Период эпохи просвещения годы. Просвещение (эпоха)

Эпоха Просвещения

Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.

Собственно термин просвещение пришёл в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklärung) из французского (siècle des lumières) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определенным направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали [1] .

Относительно датировки данной мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII в., другие — к середине XVIII в. [2] . В XVII в. основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637 г.). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778 г.) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815 гг.) [3] . В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688 г.) и Великой французской революции (1789 г.)

Содержание

Историческое значение

Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных.

Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное право и т. п.). Под влиянием идей просвещения предприняты были и реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм и французская революция). В начале XIX в. просвещение вызвало против себя реакцию, которая, с одной стороны, была возвращением к старому теологическому миросозерцанию, с другой — обращением к изучению исторической деятельности, которая была в большом пренебрежении у идеологов XVIII в. Уже в XVIII в. делались попытки определения основного характера просвещения. Из этих попыток наиболее замечательная принадлежит Канту («Beantwortung der Frage: was ist Aufklärung?», 1784). Просвещение не есть замена одних догматических идей другими догматическими же идеями, а самостоятельное мышление. В этом смысле Кант противополагал просвещению просветительство и заявлял, что это просто свобода использовать свой собственный интеллект [4] .

Современная европейская философская и политическая мысль, например, либерализм, во многом берет свои основания из эпохи Просвещения. Философы наших дней считают основными добродетелями Просвещения строгий геометрический порядок мышления, редукционизм и рационализм, противопоставляя их эмоциональности и иррационализму. В этом отношении либерализм обязан Просвещению своей философской базой и критическим отношением к нетерпимости и предрассудкам. Среди известных философов, придерживающихся подобных взглядов — Берлин и Хабермас.

Идеи Просвещения лежат также в основе политических свобод и демократии как базовых ценностей современного общества, а также организации государства как самоуправляемой республики, религиозной толерантности, рыночных механизмов, капитализма, научного метода. Начиная с эпохи Просвещения мыслители настаивают на своем праве искать истину, какой бы она ни была и чем бы она ни угрожала общественным устоям, не подвергаясь при этом угрозам быть наказанными «за Правду».

После Второй мировой войны вместе с рождением постмодернизма некоторые особенности современной философии и науки стали рассматриваться как недостатки: чрезмерная специализация, невнимание к традиции, непредсказуемость и опасность непредвиденных последствий, а также нереалистическая оценка и романтизация деятелей Просвещения. Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно даже считают, что Просвещение косвенно породило тоталитаризм.

Периодизация по Г. Мэю

Во взглядах мыслителей этой эпохи много противоречий. Американский историк Генри Мэй (Henry F. May) выделял в развитии философии этого периода четыре фазы, каждая из которых в какой-то степени отрицала предыдущую.

Первой была фаза умеренного или рационального Просвещения, она ассоциировалась с влиянием Ньютона и Локка. Для неё характерен религиозный компромисс и восприятие Вселенной как упорядоченной и уравновешенной структуры. Эта фаза Просвещения является естественным продолжением гуманизма XIV—XV веков как чисто светского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха Просвещения отделена от эпохи гуманизма периодом религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. Просвещение является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII вв., от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. Подобно гуманизму и протестантизму, Просвещение в разных странах получало местный и национальный характер. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи Просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм, бывший в известной степени завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIII в. Существовало восприятие Бога как Великого Архитектора, почившего от своих трудов в седьмой день. Людям он даровал две книги — Библию и книгу природы. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных.

Читать еще:  Приснилось что у меня берут кровь. Сдавать кровь по соннику

Параллелизм духовной и светской культуры во Франции постепенно привел к дискредитации первой за ханжество и фанатизм. Эту фазу Просвещения называют скептической и связывают с именами Вольтера, Гольбаха и Юма. Для них единственным источником нашего познания является непредубежденный разум. В связи с этим термином стоят другие, каковы: просветители, просветительная литература, просвещённый (или просветительный) абсолютизм. Как синоним этой фазы Просвещения употребляется выражение «философия XVIII века».

За скептической последовала революционная фаза, во Франции ассоциируемая с именем Руссо, а в Америке — Пейна и Джефферсона. Характерными представителями последней фазы Просвещения, получившей распространение в XIX в., являются такие философы как Томас Рид и Фрэнсис Хатчесон, возвратившиеся к умеренным взглядам, уважению к нравственности, законности и порядку. Эту фазу называют дидактической [5] .

Век Просвещения

Содержание

  1. Годы века Просвещения
  2. Особенности культуры эпохи Просвещения
  3. Что мы узнали?

Бонус

  • Тест по теме

Годы века Просвещения

Просвещение – это значимый период в истории развития европейского общества, который стал продолжением гуманистических идей эпохи Возрождения. Просветители – это выдающиеся ученые, мыслители и писатели своего времени, которые всячески способствовали распространению просветительских идей в народе.

Идеи просвещения зародились в конце XVII века в Англии, под влиянием научной революции. Основателем этого течения стал английский мыслитель Джон Локк, который в своих трудах освещал права человека на жизнь, свободу, частную собственность. Будучи педагогом, он придавал большое значению образованию и воспитанию каждого человека.

Рис. 1. Джон Локк.

Наибольший расцвет эпоха Просвещения достигла во Франции в 18 веке, и ее идеи очень быстро распространились по странам Европы и в России. Данное течение стало ответной реакцией на углублявшийся кризис абсолютной монархии и феодализма, которые уже не могли удовлетворять потребности общества.

В каждой стране движение просветительства имело свои особенности, но задачи его были для всех общими:

  • Борьба против феодализма и его основной концепции.
  • Борьба против церкви – важнейшей опоры феодального строя.
  • Создание идеальной модели общества, в основе которой лежали бы принципы буржуазии.

Ответной реакцией царской России на просветительские идеи стало создание в 1802 году Министерства народного просвещения. Основной его задачей было проведение реформ в образовательной системе, обновление всех этапов учебного процесса.

Рис. 2. Министерство народного просвещения.

Особенности культуры эпохи Просвещения

Главное отличие культуры века Просвещения – доступность знаний для всех слоев общества. Ведущие мыслители полагали, что только при помощи распространения образования можно справиться со многими социальными проблемами. В это и заключается рационализм – доминирование разума в поведении людей.

Просветительские идеи нашли свое отражение в культуре и науке. Особое развитие получила биология, химия, математика. Отличительной особенностью научных познаний эпохи Просвещения стал акцент на их практическое использование в промышленном и общественном развитии.

В 18 столетии своего наивысшего расцвета достигли музыка, литература и театр. Лучшие мыслители эпохи Просвещения – Вольтер, Руссо, Дидро, Аламбер, Монтескье – оставили после себя литературные труды, посвященные идеям гуманизма, свободы и равенства.

Театр стал невероятно популярным видом искусства. Театральные подмостки стали ареной, на которой происходила борьба современной прогрессивной мысли с заскорузлыми старыми устоями.

Рис. 3. Театр эпохи Просвещения.

Самой популярной комедией 18 столетия стало произведение Бомарше «Женитьба Фигаро». В этой пьесе нашли отражения все настроения общества, которое крайне негативно относилось в абсолютной монархии.

Эпоха Просвещения оказала огромное влияние на развитие общества, создав все предпосылки для научно-технического прогресса. Этот период вошел в историю как Серебряный век.

Что мы узнали?

При изучении темы «Век Просвещения» мы узнали, как в обществе возникло новое идейное течение и почему 18 век называют эпохой Просвещения. Мы выяснили, в чем заключалась основная идея просветительского движения, как оно повлияло на развитие научной мысли и искусства в Европе.

Эпоха Просвещения

Просвещение — широкое идейное течение, отражавшее антифеодальное, антиабсолютистское настроение образованной части населения во второй половине XVII—XVIII века. Представители этого течения: ученые, философы, писатели, — считали целью общества человеческое счастье, путь к которому — переустройство общества в соответствии с принципами, продиктованными разумом, были сторонниками теории естественного права. Несправедливость и порабощение, которые господствуют в обществе, они считали следствием навязанных властями законов, религиозных предрассудков и недостатка настоящих знаний. Своей задачей просветители провозглашали утверждение свободы, развитие природных способностей каждого, гражданское воспитание и распространение образования. XVIII век называют также Эпохой ума, ведь вместе с идеями Просвещения утверждалась вера в силу знаний и возможность разумного устройства общественной жизни. Именно в это время возникла и идея прогресса — последовательного развития человечества посредством получения новых знаний, совершенствования общественного строя и улучшение условий жизни [1] .

Просветители имели широкий кругозор, в котором выделялись концепция просвещенного абсолютизма, идея ценности человека, критика церкви, патриотизм, утверждения самосознания и самооценки личности.

Читать еще:  Совместимость карины. Варианты ников для социальных сетей

Просвещение зародилось практически одновременно в странах Западной Европы: Великобритании, Франции, Нидерландах, Германии, Италии, Испании, Португалии, но быстро распространилось по всей Европе, включая Речью Посполитую и Российскую империю. Большую роль в его становлении сыграло быстрое развитие естествознания и книгопечатания.

Содержание

[править] Временные рамки

Принято считать, что Эпоха Просвещения берёт начало во второй половине XVII века и продолжалась до Великой французской революции. Ей предшествовала научная революция первой половины XVII века. Галилео Галилей заложил основы научного метода в изучении явлений природы, изобретение телескопа и микроскопа способствовали установлению гелиоцентризма и первому наблюдению микроорганизмов. Быстрое развитие физики и математики ознаменовалось публикацией в 1687 году «Математических начал натуральной философии» Исаака Ньютона — фундаментального труда, заложившей основы классической механики и математического анализа. Научные открытия способствовали раскрепощению мышления в других областях.

Великая французская революция положила конец надеждам на перестройку общества на разумных началах. Тем не менее, идеи эпохи Просвещения повлияли на формулировку важных документов эпохи: Декларации прав человека и гражданина, Декларации независимости, Конституции США, польской Конституции 3 мая 1791 года.

[править] Характерные черты эпохи

Существенным отличием эпохи Просвещения от предыдущих было то, что в это время начала складываться общественная жизнь. В дальнейшем вопросы общества обсуждались в прессе, дискуссионных клубах, кафе, салонах на ассамблеях, в масонских ложах. Хотя государство и церковь пытались сдерживать свободомыслие, часто сделать это было невозможно, поскольку запрещенные цензурой труды часто можно было опубликовать за рубежом, в странах с либеральными взглядами, таких как Англия и Нидерланды.

Ко второй половине XVII века Западная Европа потеряла религиозную целостность. В результате Реформации и периода длительных религиозных войн в части европейских стран господствующей христианской конфессией стал протестантизм, тогда как в других государствах католицизм сохранил доминирующее положение. Между государствами с различными религиями установился модус вивенди, что означало толерантное отношение к религиозным разногласиям хотя бы в пределах всей Европы, если не отдельных стран. Религиозная борьба продолжалась в виде полемики и дискуссий, а это способствовало расширению диапазона высказываемых мнений.

Европа стала разнообразной также в плане политических режимов. Если во Франции, Австрийской империи или Испании этот период отмечен расцветом абсолютизма, то Англия уже прошла этот этап своего развития и после Славной революции 1688 года стала конституционной монархией, в которой власть короля была ограничена «Биллем о правах 1689 года». Нидерланды радовались демократическим правлением, Германия и Италия были раздроблены на ряд малых государств, в некоторых странах, таких как Россия и Австрийская империя, еще крепко сохранялось крепостное право. При широком спектре политических устройств неизбежно возникали сравнения, в свою очередь приводившие к дискуссиям относительно идеального обустройства общества.

В экономике Европы тоже происходили коренные изменения, формировались капиталистические производственные отношения, росла и укрепляла свои позиции буржуазия. Экономический центр Европы сместился с юга, где раньше основную роль играли Венеция и Генуя, на север, в Амстердам, где уже произошла буржуазная революция. Во второй половине XVIII века, с началом промышленной революции, главным центром экономики Европы стал Лондон.

[править] Просвещённый абсолютизм

Идею просвещенного абсолютизма выразил французский философ Вольтер. Многие европейские монархи XVIII века поддерживали ее хотя бы частично. К ним относились императрица Российской империи Екатерина II, император империи Габсбургов Иосиф II и другие. Отвергая идеи общественного договора и не одобряя свободомыслие, эти чиновники заботились об образовании и науке в своих государствах, были меценатами искусств.

[править] Общественная жизнь

Для эпохи Просвещения свойственно новое общественное явление — возникновение сферы общественной жизни, то есть институтов, где происходили дебаты по важным для общества проблем. К таким институтам принадлежали новообразованные академии и научные общества, кружки, салоны, кафе, масонские ложи и т. д.

В Европе и Америке сформировалось международное «виртуальное» общество, которое получило название «Республика писем» (Respublica literaria). Члены этого общества обменивались мнениями через границы государств, переписываясь друг с другом.

Литературные салоны зародились во Франции в эпоху правления Людовика XIV. Обычно хозяйка салона приглашала к себе какую-то знаменитость, писателя или философа, который начинал дискуссию на интересующую гостей философскую, общественную или политическую тему. Хозяевами салонов были и мужчины. Самый известный из них — салон барона Гольбаха, в котором собирались Дидро, д’Аламбер, Гельвеций, Мармонтель, Рейналь, аббат Гальяни и другие.

Кофе появился в Европе в 17 веке. В начале 18 века кафе Оксфорда, Лондона и Парижа стали выполнять роль научных и литературных клубов. В парижском «Café Procope» зародилась идея «Энциклопедии». Кафе Лондона и Оксфорда стали своего рода «денежными университетами», где в атмосфере, свободной от университетской строгости, читались лекции и проводились демонстрации научных экспериментов. Однако, к концу века кофе стал дешевле и доступнее широким кругам буржуазии, и кафе потеряли просветительский статус. Лучшие из них, впрочем, превратились в закрытые клубы с ограниченным членством.

[править] Академии

Академии и равнозначные им научные общества вроде Лондонского королевского сформировались в крупных европейских государствах в 17 веке. Они способствовали распространению научных знаний и поощряли научные исследования. Профессия ученого приобрела престижность. Французская академия наук регулярно объявляла конкурсы на лучшие научные исследования, французская академия публиковала словари французского языка и способствовала его стандартизации. Усилиями Леонарда Эйлера поднялся уровень сначала Прусской академии наук, а затем Петербургской академии наук.

[править] Издания

Важной вехой в развитии идей Просвещения стало издание «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», совершенное в середине 18 века под руководством Дени Дидро и Жана Лерона д’Аламбера. Она не только собрала в одном издании тогдашние знания человечества, но и выложила их в светском, научном духе, отвергая теологию, как исходную основу. Жан д’Аламбер написал в «Энциклопедии» вступительное слово, в котором сформулировал ее цели, задачи и принципы, на которых она создавалась.

Читать еще:  Венчание в монастыре. Почему в монастырях не крестят и не венчают? Можно ли венчаться после или в день свадьбы

«Энциклопедия» стала вершиной эпохи Просвещения, но издание научной, философской и полемической литературы далеко не ограничилось ней. Первый научный журнал «Journal des Scavants» начал выходить в Париже в 1665 году, а с 1680 года издание журналов набрало силу. Сначала журналы издавались на латыни и французском, но впоследствии французский язык полностью вытеснил латынь. Поскольку издательское дело в малых странах Европы имело меньший рынок, а, следовательно, на пути ее развития было больше препятствий, французские журналы, которые печатались преимущественно в Нидерландах, чтобы избежать цензуры, стали выписывать по всей континентальной Европе. Именно в этот период французский язык получил статус языка международного общения образованных людей Европы.

Наряду с качественными изданиями, в эпоху Просвещения появилось также много низкопробных изданий и слой литераторов поденщиков, которые публиковали в основном сплетни и скандальные истории. В Лондоне центром этой литературной братии была Граб-стрит, улица которая уже не существует, но стала в английском языке синонимом низкопробной литературы. Новым явлением в книгопечатании стало появление дешевых книг для нижних классов.

Появилась мода на частные библиотеки. Одна из таких библиотек, библиотеку Дидро, приобрела и расширила русская царица Екатерина II. В то же время расширялся предел публичных библиотек, в которых можно было одолжить книгу. Книги часто также предлагались в кафе, которые в 18 веке выполняли роль клубов.

[править] Влияние литературы в жизни общества

Социально-экономические преобразования эпохи Просвещения повлияли на духовный мир людей, изменили их духовные запросы и идеалы. Большое значение имело воплощение новых общественных идей в литературе.

[править] Масонство

Составной частью Просвещения было братство вольных каменщиков, известное как масонство — всемирный орден, который ставил перед собой цель изменить общество путем воздействия на органы власти и государственных деятелей. Многие просветители принадлежали к той или иной масонской ложе. Среди них Монтескье, Вольтер, Александр Поуп, Хорас Уолпол, Моцарт, Гете, Фридрих Великий, Бенджамин Франклин, Джордж Вашингтон [2] . Некоторые масонские символы вошли в символику новообразованных Соединенных Штатов Америки.

[править] Философия

Философия Просвещения, поставив акцент на ум, унаследовала много от рационализма, однако значительно почерпнула также из идей эмпиризма. В отличие от рационалистов, например, Декарта, разум у просветителей не пассивное вместилище вечных идей общих для человека и Бога, а активное орудие преобразования жизни. Это обусловлено общим стремлением просветителей к изменениям, реформам общества и верой в то, что, опираясь на науку, можно установить новые разумные законы и перестроить мир к лучшему.

Из эмпиризма, в частности у Локка, философия просвещения взяла то, что необходимым условием ума является опора на факты, чувственные данные. Исходя из этого положения просветители клеймили рационализм как метафизику — философию, не опирающуюся на сведения о реальном мире. Образец научного подхода стала Ньютоновская механика. Кондильяк считал пустыми, и даже вредными, такие абстрактные понятия как бытие, субстанция, сущность, атрибут, причина, свобода. Просветители плохо видели разницу между философией и наукой, и предъявляли к философии такие же требования, как к науке. В этом отношении они были предвестниками позитивизма.

Сочетание идей рационализма и эмпиризма было в философии эпохи Просвещения поверхностным, теоретически необоснованным. За это ее критиковал Георг Гегель, обвиняя в отсутствии глубины и оригинальности.

В своем отношении к религии большинство просветителей придерживались деизма, то есть признавали Бога-творца, но отрицали его вмешательство в ход событий в созданном им мире. Их религия была рациональной, согласованной с умом. В то же время они выступали с критикой господствующей религии в свое время, религии откровения, считая ее предрассудком и суеверием.

Часть философов-просветителей придерживалась атеистических взглядов, отрицая существование Бога вообще. Просветителям, которые восхищались механикой Ньютона, был присуще механистическое мировоззрение. Мир, природа и человек для них были сложными машинами, подчиненными только законам природы. Философия просветителей отвергала телеологию, то есть понятие о цели существования мира и человека, и склонялась к фатализму, обусловленному механицизмом. Схоластика, философия Средневековья, утверждала, что человек имеет свободу воли, поскольку его создал таким Бог, предоставив ему возможность выбора верить или не верить, тогда как механистический человек просветителей не имел такой свободы — его действия и судьба были строго обусловлены законами природы.

Отвергая религию как основу морали, просветители выводили этические нормы из природы человека, которого они считали неизменным, составленным из инстинктов, склонностей и чувственных потребностей. Из природы человека они выводили понятие о его естественных правах. Что касается организации общества, то просветители отстаивали идею общественного договора. Эта идея о том, что люди организованы в общество таким образом, чтобы обеспечить свою защиту, и с этой целью передают государству часть своих прав. Это позволяло объяснить происхождение государства и власти без вмешательства Бога.

Веря в способность разума к справедливому устройству жизни, просветители большое значение придавали воспитанию человека и его образованию. Отсюда, от слова свет происходит название эпохи. Французском языке это Siècle des Lumières — дословно века света.

[править] Оппозиция Просвещения

Как реакция на Просвещение в конце 18 века сформировалось оппозиционное к нему движение, позже получившее название контрпросвещение. Среди критиков Просвещения были Эдмунд Бёрк, Жозеф де Местр и другие мыслители, по мнению которых результатом деятельности просветителей было разрушение традиций. Светской идеологией, что пропагандировала идеи, противоположные просветителям стал романтизм. Романтизму присущи тяга к сверхъестественному и мистическому, а также идеализация старины. Если просветители опирались на разум и науку, то романтики — на веру и религию.

Контрпросвещение и романтизм легли в основу консерватизма, тогда как либерализм опирается на рационализм просветителей.

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/88756
http://obrazovaka.ru/istoriya/vek-prosvescheniya-epoha.html
http://cyclowiki.org/wiki/%D0%AD%D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%B0_%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: