Периоды подъема и упадка. Происхождение названия имения

Периоды подъема и упадка. Происхождение названия имения

Старинная усадьба, спрятанная от глаз мчащихся по МКАДу водителей, дала имя станции метро, шоссе, а также всему микрорайону Северо-Восточного округа Москвы. Именем одного из ее владельцев также назван район, прилегающий к усадьбе.

Одно из первых упоминаний Алтуфьева относится к 1585 году. В писцовой книге можно найти хозяина, владевшего этими землями – Н.Д. Мякишев.

Неупокой Дмитриевич, а именно так и звали владельца усадьбы, имел в своем хозяйстве деревянный двор, в котором жили хозяин и слуги. Земли, входившие в состав владения, были богаты лесом, зверьем, в речке Самотеке водилась рыба.

В смуту двор сгорел, и новые хозяева – братья Акинфовы владели только «пустошью». Только в 1680-м году сын одного из братьев восстановил усадьбу, а также построил на ее территории деревянную церковь Воздвижения креста Господня. Каменной церковь стала уже при новом владельце – Иване Ивановиче Вельяминове в 1763 году. Храм был уникальный – «иже под колоколы». Форма его сохранялась до 1990-х годов.

В 1786 году имение приобретает князь (1754-1805). Он отдал 40 тысяч и в 1789 году, выйдя в отставку, занялся обустройством владения.

Во времена Куракина усадьба уже имела «Дом господский каменный с каменными и деревянными службами. Сад регулярный. На речке мучная мельница в два постава». К сожалению, до нашего времени сохранилось только классическое здание пивоварни.

Главный дом, который мы можем видеть сейчас, был построен при новом владельце Алтуфьева. В 1849 году усадьбу приобрел действительный статский советник Николай Арсеньевич Жеребцов (1807-1868). Человек Жеребцов был образованный, интересный, со своими взглядами на Россию. Получив образование инженера-электрика, он увлекался также историей, политикой, экономикой, скульптурой, был автором брошюры «История цивилизации в России», в которой отрицал прогрессивность реформ Петра I.

Свой дом в Алтуфьеве Жеребцов устроил на «старорусский лад». В архитектуре здания переплетаются элементы каменного и деревянного древнерусского зодчества. Существуют сведения, что одно из помещений господского дома было украшено лепным плафоном и барельефами на темы из отечественной истории работы самого хозяина. При Жеребцове в усадьбе была конюшня, также заново отстроенная, оранжерея и сад.

И сейчас украшением усадьбы остается обширный пруд на реке Самотеке, получивший также название Самотечный или Алтуфьевский. Другой пруд, располагавшийся ниже по течению, не сохранился.

Усадьба еще несколько раз меняла хозяев. В 1880-х владельцем земель становится Георгий Мартынович Лианозов – потомственный почетный гражданин, финансист и предприниматель. О нем и сейчас помнят местные жители, гуляющие с детьми в Лианозовском парке. Возможно, имя этого владельца сохранилось благодаря дачному поселку Лианозово, основанному Георгием Мартыновичем.

Лианозовские дачи были излюбленным местом отдыха москвичей. К сожалению, сохранилось здание только одной из них. Сейчас это музей художника К. Васильева.

После революции господский дом усадьбы Алтуфьева был отдан под больницу. Церковь закрыли, но ненадолго. В 1990-х храм и колокольня были реконструированы. К сожалению, реконструкция сильно исказило первоначальный облик храма, который был уникальным памятником архитектуры середины XVIII века. Однако это не мешает ему быть символом района Лианозово, запечатленным на гербе района.

Москва имеет множество усадеб в черте своего города. Одни из них известны практически каждому, на примере Царицыно или Коломенского, но есть и менее известные, но не менее интересные усадьбы, одна из таких находится в Алтуфьево.

Добраться до этого места просто, достаточно доехать до метро Алтуфьево и пройти минут 15 пешком в сторону МКАДа и вот перед вами уже открывается вид на небольшой пруд и саму усадебную территорию.

Вроде тут чистенько, плавают утки и периодически греются в лучах последнего летнего солнца.

Вход на территорию усадьбы свободный и как это часто бывает, начинается около церкви.

Немного истории:
Деревня Алтуфьево на реке Самотёшке, во владении Н. Д. Мякишева, известна с 1585 года. Первая Крестовоздвиженская церковь выстроена здесь около 1678 думным дворянином Н. И. Акинфиевым; с тех пор у села было и второе название — Воздвиженское. В 1760-е годы Алтуфьево перешло во владение И. И. Вельяминова, при котором был заложен господский дом «в тринадцать покоев» (1767) в стиле барокко, новый каменный храм и давно утраченный регулярный парк с двумя прудами. В последней трети XVIII века усадьба несколько раз перешла из рук в руки и была вновь перестроена при Куракиных в 1790-х годах (вероятно, надстроенный Куракиными второй этаж был деревянным). Современный вид главный дом приобрёл при Николае Арсеньевиче Жеребцове в 1849—1861 годах.
Последним владельцем Алтуфьева до 1917 был нефтяной промышленник Г. М. Лианозов; именем этого семейства до сих пор называется район, в котором расположена усадьба. При Лианозове к дому сделали пристройку.

Хотя правильнее наверное сказать, что начинается он с бомжей-попрошаек, сидящих у входа.

А вот и она – Церковь воздвижения Креста Господня, построенная в 1760—1763 годах.

Небольшая, но красивая и уютная церковь.

Рядом стоят, наверное уже как экспонаты, старинные колодец и расписная скамейка.

Небольшая церковная постройка.

Один из флигелей усадьбы.

Сама усадьба находится в крайне неприглядном виде. Может показаться что идёт реставрация, но это скорее наоборот можно отнести к разрушениям, ибо копают прямо около входа в дом какие-то большие ямы, судя по-всему для канализационных работ.

Читать еще:  Имя Виктория: значение для девочки, тайна. Значение имени для девочки Виктория и его тайна

Главный дом с ядром постройки 1760-х гг., от которой остались подвалы и фрагменты стен первого этажа. Около 1851 года при Н. А. Жеребцове дом приобрёл нынешний образ в духе псевдорусской эклектики. Над центральной частью дома был выстроен деревянный мезонин с шатровым «бельведером». Южный фасад приобрёл белокаменные колонны и килевидные украшения окон и входного тамбура. На рубеже XIX-XX вв. дом был еще раз реконструирован. В советское время он утратил башню-бельведер.

Хоть территория около церкви и аккуратная, но усадебный дом, находящийся в нескольких днсятках метров от церкви, находится уже в полном запустении, это хорош видно по фотографиям. Непонятные лица в нём проживают.

Фасад разрушается, от балкона уже ничего не осталось.

Но ещё отчётливо виден герб дворянского рода Жеребцовых – владельцев усадьбы с середины 19 века. При этом владельце усадьба приняла современный вид.

Дошли до наших дней и детали оформление фасада.

Более поздняя пристройка в виде флигеля.

Использованы только собственные фотографии – дата съемки 18.11.2011

Адрес: Москва, Алтуфьевское ш., 149.
Как добраться: от м.Алтуфьево 1 км пешком.
Владельцы усадьбы: 1623-1759 г.г. – Акинфовы, 1759-1766 г.г. – И.И.Вельяминов, 1766-1786 г.г. – граф М.Ф.Апраксин, графиня Н.Ф.Брюс, Риндеры. 1786-1842 г.г. – Куракины, с 1842 г. – Д.И.Приклонский. 1849-1861 г.г. – Н.А.Жеребцов, 1861-1888 г.г. последовательно Г.И.Алеева, М.Я.Лачинова, Н.В.Корф, 1888-1917 г.г. – Г.М.Лианозов.
Деревня Алтуфьево на реке Самотёшке, во владении Н.Д.Мякишева, известно с 1585 г. Первая Крестовоздвиженская церковь выстроена здесь около 1678 г. думным дворянином Н.И.Акинфиевым; с тех пор у села было и второе название – Воздвиженское. В 1760-е г.г. Алтуфьево перешло во владение И.И.Вельяминова, при котором был заложен господский дом «в тринадцать покоев» (1767 г.) в стиле барокко, новый каменный храм и давно утраченный регулярный парк с двумя прудами. В последней трети XVIII в. усадьба несколько раз перешла из рук в руки и была вновь перестроена при Куракиных в 1790-х г.г. (вероятно, надстроенный Куракиными второй этаж был деревянным). Cовременный вид главный дом приобрёл при Н.А.Жеребцове в 1849-1861 г.г. Последним владельцем Алтуфьева до 1917 г. был нефтяной промышленник Г.М.Лианозов; именем этого семейства до сих пор называется район, в котором расположена усадьба. При Лианозове к дому сделали пристройку.
Храм Воздвижения Креста Господня был сооружен на средства И.И.Вельяминова в 1760-1763 г.г. Церковь была открыта почти все время советской власти за исключением небольшого перерыва в 1941 г., оставаясь единственным действующим храмом в этом районе. Поэтому в нее были частично перенесены иконы из закрытого храма в Бибиреве.
Бывшая пивоварня усадьбы Алтуфьево – небольшое классическое здание конца XVIII в., сооружённое при С.Б.Куракине. Главный восточный фасад пивоварни декорирован ложной аркадой с оконными проемами и угловыми рустованными пилястрами. Западная стена здания глухая, южная стена полностью переложена на рубеже XIX-XX в.в., видимо, в ходе реконструкции здания под “небольшой каменный флигель, в 4 комнаты с террасой, который сдается и по комнатам, и целиком” при пансионе Т.М.Унковской. Терраса была уничтожена в советское время, тогда же была переложена северная стена, а над восточным фасадом был надстроен низкий треугольный аттик из силикатного кирпича и сделана новая кровля. В 2002 г. пивоварня, как и господский дом, была передана приходу.
Алтуфьевский (Самотечный) пруд. Площадь 4,0 га. Назван по местности Алтуфьево (бывшее село). В пруд впадают овраги Чернышёвой (Самотёчный ручей), Крутой и Малый, вытекает Самотека. В прошлом впадал также Лианозовский ручей, от которого остался южный залив пруда.
Другое название пруда – Самотёчный. Так в старину обычно именовали любой пруд с проточной водой. По-видимому, с пруда название перешло на речку, на которой он был устроен, ее стали называть Самотёкой. Берега водоёма укреплены бетонными плитами. На пруду в 2009 г. планируется строительство детского центра парусного спорта.
Парк в Алтуфьеве первоначально был регулярным. Однако со временем парк стал пейзажным. От регулярной планировки остался только открытый партер с южной стороны дом, но он давно запущен.
В парке в начале ХХ в. были устроены для обитателей пансиона, находившегося в усадьбе площадки для игр, в т.ч. в лаун-теннис и крокет. Но они также не сохранились. Прокладка Кольцевой автодороги уничтожила северную часть парка. До того туда от центральной части северного фасада господского дома шла липовая аллея.
В настоящее время парк преимущественно липовый. Кроме лип в парке растут также и канадские тополя, лишь чуть-чуть не достигающие метра в диаметре ствола. Есть также крупные американские клёны и пенсильванские ясени. В северной части парка растет гигантский экземпляр серебристого клёна, редко встречающего в городе. Это растение завезено из Северной Америки, холодоустойчиво, живёт до 80-100 лет.
Ракиты в Алтуфьеве очень много. Выше пруда она образует узкий длинный перелесок вдоль речки Самотёки. Отдельные экземпляры ветлы есть около гаражей южнее пруда.
Ближе к пруду находятся плодовый сад (много яблонь и слив, малинники), а также перелески с преобладанием липы (впервые плодовый сад значится в Алтуфьеве еще в 1767 г.). На территории – памятник природы “Старые деревья в усадьбе “Алтуфьево”. Парк и сад в настоящее время находятся на реконструкции.

Сохранность усадьбы: Господский дом XVIII – XIX в.в. в стиле барокко, пивоварня, церковь Воздвиженья Креста Господня (1760-1763гг.), конюшни, парк 10,3 га с прудом.


Схема усадьбы: 1 – главный дом; 2 – Воздвиженская церковь; 3 – пивоварня; 4 – конюшня (погреб).

Экономический цикл и фазы экономического цикла: кризис, депрессия, подъем и пик

Экономический цикл – это попеременное чередование подъемов и спадов экономики, то есть периодов роста и падения производства, реального ВВП и занятости.

За экономическим подъемом и пиком всегда следует рецессия, начинается кризис, а после происходит новое оживление и подъем.

Дело в том, что рыночная экономика отличается нестабильностью – равновесие между производством и потреблением периодически нарушается. Подъем уже ведет к кризису, потому что провоцирует экстенсивное развитие и перегрев экономики. В результате пессимисты говорят, что развитие рыночной экономики – это движение от кризиса к кризису, а оптимисты – что это движение от подъема к подъему.

Читать еще:  Святой амфилохий почаевский когда празднуется. Преподобный Амфилохий Почаевский

Фазы экономического цикла. Источник: Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Под ред. П.А. Баранова

Фазы экономического цикла: подъем, рецессия, кризис, оживление

Экономический цикл проходит четыре основные фазы:

Экономический подъем (пик) – почти полная занятость трудоспособного населения, расширение производства товаров и услуг, рост доходов населения, расширение совокупного спроса.

Экономическая рецессия (спад, сжатие) – сокращение производства и потребления, доходов и инвестиций, падение уровня ВВП.

Экономический кризис (депрессия) – экономика достигает дна и не развивается, высокая циклическая безработица и низкие доходы населения.

Оживление – постепенный рост производства, привлечение дополнительной рабочей силы, рост доходов населения и прибыли предпринимателей.

Фазы экономического цикла. Источник: Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Под ред. П.А. Баранова

Экономический кризис. Что такое депрессия

Экономическая депрессия – это низшая точка цикла. В период депрессии сокращается производство и прибыль производителей, многие трудоспособные не имеют работы, зарплаты и уровень жизни низкие. Спрос на товары и услуги падает, и от этого иногда вынужденно падают цены – происходит дефляция.

Отличие депрессии от стагнации в том, что при стагнации ВВП почти не растет, однако и не снижается. При депрессии ВВП заметно падает. Отличие депрессии от рецессии в том, что рецессия – это умеренное, относительно недолгое замедление темпов экономического роста.

Об экономических кризисах впервые заговорили с развитием экономики как науки в XIX веке. Самый известный и продолжительный кризис в истории – Великая депрессия , которая началась в США в 1929 году, а затем перекинулась на другие страны. Наиболее острая фаза кризиса продолжалась с 1929 по 1933 год. Окончательно депрессия завершилась лишь с началом Второй мировой войны в 1939-м году.

«Мать-переселенка», 1936 год. Фото: Библиотека конгресса США / Доротея Ланж

В наше время из-за глобализации кризисы носят всемирный характер: глобальные экономические кризисы случались в 1969-71, 1974-75, 1980-82 гг. и в начале 1990-х. Крупный мировой экономический кризис разразился в 2008 году после ипотечного и финансового кризиса в США.

Несмотря на регулярные падения, мировая экономика от десятилетия к десятилетию растет – эта общая линия называется восходящим трендом .

Регулировать экономические циклы стремятся центральные банки, меняя денежно-кредитную политику в зависимости от происходящего.

Чтобы не допустить перегрева экономики, центробанки повышают процентные ставки – кредит становится дороже, стоимость денег повышается, и это «тормозит» экономику.

Если же страна начинает скатываться в рецессию, ЦБ снижает процентную ставку, делая деньги дешевле и доступнее для инвестирования. Это призвано оживить производство.

Причины – откуда берутся экономические циклы?

Ученые дают различные объяснения экономическим кризисам и выделяют циклы разной продолжительности: краткосрочные циклы Китчена продолжительностью в 3-4 года; среднесрочные циклы Жюгляра в 6-13 лет; 15-20 летние ритмы Кузнеца ; 40-60-летние волны Кондратьева .

Единого мнения о причинах цикличности экономики у ученых нет. Большинство экономистов говорят, что причины эти могут быть внешними и внутренними.

К внешним причинам относятся войны, резкие изменения на мировом рынке («нефтяной шок» в 1970-х годах), крупные технологические нововведения (массовое производство автомобилей, компьютеризация, автоматизация производства).

К внутренним причинам экономических циклов относятся:

Монетарная политика правительства: избыток денег в обращении порождает инфляционный бум, а недостаток денежной массы ведет к спаду производства.

Изменение соотношения совокупного спроса и предложения (например, изобретение компьютеров губит целые отрасли).

Затоваривание, ведущее к сокращению производства.

Что такое кризис перепроизводства?

По причинам возникновения выделяют структурный кризис (вызванный появлением новых и отмиранием старых отраслей); конъюнктурный кризис (вызванный циклическими колебаниями спроса и предложения); сезонный кризис (специфичный для некоторых отраслей).

Отдельно говорят о кризисах перепроизводства. В период экономического подъема производители расширяют производство товаров и услуг, чтобы получать больше прибыли. Но в какой-то момент оказывается, что предложение превышает платежеспособный спрос – количество товаров и услуг становится избыточным. Тогда происходит резкое падение цен. Предприниматели сворачивают производство, начинаются увольнения, снижаются доходы – экономика вступает в кризис.

Фаза экономического цикла, наступающая после кризиса перепроизводства – депрессия .

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Авдеев Владимир Борисович

Книга “Русская расовая теория до 1917 года. Том 1”

Читать

Итак, чтобы узнать истинные размеры вырождения в какой-либо стране, недостаточно изучать выдающиеся экземпляры, охваченные этой болезнью, необходимо распространить такое изучение на все общество. А это возможно только при помощи статистики. Но и этого мало: вырождение недостаточно изучать на примере общества, вырождающегося в настоящую минуту, так как наука никогда не может следовать по пятам за текущей жизнью. Надо привлечь к этому изучению данные истории, которые дают картину вырождения в совершенно законченном виде.

VI. Периодичность в истории

Таким образом современной науке о вырождении, разрабатываемой медиками в госпиталях, остается еще много шагов, прежде чем она будет достойна названия настоящей науки и станет изучать вырождение в истории, составляющее предмет настоящей книга.

Я пришел к этому, исходя из основного положения моей теории. Если гибридное человечество вследствие каких-то причин постоянно колеблется между прогонизмом и атавизмом, то при господстве первого из этих процессов народ должен во всех отношениях преуспевать, а при обратном процессе — падать. Так как оба эти процесса требуют для своего совершения приблизительно одинаковое время, то в данных истории должны отыскаться периоды народного подъема и упадка, правильно чередующиеся между собой.

И действительно, если внимательно присмотреться к истории разных стран, то нельзя не заметить, что жизнь государств никогда не идет ровным шагом, а постоянно колеблется между подъемами и упадками, которые обыкновенно приписываются местным причинам. Едва только государство достигнет зенита своего благополучия, как в нем появляются первые признаки расстройства, которые с течением времени усиливаются и переходят в настоящий упадок. Но и упадок не тянется без конца: он также достигает некоторого зенита, снова сменяется подъемом и т. д.

Читать еще:  Презентация на тему семья нравы древнего рима. Римская семья нравы религия

В исторической литературе немало такого же рода наблюдений. Я возьму те из них, которые первыми попали мне под руки.

Польский социолог г. Гумплович помещает «закон периодичности» в число основных законов, управляющих человеческим обществом. «Во всех областях явлений, — говорит он, — правильность переходит в периодичность, которая является всюду, где какая-либо эволюция представляется в целом. Везде и всюду разложение и упадок одного явления дают свободное поле для новой жизни и для нового развития».

Шлоссер говорит: «Высшая степень могущества и величия государства, по вечному закону всех человеческих дел, всегда бывает началом упадка».

«Одно поколение, — говорит Реклю, — непрерывно сменяет другое, каждый момент исчезают отработавшие клеточки, каждый момент появляются клеточки новые, родятся новые люди, для того, чтобы заместить умерших. Движение эволюции совершается неощутимым образом, но, если изучать людей через некоторые промежутки, через некоторое количество лет, десятилетий или веков, то можно наблюдать явственные различия. Идеи сделались совершенно иными, — общество не следует уже по прежнему направлению, у него другие цели и новые точки зрения. Поколения отличаются одно от другого, «как узлы на стебле злака». На перерезанном пилою стволе дерева можно заметить годовые круги нарастания, — точно так же и истекшие века обнаруживают последовательные наслоения, движения вперед и назад и временные задержки в развитии.

Совершаются ли эти изменения в общем движении человечества и в ходе развития отдельных групп людей совершенно случайно, вне какого-либо закона, или же, наоборот, наблюдается в них известная правильность? Нам кажется, что последовательность направляющих идей и последовательность фактов, из них вытекающих, имеет некоторый ритм, — она как бы регулируется движениями маятника. Высказывались различные теории, стремившиеся определить этот ритм. Так Вико в своем сочинении «Scienza Nuova» доказывает, что человеческие общества развиваются в течение ряда веков, обнаруживая «corsi» и «ricorsi», т. е. правильно чередующиеся периоды прогресса и регресса, человечество как бы описывает круги во времени и возвращается постоянно к прежнему положению вещей после завершения своего кругового хода». (Реклю. Человек и земля, в. V, 327).

Тэйлор говорит: «Цивилизация часто приостанавливается и иногда возвращается назад, но это обратное движение далеко не так постоянно, как поступательное». (Павленков. Дженнер, 8).

Реклю приводит даже целый ряд попыток со стороны ученых связать исторические периоды с различными периодическими явлениями во внешней природе, например с появлениями пятен на Солнце, с чередующимся периодически рядом годов с большим и с меньшим количеством влаги, с перемещением полюсов земного шара и с вековыми колебаниями магнитных токов.

Но все эти попытки не привели пока ни к чему, и по-прежнему упадки и подъемы приписываются стечению благоприятных или неблагоприятных обстоятельств. Чаще всего виновниками упадка оказываются правители государств, правительства и государственный режим. Многие историки так и сыплют направо и налево: «такой-то государь поднял страну, такой-то дал ей просвещение, такой-то ее уронил, а такой-то разорил и погубил». Личности или маленькой горсточке людей приписывается всемогущество, а значение самого народа умаляется до последней степени. Народ представляется чем-то вроде пешек, из которых правительство может сделать все, что ему угодно. О могучих, строгих и никогда не отсутствующих законах природы, разумеется, нет и помину, для большинства историков они не существуют.

Но если бы какой-нибудь историк уверовал в эти законы и попытался найти в истории народов правильную периодичность, то с первых же шагов он встретился бы с целым рядом трудно преодолимых препятствий.

Прежде всего необходимо найти в истории периоды подъема и упадка и точно установить их продолжительность. Но для этого нужно твердо знать настоящие признаки подъема и упадка. Здесь-то и встречается первое препятствие: признаки подъема и упадка в нашем обществе — вопрос спорный. Если государство ведет непрерывный ряд войн с соседями, наносит всем им ряд поражений и сильно расширяет свою территорию путем завоеваний, то одни скажут, что это подъем, потому что на стороне государства сила. Другие возразят, что это упадок: в стране господствуют солдатчина и воинственность, а эта последняя по нашим современным понятиям — синоним дикости.

Возьмем другой пример: в государстве происходится непрерывный ряд бунтов и революций. Что это, подъем или упадок? Одни скажут, что упадок, потому что государство утратило свое единство и разлагается. Другие, что это подъем, потому что революции доказывают зрелость народа: народ понял, наконец, свои права и с оружием в руках добывает их.

Само собой разумеется, что при таком разногласии невозможно определить, что назвать подъемом, а что упадком.

Далее, встречаются периоды в истории, когда правящие классы расходятся с простонародьем в диаметрально противоположные стороны. В то время, как в правящих классах наблюдается дружный подъем, простонародье проявляет несомненные признаки упадка. Или наоборот, интеллигенция падает, а простонародье поднимается. Чем считать такой период: временем подъема или упадка?

Кроме того, в истории народов встречаются сплошь и рядом неправильности или аномалии, а также запаздывания в наступлении того или другого периода. Если вы не знаете нормального хода истории, то как вы можете отличить аномалии от правильного хода событий? Я уже не говорю о том ряде гипотез доисторического происхождения, о которых было говорено выше и которые служат очень сильным тормозом для всяких серьезных исследований в области истории.

Те же самые препятствия помешали бы и мне разобраться в лабиринтах истории, если бы у меня не было руководящей нити в виде идеи о гибридизме человечества и о постоянном колебании его между атавизмом и прогонизмом.

Источники:

http://artpos.ru/signs/periody-podema-i-upadka-proishozhdenie-nazvaniya-imeniya.html
http://www.anews.com/p/116335034-ehkonomicheskij-cikl-i-fazy-ehkonomicheskogo-cikla-krizis-depressiya-podem-i-pik/
http://litlife.club/books/128056/read?page=202

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: