Первая неделя поста службы в храме. Поминальные службы поста
Содержание
- 1 Первая неделя поста службы в храме. Поминальные службы поста
- 1.1 Календарь богослужений с указанием степени поста на день в Великий пост 2019 года
- 1.2 В чем особенности богослужений Великого поста?
- 1.3 Почему службы бывают длинные?
- 1.4 Молитва Ефрема Сирина
- 1.5 Покаянный канон Андрея Критского
- 1.6 Специфика великопостных Литургий
- 1.7 Поминальные службы поста
- 1.8 Воскресные пассии
- 1.9 Крестопоклонная неделя
- 1.10 «Похвала Пресвятой Богородицы»
- 1.11 1-я седмица Великого поста
Календарь богослужений с указанием степени поста на день в Великий пост 2019 года
СЕДМИЦЫ,НЕДЕЛИ,ПРАЗДНИЧНЫЕ И ОСОБЫЕ ДНИ ВЕЛИКОГО ПОСТА в 2019 г
На первой седмице Великого поста, в первые четыре дня, с понедельника по четверг, (11, по 14 марта) за вечерним богослужением ЧИТАЕТСЯ ВЕЛИКИЙ (Покаянный) КАНОН святителя Андрея Критского. Постарайтесь обязательно посетить эту великопостную службу.
– В среду и пятницу утром на каждой седмице Великого поста совершается ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ, есть возможность причаститься Святых Христовых Тайн.
15 марта, утром в пятницу, после Литургии Преждеосвященных Даров по заамвонной молитве – молебный канон вмч. Феодору Тирону, благословение и раздача колива. Память св. вмч. Феодора — первая суббота (16 марта) Великого Поста
Вторая и третья СУББОТЫ Великого поста (23, 30 марта) — ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ. В эти дни совершаются Литургия святителя Иоанна Златоуста и панихида. Обратите внимание, что в этом году две родительские поминальные субботы, — 6 апреля поминовение усопших не совершается, так как совпадает с предпразднством Благовещения Пресвятой Богородицы
– В воскресные дни Великого поста в храмах совершается Литургия Василия Великого. Также по воскресеньям в Великий пост в некоторых храмах совершается особая служба — вечерня с акафистом Страстям Христовым ПАССИЯ. Это богослужение напоминает о спасительном подвиге и страдании Господа Иисуса Христа на Голгофе. Расписание следует уточнять в храмах.
ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА:
11 марта. Чистый понедельник, начало Великого поста.Полное воздержание от пищи. С понедельника по четверг включительно в храмах читается Великий Канон Андрея Критского.
13 марта, среда — Литургия Преждеосвященных Даров.
15 марта, пятница — праздник иконы Божией Матери, именуемой «Державная». Полиелейная служба в честь ик. Божией Матери «Державная», может быть перенесена на субботу, 16 марта. На трапезе горячая пища без масла «И вхо́дим в трапе́зу, вкуша́ем же вина́ и еле́а, ра́ди свята́го. Сие́ прия́хом в Ла́вре преподо́бнаго отца́ на́шего Са́ввы, и кинови́и преподо́бнаго Вели́каго Евфи́мия: но не твори́м сего́ ны́не за че́стность дне, оба́че яди́м варе́ние с сли́вами без еле́а, и арме́а: произволя́ющии же ядя́т сухояде́ние, я́коже и в сре́ду» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера [1-й седмицы]»).
17 марта, воскресенье — первая неделя Великого поста ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ. В этот день по окончании Литургии совершается молебное пение в честь Торжества Православия, на трапезе пища с растительным маслом.
ВТОРАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА:
18 марта, понедельник — обретение мощей свт.Луки, исп., архиеп. Симферопольского (1996).
20 марта, среда — иконы Божией Матери «Споручница грешных», совершается Литургия Преждеосвященных Даров
22 марта, пятница— память 40 Севастийских мучеников. Совершается служба с полиелеем. Литургия Преждеосвященных Даров. На трапезе горячая пища без масла « В среду же и пяток, ядим два варения без елея, и пием вино» (Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава).
23 марта Родительская поминальная суббота. Поминовение усопших. В храмах после Литургии Иоанна Златоуста служится панихида. Пища с растительным маслом.
24 марта, воскресенье – вторая неделя Великого поста СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ, архиепископа Солунского. Литургия св. Василия Великого.
ТРЕТЬЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА:
30 марта, суббота, поминовение усопших. Память прп. Алексия, человека Божия. Утром — Литургия свт.Иоанна Златоуста, панихида. В эту субботу вечером выносится крест для поклонения.
31 марта,воскресенье – третья неделя Великого поста КРЕСТОПОКЛОННАЯ.
Память свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского. Литургия Василия Великого. Накануне вечером, на утрене, (реально в субботу 30 марта вечером), после великого славословия – вынос Креста и поклонение ему.
ЧЕТВЕРТАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА КРЕСТОПОКЛОННАЯ:
1 апреля, понедельник. На 1-м часе совершается поклонение Кресту.
3 апреля, среда — память прп.Серафима вырицкого. На 1-м часе совершается поклонение Кресту. Литургия Преждеосвященных Даров.
5 апреля, пятница. В конце изобразительных совершается поклонение Кресту. Литургия Преждеосвященных Даров.
6 апреля, суббота. Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Поминовение усопших не совершается.
7 апреля, воскресенье – БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Четвертая неделя Великого поста преподобного Иоанна Лествичника. Литургия свт. Василия Великого. На трапезе разрешается рыба.
ПЯТАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА:
8 апреля, понедельник, Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. СОБОР АРХАНГЕЛА ГАВРИИЛА. На трапезе пища с растительным маслом «На трапе́зе же разреше́ние вина́ и еле́я» (Типикон, 26 марта).
– 10 апреля, среда. Литургия Преждеосвященных Даров. За вечерним богослужением (на утрене четверга, а реально в среду 10 апреля вечером) полностью читается Великий канон Андрея Критского и житие прп. Марии Египетской. МАРИИНО СТОЯНИЕ.
На трапезе пища с растительным маслом: «На трапе́зе разреша́ем на еле́й, и вина́ причаща́емся труда́ ра́ди бде́ннаго, хотя́щаго бы́ти. Внима́ющие же спасти́ся, воздержа́нию прилежа́т; мно́жайшии же посту́ нелицеме́рну» (Типикон, гл. 49, «В сре́ду пя́тыя седми́цы ве́чера», «зри»).
–11 апреля ЧЕТВЕРТОК ВЕЛИКОГО КАНОНА. Литургия Преждеосвященных Даров. На трапезе пища с растительным маслом: «В си́й же четверто́к. На трапе́зе же яди́м еле́й и вино́ пие́м, труда́ ра́ди бы́вшаго. Не́цыи же уста́вы разреша́ти то́чию на вино́ попуща́ют, на еле́й же не оставля́ют. Во Святы́я же Горы́ Ти́пице разсужда́ет: на святы́х му́ченик 40, на Предте́чевы главы́ Обре́тение, в сре́ду Крестопокло́нную, на Вели́кий кано́н и на Неседа́льное (т. е. Акафист Божией Матери в субботу 5-й седмицы) я́сти два варе́ния со еле́ем и испива́ти по две ча́ши вина́» (Типикон, гл. 49, «В четверто́к 5-я неде́ли святы́х посто́в», «В си́й же четверто́к»)
12 аперля, пятница — память прп. Иоанна Лествичника. Литургия Преждеосвященных Даров. В этот день, поется акафист Пресвятой Богородице (на утрене субботы).
13 апреля, СУББОТА АКАФИСТА. ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Литургия свт. Иоанна Златоуста. На трапезе пиша с растительным маслом. Память свт. Иоаны, митр. Московского и всея России, чудотворца (1461). Свт. Иннокентия, митр. Московского (1879).
14 апреля, воскресенье – пятая неделя Великого поста ПРЕПОДОБНОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ. Литургия Василия Великого. На трапезе пища с растительным маслом.
ШЕСТАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА, (седмица ваий):
17 апреля, среда. Литургия Преждеосвященных Даров
18 апреля, четверг — перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси (1652)
19 апреля, пятница. Литургия Преждеосвященных Даров.
20 апреля ЛАЗАРЕВА СУББОТА. Воспоминание воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря. Литургия св. Иоанна Златоуста. Вечером в субботу за всенощным бдением совершается освящение ваий (вербы). На трапезе разрешается вкушение рыбной икры: «На трапе́зе учрежда́емся варе́нием со еле́ем. А́ще же и икру́ и́мамы, да да́стся коему́ждо бра́ту по три о́нгии: и вино́ пие́м» (Типикон, гл. 49, «В субботу святаго и праведнаго Лазаря»).
21 апреля, воскресенье – шестая неделя Великого поста, Неделя ваий («пальмовых ветвей»), иначе “цветоносная”, ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ, Вход Господень в Иерусалим. Литургия св. Иоанна Златоуста. На трапезе разрешается рыба. «На трапе́зе утеше́ние, яди́м ры́бы и вино́ пие́м, благодаря́ще Бо́га» (Типикон, гл. 49, «В субботу ва́ий вечера»).
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА с 22 по 27 апреля , или Неделя Страданий Господа.
В первые три дня Страстной седмицы, в понедельник, вторник и среду утром в храмах совершается Литургия Преждеосвященных Даров. На трапезе по уставу сухоядение.
24 апреля, ВЕЛИКАЯ СРЕДА. Воспоминание предательства Иуды. Литургия Преждеосвященных Даров. В великую среду на Страстной Седмице после «Буди Имя Господне. » последний раз совершаются 3 великих поклона, с молитвой прп. Ефрема Сирина, после чего земные поклоны прекращаются до дня Святой Троицы (кроме поклонов у Святой Плащаницы).
25 апреля ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК. Воспоминание Тайной Вечери. Литургия св. Василия Великого. Вечером в храмах совершается утреня Великого Пятка ( Страстной Пятницы) с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
26 апреля, СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА , Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса. Литургии не положено. В храмах утром читают 12 Страстных Евангелий. Во второй половине дня совершается ВЫНОС ПЛАЩАНИЦЫ. В этот день по уставу полное воздержание от пищи.
27 апреля -ВЕЛИКАЯ СУББОТА. Воспоминания сошествия Спасителя в ад, где Он попрал силу дьявола и возвестил о победе над смертью. В 2018 году Великая суббота совпадает с Благовещением Пресвятой Богородицы. Совершается Литургия Василия Великого. После отпуста совершается благословение хлебов и вина (во храмах начинают освящать куличи).
В ВЕЛИКУЮ СУББОТУ НА ТРАПЕЗЕ РАЗРЕШАЕТСЯ ПИЩА БЕЗ РАСТИТЕЛЬНОГО МАСЛА И ВИНО. Вкушение рыбы и елея не благословляется, разрешение ради праздника дается только на вино (см. Типикон, 33 глава). «По отпу́сте же не исхо́дим из це́ркве, но седи́м на ме́стех на́ших, и вхо́дит кела́рь, и дае́т бра́тии по еди́ному укру́ху хле́ба, и по шести́ смо́квей, или́ фи́ников, и по еди́ному красову́лю вина́. (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Субботу вечера»
28 апреля – СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА ГОСПОДНЯ.
В чем особенности богослужений Великого поста?
К сожалению, для большинства людей Великий пост связан лишь с некоторыми телесными ограничениями в пище. Чуть более «продвинутые» в православии вспомнят еще о воздержании от праздности и развлечений, сплетен и осуждений. Все это верно. Но суть и значение поста этим отнюдь не ограничиваются. Недаром ведь святые отцы называли сей благоприятный для человека период «духовной весной». Это невозможно понять, не ощутив всю красоту и значимость постового богослужения. В статье мы остановимся лишь на некоторых его особенностях, дав повод к самостоятельному, более глубокому ознакомлению.
Почему службы бывают длинные?
Период с первой недели до пятницы шестой включительно называется святой четыредесятницей и насчитывает ровно 40 дней. Седьмая неделя называется Страстной и выделяется отдельно. Первая постовая служба приходится на вечер так называемого «Прощеного воскресенья», поскольку церковный день начинается с вечера.
Церковные службы поста отличаются, в первую очередь, своей продолжительностью. Их цель – настроить человека на покаянный лад, подготовить душу к встрече со Христом Воскресшим. Достигается это путем усиленной молитвы.
Во время вечерней службы Великого поста вместо малого служится великое повечерие. На утрене обычный канон святому заменяют трипеснцы — специальные каноны, состоящие из трех песней. Кроме того, читаются особенные часы, великопостные. На вечерне также звучат паремии (отрывки из Ветхого Завета).
Особое внимание в посту уделяется чтению Псалтыри. Это касается как домашней, так и церковной молитвы. За неделю в храме вся книга прочитывается теперь два раза вместо одного.
Молитва Ефрема Сирина
В дни Великого поста в храме мы часто слышим такую молитву:
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Слова этой молитвы принадлежат святому аскету-пустыннику IV века — преподобному Ефрему Сирину. Она читается в дни поста не только в храме, но и дома вместе с утренним и вечерним правилом. При этом произнесение молитвы сопровождается большим количеством поклонов.
Следует сказать, что обилие поклонов является одной из главных особенностей богослужений данного поста. Поклоны совершаются верующими не только во время молитвы Ефрема Сирина, но и в другие моменты служб. Не распространяется это правило лишь на субботние и воскресные службы.
Покаянный канон Андрея Критского
С понедельника по четверг первой недели святой четыредесятницы по вечерам совершается особая служба с чтением Покаянного канона. Это одно из самых выдающихся произведений церковной гимнографии, написанное преподобным Андреем, архиепископом Критским. В общецерковном употреблении канон был известен уже в X веке.
Почему это произведение получило наименование Великого? Такое название обусловлено не только большим размером (канон делится на четыре полноценные части), но и обилием мыслей, сравнений и аллюзий из Ветхого и Нового Заветов.
Общее настроение творения отражает состояние души, которая горько оплакивает свои грехи. Этот же покаянный настрой передает повторяющийся припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя . В четверг пятой недели Великого поста на утрене канон Андрея Критского прочитывается полностью за один раз.
Такая служба получила название «Мариино стояние» в честь памяти преподобной Марии Египетской, которая совершается на этой седмице (неделе). Тогда же в храме читается и житие святой подвижницы, проведшей сорок лет в пустыне. Это богослужение является самой продолжительной из всех церковных служб и длится около пяти часов.
Специфика великопостных Литургий
Еще одной из главных особенностей великопостных служб является то, что в будние дни в храме не служатся полные Литургии. Исключение бывает только на праздник Благовещения, если он выпадает среди недели. С чем связана такая специфика?
Дело в том, что Великий пост подразумевает некоторое ограничение человека в радостных и приятных для него вещах. И это касается не только телесных утеснений, но и душевных. Безусловно, главной духовной радостью для христианина является Евхаристия (причастие), совершаемая во время Божественной Литургии.
Полная Литургия не совершается для того, чтобы мы смогли заново оценить сей дар Бога человеку, успели «изголодаться» по ней. Однако даже здесь для верующих была сделана небольшая уступка. Еще одна особенность постовых богослужений — по средам и пятницам вместо полной совершается Литургия Преждеосвященных Даров.
Уже по названию можно понять, что на ней люди могут причаститься заранее освященных святых Тела и Крови Христовых, которые обычно заготавливают в воскресенье. Такая Литургия никогда в году больше не служится.
Литургии полным чином совершаются по выходным. Причем по воскресеньям поста, кроме Вербного, служится Литургия Василия Великого. Она совершается всего десять раз в году. От Литургии Иоанна Златоуста отличается более пространным и глубоким содержанием тайных молитв Евхаристии, читаемых священниками в алтаре.
Поминальные службы поста
Три субботы Великого поста подряд, начиная со второй, называются родительскими поминальными субботами. В эти дни служится заупокойная Литургия Иоанна Златоуста и Великая панихида. Накануне в пятницу совершается парастас (заупокойное вечернее богослужение со чтением 17-ой кафизмы).
Это дни сугубого поминовения умерших. Такие службы мотивированы тем, что в будние дни поста не положено церковное поминание усопших, поскольку не совершается полная Божественная Литургия. Чтобы не лишить наших родных молитвы о них Церкви в эти дни, были установлены родительские поминальные субботы.
Воскресные пассии
В дни святой четыредесятницы совершается еще одно исключительное богослужение — пассия. Она служится в четыре воскресенья, со второго по пятое, в дни поста. Пассия пришла к нам оттуда же, откуда и черное облачение священства — с Запада. С латинского «пассия» переводится как «страдание».
Этой службы нет в церковном уставе, поэтому ее содержание может варьироваться в разных храмах. До нас последование пассии дошло в том виде, в котором оно было составлено в середине XVII митрополитом Петром (Могилой). По сути, данное богослужение является вечерней службой Великого поста на понедельник. При этом служится акафист Кресту или Страстям Господним.
Обязательная часть — чтение отрывка одного из Евангелий о Страстях Христовых. Отсюда и количество пассий в году — по числу четырех евангелистов. После службы обязательно произносится проповедь, к которой тщательно готовится духовенство.
Крестопоклонная неделя
Среди других особенностей богослужений нельзя не упомянуть о третьем воскресенье данного поста. На всенощном бдении сего дня верующим выносится Крест для поклонения. При этом поется песнопение:
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим.
Конец третьей недели знаменует середину Великого Поста, половина пути пройдена. Крест выносится верующим для укрепления сил постящихся, чтобы легче было пройти остаток пути. Кроме того, эта традиция имеет свои корни в Византии.
Как известно, раньше крещение там принимали исключительно в Великую Субботу, перед Пасхой. Для подкрепления сил катехуменов (готовящихся ко крещению) в середине поста как раз и выносился Крест. Он остается в храме вплоть до пятницы, посему четвертая седмица называется еще «крестопоклонной».
«Похвала Пресвятой Богородицы»
Совершенно отдельно от всех служб стоит так называемая «Суббота акафиста», или «Похвала Пресвятой Богородицы». Она совершается на пятой седмице святой четыредесятницы. На утрене читается акафист Богородице «Радуйся, Невесто невестная».
Это первый и единственный, положенный уставом Церкви, акафист. Он был написан в честь защиты Пресвятой Богородицей Константинополя от нашествия иноплеменников в 626 году. Для совершения службы священники в этот день выходят на середину храма. Акафист читается по частям, за четыре раза. После каждой части поется кондак (небольшое песнопение) «Взбранной Воеводе» и кадится храм.
По своей нетипичной для поста праздничности «Суббота Акафиста» схожа с Благовещением. И только в честь Пресвятой Богородицы делаются в Великий пост два таких больших исключения.
Как видим, постовые службы имеют огромную смысловую нагрузку и разнообразие. На последней, Страстной неделе они еще более духовно насыщены. Об этом следует говорить отдельно. Однако есть смысл по возможности не пропустить ни одного из важнейших богослужений в посту, ведь больше они в этом году не повторятся.
1-я седмица Великого поста
Иные седмицы Великого поста
- Триодь Постная. Службы первой седмицы Великого Поста
- Особенности богослужения седмиц и Недель (воскресений) Великого постаГермоген Шиманский
- Чтение на каждый день Великого постаДементьев Д.В.
- Почему Великий пост начинается с понедельника?Юрий Рубан
- Как проводить 1-ю седмицу Великого постаархим. Иоанн (Крестьянкин)
- Первая седмица Великого постапрот. Григорий Дебольский
- Суббота 1-й седмицы Великого постаЮрий Рубан
- Сокровищница духовной мудрости. Седмица 1-я Великого поста
- Великий пост. Аудио
- Великий пост. Видео
Пост первой седмицы великой Четыредесятницы строже других по уставу. Богослужение первых дней Великого поста также более строгое, покаянное, менее торжественное.
В понедельник, вторник и четверг утреннее богослужение состоит из утрени, часов, изобразительных и вечерни. Литургия не совершается. В среду и пятницу утреннее богослужение состоит из утрени, часов, изобразительных и Литургии Преждеосвященных даров.
Вечером в первые четыре дня Великого поста на великом повечерии совершается чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Великим постом канон прп. Андрея Критского прочитывается дважды. На первой седмице он разделяется на 4 части и прочитывается в первые четыре дня. Полностью он прочитывается на утрени четверга 5-й седмицы.
В пятницу после заамвонной молитвы (по окончании Литургии) совершается молебный канон прп. Феодору Тирону и освящение колива (вареной пшеницы на меду или рис с изюмом). Связано это со следующим случаем. В 362 году император Юлиан Отступник на первой седмице Великого поста приказал тайно окропить все продукты, которые продавались на рынках, кровью идоложертвенных животных. Но святой великомученик Феодор Тирон явился в сонном видении епископу Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение императора и повелел ничего не покупать на рынке, а питаться коливом. Поэтому в пятницу на молебном каноне освящается коливо, а в субботу первой седмицы Великого поста совершается благодарственное празднование великомученику Феодору Тирону.
Первая седмица и первая Неделя Великого Поста
Первая седмица отличается особой строгостью поста, ибо приличнее всего иметь наибольшую ревность к подвигам благочестия при начале подвигов. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужение продолжительнее, чем в следующие дни. В первые два дня Четыредесятницы для тех, кто может, совсем не поставляется трапеза [1] .
С понедельника по четверг на великих повечериях читается Великий канон святого Андрея Критского. В каноне собраны и представлены многочисленные образы поста и покаяния, приводится множество примеров из Ветхого и Нового Завета применительно к нравственному состоянию души грешника, оплакивающего свои грехи. Канон назван великим, как по множеству мыслей и воспоминаний, заключенных в нем, так и по числу содержащихся в нем тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30). Повечерие первых четырех дней первой седмицы называется «Малым стоянием» в отличие от «Андреева или Мариина стояния» на 5 седмице и великого стояния в Великий Пяток.
Эти повечерия также называются «мефимонами» (греч. – «с нами»), потому что на этих повечериях поется песнь «С нами Бог». Внешнее отличие Великого канона святого Андрея Критского от других канонов состоит в том, что он имеет все 9 песней (включая также 2 песнь), и к каждому тропарю прилагается припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В среду и четверг к покаянному канону прибавляются несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, восшедшей от глубокого падения к высокому благочестию. Впоследствии к этому канону были присоединены тропари в честь его творца святого Андрея Критского.
В понедельник или вторник первой седмицы после утрени или после часов священник в епитрахили читает в церкви своим прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы», изложенные в Требнике.
В субботу первой седмицы Церковь творит память святого великомученика Феодора Тирона и воспоминает чудесную помощь, оказанную им константинопольским христианам в 362 году при императоре Юлиане Отступнике. Тогда христиане были сохранены великомучеником Феодором от осквернения идоложертвенной кровью в первую седмицу Великого Поста: святой явился архиепископу Евдоксию и повелел христианам употреблять коливо вместо оскверненной на торжище пищи. Этим воспоминанием Церковь внушает верующим, что пост угоден Богу, и что постящиеся находятся под особым покровительством Божиим.
Служба святому Феодору Тирону начинается в пятницу с вечерни, соединяющейся с Литургией Преждеосвященных Даров. В конце Литургии по заамвонной молитве поется молебный канон святому Феодору и благословляется коливо в конце молебна. Молебен [2] состоит из чтения 142 псалма, пения «Бог Господь», тропарей, затем читается канон святому Феодору (Апостол и Евангелие не читаются) [3] .
На утрене в субботу поется канон в честь святого Феодора, составленный Иоанном, митрополитом Евхаитским.
На Литургии в субботу положено читать два Апостола и два Евангелия: дню и святому, а прокимен поется один, 7 гласа: «Возвеселится праведник о Господе».
Если в понедельник первой седмицы случится Сретение Господне, храмовый праздник или Обретение главы Иоанна Крестителя, то служба им совершается в Прощеное воскресенье.
Если Обретение главы Иоанна Крестителя и храмовый праздник случится в период от вторника до пятницы первой седмицы, то служба Предтечи совершается или в Прощеное воскресенье или в субботу 1 седмицы поста, а храму – в субботу первой седмицы.
Первая Неделя Великого Поста называется также Неделей Православия по совершаемому в этот день торжеству Православия, установленному в Греции в первой половине IX века в память о торжестве Православной Церкви над всеми ересями, возмущавшими Церковь, и особенно над последней из них – иконоборческой, осужденной на VII Вселенском Соборе в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Этот чин составлен в середине IX века святым Мефодием, Патриархом Константинопольским.
Из Греции чин Торжества Православия перешел в Русскую Церковь. Победа Православия в самой Греческой Церкви первоначально праздновалась в первую Неделю Великого Поста. Таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия имеет глубокие исторические корни. Церковь этим торжеством дарует высокое утешение проходящим подвиг поста, являя доказательство живого общения каждого из нас по вере и жизни со всей Церковью и полагает основание для молитвенного ходатайства за всех перед Богом. Торжество Православия утверждает и укрепляет верующих в правой вере, непрерывно и неизменно сохраняющейся от времен апостольских и имеющей сохраниться в чистоте до скончания мира по обетованию Господа (Мф.16:18).
Чин Православия [4] , который состоит, в основном, из молебного пения, совершается в Патриаршем соборе и в кафедральных соборах после прочтения часов перед Литургией или после Литургии, на середине храма – перед иконами Спасителя и Божией Матери.
После обычного начала читается псалом 74, произносится мирная ектения. После «Бог Господь» и пения тропарей «Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи» читаются Апостол (Рим., зачало 121) и Евангелие (Мф., зачало 75), произносится сугубая ектения и читается молитва об укреплении верных в правой вере. По прочтении Символа веры протодиакон возглашает: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера Православная, сия вера вселенную утверди». Затем протодиакон возглашает 12 анафематствований (отрицающим бытие Божие, равночестность Сына Божия и Святого Духа Богу Отцу, не приемлющим благодати искупления и др.). После каждого возглашения протодиакона трижды провозглашается «Анафема» (т.е. «Да будет отлучен» от Церкви). Затем поется «Вечная память» всем подвизавшимся в Православии и возглашается многолетие. Торжество заканчивается пением «Тебе Бога хвалим» и целованием икон [5] .
Примечания
[1] См. подробнее об этом: Типикон, гл. 33.
[2] Чин молебна находится в Типиконе и в Постной Триоди в исследовании пятка 1 седмицы, а также в «Богослужебных указаниях на 1951 г». Молитва на благословение колива находится в Служебнике и в Чине благословения колива в праздники.
[3] В настоящее время во многих приходах центральных и Юго-Западных областей в пятницу (в Москве – по воскресениям) совершается трогательный церковно-богослужебный обряд, называемый пассией (страданием). Этот обряд был введен при Киевском митрополите Петре Могиле (XVII в.). Служится он на повечерии (в пятницу) или на вечерне (в воскресение) в 1, 2, 3 и 4 седмицы или Недели Великого Поста, и состоит из чтения Евангелия и пения некоторых песнопений Страстной седмицы («Тебе одеющагося светом, яко ризою», «Приидите, ублажим Иосифа»), касающихся воспоминания страстей (страданий) Христовых, откуда произошло и само название обряда. О пассиях наш церковный Типикон ничего не говорит. Устав и обряд пассии помещен был впервые в конце Цветной Триоди, изданной в 1702 г. при архимандрите Киево-Печерском Иоасафе Кроновском, где в конце описания чина было сказано: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение Церкве святыя православныя подаются».
[4] «Чин молебна в Неделю Православия», как он совершается в настоящее время, напечатан в «Богослужебных указаниях» на 1949 год.
[5] На воскресном богослужении от Недели о Мытаре и фарисее до Недели Всех святых евангельская стихира утрени поется (или читается) пред первым часом (пред нею поется или читается «Слава, и ныне»).
Источники:
http://vk.com/@p_trapeza-bogosluzhenie-v-velikii-post
http://megapoisk.com/osobennosti-bogosluzhenij-velikogo-posta
http://azbyka.ru/days/p-1-ja-sedmica-velikogo-posta