Перенесение из едессы в константинополь нерукотворного образа. Нерукотворный Образ (Убрус) Господа Иисуса Христа

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ

История происхождения

Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Ухама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.

Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.

Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным.

После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.

Один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство и хотел уничтожить Нерукотворный Образ. Тогда епископ города замуровал икону в городской стене с зажженной перед ней лампадой.

Со временем место это было забыто.

Обретение Образа

Образ был снова обретен, когда город Едесса был осажден персидским царем Хозроем I в 544 или 545 году.

Положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля.

Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. В память об этом в Православной Церкви существует два типа икон Нерукотворного Спаса: лик Спасителя на убрусе, или Убрус, и лик без убруса, т.н. Чрепие.

После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В VIII веке христиане праздновали Нерукотворный Образ во многих местах.

Начиная с 843 года праздник Нерукотворного Образа совпадал в Едессе с Торжеством Православия.

Перенесение в Константинополь

В 944 году византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы. 16 августа он был торжественно перенесен в Константинополь и помещен в Фаросском храме Богоматери.

В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

Существует несколько преданий о последующей судьбе Нерукотворного Образа. По одному – его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204–1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.

Упоминание в древних источниках

Древние авторы не упоминают о Нерукотворном Образе вплоть до V века. Это объясняется, по-видимому, тем, что образ оставался замурованным, местонахождение его не было известно и о нем забыли.

Читать еще:  Икнуть в воскресенье с 13. Икалка в воскресенье дневная и ночная по времени суток, часам правдивая — признание в любви, для девушек, женщин, мужчин: список примет

Древнейшее известное упоминание об образе находится в памятнике, называемом “Учение Аддаи”.

Евагрий Схоластик упоминает его в “Церковной истории” и называет образ “богозданной иконой“.

Во времена иконоборчества на Нерукотворный Образ ссылается прп. Иоанн Дамаскин. В 787 году отцы VII Вселенского Собора упоминают его несколько раз.

Проповедь в праздник перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

С праздником, дорогие братья и сестры! Сегодня мы вспоминаем событие, которое случилось более тысячи лет назад: из града Едессы был передан образ Спасителя Нерукотворенный. Икона, написанная чудесным образом самим Богом на плате (или убрусе), была перенесена в Константинополь. Для Саратова этот праздник – один из самых значимых. Икона, которая уже несколько столетий пребывает здесь, в Свято-Троицком кафедральном соборе, является одной из самых почитаемых святынь нашего края. Наши благочестивые предки с величайшим благоговением и любовью прибегали к этому образу: носили ее по домам, служили перед ней молебны.

Нам известно о многих свидетельствах чудесных исцелений и благодатной Божией помощи тем людям, которые с верой обращались к Спасителю и имели на Него великую надежду. Перед этой иконой молились наши предки во время войны: это был единственный действующий храм во всей области. Сюда приходили тысячи людей и проливали слезы перед этим образом. Они просили, чтобы Господь дал силы пережить ужасы войны.

Люди приносили сюда свое покаяние, ибо до этого, многие русские люди отступили от своей веры. Собор несколько лет был закрыт, все иконы, включая Спаса Нерукотворного, были изъяты. Нерукотворный образ восемь лет пребывал вне стен Троицкого собора.

Сегодня почитание этой святыни зависит в полной мере от нас – с каким благоговением мы будем молиться перед ней, столько Господь и даст нам. Часто мы задаемся вопросом: «Почему вокруг нас нет благочестия? Почему столько греха, злобы?». Казалось бы, Господь принес на землю весть о спасении, и Ему не сложно всех обратить к Себе. Но мы видим в Церкви лишь малую часть людей, только малое стадо, как говорил Сам Господь, идет за Ним.

Сегодня на Литургии мы слышали евангельское чтение о том, как Господь идет в Иерусалим со своими учениками. Они входят в самарянскую весь. Люди видят, что это паломники из Иерусалима, а значит иудеи, и не принимают их. Апостолы Иаков и Иоанн обращаются к своему Учителю и предлагают свести с неба на этих людей огонь. Апостолами движет благочестивый помысел. Они не понимают: «Мы обратились ко Христу. Уразумели Его как Спасителя. А почему люди не понимают и не видят этого? Почему нет благоговения и почитания?». Я думаю, что и в наших сердцах что-то подобное может появиться. Сколько сегодня присутствует в храме людей? Сто-двести человек. Но ведь эта святыня не только епархиального, но и общецерковного масштаба. Что говорить о людях нецерковных, неверующих, которые не знают своих святынь и своих подвижников. Порой и православные до конца не понимают ту радость, то счастье, которые даны нам Богом. Но унывать, братья и сестры, нельзя. И ни в коем случае нельзя думать, что Бог должен наказать кого-либо, что Бог должен кого-то силой к Себе привести.

Христос говорит: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6, 44). И поэтому, сколько бы мы не говорили нашим близким, о том, как надо молиться, что нужно ходить в Церковь, родные наши не чувствуют той благодати, которая когда-то поселилась в наших сердцах. Мы можем лишь молиться о них. И верить, что Господь Сам откроет им дорогу к Себе.

Читать еще:  Подарили фигурку слона с опущенным хоботом. Значение фигурки слона, символизм и значение, описание

Господь говорит: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9, 55,56). Вот чем должны руководствоваться мы, христиане. Наше слово должно иметь власть. Но не власть силы, не власть оружия, а власть благоговения, молитвы, любви. Через доброе отношение к нашим близким, через слово, через молитву мы можем привести людей к Богу.

Господь пытается наставить Своих учеников, пытается достучаться до их сердца, но при этом говорит: «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф.11, 27). Оказывается, для того, чтобы познать Бога, нужно склонить свою голову перед Христом Спасителем.

И вот, братья и сестры, сегодня, когда мы склоняем свои главы перед чудотворной иконой, будем просить Христа Спасителя, чтобы Он открыл нам знания о Боге, чтобы Он привлек нас к своему Родителю, а Бог Отец открыл в наших сердцах любовь и почитание Спасителя нашего. Будем просить Господа, чтобы наши близкие и родные обратились к Нему. Будем стараться подавать им добрый пример своей жизнью, своими поступками, своим прощением.

Икона Спаса Нерукотворного очень дорога многим саратовцам. О себе могу сказать, что в этот праздник несколько лет назад я впервые увидел этот образ, приехав в Саратов для служения. И вот также помолившись здесь в Троицком соборе за Литургией, я остался один в храме, сидел перед этой иконой и молился. И хотя я ничего еще не знал о ней, мне было понятно, что это непростой образ. В нем есть великая сила. И сила не только в том, что Господь через эту икону открывают свою волю многим и многим людям, но еще и в молитвах тысяч людей, которые шли в этот храм, принося сюда свою боль и радость. Лик Спасителя, который изображен на этой иконе, видели многие поколения наших предков.

И сегодня, братья и сестры, Господь ждет от нас искреннего и доброго сердца. Неравнодушного отношения к Церкви и к Себе. Будем, братья и сестры, помнить об этом. Будем просить Господа даровать нам ревность открыть нам знания о Боге и утвердить в нашем сердце любовь и благоговение. Храни вас Бог, дорогие братья и сестры.

+ Епископ Покровский и Николаевский Пахомий,
Свято-Троицкий собор города Саратова,
29 августа 2015 года.

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа

Во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа царь Едессы Авгарь 1 жестоко страдал от проказы и воспаления суставов. Он услышал о бесчисленных исцелениях, которые совершал Иисус. Поскольку сам он не мог ни передвигаться, ни даже показываться перед подданными, он послал в Иерусалим писца Ананию с письмом к Иисусу. В послании повелитель просил Спасителя прийти к нему и исцелить его: он предложил Христу поселиться в Едессе, чтобы избежать козней иудеев. Кроме того он поручил Анании, который был искусным живописцем, написать портрет Того, о Котором говорили, что Он – Сын Божий.

В Иерусалиме Анания вручил письмо Господу. Христос был окружен большой толпой, поэтому Анания, чтобы лучше видеть Его, поднялся на камень и попытался сделать набросок. Но оказалось, что он не может запечатлеть черты Спасителя, потому что Его лицо, казалось, беспрерывно менялось под действием невыразимой благодати, которая от Него исходила. Христос, проникавший в сердца и мысли людей, догадался о намерении Анании и, желая показать, что невозможно отделить Его человеческую сущность от Божественной, исполнил благочестивое желание посланца, явив великое чудо.

Повелитель принял Ананию с великой радостью и простерся перед изображением святого лика с верой и любовью, после чего обнаружил себя почти полностью исцеленным от проказы за исключением одной язвы на лбу.

Читать еще:  Прошлый год был какого зверя. О рожденных в год обезьяны

После Вознесения Господа нашего и Пятидесятницы святой апостол Фаддей был послан в Едессу. Проповедуя Благую Весть, он крестил царя и большую часть населения. Выйдя из крещальной купели, Авгарь обнаружил, что исцелился полностью, и вознес благодарность Господу. Впоследствии он выказывал столь большое почитание Нерукотворного образа, что приказал поместить его в нишу над главными воротами города, где прежде находился идол. На воротах сделали надпись: «Христос Бог, всякий, кто надеется на Тебя, никогда не узнает несчастья». И каждый, кто входил в город, должен был ему поклониться. Так было во время правления Авгаря и его сына.

Однако внук Авгаря, взойдя на трон, задумал вернуть народ к поклонению идолам и для этого разрушить Нерукотворный Образ. Епископ Едессы, предупрежденный в видении об этом замысле, повелел замуровать нишу, где находился Образ, поместив перед ним зажженный светильник.

Прошло много лет. Хотя царство вновь стало христианским, о существовании иконы забыли.

В 544 году персидский царь Хосров осадил город, ввергнув всех его обитателей в великий страх. Тогда епископу Евлалию в видении было открыто местонахождение Образа Спасителя, заступничеством Которого жители Едессы могут победить. Епископ повелел раскрыть нишу. Каково же было его удивление, когда он не только обнаружил образ невредимым, но и увидел, что после стольких лет лампада все еще горит! Более того, на черепице, которая закрывала нишу, Евлалий увидел точную копию образа 3 , отпечатавшегося на ней. Спешно собравшиеся жители образовали длинную процессию: в великом трепете они несли две святыни, которые привели в страх ряды осаждавших. А когда епископ окропил врагов маслом от лампады, это масло превратилось в жаркое пламя, обратившее неприятеля в бегство.

Несколько лет спустя Едесса перешла в руки персов, а затем в 628 году была отвоевана императором Ираклием, но вскоре покорена арабами. Когда христианская армия вновь достигла города, император Роман Лекапин поспешил перенести в Константинополь (19 августа 944 г.) святой Мандилий и письмо Авгарю. Святой Образ, протообраз всех христианских икон 4 , был встречен огромной толпой и положен вначале во Влахернской церкви, а на следующий день – в Святой Софии. Отсюда его перенесли в храм Богородицы Фаросской, находившийся во дворце, дабы Нерукотворный Образ защищал столицу и весь народ 5 .

1 Авгарь V Уккама (13–50 Р.Х.), царь Осроены, страны, расположенной между Тигром и Евфратом, столицей которой была Едесса.

2 Едесское царство действительно было первым государством, которое в результате обращения царя Авгаря VIII (177–212) официально стало христианским.

3 Эта вторая нерукотворная икона была впоследствии перенесена в сирийский город Иераполь, а император Никифор Фока, по преданию, перенес ее в Константинополь около 965 года. Другие нерукотворные образы упоминаются в «Синаксаре» св. Никодима под 9 и 11 августа. Согласно другому преданию, Керамион (Керамида), или Спас на чрепии, то есть отпечаток с Мандилия на черепице, чудесным образом возник тогда, когда Анания, боясь по пути язычников, спрятал последний в груде черепицы.

4 В православном храме изображение святого Мандилиона обычно находится или над триумфальной аркой (над алтарем), или над царскими вратами (между храмом и притвором).

5 Следы святого Мандилия теряются после взятия Константинополя крестоносцами в 1204 г. Согласно некоторым источникам, он был среди реликвий, приобретенных Людовиком IX в 1247 г. Они были положены в Сен-Шапель в Париже и уничтожены во время революции. С другой стороны, считают возможным отождествлять его с Туринской плащаницей, на негативном отпечатке которой видно изображение, обладающее поразительным сходством с этим иконографическим типом святого лика. Но это привлекательное предположение является спорным.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Источники:

http://drevo-info.ru/articles/4465.html
http://pravpokrov.ru/Articles/index/14119
http://pravoslavie.ru/55662.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: