Первая неделя поста службы в храме. Поминальные службы поста

Календарь богослужений с указанием степени поста на день в Великий пост 2019 года

СЕДМИЦЫ,НЕДЕЛИ,ПРАЗДНИЧНЫЕ И ОСОБЫЕ ДНИ ВЕЛИКОГО ПОСТА в 2019 г

На первой седмице Великого поста, в первые четыре дня, с понедельника по четверг, (11, по 14 марта) за вечерним богослужением ЧИТАЕТСЯ ВЕЛИКИЙ (Покаянный) КАНОН святителя Андрея Критского. Постарайтесь обязательно посетить эту великопостную службу.

В среду и пятницу утром на каждой седмице Великого поста совершается ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ, есть возможность причаститься Святых Христовых Тайн.

15 марта, утром в пятницу, после Литургии Преждеосвященных Даров по заамвонной молитве – молебный канон вмч. Феодору Тирону, благословение и раздача колива. Память св. вмч. Феодора — первая суббота (16 марта) Великого Поста

Вторая и третья СУББОТЫ Великого поста (23, 30 марта) — ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ. В эти дни совершаются Литургия святителя Иоанна Златоуста и панихида. Обратите внимание, что в этом году две родительские поминальные субботы, — 6 апреля поминовение усопших не совершается, так как совпадает с предпразднством Благовещения Пресвятой Богородицы

В воскресные дни Великого поста в храмах совершается Литургия Василия Великого. Также по воскресеньям в Великий пост в некоторых храмах совершается особая служба — вечерня с акафистом Страстям Христовым ПАССИЯ. Это богослужение напоминает о спасительном подвиге и страдании Господа Иисуса Христа на Голгофе. Расписание следует уточнять в храмах.

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА:

11 марта. Чистый понедельник, начало Великого поста.Полное воздержание от пищи. С понедельника по четверг включительно в храмах читается Великий Канон Андрея Критского.

13 марта, среда — Литургия Преждеосвященных Даров.

15 марта, пятница — праздник иконы Божией Матери, именуемой «Державная». Полиелейная служба в честь ик. Божией Матери «Державная», может быть перенесена на субботу, 16 марта. На трапезе горячая пища без масла «И вхо́дим в трапе́зу, вкуша́ем же вина́ и еле́а, ра́ди свята́го. Сие́ прия́хом в Ла́вре преподо́бнаго отца́ на́шего Са́ввы, и кинови́и преподо́бнаго Вели́каго Евфи́мия: но не твори́м сего́ ны́не за че́стность дне, оба́че яди́м варе́ние с сли́вами без еле́а, и арме́а: произволя́ющии же ядя́т сухояде́ние, я́коже и в сре́ду» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера [1-й седмицы]»).

17 марта, воскресенье — первая неделя Великого поста ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ. В этот день по окончании Литургии совершается молебное пение в честь Торжества Православия, на трапезе пища с растительным маслом.

ВТОРАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА:

18 марта, понедельник — обретение мощей свт.Луки, исп., архиеп. Симферопольского (1996).

20 марта, среда — иконы Божией Матери «Споручница грешных», совершается Литургия Преждеосвященных Даров

22 марта, пятницапамять 40 Севастийских мучеников. Совершается служба с полиелеем. Литургия Преждеосвященных Даров. На трапезе горячая пища без масла « В среду же и пяток, ядим два варения без елея, и пием вино» (Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава).

23 марта Родительская поминальная суббота. Поминовение усопших. В храмах после Литургии Иоанна Златоуста служится панихида. Пища с растительным маслом.

24 марта, воскресеньевторая неделя Великого поста СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ, архиепископа Солунского. Литургия св. Василия Великого.

ТРЕТЬЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА:

30 марта, суббота, поминовение усопших. Память прп. Алексия, человека Божия. Утром — Литургия свт.Иоанна Златоуста, панихида. В эту субботу вечером выносится крест для поклонения.

31 марта,воскресенье – третья неделя Великого поста КРЕСТОПОКЛОННАЯ.
Память свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского. Литургия Василия Великого. Накануне вечером, на утрене, (реально в субботу 30 марта вечером), после великого славословия – вынос Креста и поклонение ему.

ЧЕТВЕРТАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА КРЕСТОПОКЛОННАЯ:
1 апреля, понедельник. На 1-м часе совершается поклонение Кресту.
3 апреля, среда — память прп.Серафима вырицкого. На 1-м часе совершается поклонение Кресту. Литургия Преждеосвященных Даров.

5 апреля, пятница. В конце изобразительных совершается поклонение Кресту. Литургия Преждеосвященных Даров.
6 апреля, суббота. Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Поминовение усопших не совершается.

7 апреля, воскресеньеБЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Четвертая неделя Великого поста преподобного Иоанна Лествичника. Литургия свт. Василия Великого. На трапезе разрешается рыба.

ПЯТАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА:

8 апреля, понедельник, Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. СОБОР АРХАНГЕЛА ГАВРИИЛА. На трапезе пища с растительным маслом «На трапе́зе же разреше́ние вина́ и еле́я» (Типикон, 26 марта).

10 апреля, среда. Литургия Преждеосвященных Даров. За вечерним богослужением (на утрене четверга, а реально в среду 10 апреля вечером) полностью читается Великий канон Андрея Критского и житие прп. Марии Египетской. МАРИИНО СТОЯНИЕ.

На трапезе пища с растительным маслом: «На трапе́зе разреша́ем на еле́й, и вина́ причаща́емся труда́ ра́ди бде́ннаго, хотя́щаго бы́ти. Внима́ющие же спасти́ся, воздержа́нию прилежа́т; мно́жайшии же посту́ нелицеме́рну» (Типикон, гл. 49, «В сре́ду пя́тыя седми́цы ве́чера», «зри»).

11 апреля ЧЕТВЕРТОК ВЕЛИКОГО КАНОНА. Литургия Преждеосвященных Даров. На трапезе пища с растительным маслом: «В си́й же четверто́к. На трапе́зе же яди́м еле́й и вино́ пие́м, труда́ ра́ди бы́вшаго. Не́цыи же уста́вы разреша́ти то́чию на вино́ попуща́ют, на еле́й же не оставля́ют. Во Святы́я же Горы́ Ти́пице разсужда́ет: на святы́х му́ченик 40, на Предте́чевы главы́ Обре́тение, в сре́ду Крестопокло́нную, на Вели́кий кано́н и на Неседа́льное (т. е. Акафист Божией Матери в субботу 5-й седмицы) я́сти два варе́ния со еле́ем и испива́ти по две ча́ши вина́» (Типикон, гл. 49, «В четверто́к 5-я неде́ли святы́х посто́в», «В си́й же четверто́к»)

12 аперля, пятница — память прп. Иоанна Лествичника. Литургия Преждеосвященных Даров. В этот день, поется акафист Пресвятой Богородице (на утрене субботы).

13 апреля, СУББОТА АКАФИСТА. ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Литургия свт. Иоанна Златоуста. На трапезе пиша с растительным маслом. Память свт. Иоаны, митр. Московского и всея России, чудотворца (1461). Свт. Иннокентия, митр. Московского (1879).

14 апреля, воскресенье – пятая неделя Великого поста ПРЕПОДОБНОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ. Литургия Василия Великого. На трапезе пища с растительным маслом.

ШЕСТАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА, (седмица ваий):
17 апреля, среда
. Литургия Преждеосвященных Даров

18 апреля, четверг — перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси (1652)
19 апреля, пятница. Литургия Преждеосвященных Даров.

Читать еще:  Идеальная женщина для него по знаку зодиака. Назван идеальный мужчина по знаку зодиака

20 апреля ЛАЗАРЕВА СУББОТА. Воспоминание воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря. Литургия св. Иоанна Златоуста. Вечером в субботу за всенощным бдением совершается освящение ваий (вербы). На трапезе разрешается вкушение рыбной икры: «На трапе́зе учрежда́емся варе́нием со еле́ем. А́ще же и икру́ и́мамы, да да́стся коему́ждо бра́ту по три о́нгии: и вино́ пие́м» (Типикон, гл. 49, «В субботу святаго и праведнаго Лазаря»).

21 апреля, воскресенье – шестая неделя Великого поста, Неделя ваий («пальмовых ветвей»), иначе “цветоносная”, ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ, Вход Господень в Иерусалим. Литургия св. Иоанна Златоуста. На трапезе разрешается рыба. «На трапе́зе утеше́ние, яди́м ры́бы и вино́ пие́м, благодаря́ще Бо́га» (Типикон, гл. 49, «В субботу ва́ий вечера»).

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА с 22 по 27 апреля , или Неделя Страданий Господа.

В первые три дня Страстной седмицы, в понедельник, вторник и среду утром в храмах совершается Литургия Преждеосвященных Даров. На трапезе по уставу сухоядение.

24 апреля, ВЕЛИКАЯ СРЕДА. Воспоминание предательства Иуды. Литургия Преждеосвященных Даров. В великую среду на Страстной Седмице после «Буди Имя Господне. » последний раз совершаются 3 великих поклона, с молитвой прп. Ефрема Сирина, после чего земные поклоны прекращаются до дня Святой Троицы (кроме поклонов у Святой Плащаницы).

25 апреля ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК. Воспоминание Тайной Вечери. Литургия св. Василия Великого. Вечером в храмах совершается утреня Великого Пятка ( Страстной Пятницы) с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

26 апреля, СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА , Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса. Литургии не положено. В храмах утром читают 12 Страстных Евангелий. Во второй половине дня совершается ВЫНОС ПЛАЩАНИЦЫ. В этот день по уставу полное воздержание от пищи.

27 апреля -ВЕЛИКАЯ СУББОТА. Воспоминания сошествия Спасителя в ад, где Он попрал силу дьявола и возвестил о победе над смертью. В 2018 году Великая суббота совпадает с Благовещением Пресвятой Богородицы. Совершается Литургия Василия Великого. После отпуста совершается благословение хлебов и вина (во храмах начинают освящать куличи).

В ВЕЛИКУЮ СУББОТУ НА ТРАПЕЗЕ РАЗРЕШАЕТСЯ ПИЩА БЕЗ РАСТИТЕЛЬНОГО МАСЛА И ВИНО. Вкушение рыбы и елея не благословляется, разрешение ради праздника дается только на вино (см. Типикон, 33 глава). «По отпу́сте же не исхо́дим из це́ркве, но седи́м на ме́стех на́ших, и вхо́дит кела́рь, и дае́т бра́тии по еди́ному укру́ху хле́ба, и по шести́ смо́квей, или́ фи́ников, и по еди́ному красову́лю вина́. (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Субботу вечера»

28 апреля – СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА ГОСПОДНЯ.

В чем особенности богослужений Великого поста?

К сожалению, для большинства людей Великий пост связан лишь с некоторыми телесными ограничениями в пище. Чуть более «продвинутые» в православии вспомнят еще о воздержании от праздности и развлечений, сплетен и осуждений. Все это верно. Но суть и значение поста этим отнюдь не ограничиваются. Недаром ведь святые отцы называли сей благоприятный для человека период «духовной весной». Это невозможно понять, не ощутив всю красоту и значимость постового богослужения. В статье мы остановимся лишь на некоторых его особенностях, дав повод к самостоятельному, более глубокому ознакомлению.

Почему службы бывают длинные?

Период с первой недели до пятницы шестой включительно называется святой четыредесятницей и насчитывает ровно 40 дней. Седьмая неделя называется Страстной и выделяется отдельно. Первая постовая служба приходится на вечер так называемого «Прощеного воскресенья», поскольку церковный день начинается с вечера.

Церковные службы поста отличаются, в первую очередь, своей продолжительностью. Их цель – настроить человека на покаянный лад, подготовить душу к встрече со Христом Воскресшим. Достигается это путем усиленной молитвы.


Во время вечерней службы Великого поста вместо малого служится великое повечерие. На утрене обычный канон святому заменяют трипеснцы — специальные каноны, состоящие из трех песней. Кроме того, читаются особенные часы, великопостные. На вечерне также звучат паремии (отрывки из Ветхого Завета).

Особое внимание в посту уделяется чтению Псалтыри. Это касается как домашней, так и церковной молитвы. За неделю в храме вся книга прочитывается теперь два раза вместо одного.

Молитва Ефрема Сирина

В дни Великого поста в храме мы часто слышим такую молитву:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Слова этой молитвы принадлежат святому аскету-пустыннику IV века — преподобному Ефрему Сирину. Она читается в дни поста не только в храме, но и дома вместе с утренним и вечерним правилом. При этом произнесение молитвы сопровождается большим количеством поклонов.

Следует сказать, что обилие поклонов является одной из главных особенностей богослужений данного поста. Поклоны совершаются верующими не только во время молитвы Ефрема Сирина, но и в другие моменты служб. Не распространяется это правило лишь на субботние и воскресные службы.

Покаянный канон Андрея Критского

С понедельника по четверг первой недели святой четыредесятницы по вечерам совершается особая служба с чтением Покаянного канона. Это одно из самых выдающихся произведений церковной гимнографии, написанное преподобным Андреем, архиепископом Критским. В общецерковном употреблении канон был известен уже в X веке.

Почему это произведение получило наименование Великого? Такое название обусловлено не только большим размером (канон делится на четыре полноценные части), но и обилием мыслей, сравнений и аллюзий из Ветхого и Нового Заветов.

Общее настроение творения отражает состояние души, которая горько оплакивает свои грехи. Этот же покаянный настрой передает повторяющийся припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя . В четверг пятой недели Великого поста на утрене канон Андрея Критского прочитывается полностью за один раз.

Такая служба получила название «Мариино стояние» в честь памяти преподобной Марии Египетской, которая совершается на этой седмице (неделе). Тогда же в храме читается и житие святой подвижницы, проведшей сорок лет в пустыне. Это богослужение является самой продолжительной из всех церковных служб и длится около пяти часов.

Специфика великопостных Литургий

Еще одной из главных особенностей великопостных служб является то, что в будние дни в храме не служатся полные Литургии. Исключение бывает только на праздник Благовещения, если он выпадает среди недели. С чем связана такая специфика?

Дело в том, что Великий пост подразумевает некоторое ограничение человека в радостных и приятных для него вещах. И это касается не только телесных утеснений, но и душевных. Безусловно, главной духовной радостью для христианина является Евхаристия (причастие), совершаемая во время Божественной Литургии.

Читать еще:  Видеть во сне картины. К чему снится картина

Полная Литургия не совершается для того, чтобы мы смогли заново оценить сей дар Бога человеку, успели «изголодаться» по ней. Однако даже здесь для верующих была сделана небольшая уступка. Еще одна особенность постовых богослужений — по средам и пятницам вместо полной совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Уже по названию можно понять, что на ней люди могут причаститься заранее освященных святых Тела и Крови Христовых, которые обычно заготавливают в воскресенье. Такая Литургия никогда в году больше не служится.

Литургии полным чином совершаются по выходным. Причем по воскресеньям поста, кроме Вербного, служится Литургия Василия Великого. Она совершается всего десять раз в году. От Литургии Иоанна Златоуста отличается более пространным и глубоким содержанием тайных молитв Евхаристии, читаемых священниками в алтаре.

Поминальные службы поста

Три субботы Великого поста подряд, начиная со второй, называются родительскими поминальными субботами. В эти дни служится заупокойная Литургия Иоанна Златоуста и Великая панихида. Накануне в пятницу совершается парастас (заупокойное вечернее богослужение со чтением 17-ой кафизмы).

Это дни сугубого поминовения умерших. Такие службы мотивированы тем, что в будние дни поста не положено церковное поминание усопших, поскольку не совершается полная Божественная Литургия. Чтобы не лишить наших родных молитвы о них Церкви в эти дни, были установлены родительские поминальные субботы.

Воскресные пассии

В дни святой четыредесятницы совершается еще одно исключительное богослужение — пассия. Она служится в четыре воскресенья, со второго по пятое, в дни поста. Пассия пришла к нам оттуда же, откуда и черное облачение священства — с Запада. С латинского «пассия» переводится как «страдание».

Этой службы нет в церковном уставе, поэтому ее содержание может варьироваться в разных храмах. До нас последование пассии дошло в том виде, в котором оно было составлено в середине XVII митрополитом Петром (Могилой). По сути, данное богослужение является вечерней службой Великого поста на понедельник. При этом служится акафист Кресту или Страстям Господним.

Обязательная часть — чтение отрывка одного из Евангелий о Страстях Христовых. Отсюда и количество пассий в году — по числу четырех евангелистов. После службы обязательно произносится проповедь, к которой тщательно готовится духовенство.

Крестопоклонная неделя

Среди других особенностей богослужений нельзя не упомянуть о третьем воскресенье данного поста. На всенощном бдении сего дня верующим выносится Крест для поклонения. При этом поется песнопение:

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим.

Конец третьей недели знаменует середину Великого Поста, половина пути пройдена. Крест выносится верующим для укрепления сил постящихся, чтобы легче было пройти остаток пути. Кроме того, эта традиция имеет свои корни в Византии.

Как известно, раньше крещение там принимали исключительно в Великую Субботу, перед Пасхой. Для подкрепления сил катехуменов (готовящихся ко крещению) в середине поста как раз и выносился Крест. Он остается в храме вплоть до пятницы, посему четвертая седмица называется еще «крестопоклонной».

«Похвала Пресвятой Богородицы»

Совершенно отдельно от всех служб стоит так называемая «Суббота акафиста», или «Похвала Пресвятой Богородицы». Она совершается на пятой седмице святой четыредесятницы. На утрене читается акафист Богородице «Радуйся, Невесто невестная».

Это первый и единственный, положенный уставом Церкви, акафист. Он был написан в честь защиты Пресвятой Богородицей Константинополя от нашествия иноплеменников в 626 году. Для совершения службы священники в этот день выходят на середину храма. Акафист читается по частям, за четыре раза. После каждой части поется кондак (небольшое песнопение) «Взбранной Воеводе» и кадится храм.

По своей нетипичной для поста праздничности «Суббота Акафиста» схожа с Благовещением. И только в честь Пресвятой Богородицы делаются в Великий пост два таких больших исключения.

Как видим, постовые службы имеют огромную смысловую нагрузку и разнообразие. На последней, Страстной неделе они еще более духовно насыщены. Об этом следует говорить отдельно. Однако есть смысл по возможности не пропустить ни одного из важнейших богослужений в посту, ведь больше они в этом году не повторятся.

1-я седмица Великого поста

Иные седмицы Великого поста
  • Триодь Постная. Службы первой седмицы Великого Поста
  • Особенности богослужения седмиц и Недель (воскресений) Великого постаГермоген Шиманский
  • Чтение на каждый день Великого постаДементьев Д.В.
  • Почему Великий пост начинается с понедельника?Юрий Ру­бан
  • Как проводить 1-ю седмицу Великого постаархим. Иоанн (Крестьянкин)
  • Первая седмица Великого постапрот. Григорий Дебольский
  • Суббота 1-й седмицы Великого постаЮрий Ру­бан
  • Сокровищница духовной мудрости. Седмица 1-я Великого поста
  • Великий пост. Аудио
  • Великий пост. Видео

Пост пер­вой сед­ми­цы ве­ли­кой Че­ты­ре­де­сят­ни­цы стро­же дру­гих по уста­ву. Бо­го­слу­же­ние пер­вых дней Ве­ли­ко­го по­ста так­же бо­лее стро­гое, по­ка­ян­ное, ме­нее тор­же­ствен­ное.

В по­не­дель­ник, втор­ник и чет­верг утрен­нее бо­го­слу­же­ние со­сто­ит из утре­ни, ча­сов, изо­бра­зи­тель­ных и ве­чер­ни. Ли­тур­гия не со­вер­ша­ет­ся. В сре­ду и пят­ни­цу утрен­нее бо­го­слу­же­ние со­сто­ит из утре­ни, ча­сов, изо­бра­зи­тель­ных и Ли­тур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных да­ров.

Ве­че­ром в пер­вые че­ты­ре дня Ве­ли­ко­го по­ста на ве­ли­ком по­ве­че­рии со­вер­ша­ет­ся чте­ние Ве­ли­ко­го по­ка­ян­но­го ка­но­на пре­по­доб­но­го Ан­дрея Крит­ско­го. Ве­ли­ким по­стом ка­нон прп. Ан­дрея Крит­ско­го про­чи­ты­ва­ет­ся два­жды. На пер­вой сед­ми­це он раз­де­ля­ет­ся на 4 ча­сти и про­чи­ты­ва­ет­ся в пер­вые че­ты­ре дня. Пол­но­стью он про­чи­ты­ва­ет­ся на утре­ни чет­вер­га 5-й сед­ми­цы.

В пят­ни­цу по­сле за­ам­вон­ной мо­лит­вы (по окон­ча­нии Ли­тур­гии) со­вер­ша­ет­ся мо­леб­ный ка­нон прп. Фе­о­до­ру Ти­ро­ну и освя­ще­ние ко­ли­ва (ва­ре­ной пше­ни­цы на ме­ду или рис с изю­мом). Свя­за­но это со сле­ду­ю­щим слу­ча­ем. В 362 го­ду им­пе­ра­тор Юли­ан От­ступ­ник на пер­вой сед­ми­це Ве­ли­ко­го по­ста при­ка­зал тай­но окро­пить все про­дук­ты, ко­то­рые про­да­ва­лись на рын­ках, кро­вью идо­ло­жерт­вен­ных жи­вот­ных. Но свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Фе­о­дор Ти­рон явил­ся в сон­ном ви­де­нии епи­ско­пу Ев­док­сию, от­крыл ему тай­ное рас­по­ря­же­ние им­пе­ра­то­ра и по­ве­лел ни­че­го не по­ку­пать на рын­ке, а пи­тать­ся ко­ли­вом. По­это­му в пят­ни­цу на мо­леб­ном ка­ноне освя­ща­ет­ся ко­ли­во, а в суб­бо­ту пер­вой сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста со­вер­ша­ет­ся бла­годар­ствен­ное празд­но­ва­ние ве­ли­ко­му­че­ни­ку Фе­о­до­ру Ти­ро­ну.

Пер­вая сед­ми­ца и пер­вая Неде­ля Ве­ли­ко­го По­ста

Пер­вая сед­ми­ца от­ли­ча­ет­ся осо­бой стро­го­стью по­ста, ибо при­лич­нее все­го иметь наи­боль­шую рев­ность к по­дви­гам бла­го­че­стия при на­ча­ле по­дви­гов. Со­об­раз­но это­му, Цер­ковь на пер­вой сед­ми­це со­вер­ша­ет бо­го­слу­же­ние про­дол­жи­тель­нее, чем в сле­ду­ю­щие дни. В пер­вые два дня Че­ты­ре­де­сят­ни­цы для тех, кто мо­жет, со­всем не по­став­ля­ет­ся тра­пе­за [1] .

С по­не­дель­ни­ка по чет­верг на ве­ли­ких по­ве­че­ри­ях чи­та­ет­ся Ве­ли­кий ка­нон свя­то­го Ан­дрея Крит­ско­го. В ка­ноне со­бра­ны и пред­став­ле­ны мно­го­чис­лен­ные об­ра­зы по­ста и по­ка­я­ния, при­во­дит­ся мно­же­ство при­ме­ров из Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­та при­ме­ни­тель­но к нрав­ствен­но­му со­сто­я­нию ду­ши греш­ни­ка, опла­ки­ва­ю­ще­го свои гре­хи. Ка­нон на­зван ве­ли­ким, как по мно­же­ству мыс­лей и вос­по­ми­на­ний, за­клю­чен­ных в нем, так и по чис­лу со­дер­жа­щих­ся в нем тро­па­рей (око­ло 250, то­гда как в обыч­ных ка­но­нах их бы­ва­ет око­ло 30). По­ве­че­рие пер­вых че­ты­рех дней пер­вой сед­ми­цы на­зы­ва­ет­ся «Ма­лым сто­я­ни­ем» в от­ли­чие от «Ан­дре­ева или Ма­ри­и­на сто­я­ния» на 5 сед­ми­це и ве­ли­ко­го сто­я­ния в Ве­ли­кий Пя­ток.

Читать еще:  Гороскоп лев на неделю с 25 июня. Гороскоп для Козерогов

Эти по­ве­че­рия так­же на­зы­ва­ют­ся «ме­фи­мо­на­ми» (греч. – «с на­ми»), по­то­му что на этих по­ве­че­ри­ях по­ет­ся песнь «С на­ми Бог». Внеш­нее от­ли­чие Ве­ли­ко­го ка­но­на свя­то­го Ан­дрея Крит­ско­го от дру­гих ка­но­нов со­сто­ит в том, что он име­ет все 9 пес­ней (вклю­чая так­же 2 песнь), и к каж­до­му тро­па­рю при­ла­га­ет­ся при­пев «По­ми­луй мя, Бо­же, по­ми­луй мя». В сре­ду и чет­верг к по­ка­ян­но­му ка­но­ну при­бав­ля­ют­ся несколь­ко тро­па­рей в честь пре­по­доб­ной Ма­рии Еги­пет­ской, вос­шед­шей от глу­бо­ко­го па­де­ния к вы­со­ко­му бла­го­че­стию. Впо­след­ствии к это­му ка­но­ну бы­ли при­со­еди­не­ны тро­па­ри в честь его твор­ца свя­то­го Ан­дрея Крит­ско­го.

В по­не­дель­ник или втор­ник пер­вой сед­ми­цы по­сле утре­ни или по­сле ча­сов свя­щен­ник в епи­тра­хи­ли чи­та­ет в церк­ви сво­им при­хо­жа­нам «Мо­лит­вы в на­ча­ле по­ста Свя­тыя Че­ты­ре­де­сят­ни­цы», из­ло­жен­ные в Треб­ни­ке.

В суб­бо­ту пер­вой сед­ми­цы Цер­ковь тво­рит па­мять свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Фе­о­до­ра Ти­ро­на и вос­по­ми­на­ет чу­дес­ную по­мощь, ока­зан­ную им кон­стан­ти­но­поль­ским хри­сти­а­нам в 362 го­ду при им­пе­ра­то­ре Юли­ане От­ступ­ни­ке. То­гда хри­сти­ане бы­ли со­хра­не­ны ве­ли­ко­му­че­ни­ком Фе­о­до­ром от осквер­не­ния идо­ло­жерт­вен­ной кро­вью в первую сед­ми­цу Ве­ли­ко­го По­ста: свя­той явил­ся ар­хи­епи­ско­пу Ев­док­сию и по­ве­лел хри­сти­а­нам упо­треб­лять ко­ли­во вме­сто осквер­нен­ной на тор­жи­ще пи­щи. Этим вос­по­ми­на­ни­ем Цер­ковь вну­ша­ет ве­ру­ю­щим, что пост уго­ден Бо­гу, и что по­стя­щи­е­ся на­хо­дят­ся под осо­бым по­кро­ви­тель­ством Бо­жи­им.

Служ­ба свя­то­му Фе­о­до­ру Ти­ро­ну на­чи­на­ет­ся в пят­ни­цу с ве­чер­ни, со­еди­ня­ю­щей­ся с Ли­тур­ги­ей Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров. В кон­це Ли­тур­гии по за­ам­вон­ной мо­лит­ве по­ет­ся мо­леб­ный ка­нон свя­то­му Фе­о­до­ру и бла­го­слов­ля­ет­ся ко­ли­во в кон­це мо­леб­на. Мо­ле­бен [2] со­сто­ит из чте­ния 142 псал­ма, пе­ния «Бог Гос­подь», тро­па­рей, за­тем чи­та­ет­ся ка­нон свя­то­му Фе­о­до­ру (Апо­стол и Еван­ге­лие не чи­та­ют­ся) [3] .

На утрене в суб­бо­ту по­ет­ся ка­нон в честь свя­то­го Фе­о­до­ра, со­став­лен­ный Иоан­ном, мит­ро­по­ли­том Ев­ха­ит­ским.

На Ли­тур­гии в суб­бо­ту по­ло­же­но чи­тать два Апо­сто­ла и два Еван­ге­лия: дню и свя­то­му, а про­ки­мен по­ет­ся один, 7 гла­са: «Воз­ве­се­лит­ся пра­вед­ник о Гос­по­де».

Ес­ли в по­не­дель­ник пер­вой сед­ми­цы слу­чит­ся Сре­те­ние Гос­подне, хра­мо­вый празд­ник или Об­ре­те­ние гла­вы Иоан­на Кре­сти­те­ля, то служ­ба им со­вер­ша­ет­ся в Про­ще­ное вос­кре­се­нье.

Ес­ли Об­ре­те­ние гла­вы Иоан­на Кре­сти­те­ля и хра­мо­вый празд­ник слу­чит­ся в пе­ри­од от втор­ни­ка до пят­ни­цы пер­вой сед­ми­цы, то служ­ба Пред­те­чи со­вер­ша­ет­ся или в Про­ще­ное вос­кре­се­нье или в суб­бо­ту 1 сед­ми­цы по­ста, а хра­му – в суб­бо­ту пер­вой сед­ми­цы.

Пер­вая Неде­ля Ве­ли­ко­го По­ста на­зы­ва­ет­ся так­же Неде­лей Пра­во­сла­вия по со­вер­ша­е­мо­му в этот день тор­же­ству Пра­во­сла­вия, уста­нов­лен­но­му в Гре­ции в пер­вой по­ло­вине IX ве­ка в па­мять о тор­же­стве Пра­во­слав­ной Церк­ви над все­ми ере­ся­ми, воз­му­щав­ши­ми Цер­ковь, и осо­бен­но над по­след­ней из них – ико­но­бор­че­ской, осуж­ден­ной на VII Все­лен­ском Со­бо­ре в 787 го­ду. В эту Неде­лю со­вер­ша­ет­ся осо­бое бо­го­слу­же­ние, на­зы­ва­е­мое чи­ном Пра­во­сла­вия. Этот чин со­став­лен в се­ре­дине IX ве­ка свя­тым Ме­фо­ди­ем, Пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским.

Из Гре­ции чин Тор­же­ства Пра­во­сла­вия пе­ре­шел в Рус­скую Цер­ковь. По­бе­да Пра­во­сла­вия в са­мой Гре­че­ской Церк­ви пер­во­на­чаль­но празд­но­ва­лась в первую Неде­лю Ве­ли­ко­го По­ста. Та­ким об­ра­зом, ос­но­ва­ние празд­но­ва­ния в этот день тор­же­ства Пра­во­сла­вия име­ет глу­бо­кие ис­то­ри­че­ские кор­ни. Цер­ковь этим тор­же­ством да­ру­ет вы­со­кое уте­ше­ние про­хо­дя­щим по­двиг по­ста, яв­ляя до­ка­за­тель­ство жи­во­го об­ще­ния каж­до­го из нас по ве­ре и жиз­ни со всей Цер­ко­вью и по­ла­га­ет ос­но­ва­ние для мо­лит­вен­но­го хо­да­тай­ства за всех пе­ред Бо­гом. Тор­же­ство Пра­во­сла­вия утвер­жда­ет и укреп­ля­ет ве­ру­ю­щих в пра­вой ве­ре, непре­рыв­но и неиз­мен­но со­хра­ня­ю­щей­ся от вре­мен апо­столь­ских и име­ю­щей со­хра­нить­ся в чи­сто­те до скон­ча­ния ми­ра по обе­то­ва­нию Гос­по­да (Мф.16:18).

Чин Пра­во­сла­вия [4] , ко­то­рый со­сто­ит, в ос­нов­ном, из мо­леб­но­го пе­ния, со­вер­ша­ет­ся в Пат­ри­ар­шем со­бо­ре и в ка­фед­раль­ных со­бо­рах по­сле про­чте­ния ча­сов пе­ред Ли­тур­ги­ей или по­сле Ли­тур­гии, на се­ре­дине хра­ма – пе­ред ико­на­ми Спа­си­те­ля и Бо­жи­ей Ма­те­ри.

По­сле обыч­но­го на­ча­ла чи­та­ет­ся пса­лом 74, про­из­но­сит­ся мир­ная ек­те­ния. По­сле «Бог Гос­подь» и пе­ния тро­па­рей «Бла­го­дар­ни су­ще недо­стой­нии ра­би Твои, Гос­по­ди» чи­та­ют­ся Апо­стол (Рим., за­ча­ло 121) и Еван­ге­лие (Мф., за­ча­ло 75), про­из­но­сит­ся су­гу­бая ек­те­ния и чи­та­ет­ся мо­лит­ва об укреп­ле­нии вер­ных в пра­вой ве­ре. По про­чте­нии Сим­во­ла ве­ры про­то­ди­а­кон воз­гла­ша­ет: «Сия ве­ра апо­столь­ская, сия ве­ра оте­че­ская, сия ве­ра Пра­во­слав­ная, сия ве­ра все­лен­ную утвер­ди». За­тем про­то­ди­а­кон воз­гла­ша­ет 12 ана­фе­мат­ство­ва­ний (от­ри­ца­ю­щим бы­тие Бо­жие, рав­но­чест­ность Сы­на Бо­жия и Свя­то­го Ду­ха Бо­гу От­цу, не при­ем­лю­щим бла­го­да­ти ис­куп­ле­ния и др.). По­сле каж­до­го воз­гла­ше­ния про­то­ди­а­ко­на три­жды про­воз­гла­ша­ет­ся «Ана­фе­ма» (т.е. «Да бу­дет от­лу­чен» от Церк­ви). За­тем по­ет­ся «Веч­ная па­мять» всем под­ви­зав­шим­ся в Пра­во­сла­вии и воз­гла­ша­ет­ся мно­го­ле­тие. Тор­же­ство за­кан­чи­ва­ет­ся пе­ни­ем «Те­бе Бо­га хва­лим» и це­ло­ва­ни­ем икон [5] .

При­ме­ча­ния

[1] См. по­дроб­нее об этом: Ти­пи­кон, гл. 33.

[2] Чин мо­леб­на на­хо­дит­ся в Ти­пи­коне и в Пост­ной Три­о­ди в ис­сле­до­ва­нии пят­ка 1 сед­ми­цы, а так­же в «Бо­го­слу­жеб­ных ука­за­ни­ях на 1951 г». Мо­лит­ва на бла­го­сло­ве­ние ко­ли­ва на­хо­дит­ся в Слу­жеб­ни­ке и в Чине бла­го­сло­ве­ния ко­ли­ва в празд­ни­ки.

[3] В на­сто­я­щее вре­мя во мно­гих при­хо­дах цен­траль­ных и Юго-За­пад­ных об­ла­стей в пят­ни­цу (в Москве – по вос­кре­се­ни­ям) со­вер­ша­ет­ся тро­га­тель­ный цер­ков­но-бо­го­слу­жеб­ный об­ряд, на­зы­ва­е­мый пас­си­ей (стра­да­ни­ем). Этот об­ряд был вве­ден при Ки­ев­ском мит­ро­по­ли­те Пет­ре Мо­ги­ле (XVII в.). Слу­жит­ся он на по­ве­че­рии (в пят­ни­цу) или на ве­черне (в вос­кре­се­ние) в 1, 2, 3 и 4 сед­ми­цы или Неде­ли Ве­ли­ко­го По­ста, и со­сто­ит из чте­ния Еван­ге­лия и пе­ния неко­то­рых пес­но­пе­ний Страст­ной сед­ми­цы («Те­бе оде­ю­ща­го­ся све­том, яко ри­зою», «При­и­ди­те, убла­жим Иоси­фа»), ка­са­ю­щих­ся вос­по­ми­на­ния стра­стей (стра­да­ний) Хри­сто­вых, от­ку­да про­изо­шло и са­мо на­зва­ние об­ря­да. О пас­си­ях наш цер­ков­ный Ти­пи­кон ни­че­го не го­во­рит. Устав и об­ряд пас­сии по­ме­щен был впер­вые в кон­це Цвет­ной Три­о­ди, из­дан­ной в 1702 г. при ар­хи­манд­ри­те Ки­е­во-Пе­чер­ском Иоаса­фе Кро­нов­ском, где в кон­це опи­са­ния чи­на бы­ло ска­за­но: «Сия вся вос­по­ми­на­ют­ся по со­ве­ту, а не по по­ве­ле­нию, яже вся под раз­суж­де­ние Церкве свя­тыя пра­во­слав­ныя по­да­ют­ся».

[4] «Чин мо­леб­на в Неде­лю Пра­во­сла­вия», как он со­вер­ша­ет­ся в на­сто­я­щее вре­мя, на­пе­ча­тан в «Бо­го­слу­жеб­ных ука­за­ни­ях» на 1949 год.

[5] На вос­крес­ном бо­го­слу­же­нии от Неде­ли о Мы­та­ре и фа­ри­сее до Неде­ли Всех свя­тых еван­гель­ская сти­хи­ра утре­ни по­ет­ся (или чи­та­ет­ся) пред пер­вым ча­сом (пред нею по­ет­ся или чи­та­ет­ся «Сла­ва, и ныне»).

Источники:

http://vk.com/@p_trapeza-bogosluzhenie-v-velikii-post
http://megapoisk.com/osobennosti-bogosluzhenij-velikogo-posta
http://azbyka.ru/days/p-1-ja-sedmica-velikogo-posta

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: