Почему говорят святая русь. Что значит «Святая Русь»

Почему Русь святая

Картина “Святая Русь”. Художник: Михаил Нестеров

Накануне дня Всех святых, в земле Российской просиявших, хотелось бы еще раз задуматься о смысле выражения «Святая Русь».

Почему из всех эпитетов к слову «Русь» подошел лишь эпитет «святая»? Почему Англия у нас старая и добрая, Германия – великая, Франция – прекрасная, Америка – свободная, а Русь – святая?

Можем ли мы сказать, что здесь имеется в виду актуальная святость русского народа? Вряд ли. Грех на Руси был всегда силен. Порой кажется, что русский народ как-то особенно склонен ко греху. Часто наши святители прославлялись кроме прочего за то, что усиленно боролись с безнравственностью и даже порочностью своей паствы, идущими от забвения церковной жизни.

Грех на Руси всегда был силен

К примеру, святитель Димитрий Ростовский сокрушался по поводу состояния своей паствы: «С обеих сторон худо: иереи глупы, а люди неразумны. Иерейские жены и дети многие никогда не причащаются; иерейские сыновья приходят ставиться на отцовские места, мы их спрашиваем: давно ли причащались? – и они отвечают, что не помнят, когда причащались. О окаянные иереи, не радящие о своем доме! Как могут радеть о Святой Церкви люди, домашних своих к Святому Причащению не приводящие?»

Результат такого священнического «окормления» был печальным: «Иные уже 10 лет, иные 20 не причащаются. А иные во всю жизнь свою не знают, что то есть – причаститися Божественных Таин! Разве когда младенец был крещен, тогда и причащен».

Следствием этого являлось почти полное нравственное запустение в народе: «Нравы народные были темны: бедность, суеверия, необузданность. Раздоры крестьян разных владельцев были постоянным явлением, и дрались шибко. Например, в Ростовской области крестьяне стольника Бутурлина чистили покосы. Как снег на голову являются крестьяне Дашкова “великим собранием с дубьем и с бердышами, и тех Бутурлина крестьян с товарищи убили замертво, ограбили кафтаны и шапки, и рукавицы, и топоры, и с ворот кресты, и мошны с деньгами обрали, и впредь они, крестьяне, похваляются на крестьян таким же убивством!”» (И. Посошков).

И в другие времена на Руси можно найти подобные описания плачевного состояния народной нравственности.

В чем же тогда святость Руси? Кто-то может сказать, что она заключается в наших святых. Но православные святые были и есть в различных странах – и в языческих, и в мусульманских. И на территории Турции жило множество святых, но никому не приходит в голову применить к ней выражение «Святая Турция».

В рассказе Василия Никифорова-Волгина «Отдание Пасхи» есть один характерный эпизод, который может помочь в раскрытии нашей темы.

«Мы дошли до ночлежного дома. Сели на скамью. Около нас очутились посадские, нищебродная братия, босяки, пьяницы и, может быть, воры и губители. Среди них была и женщина в тряпье, с лиловатым лицом и дрожащими руками.

– В древние времена, – рассказывал Яков, – после обедни в Великую субботу никто не расходился по домам, а оставались в храме до Светлой заутрени, слушая чтение Деяний апостолов… Когда я был в Сибири, то видел, как около церквей разводили костры в память холодной ночи, проведенной Христом при дворе Пилата… Тоже вот: когда все выходят с крестным ходом из церкви во время Светлой заутрени, то святые угодники спускаются со своих икон и христосуются друг с другом.

Женщина с лиловым лицом хрипло рассмеялась. Яков посмотрел на нее и заботливо сказал:

– Смех твой – это слезы твои!

Женщина подумала над словами, вникла в них и заплакала».

В реакции этой женщины можно увидеть ответ на вопрос о смысле выражения «Святая Русь»: Русь свята, потому что святость является ее непреходящим идеалом, потому что самый ни на есть падший на Руси человек знает, что «есть такая страна, где правда живет», и что любой, даже последний грешник на Руси, может в эту страну вернуться. «Женщина в тряпье, с лиловатым лицом и дрожащими руками» находилась на самом дне не только социальной, но и моральной лестницы. Тем не менее нескольких слов вразумления хватило, чтобы привести ее в сокрушение.

Русь свята, потому что святость является ее непреходящим идеалом

Русский народ всегда был как бы пропитан идеалом святости. В какую бы нравственную пропасть ни пал русский человек, он всегда реально осознавал свое падение и всегда помнил направление для возвращения к Богу.

Две составляющие: осознание своей греховности и вера, что Бог силен поднять человека с любого дна

Здесь можно выделить две составляющие: осознание своей греховности и вера, что Бог силен поднять человека с любого дна.

Русскому характеру свойственно признавать свою преступность. Без этого признания покаяние становится невозможным.

В рассказе одного из русских художников повествуется, как продажная женщина с возмущением отказывается позировать для картины, когда узнаёт, что живописец пишет с нее Божию Матерь.

В «Рассказе о семи повешенных» Леонида Андреева наряду с другими рассказывается об убийце и грабителе Мишке Цыганке и упоминается, что «с полной откровенностью, совершенно искренно, он называл себя разбойником и с иронией относился к тем, которые по-модному величали себя “экспроприаторами”». Мало того, он знает, что за лихие дела ждет его страшное воздаяние в вечности: «Прощай, барин! – громко сказал Цыганок. – На том свете знакомы будем, увидишь когда, не отворачивайся. Да водицы когда испить принеси – жарко мне там будет».

Читать еще:  Как отбить стрельца мужчину. Как завоевать мужчину стрельца

Для сравнения: во Франции в конце прошлого столетия проводился социологический опрос, французам был предложен вопрос: спасетесь ли вы? 90% опрошенных ответили: какие могут быть сомненья, конечно – да.

В России такой результат невозможен даже в наши дни.

Впрочем, само по себе признание своей греховности было бы бесплодно. Но подкрепленное верой в Бога, в существование святости и стремлением к этой святости, оно способно переродить человека. И эта вера всегда жила в нашем народе. Надеемся, что не умерла она и сейчас.

Неодолимость идеала святости и чувство собственной греховности в русском народе делали возможными обращение легендарного Кудеяра-атамана и реального разбойника Опты – основателя Оптиной Пустыни.

Вера и покаяние – вот основы духовной жизни, которые превратили «Русь изначальную», языческую в Русь святую, и, пока мы еще осознаем свою греховность и сохраняем веру в живого спасающего Бога, у нас есть надежда на то, что выражение «Святая Русь» для нашего времени не является историческим анахронизмом.

Святая Русь — священная земля наших дедов и отцов, колыбель православия

«Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля», — такое изречение записал Владимир Даль во время своих путешествий. Святость является нетленным идеалом русской земли. В какую бы моральную пропасть ни пал человек, он всегда осознает свое падение и знает свой путь возвращения к Богу.

Что такое Святая Русь

Почему Русь святая — эта тема очень благодатна для изучения, ведь ни одно другое государство в мире не называется святым. Христианство возникло в Ι веке н. э. в Палестине, а к нам пришло только в IX веке, однако только наше, изначально языческое государство стало называться святым.

Святость — это свойство русского народа приносить себя в жертву во имя веры в добро и правосудие. После принятия Крещения русичи объединились в сильное государство и смогли одолеть многочисленных врагов. Примером православной веры и жертвенности служит победа русского народа в Великой Отечественной войне, которая началась в день всех Русских Святых в 1941 году.

Происхождение фразы

Сначала появилось словосочетание «светлый князь», потом иностранные путешественники стали именовать князей — его светлость русский князь. Эти два слова: светлый и русский прочно прижились в разговорной речи. Князя Владимира-крестителя называли духовным отцом и «Святым Владимиром».

Фраза Святая Русь впервые прозвучала в церковном гимне России перед началом Февральской революции. Это случилось при написании текста для службы священномученнику патриарху Московскому и всея Руси Гермогену. Стихира поется на церковно-славянском языке. Слова в ней простые, но мудрые, изложена самая суть: для чего Русская Земля предназначена, что нужно человеку делать в земной жизни, как себя вести, как блюсти. Предположительно сложили эту стихиру сестры одного из Киевских монастырей, где настоятельницей была инокиня Анастасия.

ГИМН СВЯТОЙ РУСИ

Земле Русская,
Граде святый,
Украшай свой дом,
В нем же божественный
Велий сонм святых прослави.

Церковь Русская,
Красуйся, ликуй,
Се бо чада твоя
Престолу Владычню
Во славе предстоят, радующеся.

Соборе Святых Русских,
Полче Божественный,
Молитеся ко Господу
О земном Отечестве Вашем
И о почитающих Вас любовию.

Новый дом Евфрафов,
Уделе избранный,
Русь Святая, храни Веру Православную,
В ней же тебе утверждение.

Значение понятия

Значение понятия «святой» в язычестве понималось как приумножение цветения и плодоношения, а в христианстве означало возрастание цветения духовного. Основами духовной жизни мирян стали вера и покаяние, верование в живого спасающего Бога. Благодаря благоуспешной деятельности духовенства и сформировалось устойчивое понятие Священной Руси.

История появления термина

История этого термина зародилась еще в устном народном эпосе. В сказках и былинах, легендах и стихах героев и богатырей величали не иначе как святорусскими, так ка защищали они Святорусскую землю. Земля русская после падения Византии стала преподносится как охранительница истинного христианского вероисповедания.

Как Русь стала Святой

К основателям русской святости можно отнести Сергия Радонежского. Он был первооткрывателем киновии (монашеского общежития) с очень строгим уставом. Сурово выполнял свое послушание: говорил мало, неустанно молился, а если вел речь, то только о деле.

Вокруг монастырей создавался ореол уважения и святости. Каждая обитель была церковью и больницей, школой и библиотекой. Именно отец Сергий призывал к единению всех верующих не по национальной принадлежности, а по духовной. Люди начинали верить, что православная Русь будет жить вечно, помогая сама себе, святость ее будет несокрушима.

Образ Священной Руси

Образ святости земли русской с ее более чем 1000-летней историей состоял из трех основ:

  1. Православие.
  2. Государственность.
  3. Народность.

Православие учит людей вере в добро, любовь, милосердие и терпению к ближнему. Самой важной задачей сегодня является возвращение русскому народу понимания того, что без Веры и Родины невозможна полноценная жизнь личности и семьи, общества и государства.

  • собор русских святых;
  • чудотворные иконы и иные русские святыни;
  • особое благодатное свойство русского народа, сделавшее его оплотом христианской веры;
  • служение православным идеалам и сердечное следование Христовым заповедям;
  • идеал и одновременно земная реальность России, выраженная в духовных подвигах русских святых.

В культуре

Историю русской культуры можно начинать с Крещения Руси, ведь до этого момента не было предшественницы — культуры на собственной территории. С появлением христианства возникла религия, приобщившая Русь к высокоразвитой цивилизации, истории европейских стран. Вдруг из языческой страны на краю света появляется новая держава с мировой культурой и религией.

По всей стране начали возводить прекрасные соборы — Софии, которые до сих пор поражают своей красотой и великолепием. При церквях открывались приходские школы, больницы. Служители православной церкви своим примером учили народ трудолюбию, воздержанию, доброте и милосердию. Многие из них были причислены к лику святых и почитаются по сей день.

Начиная с XVII века, понятие святости Руси становится частью народной культуры. С точки зрения народного понимания держава российская объединяется со Вселенной и церковью, получается, что Святая Русь есть везде, где есть православная вера.

Читать еще:  Имя диман. Какие тайны хранит имя Дмитрий

В искусстве

Древнерусская живопись появляется в эпоху расцвета Киевской Руси при князьях Владимире и Ярославе Мудром. Русские мастера сумели создать собственное национальное искусство на основе византийской школы. Расписывая соборы и храмы, они использовали мозаику и фрески.

Другой яркой страницей в искусстве является иконопись. Образ святой Богоматери был изображен в более чем трехстах иконографических сюжетах. Также было освоено искусство миниатюры рукописных книг. Создание письменности связывают с именами братьев Кирилла и Мефодия, которые не только создали славянскую азбуку, но и перевели на нее с древнегреческого языка книги Священного Писания.

Многие художники нашей современности продолжают рисовать образы святых русских людей, изображать какие-то значимые моменты из истории становления Священной земли нашей. Своим искусством давая понять, что русский народ, живущий в стране с богатой историей, наделен самосознанием, что только через красоту, тесно связанную с искусством, человек приходит к познанию Бога.

Многие великие композиторы писали церковную музыку: Глинка, Бородин, Мусоргский, Чайковский, Рахманинов и Римский-Корсаков. Литургии Чайковского и Рахманинова предназначались для богослужений. Православные традиции находили отражение в русской живописи, творчестве величайших художников: Васнецова, Нестерова, Крамского. Обратите внимание на картину”Святая Русь” Михаила Нестерова.

В литературе

Образ святости земли русской и тема религиозности всегда прослеживалась в произведениях писателей, поэтов и композиторов даже в послереволюционном период, на протяжении более семидесяти лет. Возможность доступа к ценностям православной духовности обеспечивали произведения Пушкина, Достоевского, Гоголя, Чехова, Лермонтова и многих других авторов той поры.

Произведения русских литераторов XIX века по праву считаются сокровищами мировой литературы. Даже великий Александр Пушкин после периода сомнений и отказа от веры писал прекрасные стихи о христианстве. Религиозная тема священной земли русской всегда занимала важное место в русской литературе и философии.

В этом видео представлено рассуждение профессора филологии Александра Осповата о смысле термина.

Видео

Посмотрите видеоролик о становлении Светлой земли нашей.

Что значит «Святая Русь»?

Англичанин говорит «добрая старая Англия», француз – «прекрасная Франция», итальянец – «сладостная Италия». Русь – она не всегда добрая, порой не особо прекрасная и уж совсем редко когда сладостная. Для многих она и вовсе «немытая» и «проклятая». Но даже и такие, пусть с иронией или скепсисом, а говорят о «Святой Руси». И это вовсе не случайно!

Русь светлая

Русское слово «святой» своим происхождением связано со словом «светлый». Они восходят к славянскому и индоевропейскому прошлому; у разных народов слова с подобным корнем означают свет, мир, день, а также нечто белое, чистое, светящееся. Современный православный философ и искусствовед Валерий Лепахин отмечает, что в древнерусских былинах и духовных стихах «святая Русь» отождествляется с «белым светом» и «матерью-сырой-землей». Илья Муромец отправляется на ратные подвиги: «И заслужили тогда его ноги резвые, // И заслужили руки белые, // И увидел тогда он вольный белый свет». Добрыня Никитич говорит о себе: «Я не ездил бы, Добрыня, по святой Руси…». О нем же сказывается: «Быть какому ни есть добру молодцу, // Святорусскому могучему богатырю!». «Слово о погибели земли Русской» (XIII век) начинается словами: «О светло светлая и украсно украшена земля Руськая!». В Стихе о Голубиной книге (XV-XVI века) поется:

Святая Русь-земля всем землям мати:
На ней строят церкви апостольские;
Они молятся Богу распятому,
Самому Христу, Царю Небесному, –
Потому свято-Русь-земля всем землям мати.

Интересно, что одна из основных версий происхождения слова «Русь» также построена на сближении его с понятием «светлый», ведь даже в современном русском языке сохранилось древнее слово «русый». В 911 году русы заключали договор с Византией от имени князя Олега и других «светлых и великих князей» и именовали себя «нашей светлостью». Арабский хронист X века также писал, что некий предводитель русов имел титул «свиет малик» (светлый князь).

Сочетание «русского» и «светлого» оказалось крайне устойчивым и в русском языке, и в представлениях соседних народов. Как сами русские люди, так и европейские путешественники именовали Московское царство «Белой Россией». Иностранцы пользовались этим термином вплоть до начала XVIII века, он встречается на европейских картах. «Белый царь» прославляется в русских народных песнях. В Европе также знали, что русский государь именуется «светлейшим» (illustrissimus) и «белым» (albus). «Белым царем» с XVI века именовали его и на Востоке. Важно отметить, что такое же самоназвание – Белая Россия – возникло и в русских землях, включенных в состав Великого княжества Литовского. Именно поэтому с начала XVII века на Москве в отношении православных «литовских людей» возникает именование «белорусцы» (белорусы). Тогда же понятие «Белая Русь» было окончательно закреплено за Западной Русью и в 1654 году внесено в официальный титул русских царей.

Святость как ответственность

Однако наряду с этим уже в XVI веке «Святая Русь» русскими книжниками начинает переосмысливаться в особом религиозном ключе. Старец Филофей в своем знаменитом послании о Третьем Риме обращался к Василию III как к «пресветлейшему и высокопрестольнейшему государю великому князю светлосияющему в православии христианскому царю и владыке всех, браздодержателю же всей святой и Великой России». Старец напоминал Великому князю о том, что после падения первого и второго Рима лишь в России Церковь «в православной христианской вере во всей поднебесной паче солнцасветится» и потому утверждал: «И да ведает держава твоя, благочестивый царь, что все царства православной христианской веры сошлись в твое едино царство, и один ты во всей поднебеснойсвятейший и благочестивый именуешься царь». Старец впервые обозначил крайне важную мысль: Русь должна соответствовать своему высокому, святому именованию.

Произошло еще одно существенное изменение: приобретя новое значение, Святая Русь преодолела свои этнические границы. Не случайно князь Андрей Курбский в том же смысле писал о Российском государстве как о «Свято-русской империи». ВXVII веке «Святую Русь» и известных с былинных времен «святорусских богатырей» упоминает «Повесть об азовском сидении». Однако теперь они имели уже определенно религиозное осмысление: «Теперь мы, бедные, расстаемся с вашими иконами чудотворными, с христианами со всеми православными: не бывать уж нам на святой Руси! Смерть пришла в пустыне нам, грешникам, за ваши иконы чудотворные, за веру христианскую и за имя царское, за все царство Московское!».

Читать еще:  Лютеранское учение. Лютеранская вера

В начале XIX века «Святая Русь» получила второе дыхание. Связано это было как с патриотическим порывом времен наполеоновских войн, так и с публикацией древнерусских былин и духовных стихов. Начиная с Н.М. Карамзина «Святая Русь» понималась как наиболее возвышенное именование Отечества. Вспомним пушкинское: «Святая Русь! Отечество! Я твой!». Тут не было особой религиозной специфики. При открытии памятника Карамзину в его родном Симбирске историк М.П. Погодин произнес: «Я уверен, что и всякий из наших соотечественников, в котором бьется русское сердце, которому мило русское слово, которому дорога русская слава, кто любит свою святую Русь, кто предан просвещению, вспомнив благодеяния Карамзина, произнесет ему всегда внутренно свое русское, сердечное спасибо». В манифесте императора Николая I, изданном в 1848 году по поводу революции во Франции, говорилось: «По заветному примеру Православных Наших предков, призвав в помощь Бога Всемогущего, Мы готовы встретить врагов Наших, где бы они ни предстали, и не щадя Себя будем в неразрывном союзе с Святою Нашею Русью защищать честь имени Русского и неприкосновенность пределов Наших».

Святая Русь, – святою будь!

На слова манифеста в своем стихотворении «Святая Русь» отозвался князь Петр Вяземский. В юности бывший большим вольнодумцем, поэт смог выразить мысль, ранее обозначенную старцем Филофеем – именуясь Святой, Русь должна быть таковой на деле:

Как в эти дни годины гневной
Ты мне мила, святая Русь,
Молитвой теплой, задушевной,
Как за тебя в те дни молюсь.

Как я люблю твое значенье
В земном, всемирном бытии,
Твое высокое смиренье
И жертвы чистые твои,

Твое пред Промыслом покорство,
Твое бесстрашье пред врагом,
Когда идешь на ратоборство,
Приосенив себя крестом.

О, дорожи своим залогом!
Блюди тобой избранный путь,
И пред людьми и перед Богом,
Святая Русь, – святою будь!

Василий Жуковский в письме Вяземскому выражал надежду, что название Святой Руси «никогда не потеряет своего глубокого смысла, хотя и вошло в разряд обыкновенностей». Слова Жуковского звучат поразительно современно: «В выражении Святая Русь – отзывается вся наша особенная история; это имя Россия ведет от Крещатика; но свое глубокое значение оно приобрело со времен раздробления на уделы, … когда при великом княжестве было множество малых, от него зависимых, и когда это все соединялось в одно, не в Россию, а в Русь, то есть не в государство, а в семейство, где у всех были одна отчизна, одна вера, один язык, одинакия воспоминания и предания; вот отчего и в самых кровавых междоусобиях, когда еще не было России, когда удельные князья беспрестанно дрались между собою за ее области, для всех была одна, живая, нераздельная Святая Русь».

В 1850-е годы Вяземский развил свою мысль в «Молитвенных думах»:

Не дай нам Бог во тьме и суете житейской,
Зазнаться гордостью и спесью фарисейской,
Чтоб святостью своей, как бы другим в упрёк,
Хвалиться, позабыв, что гордость есть порок.
Не в славу, не в почёт, народные скрижали,
Родную нашу Русь святой именовали.
А в назиданье нам, в ответственность, в завет.
Чтоб сберегали мы первоначальных лет
Страх Божий, и любовь, и чистый пламень веры.
Чтоб добрые дела, и добрые примеры,
В их древней простоте завещанные нам,
Мы цельно передать смогли своим сынам.

С тех пор «Святой Русью» именовали либо Россию в целом, как в былинах, либо Русь сокровенную – религиозный идеал православного русского народа и то «малое стадо», ради которого и сохраняется Россия.

Святая Русь ныне

Это второе значение Святой Руси отобразилось в церковной гимнографии. Впервые Святая Русь прозвучала в церковном гимне накануне Февральской революции. Это произошло при составлении службы священномученнику патриарху Московскому и всея России Гермогену: «Богу нaшему тобою слaва, тебе же, священномучениче Ермогeне, довлеет рaдоватися во свете лица Его и непрестaнно молитися, да не погибнет Рyсь святая».

Впервые служба, автором которой был протоиерей Илия Гумилевский, была опубликована осенью 1916 года. В составленной священноисповедником иеромонахом (позднее – епископом) Афанасием (Сахаровым) и профессором Петроградского университета Б.А. Тураевым в 1918 году службе всем русским святым была внесена знаменитая стихира: «Русь святая, храни веру Православную!». Служба всем российским святым была утверждена Поместным собором (хотя первое повсеместное празднование состоялось лишь в 1946 году). В эти времена Святая Русь уже вступила в такие испытания, которые нельзя сравнить ни с какими иными в ее многострадальной истории. По мостовой шли красногвардейцы из «Двенадцати» Блока:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!

Сонм Новомучеников стал зримым воплощением слов праздничной стихиры. Частью Святой Руси стала и православная Россия, оказавшаяся в эмиграции.

В день всех российских святых, празднуемый во второе воскресный день по Пятидесятнице, в 1941 году началась Великая Отечественная война. В разгар кровавой бани началось воссоздание Святой Руси. В новом патриаршем титуле в 1943 году было закреплено каноническое понятие «Русь», которое было распространено на всю советскую территорию (кроме Грузии, где существует своя поместная Церковь). Духовные границы Святой Руси еще шире канонических: везде в мире, где молитвенно возглашается имя предстоятеля Русской Церкви – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси – присутствует Святая Русь.

Источники:

http://iamruss.ru/why-holy-russia/
http://proreligiu.club/spravochnik/terminy/svyataya-rus.html
http://pravoslavie.ru/63409.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: