Почему ян гус. Ян гус и его роль в истории

Гуситское движение: причины, участники, итоги, значение. Ян Гус

Гуситское движение объединило в себе крестьян, горожан и панов Чехии. Оно позволило дать отпор немецкому засилью и дало возможность долгое время развиваться независимо от других государств. Как оно началось? На каких условиях было закончено? Что от него получили помещики, а что крестьяне? Об этом можно узнать из статьи.

Обострение социальных противоречий

В середине пятнадцатого века в Чехии произошел политический подъем. Связан он был с экономическими успехами. Чехи славились своими серебряными рудниками, сукноделием, полотняной промышленностью, виноградарством, разведением льна, хмеля и прочих культур. Страна считалась одной из богатейших в Европе.

В пятнадцатом веке в Чехии развилась международная торговля. Товарно-денежное хозяйство захватило даже деревню. Все это привело к разложению устоявшихся феодальных форм хозяйства. В чешском обществе появились социальные противоречия.

Очень тяжелым становилось положение крестьян. Они страдали от крепостничества, ростовщичества, кабальной аренды, обезземеленья. Обострялись противоречия и в городах. Немцы захватили в свои руки ведущие отрасли промышленности, торговлю и самоуправление. Изменить ситуацию должно было гуситское движение.

Обострение в религиозной сфере

Католическая церковь также эксплуатировало и угнетало представителей народных масс. Во время Столетней войны папство увеличило поборы в Германии, Чехии, Венгрии, Польше.

Чешское государства должно было платить церкви всевозможные налоги. Страна наводнилась индульгенциями – документами, которые отпускали грехи своим покупателям.

Причины гуситского движения в Чехии связаны с экономическим, национальным и религиозным угнетением. Крестьяне, горожане, часть рыцарства направили свою злость на феодалов, немцев, католическую церковь.

Выступления Гуса

Национальные и религиозно-реформаторские настроения в чешском обществе выражал Ян Гус. Он был не только священником, но и профессором университета.

Известно, что он был родом из крестьянской семьи, появившись на свет в 1369 году в местечке Гусинец. Мыслитель был воспитанником Пражского университета, в котором позднее стал профессором и ректором.

История гуситского движения связана со взглядами Гуса, которые формировались под влиянием его современника – английского реформатора Викфела. Чешский священник выступал против существования индульгенций, растущей платы за проведение обрядов, наличия у церковников большого количества земель. Ему была чужда распущенность нравов среди представителей высшего католического духовенства.

Гус настаивал на том, чтобы богослужения проводились на чешском языке. По его мнению, церковные земли должны были перейти на государственные нужды. Духовенство не должно было становиться привилегированным сословием, поэтому реформатор выступал за то, чтобы все причащались хлебом и вином.

«Правда победит!»

Касались убеждения Гуса и социальной сферы. Он не призывал к уничтожению феодального уклада, но требовал от панов смягчения порядков. Например, он был против того, что землевладельцы забирают имущество умершего крестьянина.

Проповеди священника были понятны всем простым людям не только потому, что велись на чешском языке. Они состояли из множества примеров из обычной жизни населения. Любимыми словами реформатора были: «Правда победит!».

Сожжение Гуса

Деятельность священника не могла пройти мимо других церковников. Сначала против Гуса стал пражский архиепископ, а следом и папство. Гусу запретили проводить богослужения. Также его лишили возможности преподавать в университете, а в 1412 году ему пришлось покинуть Прагу. Опальный священник отстранился от общественной жизни, поселившись в деревне.

В 1414 году Гус был вызван на Констанцкий собор. Суд обвинял его в ереси. Правитель Сигизмунд наделил реформатора специальной грамотой, которая должна была обеспечить его владельцу неприкосновенность. Гус планировал отстоять перед собором правоту собственного учения.

Когда священник появился в Констанце, его арестовали. Он не смог выступить перед собором. Епископы сразу же приговорили его к сожжению как еретика. Сигизмунд же отказался от предоставления обещанной защиты.

В 1415 году приговор был исполнен. 6 июля на площади Констанца Гуса сожгли на костре. С этого началось массовое гуситское движение в Чехии. Горожане и крестьяне считали сожженного страдальцем и мучеником. Даже моравские паны составили письменный протест из-за казни священника.

Гуситское движение в Праге

По всей Чехии начался массовый отход от католицизма. Создавались так называемые «еретические общины», которые призывали к реализации идей Гуса. Они настаивали на реформировании церкви и общества.

Против гуситского движения в Чехии начались правительственные репрессии. Они привели к восстанию в Праге 1419 года.

Возглавил городские массы священник Ян Желивский. В результате восстания свою власть потерял король Вацлав. Правитель бежал из столицы и через несколько месяцев умер. На престол должен был взойти император Сигизмунд, но все помнили его недостойное поведение в деле с Гусом. Против него выступили все слои населения.

В деревне же начались массовые выступления против церковных и немецких землевладельцев. В истории их называют гуситскими войнами. Они были разнообразными по своим требованиям. Выделяются два наиболее ярких течения.

Чашники

Одними из участников гуситского движения были так называемые чашники. Они включали в себя представителей панства, горожан и крупного рыцарства. Их позиции можно отнести к умеренным, а свое название партия получила от одного из лозунгов – причащение хлебом и вином. В то время католическая церковь делила прихожан на тех, кому во время таинства давали хлеб и вино и тех, кто получал хлеб и воду. Подобное неравенство в храме божием не нравилось большинству людей.

Чашники не стремились уничтожить монархию, они требовали создания в стране собственной церкви. Богослужение в ней должно было вестись на родном языке, а не на латыни. Также они желали провести секуляризацию церковного имущества.

В качестве правителя они выбрали принца Сигизмунда, а позднее богатого пана Юрия. Опасаясь того, что в Праге растет оппозиционное движение, они в 1422 году обманом заманили Яна Желивского, который возглавлял плебеев, в ратушу. Там его арестовали, тут же приговорили к смерти и выполнили свое решение.

Табориты

Более радикально настроена была партия таборитов. В нее входили разорившиеся рыцари, крестьяне, бедные ремесленники. Название пошло от военного лагеря протестующих – Табора. Для них цели гуситского движения сводились к более широким требованиям:

  • причащение хлебом и вином;
  • создание свободных церковных общин;
  • полная свобода проповеди;
  • создание республики, ихними словами «государства без короля»;
  • отмена крепостничества.

Для достижения поставленных целей табориты вынуждены были вступить в открытый конфликт не только с императором Сигизмундом, немецкими феодалами, католической церковью, но и с крупнейшим панством.

Возглавлял таборитов Ян Жижка. Когда в 1424 году его не стало из-за моровой язвы, полномочия принял Прокоп Великий вместе со своим помощником Прокопом Малым.

Крайние табориты

Наиболее радикально настроенными были пикарты, которые были выходцами из таборитов. Они выступали за уничтожение государства, достижения полного равенства. Их учение о боге сводилось к тому, что он живет внутри человека, подобно разуму и совести.

Возглавлял пикартов Мартин Гуска. Жижка не поддерживал подобных идей и в 1421 году расстался с крайними таборитами.

Основные этапы борьбы

В первое время чашники и табориты совместно боролись против немецких феодалов и их императора. Ян Жижка создал постоянное войско, которое состояло из крестьян (пехотинцы) и небольшого числа рыцарей.

Народная армия отличалась высокой дисциплиной, подвижностью, могла быстро создать вокруг себя укрепленный лагерь. Неприятельская конница была не способна атаковать Табор.

Гуситы нанесли немецким рыцарям несколько сокрушительных ударов. Император Сигизмунд вместе с папой предпринял пять крестовых походов против отступников. Все они оказались неудачными. Чешский сейм в 1421 году лишил немецкого правителя чешского престола.

Наиболее успешные победы гуситов:

  • битва у Витковой горы – прошла в 1420 году, крестоносцы были разгромлены войсками Жижки, так появилось памятное место гуситского движения – Жижкова гора;
  • битва под Немецким бродом – произошла в 1422 году, касалась второго крестового похода;
  • битва под горой Малишовом – состоялась в 1424 году, Жижка уже был слеп, но прекрасно справился с последним сражением, гуситы овладели центром немецкой колонизации в стране – горой Кутенберг;
  • битва у горы Усть-Лабы – прошла в 1426 году, войско возглавил Прокоп Великий, гуситы уничтожили около пятнадцати тысяч немецких рыцарей;
  • событие под горой Теховом – произошло в 1427 году, крестоносцы пустились в бегство еще до встречи с гуситами.
Читать еще:  Рейтинг самых ревнивых. Рейтинг самых ревнивых знаков зодиака: ты мне доверяешь? Самые ревнивые знаки зодиака – стихия огня

Немецкие рыцари боялись даже стука военных телег таборитов. Гуситское войско в 1430 году вторглось в Саксонию. Но папа и Сигизмунд придумали новый план. Они решили совершить пятый крестовый поход. Только теперь он заключался не в лобовой атаке, а в расколе гуситов. Немцы решили договориться с чашниками, которые также не хотели распространения революции.

Чашникам предложили провести частичную секуляризацию церковных земель, произвести религиозно-обрядовые преобразования. Паны и пражские мещане согласились.

Пражские компактаты

Между чашниками и немецким императором с папой в 1433 году было составлено компромиссное решение. Оно получило название Пражские компактаты. По договору чашники прекратили борьбу против немецких феодалов и направили свои силы на подавление таборитов.

В 1434 году состоялся бой под Липанами. Совместные войска чашников и немецких рыцарей разгромили гуситов. Однако табориты сражались еще несколько десятилетий. Их город Табор просуществовал до 1452 года, пока не был взят и разрушен чашниками.

Чехи признали своим королем немецкого Сигизмунда. Однако в 1437 году он умер, а новый малолетний правитель не интересовался делами провинции. Власть была у панов. Около ста лет Чехия было независима от Германии. Изменилось положение в результате Тридцатилетней войны. Но это уже история семнадцатого века.

Каковы же были итоги гуситского движения?

Значение

Гуситы потерпели поражение, однако их движение имело огромное значение в развитии Чехии. В нем переплелось воедино крупнейшее крестьянское движение, национальное выступление против немецкого господства и ранняя церковная реформация.

Значение гуситского движения:

  • был дан отпор засилью немцев в стране;
  • произошел подъем чешской культуры;
  • были созданы всевозможные памфлеты, сатирические произведения, военно-революционные гимны;
  • составлялись исторические хроники;
  • течение под названием «чешские братья» стали заниматься образованием среди народа.

Ян Гус создал чешскую грамматику и орфографию родного языка. Ею и сегодня пользуются в Чехии.

Отрицательно конец гуситского движения сказался на положении крестьян. Чешские паны не только не ликвидировали феодально-крепостническую систему. Наоборот, они провели через сейм законы, которые запрещали крестьянам выходить из поместья без разрешения пана. За неповиновение беглецов ждали самые суровые наказания.

Пострадали от решения панов и горожане. По решению сейма 1497 года высшие государственные должности в стране должны были доставаться только представителям дворянского сословия.

Мы разобрали гуситское движение и его влияние на политическую и религиозную жизнь средневековой Чехии.

Биография Яна Гуса

Жена – нет
Дети – нет

Ян Гус (1369-1415) – национальный герой Чехии, проповедник, священник, мыслитель, работал на должности ректора Пражского университета. Его сожгли на костре вместе со всеми трудами, такая казнь послужила предпосылкой для начала военных действий, которые вели последователи Яна Гуса, в истории они получили название «гуситские войны».

Детство

Период Средневековья всё-таки далёк от нас, чтобы можно было с точностью узнать, когда именно родился Ян Гус. По одним источникам он появился на свет в 1369 году, по другим – в 1371 году. Это произошло в маленьком местечке Гусинец, расположенном на юге Чехии. В те времена понятие «фамилия», ушедшее с Древним Римом, только начинало возрождаться. Так что свою фамилию Ян Гус получил по названию города, в котором родился – Гусинец.

Крестьянская семья, где родился мальчик, была очень бедной. Биографам удалось установить, что отца его звали Михаил и в семье, помимо Яна, было ещё два сына. Несмотря на нищету, родители очень хотели отдать ребёнка в школу, надеясь на то, что он выучится и станет священником. В конце XIV века для бедного мальчика из незнатной семьи школа была единственным способом пробиться в люди. Обучение в школе родители Яна Гуса воспринимали как дорогу вовсе не к знаниям, а к спокойной дальнейшей жизни, относительному материальному благосостоянию, хорошему питанию.

Ближайшее учебное заведение находилось в местечке Прахатице, от Гусинца нужно было идти целый час. И мальчик пошёл в эту школу, затрачивая ежедневно два часа на дорогу (туда и обратно). По сравнению с его родным городком, Прахатица казалась ребёнку яркой и большой, через неё проходила основная дорога на Прагу, юг Германии и Австрию. В городе был выстроен собор, который казался маленькому Яну огромным. А также в Прахатице уже к тому времени получили большое развитие различные виды ремесла, которые и по сей день славят Чехию, особенно изготовление чудесных стеклянных и серебряных блестящих изделий.

Главными школьными предметами для Яна Гуса стали риторика, диалектика и грамматика. В старших классах добавились астрономия, арифметика и естественные науки.

Университет

Несмотря на материальные трудности и бедность, семья приложила все усилия, чтобы продвигать Яна дальше. В 18 лет парень окончил школу и вместе с мамой отправился в Прагу, чтобы поступать в университет. Сегодня это учебное заведение является одним из старейших университетов в Европе.

Мама решила преподнести подарки университетскому начальству в виде живого гуся из домашнего подворья и большого мягкого белого калача. Однако уже на самих подступах к Праге, гусь сбежал, пришлось маме угождать руководству учебного заведения лишь одним калачом. То ли выпечка оказалась слишком вкусной, то ли знания у Яна были достойные, парня всё-таки приняли в университет.

В учебном заведении было три факультета – медицинский, богословский и свободных искусств. Ян Гус поступил на факультет искусств, потому что обучение на двух других стоило гораздо дороже, хотя потом вся его жизнь была связана с богословием, вернее с его критикой.

Студенческие годы Яна Гуса прошли в полной нищете. Питался он лишь гороховой похлёбкой, потому что она была дешевле всей остальной еды. Ему не за что было даже купить посуду. Каждый раз он делал себе ложку из хлебного мякиша в надежде, что она прослужит ему долго. Но всё время он съедал эту свою хлебную ложку вместе с похлёбкой, так как был невероятно голоден.

В 1393 году Ян Гус получил степень бакалавра, а в 1396 году – магистра искусств.

Преподавательская деятельность

За время обучения в университете Ян Гус проявил склонность к теологии (науке, изучающей религию). Поэтому сразу, после того как он получил степень магистра, Гусу предложили остаться в учебном заведении и заняться преподавательской деятельностью.

Молодой преподаватель мыслил свободно. Со своими студентами Гус начал изучать труды английского богослова и профессора Оксфордского университета Джона Уиклифа, несмотря на то, что его работы в области теологии в 1382 году были признаны еретическими. Однако Ян этого не боялся, он не только излагал студентам теорию Уиклифа, но и развивал её. Гус отвергал духовную безграничную власть Папы Римского, утверждая, что истинный глава католической церкви – Иисус Христос. А богатство церкви Ян обличал гораздо категоричнее Уиклифа.

Несмотря на то, что Ян Гус был вольнодумцем, а сочинения Уиклифа публично сожгли на костре, в 1401 году молодого преподавателя назначили деканом философского факультета, а в 1402 году ректором в Пражском университете.

Ян Гус был первым в этом учебном заведении ректором, который по национальности являлся чехом, до 1402 года подобной должности удосуживались только немцы. К тому же это была удивительная карьера для сына бедных крестьян.

Проповедническая деятельность

Карьерный рост объяснялся тем, что Гус помимо широкого образования имел бесспорные таланты и был очень популярным в то время оратором. С 1401 года в костёле Святого Михаила Гус проводил проповеди, на которых собиралось множество народа. А уже в следующем, 1402 году, его назначили проповедником и настоятелем в частной Вифлеемской часовне, которая располагалась в старой части Праги. Эта часовня была основана в 1391 году и от остальных отличалась тем, что в ней богослужения велись не на латыни, а на чешском языке. На проповеди к Гусу порой собиралось около трёх тысяч человек.

Читать еще:  Приметы ноября. Народные приметы ноября

В своих рассказах Ян затрагивал повседневную жизнь, что для того времени было очень необычно. Несмотря на то, что сам был глубоко верующим человеком, он критиковал церковь и вскрывал недостатки людей, находящихся на церковном служении. Его мнение шло вразрез с официальной политикой католической церкви:

  • Священники не должны были заниматься продажей церковных должностей и таинств. Деньги можно было брать лишь с богачей и то в малом количестве, необходимом для удовлетворения первых жизненных потребностей священнослужителя.
  • Несмотря на то, что хочется спокойной и благополучной жизни, каждый христианин должен не бояться рисковать ею в поисках правды.
  • Преемники Христа должны быть бедными, как апостолы. А они, наоборот, только и думают об увеличении своего богатства.
  • Слепое подчинение церкви неприемлемо, необходимо думать своею головою. К этому тезису Гус приводил слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба окажутся в яме».
  • Иметь собственность достойны только справедливые люди. Если богач несправедлив, значит, он вор.
  • Власть, которая нарушает Божьи заповеди, не может быть им признана.

Другие тоже наблюдали развратную и циничную жизнь духовных служителей, но боялись наказаний и старались помалкивать. Гусу молчание было несвойственно, он начал вести борьбу. Ян прекрасно понимал, насколько опасно было его решение, ведь знал, как по всей Европе сжигали на кострах инквизиции еретиков.

Для продвижения учений Гус пользовался не только кафедральными проповедями. По его указанию стены в Вифлеемской часовне расписали картинами с назидательными сюжетами. Он является автором нескольких песен, ушедших в народ, и реформатором чешского правописания. Благодаря его латинскому труду «Чешская орфография» книги стали более доступны простым людям. Ему принадлежит разработка диакритических знаков.

Помимо всего прочего, Ян был ещё страстный патриот Чехии. Ему принадлежит перевод Библии на чешский язык, тем самым он отнял у священников их эксклюзивное право зарабатывать на её толковании. Ещё Гус был ярым противником немецкого засилья в Чехии. Хоть в 1212 году Чехия и получила юридическое признание независимости, на всех ключевых должностях всё равно были немцы (ректоры, бургомистры, военные начальники). Ян Гус проповедовал, что «в королевстве Чешском по закону природы чехи должны быть первыми на должностях».

Преследование и казнь

Всё большие толпы людей собирались на проповедях Яна Гуса, а главам церковных учреждений становилось всё неспокойнее, в лице этого проповедника они видели своего страшного и опасного врага.

В 1408 году арестовали друзей Гуса и обвинили в ереси. А в 1409 году теперь уже против самого Яна издал буллу папа Римский (булла – это важнейший папский документ со свинцовой печатью). Согласно этой буллы пражский архиепископ предпринял против Гуса карательные действия: ему запретили проповедовать, а все книги Яна собрали и сожгли.

Но влияние Гуса на простых людей продолжало расти, и тогда в 1411 году архиепископ пражский назвал его еретиком.

Осенью 1414 года лопнуло терпение и у Папы Римского. По его инициативе Гус был вызван на Вселенский собор в город Констанц. Проповеднику сказали, что высшие церковные иерархи желают послушать его лично и понять ход его мыслей.

В то время Чехия юридически подчинялась императору Сигизмунду, он также присутствовал на Вселенском соборе. По его приказу Яну Гусу вручили охранную грамоту, которая гарантировала проповеднику беспрепятственное возвращение в Прагу. Однако позже выяснилось, что Сигизмунд не только обманул Гуса, выдав ему обычную подорожную грамоту, но и затребовал для Яна смертной казни на костре.

Гуса обвинили в ереси, а также в том, что он организовывал изгнание немцев из Пражского университета. Его арестовали и заключили в тёмный сырой подвал доминиканского монастыря. От Гуса требовали, чтобы он отрёкся от своих еретических взглядов и покаялся. Но Ян написал к собору заявление: «Они хотят, чтобы я отрёкся. Но тогда я изменю своей совести и посрамлю веру Христову. Если я отрекусь от истины, то как смогу потом посмотреть на небо и в глаза своему народу? Никогда я этого не сделаю».

Его приговорили к смертной казни, которую исполнили 6 июля 1415 года. Гуса вывели из города Констанца на луг, где посередине воткнули в землю острый деревянный кол наподобие столба. К нему привязали проповедника верёвками и цепями, а вокруг разложили охапки дров, хвороста, вязанки соломы. Ему, уже поглощённому огнём, предлагали последний раз: «Отрекись!» Гус этого не сделал и заживо сгорел. После сожжения, чтобы не осталось на земле никаких его останков, прах кинули в поток реки Рейн.

Казнь Яна Гуса привела к тому, что его последователи (гуситы) вступили в военные действия против католиков. Гуситские войны оказались опустошительными для Европы, продолжались с 1419 по 1434 годы, ни одна из сторон не добилась каких-либо значимых результатов, и противники были вынуждены пойти на компромисс.

До сегодняшнего дня Ян Гус не реабилитирован католической церковью. Тем не менее в современной Чехии он пользуется огромным уважением, его почитают как борца за национальную самобытность против немцев. Ему установлено много памятников, большое количество музеев и улиц носят имя Яна Гуса.

В 1915 году в центре Праги на Староместской площади (это старинная площадь, которая расположена в исторической части города Старом Месте) был воздвигнут памятник Яну Гусу в день 500-летия его казни.

Каждый год в Чехии и Словакии в день его казни, 6 июля, зажигают костры.

Ян Гус не раз упоминался в поэзии. О нём написал Тарас Шевченко свою поэму «Еретик», Фёдор Тютчев посвятил ему стих «Гус на костре», Евгений Евтушенко вспоминал про Яна Гуса вместе с Пушкиным и Петефи в своём произведении «Танки идут по Праге…»

Доклад на тему “Роль Яна Гуса в развитии чешской культуры и письменности”

Ян Гус родился в селе Гусинец на юге страны, недалеко от баварской границы. День его рождения, а также год не определены с полной достоверностью. Но год рождения Гуса вычисляют, зная год его поступления в Пражский университет, хотя в XIV и XV веках на университетских скамьях и в низших классах рядом с мальчиками часто сидели бородатые юноши. Как бы то ни было, принято считать, что Гус родился в 1369 году.

Сведения о детстве и отрочестве Гуса довольно скудны. Настоящее имя его “Ян из Гусинца” еще школьными товарищами было сокращено до Гуса, а Гус по-чешски означает, как и по-русски, “гусь”. Так школьное прозвище Гуса вошло в историю.

О родителях Гуса известно только, что у них было еще несколько сыновей. В очень раннем возрасте Гуса отправили в Прагу учиться. В столице он жил, как и все тогдашние небогатые школьники, добывая себе пропитание пением и прислуживанием в храмах. В сочинениях Гуса сохранились отрывочные замечания об этом периоде жизни: “Когда я был голодным мальчуганом, я делал из хлеба ложечки, которыми ел горох до тех пор, пока наконец не съедал и ложки”. Очень рано Гус стал помышлять карьере священника: вероятно, с этой целью он и был отдан родителями в ученье. По словам Гуса, его представление о священстве было связано в первую очередь с хорошим достатком.

По окончании низших школ Гус записался в Пражский университет на факультет “свободных искусств” (по-чешски — “свободных умений”), почти соответствовавший тому, что немцы называют философским факультетом, с тем, однако, различием, что он был необходимой подготовительной ступенью к трем высшим факультетам. В университете Гус, по его собственным словам, не уклонялся ни от чего, участвуя и во всем важном, и во всем легкомысленном. Впрочем, легкомыслие Гуса ограничивалось самыми невинными забавами. Несмотря на рвение Гуса к учебе, профессора не признали в нем особенных способностей. В экзаменационных списках он находился в числе “средних”. Зато сам Гус многих из своих профессоров вспоминал с большим уважением и признательностью: одного называл “ясным оратором”, другого — “прекрасным проповедником, подобным трубному гласу”.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Достоверно известно, что степень бакалавра свободных искусств Гус получил в 1393. В следующем году он приобрел степень бакалавра богословия, еще два года спустя, в 1396, был уже магистром свободных искусств. Дальше этого Гус не пошел. Он не добивался степени доктора богословия и на всю жизнь остался магистром.

Читать еще:  Спелая вишня на дереве. К чему снится вишня мужчине и женщине

С 1398 Гус преподавал богословие в Пражском университете, в 1401-1402 был деканом факультета свободных искусств, в 1402-1403 и 1409-1410 – ректором университета. С 1402 года Ян Гус стал проповедовать в специально построенной Вифлеемской часовне (Прага), которая превратилась в центр распространения реформаторских идей. Так, например, он считал, что:

  • нельзя взимать плату затаинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.
  • нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова изСвященного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».
  • власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.
  • собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.
  • каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.

Именно в это время друг Яна Гуса Иероним Пражский привез из Оксфорда сочинения Джона Уиклифа, запрещенного в Чехии. Гус попал под влияние идей Уиклифа и открыто объявил себя сторонником его учения. В своих проповедях Гус осуждал развращенность клира и обличал нравы духовенства, призывал лишить церковь собственности, подчинить ее светской власти, требовал реформы церкви, выступал против немецкого засилья в Чехии вообще и в Пражском университете в частности. Эта критика импонировала шляхте, мечтавшей захватить церковные земли и богатства. Проповеди Гуса отвечали и требованиям бюргерства, стремившегося к “дешевой” церкви. Кроме этого, король Вацлав IV стал на сторону Гуса и в 1409 году подписал Кутнагорский декрет, превративший Пражский университет в чешское учебное заведение. Руководство университетом перешло в руки чехов, немецкие магистры его покинули. Но Пражский университет из международного центра превратился в провинциальное учебное заведение.

1409–1412 годы – время полного разрыва Яна Гуса с католической церковью и дальнейшего развития его реформационного учения. Вслед за Уиклифом он поставил авторитет Священного писания выше авторитета папы, церковных соборов и папских постановлений, которые, по его мнению, противоречили Библии. Идеалом Яна Гуса была раннехристианская церковь. Источником веры Ян Гус признавал только Священное писание. К 1410–1412 годам положение Яна Гуса в Праге ухудшилось, против него выступил пражский архиепископ.

В 1412 Ян Гус выступил против продажи папских индульгенций, после чего Вацлав IV отказался дальше поддерживать опасного еретика, так как это наносило удар по его и без того слабому международному престижу. В 1413 году появилась булла с отлучением Яна Гуса от церкви и интердиктом на Прагу и другие города, которые предоставят ему убежище. Под давлением обстоятельств Ян Гус вынужден был покинуть столицу и в течение двух лет жил в замках покровительствовавших ему дворян, продолжая проповедовать в Южной и Западной Чехии. В изгнании Ян Гус написал опус “О церкви” (1413) с критикой всей организации католической церкви и церковных порядков. Гус отрицал особое положение папы, но не отвергал католические догматы и не призывал к уничтожению феодальной собственности насильственным путем. Вместе с тем Ян Гус беспощадно критиковал практику причастия, по которой священнослужители причащались хлебом и вином, а миряне довольствовались только хлебом. Гус доказывал, что в раннем христианстве все верующие причащались одинаково. Этот тезис имел особое общественное значение, поскольку уравнивал служителей церкви с другими слоями населения. В дальнейшем ученики и последователи Яна Гуса начали причащать простой народ и вином.

В учении Яна Гуса церковь увидела опаснейшую ересь. В 1414 проповедника вызвали в немецкий город Констанц на церковный собор, чтобы предотвратить раскол в церкви и осудить ереси. Брат короля Вацлава IV император Священной Римской империи Сигизмунд I Люксембургский предоставил проповеднику охранную грамоту. Гус поехал в Констанц в надежде отстоять свои убеждения в диспуте с целым Собором. Но несмотря на охранную грамоту, Гуса остановили в пути и заточили в темницу Готлибен. Через 70 голодных и беспросветных дней, 5 июня 1415 его привезли в Констанц, где потребовали отречения, не предоставив слова. 1 июля 1415 узнику вручили текст отречения, составленного в мягких выражениях. Гусу предлагалось отречься только от тех статей его учения, которые он сам находил еретическими, так что он мог еще избежать смерти.

6 июля Яна Гуса привели в кафедральный собор и зачитали приговор, по которому, в случае если он не отречется от своих взглядов, его отправят на костер. Ян Гус произнес: “Не отрекусь!”, после чего его лишили сана священника и сразу же казнили. С его казнью связан ряд легенд. Так, старушке, из благочестивых побуждений подложившей вязанку хвороста в его костёр, он якобы воскликнул: «О, святая простота!» (O sancta simplicitas!). А также предсказал появление через сто лет великого реформатора, чьи начинания не будут уничтожены (Мартина Лютера), сказав: «Я-то — Гусь, а за мной придёт Лебедь!». Через некоторое время на костре был сожжён также Иероним Пражский, один из его сподвижников.

Прах Яна Гуса попал в воды Рейна. А его казнь всколыхнула чешское общество и положила начало гуситскому движению. Ян Гус был объявлен чешским святым.

Гус стал основоположником чешской латинской графики с диакритическими (от греч. διακριτικός – различительный) значками, которые упростили чешское письмо. Уже с XIV века появляется обильная литература на чешском языке. Для её записи использовался латинский алфавит, букв которого, однако, не хватало для передачи всех чешских звуков. Поэтому в письменность вводились различные диграфы (spřežkový pravopis), однако без какой-то единой системы (так, для t͡ʃ использовались c, cz, czz, chz, ch).

В 1406 году Яном Гусом был написан орфографический трактат (Orthographia Bohemica (чеш.)), в котором для чешского языка предлагалась последовательная система орфографии. Для обозначения тех чешских звуков, для которых не хватало букв в латинском алфавите, предлагалось ввести буквы с диакритическими знаками. Так, для передачи шипящих и мягких служила точка над буквой, например, ċ, ṡ, ż, ṙ, ṅ, ṫ, впоследствии заменённая гачеком (háček «крючок»), например, č, š, ž, ř, ň, ť. Для передачи долготы гласных использовалась чарка (čárka «чёрточка»). Правописание с диакритиками было принято не сразу и не везде. Вплоть до середины XVI века диграфическая и диакритическая орфографии использовались параллельно. Удобная система правописания с диакритическими знаками, предложенная Гусом, укоренилась в чешском языке и впоследствии повлияла на реформы правописания в других языках (словацкий, литовский). В результате реформ процесс чтения и письма стал проще и ближе к нормам устной речи. А это в свою очередь облегчило распространение грамотности в народе. Любопытно, что в своих сочинениях Гус прямо обращался к широким читательским кругам (в частности труд “О познании истинного пути к спасению”). Гус выработал особый доходчивый стиль полемики, не отвлеченной, а жизненно мотивированной и по существу утвердил в чешской литературе новый тип прозы.

Кроме этого, Гус перевел на чешский язык Библию, которую сожгли вместе с ним.

Очевидно, что во всех суждениях о Гусе главную роль играет не его учение, а его жизнь и еще более его героическая смерть. И это вполне справедливо.

Учение Гуса имело огромное значение для своего времени, но не в нем заключается главная причина обаяния его личности. Нравственное мужество, стойкость в защите своих убеждений – вот в чем следует видеть значение Гуса, которое надолго переживет оставленные им фолианты.

Считать Гуса, как это делают иные историки, последователем какой-либо односторонней философской, религиозной или даже узконационалистической доктрины – значит не понимать ни его личности, ни той роли, которую он сыграл в истории. Широкая терпимость, требование безусловной свободы мысли и убеждения, требование полного согласования учения с жизнью, слова с делом – вот что характеризует Гуса и отличает его от многих религиозных, социальных и национальных реформаторов.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Источники:

http://www.syl.ru/article/363432/gusitskoe-dvijenie-prichinyi-uchastniki-itogi-znachenie-yan-gus
http://stories-of-success.ru/yana-gusa
http://nauchniestati.ru/bank/primery/doklad-na-temu-rol-jana-gusa-v-razvitii-cheshskoj-kultury-i-pismennosti/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: