не скажи сам себе в унынии и расслаблении душевном: «Я впал в тяжкие грехи, я стяжал долговременной греховной жизнью греховные навыки: они обратились от времени как бы в природные свойства, сделали для меня покаяние невозможным». Эти мрачные мысли внушает тебе враг твой, еще не примечаемый и не понимаемый тобой [Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 2], он знает могущество покаяния, он боится, чтобы покаяние не исторгло тебя из его власти, и старается отвлечь тебя от покаяния, приписывая Божию всемогущему врачевству немощь.

Установитель покаяния — Творец твой, создавший тебя из ничего. Тем легче Он может воссоздать тебя, претворить твое сердце: сделать сердце боголюбивое из сердца грехолюбивого, сделать сердце чистое, духовное, святое из сердца чувственного, плотского, злонамеренного, сладострастного.

Грешники! Ободримся. Для нас, именно для нас Господь совершил великое дело своего вочеловечения, на наши болезни призрел Он с непостижимой милостью. Перестанем колебаться! Перестанем унывать и сомневаться! Исполненные веры, усердия и благодарности, приступим к покаянию: посредством его примиримся с Богом. Беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему; в правде своей, которую будет делать, он жив будет (Иез. 18, 21–22). Такое обетование дает Бог грешнику устами Своего великого пророка.

Читать еще:  Ночь с субботы на воскресенье. Сон с субботы на воскресенье значение

Будем соответствовать, по нашим слабым силам, великой любви к нам Господа, как могут соответствовать любви Создателя Его твари, и твари падшие: покаемся! Покаемся не одними устами, засвидетельствуем наше покаяние не одними немногими, кратковременными слезами, не одним наружным участием в церковном богослужении, в исполнении церковных обрядов, чем довольствовались фарисеи. Принесем вместе со слезами, с наружным благочестием и плод, достойный покаяния: изменим жизнь греховную на жизнь евангельскую.

Нам, человекам, предоставлен в деле спасения нашего один труд — труд принять спасение, дарованное нам Богом туне [даром] и всецело, труд покаяния. Царство Небесное и Царь Небесный несказанно близки к нам — несравненно ближе, нежели мы полагаем. Се, стою у двери сердца человеческого, — возвещает этот Царь, — и стучу в нее Моим всесвятым и всесильным Словом: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20). Совершается отворение дверей сердца для Небесного Царя — покаянием. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2).

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

1. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. – М.: Даръ, 2007. – С. 443–444.

2. Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). – М.: Даръ, 2008. – С. 449, 450, 451, 458.

Кирилл (Гундяев), патр. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17)

СЛОВО НА ВЕЧЕРНЕ С ЧИНОМ ПРОЩЕНИЯ
В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Покайтесь, ибо приблизилось Царство
Небесное (Мф. 4, 17)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшним вечерним богослужением мы вступаем на спасительное поприще Великого поста. Мы начинаем наше многотрудное великопостное делание, совершая особый чин прощения, и это не случайно. Свою проповедь, обращенную к людям, Спаситель начал словами, призывающими к покаянию: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4,17). Если внимательно вдуматься в эти слова, то возникает вопрос: почему Спаситель в те далекие времена говорил о приближении Царствия Небесного? — Ведь даже спустя две тысячи лет мы видим, что Царствие Божие в мире не наступило. И тем не менее, как мы знаем из Евангелия, Спаситель неоднократно говорил о приближении этого Царствия: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк. 9, 1). Эти слова несут в себе великую истину о том, что с Пришествием в мир Спасителя Царствие Божие стало доступно каждому человеку, иными словами, любой входящий в этот мир имеет возможность обрести Царствие Небесное.

Царствие Божие, которое, по слову Самого Спасителя, внутрь вас есть (Лк. 17, 21), — это царство мира, радости, правды, любви, блаженства. Царствие Божие есть полнота бытия и в этой земной жизни, и в жизни будущего века. Говоря привычным для нас языком, Царствие Божие есть великое, абсолютное счастье, более которого нет ничего.

Однако есть непременное условие вхождения в это Царствие, некий «входной билет», и этим условием является покаяние. Многим может показаться удивительным, что для вхождения в это Царствие не требуется ничего, что является столь привлекательным, столь важным, столь вожделенным для многих современных людей. Обретение человеком Царствия Божия совершенно не зависит от того, занимает ли он высокое общественное положение, обладает могуществом, богатством или властью, успешен по человеческим меркам или нет. Единственное, что необходимо, — это искреннее покаяние. А потому Царствие Божие открыто для всех — для богатых и для бедных, для могущественных и для слабых, для удачливых и для тех, кто с обыденной точки зрения несчастлив.

Почему же для наследования Царства Небесного необходимо именно покаяние? — Потому что Царствие Божие — это такое Царство, где пребывает Бог, где нет зла, лжи или нравственной грязи, но лишь свет и правда. В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху (Прем. 1,4), — учит нас Слово Божие. Свет Божественного Царства не может войти в лукавую, неправедную, по-славянски — «злохудожную» душу, ибо свет и тьма несовместимы. Из жизненного опыта мы хорошо знаем: если свет перемешивается с темнотой, то возникает сумрак, а это уже не свет, это полутьма. Вот поэтому там, где господствуют грех и зло, там не может быть в полноте ни Божией правды, ни Божьего Царства.

Каждый из нас несет в себе человеческую неправду и грех. Более того, в течение жизни мы так срастаемся со своими грехами, что они становятся частью нашего бытия; иногда мы даже используем свои греховные наклонности для достижения личных жизненных целей.

Сегодня, в канун Великого поста, мы должны серьезно задуматься о своей жизни, ясно представляя себе, что тяжкое бремя грехов, наши неправда и зло — это препятствия, которые не позволят нам войти в Царствие Божие. Господь, по великой милости Своей нисходя к каждому человеку, дарует ему удивительную способность к самоочищению. А средством, освобождающим человеческий разум и человеческое сердце от греховной кабалы, является покаяние.

Читать еще:  Чеч падают окончание выборов папы римского. Как выбирают римского понтифика

Покаяние есть прежде всего осознание своей неправды. Как правило, человек признает целесообразность самокритики во многих областях жизни и деятельности. Действительно, неспособность начальствующих, руководителей всех уровней критически оценивать свою работу ведет к совершению ими ошибок, промахов и просчетов и в конечном итоге к утрате доверия. Почему же, признавая полезность беспристрастной оценки человеком своих профессиональных качеств, умений и поступков, считая самокритику положительным, достойным уважения критерием поведения, мы часто исключаем из жизни личное покаяние? Ведь именно покаяние — это и есть критическая, непредвзятая оценка самого себя, причем не перед людьми, ибо такую оценку трудно назвать абсолютно объективной и истинной — из-за слабости, ложного стыда или неготовности раскрывать перед всеми душу. Покаяние есть возможность сбросить с себя греховные вериги, раскрыв себе всю нелицеприятную правду о собственной жизни и сделав это пред лицеи Божиим. Вот почему покаяние должно находиться в центре великопостного поприща. И чтобы помочь человеку принести искреннее, сердечное раскаяние перед Богом, Церковь вводит его в особую благодатную стихию великопостных богослужений с их покаянными молитвами, возможностью частого

причащения Святых Христовых Таин. Пост — это время очищения души от греха, время, когда мы готовим себя к принятию Царствия Божия.

А начаться наше покаянное поприще должно с очень простого и одновременно очень трудного дела: нам необходимо найти в себе силы и мужество, преодолев собственную гордыню, как бы тяжело это ни было, покаяться перед ближними. Мы должны принести искреннее, непритворное покаяние и перед тем, кого мы обидели, и перед тем, кто, может быть, обидел нас, сказав простое, но такое важное слово «прости» — и сказав его не машинально, лишь отдавая дань некоему «обычаю», но с полным осознанием того, что без примирения с ближними не может быть внутреннего очищения, а человек, не освободивший совесть от тяжкого груза греха, закрывает себе путь к Царствию Божиему. Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует: «Нелегко и неприятно пойти к тому, кто враждует и злобствует против нас. Но если ты размыслишь о высоком достоинстве этой заповеди (примирения), о величии награды и о том, что польза от этого доброго дела обращается. на тебя, то все покажется тебе легким и удобным».

И сегодня, в канун Великого поста, к этому нелегкому, но такому важному для духовной жизни человека деянию нас призывает Церковь. Найдем в себе силы сделать шаг навстречу ближнему и сказать ему «прости». Попросим прощения прежде всего у тех, с кем живем рядом, входя нередко в бытовые, семейные конфликты; скажем «прости» и коллегам по работе, отношения с которыми также могут быть непростыми. Попросим прощения у всех: и ближних, и дальних, потому что раскаяние пред человеком есть первый шаг на пути раскаяния пред Богом. И да поможет нам Господь обрести внутреннюю силу, дабы, поправ свою гордыню и преодолев ложный стыд, сделать сегодня этот важный шаг на пути к Царствию Божиему!

Я сознаю, что и мне не всегда удается поступать так, как, может быть, от меня ожидают. Сознаю, что и мои слова могут вызывать неоднозначную реакцию или несогласие, что по человеческой немощи не могу сделать всего того, что хотел бы. Может быть, словом, или делом, или даже мыслью своею я мог кого-то вольно или невольно обидеть. За все это перед вами, а в вашем лице — перед всей Церковью, перед народом нашим приношу покаяние. Благословите и простите меня, отцы, братья и сестры.

Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное! (Мф, 4:17)

Крестившись от Иоанна, Господь наш Иисус Христос выходит в мир на общественное служение. Он начинает проповедовать миру Свое учение. Но с чего начинает Он Свою проповедь, с каких слов. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» – говорит Господь.

Когда человек пробуждается к покаянию и начинает ощущать в себе любовь Божию, то и любовь к ближнему зарождается в нем. Он уже не гордится, не считает себя большим других и всем желает добра.

Покаяние открывает человеку подлинное состояние его души. Душа жаждет очищения и находит его в исповеди, в исповедовании грехов своих. Исповедь для человека как Голгофа, как распятие. В исповеди открывается чистота человеческого сердца.

Один отшельник, проживавший на Святой горе, среди скал, где ничего нет, спустился вниз в монастырь на исповедь. И когда духовник спросил его, в чем он хочет исповедоваться, он ответил: “У меня на душе большой грех. Я храню в кувшине сухарики, а мышь приходит и ест их. Я очень на нее сетую”. Потом помолчал и добавил: “Эта мышь действительно приносит мне вред, но сержусь я на нее больше, чем она мне вредит”.

Читать еще:  Сон ловлю рыбу на удочку. К чему снится ловить рыбу удочкой женщине? К чему снится ловить рыбу на удочку во сне

Покаяние – это основа христианской жизни. Все, с чем мы сталкиваемся в Церкви, как общности верующих людей, приводит нас к покаянию. Это и богослужение и молитвы, и чтение Евангелия и пение Псалтири.

А искренне ли мы желаем покаяния? Покаяния как перемены, покаяния как преображения, покаяния как отвращения от греховной жизни. И готовы ли мы претерпевать нелегкие искушения ради этого.

Преподобный Арсений Великий некогда в миру занимал высокий пост, был вторым человеком в окружении императора. Потом решил переменить свою жизнь и удалиться в пустыню. Отцы – пустынножители решили испытать его смирение и готовность к подвигам. Во время трапезы они ему, как собаке, бросили кусок хлеба на пол. Мы можем только догадываться, каково было его внутреннее состояние в тот момент. Но внешне преподобный Арсений не смутился, встал на четвереньки и взял хлеб зубами, как собака. Это конечно великий пример из жития Великого святого.

Изучая жития святых подвижников, мы видим, что только через покаяние, через преодоления, которые всегда нам кажутся превыше наших сил, через осознание своей немощи, недостоинства пред Господом и ближними, можно приблизиться к Богу.

Однажды мы, будучи призваны Господом, с великой ревностью начинаем свое восхождение. Но по прошествии некоторого времени внимание наше рассеивается, ревность ослабевает. Мы вновь начинаем осуждать других, забывая о том, что сказано в Евангелии: «Не судите, да не судимы будете». Забываем, что есть только один Судия – Господь, и что только Его Суд праведен.

Как-то к монаху, уже немало искушенному в подвигах, подошел другой. И поведал ему о некотором нерадивом брате. Монах внимательно выслушал пришедшего, а потом немного помолчал и, тяжело выдохнув, еле слышно произнес: «Горе ему».

А после этого ему было видение: крест, на кресте распятый Господь и множество ангелов окружавших Его. Монах тоже хотел подойти к кресту, но Господь, увидя его, сказал: «Уберите от меня этого монаха, недостойного называться монахом. Он раньше суда Моего осудил брата своего». С него сорвали мантию и выкинули прочь. Он очнулся.

Так Господь вразумил монаха. Монах понял, что, произнеся только два слова: «Горе ему», потерял благодать Божию. Забыл о грехах своих, а брата осудил. Поэтому нам непрестанно нужно иметь при себе покаянное чувство.

Мы часто слышим эти слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Евангелие не говорит: «Веселитесь, радуйтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», но «Покайтесь!». Покайтесь, пока есть еще время. Каждому из нас Господь дает время на покаяние и возможность изменить свою жизнь к лучшему.

А всегда ли мы помним об этом?

В последние часы земной жизни преподобного Сисоя Великого лицо его стало настолько светлым, что невозможно было на него смотреть. Отцы и братия, которые окружали его, спросили: «Отче, неужели и ты боишься смерти?». А он ответил им: «Не знаю, положил ли я начало своему покаянию». И это говорил человек, имевший святость на земле!

Осуждая других, забывая о недостоинстве своем, даже впадая в тяжкие грехи и теряя покаянное чувство, мы, тем не менее, всегда надеется на милость Божию, надеется войти в Царство Небесное.

Разбойник, распятый со Христом, только и произнес: «Достойное по делам моим приемлю». Он понимал, что наказан за злые дела. Если бы и мы так всегда осознавали себя, и говорили бы: «Господи, достойное по делам моим приемлю»!

Если бы мы действительно это всегда осознавали, если бы мы постоянно пребывали в покаянном чувстве, то у нас не было бы осуждения, ропота и обид на других. Мы понимали бы тогда, что все испытания, которые дает нам Господь – это не строгие наказания за грехи, а проявление Величайшей Милости Божией. Этими испытаниями Он ограждает нас от более тяжких грехов и с любовью препровождает в Царствие Небесное.

Учитель покаяния – Иоанн Креститель – говорит: «Сотворите достойные плоды покаяния». Каждый плод имеет корень. Чтобы принести плод покаяния, нужно иметь само покаяние. Духовный плод питается корнями покаяния.

Когда человек размышляя о жизни, читая духовную литературу и Евангелие опирается только на разум, не имея при этом внутреннего покаяния, то результаты его трудов не очень велики.

Наша земная жизнь непродолжительна. И безрассудно надеяться на завтрашнее покаяние. Придет наш час и мы предстанем на суд Божий… А покаяние необходимо нам сегодня, сейчас.

Так покаемся же, братья и сестры, ибо приблизилось Царство Небесное!

Труды Валаамской братии

Рекомендуем

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Источники:

http://andrey-one.prihod.ru/2015/12/29/pouchenie-na-slova-hrista-spasitelya-pokajtes-ibo-priblizilos-tcarstvo-nebesnoe-evangelie-ot-matfeya-gl-4-st-17/
http://www.odinblago.ru/taina_pokaiania/102
http://valaam.ru/publishing/6085/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: