Почитание св. апостола Фомы

Апостол Фома

Каждый верующий человек знает имена всех 12 ближайших учеников Иисуса Христа. Но даже люди далёкие от Церкви знают имя апостола Фомы, ставшее нарицательным выражением. Им называют людей, сомневающихся даже в общеизвестных истинах. Но история этого человека намного глубже и насыщенней, чем видится простым обывателям.

Биография апостола Фомы

В основном источнике библейской истории — Священном Писании — имя Фомы упоминается несколько раз. Основная часть сведений о его жизни представлена в апокрифическом сочинении «Деяния Фомы».

Фома родился в городе Пенеады, расположенном на берегу Галилейского моря. В Евангелие говорится, что он был рыбаком, а по другим источникам — плотником и строителем. Впечатлившись проповедью Иисуса молодой мужчина оставил своё занятие и последовал за Учителем, который призвал его ряды своих учеников.

Почему Фому называли «близнец»

В евангельском тексте его называют Дидим, что в переводе с древнееврейского означает «близнец». Происхождение этого прозвища объясняется по-разному:

  1. В некоторых апокрифах говорится, что внешне апостол Фома был очень похож на Спасителя.
  2. Возможно, прозвище отражало двойственность его натуры, которая проявилась в описанном в Евангелие событии уверения в воскресении Христовом.
  3. Филологи отмечают, что имя Фома на древнееврейском означает «близнец».

Происхождение фразы «Фома неверующий»

Основным эпизодом с участием апостола Фомы является история его уверения в воскрешении Иисуса Христа.

Дидим был одним из самых преданных учеников Христа. Он твёрдо верил, что Учитель приведёт их в Царство Божие. При этом он не избавился от страха перед физической смертью. Поэтому он тяжело переживал смерть Иисуса на кресте. Возможно, с этим связано его отсутствие во время первого явления Спасителя ученикам после воскрешения.

В ответ на благую весть он ответил, что поверит в радостное событие, только когда увидит раны от гвоздей и вложит в них пальцы. Через 8 дней Иисус явился к нему и предложил прикоснуться к его ранам. После этого Дидим воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Сын Божий укорил его за неверие. Это событие сделало фразу «Фома неверующий» нарицательным выражением.

Проповедничество Фомы

После Вознесения Христа и сошествия на апостолов Святого Духа, они отправились нести Слово Господне по миру. Фоме выпал жребий отправиться в земли Индии. Об событиях этого времени повествует апокрифическое сочинение о «Деяниях Фомы». Путешествие его проходило по землям Палестины, Месопотамии, Эфиопии и Парфии.

В Индию он прибыл с караваном торговца Хаббана. В это время индийский правитель Гундофар решил построить дворец, который превосходил бы палаты римских правителей. Дидим взялся за исполнение этого задания, деньги, отданные ему царем, он раздал беднякам и нуждающимся людям.

Через некоторое время правитель спросил у апостола о том, как идёт строительство. Проповедник ответил, что строящийся им дворец превосходит красотой и богатством палаты всех земных государей. Довольный Гундофар дал ещё денег, которые проповедник также раздал людям. Но когда правитель увидел, что строительство дворца даже не начиналось, он повелел заточить апостола в тюрьму.

Жизнь храброго проповедника находилась в опасности. Но по милости Господа произошло чудо. Гундофару явился его почивший брат. Он рассказал, что ангелы показали ему прекрасный дворец, который построил для царя Фома. После этого апостол был отпущен из заточения и отправился в дальнейший путь.

Интересно! Существуют сведения, что Дидим побывал во многих индийских городах, обращая их население в христианскую Веру. Некоторое время он жил в Китае, но покинул этот край так как его усилия не принесли ощутимых результатов.

Долгое время представители западного священства опровергали раннее появление Христианской Церкви в Индии, связывая это событие не с апостолом, а с христианским проповедником Фомой Канским. Но многие европейские путешественники подтверждают устные предания, которые передавались из поколения в поколение индийскими христианами.

В конце XIII в. Марко Поло посетил место погребения апостола, находящееся близ города Малабар. Через 40 лет здесь побывал монах Одорико, состоящий в ордене Францисканцев. Реальность описанных в апокрифах событий подтверждается историческими данными, указывающие на существование в I в. правителя по имени Гундофар.

Казнь Фомы

Земной путь Фомы окончился в селении Мелипур, расположенный недалеко от современного Мадраса. Правитель Маздей разрешил проповеднику вести разговоры с его подданными, но узнав об обращении в истинную веру своей жены и старшего сына, повелел заточить Дедима в темницу.

Здесь он крестил родственников правителя, и пройдя через закрытую дверь темницы, служил для них Литургию. Чудесным образом вернувшегося в камеру апостола сразу же отвели на допрос к царю Маздею. Он рассказал правителю, что явился в индийские земли, чтобы вести к спасению людей, которые пожелают освободиться от греха. Также он поведал царю, что Иисус Христос является владыкой всех живых существ на земле, независимо от пола, возраста и социального положения.

После разговора со святым мужем, царь укрепился в желании казнить его. Несмотря на ропот горожан, апостола препроводили за городские стены и пронзили копьями. По дороге на казнь ученик Христа успел рукоположить в пресвитеры местного жителя Сифора, а сына юного царевича в диаконы.

Почитание

Последователи и ученики святого мужа похоронили его недалеко от города. Через некоторое время Маздей был наказан за своё деяние. В его младшего сына вселился бес. Местные брахманы не смогли помочь в исцелении царского сына.

Читать еще:  Сонник сломанные ножницы. К чему снятся ножницы? Эзотерический сонник Если снятся Ножницы

Тогда правитель, осознав свой грех, отправился к могиле Фомы, чтобы взять частицу его мощей и приложить к сыну, чтобы исцелить его. Когда царь пришёл к гробнице, то мощей там он не обнаружил. В этот момент ему явился апостол Фома, который укорил правителя в том, что он не верил его словам при жизни. При этом он заверил Маздея, что по милости Господа его сын излечится.

Царь взял горсть песка у могилы апостола. Он назвал Иисуса Христа своим Богом, отрёкся от прошлой грешной жизни и с молитвой дал сыну приложиться к святой земле. Царевич полностью излечился, а счастливый Маздей приказал построить на месте захоронения апостола каменную гробницу.

После окончания земного пути мощи святого мужа совершили обратное путешествие из Индии на Запад. Останки его были перевезены в Эдессу, где хранились до XI столетия. Перед завоеванием города османами мощи спрятали, чтобы уберечь их от поругания. Долгое время их считали утраченными, но в начале XIII в. их обнаружили на острове на острове Хиос.

В 1258 г. они были перенесены в монастырь, находящийся в итальянском городе Ортона, где они покоятся до настоящего времени. Также малые частицы святых мощей находятся в следующих местах:

  • в церкви Святого Креста в Риме;
  • в гробнице апостола Фомы в Ченнае;
  • в Сионском монастыре в Грузии;
  • в монастыре в Венгрии;
  • на Афоне.

Сегодня к мощам апостола Фомы приходят сотни верующих, чтобы попросить о помощи в укреплении духа и веры. Его духовный путь показывает, что Господь всегда стоит рядом с искренне поверившими в Его Силу и открывшему для Слова Его сердце. Как апостол преодолел далекую и трудную дорогу ради проповеди учения Христа, так и современные люди могут пройти тернистый путь единения С Богом.

На мощах апостола Фомы

Как же оказались мощи святого апостола в Италии?

Самое древнее свидетельство о захоронении святого апостола Фомы встречается у святого Ефрема Сирина, жившего спустя три века после мученической кончины апостола. Другое – в апокрифах, где сообщается о проповеди и мученической смерти апостола Фомы на северо-западе Индии. Мощи святого апостола пребывали в Индии до IV века. Но и после перенесения мощей святого в Эдессу само место его погребения почиталось как святыня.

Так, в «Англосаксонских хрониках» при описании событий IX века ( 885 г .) упоминается король Альфред, дающий обет в случае победы сделать богатые пожертвования в далекие святилища, и в том числе святому апостолу Фоме в Индии.

В 1293 году Марко Поло посетит Индию. В своих записках он сообщит о посещении гробницы апостола Фомы в Индии, в области Малабар, и назовет местных жителей «христианами апостола Фомы». В это же время о своем посещении гробницы святого апостола Фомы в Индии сообщит и известный миссионер и исследователь Джованни из Монтекорвино. А несколько позже, в 1324 году, и монах-францисканец Одорико из Порденонегоду напишет о своем путешествии и поклонении апостолу Фоме на месте его захоронения.

Где же находилась первая гробница апостола Фомы? Во многих документах говорится о Мелипуре (Малаи-пурам), что в переводе означает «город на горе». Но начиная с VII века документы упоминают город Каламин. Вот что писал святой Исидор из Севильи (636 г.): «В действительности, пронзенный копьем, он (т.е. апостол Фома) погиб в городе Каламине, в Индии, и там же был погребен с почестями за 12 дней до январских календ (21 декабря)». В латинских молитвенниках того времени (до литургической реформы память апостола Фомы приходилась на 21 декабря) упоминался город Каламин как место в Индии, где апостол Фома претерпел мучения и был погребен.

Каламин – более позднее название города Мелипур. Город был известен римским торговцам с I века по Р. Х. как центр торговли жемчугом и специями.

В далеком 1523 году португальцы, обнаружив разрушенную церковь на месте погребения святого апостола Фомы, восстановили ее в несколько уменьшенном размере. В таком виде церковь простояла до конца XIX века, когда в 1893 году мелипурский епископ Энрик Хосе Реад Де Сильва отдал распоряжение разобрать церковь и построить на ее месте собор, стоящий и до сих пор. Собор построен таким образом, что место погребения апостола Фомы находится в самом центре здания, а самая маленькая его башенка – как раз над гробницей святого.

Местность, в которой находится гробница святого апостола Фомы, считается «священной землей». 26 декабря 2004 года, когда цунами обрушилось на юго-восточное побережье Азии, эта местность была одной из пострадавших. Хотя собор святого апостола Фомы находится почти на побережье, он не был затронут стихией, так что тысячи людей смогли найти здесь свое спасение. Не было ни одного погибшего и из числа жителей, что проживают в хижинах вокруг собора. Воды океана проникли далеко вглубь территории, но даже не дотронулись до храмового комплекса. То, что зона, прилегающая вплотную к собору, нисколько не пострадала, можно объяснить только заступничеством святого апостола Фомы. На побережье с незапамятных времен между морем и местом погребения апостола стоит шест. По преданию, этот шест установил когда-то сам апостол Господень как знак того, что «море не перейдет эту границу».

В 373 году в Эдессе был построен и освящен большой храм в честь святого апостола Фомы. Событие это упоминается в «Эдесских хрониках».

С VII века для Эдессы начинаются неспокойные времена. Город завоевывают сначала арабы, персы, потом отвоевывает Византия, вновь завоевывают турки. Во время первого крестового похода граф Балдуин при содействии жителей легко овладел Эдессой и сделал ее главным городом своего Эдесского графства. Более полустолетия просуществовало Эдесское графство под властью различных франкских князей как передовой оплот Иерусалимского королевства против турок. В непрерывных войнах с мусульманами франки держались стойко и храбро. Но в 1143 году произошла жесточайшая битва с мусульманами, которыми предводительствовал эмир аль-Дин Джинки. 13 декабря 1144 года город пал. Известно, какая судьба его могла ожидать: разграбление и разрушение храмов и домов, убийство христиан и крестоносцев, осквернение святынь.

Читать еще:  Видеть во сне крокодила в воде. Поговорим о том, к чему снится видеть во сне огромного крокодила в воде женщине

Чтобы сохранить святые мощи от поругания, крестоносцы решили перенести их в иное, более безопасное место. Почему выбор пал на остров Хиос, можно лишь предполагать, дата же перенесения мощей крестоносцами известна – 6 октября 1144 года. Один из рукописных документов, написанных спустя 113 лет, сообщает, что на Хиос «тело святого апостола Фомы было перенесено с почтением».

Остров Хиос упоминается еще в Деяниях святых апостолов (см.: Деян 20: 15): там в 58 году побывал апостол Павел. Известно также, что в середине III века на острове претерпел мученическую смерть святой Исидор, и там же в V веке была основана епископская кафедра, так что под «Актами» Халкедонского Собора (451 г.), Собора в Константинополе (680 г.) и Никейского Собора (787 г.) стоят подписи епископа Хиоса.

Однако остров не был спокойным местом: за владение им спорили между собой Генуя и Венеция. Венецианцы даже попытались выкрасть святые мощи, правда, неудачно: тревога, поднятая жителями Хиоса, заставила их спасаться бегством, так что им удалось унести только серебряную урну.

В 1258 году между генуэзцами и венецианцами произошло сражение за контроль над основными морскими путями, ведущими на Восток. Манфреди, сын императора Федерико II Свевского, отправил на подмогу венецианцам свой флот, в состав которого входили и три ортонских галеры под командованием капитана Леона. Победу в битве одержали венецианцы, получив права на близлежащие острова в Эгейском море, в том числе и на остров Хиос, куда пристали ортонские галеры.

По обычаю того времени, после победы над соперником победитель забирал себе не только материальные ценности, но и святыни. Ортонские моряки вместе со святыми мощами апостола Фомы забрали и могильный камень из халкедонского мрамора.

6 сентября 1258 года, как следует из древнего пергамента, три галеры под командованием капитана Леона пристали к берегу Ортоны со «святым сокровищем» на борту. Год спустя, 22 сентября 1259 года, нотариус Никола Барийский объединил в официальном акте под клятвой все свидетельства о том факте, что в действительности ортонцы перенесли в свой город святые мощи апостола Фомы с острова Хиос. Перенесение мощей в Ортону было знаменательным событием: город приобрел небесного покровителя.

С тех самых пор и по сей день мощи святого апостола Фомы хранятся в соборе города Ортоны, в который стекаются многочисленные паломники со всего света для поклонения святыне.

Ортонский собор во имя святого апостола Фомы был воздвигнут на месте языческого капища, как это часто случалось в Европе, в знак торжества христианства над язычеством. Во время Второй мировой войны собор сильно пострадал, но после войны был восстановлен в прежнем величии. Внутри храм украшен прекрасными произведениями искусства, среди которых особо выделяются холст Базилио Кашелла, изображающий встречу сомневающегося апостола Фомы с воскресшим Господом, а также подкупольные фрески, исполненные Лучано Бартоли в ходе последней реконструкции. В помещениях храма устроен епархиальный музей, хранящий многочисленные сокровища, связанные с почитанием апостола Фомы.

Мощи святого апостола Божия хранятся в двух раках – в крипте, где на раке устроен престол, и в приделе – в раке-бюсте, которую верующие выносят на крестный ход. И по сей день каждый год в первое воскресенье мая праздник Прощения оживляет улицы древнего города. Тогда процессия («Крестный ход с ключами») с участием гражданских властей, торжественно несущих серебряные ключи, направляется в собор, хранящий под своими сводами святые мощи апостола. В соборе процессию уже ожидают представители церковной власти. Приняв серебряные ключи от гражданских властей и соединив их с ключами, хранящимися в соборе, при большом стечении жителей города они открывают придел, где находится рака в виде бюста апостола Фомы, которую проносят по улицам Ортоны.

староста прихода Рождества Пресвятой Богородицы в г. Пескара (Италия; Корсунская епархия)

Святой апостол Фома

Христос Спаситель принёс на землю Евангельское учение, Своими страданиями Он искупил род человеческий, а вознесением на небо открыл доступ в Небесные обители. Он проповедовал в окружении Своих учеников и множества народа. Протоиерей Л. Ролдугин пишет: “Все Апостолы были призваны Господом к единому деланию — созиданию Царства Небесного в душах людей. Но каждый из Апостолов по-своему избрал Господа, по-своему любил Его, по-своему исполнял дело Божие” 1 . Среди ближайших последователей Спасителя был апостол Фома.

Он был родом из галилейского города Пансады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Христа Спасителя, он всё оставил и последовал за Ним, войдя в число Двоенадесятицы святых Апостолов Христа Спасителя. По свидетельству Священного Писания, святой Апостол не поверил другим ученикам, видевшим воскресшего Христа: Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры (Ин 20:25). На восьмой день после Своего Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал ему Свои раны. В ответ Апостол воскликнул: Господь мой и Бог мой! (Ин 20:28). Сдержанность и сомнение апостола Фомы послужили к уверению его самого и к укреплению веры других. Современный исследователь пишет, что у апостола Фомы наблюдается внутреннее родство “с апостолом Петром” 2 . Святой апостол Фома, первоначально проявивший сомнение, в последующее время Божественным Промыслом ревностно обошёл со проповедью Евангелия почти всю землю, возвещая Слово Божие различным народам.

Читать еще:  Квашеная капуста толкование сонника. Что скажет сонник: капуста снится к измене

Церковный историк Евсевий Памфил говорит, что после “Воскресения Христа из мёртвых и Вознесения Фома, один из двенадцати, по внушению Божию отправляет Фаддея, принадлежавшего к числу семидесяти учеников Христовых, в Эдессу благовествовать учение Христово” 3 . Затем все Апостолы продолжили проповедь, начатую Христом, но уже не в Иерусалиме, а в различных частях мира. “Святые же Апостолы и ученики Спасителя рассеялись по всей земле. Фоме, как повествует предание, выпала по жребию Парфия” 4 . Называются различные регионы, где проповедовал святой Фома. По церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Святитель Иоанн Златоуст (†407; пам. 14 сент.) говорит: “Фома убеждает эфиопов крещением” 5 ; в другом месте — “варвары чтут Фому” 6 . Святитель Григорий Богослов (†389; пам. 25 янв.) говорит, что апостол Фома проповедовал в Индии 7 .

Во время его миссионерского служения скончалась Пречистая Дева. “Апостолу Фоме суждено было послужить открытию воскресения Богородицы, как некогда он же своим сомнением содействовал к большему удостоверению воскресения Христова. По смотрению Божию он прибыл в Гефсиманию только на третий день по погребении Её тела. С воплями глубокой печали он повергся перед гробовою пещерою и с рыданиями выражал скорбь свою, что не удостоился видеть Матери Господа своего и получить Её последнее благословение” 8 .

Проповедь Евангелия святой Апостол запечатлел в Индии мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой Апостол был заключён в темницу, претерпел пытки и наконец, пронзённый копьями, отошёл ко Господу.

Вскоре после кончины Апостола “один христианин тайно взял святые мощи его, отнёс в Месопотамию, в город Эдессу, и положил там в достойном месте” 9 . В связи с этим отмечается: “В древних западных Мартирологах 3 июня положена память перенесения мощей апостола Фомы из Индии в Едессу” 10 . Центром почитания святого Апостола становится Эдесса. Церковный историк V века Сократ Схоластик говорит о Эдессе: “В этом городе есть знаменитый и славный храм, построенный в память апостола Фомы” 11 . Почитался он и в столице Византии. В Большом дворце в Константинополе находилась частица мощей просветителя Индии: “Череп святого Фомы Апостола и палец его, который он вложил в Тело Господа” 12 . Святитель Иоанн Златоустый говорит, что гробы апостолов “Петра, Павла, Иоанна и Фомы известны” 13 .

В Похвальном слове апостолу Фоме говорится: “Просвещает же ся и се великий с прочими богопроповедники нашествием Святаго Духа, и врученную тому страну земных конец, — Индия бо тому вся в жребий бысть, — от Святаго Духа обратити тех на свет богоразумия” 14 . Плоды Апостольской проповеди сохранились до наших дней. “Когда португальцы в первый раз в 1500 году приплыли к берегам Индии, нашли в Малипуре поселение христиан, которые говорили, что они приняли веру от апостола Фомы” 15 . Португальцы проявили большой интерес к сохранявшимся в Индии преданиям об апостоле Фоме 16 . В 1972 году в Индии был отмечен юбилей 1900-летия со дня мученической кончины апостола Фомы 17 .

Частицы мощей апостола Фомы имеются в Индии, Венгрии и на Афоне 18 . Известна западная традиция почитания святых мощей апостола Фомы. Его мощи почивают в базилике святого Фомы в итальянском городе Ортона. Они покоятся внутри престола в нижнем алтаре в позолоченной гробнице. 6 сентября 1258 года ортонские галеры под командованием местного капитана Леоне возвратились в порт после участия в военной экспедиции против Генуи на стороне Венеции. Капитан Леоне передал святые мощи и надгробный камень Апостола, взятые на острове Хиосе, игумену Иакову, настоятелю ортонского кафедрального собора Девы Марии. Ныне надгробный камень находится в полу рядом с мощами за престолом. Вскоре после того, как святые мощи были доставлены в Италию, возникли разбирательства о подлинности мощей Апостола и по свидетельству пленных с Хиоса их подлинность была подтверждена нотариусом и засвидетельствована специальной грамотой. В 1566 году Ортона испытала нападение турок; гробница святого Апостола была повреждена, святые мощи оказались в огне, но чудесным образом не пострадали. Так же чудесно не пострадали они и во время военных действий с французами в 1799 году.

В южном нефе базилики имеется придел в честь апостола Фомы, в котором за “престолом висит изображение Фомы, влагающего свой перст в рёбра Господа. По обеим сторонам капеллы два изображения. Одно рассказывает, как забирали мощи святого Апостола из Индии, другое — как встречали в Ортоне. На одной картине художник изобразил пустынный берег и двух индусов, которые сожалеют о потере честных мощей, на другой — большое стечение народа и всеобщую радость по поводу прибытия в Ортону” 19 . Частица мощей святого Апостола хранится также в мощевике, изготовленном в виде руки, держащей угольник, который является инструментом, необходимым при архитектурно-строительных работах.

Ежегодные городские торжества в Ортоне, посвящённые святому апостолу Фоме, проходят в первое воскресение мая.

1Протоиерей Л. Ролдугин. Святой преславный апостол Фома // Журнал Московской Патриархии (далее — ЖМП). 1973. № 7. С. 64.

Источники:

http://molitva-info.ru/svyatye/apostol-foma.html
http://pravoslavie.ru/3525.html
http://www.pravmir.ru/svyatoy-apostol-foma/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: