Почему нельзя идти в церковь с месячными. Можно ли ходить во время менструации в церковь

Можно ли женщине посещать церковь во время месячных

Можно ли ходить в церковь, исповедоваться, причащаться при месячных — вопросы, которые вызывают споры у священников и волнуют каждую христианку.

Не зная четкого ответа, при месячных днях прихожанки остаются слушать службу в притворе.

Откуда растут корни запрета? Ответ ищем в Ветхом завете

Церковный притвор находится в западной части храма, представляет собой коридор между храмовым входом и внутренним двором. Притвор издавна служит местом слушания для некрещеных , оглашенных людей, тех, кому запретили вход в храм на определенное время.

Есть ли что-то оскорбительное для христианки на некоторое время быть вне церковного служения, участия в исповедании, причастии?

Менструальные дни — не болезнь, грех, а естественное состояние здоровой женщины, подчеркивающее ее способность даровать миру детей.

Почему тогда возникает вопрос — можно ли исповедоваться во время месячных?

Ветхий завет много внимания уделяет понятию чистоты при вхождении перед Богом.

К нечистотам относились:

  • болезни в виде проказы, чесотки, язв;
  • всякие истечения как у женщин, так мужчин;
  • прикасание к мертвому телу.

Евреи до выхода из Египта не были единым народом. Кроме поклонения Единому Богу, они многое позаимствовали из языческих культур.

Иудаизм считал, что нечистота, мертвое тело — одно понятие. Смерть — наказание Адаму и Еве за непослушание.

Бог создал мужчину, его жену совершенными по красоте, здоровью. Человеческая смерть связана с напоминанием о греховности. Бог есть Жизнь, всякое нечистое не имеет права даже прикасаться к Нему.

Подтверждение тому можно найти в Ветхом Завете. Книга Левит, глава 15 четко говорит, что «не только жены считаются нечистыми во время истечения крови, а всякий человек, к ним прикоснувшийся».

Для справки! При менструации запрещалось не только в храме, но и в обычной жизни общение, личное касание между любым человеком и «нечистой» женщиной. Это правило касалось мужа, запрещая при менструации всякие сексуальные действия.

При рождении ребенка также происходит выделение крови, поэтому 40 дней после родов у женщины длится очистительный период.

Языческие жрицы отлучались от обрядов по причине немощи, по их мнению, с кровью исчезала магическая сила.

Эра христианства внесла свои поправки в этом вопросе.

Новый Завет — новый взгляд на чистоту

Приход Иисуса кардинальным образом меняет понятие жертвы за грех, значимость чистоты.

Христос четко говорит, что Он — есть Жизнь (Ин.14:5 — 6), прошлое все минуло.

Сам Спаситель прикасается к смертному одру юноши, воскрешая сына вдовы. (Луки 7:11 — 13 )

Женщина, страдающая 12 лет кровотечением, знающая о запрете Ветхого Завета, сама прикоснулась к краю Его одежды. При этом многие люди касалась ее , ведь вокруг Христа всегда было множество народа.

Иисус сразу почувствовал, как из него вышла целительная сила, призвал некогда больную, но не забросал ее камнями, а сказал, чтобы она действовала смелее.

Важно! Нигде в Новом Завете не написано о нечистоте кровоистечения .

Апостол Павел, посылая письмо Римлянам, глава 14, говорит о том, что сам не имеет нечистого. «Нечистоту» люди придумывают себе сами, потом в это верят.

Первое послание Тимофею, глава 4, апостол пишет о том, все надо принимать, воздавая благодарность Богу, который все сотворил хорошо.

Месячные являются процессом, созданным Богом, они не могут относиться к нечистотам, тем более отлучить кого-то от защиты, благодати Божьей.

В Новом Завете апостолы, говоря о нечистотах, подразумевают, употребление при приеме пищи продуктов, запрещенных Торой, что недопустимо для евреев. Свинина относилась к нечистой еде.

Перед первыми христианками также стояла проблема — можно ли причащаться во время месячных, решение они должны были принимать сами. Кто-то, следуя традициям, канонам, не прикасался ни к чему святому. Другие считали, что ничто не может отлучить их от Божьей любви, кроме греха.

Читать еще:  Заговор от бесплодия на огонь. Заговор от бесплодия

Многие верующие девы при менструации исповедовались и причащались, не находя в словах, проповедях Иисуса запрета.

Отношение православной церкви к:

Отношение ранней церкви и святых отцов того времени к вопросу о месячных

С появлением нового верования не было четких концепций ни в христианстве, ни в иудействе. Апостолы отделяли себе от учений Моисея, не отрицая боговдохновения Ветхого Завета. При этом ритуальная нечистота практически не ставилась объектом обсуждения.

Святые отцы ранней церкви, такие как Мефодий Олимпийский, Ориген , Мученик Иустин к вопросу чистоты относились как к понятию греха. Нечистый, по их понятиям, значит — грешный, это относилось к женщинам, времени менструации.

Ориген относил не только менструацию, но и половой акт к нечистотам. Он игнорировал слова Иисуса о том, что двое, совокупляясь, преобразуются в одно тело. (Мат.19:5). Его стоицизм, аскетизм не нашли подтверждения в Новом Завете.

Антиохское учение третьего столетия поставило учения левитов под запрет. Дидаскалия, наоборот, обличает христианок, которые на время менструации оставили Святого Духа, отделяя тело от церковных служений. Основанием для своего увещевания отцы церкви того времени считают все ту же кровоточивую больную.

Клементий Римский дал ответ на проблему — можно ли ходить в церковь при месячных, утверждая, если человек, перестающий посещать Литургию или причащаться, оставил Духа Святого .

Христианка, не переступавшая порог храма при менструации, не касающаяся Библии , может умереть без Духа Святого, и как быть тогда? Святой Клементий в «Апостольских постановлениях» утверждал, что ни рождение ребенка , ни критические дни, ни поллюции не оскверняют человека, не могут его отлучить от Духа Святого.

Важно! Клементий Римский осуждал христианок за пустые речи, но роды, кровотечения, пороки телесные считал естественными вещами. Запреты он называл изобретением глупых людей.

Святой Григорий Двоеслов также стоял на стороне женщин, утверждая, что естественные, Богом сотворенные процессы в человеческом теле, не могут стать причиной запрета посещать церковные службы, исповедоваться, причащаться.

Далее вопрос о женской нечистоте во время менструации поднимался на Гангрском Соборе. Священники, собравшиеся в 341 году, осудили евстафиан , которые считали не только менструацию нечистотой, но и половой акт, запрещая священникам вступать в брак. В их ложном учении уничтожалась разница между полами, вернее, женщина приравнивалась мужчине в одежде, манере поведения. Отцы Гангрского Собора осудили евстафианское движение, защитив женственность христианок, признав все процессы в их теле естественными , Богом созданными.

В шестом столетии на сторону верных прихожанок встал Григорий Великий, папа Римский.

Святому Августину Кентерберийскому, поднявшему вопрос о менструальных днях, нечистоте, Папа Римский написал, что вины христианок в этих днях нет, ей нельзя запрещать исповедаться, причащаться.

Важно! По словам Григория Великого, похвалы достойны женщины, воздерживающиеся от Причастия по причине благоговения, принявшие же его при менструации по великой любви к Христу, не осуждаются.

Учение Григория Великого продержалось до семнадцатого века, когда христианкам снова было запрещено входить в церковь при месячных.

Русская церковь раннего периода

Русской православной церкви всегда были свойственны строгие законы, касающиеся женских критических дней, любых видов истечений. Здесь даже не ставится вопрос — можно ли ходить в церковь при месячных. Ответ однозначен и обсуждению не подлежит — нет!

Мало того, по словам Нифонта Новгородского, если начнутся роды прямо в храме и ребенок появится на свет там, то вся церковь считается оскверненной . Ее опечатывают на 3 дня, переосвящают , читая специальную молитву, которую можно найти, читая « Вопрошание Кирика ».

Все присутствующие при этом в храме считались нечистыми, могли выйти из него только после очистительной молитвы Требника.

Если христианка пришла в храм «чистая», а потом у нее случилось кровотечение, она срочно должна была покинуть церковь, иначе ее ждала полугодовая епитимья.

Очистительные молитвы Требника поныне читаются при церквях сразу после рождения младенца.

Этот вопрос вызывает много споров. Проблема прикасания к «нечистой» женщине в дохристианские времена понятна. Почему и сегодня, когда ребенок рождается в священном браке и является даром Бога, его рождение делает мать, всех, к ней прикасающихся оскверненными ?

Современные столкновения в Русской церкви

Только спустя 40 дней христианка допускается в храм, при условии полной «чистоты». Над нею совершается обряд воцерковления или введения.

Современное объяснение этому явлению — усталость роженицы, ей якобы надо прийти в себя. Как тогда объяснить, что тяжело больным рекомендуется чаще посещать храм, принимать причастие, очищаясь кровью Иисуса?

Служители нынешнего времени понимают, что законы Требника не всегда находят свое подтверждение в Библии и Святых Писаниях Отцов Церкви.

Читать еще:  Знак 3.1 исключения. Какой штраф грозит за проезд под знак «Кирпич»? Чем отличается знак въезд запрещен от движение запрещено? А что же делать, если водитель не желает соглашаться с сотрудником ДПС

Брак, деторождение и нечистоту как-то сложно связать воедино.

1997 год внес коррективы по этому вопросу. Священный Синод Антиохийский, Блаженнейший патриарх Игнатий IV вынесли решение по изменению текстов Требника в отношении святости брака и чистоты христианок, родивших ребенка в освященном церковью союзе.

Критская конференция 2000 года рекомендует при проведении воцерковления или введения молодой матери благословлять ее , а не говорить о нечистоте.

Важно! Церковь при введении матери благословляет день рождения дитя, если мать физически окрепла.

После Крита православные церкви получили настоятельные рекомендации донести до всех прихожанок, что их стремление посещать храм, исповедоваться и принимать причастие приветствуется независимо от критических дней.

Святой Иоанн Златоуст критически относился к приверженцам канонов, утверждающим, что посещение храма в критические дни недопустимо.

Дионисий Александрийский выступал за соблюдение канонов, однако, жизнь показала, что далеко не все законы соблюдаются современными церквями.

Каноны не должны управлять Церковью, ибо они написаны для храмовых служений.

Вопросы о критических днях носят маску благочестия, основанного на дохристианских учениях.

Современный Патриарх Павел Сербский также не считает женщину во время критических дней нечистой духовно или грешной. Он утверждает, что во время месячных христианка может исповедоваться, причащаться.

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении» .

Важно! Сам Иисус очистил женщин и мужчин Своей кровью. Христос стал Плотью всех православных. Он попрал смерть телесную, подарив людям жизнь духовную, независимую от состояния тела.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Можно ли с месячными ходить в церковь?

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Сегодня очень часто священнослужители отвечают на вопрос, почему с месячными нельзя ходить в церковь. Этот вопрос волнует всех женщин, вхожих в церковь. Но каждый батюшка может ответить на него по-разному. Поэтому стоит разобраться, откуда пошел запрет на вход в церковь женщинам с менструацией.

Можно ли с месячными ходить в церковь, Ветхий Завет

Рассматривать проблему можно ли идти в церковь с месячными нужно, пользуясь Ветхим Заветом. В данном разделе Библии четко указано, в каком состоянии стоит удержаться от посещения святого места, это:

  • смерть;
  • тяжелая болезнь;
  • «нечистота» женщин или мужчин.

Нечистота женщины связана с определенными выделениями, во время которых женщина не должна ни к чему прикасаться. Бытует мнение. что наличие месячных у женщин – это наказание за греховное падание прародительницы всех живых Евы. А, как известно, священнослужители стараются оградить церковь и прихожан от любых вещей, что напоминают о греховности и смертности человека.

Также считается, что менструация – это процесс избавления тела от мертвой яйцеклетки, своего рода смерть несозревшего зародыша. А наличия смертоносных объектов в храме запрещается.

Но некоторые знатоки Священной книги несколько иначе трактуют данное мнение. Считается, что наказанием является тяжелый процесс деторождения, а вот наличие менструации – возможность продолжить род человека.

Таким образом, Ветхий Завет не дает однозначного ответа на данный вопрос.

Можно ли заходить в церковь при месячных, Новый Завет

В Новом Завете имеются слова апостола Павла, который был убежден, что все, что создал Господь, прекрасно. Все процессы, которые происходят в теле человека, являются естественными. Месячные – очень важный период времени для женского организма. Их роль достаточно велика, поэтому запрещать входить с ними в храм не имеет смысла.

Такого же мнения был и Святой Георгий Двоеслов. Он утверждал, что такой женщину создала природа и ей нужно разрешать входить в церковь в любом состоянии тела. Ведь главное это душа, духовное состояние.

Почему во время месячных нельзя ходить в церковь?

О том, что такое месячные, думаем, рассказывать не нужно — это и так знает каждая девушка. А вот почему во время менструации нельзя ходить в церковь, многие даже не догадываются. Сегодня мы откроем перед вами эту тайну.

Читать еще:  Сильная молитва спиридону тримифунтскому. Молитесь Спиридону Тримифунтскому

Причина запрета

На самом деле эта тема весьма интересная. Так, если католическая церковь давно решила все вопросы по этому поводу, то православная все еще не пришла к общему мнению. Между тем, в настоящее время никакого запрета на посещение церкви во время «этих» дней не существует. Почему? Дело в том, что запрета как такового никогда не существовало, однако в храме нельзя проливать человеческую кровь. В противном случае этим женщина как бы оскверняет церковь, в результате чего ее необходимо освящать заново. Получается, что на самом деле священнослужители просто боятся вытекания крови. Помните, ведь даже если вы поранили палец, находясь в храме, то из него необходимо выйти, что бы остановить кровотечение. Впрочем, если говорить о женщинах, то для них проблема кровопролития давно уже решена — в любой аптеке или даже супермаркете можно приобрести прокладки или тампоны, кому что удобнее. Получается, что в этом случае девушка может смело приходить в храм.

Что можно делать во время менструации в храме?

Допустим, вы женщина и у вас наступили «эти» дни. Вы пришли в церковь и… А дальше возникает вопрос — что вам позволено делать? И вот тут-то мнения священнослужителей существенно расходятся. Так, одна половину уверяет, что женщина в таком случае не может делать вообще ничего. Грубо говоря, зашла в помещение, постояла, помолилась и вышла. Другая половина утверждает, что никаких запретов по этому поводу нет и женщины могут «жить» полноценной церковной жизнью, то есть ставить свечи, исповедоваться, причащаться и так далее. Кому же верить? Вопрос этот весьма сложный и неоднозначный, поэтому необходимо выслушать доводы обеих сторон. А они у них есть, хотя и весьма спорные.

Те православные, которые поддерживают первую позицию, не разрешающую делать в храме практически ничего, говорят о том, что в первую очередь свою роль играет традиция Ветхого Завета, согласно которой женщина во время месячных находилась поодаль от общего сбора народа, при этом никогда не посещала храм. Правда, защитники этой теории почему-то забывают, что делала она это вовсе не из-за того, что боялась нанести вред церкви, а для того, что бы соблюсти привычные нормы гигиены. Приводят они и другие факторы, которые, правда, вряд ли имеют отношения к делу. Например, они рассказывают об исцелении женщины, которая коснулась одежды (именно одежды, а не тела) Иисуса и полностью исцелилась. Или о мертвой яйцеклетке, которая выходит из тела слабой половины человечества во время менструации (выкидыш). Но, повторимся еще раз, все это не имеет прямого отношения к запрету.

А теперь вернемся к людям, поддерживающим вторую позицию, которые считают, что женщина может не только посещать храм, но и жить полноценной церковной жизнью. Они утверждают, что так было всегда даже в древности, с той лишь разницей, что в те далекие времена, к сожалению, еще не придумали средства для женской гигиены. А вот их аргумент — в отличии от братьев-славян, греки не освящают церковь, поэтому женщине там, на первый взгляд, осквернять нечего. Последние смело заходили в храм, молились, исповедовались, прикладывались к иконам и так далее. Именно эта традиция впоследствии пришла и к нам. Честно говоря, аргумент неубедительный, к тому же даже если храм не освящен, это вовсе не означает, что в нем отсутствует благодать Господня.

И все же в прошлом русские девушки чтили правило, согласно которому во время месячных никогда не посещали храм. Однако среди них были и те, которые игнорировали наказ и ходили в церковь в любое время, когда им заблагорассудится. Но никто их от этого все равно не отлучал. Святой Григорий Двоеслов, живший в шестом веке, писал, что нельзя запрещать женщинам посещать храмы при менструации, ведь они же не виноваты в том, что природа наградила их такой особенностью. Исходя из этого можно сделать вывод, что естественное очищение организма живого человека, которого создал Господь, не является чем-то грязным.

Так можно ли?

Подведем итог. Большинство священнослужителей сходятся во мнении, что девушка может смело посещать церковь во время «этих» дней. Можно смело молиться, читать Евангилие… А вот чего делать не стоит, так это участвовать в крещении, венчании или причастии, не желательно прикасаться к святыням, то есть крестам или иконам. Почему? Прикасаясь к святыням, женщина, сама того не желая, как бы оскверняет их, ведь женское тело в этот момент не считается чистым.

Источники:

http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/poseshchenie-hrama-v-kriticheskie-dni-zhenshchine.html
http://ikona-i-molitva.info/mozhno-li-s-mesyachnymi-xodit-v-cerkov/
http://pochemu.su/pochemu-vo-vremya-mesyachnyx-nelzya-xodit-v-cerkov/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: