Патриарх никон и протопоп аввакум – нижегородские земляки. Патриарх Никон и протопоп Аввакум

Патриарх Никон и протопоп Аввакум – Нижегородские земляки

В истории России произошло не так уж много событий, кардинально повлиявших на ее историю, и сказавшихся на ее дальнейшем развитии на многие века. Не затрагивая новейшую историю, можно вспомнить:
становление династии Рюриковичей; крещение князем Владимиром Руси; монголо-татарское нашествие, избавление от него; объединение (присоединение) Иваном III Великим – дедом Ивана Грозного – к Московскому княжеству ряда других княжеств (именно с этого события и надо считать рождение Российского государства именно как государства, а не множества мелких княжеств, в основном враждовавших между собой); падение династии Рюриковичей, Смутное время и вступление на трон династии Романовых.
Конечно, можно было бы перечислить и десятки других, но не таких значимых событий истории России. Но отнести именно к эпохальным можно, пожалуй, всего лишь еще одно – это раскол церкви, который произошел в 17 веке.
Значение и влияние этого события на дальнейшую судьбу России, на ее духовность было и есть огромно. Последствия раскола вылились в кровавую войну между сторонниками старой и новой веры. Гонение старообрядцев с вырываниями языков, осада Соловецкого монастыря, уход раскольников в леса и т.д. И до сих пор это противостояние сохранилось..
На Нижегородской земле эти события тоже оставили свой отпечаток. Все наверно слышали о Кержачах – огромном количестве старообрядческих скитов, существовавших в Заволжских лесах. Для тех, кого интересует история Раскола и старообрядчества на Нижегородской земле, я бы советовал прочитать замечательную статью энтузиаста, исследователя старообрядческих скитов Афанасьева Антона.
В ней автор указывает не только на причины раскола, но и дает, на мой взгляд, очень красочное и подробное описание бывших на наших землях старообрядческих скитов, истории их появления, того, что, к большому сожалению, так мало от них осталось.

Не хочу подробно рассказывать об истории и причинах самого раскола, тот, кому это интересно, легко может найти информацию об этом в различных источниках, необходимый минимум можно найти в Википедии Русская православная и старообрядческая церковь.

Хочу сказать своими словами лишь самое главное.

С момента первого перевода на старославянский язык все церковные книги многократно переписывались и, конечно, за много веков накопилось немало изменений и ошибок от правой Византийской веры.. Это касалось в первую очеред, богослужений, церковных обрядов и прочего. Так вот кое-кто из «боголюбцев», а именно идейный вдохновитель церковной реформы Патриарх Никон, заручившись поддержкой царя Алексея Михайловича, призвал греческих церковников, чтоб те якобы привели русскую веру, давно ушедшую от канонов византийской, к канонам своей прародительницы. Книги были заново переведены и реформа состоялась.
Другие же, ставшие затем старообрядцами (раскольниками), идейным вдохновителем которых стал протопоп Аввакум, посчитали, что греки сами давно отошли от византийской веры, и остались приверженками старой веры. Кстати, староверы, как утверждают многие ученые – были правы, в русской вере было намного больше старины и ортодоксальности, нежели в новогреческой..
И Никон, и Аввакум начинали вместе, и идеи у них были одинаковые, но после проведения реформы их взгляды разошлись и они стали непримиримыми врагами.

Так вот, по случайной иронии судьбы и Никон и Аввакум были нашими земляками нижегородцами.

Аввакум родился в с. Григорово (ныне Б. Мурашкинского района), а Никон – в с. Вельдеманово (ныне Перевозского района). Аввакум писал: «Я Никона знаю: недалеко от моей родины родился, отец у него черемисин Минка, а мати русачка Манька».
И здесь я опять не хочу утруждать вас историей описания их жизни, к тому же некоторые факты их происхождения, национальности и некоторые события в их жизни имеют разночтения и я не хочу тут ломать копья, пусть с этим разбираются (если конечно смогут) профессиональные историки.

О биографии протопопа Аввакума можно узнать из Википедии Аввакум Петров, а патриарха Никона из Википедии Никон Патриарх (Московский).

Немного скажу лишь о том, как закончилась их жизнь.

Никон, из-за своего характера, желания преобладания Церкви над светской жизнью в стране, лишился сана и был сослан в монастырь, сначала в Ферапонтов Белозерский, а затем в Кирилло-Белозерский. Вернуться в Москву разрешено было бывшему Патриарху лишь при новом царе Федоре Алексеевиче, также велись разговоры и о восстановлении сана.
Скончавшийся по пути в Москву в Ярославле Никон был погребен в Новом Иерусалиме по патриаршему чину.
В 2005 году в честь 400 – летия со дня рождения патриарха Никона нижегородская епархия в селе Вельдеманово , на месте где когда-то стоял дом, в котором он провёл детство, поставила памятник – часовню. Под горою облагородили родник и сделали купальню. Рядом с памятником патриарху Никону стоит поклонный крест от благодарного мордовского народа.

Аввакум же был наказан кнутом и сослан в Пустозёрск на Печоре. При этом ему не вырезали языка, как некоторым из его соратников.
14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима (бывшего на тот период Патриархом (Московским) и продолжавшим непримеримую войну со старообрядчеством), решило участь и его, и его товарищей: все они были сожжены в срубе в Пустозёрске.
Аввакум почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник. В 1916 году старообрядческая церковь причислила Аввакума к лику святых.
5 июня 1991 года в селе Григорово Нижегородской области состоялось открытие памятника Аввакуму.

Читать еще:  Характеристика лунного дня вашего рождения. Лунный календарь

Сёла Григорово и Вельдеманово находятся друг от друга очень близко, буквально напротив друг друга через границу Б.Мурашкинского и Перевозского районов.
Тем, кто захочет посетить родины Никона и Аввакума, сделать это очень просто.

Как добраться: Выехать из Нижнего Новгорода по Казанской трассе. После Работок свернуть на Б. Мурашкино. Не доезжая Б. Мурашкино, по окружной уйти в сторону Перевоза. Очень скоро будет левый поворот на Григорово.
Сначала можно посетить церковь Казанской иконы Божией Матери с поразительно узорчатой и искусной кладкой ее колокольни.

В церкви сейчас ведутся восстановительные работы.

За церковью на берегу пруда находится одноименный святой источник. Летом 2013 шли работы по его восстановлению (благоустраивался сам родник и строилась часовня над ним.).

В местном клубе есть картина Е. Мальцева “Аввакум в Сибири”

Затем надо проехать немного далее по улице к памятнику протопопу Аввакуму. Любой человек подскажет Вам дорогу к нему. Вы обязательно почувствуете огромную духовную силу, исходящую от него, от человека отдавшего свою жизнь за свою веру.

Вернувшись на трассу Б.Мурашкино-Перевоз, недоезжая моста через р. Пьяну, свернуть налево в сторону Вельдеманово, ехать после поворота около 8 км. На въезде в село вам попадется узорчатый крест с надписью Вельдеманово – родина Патриарха Никона.

Вскоре после него свернуть налево в село. Недоезжая церкви, тоже носящей имя Казанской иконы Божией матери

принять на V образном перекрестке левее и спускаться по улице вниз до стоянки у Святого источника Патриарха Никона.

В конце спуск довольно крутой, но посыпан щебенкой. Спуститься можно практически в любое время. От источника идет дальше лестница на противоположный берег оврага, где находится памятник-часовня Патриарху Никону,

рядом с ним поклонный крест. От памятника открывается замечательный вид на с. Вельдеманово и Казанскую церковь.

Тем, кому захочется проехать назад в Нижний Новгород другой дорогой, я бы посоветовал проехать назад через Вад. Для этого, вернувшись на трассу, не поворачивать назад в сторону Б. Мурашкина, а проехать прямо в сторону Вада. Расстояние будет практически одинаковое, к тому же по дороге, подъезжая к Ваду, можно, немного свернув в сторону села Зеленые Горы, посетить удивительные Святые ключи 12 апостолов с источниками и купелью.

Вернувшись к Ваду можно посмотреть на знаменитое Вадское озеро,

полностью состоящее из воды, впадающей в него подземной реки – Вадской воклины. Ну и наконец, самым активным, возвращаясь в Нижний Новгород, можно еще, немного недоезжая до Богоявления, заехать на Минеральный источник Владимирской иконы Божией Матери за деревней Борцово.

Выехав утром, прикоснувшись к истории, посмотрев на все достопримечательности, набрав святой воды из всех источников, искупавшись во всех купелях, еще до вечера вы вернетесь домой с массой незабываемых впечатлений..

Патриарх Никон и протопоп Аввакум земляки

Статья написана для нижегородского сайта Туризм в НН. Иллюстрированный вариант http://www.turizmvnn.ru/cont/show/5751818/

Возможный вариант поездки выходного дня с посещением родин непримиримых противников, идейных вдохновителей старой и новой веры Патриарха Никона и протопопа Аввакума. А так же возможно посещение святых ключей 12 апостолов, Вадского пруда и Владимирского источника у д. Борцово

В истории России произошло не так уж много событий, кардинально повлиявших на ее историю и сказавшиеся на ее дальнейшее развитие, на многие века. Не затрагивая новейшую историю можно вспомнить:
Становление династии Рюриковичей; Крещение князем Владимиром Руси; Монголо-татарское нашествие, избавление от него; Объединение (присоединение) Иваном 3 (Великим – дедом Ивана Грозного) к Московскому княжеству ряда других княжеств( именно с этого события и надо считать рождение Российского государства, именно как государства, а не множества мелких княжеств в основном враждовавших между собой); Падение династии Рюриковичей, смутное время и вступление на трон династии Романовых.
Конечно, можно было бы перечислить и десятки других, но не так значимых событий истории России. Но отнести именно к эпохальным можно, пожалуй, всего лишь еще одно это раскол церкви который произошел в 17 веке.
Значение и влияние этого события на дальнейшую судьбу России, на ее духовность было и есть огромно. Последствия раскола вылились в кровавую войну между сторонниками старой и новой веры. Гонение старообрядцев, с вырываниями языков, осада Соловецкого монастыря, уход раскольников в леса и т.д. И до сих пор это противостояние сохранилось..
На Нижегородской земле эти события тоже оставили свой отпечаток. Все наверно слышали о Кержачах, огромном количестве старообрядческих скитов существовавших в Заволжских лесах. Для тех, кого интересует история Раскола и старообрядчества на Нижегородской земле я бы советовал прочитать замечательную статью энтузиаста, исследователя старообрядческих скитов Афанасьева Антона http://www.events.volga.rt.ru/?id=888
В ней автор указывает не только на причины раскола, но и дает, на мой взгляд, очень красочное и подробное описание бывших на наших землях старообрядческих скитов. Истории их появления, того, что, к большому сожалению, так мало от них осталось.

Думаю было бы очень неплохо разместить эту статью и на «Туризм в НН» с созданием базы старообрядческих скитов, привязав их к карте..

Я не хочу подробно рассказывать об истории и причинах самого раскола, для тех кому это интересно, легко может найти информацию об этом из различных источников, необходимый минимум можно найти в википедии Русская православная и старообрядческая церковь.

Читать еще:  Где родился иисус христос. Где родился Иисус Христос (39 фото)

Хочу сказать своими словами лишь самое главное:

С момента первого перевода на старославянский язык все церковные книги многократно переписывались и конечно за много веков накопилось не мало изменений и ошибок от правой Византийской веры. . Это касалась, в первую очередь, богослужений, церковных обрядов и прочего. Так вот кое-кто из «боголюбцев», а именно идейный вдохновитель церковной реформы Патриарх Никон, заручившись поддержкой царя Алексея Михайловича, призвал греческих церковников, чтоб те якобы привели русскую веру, давно ушедшую от канонов византийской, к канонам своей прародительницы. Книги были заново переведены и реформа состоялась.
Другие же ставшие затем старообрядцами (раскольниками) идейным вдохновителем которых стал протопоп Аввакум посчитали, что греки сами давно отошли от византийской веры и остались приверженками старой веры. Кстати, староверы как утверждают многие ученые были правы, в русской вере было намного больше старины и ортодоксальности, нежели в новогреческой..
И Никон и Аввакум начинали вместе и идеи у них были одинаковые, но после проведения реформы их взгляды разошлись и они стали непримиримыми врагами.

Так вот по случайной иронии судьбы и Никон и Аввакум были нашими земляками Нижегородцами:

Аввакум родился в с. Григорово (ныне Б. Мурашкинского района), а Никон в с. Вельдеманово (ныне Перевозского района). Аввакум писал «Я Никона знаю: недалеко от моей родины родился, отец у него черемисин Минка, а мати русачка Манька».
И здесь я опять не хочу утруждать вас историей описания их жизни, к тому же некоторые факты их происхождения, национальности, и некоторые события в их жизни имеют разночтения, и я не хочу тут ломать еще копья, пусть с этим разбираются (если конечно смогут) профессиональные историки.

О биографии Протопопа Аввакума можно узнать из википедии Аввакум Петров , а Патриарха Никона из википедии Никон Патриарх (Московский).

Скажу лишь о том, как закончилась их жизнь:

Никон, из-за своего характера, желания преобладания церкви над светской жизнью в стране, лишился сана и был сослан в монастырь сначала в Ферапонтов Белозерский, а затем в Кирилло-Белозерский. Вернутся в Москву, разрешено было бывшему Патриарху лишь при новом царе Федоре Алексеевиче, так же велись разговоры и о восстановлении сана.
Скончавшийся по пути в Москву в Ярославле, Никон был погребен в Новом Иерусалиме по патриаршему чину.
В 2005 году в честь 400 – летия со дня рождения патриарха Никона нижегородская епархия в селе Вельдеманово , на месте где когда-то стоял дом, в котором он провёл детство поставила памятник – часовню, под горою облагородили родник и сделали купальню. Рядом с памятником патриарху Никону стоит поклонный крест от благодарного мордовского народа.

Аввакум же был наказан кнутом и сослан в Пустозёрск на Печере. При этом ему не вырезали языка, как некоторым из его соратников.
14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима ( бывшего на тот период Патриархом (Московским)и продолжавшим непримеримую войну со старообрядчеством), решило участь и его, и его товарищей: все они были сожжены в срубе в Пустозёрске.
Аввакум почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник. В 1916 году старообрядческая церковь причислила Аввакума к лику святых.
5 июня 1991 года в селе Григорово Нижегородской области состоялось открытие памятника Аввакуму.

Сёла Григорово и Вельдеманово находятся друг от друга очень близко, буквально напротив друг друга через границу Б.Мурашкинского и Перевозского районов.
Для тех, кто захочет посетить родины Никона и Аввакума, то сделать это можно очень просто:

Выехать из Нижнего Новгорода по Казанской трассе. После Работок свернуть на Б. Мурашкино. Не доезжая Б. Мурашкино по окружной уйти в сторону Перевоза. Очень скоро будет левый поворот на Григорово.
Сначала можно посетить церковь Казанской иконы Божией Матери с поразительно узорчатой и искусной кладкой. За церковью, на берегу пруда находится одноименный святой источник. Летом 2013 он активно восстанавливался (благоустраивался сам родник и купель). Затем надо проехать немного далее по улице к памятнику протопопу Аввакуму. Любой человек подскажет Вам дорогу к нему. Вы обязательно почувствуете огромную духовную силу, исходящую от него, от человека отдавшего свою жизнь за свою веру.

Вернувшись на трассу Б.Мурашкино-Перевоз не доезжая моста через р. Пьяну свернуть налево в сторону Вельдеманово ехать после поворота около 8 км. На въезде в село вам попадется узорчатый крест с надписью Вельдеманово-родина Патриарха Никона. Вскоре после него свернуть налево в село. Не доезжая Церкви тоже носящей имя Казанской иконы Божией матери принять на V образном перекрестке левее и спускаться по улице в низ до стоянки у Святого источника Патриарха Никона. В конце спуск довольно крутой, но посыпан щебенкой. Спустится можно практически в любое время. От источника идет дальше лестница на противоположный берег оврага, где находится памятник-часовня Патриарху Никону, рядом с ним поклонный крест. От памятника открывается замечательный вид на с. Вельдеманово и Казанскую церковь.

Для тех кому захочется проехать назад в Нижний Новгород другой дорогой я бы посоветовал проехать назад через Вад. Для этого вернувшись на трассу, не поворачивать назад, в сторону Б. Мурашкина, а проехать прямо в сторону Вада. Расстояние будет практически одинаково, к тому же по дороге подъезжая к Ваду можно немного свернув в сторону села Зеленые Горы посетить удивительные Святые ключи 12 апостолов с источниками и купелью. Вернувшись к Ваду посмотреть на знаменитое Вадское озеро, полностью состоящее из воды впадающей в него подземной реки- Вадской воклине. Ну и наконец, для самых активных, возвращаясь в Нижний Новгород, можно еще немного не доезжая Богоявления заехать на Минеральный источник Владимирской иконы Божией Матери за деревней Борцово.

Читать еще:  Быть ли с ним вместе. Гадание на мужчину: «Будем ли мы вместе? Что потребуется для гадания на перспективу отношений

Выехав утром, прикоснувшись к истории, посмотрев на все достопримечательности, набрав святой воды из всех источников, искупавшись во всех купелях, еще до вечера вы вернетесь домой с массой незабываемых впечатлений..

Протопоп Аввакум и патриарх Никон – “дети” земли нижегородской

Экскурсия: Протопоп Аввакум и патриарх Никон — наши нижегородские земляки

Мы совершим нашу экскурсию на родину непримиримых соперников и смертельных врагов — реформатора Никона и защитника старообрядчества Аввакума. В ходе нашего турне мы побываем у святых источников 12 апостолов, на Вадском озере и у Владимирского родника в окрестностях деревни Борцово.

Программа экскурсии

В жизни России изредка происходят события, которые не только существенно влияют на условия жизни народа или отдельных сословий, но и круто изменяют весь ход истории страны. К таким революционным потрясениям можно отнести раскол среди православных верующих, случившийся в XVII столетии.

Последствия церковного противостояния были кровавы: на протяжении многих десятков лет граждане страны уничтожали друг друга. Сторонники никонианства силой меча и пламени проводили реформы в жизнь. Старообрядцев изгоняли из церквей и городов, монастыри брали приступом и разрушали. Многие староверы по примеру иноков Соловецкой обители оседали в труднопроходимых лесах

История распорядилась таким образом, что вдохновитель введения новых церковных укладов патриарх Никон и борец за старую веру протопоп Аввакум родились на Нижегородщине в селах, отстоящих друг от друга не далее 15 км. Сторонник реформ Никон провел детство в Вельдеманово, входящем сегодня в состав Перевозского района. Боголюбец и хранитель древних традиций Аввакум жил в с. Григорово, относящемся к Б. Мурашкинскому району.

Аввакуму было известно и происхождение Никона, был он знаком и с родственниками патриарха. В его записях зафиксировано, что отцом Никону приходился «черемисин Минка», а мать — «Манька» — была «русачкой». Цель нашего путешествия посещение мест, родных для двух великих непримиримых заклятых соперников.

Первый тур мы совершим на родину протопопа Аввакума в Григорово.

Главная достопримечательность Григорово — древняя церковь, возведенная самобытными мастерами. Храм Казанской иконы Божией матери привлекает внимание туристов необыкновенной ажурной кладкой. Особенно впечатляюще выглядит звонница, стоящая рядом. Старинный храм готовится к возобновлению служб — внутри здания идут восстановительные работы. Позади церкви раскинулась гладь пруда, а рядом, почти под стенами, — источник. Возле родника устроена купель для паломников.

Следующий экспонат, который представляет интерес — подаренная автором селу Григорово картина «Аввакум в Сибири», которая находится в местном клубе . На холсте работы Е. Мальцева отображен период одиннадцатилетней ссылки мятежного протопопа.

Но наибольший интерес посетителей Григорова вызывает монумент, посвященный протопопу. Скульптура изображает Аввакума в полный рост. Вся композиция пропитана трагизмом. Гордая осанка, высоко поднятая рука, двуперстие — вся фигура священника олицетворяет непреклонность, мужество и веру. Протопоп просто излучает поток духовной энергии, и сила этого потока передается невольно каждому, кто видит этот мемориал.

От родины Аввакума мы проследуем в село Вельдеманово — на малую отчизну Никона. О том, что мы на родине первого Российского патриарха, нас известит надпись на резном кресте. Жизненный путь Никона закончился чуть менее трагично, чем у его соперника. Последние дни реформатор провел в ссылке, в одном из дальних монастырей.

Немало воды утекло с тех пор. В 2005 году православный люд отмечал 400 лет со дня рождения вдохновителя новой веры Никона. В честь знаменательного события нижегородская епархия возвела часовню на месте избы в Вельдеманово, в которой родился будущий патриарх. Поблизости от часовни установили поклонный крест с благодарственной надписью Никону от мордовского народа. Добрые люди обустроили бьющий в низине ключ со святой водой, соорудили купальню.

Поездку в село Вельдеманово мы начнем с посещения местной церкви. Здешний храм, как и церковь в Григорово, освящен во славу Казанской иконы Богородицы. От храма мы сойдем в низину к самому источнику Святой воды Патриарха Всея Руси Никона.

От источника мы поднимемся по лестнице на противоположный склон оврага к часовне, воздвигнутой в память о патриархе. Здесь мы отдадим дань памяти Никона, склоним голову перед крестом. От часовни открываются бесконечные дали, мы разглядим и с. Вельдеманоко, и Никоновский родник и Казанский храм.

Здесь наша экскурсия подходит к завершению, однако, чтобы сделать обратную поездку более увлекательной, мы запланировали еще один короткий тур. Этот наш вояж можно назвать путешествием на воды.

Мы остановимся у Святых ключей 12 апостолов, чтобы набрать чистой родниковой водички. Желающие смогут совершить омовение — рядом с ключами устроена купель.

Заедем мы на Вадское озеро — уникальный водоем, наполняемый из подземной реки — жерла или Вадской воклины. Считается, что на Земле существует лишь три подобных озера.

И напоследок, если вы сохраните силы, мы притормозим у деревни Борцово и побываем у Минерального источника, благословенного во имя Владимирской иконы Богоматери.

Мы уверены, сегодняшний туристический вояж вы надолго сохраните в памяти. Начав путешествие с утра, вы прикоснетесь к тайнам истории, познакомитесь с достопримечательностями, зачерпнув водички из нескольких природных источников, окунувшись во всех купелях, вы, наполненные впечатлениями, вернетесь домой еще до исхода дня.

Источники:

http://www.turizmvnn.ru/article/patriarh-nikon-i-protopop-avvakum/
http://www.proza.ru/2014/02/08/318
http://kailas-club.ru/tury/ehkskursii_po_nizhnemu_novgorodu/protopop_avvakum_i_patriarh_nikon_deti_zemli_nizhegorodskoj/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: