Перенесение мощей феофана затворника. Паломнические поездки

Празднование перенесения мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского (2002)

Шел 1972-й (датировка архимандрита Елевферия (Диденко). – Ред.) год. Иерей Георгий Глазунов, после обучения в Московской духовной академии назначенный служить в храм преподобного Сергия Радонежского, продолжал нести свое послушание в селе Эммануиловка Шацкого района Рязанской области. В один из летних месяцев к нему наведался его преподаватель гомилетики игумен Марк (Лозинский) вместе с двумя студентами Академии – иеромонахами Елевферием (Диденко) и Георгием (Тертышниковым). Справив по кружке-другой чая, друзья решили отправиться в закрытый богоборцами Вышенский монастырь, где в подклети Казанского собора был погребен почитаемый ими владыка Феофан. Увидев «мерзость запустения» (Мф. 24:15) на святом месте и совершив панихиду, они решили, во что бы то ни стало, потихонечку вывезти честные останки святителя. Отец Георгий (Тертышников) тем временем продолжал готовить материалы к его прославлению…

Вскоре отца Георгия Глазунова вновь посетил отец Елевферий, на этот раз один. Повторная поездка в Вышу принесла добрый плод – сотоварищи, спустившись в склеп, перебрали руками всё «от» и «до», обрели мощи и забрали их с собой. Шеститонную надгробную плиту вывезли позже.

Казанский собор тогда представлял собой склад, в котором хранились и бочки, и колеса, и гвозди, и трубы. В таких условиях отцу Георгию Глазунову пришлось договариваться с кладовщицей, чтобы та открыла склеп якобы для гостей-исследователей, и пообещать ей поделиться в случае обнаружения чего-то ценного.

Работа двух священников проходила с фонариком в руках. В ходе кропотливого труда среди кучи мусора удалось собрать не только костные останки святителя, но и остатки праха, который упаковали в целлофан. Было найдено и Евангелие, которое лежало у владыки на груди при погребении. Оно было как новое, печать очень четкая; только при раскрывании книги листочки ломались – видимо из-за сырости. Вскоре отец Георгий Глазунов отдал это Евангелие отцу Марку.

При разбиении гроба святителя оказалась расколотой на четыре части его честная глава, которую впоследствии сваривали воском.

Некоторое время мощи пребывали дома у отца Георгия Глазунова, а затем некий мужчина, доверенное лицо отца Марка, перевез их в чемодане из Рязанской области в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где по благословению архимандрита Кирилла (Павлова) они были замурованы в стене Успенского собора, неподалеку от того места, где сейчас покоится Святейший Патриарх Пимен. Перед сокрытием мощей в обители преподобного Сергия отец Георгий (Тертышников), имевший медицинское образование, рассортировал нетленные останки и подписал их.

В 1988 году мощи епископа Феофана в небольшом гробике переправили в Рязань и 5 июня, за день до канонизации, вернули в село Эммануиловка. В храме преподобного Сергия Радонежского под сенью в новой гробнице они находились в течение 14-ти лет. 29 июня 2002 года торжественным крестным ходом, в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, мощи были перенесены в возрожденную Свято-Успенскую Вышенскую женскую пустынь, расположенную в четырех километрах от Эммануиловки.

«Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, учениями твоими многих людей просветил еси, со ангелами ныне предстоя Престолу Святой Троицы, моли непрестанно о всех нас», — так прославляет Русская Православная Церковь одного из своих великих святых — святителя Феофана, епископа и Затворника Вышенского.

В приведенном выше кондаке святителю обращается внимание на то, что его имя — Феофан — происходит от греческого слова «теофания», то есть «Богоявление» — «Богоявлению тезоименитый». Интересно, что храм в келье святого был устроен в честь Богоявления, скончался он в день праздника Богоявления, да и образ Богоявления писал чаще, чем остальные иконы.

Родился Феофан, в миру — Георгий Васильевич Говоров, 10/23 января 1815 г. в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии, в семье священника. Учился в Ливенском духовном училище, затем — в Орловской семинарии, и, наконец, в Киевской духовной академии. В 1841 г. в Киеве принял монашеский постриг с именем Феофан, в том же году рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. Затем были служба инспектором в нескольких духовных учебных заведениях, ректорство в Санкт-Петербургской духовной академии, поездка в Палестину в составе русской духовной миссии и в Константинополь в качестве настоятеля посольской церкви. Именно во время этих поездок по Востоку иеромонах Феофан основательно изучил аскетические творения Отцов Церкви, что очень пригодится ему впоследствии, как для собственного монашеского делания, так и для того, чтобы наставлять всех стремящихся к духовной жизни.

1-го июня 1859 г. состоялась хиротония и наречение Феофана епископом Тамбовской епархии. Его служение на нашей земле продолжалось недолго, всего три года, но и за краткое это время святитель успел приобрести всеобщую глубокую любовь своей паствы. Кроме выдающихся человеческих качеств — таких, как необыкновенная кротость, редкая деликатность, заботливое внимание к нуждам и потребностям каждого человека, архипастыря отличал большой организаторский талант во всех сферах церковной жизни.

Для повышения уровня духовного образования епископом было открыто множество церковно-приходских школ, святитель поощрял и священников, которые открывали школы при храмах, и мещан, которые жертвовали средства на строительство школ и церквей. При содействии Преосвященного Феофана в Тамбовской епархии начали открываться воскресные школы — как для детей, так и для взрослых. По его ходатайству с 1-го июля 1861 г. при Тамбовской духовной семинарии стали издаваться «Тамбовские епархиальные ведомости» с несколькими статьями самого епископа в каждом выпуске. Заботился святитель и о благоустройстве храмов — «древнейших и наилучших училищ духовного просвещения».

Почти каждое богослужение владыки сопровождалось проповедью, а проповедником он был изумительным. Современники вспоминали, что его слова всегда доходили до глубины сердца, вызывали всеобщие рыдания и стремление начать новую, лучшую жизнь. Архипастырь побуждал к проповеди и священников, ревностных поощряя, а нерадивых наказывая. Так, в «Тамбовских епархиальных ведомостях» за 1861 г. имеется следующее его распоряжение: «Священника Светлова, без уважительных причин не говорившего ни одного поучения в течении целого полугодия, оштрафовать на вдов и сирот духовного звания на 6 рублей серебром и пропечатать не говорившего поучения в Ведомостях ко сведению епархии».

По воспоминаниям очевидцев, святитель Феофан, служа в Тамбове, вел очень простой образ жизни. Носил он подрясник и рясу из недорогой черной материи, пища его была самой невзыскательной. Вкушал он очень немного, практически никогда не ужинал. Почти весь его день проходил в молитве.

Простота и приветливость привлекали к нему людей, и с каждым из них, невзирая на лица, владыка обращался с примерным терпением и благодушием. Когда в 1860 г. Тамбовскую губернию постигла страшная засуха, преосвященный Феофан поддерживал паству не только словом, но и делом. Из своих личных средств он оказывал значительную материальную помощь пострадавшим от пожаров, а свою квартиру и все свободные помещения архиерейского подворья он предоставил в полное распоряжение погорельцам.

Читать еще:  Девушка дева какая она в любви. Положительные и отрицательные черты

13-го августа 1861 г., при непосредственном участии епископа Феофана, состоялось открытие мощей св. Тихона Задонского, которого владыка издавна очень почитал.

Однако, недолго довелось тамбовской земле находиться под духовным окормлением святителя. В 1863 г. епископ получил известие о перемещении на древнюю Владимирскую кафедру, а в 1866 г., находясь, казалось бы, на самом взлете практической деятельности, епископ Феофан подает прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии. Прошение удовлетворено, и святитель наконец-то получает то, к чему давно чувствовал свое главное духовное призвание — полное отрешение от житейских дел, уединение, неразвлекаемое «внутреннее делание».

Уйдя в затвор, святитель Феофан ежедневно совершал Литургию в своей небольшой церковке, проводил время в духовных и телесных подвигах, непрестанной молитве, тщательном самонаблюдении, в напряженном чтении и богомыслии, и, наконец, в писательских трудах.

Весь свой величайший и поистине бесценный опыт, накопленный на разнообразных жизненных поприщах, и особенно в годы затвора, был использован святителем в его огромной переписке с многочисленными корреспондентами, среди которых были представители всех сословий, от сановника до крестьянина. Ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем, и епископ Феофан отвечал на каждое, чутко угадывая духовное состояние и потребности писавших, находя для каждого необходимое слово, идущее прямо к сердцу. Он обладал редким даром просто и кратко говорить о самых сложных предметах, о самых глубоких и премудрых вещах.

Хотя эти письма были адресованы конкретному человеку, в них есть то, что замечательно подходит каждому христианину.

Особое внимание в своих письмах святитель Феофан уделял молитве, считая ее царицей духовной жизни, точка опоры которой — смирение. «Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Молитва — дыхание духа. Есть молитва — живет дух; нет молитвы — нет жизни в духе», — писал святитель

О пребывании в монастыре святитель Феофан писал: «Вышу можно променять только на Царство Небесное». Эти слова сбылись, именно на Царство Божие он «променял» свою скромную монашескую келью. Когда 6-го января 1894 г., в праздник Крещения Господня, Преосвященный Феофан скончался и его стали облачать в святительские одежды, на его лице явственно для всех просияла улыбка.

Святитель был погребен в храме Казанской иконы Божией Матери Вышенской обители.

Узнав о том, что скончался всеми почитаемый святитель, в Вышенскую обитель хлынули толпы людей разных сословий, общественного положения, всех возрастов и профессий. В день погребения их число достигло нескольких десятков тысяч.

В 1920-х гг., во время атеистических гонений, Вышенский монастырь был закрыт, разрушена колокольня храма, здания и имущество национализированы, монахи выселены. На территории обители размещались лесхоз, свиносовхоз, детский городок, а с 1938 г. – областная психиатрическая больница.

В 1990 году часть зданий передали Церкви, началось восстановление, а с 1993 года возродилась и монашеская жизнь ‑ была открыта женская обитель. Богослужения совершались в Успенском храме, единственном отреставрированном, сестры жили даже не в самом монастыре, а неподалеку, поскольку жилые помещения еще были заняты пациентами психиатрической лечебницы.

Мощи святителя Феофана, Затворника Вышенского, в эти годы безвременья сохранялись в храме преподобного Сергия Радонежского в с. Эммануиловка Шацкого района Рязанской области, недалеко от Выши. В том же храме находится чудотворный образ Казанской (Вышенской) Божией Матери.

По воспоминаниям настоятеля храма преподобного Сергия Радонежского в с. Эммануиловка протоиерея Георгия Глазунова, в Казанском храме, где был погребен святитель Феофан, был больничный склад. Там, практически в груде мусора, был обнаружен гроб, в котором покоились мощи святителя, а также его Евангелие. Из разоренного собора останки святителя Феофана были перенесены вначале в дом протоирея Георгия Глазунова, затем тайно перевезены в Троице‑Сергиеву лавру.

Мощи благословили поставить во Всесвятском храме – в подклете Успенского собора, и там они находились до 1988 года.

В 1988 году святитель Феофан как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, был канонизирован. Святитель Феофан стал одним из первых, кто был причислен к лику святых на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000‑летию Крещения Руси.

Вскоре после канонизации в 1988 году к храму преподобного Сергия Радонежского в с. Эммануиловка был пристроен придел в честь святителя Феофана и в том же 1988 году состоялось перенесение мощей святителя в этот храм.

Тогда Вышенский монастырь еще не был возвращен Русской Православной Церкви. И только через 11 лет, 29 июня 2002 года, мощи святителя Феофана Затворника крестным ходом были перенесены из Эммануиловки в Свято‑Успенский храм Вышенского женского монастыря. Процессию возглавлял Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

14 марта 2009 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил малое освящение Казанского собора монастыря и в этот же день под торжественный звон колоколов мощи святителя Феофана Затворника были перенесены из Успенского храма в Казанский собор.

Святитель Феофан Затворник был погребен в правом Владимирском приделе. Над его могилой было воздвигнуто надгробие из белого мрамора с изображением трех книг святителя: “Добротолюбие”, “Толкование Апостольских посланий” и “Начертание христианского нравоучения”.

Тропарь святителю Феофану, глас 8

П равославия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре,/ писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Феофану, глас 4

Б огоявлению тезоименитый,/ святителю Феофане,/ ученьми Твоими многи люди просветил еси,/ со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,// моли непрестанно о всех нас.

Молитва святителю Феофану, Затворнику Вышенскому

О святителю отче Феофане, архиерею преславный и предивный затворниче, Божий избранниче и Таин Христовых служителю, богомудрый учителю и апостольских словес изрядный изъяснителю, отеческих добротолюбных сказаний списателю, христианскаго благочестия изящный проповедниче и жизни духовныя искусный наставниче, подвигов монашеских усердный ревнителю и всем людем благодати ходатаю! Ныне к тебе, на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и сице взываем: испроси у Всещедраго Бога Церкви Российстей и стране нашей мир и благостояние, святителем Христовым – истины Божественныя достойное охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и еретиков изрядное посрамление; подвизающимся – смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; учителем – боговедение и мудрость, учащимся – ревность и помощь Божию; и всем православным – утверждение на пути ко спасению, да вкупе с тобою прославим Божию Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Читать еще:  Эдгар значение имени характер. Эдгар имя какой национальности

Перенесение мощей святителя Феофана, затворника Вышенского. Справка

29 июня Русская православная церковь вспоминает перенесение мощей святителя Феофана, затворника Вышенского, одного из великих учителей Православия в XIX веке.

Святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров) родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 году он окончил Орловскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1841 году и был удостоен степени магистра богословия. В том же году он принял монашество с именем Феофан.

Молодой магистр первоначально посвятил себя учебно-воспитательной деятельности, последовательно проходя должности ректора Киево-Софиевского духовного училища, затем инспектора Новгородской семинарии, а потом бакалавра и помощника инспектора Санкт-Петербургской Духовной академии (СПДА).

В 1847 г. будущий святитель в составе русской духовной миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов церкви по древним рукописям.

Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены духовной миссии были отозваны в Россию, и в 1855 г. святитель Феофан в сане архимандрита стал преподавателем в СПДА, затем – ректором Олонецкой духовной семинарии.

С 1856 г. архимандрит Феофан был настоятелем посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. – ректором СПДА.

В 1859 г. архимандрит Феофан был хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. С июля 1863 г. святитель пребывал на Владимирской кафедре. В 1866 году он по прошению был уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии.

В 1872 г. святитель Феофан ушел в затвор, во время которого продолжал активную переписку со своими духовными учениками, занимался переводами с греческого и других языков, создал свои литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей. Наиболее значительные труды святителя Феофана ‑ “Письма о христианской жизни “, “Добротолюбие ” (перевод), “Толкование апостольский посланий “, “Начертание христианского нравоучения “.

6 января 1894 г. святитель Феофан скончался и был погребен в храме Казанской иконы Божией Матери в Вышенской обители.

В 1920-х гг., во время атеистических гонений, Вышенский монастырь был закрыт, разрушена колокольня храма, здания и имущество национализированы, монахи выселены. На территории обители размещались лесхоз, свиносовхоз, детский городок, а с 1938 г. – областная психиатрическая больница.

В 1990 году часть зданий передали Церкви, началось восстановление, а с 1993 года возродилась и монашеская жизнь ‑ была открыта женская обитель. Богослужения совершались в Успенском храме, единственном отреставрированном, сестры жили даже не в самом монастыре, а неподалеку, поскольку жилые помещения еще были заняты пациентами психиатрической лечебницы.

Мощи святителя Феофана, Затворника Вышенского в эти годы безвременья сохранялись в храме преподобного Сергия Радонежского в село Эммануиловка Шацкого района Рязанской области, недалеко от Выши. В том же храме находится чудотворный образ Казанской (Вышенской) Божьей Матери.

По воспоминаниям настоятеля храма преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка протоиерея Георгия Глазунова, в Казанском храме, где был погребен святитель Феофан, был больничный склад. Там, практически в груде мусора, был обнаружен гроб, в котором покоились мощи святителя, а также его Евангелие. Из разоренного собора останки святителя Феофана были перенесены вначале в дом протоирея Георгия Глазунова, затем тайно перевезены в Троице‑Сергиеву Лавру.

Мощи благословили поставить во Всесвятском храме – в подклете Успенского собора, и там они находились до 1988 года.

В 1988 году святитель Феофан как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, был канонизирован. Святитель Феофан стал одним из первых, кто был причислен к лику святых на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвящённом 1000‑летию Крещения Руси.

Вскоре после канонизации в 1988 году к храму преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка был пристроен придел в честь святителя Феофана и в том же 1988 году состоялось перенесение мощей святителя в этот храм.

Тогда Вышенский монастырь еще не был возвращен Русской Православной Церкви. И только через 11 лет, 29 июня 2002 года, мощи святителя Феофана Затворника крестным ходом были перенесены из Эммануиловки в Свято‑Успенский храм Вышенского женского монастыря. Церемонию возглавлял Предстоятель Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

14 марта 2009 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил малое освящение Казанского собора монастыря и в этот же день под торжественный звон колоколов мощи святителя Феофана Затворника были перенесены из Успенского храма в Казанский собор.

Святитель Феофан Затворник был погребен в правом Владимирском приделе. Над его могилой было воздвигнуто надгробие из белого мрамора с изображением трех книг святителя: “Добротолюбие”, “Толкование Апостольских посланий” и “Начертание христианского нравоучения”.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Обретение мощей двух угодников Божиих

Протоиерей Георгий Глазунов

О том, как были обретены мощи святителя Феофана, а также его сподвижника, вышенского настоятеля архимандрита Аркадия (Честонова), рассказывает непосредственный участник событий, настоятель храма Преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловки митрофорный протоиерей Георгий Глазунов.

История обретения мощей святителя Феофана

В 1973 г. – на следующий год после моего назначения в Эммануиловку – летом из Академии приехали сюда игумен Марк (Лозинский), он преподавал в Академии гомилетику, и студенты МДА иеромонахи Елевферий (Диденко) и Георгий (Тертышников). Чайку попили, они стали интересоваться Вышей. Мы тут же поехали в монастырь. У меня была там знакомая кладовщица. Я попросил ее открыть нам Казанский храм, находящийся тогда под складом в ее ведомстве. Мы все осмотрели. Запустение было ужасное, окна выбиты, все загажено птичьим пометом, накиданы какие-то бочки, покрышки, железки, спинки кроватей.

Мы помыли надгробие могилы святителя – мраморную плиту в метр толщиной, она стояла над склепом, в котором сбоку была пробита дыра. Могила была вскрыта, искали какие-то сокровища, золото. Как пробивали склеп, так, видно, в нем и остались лежать какие-то железяки, трубы. Отслужили панихиду по святителю Феофану и решили забрать отсюда его честные останки. Спустя некоторое время отец Елевферий для этого вернулся. Кладовщица на этот раз впустила нас в храм и тут же закрыла нас на замок, предварительно поинтересовавшись: «А что вы тут будете делать?» – и пригрозив: «Если что-то найдете, поделитесь!» – «Ладно-ладно». А сами принялись очищать склеп от мусора. Отец Елевферий спустился вниз в могилку, я помогал ему сверху.

Было темно, светили фонариком. Провозились часа четыре. Потом увидели разломанный гробик. Он был развален на четыре части. Разбирая далее, мы увидели, что голова у святителя разбита на три части. Наверно, бросали что-то тяжелое. Собрали все косточки, каждый суставчик, позвонок. Потом нашли Евангелие, как новенькое: листочки белые-белые, печать чистая. Полностью сохранилось! Только вот если в руки его взять, страницы ломались.

Читать еще:  К чему снится путешествие на корабле. Корабль на воде по соннику

Честные останки святителя Феофана мы, как обрели, привезли ко мне домой. Какое-то время мощи находились у меня, а потом их перевезли в Троице-Сергиеву Лавру. Все хранилось в строгом секрете. Про мощи знали только отец Марк, отец Георгий, отец Елевферий и я, да еще отец Кирилл (Павлов). Мощи тогда благословили положить в подклете Успенского собора – во Всесвятском храме, где они покоились до 1988 г.

Обретя мощи, мы вскоре перевезли мраморное надгробие весом в 6,5 т. На нем были высечены митра, рипиды и три книги: «Добротолюбие», «Толкование Апостольских Посланий» и «Начертание христианского нравоучения». При помощи военной машины с лебедкой вытащили надгробие, оно такое тяжелое, что толстенные тросы рвались! Я даже подумал, может, воли Божией нет, но надгробие поддалось, уложили его на лист железа, и так по песку, асфальта тогда не было, привезли в Эммануиловку. Есть фотография, как местные детишки моют его. В настоящее время надгробие находится под престолом придела в честь святителя Феофана в храме Преподобного Сергия в Эммануиловке.

Отец Георгий (Тертышников) параллельно готовил материалы, которые в дальнейшем были положены в основу документов для канонизации. Мы часто общались, он приезжал сюда, встречались мы и в Лавре. Он был уверен: «Придет время, и святителя Феофана прославят». И действительно, святитель Феофан стал одним из первых, кто был причислен к лику святых на Соборе 1988 г.

За год до канонизации митрополит Рязанский Симон (Новиков) благословил пристроить к нашему храму в Эммануиловке придел в честь святителя Феофана. Строительство прошло довольно быстро, и в 1988 г. состоялось перенесение мощей святителя в наш храм. На перенесение мощей служил сам владыка Симон, служба была торжественная, участвовал хор Московской духовной академии из Троице-Сергиевой Лавры. Причастников в тот день было очень много. Потом люди рассказывали о различных знамениях, сопровождавших перенесение мощей.

Через три года, в 1990 г., часть зданий Вышенской обители передали Церкви, началось восстановление обители, с 1993 г. здесь открыли женский монастырь. Богослужения совершались в единственном отреставрированном Успенском храме, а сестры жили не в самом монастыре, а неподалеку, в бывшем имении Нарышкиных на Быковой горе, так как большинство монастырских построек были заняты психиатрической больницей.

29 июня 2002 г. из Эммануиловки в Успенскиий храм Вышенского монастыря были перенесены мощи святителя Феофана. В Вышенском монастыре его бывшего затворника встречал Святейший Патриарх Алексий II – именно по его благословению и состоялось это событие.

Перезахоронение останков архимандрита Аркадия

Когда я в первые годы своего назначения на приход в Эммануиловку бывал в тогда еще закрытом Вышенском монастыре, то обратил внимание, что на уголочке одного из памятников всегда лежат конфеты, печенье… У знакомого завхоза Дмитрия Овсянкина я поинтересовался: почему. Оказывается, это бабушки оставляли в помин души архимандрита Аркадия (Честонова) – бывшего при жизни святителя Феофана настоятелем Вышенской пустыни.

В народной памяти сохранялось благоговейное отношение к просветителю этих мест. В советское время вышенцы ему даже памятник ставили. Но тогда на территории монастыря жил ярый коммунист, и он со своей терраски сфотографировал, как устанавливали памятник. Передал снимки с доносом в райком партии. Всех участников акции вызвали «на ковер». Отругали, повелели: «Памятник свалить!» Его свалили, засыпали мусором, какими-то опилками, только уголочек был виден. На него-то бабушки и складывали свои приношения.

Решил забрать из этой свалки памятник и пошел посоветоваться к владыке Симону. Он и отвечает: «Дело-то это хорошее, да кто ж даст его с территории психбольницы забрать?» Но я дружил с главврачом, попросил у него: «Отдайте нам памятник, он у вас все равно валяется, а мы его восстановим, поставим как положено». И он тут же согласился: «Забирай!» Когда перевозили надгробие святителя Феофана, в тот же день забрали и памятник архимандриту Аркадию. Тогда же пришла мысль забрать отсюда и его останки.

Спустя приблизительно год после этого события рабочие красили в Эммануиловке храм. Я их уговорил: «Ребята, давайте заберем останки архимандрита Аркадия, а то он там в такой грязи лежит…» Они согласились.

Обретали останки ночью, тайно. Могила была между двумя сараями на территории бывшего Вышенского монастыря. Мы специально провели свет, уже приготовились вскрывать могилу, как вдруг поняли, что все вокруг заложено плитами. Куда ни стукнем, все замуровано. А как в чужой сарай-то залезешь? Ребята уже измучились, никак не могут найти край могилы… Все-таки пришлось подкопать под чей-то сарай, нашли край плиты и начали вскрывать. Дошли до кирпичного склепа, посветили внутрь фонариком и увидели гроб. «Ребята, – говорю, – разбираем склеп, но только очень осторожно, чтобы ничего вниз не упало». И они очень тщательно, кирпичик за кирпичиком, стали разбирать.

Спустился вниз, а в склепе – вода, сантиметров 30. Чистейшая! Родничок из угла бил. Черпаю воду и подаю наверх. Одной ногой стою на кирпичной кладке, другой – на доске. А посередине – крышка от гроба. Снял ее – лежит архимандрит Аркадий. А где же гроб? Видимо, когда вода прибывала, гроб всплыл, перевернулся, тело ушло вниз под крышку, а гроб оттеснило к стенке. И я на нем, оказалось, стою. Мы приготовили новый гробик. Но и этот сохранился в хорошем состоянии. Представляете, 85 лет прошло, а он полностью цел! И тем не менее мы все равно положили тело архимандрита Аркадия в новый гробик, который в свою очередь поставили в старый.

Стали поспешать, так как от властей было распоряжение, чтобы никто ничего не видел. Когда я специально встречался с властями, они сначала попросили описать, что за человек был архимандрит Аркадий. Я написал на нескольких страницах все, что знал о нем: о настоятельстве, строительстве школ, просветительской и других видах деятельности. Последовало разрешение с оговоркой, что все должно быть совершено втайне. Так мы и сделали. К семи утра уже перевезли останки к храму Преподобного Сергия в Эммануиловку. Быстро вырыли могилку. Отслужили панихиду и захоронили. Удивительно, что когда обретали тело, архимандрит Аркадий лежал в мантии, которая полностью сохранилась. Я еще, помню, попробовал материю на прочность, но она не поддалась. И уже не стал искушаться, проверять сохранность мощей.

Архимандрит Аркадий был не из простых монахов, про него святитель Феофан говорил, что он стяжал дар Иисусовой молитвы. Его тело, обернутое по монашескому обычаю захоронения мантией, так и положили в новый гробик. Такова история перезахоронения останков настоятеля Вышенской обители архимандрита Аркадия.

Источники:

http://stsl.ru/news/all/pamyat-svyatitelya-feofana-zatvornika-vyshenskogo
http://ria.ru/20100629/222289268.html
http://pravoslavie.ru/94184.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: