Почему в польше было много евреев. Oadam о геноциде евреев в довоенной Польше

В Польше были формы антисемитизма, каких не знал и Третий рейх. Колонка Владимира Тулина

Вице-спикер Польского сейма Малгожата Кидава-Блоньска объявила, что на ближайшем заседании может быть представлен проект резолюции против «российской пропаганды, очерняющей Польшу». По ее словам, борьба с ложью о стране и ее истории должна быть последовательной и серьезной, для того чтобы быть эффективной.

Тут с пани Кидава-Блоньской трудно не согласиться, и поэтому давайте рассмотрим историю Польши с момента ее возрождения в 1918 году. Новая страна по праву могла называться рожденной революцией, так как именно Октябрьская революция привела к тому, что все три империи — Российская, Германская и Австро-Венгерская, — окончательно поделившие Речь Посполитую в 1795 году, проиграли Первую мировую войну. Об этом в польских учебниках, разумеется, не пишут, а пишут, что Вторая Речь Посполитая была миролюбивым и демократическим государством, а ее вождю Юзефу Пилсудскому стоит памятник на одной из центральных площадей Варшавы. Ввиду того, что это, очевидно, самый почитаемый политик XX века в современной Польше, то давайте вспомним его биографию.

Начальное образование Пилсудский получил в Первой виленской гимназии, где вместе с ним учился Петр Столыпин, а позже — Феликс Дзержинский. Польские русофобы любят цитировать гневные высказывания Юзефа Пилсудского против большевиков и их вождя — Владимира Ленина. Между тем в свое время их объединяла, так сказать, братская связь. Дело в том, что их старшие братья — Бронислав и Александр — состояли в одной и той же организации, которая была террористической. Во всяком случае называлась она «Террористическая фракция партии «Народная воля». Володя Ульянов учился в гимназии в далеком Симбирске и о тайной деятельности брата Александра в Санкт-Петербурге ничего не знал, а 20-летний Юзеф Пилсудский помогал старшему брату Брониславу. Убить российского императора Александра III не удалось, и все члены организации были арестованы.

Александр Ульянов был повешен, такой же приговор получил и Бронислав Пилсудский — именно он достал взрывчатку для бомбы, которой предполагалось взорвать императора. Однако потом ему неожиданно заменили смертную казнь на каторгу, причем не пожизненную, а 15-летнюю. Еще более странно, что его «каторжные работы» на Сахалине заключались в исследовании образа жизни и обычаев коренного населения. Пилсудский стал известным ученым-этнографом. После отбытия наказания уехал за границу, где в мае 1918 года утонул в реке Сене. Его младший брат Юзеф получил пять лет ссылки в Сибирь, а вернувшись оттуда, вступил в партию польских социалистов и продолжил террористическую деятельность. В уставе этой организации прямо было записано, что «каждый член партии обязан принимать участие в боевой акции минимум раз в год».

Когда в 1904 году началась русско-японская война, Юзеф Пилсудский сразу предложил свои услуги японской разведке и сумел получить от нее 10 тысяч фунтов стерлингов. Вместе с однопартийцами он несколько раз взрывал железнодорожные пути, но их сразу восстанавливали. Собранная им военная информация японцев не удовлетворила, а на предложение Пилсудского создать из пленных поляков легион для войны с Россией они ответили отказом.

Когда деньги от японцев кончились, Пилсудский организовал ограбление поезда, перевозившего казенные деньги в Санкт-Петербург. К нападению он привлек 19 однопартийцев, в том числе четырех женщин. Ограбление, несомненно, вошло в историю, так как в нем, помимо будущего вождя Польши, участвовали три будущих премьер-министра и несколько министров и руководителей госорганов Второй Речи Посполитой. В ходе него был убит русский солдат, ранено еще пять и похищено более 200 тысяч рублей. Затем Юзеф Пилсудский активно сотрудничал с разведкой Австро-Венгрии и помогал создавать польский легион для борьбы с Россией во время Первой мировой войны. Впрочем, ее он тоже предал, когда увидел, что она терпит поражение, и в 1918 году призвал поляков, которые должны были отправиться в армию, не присягать Австро-Венгрии и Германии. Теперь он сотрудничал с Великобританией и Францией и с их помощью встал во главе возрожденной Польши.

Вначале Польша под руководством Юзефа Пилсудского получила земли, отнятые от Германии и Австро-Венгрии после их поражения в Первой мировой войне, заменив своими войсками уходившие оттуда немецкие и австро-венгерские. Потом она «отблагодарила» большевиков, при помощи которых возродилась их страна, и в январе 1919 года начала войну с Советской Россией. Пользуясь тем, что основные силы Красной армии были заняты на фронтах борьбы с белогвардейцами, польским властям удалось осуществить «вековую мечту» — воссоздать Речь Посполитую в границах 1772 года. Но этого им показалось мало — польские войска пошли дальше, в мае 1920 года захватили Киев и даже после этого продолжили наступление, форсировав Днепр. Теперь полякам, очевидно, хотелось границ 1612 года, то есть взятия Москвы. Во всяком случае еще в январе 1920 года правитель Польши Юзеф Пилсудский в беседе с английским дипломатом Мак-Киндером заявил, что польские войска могут взять Москву весной 1921 года. Интересно, а если бы произошло чудо и поляки в третий раз оказались бы в Москве, то удовлетворило бы это их территориальные претензии или они двинулись бы дальше к озеру Байкал на соединение с японцами?

В Польше любят вспоминать, как они разгромили Красную армию, которая пыталась взять Варшаву в 1920 году, а вот то, что эта армия пришла туда в ответ на польскую агрессию, «забывают». Польское нападение имело ту же цель, что и нападение на нашу страну Третьего рейха в 1941 году. Впрочем, Вторая Речь Посполитая и Третий рейх были похожи не только этим. И там и там в большом почете был антисемитизм. Уже в 1919 году были уволены все евреи, работающие на польских железных дорогах, а позже и на всех постах на государственной службе. В 1937 году евреям в Польше запретили работать адвокатами. Бойкот еврейских магазинов в Польше по своим размахам превосходил нацистский: во-первых, привлекалась армия и у магазинов выставляли часовых, а во-вторых, бойкотировались не только еврейские, но и немецкие магазины.

Читать еще:  Молитва об успокоении душевного состояния. Молитва о спокойствии

Все антисемитские законы Третьего рейха находили горячее одобрение в польском обществе. Очевидно, и в Польше были бы приняты аналогичные законы, но это запрещала тогдашний ее покровитель — Великобритания, которая опасалась еврейской эмиграции в подмандатную ей Палестину. Тем не менее около 100 тысяч польских евреев перебрались туда до начала Второй мировой войны.

Были в Польше такие формы антисемитизма, которых не знал и Третий рейх. Например, так называемое «гетто за партами» (getto ławkowe) — студентов-евреев сажали в университетских аудиториях на задних обособленных местах. Первыми до этого додумались в Львовской политехнической школе в 1935 году, а к 1937 году эту меру ввели во всех университетах при активной поддержке министерства образования. Таким образом, если в Третьем рейхе борьбу с евреями возглавляли активисты нацистской партии, то в Польше — цвет интеллигенции, преподаватели университетов.

Евреев — на Мадагаскар

Сущестовал в Польше и свой план «окончательного решения еврейского вопроса». Их всех предполагалось переселить на остров Мадагаскар после передачи этой французской колонии Польше. Еще в 1935 году министр иностранных дел Юзеф Бек создал для этого рабочую группу, а в 1937 году польская официальная делегация во главе с майором Мечиславом Лепицким посетила остров. Передача Мадагаскара Польше не состоялась, соответственно, сорвалась и депортация туда евреев. План очень понравился германским нацистам, которые внимательно его изучили в начале Второй мировой войны и даже думали осуществить, но захват острова английскими войсками снова сорвал его. В октябре 1938 года нацисты выслали из Германии 17 тысяч евреев, имевших польское гражданство. Однако Польша почти никого из них не приняла, заблокировав у своей границы. Тогда власти Третьего рейха отправили их в концентрационные лагеря.

Президент России Владимир Путин совершенно справедливо назвал польского дипломата Юзефа Липского сволочью и антисемитской свиньей, но весь ужас в том, что он и не мог быть другим, учитывая, какое государство представлял.

Антисемитская политика Второй Речи Посполитой пустила такие глубокие корни в польском обществе, что борьба против евреев продолжилась даже после ликвидации этого государства. Это признают и официальные польские власти. Даже государственный Институт национальной памяти Польши, известный своей антироссийской позицией, опубликовал в 2002 году доклад о том, что поляки совершили 30 еврейских погромов в 24 населенных пунктах. Так, в селе Едвабно 10 июля 1941 года местные жители согнали в овин всех проживающих в селе 1600 евреев и сожгли их заживо, поделив после этого их имущество. Этим они сильно удивили немецкие оккупационные власти, которые еще только планировали отправку евреев в концлагерь. До начала Второй мировой войны в Польше проживало 3,3 миллиона евреев. Пережить ее смогли только 350 тысяч, в основном те, кто оказался в СССР.

Последние в Европе еврейские погромы произошли в 1946 году, когда уже и Третий рейх ушел в историю. Его борьбу с евреями продолжили в Польше. В городе Кельце в результате погрома погибли 47 человек, в том числе беременные женщины и дети. Произошел погром и в Кракове. В беспорядках принимали участие польские военнослужащие и полицейские. После этих погромов Польшу покинули 60 тысяч евреев. С 1948 года начали постепенно закрываться все еврейские организации, включая культурные и благотворительные. Практически прекратилось обучение на еврейском языке. В результате к 1967 году в Третьей Речи Посполитой, как иногда называют Польшу, осталось 30 тысяч евреев. Руководитель Польши, первый секретарь ЦК ПОРП Владислав Гомулка, на митинге в Лодзи 19 июня назвал евреев, радовавшихся победе Израиля над арабами, «пятой колонной». Была проведена чистка в армии: всех высших офицеров, евреев по происхождению, заставили выйти в отставку. Начались увольнения в партийном и государственном аппаратах. В результате развернувшейся борьбы с сионизмом к 1970 году в Польше осталось всего 6000 евреев.

В Польше недавно сильно возмущались оценкой, которую дал их довоенной политике и дипломату Владимир Путин, но вот оценка премьер-министра Израиля Ицхака Шамира, которую в феврале 2019 года повторил министр иностранных дел этой страны Исраэль Кац: «Каждый поляк впитывает антисемитизм с молоком матери». И это сказано о современной Польше, где, согласно многим социологическим опросам, самый высокий уровень антисемитизма, хотя почти нет евреев.

Читать еще:  Сонник приснился котенок серый. К чему снится котенок серый — толкование сна по сонникам

Почему в Речи Посполитой жило больше всего евреев в мире

На земле не было места с большей концентрацией евреев, чем Речь Посполитая. Об этом могут свидетельствовать миллионы евреев, проживавших в государствах–наследниках Речи Посполитой – Польше, Литве, Белоруссии и Украине.

Пришлый народ

В раннем средневековье евреи большей частью концентрировались на землях Киевской Руси и в центральной части Европы. Только после монгольского завоевания южнорусских княжеств евреи стали мигрировать на территории Великого княжества Литовского и Королевства Польского. Так, раввинские хроники свидетельствуют о присутствии евреев в Кракове уже в первой половине XI века, еще через столетие там возникают первые иудейские общины.

Конец XIII – начало XIV столетия отмечены двумя волнами еврейской миграции в Польшу с территории Германии, что в первую очередь было вызвано некоторыми преимуществами в занятиях коммерческой деятельностью предоставляемыми евреям в Королевстве. Евреи-мигранты адаптировали на новых землях те формы сотрудничества с властями, к которым они привыкли на Западе. Речь идет о предоставлении товаров и услуг через гарантированные законом протекции государя.

В Польше хоть и не существовало подобных законодательных норм, однако евреи постепенно смогли найти общий язык с королем и наладить взаимовыгодное сотрудничество. Налоги, получаемые от евреев, стали на многие столетия одним из самых стабильных источников пополнения королевской казны.

Под протекцией короля

В 1264 году польский король Болеслав Благочестивый издал хартию, дающую евреям привилегии на территории Малой Польши. По мнению историков, она воспроизводит другой документ – «жалованную грамоту» дарованную австрийским герцогом Фридрихом II евреям Вены.

Хартия Болеслава по сути закрепляла на бумаге взаимную выгоду. С одной стороны, она обеспечивала евреям неприкосновенность личности и имущества, гарантировала свободу вероисповедания и переадресовывала судебные разбирательства, возникающие между христианами и евреями, под юрисдикцию короля или его наместника – воеводы.

В хартии, в частности, говорилось, что «в соответствии с эдиктами папы мы запрещаем со всей строгостью на будущее обвинять еврея, проживающего в нашем государстве, в том, что он якобы использовал человеческую кровь, поскольку все евреи по своей вере избегают использовать кровь вообще».

Грамота Болеслава, тем не менее, не обеспечивала полную законодательную базу, которая бы регулировала правила проживания евреев в Королевстве Польском. В 1267 году в дело вмешался церковный собор, который во Вроцлаве постановил, что евреи обязаны проживать отдельно от христиан. В каждом из польских городов для евреев требовалось выделить один из кварталов где должна была находиться одна синагога.

Собор обязывал евреев носить отличительные знаки, им запрещалось нанимать прислугу из христиан, а последним – служить у евреев и покупать у них продукты. В постановлении святых отцов отмечалось, что поляков надо особенно тщательно оберегать от контакта с евреями, так как они – «юный росток на христианской почве».

Королевская любовь

Ровно через столетие после хартии 1264 года польский король Казимир III распространил данные Болеславом привилегии евреям уже на всю территорию Польши. Молва связывала поступок Казимира IIIс увлечением еврейкой по имени Эстерка, которая судя по портретам была красивой женщиной с ласковыми добрыми глазами и чувственными полными губами.

Король поселил свою возлюбленную в своем Краковском дворце и вскоре у них пошло потомство. Девочек было решено воспитывать в иудаизме, мальчиков – в католической вере. Впоследствии сыновья Казимира III Пелко и Немир стали родоначальниками польских дворянских родов.

Неизвестно, насколько повлияла возлюбленная короля Эстерка на продвижение евреев, но Казимир распорядился построить рядом с Краковым еврейское местечко, которое благодарные иудеи назвали в честь своего покровителя – Казимеж. Краков быстро разрастался и вскоре Казимеж превратился в один из его районов. Казимеж был особым местом – здесь жили не по законам Королевства, а по предписаниям Талмуда. Известно, что Казимир любил бывать здесь, подолгу беседуя с еврейскими учеными и мудрецами.

Надо приспосабливаться

К XVI столетию в центральной и восточной Европе складывается отдельный еврейский субэтнос – ашкенази, значительная часть которого проживала на территории Речи Посполитой. Здесь в отличие от соседней Германии евреи не были стеснены большим количеством законов, ограничивавших сферы их профессиональной деятельности, что обеспечивало постоянный приток представителей иудейской веры в польские и литовские земли. В XVI столетии из 11-миллионного населения Речи Посполитой примерно 800 тысяч были евреями.

Свобода, в которой оказались евреи, беспокоила многих поляков. В частности, в 1485 году краковские католики попытались запретить евреям любую деятельность, кроме «закладов за просроченные долги». Однако превратить евреев исключительно в ростовщиков им не удалось. В 1521 году уже главы львовского магистрата жаловались в Познань:

«Неверные евреи лишили нас и наших занимающихся купечеством сограждан почти всех источников пропитания. Они овладели всей торговлей, проникли в местечки и села, не оставили христианам ничего». Однако и в этом случае никакой реакции не последовало. Король не желал терять в лице польского еврейства мощный торгово-экономический пласт, который обеспечивал в том числе и финансовую стабильность государства.

Тем не менее, евреи постепенно сосредотачивали свою деятельность в нише, в которой их не могли побеспокоить представители других национальностей и вероисповеданий – это посреднические функции между горожанами и крестьянами. Суть деятельности такова: сначала еврей-посредник скупал у крестьян сырье и перепродавал его в город, затем закупал у горожан готовую продукцию и снова перепродавал ее уже в село.

Читать еще:  Приснилось что родила девочку. Родить девочку в сновидении: к чему снится пополнение в семье? Если беременной снится, что она родила девочку

Занять такую нишу не евреям было тяжело: нужно было много и упорно работать, лавировать и приспосабливаться, чтобы стать полезным одновременно горожанину и крестьянину. «Навар» от такой деятельности был небольшой: чуть завысь тариф, и крестьянин с горожанином стали бы договариваться напрямую.

Ближе к концу XVI столетия евреи постепенно выходят из-под влияния короля и попадают в сферу интересов магнатов. Евреи превращаются в пусть и зависимое, но вполне обособленное феодальное сословие. Они строят корчмы и кабаки, дороги и гостиницы, мастерские и заводы, тем самым участвуя в создании транспортной и хозяйственной инфраструктуры Королевства. С евреями в Речи Посполитой считаются, но главное – в них нуждаются.

Польский вклад в уничтожение евреев.

Наверное, единственное, в чем поляки охотно и в массовом порядке сотрудничали с гитлеровцами, так это в уничтожении евреев. Случаи помощи евреям были настолько редки, что об этом пишут книги и снимают фильмы. Накануне немецкой оккупации еврейская община Польши насчитывала 3 300 000 человек. Она была самой крупной в Европе и составляла 10 процентов от общего населения страны.
После войны в живых оставалось всего 380 000 польских евреев. Сегодня в Польше их менее тысячи.
Из еврейских погромов, учиненных поляками во время гитлеровской оккупации наиболее известен пожалуй погром в Едбавне. Сначала поляки убивали евреев в Едбавне и его окрестностях по одиночке — били палками, забивали камнями, отрубали головы, оскверняли трупы. 10 июля 1941 г. поляки собрали около 40 человек из числа оставшихся в живых евреев на центральной площади города. Им было приказано разбить установленный там памятник В.И. Ленину. Затем их заставили под пение советских песен вынести за город обломки этого памятника, которые были затем захоронены на еврейском кладбище. Во главе этой траурной колонны шел местный раввин. После этого всех евреев, в том числе женщин и детей, завели в пустой амбар, хладнокровно расстреляли, а тела закопали там же. Однако этим дело не ограничилось. К вечеру в этот амбар согнали остальных евреев из числа жителей Едбавне, включая женщин и детей, и сожгли заживо. Общее количество жертв составило не менее 1600 человек.
Несколько немецких шуцманов, присутствовавших при этом, не вмешивались.
Лет десять назад мне пришлось стать свидетелем страшного разговора. Корреспондентка (американка, как помнится) задала вопрос пожилой польке, свидетельнице произошедшего, рассказывавшей о погроме: “Как Вы относитесь к этим событиям сегодня, почти 60 лет спустя?” Ответ меня потряс до глубины души: “Я сама сегодня сделала бы тоже самое”. Может я и усомнился бы в ее ответе, если бы на вопрос “А что стало с домами и имуществом?” она не ответила совершенно равнодушно “Забрали себе, конечно”.
Произошедшее тщательно скрывалось после войны и только в конце мая 2001 года польский католический епископат принес покаяние за истребление евреев в Едвабне. А в июле 2002 и польское правительство официально признало, что преступление было совершено не немецкими солдатами.

Главного раввина города провозят по улицам верхом на мусорном баке с надписью: «Евреи – наше несчастье»; в его руках плакат на немецком языке: «Мы хотели развязать войну». Лодзь, Польша

Второй – 4 июля 1946 года в Кельце. До войны половина населения была евреями. К погрому из 20 тысяч уцелело 200. В основном бывшие узники концлагерей.
Поводом послужил рассказ 8-летнего пацана, исчезнувшего из дома 1 и вернувшегося 3 числа. Его мол похитили евреи и хотели убить. Позже выяснилось, что отец услал его в деревню, где ему и объяснили, что надо говорить.
В 10 часов утра начался погром, в котором участвовало множество людей, в том числе в военной форме. К полудню возле здания еврейского комитета собралось около двух тысяч человек. Среди звучавших лозунгов были: «Смерть евреям!», «Смерть убийцам наших детей!», «Завершим работу Гитлера!». В полдень в здание прибыла группа во главе с сержантом милиции Владиславом Блахутом, которая разоружила собравшихся сопротивляться евреев. Как выяснилось позже, Блахут был единственным представителем милиции среди вошедших. Когда евреи отказались выйти на улицу, Блахут стал бить их рукояткой револьвера по головам, крича: «Немцы не успели уничтожить вас, но мы закончим их работу». Толпа взломала двери и ставни, погромщики проникли в здание и начали убивать поленьями, камнями и заготовленными железными прутьями.

В ходе погрома было убито около 40 евреев, среди них дети и беременные женщины, а также больше 50 человек ранено.
В ходе погрома были убиты также двое пытавшихся противостоять погромщикам поляков.

Финалом этого погрома стали 9 расстрелянных и трое посаженных поляков. Но цель была достигнута. Если в мае 1946 года из Польши уехало 3500 евреев, в июне — 8000, то после погрома в течение июля — 19 000 , в августе 35 000 человек.

Семья Хеншинских с желтой звездой, нашитой на одежду

«Кровавая среда» 31 июля 1940 года; солдаты вермахта издеваются над раввином Моше бен Ицхак Хагерманом. Олькуш, Польша

Депортация евреев из гетто в 1944 году под надзором еврейской полиции. Лодзь, Польша

Депортация из гетто Лодзь, Польша летом 1944 года

Источники:

http://riafan.ru/1240608-v-polshe-byli-formy-antisemitizma-kakikh-ne-znal-i-tretii-reikh-kolonka-vladimira-tulina
http://zen.yandex.ru/media/id/592d370bd7d0a6f37914f684/5c8623cb5c661c00b3c00077
http://mikle1.livejournal.com/991765.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: