Патриарх кирилл о любви человека к богу. Патриарх кирилл рассказал молодежи о любви

Патриарх Кирилл. О любви

О любви. Слово за литургией Преждеосвященных Даров в среду первой седмицы Великого поста в Успенском кафедральном соборе города Смоленска

(28 февраля 2001 г.)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святой преподобный Ефрем Сирин завершает вторую часть великопостной молитвы прошением ко Господу о ниспослании духа любви, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога (1 Ин. 4, 7).

Здесь любовь как величайшая из христианских добродетелей заключает собой перечень этих необходимейших добродетелей: целомудрие, смиренномудрие, терпение…

В молитвословии преподобного Ефрема Сирина они предстают как духовные средства, которые нам необходимо употребить для того, чтобы наполнить спасительным содержанием свою внутреннюю жизнь. Эти добродетели действительно помогают сформировать духовное пространство человеческой жизни таким образом, чтобы мы имели возможность наслаждаться полнотой бытия, были счастливы, или, как говорит о том Слово Божие, обрели блаженство. Основным содержанием духовной жизни человека должна стать любовь, делающая полноту существования достоянием личности. Ибо если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13, 1-3).

Всякое серьезное размышление на тему любви неминуемо порождает множество вопросов. И в самом деле, что означает любовь к другим людям, как возлюбить ближнего и дальнего, быть может весьма дальнего, и как все это должно устроиться в человеческой душе, когда ее сил не хватает даже на любовь к самым близким и родным?

И порой эта таинственная любовь, к которой призывает нас Сам Бог, начинает восприниматься человеком как далекий и прекрасный идеал, как несбыточная мечта, как явление не от мира сего. Ибо никто не в состоянии рассказать, что означает любовь к дальним и ближним, пока сам не испытает ее в полной мере. Но и в этом случае самая добросовестная попытка описать данную добродетель окажется несовершенной, ибо только совершенный человек способен совершенным образом донести до другого человека свой опыт любви к ближним и дальним. Но никто из нас не совершенен, и потому всякое описание любви как содержания христианской жизни вынужденно будет страдать неполнотой и незавершенностью, оставляя по себе вопросы и недоумения.

Однако тема любви всегда будет занимать мысли людей. Например, преподобный авва Дорофей оставил нам в назидание замечательную, почти математическую по точности, попытку дать наглядный образ любви человека к Богу и к ближнему: «Представьте себе круг, средину его — центр — и из центра исходящие радиусы-лучи. Эти радиусы чем дальше идут от центра, тем больше расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе подходят к центру, тем больше сближаются между собою. Положите теперь, что круг сей есть мир; самая средина круга — Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра к окружности или от окружности к центру, суть пути жизни людей. И тут то же: насколько святые входят внутрь круга к середине оного, желая приблизиться к Богу, настолько, по мере вхождения, они становятся ближе к Богу и друг к другу… Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога… в той же мере удаляются друг от друга, и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково и свойство любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближними, и сколько соединяемся с ближними, столько соединяемся и с Богом. То есть: 1) чем более человек упражняется в милосердии и любит людей, тем более приближается к Богу, и 2) чем более человек сердцем чувствует личное Божество, тем более он любит людей».

Опираясь на многовековой опыт Церкви, на опыт святых угодников и подвижников благочестия, можно сказать, что любовь есть особое состояние человеческого духа, когда даже самый дальний становится нам близким, когда даже к чужаку наше сердце обращается с трепетом и радостью, когда для блага даже постороннего и незнакомца мы готовы жертвовать чем-то дорогим, а порой и своей жизнью. Лучшее, на мой взгляд, в мировой истории описание этого удивительного состояния человеческого духа дал апостол Павел: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор. 13, 4-8).

С чего же начинается в нас жизнь этого таинственного и прекрасного чувства? Она начинается с простого, ибо невозможно в одночасье вырастить в себе такую любовь, которая представляет собой вершину в трудном восхождении по лестнице христианских добродетелей. И первыми ее ступенями являются такие, казалось бы, простые и такие очевидные христианскому сердцу добродетели, как неосуждение ближнего, хранение себя от раздражения, гордыни и гнева, противопоставления себя другим людям. Путь нашего духовного восхождения к вершине христианской любви тернист и очень труден. Однако невозможно обрести любовь в своем сердце, когда наш язык злоречив, когда у нас нет времени на других людей и нет интереса к ним. Невозможно обрести любовь в сердце, которое не отзывается на боль другого человека.

Читать еще:  Знаковые аспекты в синастрии любовной. Солнце в оппозиции к Луне

Преподобный авва Дорофей учит: «Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй. А позже начнешь мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается. И так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божией и верха лестницы. Ибо мало-помалу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Это значит возлюбить ближнего твоего, как самого себя (Мф. 19, 19)».

Живительная способность всем сердцем откликаться на горести и нужды другого является очень важным показателем духовного состояния человека. Она ясно свидетельствует о том, поднимается ли он по лестнице восхождения к вершинам христианских добродетелей или, напротив, сползает в бездну греха. Если сердце молчит, если в нем не происходит никаких движений при виде горя другого человека, если мы не находим в себе ни сил, ни желания сострадательно откликнуться на чужую беду и помочь тому, кто нуждается в нашей поддержке, то это является верным признаком нашей душевной черствости и косности, нашей неспособности расположить свое сердце к тому, чтобы в нем воцарилась любовь. Но, укрепляет нас в братской любви святитель Тихон Задонский, «если ближний и недостоин любви твоей, по твоему мнению, то достоин Бог, Которого он есть раб и Которого образ на себе носит, — достоин Христос, Который кровь Свою за него излиял».

Итак, любовь, которую преподобный Иоанн Лествичник именует «источником Божественного огня в сердце» (Слово 30, 35), есть величайшая христианская добродетель, дело и содержание нашей жизни. Любовь есть то, что постоянно наполняет человека радостью и счастьем, одновременно являясь целью, которую мы должны достигнуть на жизненном пути. Но восхождение к этой цели предполагает упорный и долгий труд, который складывается из последовательного и правильного решения внешне простых, но крайне важных задач в деле нашего духовного самовоспитания и самосовершенствования. «Искорените прежде эти злые древа страстей, и на месте их произрастет одно многоветвистое древо, дающее цвет и плод любви», — говорит святитель Феофан Затворник.

Любовью Бог ведет нас по пути к совершенству: «Для чего заповедал Господь любить врагов (Мф. 5, 44)? Для того, чтобы освободить тебя от ненависти, огорчения, гнева, памятозлобия и сподобить величайшего стяжания совершенной любви, которую невозможно иметь тому, кто не всех человеков равно любит, по примеру Бога, всех людей равно любящего и хотящего, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4)», — утверждает преподобный Максим Исповедник.

Святой Ефрем Сирин указывает в своем молитвословии только три добродетели, предшествующие любви, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3, 14): целомудрие, смиренномудрие и терпение. Однако таковых добродетелей множество. И только собирая их по крупицам в сокровищницу своего сердца можно расположить его к принятию Божественного дара любви. Потому что никакая человеческая сила не может возвысить наше естество настолько, чтобы мы сделались способными бескорыстно и жертвенно полюбить другого человека. Любовь есть Божий дар, потому что Сам Бог есть любовь. И, передав человеку Свой образ, одарив его Своею благодатью, оживотворив Своею энергией в ответ на нашу духовную борьбу с самими собой и наш подвиг духовного восхождения, Господь в какой-то момент благословляет нас знанием того, что есть любовь, и вселяет сей благодатный дар в наше сердце, потому что любовь покрывает множество грехов (1 Пет. 4, 8).

Святитель Феофан Затворник восклицает: «Люби Бога и ближнего, вот и все! Какой краткий катехизис! Какое несложное законоположение! Только два слова: люби Бога, люби ближнего; даже меньше, одно слово: люби, потому что кто истинно любит Бога, тот в Боге уже любит и ближнего, и кто истинно любит ближнего, тот любит уже Бога».

Вот почему иметь любовь в сердце можно только милостью Божией. И именно в силу этой причины преподобный Ефрем Сирин включает в дивную великопостную молитву прошение ко Господу о ниспослании духа любви, которого взыскуем и мы.

Читать еще:  Во сколько служба на крещение 18 января. Во сколько начинается служба в церкви в будни и воскресенье

Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово (2 Фес. 3, 5).

Патриарх Кирилл рассказал молодежи о любви

В минувшую пятницу завершился трехдневный визит Предстоятеля Церкви в Санкт-Петербург. Кульминацией визита стала встреча с молодежью. Патриарх говорил о мечтах, счастье и любви, а заодно о том, как он относится к нынешней власти. Искренность и необыкновенный эмоциональный накал речи захватили огромный зал, где собралось более 8000 студентов. Вступление было коротким, и Предстоятель перешел к главному:

– Что такое счастье? Работа, дом, здоровье, семья. Ответов множество, если их свести к общему знаменателю – человек хочет быть счастлив. Если мечту не удается реализовать, высокие идеалы, с ней связанные, подвергаются разрушению и осмеянию. И тогда человек разворачивается в другую сторону.

По мысли Патриарха, счастлив человек может быть, лишь если живет в созданной Богом системе нравственных координат. При этом материальный фактор отнюдь не сбрасывается со счетов: “Это важная составляющая человеческого благополучия. Но вот человек имеет дом, машину, да только у других и дом лучше, и машина дороже. Потребление может быть бесконечным, но оно перестает приносить удовлетворение. Человек может иметь очень многое, но не испытывать радости”. Патриарх рассказал про своего деда, отсидевшего в сталинских лагерях в общей сложности (с небольшими перерывами) почти 30 лет за то, что защищал Церковь от репрессий. На излете жизни стал священником, умер в 91 год. “Дед был счастлив”, – утверждает Патриарх. А вот другой пример: один из самых богатых людей на Земле – состояние в десятки миллиардов долларов. Его сын, наследник этой империи, не будучи психически больным, не дожив до 30 лет, покончил с собой.

– Каким бы ни было внешнее благополучие, безнравственный человек счастлив быть не может. По определению. Божьему, – считает Патриарх. – Через веру человеку дается сила Божия делать правильный выбор. Я мечтаю, чтобы никто не изменил курс, идя которым только и можно обрести счастье.

Едва Патриарх закончил речь, у микрофона возникла длинная очередь из желающих задать вопросы.

– Почему вы избрали монашеский путь? – спросил семинарист.

– Он создает оптимальные условия для труда во имя Божие. Повлияло и сложное положение Церкви в государстве. Мое служение могло вызвать неудовольствие властей, не хотелось подвергать близких опасности, – ответил Патриарх.

– Как понять, любовь от Бога или нет? – поинтересовался студент.

– Семинаристы просят благословение на брак. Однажды пришла пара, и мне что-то показалось сомнительным. Знакомы были месяца два. Они приехали на мотоцикле. И я спросил его: “Вот если упадете, она станет инвалидом – будешь ухаживать за ней всю жизнь?” Мне нужен был не ответ, а реакция. Он был в замешательстве. А любовь всегда связана с жертвой. Если не готов – не любишь. А то сейчас вступают в брак, а потом – зарплата не та, благополучия нет, и все – нет любви.

Уже после встречи студенты говорили, что этот ответ оказался им интереснее других. И девушки в мини-юбках, совсем не церковного вида, и курившие юноши признавались, что сказано все вроде просто, но заставляет задуматься: “Ведь и правда, разводов-то много”.

Не обошлось и без политики: “Вы говорили, что поддерживаете курс руководства страны. А в чем именно?”

– В нашем обществе много недостатков, коррупция, несовершенство законодательства. Никто не говорит, что мы достигли идеала. Наша страна на пороге модернизации, но впервые государство пытается соединить ее с духовной, культурной матрицей. И вот это движение мы поддерживаем. Реформы и Петра I, и большевиков отторгались народом потому, что осуществлялись без учета фундаментальных ценностей.

В эксклюзивном интервью Патриарх Кирилл рассказал о неисповедимости путей, ведущих к Богу, и истинной сущности служения Церкви

Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполнилось 70 лет. У каждого Предстоятеля церкви своя миссия. У послевоенных патриархов Алексия Первого и Пимена миссией было сохранение Русской православной церкви. Это было непросто. Особенно в хрущевские времена, когда Церковь подверглась новым гонениям.

В 1990 году на патриарший престол был избран Алексий Второй. Наступали новые времена. Церковь оживала после коммунизма. Миссией Алексия Второго стало возрождение Русской православной церкви. Открывались тысячи новых приходов. Восстанавливались монастыри, духовные учебные заведения.

Патриарх Кирилл взошел на патриарший престол семь лет назад. Я думаю, что его миссия – воцерковление России. Патриарх Кирилл говорит: “Россия – исконно христианская страна”. И мы видим, как для миллионов людей церковная жизнь из экзотики превращается в норму, становится частью повседневности. Мы поздравляем Святейшего Патриарха Кирилла с юбилеем. Многая лета.

Даже в юбилейные дни напряженный график работы Патриарха остался неизменным. Просто к повседневным делам добавились еще и праздничные хлопоты. С утра были журналисты, потом встреча с митрополитом Американским и Канадским Тихоном. И так до позднего вечера.

«Так, у нас очень мало времени. Пресс-конференция – нельзя опаздывать, там много людей очень. Патриарх — это ведь не только администратор. Патриарху необходима духовная, интеллектуальная подпитка, и осуществлять эту подпитку он может только в более или менее свободное время. К сожалению, у меня такого времени почти нет», – признается Патриарх Кирилл.

Читать еще:  К чему снится креститься во сне. Cонник креститься, к чему снится креститься во сне видеть

Впрочем, признается Патриарх, этого времени и до интронизации всегда не хватало. Ведь служение Богу требует полной самоотдачи. Выбор, кем быть, сын ленинградского священника Владимир Гундяев, так Святейшего звали в миру, сделал еще в детстве, прекрасна понимая, что путь к намеченной цели легким не будет.

Первая запись в личном деле Гундяева Владимира Михайловича о том, что он принят учеником чертежником картографического бюро с 01.12.1962 года.

Об этом периоде своей жизни, несмотря на все трудности, Патриарх вспоминает с особой теплотой. Окончив восемь классов, он уходит из школы и устраивается на работу в ленинградскую комплексную геологическую экспедицию чертить карты сначала в качестве ученика, а потом и самостоятельно. Параллельно по вечерам он продолжает учиться в так называемой школе рабочей молодежи.

«Мы очень бедно жили, и я хотел помочь родителям, и поэтому ушел практически из дому, и помогал материально родителям, как мог. Это такая как бы материальная часть этого замысла. С другой стороны, откровенно скажу, мне немного было скучно в школе, я себя прекрасно почувствовал среди взрослых людей. Это было время моего становления», – рассказывает Патриарх Кирилл.

На этом пути становления каждый новый этап оказывался труднее предыдущего. Нелегко было и в духовной академии, где по требованию митрополита Ленинградского Никодима будущий священник сдавал за один год по два курса. И в итоге закончил это учебное заведение с отличием. Именно в этот период, несмотря на возраст, он принимает одно из главных своих решений: отречься от всего мирского и стать монахом с именем Кирилл.

«В 22 года тяжело выбирать. То, что произошло со мной, в каком-то смысле это действительно перст Божий, видимо, так должно было быть, и я благодарю Господа, что он укрепил меня в то время. Потому что все-таки возраст был достаточно молодой. И помог мне пройти через те годы так, чтобы, что называется, не растратить себя, сохранить для будущего служения», – отмечает Патриарх Кирилл.

Каким в итоге будет это служение, тогда молодой иеродиакон даже и представить не мог. Он лишь хотел посвятить себя богословию и работать в Духовной Академии. И позже даже стал ее ректором. Но в 1984 году в судьбе будущего патриарха происходит крутой поворот. Его снимают с должности. Как позже выясниться, по указанию советских чиновников, курировавших церковь, которым не нравилась чрезмерная активность ректора, и отправляют возглавить Смоленскую епархию, а позже еще и Калининградскую.

Уникальные кадры, снятые больше 20 лет назад: молодой и энергичный митрополит Кирилл постоянно в разъездах, он принял епархию в очень плачевном состоянии. Хуже всего дела обстояли в Калининграде, где даже службы проводить было негде. Свято-Никольский храм. До образования Калининграда это была церковь Юдиттен. После войны и до 1985 года она была разрушена. Именно с восстановления этого храма и началось развитие Калининградской епархии.

Первым настоятелем нынешнего Свято-Никольского собора стал отец Софроний. Сюда его направил именно митрополит Кирилл. В то время о государственной помощи не могло быть и речи. Отстроить храм помогли прихожане и лично владыка Кирилл.

«Был один храм, сегодня их уже перевалилось за сотню. Конечно же, Владыка Кирилл привнес свое внутреннее ощущение любви к Богу, свое понимание крепости духа и веры, и он этим не мог не заразить в хорошем смысле слова своих прихожан и прежде всего клир», – отмечает архимандрит Софроний, настоятель кафедрального Свято-Георгиевского морского собора Балтийского флота.

Кирилл управлял Смоленской и Калининградской епархиями четверть века – годы, которые изменили всю его жизнь.

«Не было бы сегодня Патриарха Кирилла, если бы не было того самого митрополита Смоленского, потому что там произошло окончательное мое формирование, а оно не проходило в безоблачном каком-то пространстве, постоянно нужно было преодолевать трудности и нести крест», – отмечает Патриарх Кирилл.

С принятием патриаршества этих трудностей не стало меньше. Предстоятель уверен: церковь должна стать доступнее. Поэтому по всей стране открываются новые храмы, а с ними увеличивается и количество епархий. За семь лет — почти в два раза. Но главный упор Святейший делает на то, чтобы как можно больше людей захотели прийти в церковь. Обрели свой путь к Богу, каким бы трудным этот путь не казался.

«Хорошо известно выражение, что Бог не дает креста не по силам. А трудности, с которыми мы сталкиваемся, проблемы, с которыми мы сталкиваемся, они ведь требуют преодоления. А что такое преодоление? Это концентрация сил, это постоянное движение вперед. Вот нужно, думаю, не только священнослужителю это понимать, всем нужно понимать, что несение креста — это есть движение вперед и вверх», – отмечает Патриарх Кирилл.

Источники:

http://zachatevmon.ru/?p=11032
http://iz.ru/news/349136
http://www.1tv.ru/news/2016-11-20/314407-v_eksklyuzivnom_intervyu_patriarh_kirill_rasskazal_o_neispovedimosti_putey_veduschih_k_bogu_i_istinnoy_suschnosti_sluzheniya_tserkvi

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: