Патриарший дворец и церковь 12 апостолов. Во время Русской революции Патриаршие палаты и Собор сильно пострадали

Содержание

Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов Московского Кремля

Фото Патриаршего дворца и собора Двенадцати апостолов Московского Кремля

Время: 10.00 – 17.00.

Патриарший дворец Московского Кремля – Москва, Кремль, Соборная площадь

Библиотека им. Ленина, Боровицкая, Александровский Сад, Площадь Революции, Охотный Ряд

Величественные Патриаршие палаты в Московском Кремле относятся к наиболее значительным архитектурным памятникам второй половины XVII века. Комплекс состоит из дворца – резиденции иерархов Русской Православной Церкви, и их домового храма Двенадцати апостолов. Патриаршими палатами заканчивается с северной стороны Соборная площадь.

Первым из глав русской церкви получил дом на территории Кремля митрополит Петр во время правления Ивана Калиты. Постройка была деревянной, как и все остальные.

Постройка каменных зданий для представителей высшей церковной иерархии началась в XV веке по распоряжению митрополита Ионы. В 1450 году был возведен специальный митрополичий двор неподалеку от храма Ризоположения, но он сгорел при страшном пожаре 1493 года.

Кардинальную перестройку церковная резиденция претерпела в период с 1652 по 1656 годы при патриархе Никоне. В строительстве участвовали самые известные зодчие того времени, признанные мастера каменного шатростроения – Антип Константинов и Бажен Огурцов. Внутренние помещения расписывали талантливые живописцы, которыми славились Троице-Сергиевский монастырь, Ярославль и Кострома. К наиболее сложным работам привлекли царских художников – Симона Ушакова, Иосифа Владимирова и Федора Козлова. К сожалению, их труд мы не увидим, так как роспись не сохранилась.

Красота и пышность убранства отстроенного заново трехэтажного патриаршего двора не уступала интерьерам царских покоев. А его внутренние помещения таили в себе настоящую сокровищницу – богатую патриаршую ризницу. Излишнюю роскошь Никону вскоре припомнили, он оказался в опале и на суде был обвинен за гордыню и желание поставить себя выше самого государя.

В 1681 году при патриархе Иоакиме построили новый собор Двенадцати апостолов. Он стал выполнять для иерархов роль домовой церкви, заменив Ризоположенский храм, функционировавший более двух веков.

В эпоху правления Петра I патриаршество упразднили. Церковные владения Московского Кремля остались бесхозными и начали приходить в ветхость. В 1718 году царь посетил Патриарший дворец и решил использовать верхний этаж помещения под библиотеку с редкими рукописными и печатными книгами.

В XIX столетии в очередной раз реконструировали храм Двенадцати апостолов. Работы проходили под руководством архитектора Дмитрия Чичагова. Убрали перекрытие между этажами, освежили роспись, сменили декоративные элементы, украсили церковь новым большим иконостасом. Храм стал более светлым, благодаря более широким оконным проемам. Нашли применение и Патриаршему дворцу, в нем разместился Синод.

В мятежном 1917 году Патриарший дворец сильно пострадал во время боевых действий. От артиллерийских снарядов была разрушена церковь и стена трапезной. Через год произошла национализация всех кремлевских зданий, они стали комендатурами, складами и реставрационными мастерскими. Патриаршие палаты открылись для посетителей лишь в 1961 году после реставрации.

Читать еще:  Житие феодосия печерского язык памятника. Литературные труды преподобного Феодосия Печерского

Трехэтажный Патриарший дворец в старину казался огромным. Сейчас его здание придает основному архитектурному ансамблю Соборной площади законченный вид. Во времена Никона из разрозненных построек создали гармоничный комплекс с единым стилем.

По внешнему виду Патриарший дворец напоминает более ранние кремлевские постройки. К примеру, очертания барабанов на храме Двенадцати апостолов почти повторяют подобные архитектурные элементы на Архангельском соборе, а отделка южного фасада здания такая же, как на гораздо более старом Успенском храме.

Фасад и внутренние помещения дворца многократно перестраивались, поэтому в его облике можно заметить немало архитектурных несоответствий. Однако общего впечатления это не портит. В палатах сохранились старорусские постройки разных типов – и парадные помещения, и маленькие жилые залы.

На втором этаже разместилась уникальная музейная экспозиция, на которой представлено декоративно-прикладное искусство и быт XVII века.

В помещении Парадных сеней представлены личные вещи патриарха Никона вместе с его церковным облачением. В Крестовой палате хранится старинная посуда, которая использовалась на торжественных приемах, охотничье снаряжение самого Ивана Грозного и уникальная коллекция часов.

В экспозиции Приказных палат есть прекрасно сохранившийся набор шахмат и письменные принадлежности, которыми пользовался еще отец Петра I – государь Алексей Михайлович. Представляет интерес и букварь знаменитого писателя и печатника Кариона Истомина, по которому учился читать сын Петра Великого – царевич Алексей. В Приказных палатах воссоздали жилую комнату XVII века с подлинными предметами – столами, стульями, лавками, сундуками и нарядной изразцовой печью.

В Трапезной палате располагается выставка, на которой представлено старинное лицевое и орнаментальное шитье. Большая часть экспонатов является предметами церковной утвари – от вышитых золотом покровов на престолы до плащаниц и завес на царские врата. В соборе Двенадцати апостолов хранится собрание редких подписных икон XVII века, созданных русскими художниками, в том числе – знаменитыми мастерами того времени – Федором Зубовым и Симоном Ушаковым. В Патриарших палатах никогда не прекращается реставрация. Например, в 2013 году была расчищена настенная живопись XVII века помещении парадных сеней и Приказных палат.

Примечательно, что все предметы в Патриаршем дворце и соборе – подлинные, когда-то были в царском, боярском или патриаршем обиходе. По ним можно представить жизнь средневековой столицы, ее будни и праздники, ощутив дух целой эпохи. Перед посетителями этого уникального музея во всех красках предстает поворотный момент российской истории – XVII век.

Патриарший Дворец и церковь Двенадцати апостолов открыты для посещения каждый день с 10.00 до 17.00, кроме четверга.

Патриаршие палаты с церковью Собора Двенадцати апостолов

Почему мы одним миром мазаны

Патриаршие Палаты построили для патриарха Никона в 1652-1656 годах на месте Митрополичьего двора. Возвели их самые известные зодчие того времени — Антип Константинов и Бажен Огурцов. Помещения расписывали талантливые живописцы и царские художники, поэтому пышность убранства Патриаршего двора не уступала интерьерам царского Теремного дворца. Но вскоре Никону припомнили излишнюю роскошь: он оказался в опале.

В комплекс Патриарших Палат входили собор Двенадцати Апостолов, домовая церковь Апостола Филиппа, Крестовая палата, личные покои патриарха, библиотека и монашеские кельи.

На первом этаже располагались хозяйственные постройки и комнаты патриарших приказов, на втором — парадные палаты и церковь, на третьем — личные покои патриарха. Четвертый этаж надстроили уже в конце XVII века. Там был «Висячий сад» и крохотная «Петровская палатка» (летняя опочивальня патриархов), где, по легенде, обучали юного Петра I.

Храм Двенадцати апостолов был домовым храмом русских патриархов и походил на соседний Успенский собор. При этом церковь поднята на высокие проездные арки и входит в единый архитектурный комплекс Патриарших палат. Иконостас XVII века, который сейчас можно увидеть в храме Двенадцати Апостолов, перенесли туда в 1929 из разрушенного Вознесенского монастыря Московского Кремля. «Родной» иконостас не сохранился.

Читать еще:  Что означает пословица не боги горшки обжигают. Пословица: «Не боги горшки обжигают, а пашковцы

Главное помещение Патриарших палат — Крестовая, или Мироваренная, палата. Там проходили заседания Священного Собора и пиры в честь царя и иностранных гостей.

Ее площадь 280 м 2 . Палата перекрыта единым сводом без опор — это было новшеством для русской архитектуры того времени. У восточной стены стоял иконостас, пол покрывали цветные изразцы, а в окна была вставлена тонкая цветная слюда. C балкона, примыкающего к Мироваренной палате, патриарх благословлял собиравшихся на площади людей.

Сейчас в Крестовой палате Патриаршего двора работает музей. Там можно увидеть огромный сосуд для церковного масла миро. Эту кадь изготовили в 1769 году по приказу Екатерины II. Варили миро только здесь, в Мироваренной палате, а потом доставляли во все храмы Руси. Так появилась поговорка «одним миром мазаны».

Состав мира включал смолы, травы и масла — около 40 ингредиентов. Это елей (оливковое масло высшего качества), белое виноградное вино (чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла), стиракс, ладан (росный, простой белый, черный), мастика, сандарак, лепестки розы, базилик, фиалковый, имбирный, ирный, кардамонный и калганный корни, мускатное, бергамотовое, розовое, лимонное, лавандуловое, богородской травы, розмаринное, лигнородийское, коричное, майоранное, померанцевое и гвоздичное масло, бальзам перувианский, терпентин венецианский.

Процесс мироварения проходил по строгому ритуалу. Посреди Мироваренной палаты находился каменный очаг, на который ставили 2 котла для варки и кадь для сливания мира. Торжественный чин мироварения проходил на Страстной седмице. В Великий Понедельник патриарх полагал начало мироварению. После молебна освящали воду и окропляли все ингредиенты для мироварения. В котел добавляли святую воду, а затем вливали масло и вино. Патриарх лично зажигал огонь под ним. После этого начиналось непрерывное чтение Евангелия в течение трех дней, пока варилось миро.
В Великий Вторник в мироваренный котел добавляли виноградное вино и благовонные вещества, а в Великую Среду — виноградное вино и елей, сваренный в четвертую седмицу Великого поста.
Освящение мира происходило в Великий Четверг за богослужением в Успенском соборе, куда миро доставляли в специальном сосуде — алавастре. По преданию, в него добавляли миро от каждого нового освящения. Патриарх трижды благословлял каждый сосуд с миром, тайно читал молитву и добавлял в каждый сосуд немного древнего мира из алавастра. Освященное миро доставляли в патриаршую ризницу и оттуда рассылали по всем епархиям. Так что православные по всей России действительно одни миром мазаны.

После упразднения патриаршества в 1721 году в палатах разместилась Синодальная контора. Она управляла церковными делами.

Здесь находилась ценная библиотека и ризница, которую разграбили после 1917 года. Во время штурма Кремля Патриаршие Палаты сильно пострадали, а церковь Двенадцати Апостолов разрушили. Через год кремлевские здания превратились в комендатуры, склады и реставрационные мастерские. Патриаршие Палаты открылись для посетителей лишь в 1967 году.

Сейчас здесь работает музей, где воссоздан интерьер богатых жилых покоев XVII века. Все предметы — подлинные. А миро варят уже в Донском монастыре.

Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов в Москве

Патриаршие палаты – один из памятников истории и архитектуры, построенных на Соборной площади. Белое каменное строение с пятью куполами расположено рядом с Царь-пушкой и включает в себя Патриарший дворец, служивший резиденцией для патриархов и митрополитов, и их домовую церковь Двенадцати апостолов.

История строительства

Первый дом для главы русской церкви был возведен в Кремле в 1325 году при московском князе Иване Калите. Это была деревянная постройка. По благословению московского митрополита, святителя Ионы, в 1450 году были воздвигнуты каменные палаты, а через год рядом была сооружена первая церковь Ризоположения, служившая домовым храмом московских митрополитов. В 1589 году после учреждения в России патриаршества митрополичьи палаты стали именоваться патриаршими.

Во время московских пожаров 1473, 1493 и 1626 годов палаты горели, но были заново отстроены.

Читать еще:  Проклинать во сне мужа. К чему снится проклинать кого-нибудь? К чему снится Проклинать по соннику

В 1652 году после смерти патриарха Иосифа, по предложению царя Алексея Михайловича, на патриарший престол был возведен Никита Минин (Патриарх Никон). По его инициативе началось строительство нового Патриаршего дворца.

Описание

Патриаршие палаты строились в 1653-1658 годах. Для работ были приглашены лучшие мастера каменных шатровых храмов – Антип Константинов и Бажен Огурцов. Росписи внутренних помещений выполнили живописцы Ярославля и Костромы, а также лучшие царские иконописцы.

Первый этаж здания занимали дьяки многих приказов, также здесь находились хозяйственные помещения. На втором этаже располагались церковь во имя апостола Филиппа и парадные залы, в том числе Крестовая палата, или Мироварня (здесь готовилось миро, ароматическое масло, используемое для крещения и освещения храмов). Архитектура Мироварни уникальна – зал площадью 280 кв. метров был перекрыт сводом, не имеющим центральной опоры.

На третьем этаже находились покои патриарха Никона.

Существует легенда, что на четвертом этаже, где было лишь две комнаты, прятался от стрельцов малолетний Петруша, будущий император Петр Первый. От этих событий у него и сохранился нервный тик, возникавший в минуты сильного волнения.

По тем временам, трехэтажная постройка была огромной. Здание сооружено единым блоком и даже церковь Двенадцати апостолов составляет единое целое со всем строением. Храм, находящийся на уровне второго этажа, расположен на красивых проездных арках.

По своей красоте и роскоши Патриаршие палаты не уступали царским Теремным покоям. Позже, когда патриарха судили, Патриарший дворец был представлен как пример его необычайной гордыни и желания сравняться с царём.

На протяжении всей своей истории Патриаршие палаты много раз изменялись. Реконструкция была проведена после сильного пожара 1682 года. В это же время Филипповская церковь была перестроена в новый храм Двенадцати апостолов, ставший домовой церковью церковных иерархов.

Стены храма были украшены необычайно красивой росписью, пол покрыли керамической плиткой, а установленный иконостас, первоначально предназначенный для Вознесенского монастыря Кремля, был великолепен.

В 1690 годах со стороны Соборной площади к зданию была пристроена открытая галерея, ведущая к церкви от жилых помещений.

Однако, Петр Первый в 1721 году упразднил патриаршество. Высшим государственным органом церковно-административной власти стал Святейший Синод. По сути, церковь утратила свою независимость и контролировалась императором. При новых хозяевах строение перестраивалось и потеряло свой первоначальный вид.

Историческое здание сильно пострадало во время артиллерийского обстрела в ноябре 1917 года. В 1918 году Святейший Синод был ликвидирован, а его полномочия были переданы патриарху.

Интересно, что архитектура храма и внутренние интерьеры были воссозданы в советское время. Так, вторая проездная арка была открыта в 1920 году, а открытая галерея – два года спустя. Белокаменные полы во дворце и керамическую плитку на полу восстановили в 1950 году. Также в 1950-1960- х годах восстановлены многие архитектурные элементы и значительная часть древних росписей.

В настоящее время в историческом здании находится музей прикладного искусства. Здесь представлены подлинные предметы царского и патриаршего быта, в музейное собрание вошла и патриаршая ризница – одно из древнейших хранилищ произведений искусства. Вы увидите редкие подписные иконы XVII века и ювелирные украшения, старинную мебель и книги, осмотрите коллекцию русского художественного шитья конца XVI–XVII веков. Среди интересных экспонатов – часы, подаренные Ивану Грозному. Одни из них карманные в виде книжки, другие – большие настольные.

Посетить Патриаршие палаты будет интересно всем, кто любит историю и интересуется декоративным искусством.

Режим работы и стоимость билетов в Патриаршие палаты Московского Кремля

Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов можно посетить по единому билету на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади.

Источники:

http://mos-holidays.ru/patriarshij-dvorec-i-sobor-dvenadcati-apostolov-moskovskogo-kremlya/
http://liveinmsk.ru/places/muzei/patriarshie-palaty
http://www.msk-guide.ru/patriarshie_palati.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: