Период инквизиции в европе. Инквизиция как организация в Российской империи

Инквизиция в Европе

Эта тема, до сих пор вызывает у людей самые разные ощущения. Впрочем, я думаю, — всех адекватных людей — а об остальных мы говорить здесь и сейчас не будем — объединяет то, что ощущения у них в этой связи примерно одни и те же: страх, ужас и недоумение: чувства, — незнакомые, похоже, средневековым инквизиторам.

Мы вовсе и не собирались затрагивать эту тему — инквизиция в Европе — на сайте, но…

Довелось мне недавно побывать на острове Мальта и посетить там музей инквизиции. И оказалось, что не рассказать вам об этом уже невозможно. Потому что слишком уж наглядно всё это предстало теперь и передо мною… И именно в средневековье руками инквизиции творил свое правосудие в Европе церковный суд.

История инквизиции в средние века —

вещь интересная. В сущности, само значение слова инквизиция — а точнее, — святая инквизиция или “святой трибунал” определяет старинный институт римско-католической церкви, ставивший перед собой задачу розыска, суда и наказания еретиков. И само слово инквизиция (от лат. inquisitio) именно это и обозначает: расследование, розыск.

Можно сказать, что времена инквизиции начались уже в XII веке, когда в Западной Европе церковь столкнулась с ростом недовольства оппозиционных настроений населения по отношению к религиозному движению. И, как результат, — на епископов была возложена обязанность выявлять, судить и передавать религиозных оппозиционеров для наказания светским властям. А в Германии и в Италии с 1226 по 1227 год высшей мерой наказания стало и вовсе сожжение еретиков на костре.

Начиная с 1231 года, дела о ереси были отнесены к сфере канонического права, и Григорий IX, Папа Римский, для их расследования, собственно, и создал инквизицию — уже как постоянный орган церковной юстиции. Вскоре инквизиция как таковая расширила свои границы и полномочия и начала полномасштабное преследование как представителей самых разных еретических сект, так и всех остальных колдунов, ведьм и богохульников.

К этому ставшим массовым европейскому движению примкнули такие страны как Испания (Арагона), Франция, центральная, северная и южная Италия. Инквизиция в России была тоже. Так называемые ведовские процессы появились у нас еще в XI веке, вскоре после утверждения христианства. А в «Уставе князя Владимира о церковных судах» — одном из древнейших юридических памятников, было сказано, что к делам, разбиравшимся и судимых православной церковью, относились ведовство, волхование и чародейство.

Торжество

Среди великих и ужасных деяний и ритуалов человеческой изощренности, имевших место в средние века в Европе, можно назвать такую процедуру как аутодафе: торжественную религиозную церемонию, а проще сказать, — торжество, которое устраивалось в тот период инквизицией по поводу объявления того или иного приговора несчастным еретикам.

Такую практику установила в конце XV века испанская инквизиция и первое торжественное сожжение там шести еретиков было проведено в Севилье в 1481 году.

Распространение инквизиции по миру

Интересно, что законы инквизиции действовали и в американских испанских колониях; менее широкие масштабы она носила в Португалии, имела место в Мексике, Бразилии и Перу. А инквизиция в Испании привела к тому, что с 1481 по 1808 год здесь было сожжено живьем 31912 человек и свыше 29-ти тысяч было замуровано и отправлено на галеры с конфискацией имущества.

«Пребудьте во Мне, а Я в вас! — гласила словами из Евангелия святая церковь, отправляя людей таким образом в мир иной… — Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин 15:4.6)

Вот так, можно сказать, и зарождалась европейская демократия. И, как ни странно, может быть, именно пережив такой генетический опыт, люди здесь стали так трепетно относиться к индивидуальному праву человека в обществе… — впрочем, — это лишь мое предположение.

Инквизиционный бум наблюдался в Европе не один раз

Так, свое второе рождение в Испании он пережил уже в конце XV века и в течение трех с половиной столетий орудия пыток инквизиции и ее костры стали реальным орудием королевского абсолютизма. А Томас Торквемада, великий инквизитор всех времени и народов, прославил, можно сказать, суд инквизиции в веках особой его жестокостью и изощренностью.

Так что, если говорить о таком явлении как европейская священная инквизиция в целом, то несколько ее исторических периодов будут выглядеть следующим образом:

  • XIII-XV вв., — период начальный, когда жертвой инквизиции были, в основном, разного рода сектанты;
  • Года Эпохи Возрождения — когда сожжение еретиков — это была, в основном, расправа над деятелями науки и культуры;
  • И третий период — времена эпохи Просвещения, когда церковь, а с нею и государство, избавлялись от сторонников Великой Французской революции.
Читать еще:  К чему снится осмотр зубов у стоматолога. Зубной врач

Кстати, во Франции инквизиционные пытки были отменены Наполеоном, в то время как в Испании они просуществовали вплоть до середины XIX века.

Но — вернемся на Мальту.

Здесь в темные времена средневековья правил орден госпитальеров. Здесь же было и представительство Святой инквизиции. И то, что великая инквизиция и на этом небольшом острове процветала — красноречиво подтверждают экспонаты музея, с рассказа о котором и началось это повествование.

Изначально у меня не было цели проследить все исторически-юридические закономерности этого скорбного — с нашей точки зрения — и вполне себе зрелищно-торжественного — с точки зрения наших европейских предков — процесса. Мне просто хотелось вам показать, как всё это выглядит сегодня.

Эти фотографии я сделала в музее инквизиции на Мальте, — и с удовольствием теперь познакомлю с ними и вас:

Трибунал Великий инквизитор Платье Великого Инквизитора

Спальня Великого инквизитора Небо с овчинку… Тайное вечере

Священная книга Библейский сюжет Что значит инквизиция Клетки-казематы

Камера-одиночка Инструменты инквизиции Инструменты инквизиции в камере

Кухня инквизиции Крупным планом Дом, где жил палач

Почетный знак почетного человека: топорики Без надежды Библейская композиция

Инквизиция, Европа, Дворец правосудия Знак инквизиции: музей на Мальте Столовая

Стол дома инквизиторов Средневековая кухонная утварь Посуда инквизитора

Горшки инквизиции Уже не раскаленные сковородки Свет в конце тоннеля

Прощание Без лица Средние века

Разговор Maita, Birgu, Ла Валетта Несмотря ни на что…

Какой была инквизиция на самом деле?

С чем у обычного человека ассоциируется европейское Средневековье? Костры инквизиции, крестовые походы, чума, грязь, антисанитария. А между тем не все эти «штампы» относятся к эпохе Средневековья. Сегодня мы будем разбираться, когда действительно заполыхали костры инквизиции и так ли все было ужасно.

Строго говоря, особый церковный суд католической церкви под названием «инквизиция» возник в 1215 году, то есть действительно в эпоху Высокого Средневековья. В 1229 году в Южной Франции Папа Римский Григорий IX с целью обнаружения, наказания и предотвращения ереси учредил церковный трибунал. Таким образом, речь идет не обо всей Европе. Однако своего апогея этот церковный институт достиг лишь в конце XV века, а именно в 1478 году (то есть на излете эпохи Средневековья и в начале Нового времени). Именно в тот год король Фердинанд II Арагонский и королева Изабелла Кастильская с разрешения папы Сикста IV учредили знаменитую испанскую инквизицию.

Педро Берругете. «Божия Матерь католических королей», ок. 1493 г.

Перед Пресвятой Девой склонились Фердинанд II и Изабелла Кастильская.

Приведем цифры. В архивах Верховного суда инквизиции в Испании хранится чуть менее 50 тысяч досье. Смертные приговоры вынесены только 775 обвиняемым. И это за период с 1560 по 1700 год. Среди казненных большинство – иудействующие, другие – еретики, порядка 50 людей нетрадиционной сексуальной ориентации и всего несколько ведьм. Стоит отметить, что инквизиция никого сама на кострах не жгла, но в случае, если соответствующая степень вины обвиняемого была доказана, дело передавали светским властям. Из всех обвиняемых 98 процентам был вынесен оправдательный приговор либо назначено легкое наказание в виде штрафа или покаяния.

То, что касается периода до 1560 года, не имеет полнейшего обоснования с точки зрения источников, поскольку сохранилась лишь небольшая часть архивов в Испании. Так что история, засевшая в умах обывателей, про пылающие костры средневековой инквизиции в основной массе есть продукт в стиле «раздувания из мухи слона», навеянный деятелями искусства и массмедиа.

Мы ни капли не оправдываем тех казней, но хотим внести некоторую ясность. Например, многие инквизиторы, бывшие людьми образованными, весьма недоверчиво относились к ценности пыток для выявления ереси на допросах. Более того, чтобы дать церковному трибуналу возможность вести следствие, на суде два свидетеля (бывшие в одном месте в одно время и слышавшие одинаковое из уст обвиняемого) должны были дать показания: если возникало противоречие, обвинение разваливалось. По разнящимся данным, выходит, что с 1550 по 1800 год из 125–150 тысяч человек, представших перед судом инквизиции в католических странах, было приговорено к смерти около 3000 человек, из них около 100 – за колдовство. Кстати, в Испании иногда практиковалось сжигание чучела осужденного, а не самого человека.

Куда страшнее обстояли дела с протестантскими (а не католическими) странами, то есть с теми, которые оказались затронуты церковной Реформацией. В период с середины XVI и примерно до середины XVIII века в этих странах проходила так называемая большая охота на ведьм. Тогда из 100 тысяч обвиняемых около 50 тысяч распрощались с жизнью – но это было дело рук уже не католической святой инквизиции, поскольку в кальвинистских и лютеранских странах распространились свои законы о колдовстве, во многом более суровые, чем католические. Вдобавок слухи и доносы, обвинявшие того или иного человека в колдовстве, по своему характеру не отличались от политического доносительства, практиковавшегося в государствах XX века: очень удобный был инструмент для разрешения конфликта с неугодным человеком, будь то сосед, родственник или коллега по работе.

Читать еще:  10 сентября православный календарь. Собор преподобных отцов Киево-Печерских

Как появилась инквизиция?

Возникновение инквизиции в Европе

В XII в. католическая церковь столкнулась с ростом оппозиционных религиозных движений в Западной Европе, прежде всего с альбигойством (катары). Для борьбы с ними папство возложило на епископов обязанность выявлять и судить «еретиков», а затем передавать их для наказания светским властям («епископская инквизиция»); этот порядок была зафиксирован в декретах Второго (1139) и Третьего (1212) Латеранских соборов, буллах Луция III (1184) и Иннокентия III (1199). Впервые эти постановления были применены во время Альбигойских войн (1209–1229). В 1220 их признал германский император Фридрих II, в 1226 – французский король Людовик VIII. С 1226–1227 высшей мерой наказания за «преступления против веры» в Германии и Италии стало сожжение на костре.

Однако «епископская инквизиция» оказалась мало эффективной: епископы находились в зависимости от светской власти, а подчиненная им территория была невелика, что позволяло «еретику» легко укрыться в соседнем диоцезе. Поэтому в 1231 Григорий IX, отнеся дела о ереси к сфере канонического права, создал для их расследования постоянный орган церковной юстиции – инквизицию. Первоначально направленная против катаров и вальденсов, она вскоре обратилась против других «еретических» сект – бегинов, фратичелли, спиритуалов, а затем и против «колдунов», «ведьм» и богохульников.

В 1231 инквизиция была введена в Арагоне, в 1233 – во Франции, в 1235 – в Центральной, в 1237 – в Северной и Южной Италии.

Инквизиционная система

Инквизиторы рекрутировались из членов монашеских орденов, прежде всего доминиканцев, и подчинялись непосредственно папе. В начале 14 в. Климент V установил для них возрастной ценз в сорок лет. Первоначально каждый трибунал возглавлялся двумя судьями с равными правами, а с начала 14 в. – только одним судьей.
С 14 в. при них состояли юристы-консультанты (квалификаторы), определявшие «еретичность» высказываний обвиняемых. Кроме них, в число служащих трибунала входили нотариус, заверявший показания, понятые, присутствовавшие при допросах, прокурор, врач, следивший за состоянием здоровья обвиняемого во время пытки, и палач. Инквизиторы получали годовое жалование или часть конфискованного у «еретиков» имущества (в Италии одну треть). В своей деятельности они руководствовались как папскими постановлениями, так и специальными пособиями: в ранний период наибольшей популярностью пользовалась Практика инквизиции Бернара Ги (1324), в позднее средневековье – Молот ведьм Я.Шпренгера и Г.Инститориса (1487).

Существовало два типа инквизиционной процедуры – общее и индивидуальное расследование: в первом случае опрашивалось все население данной местности, во втором – через кюре делался вызов определенному человеку. Если вызванный не являлся, его подвергали отлучению. Явившийся давал клятву чистосердечно рассказать все, что ему известно о «ереси». Сам ход разбирательства хранился в глубокой тайне. Широко использовались пытки, разрешенные к применению Иннокентием IV (1252). Их жестокость вызывала порой осуждение даже у светских властей, например, у Филиппа IV Красивого (1297). Обвиняемому не сообщались имена свидетелей; ими могли стать даже отлученные от церкви, воры, убийцы и клятвопреступники, показания которых никогда не принимались в светских судах. Он был лишен возможности иметь адвоката. Единственным шансом для приговоренного была апелляция к Св. Престолу, хотя формально и запрещенная буллой 1231. Человек, некогда осужденный инквизицией, в любой момент мог быть вновь привлечен к судебной ответственности. Даже смерть не прекращала процедуру расследования: в случае признания виновным уже умершего его прах извлекали из могилы и сжигали.

Система наказаний была установлена буллой 1213, декретами Третьего Латеранского собора и буллой 1231. Осужденные инквизицией передавались гражданским властям и подвергались светским наказаниям. «Еретику», «раскаявшемуся» уже в ходе процесса, полагалось пожизненное заключение, которое инквизиционный трибунал имел право сокращать; такой вид наказания являлся новшеством для пенитенциарной системы средневекового Запада. Узники содержались в тесных камерах с отверстием в потолке, питались лишь хлебом и водой, иногда заковывались в кандалы и цепи. В позднее средневековье тюремное заключение порой заменялось каторжными работами на галерах или в работных домах. Упорствующий «еретик» или вновь «впавший в ересь» приговаривался к сожжению на костре. Осуждение нередко влекло за собой конфискацию имущества в пользу светских властей, которые возмещали расходы инквизиционного трибунала; отсюда особый интерес инквизиции к состоятельным людям.

Для тех же, кто являлся с повинной в инквизиционный трибунал в течение «срока милосердия» (15–30 дней, считая от момента прибытия судей в ту или иную местность), отводившегося для сбора информации (доносы, самооговоры и пр.) о преступлениях против веры, применялись церковные наказания. К ним относились интердикт (запрет на отправление богослужения в данной местности), отлучение от церкви и разные виды епитимьи – строгий пост, длительные молитвы, бичевание во время мессы и религиозных процессий, паломничество, пожертвования на богоугодные дела; успевший покаяться ходил в особой «покаянной» рубахе (санбенито).

Инквизиция в Европе с XIII в. до нашего времени

13 век оказался периодом апогея инквизиции. Эпицентром ее активности во Франции стал Лангедок, где с необычайной жестокостью преследовались катары и вальденсы; в 1244 после взятия последнего оплота альбигойцев Монсегюра было отправлено на костер 200 чел. В Центральной и Северной Франции в 1230-х с особым размахом действовал Робер Лебугр; в 1235 в Мон-Сен-Эме он устроил сожжение 183 чел. (в 1239 осужден папой на пожизненное заключение). В 1245 Ватикан даровал инквизиторам право «взаимного прощения прегрешений» и освободил их от обязанности повиноваться руководству своих орденов.

Читать еще:  К чему снится трещина в доме. Трещины в доме

Инквизиция нередко наталкивалась на сопротивление местного населения: в 1233 был убит первый инквизитор Германии Конрад Марбургского (это привело к почти полному прекращению деятельности трибуналов в германских землях), в 1242 – члены трибунала в Тулузе, в 1252 – инквизитор Северной Италии Пьер Веронский; в 1240 против инквизиторов восстали жители Каркассона и Нарбонна.

В середине 13 в., опасаясь растущего могущества инквизиции, ставшей вотчиной доминиканцев, папство попыталось поставить ее деятельность под более строгий контроль. В 1248 Иннокентий IV подчинил инквизиторов епископу Ажанскому, а в 1254 передал трибуналы в Средней Италии и Савойе в руки францисканцев, оставив за доминиканцами только Лигурию и Ломбардию. Но при Александре IV (1254–1261) доминиканцы взяли реванш; во второй половине 13 в. они фактически перестали считаться с папскими легатами и превратили инквизицию в самостоятельную организацию. Пост генерала-инквизитора, через которого папы осуществляли надзор за ее деятельностью, по многу лет оставался вакантным.

Многочисленные жалобы на произвол трибуналов заставили Климента V реформировать инквизицию. По его инициативе Вьеннский собор 1312 обязал инквизиторов согласовывать судебную процедуру (особенно применение пыток) и приговоры с местными епископами. В 1321 Иоанн XXII еще более ограничил их полномочия. Инквизиция постепенно приходила в упадок: судьи периодически отзывались, их приговоры часто кассировались. В 1458 жители Лиона даже арестовали председателя трибунала. В ряде стран (Венеция, Франция, Польша) инквизиция оказалась под контролем государства. Филипп IV Красивый в 1307–1314 использовал ее как инструмент для разгрома богатого и влиятельного ордена тамплиеров ; с ее помощью германский император Сигизмунд расправился в 1415 с Яном Гусом , а англичане в 1431 с Жанной д’Арк. Функции инквизиции передавались в руки светских судов, как ординарных, так и экстраординарных: во Франции, например, во второй половине 16 в. дела о « ереси » рассматривались и парламентами (судами), и специально созданными для этого «огненными палатами» (chambres ardentes).

В конце 15 в. инквизиция приобрела особое значение и в Германии; здесь, помимо «ересей», она активно боролась с «ведовством» («охота на ведьм»). Однако в 1520-х в немецких княжествах, где победила Реформация, с этим институтом было покончено навсегда. В 1536 инквизиция была учреждена в Португалии, где развернулось преследование «новых христиан» (иудеев, принявших католицизм). В 1561 португальская корона ввела ее в своих индийских владениях; там она занялась искоренением местного «лжеучения», соединявшего черты христианства и индуизма.

Успехи Реформации побудили папство трансформировать инквизиционную систему в сторону большей централизации. В 1542 Павел III учредил постоянную Священную конгрегацию римской и вселенской инквизиции (Священная канцелярия) для надзора за деятельностью трибуналов на местах, хотя реально ее юрисдикция распространялась только на Италию (кроме Венеции). Канцелярия возглавлялась самим папой и состояла сначала из пяти, а затем из десяти кардиналов-инквизиторов; при ней функционировал консультативный совет из специалистов по каноническому праву. Она также осуществляла папскую цензуру, с 1559 издавая Индекс запрещенных книг. Самыми знаменитыми жертвами папской инквизиции были Джордано Бруно и Галилео Галилей.

Начиная с века Просвещения инквизиция стала терять свои позиции. В Португалии ее права были значительно урезаны: С. де Помбал, первый министр короля Жозе I (1750–1777), в 1771 лишил ее права цензуры и ликвидировал аутодафе, в 1774 запретил применение пыток. В 1808 Наполеон I полностью упразднил инквизицию в захваченных им Италии, Испании и Португалии. В 1813 Кадисские кортесы (парламент) отменили ее и в испанских колониях. Однако после падения Наполеоновской империи в 1814 она была восстановлена как в Южной Европе, так и в Латинской Америке. В 1816 папа Пий VII запретил применение пыток. После революции 1820 институт инквизиции окончательно прекратил свое существование в Португалии; в 1821 он него отказались и латиноамериканские страны, освободившиеся от испанского владычества. Последним казненным по приговору инквизиционного суда стал испанский учитель К. Риполь (Валенсия; 1826). В 1834 инквизиция была ликвидирована в Испании. В 1835 папа Григорий XVI официально отменил все местные инквизиционные трибуналы, но сохранил Священную канцелярию, чья деятельность с этого времени ограничилась отлучениями от церкви и изданием Индекса.

Ко времени Второго Ватиканского собора 1962–1965 Священная канцелярия оставалась лишь одиозным пережитком прошлого. В 1966 папа Павел VI фактически упразднил ее, преобразовав в Конгрегацию вероучения с чисто цензурными функциями; Индекс был отменен.

Знаменательным актом стала переоценка Иоанном Павлом II (1978–2005) исторической роли инквизиции. По его инициативе в 1992 был реабилитирован Галилей, в 1993 – Коперник, в 1998 открыты архивы Священной канцелярии. В марте 2000 от имени церкви Иоанн Павел II принес покаяние за «грехи нетерпимости» и преступления инквизиции.

Источники:

http://pravdaisud.ru/yuridicheskaya-mozaika/inkvizitsiya-v-evrope
http://pikabu.ru/story/kakoy_byila_inkvizitsiya_na_samom_dele_5388057
http://zen.yandex.ru/media/id/59e5ede9799d9d70f76bec1f/5a8845fd8c8be340a008c1a8

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: