Патриархия пресс служба. Богослужения и молитвенное правило

Проект документа «Акафист в молитвенной жизни Церкви»

Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.

Проект «Акафист в молитвенной жизни Церкви» создан комиссией Межсоборного Присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства во исполнение поручения президиума Межсоборного Присутствия от 28 января 2015 года. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 2 мая сего года.

Акафист в молитвенной жизни Церкви

I. Общие замечания

В современном молитвенном обиходе акафисты занимают весьма заметное место. Однако порядок использования акафистов за богослужением чрезвычайно разнится в различных местностях и не имеет общепринятого уставного порядка. Кроме того, в течение последних десятилетий введение в молитвенный обиход новонаписанных акафистов в силу обстоятельств эпохи почти не контролировалось церковной властью. Это обусловило хождение среди верующего народа многочисленных гимнов, не соответствующих по своей форме и содержанию Преданию Церкви.

II. Историческое введение

Акафист, или неседальное пение в честь Пресвятой Богородицы, возникновение которого возводится исследователями к рубежу V и VI веков — древнее молитвенное последование. Впоследствие к половине его строф были добавлены 144 воззвания, начинающихся словами ангельского приветствия Божией Матери: Радуйся, что стало самой яркой его особенностью.

Наличие «возрадований» выделило акафист из ряда древних многострофных кондаков, однако и сообщило гимну черты неповторимости — в течение многих веков акафист воспринимался как уникальный молитвенный текст, и даже величайшие византийские песнописцы не составляли гимнов по его подобию. До нашего времени в грекоязычных Поместных Церквях термин «акафист» относится только к первоначальному гимну в честь Божией Матери, но не к другим гимнографическим последованиям.

III. Акафист как жанр церковных песнопений

Появление первых дошедших до нас гимнов, подражательных акафисту Божией Матери, связано с исихастским возрождением XIV века. Сначала в Византии, а потом и у славян начали появляться «икосы, подобные акафисту». Некоторые из них — Иисусу Сладчайшему, святителю Николаю — находятся в молитвенном употреблении по сей день.

Первоначально акафист Божией Матери был связан лишь со службой Похвалы Пресвятой Богородицы, и в качестве компонента чинопоследования этого праздника он по сей день печатается в Постной Триоди. Однако со временем он стал использоваться и в личном молитвенном правиле, а в обителях Святой Горы есть обычай петь его на повечериях. В дониконовском русском церковном обиходе акафист Божией Матери входил в состав правила ко Святому Причащению.

Появление «икосов», становление акафиста как жанра привело и к постепенному переосмыслению места такого рода гимнов в молитвенной практике православных христиан. В XVI веке уже фиксируется обычай читать на личном молитвенном правиле акафисты сообразно дням седмицы — в понедельник Архистратигу Михаилу, во вторник Предтече Иоанну и т.д.

Со временем акафисты были включены и в молебные пения — во многих приходах и монастырях сложился обычай совершать молебен у чтимой иконы Божией Матери или перед мощами местного святого с пением акафиста. Начиная с середины XVIII века, число новосоставленных акафистов — сначала в честь святых, а позже и в честь Божией Матери ради явления Ее чудотворных икон, стало весьма значительным, так что потребовалось упорядочение их молитвенного употребления.

Читать еще:  Если снится давний знакомый. К чему снится знакомый человек? Если приснилась беременная

В течение XVIII – XIX веков сложилась практика, существующая и поныне, представлять новосоставленные акафисты на одобрение Священноначалия. Акафисты, не получившие такого одобрения, не могли быть напечатаны церковными издательствами.

Некоторые русские акафисты были составлены святыми угодниками Божиими — свт. Иннокентием, архиеп. Херсонским, прав. Иоанном Кронштадтским, сщмч. Аркадием, еп. Бежецким.

IV. Проблемы

Акафисты входят в личное молитвенное правило благочестивых мирян; распространен обычай многодневного чтения того или иного акафиста в качестве особого молитвенного подвига.

Однако, несмотря на весьма широкое распространение, акафисты остаются без уставной регламентации — действующие редакции Типиконов, как славянских, так и греческих, по-прежнему предполагают для общественного богослужения лишь Акафист в единственном числе — гимн, исполняемый в праздник Похвалы. Лишь в современных изданиях Требника в чине общего молебна появилась ремарка после кондака и икоса на 6-й песни канона о том, что «аще хощет иерей, чтет акафист».

В силу целого ряда причин акафисты находят гораздо более широкий отклик среди молящихся. Среди этих причин — и бо́льшая простота структуры акафиста по сравнению с каноном, и бо́льшая доступность текстов акафистов сравнительно с канонами и полными службами, и более простой язык, которым написаны большинство акафистов. Особенно сильное влияние на выбор в пользу акафистов оказывает обычай пения акафистов, когда кондаки и повествовательные части икосов читаются священником, а возрадования поются, зачастую всеми молящимися. Ощущение соучастия в богослужении, привнесение и своего молитвенного труда в общую молитву привлекают к такому исполнению акафистов прихожан многих храмов и монастырей.

Однако сравнительная простота акафистов не должна заслонять от молящихся накопленные столетиями сокровища православной гимнографии. Пастыри должны побуждать молящихся полнее знакомиться с вдохновенными канонами и стихирами, многие из которых созданы великими святыми подвижниками.

V. Определения

Священный Синод, признавая целесообразным упорядочение молитвенного употребления акафистов, определяет:

Призвать чад Церкви употреблять на молитве в первую очередь те акафисты, которые выдержали проверку многовековым молитвенным опытом Церкви, среди которых особое место занимает акафист Пресвятой Богородие, а из вновь написанных, – получившие одобрение Священного Синода.
В случае, если употребление акафистов на конкретном приходе вошло в обычай, рекомендовать исполнение акафиста в одном из следующих мест суточного богослужебного круга:

  • на вечерне: после «Сподоби, Господи» и главопреклонной молитвы;
  • на повечерии: после славословия и Символа веры;
  • на утрене: после кафизм или после 6-й песни канона;
  • на молебне: перед Евангелием.

Издательству Московской Патриархии надлежит издать сборник образцовых текстов акафистов, имеющих одобрение Священноначалия, с тем, чтобы впредь церковные издательства сообразовывались с этим сборником при публикации акафистов.

Патриархия пресс служба. Богослужения и молитвенное правило

Вы ходите в церковь, участвуете в богослужениях, но не можете разобрать что произносит священнослужитель или поет хор? Я тоже довольно долго был в такой ситуации, а потом собрался и написал приложение, основная цель которого — предоставить возможность следить за ходом службы в церкви.

Отличительные особенности:
— полные последования часов, литургии, всенощного бдения (по подписке), изобразительных, панихиды, молебнов;
— во всех текстах проставлены ударения;
— службы великих праздников и воскресные службы всего года включают в себя праздничные тропари, кондаки, апостольские и евангельские чтения и другие изменяемые части;
— быстрый переход между службами;
— возможность листания по страницам и по заголовкам движением пальца по экрану, клавишей громкости или кнопкой на экране;
— возможность добавить любую службу или любой текст в Избранное;
— настройка размера шрифта и межстрочного интервала;
— современный удобный дизайн;
— ночной режим.

Читать еще:  Годовщина смерти 1 год когда поминать. Годовщина смерти: как поминать усопшего и традиции

Кроме того, в приложении есть:
— классический православный молитвослов:
— молитвы утренние;
— молитвы вечерние, на сон грядущим;
— каноны ко Причастию;
— последование ко Святому Причащению;
— благодарственные молитвы по Святом Причащении;
— Псалтирь (по подписке):
— 151 псалом;
— 20 кафизм;
— псалмы на всякую потребу;
— акафисты.

Сообщение отредактировал gualev — 13.01.20, 00:09

Доработаны службы Вербного воскресенья.
Отредактированы отдельные тексты служб.

Вы ходите в церковь, участвуете в богослужениях, но не можете разобрать что произносит священнослужитель или поет хор? Я тоже довольно долго был в такой ситуации, а потом собрался и написал приложение, основная цель которого — предоставить возможность следить за ходом службы в церкви.

Отличительные особенности:
— полные последования часов и литургии;
— во всех текстах проставлены ударения;
— службы великих праздников включают в себя праздничные тропари, кондаки, апостольские и евангельские чтения;
— быстрый переход между службами.

Кроме того, в приложении есть классический православный молитвослов:
— молитвы утренние;
— молитвы вечерние, на сон грядущим;
— каноны ко Причастию;
— последование ко Святому Причащению;
— благодарственные молитвы по Святом Причащении.

Никакой рекламы. Ничего лишнего. Только самое нужное.

Цените Слово. Бог в помощь.

Исправлено отображение Апостола и Евангелия на некоторых версиях Android.

Исправлена ошибка определения службы великого праздника.

Исправлены орфографические ошибки.

Добавлен вариант песнопения во время Причастия в Пасхальной Литургии.

Патриархия пресс служба. Богослужения и молитвенное правило

Богослужения и молитвенное правило

— В христианах сейчас развивается теплохладность: многие миряне не ходят на всенощные, даже воскресные литургии пропускают. В этом смысле Святейший, конечно же, показывает всем нам пример. Как часто он служит?

— Патриарх служит каждое воскресенье плюс одно-два богослужения на буднях — в среднем, два-три богослужения в неделю. Наверное, приходской священник служит чаще, но для Патриарха со всей его занятостью и делами — это очень много. За истекший год он совершил 237 богослужений, это почти восемь месяцев ежедневных служб. На мой взгляд, это весьма серьезный объем с учетом всех прочих попечений, а что еще очень важно – с учетом того, что многие из этих богослужений совершаются не в Москве, а в сложных поездках. Обычный график поездки – перелет, прибытие, вечернее богослужение и слово к людям, которые ждут Патриарха. Затем ужин с епископатом и представителями местных властей – это тоже всегда проповедь, потому что Патриарх использует такого рода неформальные встречи опять же для откровенного разговора о Церкви, о пастырском служении. Здесь никогда не происходит каких-то пустых бесед о погоде или местных обычаях. На утро Литургия, проповедь, благословение верующих, короткий перерыв, посещение храмов и какие-то другие составляющие программы визита, снова самолет, перелет. Это не самое легкое дело, но в центре него всегда – богослужение и проповедь.

И когда задаешься вопросом – откуда на все это находятся силы, то надо понимать, что любое богослужение, которое совершает Патриарх (в первую очередь, конечно же, Литургия) — это огромное духовное событие для него лично. Я всегда молюсь в алтаре, когда Святейший совершает Евхаристию, и ни разу не видел, чтобы он с усталостью, безучастно или, как говорят, «регулярным образом» Ее совершал. Он всегда черпает силы из самого богослужения, ему на службе легко.

Читать еще:  Можно ли пользоваться вещами покойника. Что делать с вещами умершего человека — можно ли носить одежду и обувь покойного

Патриарх всегда вслух читает молитвы Евхаристического канона, тайные и священнические молитвы. Это давняя питерская традиция. Она помогает находящимся на богослужении людям понимать и осознавать, с одной стороны, само богослужение, с другой стороны, — то напряжение, с которым Патриарх погружён в молитву. Ты и сам в этот момент вынужден — а другой возможности просто не остаётся — сугубо молиться. И это, конечно, дорогого стоит!

Всякий раз, даже если литургия совершается им каждый день на протяжении какого-то периода времени, Патриарх служит её как будто впервые. С очень сильным чувством. И это, конечно, даёт большой импульс для тех, кто молится вместе с ним.

— Но ведь и Великим постом, в те дни, когда по Уставу литургии не положено, Святейший часто служит?

— Да, на первой и в Страстную седмицы Великого поста Патриарх совершает ежедневные богослужения утром и вечером.

Эти богослужения настолько продолжительны, что молодые люди — иподиаконы Святейшего и сотрудники Патриархии, которые находятся рядом с ним, — к середине службы буквально падают от усталости. Несколько раз такое происходило на самом деле.

Для Патриарха же эти главные седмицы церковного года дают мощнейший духовный заряд на весь год.

Поначалу, в первый год его Патриаршества, мы думали, что завтра служба будет отменена, потом, что послезавтра.

— Потом думали, что на следующий год.

— Да, первый год мы именно так и считали: «Хорошее было время, каждый день службы, ну, а в следующем году — всё». Но нет: и в следующем году, и через год Святейший служил и будет служить каждый день на этих седмицах.

Причем, он сам прочитывает все последования. И даже если не служит лично на утренних богослужениях Великого поста, то обязательно на них присутствует, молится, не разрешает ничего опускать из уставного богослужебного круга.

— Т.е. при Святейшем читаются три кафизмы на утрене?

— Да. Когда в это время он служит в монастырях, всё полностью вычитывается. Когда ты оказываешься в этой богослужебной стихии на протяжении всей седмицы от воскресенья и до воскресенья, то и на себя и на окружающий мир начинаешь смотреть совсем другими глазами.

Православные люди часто спрашивают: «Как нам узнать про Патриарха?» В ответ я всех призываю сходить на его богослужения — в Москве или регионах, когда он туда приезжает. Всё остальное вторично по сравнению с тем, с каким духовным напряжением он совершает богослужение, и какой после этого богослужения получаешь заряд.

— Иными словами, стержень духовной жизни Патриарха — это богослужение?

— Да, как и для всякого священнослужителя. Конечно, все клирики разные: для кого-то важна социальная деятельность, кто-то любит больше заниматься богословием или другими церковными науками. Не то, чтобы больше, просто для кого-то определенные вещи более естественны, и в этом нет, наверное, ничего неправильного.

Но для Патриарха главным в жизни остается богослужение и, в особенности, Евхаристия. Он всегда с огромной радостью совершает Литургию.

Источники:

http://pravoslavie.ru/100208.html
http://4pda.ru/forum/index.php?showtopic=739676
http://kotovsk-istok.com.ua/vzglyad/society/predstoyatel/3089-svyatejshij-partiarkh-kirill-svyashchennik-monakh-propovednik.html?start=1

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector