Периоды развития античной. Периоды античной философии, их особенности, школы и представители

Периоды античной философии, их особенности, школы и представители

Античная философия представляет собой более чем тысячелетний период развития древнегреческих, а затем и древнеримских философских учений в период с конца VII -начала VI веков до н.э. по VI век н.э.

Большинство исследователей выделяют в античной философии четыре этапа:

  1. Доклассический (натурфилософский, досократовский) этап: VII – 1-я пол. V вв. до н.э.
  2. Классический этап: середина V – конец IV вв. до н.э.
  3. Эллинистический этап: конец IV – конец I вв. до н.э.
  4. Римский этап (философия эпохи Империи): конец I века до н.э. – VI век н.э.

Доклассический этап античной философии

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

  1. Философия, зародившаяся из мифологического знания, исследует мир в ходе критического преодоления мифа и полемики с ним.
  2. В центре внимания всех философов находится Космос (миропорядок) и «фюсис» – природа (внутренняя суть всех вещей).
  3. Поиск ответа на вопрос о происхождении мира. Главное направление философской мысли: поиск первоначала – единой основы всего мира; и дискуссии о том, что считать первоначалом.
  4. Отсутствие четкого различия между материальным и идеальным. Человек и общество не выделяются в качестве самостоятельных тем для размышления, а рассматриваются в рамках всеобщих законов Космоса.
  5. Активное участие большинства философов-«досократиков» в общественной и политической жизни родного полиса.
  6. Единство философского и научного знания: в рамках философии зарождаются: математика (геометрия), физика, география, астрономия, биология и метеорология.

Философы доклассического этапа: Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор (Самосский), Ксенофан (Колофонский), Парменид, Зенон Элейский, Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит.

Основные философские направления (школы): милетская школа(физики), элейская школа (элеаты), пифагорейцы, атомисты.

Классический этап античной философии

  1. Более глубокий подход к вопросу о сущности природы и Космоса. Допускается участие богов в сотворении мира.
  2. Философская мысль переходит от объективного объяснения природы к субъективной стороне познавательного процесса – человеку и его сознанию.
  3. Противопоставление относительного («человек есть мера всех вещей») и абсолютного знания.
  4. Появляется идеалистическая версия происхождения сущего (учение Платона о «чистых идеях»). Начало спора между материализмом и идеализмом.
  5. Философия совмещает два аспекта: научный (образование философских понятий – «первооснов бытия») и воспитательный – образование человека. Создаются первые философские системы и учебные заведения (платоновская Академия, Ликей Аристотеля).
  6. Некоторые мыслители ведут философско-просветительскую деятельность (софисты, Сократ).

Философы классического этапа: софисты (Протагор, Горгий, Гипий, Продик, Критий и др.), Сократ, Платон, Аристотель.

Эллинистический этап античной философии

  1. Из теоретической и логической философия превращается в практическую и этическую. По своим теоретическим достижениям философы-эллинисты значительно уступают «классикам», поэтому активно заимствует идеи предыдущих мыслителей и школ.
  2. Философия перестает быть «основой всех наук» и отделяется от них. Частные науки: такие, как математика, астрономия, оптика и пр. – начинают разрабатываться самостоятельно.
  3. Поиски нового мировоззрения приводят к возникновению многочисленных философских школ и острому соперничеству между ними. Для большинства школ характерен догматизм и непререкаемый авторитет учителя.
  4. Вопросы объективного миропорядка отходят на второй план, философы и философские школы обращаются прежде всего к проблемам частной жизни человека. Философские проблемы познания и бытия рассматриваются с целью определить нормы и стандарты «правильной жизни».
  5. Сильное влияние восточной культуры и философии (с менее высокими требованиями к рациональному обоснованию мировоззрения, но более искушенной в мудрости жизни).
  6. Философия теряет дух элитарности, становится популярной у разных слоев населения (а не только в узком кругу знатоков). Среди философов появляются люди простого происхождения и варвары.
Читать еще:  Воскресенские ворота на красной площади история. Воскресенские ворота

Философы эллинистического этапа: Антисфен, Диоген Синопский, Эпикур, Зенон, Пиррон, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий, Секст Эмпирик.

Основные философские направления (школы): эпикурейцы, киники, стоики, скептики, эмпирики.

Римский этап античной философии*

  1. Философы не создают принципиально новых концепций: они либо развивают идеи отдельных греческих мыслителей классического этапа, либо стремятся синтезировать и обобщить главные мысли предыдущих философских школ и направлений.
  2. Преобладание идеализма над материализмом.
  3. Возрастает недоверие к рациональному мышлению, явления окружающего мира все чаще объясняются волей богов (Бога).
  4. Продолжают развиваться представления о Космосе как о субъекте. Это своеобразное возвращение к мифу, но уже обогащенное предшествующими философскими идеями.
  5. Рост интереса к мистике, восточным религиозным культам и божествам; сильное влияние на философию идей христианства.
  6. Повышенный интерес к проблемам добра и зла, смерти и загробной жизни.

Философы римского этапа: Плутарх, Аттик, Плотин.

Основные философские направления (школы): неопифагореизм, средний платонизм, неоплатонизм, эклектизм.

*Некоторые авторы не выделяют римский период античной философии в отдельный этап, а относят его к периоду позднего эллинизма.

Основные этапы развития античной философии

Античная философия

Под античной философией имеются в виду направления, школы и учения, развивавшиеся в древнегреческом и древнеримском обществах. Древнегреческие философы, в зависимости оттого, что они проповедовали, образовали множества течений, а совокупность этих философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческих обществах, составила античную философию. Античная философия — единое и своеобразное явление в развитии философского сознания человечества.

Античная (древняя) философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в VII в. до н. э. в Греции и продлилась до VI в. н. э. В это тысячелетие сформировались два основных направления в европейской философии – материализм и идеализм , возникла диалектика, были поставлены в зародыше, (а то и в довольно развитом виде) все основные вопросы философии, творили десятки мыслителей, имена которых на слуху даже у тех, кто специально философию не изучал, – Пифагор, Гераклит, Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур, Лукреций Кар, Марк Аврелий, Цицерон, Сенека, Филон.

Античную философию, которая была целостным явлением в истории философии, можно разделить на ряд периодов.

Первый период античной философии – период ее зарождения из мифологического мировоззрения – относится к VII в. до н. э. К этому периоду относятся первые философские антимифологические учения, которые еще полны мифологических образов и имен. Создателями этих учений были философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), зачинатель школы элеатов Ксенофан, Пифагор, Гераклит и его современник и философский антипод Парменид – главный представитель школы элеатов.

Читать еще:  Тайна причастия. Как проходит причастие в церкви

Второй период в истории античной философии – период ее зрелости – является главным и наиболее сложным. Сюда относятся Учения великих натурфилософов – Эмпедокла, Анаксагора, Левкиппа и Демокрита , а также пифагорейца Филолайя, движение софистов, впервые обратившихся к этико-социальной тематике, и Сократа, во взглядах которого зарождается проблема философской методологии. В IV в. до н. э. Платон вводит в философию понятие «идея» именно как «идеальное».

Сюда относится начало деятельности так называемых сократических школ (киников, киренаиков и др.). Учение Аристотеля завершает этот период.

Третий период в истории античной философии есть эпоха распространения греческой культуры как на Восток, так и на Запад – на Рим. Этот период охватывает III-I вв. до н. э. В эти столетия продолжают функционировать как старые философские школы Платона и Аристотеля, так и новые. Это школы Эпикура, Зенона. Их учения проникают в Римскую республику, порождая римский эпикуреизм (Лукреций Кар), скептицизм и стоицизм (Сенека, Марк Аврелий).

Последний период в истории античной философии — философия Римской империи – проходит под влиянием сначала стоицизма, а затем неоплатонизма и возникших христианских идей, философской опорой, которой был тот же неоплатонизм. Разгон императором Юстинианом в 529 г. философских школ в Афинах, и прежде всего Академии Платона, знаменует конец античной философии.

109.201.143.233 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Периодизация античной философии;

Лекция 4. Античная (греко-римская) философия

1. Периодизация античной философии.

2. Ранний (досократический) период античной философии (Милетская школа, Гераклит, Демокрит).

3. Классический (сократический) период античной философии (Сократ, Платон, Аристотель).

4. Эллинистический период античной философии.

5. Римский период античной философии.

Античной философией называют философию Древней Греции и Древнего Рима. Их культурные достижения по праву считаются основой европейской цивилизации. Именно Античная философия явилась главным источником развития европейской общественной мысли – философской, правовой, экономической и т.д.

В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа.

Первый этап, досократический (VII-V вв. до н.э.) философы, работавшие в это время – как назвались досократики. Иногда этот период называют натурфилософским, или ранней классикой. Проблемы, стоявшие в центре внимания философов этого этапа, формируют и его особенности. Особое внимание привлекали философов проблемы физики (природы): объяснение явлений природы, сущности Космоса (космоцентризм), окружающего мира, поиск первоначала всего сущего, одушевление неживой природы, а метод философствования – декларирование своих взглядов, доктринерский (не дискуссионный) характер учений, превращающий их в догму.

Основные школы:милетская школа – физики (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Гераклит Эфесский; элейская школа; атомисты (Демокрит, Левкип).

Второй этап – классический (сократический) период (середина V – конец IV вв. до н. э.) – время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса). Его нередко называют периодом высокой классики. Основные направления философской мысли этого периода: философско-просветительская деятельность софистов; развитие философии Сократа и зарождение «сократических» школ; философия Платона; философия Аристотеля.

Читать еще:  Послания ангела хранителя на цифрах. Нумерология ангелов: цифры на часах несут в себе важную информацию

В отличие от «досократиков» философы сократического периода меньше уделяли внимания поиску первоначала; допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса; выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон – автор учения о «чистых идеях», предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир); положили начало спору между материализмом и идеализмом; проявили интерес к проблеме человека, общества, государства; от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогически – доказательному; внесли вклад в развитие логики; вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ).

Третий этап – эллинистический период (конец IV – II вв. до н. э.) – период кризиса (экономический и политический крах) греческих полисов городов и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками. Для этого этапа характерно не столько выдвижение новых идей, сколько осмысление, уточнение, комментирование идей и учений, созданных мыслителями-предшественниками. Основные направления:распространение антиобщественной философии киников (Диоген Синопский – цель учения – не выработка глубоких философских теорий, а обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом – нищенство, одиночество, бродяжничество; зарождение стоического направления философии; деятельность «сократических» философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; философия Эпикура и пр.

Особенности эллинистического периода:

• кризис античных моральных и философских ценностей;

• снижение страха перед богами и сверхъестественными силами, уважения к ним;

• отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;

• поиск физической и духовной опоры в самом себе;

• стремление к отрешению от действительности;

• преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);

• признание высшим благом счастья и удовольствия отдельного человека (физического и морального).

Четвертый, заключительный этап – Римский(I в. до н. э. – V в. н. э.).

Наиболее известные философы: Сенека; Марк Аврелий (император Рима в 161 -180 гг.); Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане.

В обобщенном виде можно сформулировать следующие особенности античной философии:

• взаимовлияние и фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философии в одну – античную философию;

• влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);

• близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);

• небольшое внимание к проблемам окружающей природы;

• повышенное внимание к проблемам человека, общества, государства;

• расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека);

• расцвет стоической философии, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (атараксии);

• преобладание идеализма над материализмом;

• все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;

• повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;

• рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;

• постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.

Поскольку и сегодня отечественная философия тяготеет к классическим образцам, зарожденным в западноевропейской философии древности, постольку целесообразно уделить внимание характеристике философских школ и наиболее ярких философов античности.

Источники:

http://nauchniestati.ru/spravka/periody-antichnoj-filosofii/
http://studopedia.ru/3_88979_osnovnie-etapi-razvitiya-antichnoy-filosofii.html
http://studopedia.su/9_25996_periodizatsiya-antichnoy-filosofii.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: